Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия # 126


Информационный Канал Subscribe.Ru

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 126 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

  ******************************

 21 октября  2005 г.

  ******************************

 КОНФЕРЕНЦИИ/СЕМИНАРЫ

  Церковно-историческая конференция "История Православия на Урале" (Екатеринбург, 31 октября - 2 ноября)

Екатеринбургская епархия, совместно с институтом истории и археологии уральского отделения Российской Академии наук, проводит церковно-историческую конференцию "История Православия на Урале", посвященную 120-летию Екатеринбургской епархии. Конференция будет проходить с 31 октября по 2 ноября 2005 года.

Предлагается обсуждение проблем по следующим темам:

"       история уральских епархий;

"       святость на Урале;

"       уральское монашество;

"       христианская книжность на Урале;

"       духовное просвещение и миссионерская деятельность Православной Церкви в регионе;

"       единоверие на Урале;

"       история Екатеринбургской епархии;

"       репрессии против Церкви;

"       возрождение Православия в конце ХХ - начале ХХI в.;

"       православные святыни региона: история, посещение, церковное краеведение;

"       церковное искусство и архитектура Урала: история и современность.

Патриархия.ru

 =================================

 25 октября 2005 г.

Теоретический семинар Института философии РАН "Философия религии - Теология - Религиоведение" (Москва, 25 октября)

25 октября 2005 г. в Институте философии РАН в рамках 2-го заседания семинара "Философия религии - Теология - Религиоведение" состоится доклад А. И. Кырлежева "Х. Яннарас и современная религиозная философия".

Доклаж будет прочитан в Красном зале Института Философии РАН в 16:00.

Патриархия.ru

 =============================

  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОЛОГИИ

195427, Санкт-Петербург,

Светлановский пр. д. 48/19. E-mail:

spbniipi@mail.ru, Тел: 556-80-75, 556-17-60

  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОЛОГИИ

при участии Российского Государственного педагогического университета имени А.И. Герцена и Санкт-Петербургского Института гуманитарного образования  проводит II Международную научную конференцию на тему "Св. Троица" преп. Андрея Рублева в свете православного апофатизма

 среди участников:

прот. Николай Озолин (Париж), Гаврюшин Н.К. (Москва), свящ. Стефан Ванеян (Москва), игумен Александр (Федоров), Маркидонов А.В. (Санкт-Петербург), Кутковой B.C. (Великий Новгород), Лепахин В.В. (Венгрия) и др.

Конференция состоится 18 ноября 2005 г. по адресу: Наб.р. Мойки, 48, корп. 4. Начало в 10 утра.

 ===========================

 Правительство Республики Мордовия

 Государственное учреждение "Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия"

 Патриарх Никон

 Программа всероссийской научно-практической конференции

 27 - 28 октября 2005 года

 Саранск, 2005

 Уважаемый коллега

 Приглашаем Вас принять участие в  Всероссийской научно-практической конференции "Патриарх Никон"

 Открытие конференции и первое пленарное заседание состоится 27 октября в 10 часов утра в конференц-зале Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (ул. Л. Толстого, 3, 4 этаж). Начало регистрации участников конференции 27 октября с 9 часов утра на 1 этаже института.

Заседание секций проводится 27 октября с 14 часов в аудиториях Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (ул. Л. Толстого, 3) и Саранском  Духовном училище (ул. Саранская, 67).

Заключительное пленарное заседание состоится 27 октября в 17 часов в конференц-зале Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (ул. Л. Толстого, 3, 1 этаж).

           Регламент работы конференции:

Доклад на пленарном заседании   -       20 - 25 мин.

Доклад на секционном заседании  -       10 - 15 мин.

Выступление в дискуссиях  конце секционных заседаний    -       до 5 мин

27 октября

10.00 - 13.00

            Пленарное заседание

   Приветственное слово Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия Конакова Валентина Васильевича.

Долгов Константин Михайлович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, политологии и культуры Дипломатической академии Министерства иностранных дел России. (Москва). Патриарх Никон: его роль в формировании Русской Православной Церкви, русской государственности и культуры.

Юрченков Валерий Анатольевич, доктор исторических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Саранск).

Шмидт Вильям Владимирович, кандидат философских наук, советник Российской Федерации 1 кл., Российская Академия государственной службы при Президенте РФ (Москва). Патриарх Никон: история и истории

Секция 1.

Патриарх Никон: личность и эпоха

(НИИ гуманитарных наук, 1 этаж)

Руководители:   Долгов К.М., д.ф.н., профессор (г. Москва), Шмидт В. В., к.филос. н. (Москва)

1. Аксенова Галина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России Московского педагогического государственного института. (Москва). Древности Российского государства: мемориальные предметы Патриарха Никона.

2. Воробьева Наталия Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наук, Омского института предпринимательства и права. (Омск). Понятие "благочиние" в "Духовном завещании Никона, Патриарха Московского".

3. Смирнова Валерия Борисовна, кандидат исторических наук, доцент Мордовского государственного университета им Н.П.Огарева (МГУ). (Саранск). Первый биограф Патриарха Никона - Иван Шушерин и его сочинения.

4. Васильева Елена Евгеньевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского народно-песенного искусства Санкт-петербургского университета культуры и искусств (СПбГУКИ), (Санкт-Петербург). Патриарх Никон в песнотворчестве архимандрита Германа

5. Бондарева Ольга Николаевна. Соискатель кафедры философии и культурологии РГИ Санкт-Петербургского государственного университета. (Санкт-Петербург). Об идейной сущности строительной деятельности Святейшего Патриарха Никона.

6. Липовецкий Владимир Владимирович, преподаватель Вологодского Православного Духовного училища (Вологда). Историографический  обзор заточения Патриарха Никона в Вологодском крае.

7.Морохин Алексей Владимирович., ассистент кафедры историографии и источниковедения исторического факультета ННГУ им. Н.И.Лобачевского  (Нижний Новгород). Казанский митрополит Корнилий и поставление на патриарший престол Никона в 1652 г.

8. .Новотрясов Николай Иванович, секретарь общественного совета по развитию православной культуры при Главе Республики Мордовия,

профессор.  (Саранск). О взаимосвязанности внешних обрядов с духовной сущностью никоновской реформы.

 Секция 2.

Церковь и религия в культурно-историческом процессе.

 (Духовное училище)

Руководители: Васильева О.Ю., д.и.н., профессор (Москва), протоиерей Александр Пелин, кандидат богословия, ректор Саранского Духовного училища.

1. Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте РФ (Москва). Митрополит Сергий (Страгородский) и Патриарх Никон: Об отмене клятв Собора 1666-1667 гг.

 2. протоиерей Александр Пелин, кандидат богословия, ректор Саранского Духовного училища, Слово о Никоне.

3.Бубнов Юрий Александрович, доктор философских наук, доцент, декан факультета философии и психологии Воронежского государственного университета (Воронеж). Социально-политические и правовые истоки секуляризации в средневековой Руси.

4. Ланцев Игорь Авенирович, доктор физико-математических наук, профессор Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого (НовГУ) (Великий Новгород). Эволюция религиозного сознания в культурно-историческом процессе.

5.Рамазанова Наталия Васильевна, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела рукописей Российской Национальной библиотеки (РНБ). (Санкт-Петербург). Церковно-певческие книги 1551-1651 гг. в культурно-историческом контексте.

6.Кручинина Альбина Никандрова, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель науки РФ, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории (СПбГК). (Санкт-Петербург). Певческие рукописи в коллекциях Патриарха Никона и его пострижеников.

7.Филатов Анатолий Сергеевич, кандидат философских наук, доцент Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. (Семфирополь). Символизация святости в русском православии.

8.Шаравин Иван Михайлович, руководитель проекта Автономная некоммерческая организация Центр Прикладных Гуманитарных исследований. Христианство и новые универсальные религии (к постановке вопроса).

9.Мищенко Нина Михайловна, доцент кафедры филологического образования Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров (КРИРОиПК) (Сыктывкар). Человек в пространстве культуры. Роль пространства культуры в формировании духовно-нравственных качеств личности.

10.Есин А.В. аспирант НИИГН при Правительстве РМ. (Саранск). Роль церкви в социально-политическом развитии деревни во второй половине 1980-х - начале 1990 гг. (на примере Мордовии)

11.Балаев С.Г. аспирант НИИГН при Правительстве РМ. (Саранск). Проведение секуляризации 1764 г. В Мордовском крае.

12.Шкердина Н.О. кандидат исторических наук, сотрудник отдела теории и истории культуры НИИГН при Правительстве РМ. (Саранск). Роль православия в стабилизации геополитической ситуации на  территории Среднего Поволжья по сведениям западноевропейских авторов XVI - XVIII вв.

13.Титов Евгений Альбертович, студент исторического факультета Вятского государственного гуманитарного университета. (Киров). Церковно-приходская школа на страницах местной периодической печати в начале правления Николая II.

14.Кожевникова Татьяна Владимировна, студентка исторического факультета Вятского государственного гуманитарного университета. (Киров). К ранней истории Вятской духовной семинарии.

15.Гомаюнов Илья Сергеевич, студент исторического факультета Вятского государственного гуманитарного университета. (Киров). Церковные реформы Александра II.: региональная специфика.

16.Тодоров Андрей Алексеевич, сотрудник журнала "The Economist". (Москва).  ...И разбойнику рая двери отверзый.

17.Ларкина Ирина Васильевна, аспирант кафедры педагогики МГУ им. Н. П. Огарева. (Саранск). Русские религиозные мыслители об особенностях религиозного воспитания.

18.Чуватова Надежда Евгеньевна, старший преподаватель кафедры педагогики МГУ им. Н. П. Огарева. (Саранск). Аксиологическая концепция Патриарха Никона и современная система образования.

  Секция 3. Мировоззрение и традиционная обрядность народов Среднего Поволжья.

 (НИИ гуманитарных наук, 1 этаж)

Руководители Кожурин Ю.Ф. д.филос. н. (г. Саранск), Чумакова Т.В. д.филос.н. (Санкт-Петербург).

1.Чумакова Татьяна Витаутасовна, доктор философских наук, доцент кафедры религиоведения и философии религии Санкт-петербургского государственного университета. (Санкт-Петербург). Женская святость в русской культуре XVII вв.

2. Казанцева Светлана Александровна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник института философии РАН. (Москва). Проблема духовного в современной культуре.

3.Пискайкина Т.С. (Саранск). Топонимия в мировосприятии этносов мордовского края.

4.Дубровская О.В. (Саранск). Традиционная обрядовая культура в организации и поддержании здорового образа жизни детей мордовского края.

5. Ковалева В.В. (Саранск). Вышивка одежды у русского населения Мордовии как отражение мировоззрения их культурного пространства.

6. Счастлива Е.А. (Саранск). Традиционная обрядность в этноветеринарии у народов Республики Мордовия (к истории вопроса).

7. Кандрина И.А. (Саранск). Этнопсихологический аспект традиционной медицинской культуры в мировоззрении финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья.

8. Авдошкина Н.Н. (Саранск). Роль полотенца в традиционной обрядности русских и мордвы, проживающих в Республике Мордовия.

9.Щанкина Л.Н. (Саранск). Традиционные обряды татар-мишарей, проживающих в Республике Мордовия.

 ============================

  МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СПбГУ

         18 НОЯБРЯ 2005 года Международный центр антинаркотической политики ECAD/Санкт-Петербургский Государственный Университет в рамках реализации проекта "Антинаркотический менеджмент" проводит последний из 4-х планируемых на 2005 год семинар "Наркотики и религия. Что имеет значение для противодействия?". 

На семинар приглашаются ответственные секретари МВК субъектов федерации, сотрудники Администраций городов-членов ECAD и Управлений ФСНК РФ, руководители общественных организаций и ученые, исследующие взаимосвязь государственной и муниципальной антинаркотической политики с деятельностью религиозных организаций. 

В программе семинара доклады экспертов по заявленной теме и выступления участников с целью создания банка идей по проблеме повышения эффективности деятельности религиозных организаций в региональной и муниципальной антинаркотической политике.

Для участия в семинаре необходимо зарегистрироваться на www.ecad.ru . Заявку  на участие в соответствии с формой рекомендованной сайтом www.ecad.ru можно отправить также по факсу: (812) 328-96-65. Ждем Ваши вопросы экспертам.

Место  проведения семинара: Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д.5, философский факультет, ауд. 108 (правая лестница, 3 этаж).

Время: 10.00.- 17.00., регистрация с 9.30.

               Раздаточные материалы: На семинаре будет распространен очередной спецвыпуск журнала "Санкт-Петербургский Государственный Университет", посвященный предпоследнему семинару "Профилактика наркозависимости в контексте политики и управления".

  Примечание: Международный Центр Антинаркотической Политики СПбГУ также поможет с размещением в общежитии СПбГУ на местах повышенного комфорта. Для поселения необходимо сообщить по тел./факсу: (812) 328-96-65 дату прибытия и отъезда, Ф.И.О., должность, серию и номер паспорта, где и кем выдан, а также согласовать вопрос о прибытии и поселении по телефону (812) 328-96-65 не позднее, чем за одну неделю до приезда.

Георгий Зазулин

Координатор Международного Центра Антинаркотической Политики СПбГУ,

Член ОАК при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО,

Официальный представитель ECAD в России

www.ecad.ru

Исполнитель: Кудрявцева Мария

Тел./факс: (812) 328-96-65

maria@ecad.ru

  ******************************

  27 октября 2005 г.   Москва, 27 октября. В день 500-летия кончины великого князя Московского Ивана III в Московском Кремле состоится поминальная служба и панихида у его гробницы в Архангельском соборе. Возглавит богослужение архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Патриархия.ru

 ******************************

  ОБЪЯВЛЕНИЯ

 Уважаемые подписчики и читатели журнала "Этнографическое обозрение"!

 Сообщаем Вам, что открыта подписка на первое полугодие 2006 г., и приглашаем Вас подписаться на журнал. 2006-й год - юбилейный для издания. Журналу

исполняется 80 лет. В 2006 г. публикация журнала будет осуществляться в специальном юбилейном дизайне. Вас ждут интересные материалы и тематические номера, в

которых Вы увидите дискуссии и блоки статей по таким темам, как научное наследие и концепции С.М.Широкогорова; проблемы концепции "этнос"; ислам как феномен на

постсоветском пространстве; проблемы армяноведческих исследований; научные идеи Л.Н.Гумилева; евразийство как понятие в науке, политике, культуре и идеологии; а

также другие интересные публикации.

 К нам поступило и продолжает поступать большое число просьб о приобретении отдельных номеров за текущий, 2005 г., в котором в журнале появился ряд публикаций и

тематических блоков, привлекших большое внимание как в России, так и за рубежом. Увы, напоминаем Вам, согласно правилам издания и распространения журналов

Издательства Наука, журнал "Этнографическое обозрение" распространяется ТОЛЬКО по подписке. Номера за 2006 г. будет приобрести так же сложно, как и номера за

2005 г. Поэтому, пожалуйста, подписывайтесь сейчас. В редакции идет активная работа по формированию выпусков юбилейного, 2006 г., и мы предчувствуем, что спрос

на номера опять превысит число подписчиков.

 Находящимся в столичном регионе будет наиболее удобно и экономично подписываться не через почтовые отделения, а непосредственно в редакции журнала (до 10

ноября). Жители других городов, имеющие возможность забирать журнал в редакции, могут также обращаться в редакцию по вопросу подписки. Жителям стран СНГ и

других государств, которые не могут подписаться на журнал из-за невозможности доставки, мы рекомендуем обратиться с запросом к гл. редактору журнала (мы можем

пойти Вам навстречу, оформить для Вас подписку и высылать Вам журнал, если Вы покроете стоимость пересылки журнала бандеролью). Со всеми вопросами

обращайтесь, пожалуйста, по электронной почте: ethnorev@list.ru, либо по тел.: (095) 938-1867. Еще раз напоминаем, что подписка через редакцию журнала - до 10

ноября.

 Спасибо за внимание.

 Надеемся видеть Вас в числе подписчиков в 2006 г.!

 В.А.Тишков Чл.-корр. РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН

 С.В.Соколовский Гл. редактор журнала "ЭО" Редколлегия журнала "ЭО"_

 Редакция журнала "Этнографическое Обозрение"

 Институт Этнологии и Антропологии РАН

Ленинский пр.32а, Москва, 119334

Тел.: (095) 938-1867

Etnograficheskoe Obozrenie journal, Editorial Office

Institute of Ethnology and Anthropology, RAS

Leninsky prosp.32a, Moscow, 119334, Russia

Phone: (095) 938-1867

  ******************************

  НОВЫЕ КНИГИ

 Яннарас X. Избранное: Личность и Эрос / Пер. с греч. - М.: РОССПЭН, 2005. - 480 с. - (Серия "Книга света")

Издательство РОССПЭН выпустило в свет сборник избранных работ известного православного богослова и философа Христоса Яннараса.

По убеждению Христоса Яннараса, сегодня цивилизация Запада находится в состоянии кризиса. Его истоки восходят к эпохе разделения Церквей, когда Западный мир избрал свой духовный путь. Выходом из тупика могло бы стать открытие и усвоение западной цивилизацией того видения мира и человека, которое сложилось на православном Востоке и в основе которого находятся две фундаментальные категории: Личность и Эрос.

Патриархия.ru

 ===========================

 А. В. Конотоп. Русское строчное многоголосие XV-XVII веков: Текстология. Стиль. Культурный контекст. -М.: Изд. Дом "Композитор", 2005. - 352 с., прил.

В книге на уровне текстологии, стиля, культурологии исследуется ранняя форма русского церковного многоголосия, В книге на уровне текстологии, стиля, культурологии исследуется ранняя форма русского церковного многоголосия, которая представляет собой уникальный по своим музыкальным особенностям и еще во многом загадочный пласт певческого искусства. Главной целью работы является выяснение возможностей аутентичного прочтения многоголосных (строчных) партитур. Автор освещает не только теоретические проблемы, но практическую и даже бытовую стороны церковного пения, рассматривает его и народно-песенную традицию как две ветви единого национального искусства.

В работе использован комплексный метод исследования русских певческих рукописей, с привлечением исторических, палеографических, текстологических, музыковедческих, статистических данных и обоснована новая концепция дешифровки и реконструкции памятников строчного пения.

К исследованию приложены нотное приложение и аудио компакт-диск с примерами

Патриархия.ru

  =============================

 Хрестоматия по сравнительному богословию: Учеб. пособие. - М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. - 847 с.

Настоящее издание представляет собой первый в современной отечественной издательской практике опыт систематического собрания текстов по преимуществу русских, но также и зарубежных православных богословов, философов, историков ХIX-ХХ веков по одному из ключевых разделов сравнительного богословия.

В предложенных вниманию читателя публикациях многообразно и с естественной вариативностью подходов освещаются ключевые проблемы, встававшие перед православной традицией в связи с необходимостью давать церковную оценку тем специфическим аспектам вероучения, каноники, церковной жизни римского католицизма, сформировавшимся в древности или возникшим уже в Новое время.

Хрестоматия адресована студентам Духовных школ, православных институтов и университетов (предложенный в ней материал соответствует программе III курса Духовной Семинарии по сравнительному богословию), а также широкому кругу читателей

Патриархия.ru

  ===========================================

 А.А. Ткаченко: Адо Пьер. Духовные упражнения и античная философия / Пер. с франц. М.; СПб., 2005.

[ Рецензия ]

Работы профессора Пьера Адо (род. 1922), одного из ведущих современных специалистов по истории античной философии, давно и хорошо известны отечественному читателю. На русский язык уже переводились его "Плотин, или Простота взгляда" (М., 1991) и "Что такое античная философия?" (М., 1999).

Сборник "Духовные упражнения и античная философия", первое издание которого увидело свет в 1981 году, - не только прекрасное научное исследование, свидетельствующее об эрудиции и широте кругозора автора, но и реакция на интеллектуальную ситуацию в современном мире, и призыв к нравственному обновлению, и автобиография, и диалог с коллегами (в данном случае, с ныне покойным известным французским философом Мишелем Фуко). Как и другие работы П. Адо, статьи, вошедшие в этот сборник, говорят о его литературном таланте.

Круг проблем, затрагиваемых в книге, не случаен. Адо получил католическое образование и начинал изучение философии с томизма. Затем, подобно многим своим современникам, увлекся экзистенциализмом. В научном мире он стал известен как исследователь и издатель текстов латинских отцов и учителей Церкви IV в. (Амвросия Медиоланского, Мария Викторина) и позднеантичных философов (Плотина и Порфирия).

На первый взгляд, в заглавии сборника содержится аллюзия на "Духовные упражнения" Игнатия Лойолы (что, в общем, было бы не удивительно для католического ученого). Однако, как объясняет сам П. Адо, он предпочел говорить именно о духовных, а не интеллектуальных или нравственных упражнениях в эпоху Античности, потому что эти упражнения затрагивали все человеческое существо, и мысли, и слова, и поступки человека. Латинский термин "exercitia spiritualia" употреблялся уже в творениях латинских отцов Церкви, являясь синонимом греческого термина "askesis" ("аскеза"), и означал не только внешние проявления воздержания (пост, долулежание, непрестанную молитву и т. п.), но прежде всего их внутренние духовные составляющие (то, что в христианской традиции известно, как борьба со страстями, духовное делание и т. п.).

Тема античного наследия в христианстве как религиозной системе и в христианской культуре давно занимает умы ученых. И предлагаемые решения a priori не могут быть простыми. Было бы крайним упрощением говорить о прямых заимствованиях. Вместе с тем, данные, собранные и проанализированные П. Адо и его предшественниками, на работы которых он ссылается, помогают увидеть в греко-римской античности не только разгул язычества, нравственную деградацию, безжизненный интеллектуализм и риторическое пустословие. В книге П. Адо говорится о том, как высоко ценился в ту эпоху внутренний труд мысли и воли, какое значение придавалось нравственному самосовершенствованию.

Отправной точкой для автора стал вопрос о причинах кажущейся "бессвязанности" многих античных философов. Их произведения не создают впечатления целостных философских систем, подобных тем, что были характерны для новоевропейской философии. Это обстоятельство всегда создавало трудности для исследователей, пытавшихся реконструировать взгляды того или иного философа. На многих примерах Адо показывает, что античные философы не создавали отвлеченных теорий. Их философский дискурс был направлен на то, чтобы оправдать и объяснить определенный образ жизни. Те, кто пытался разделить философию и праксис, порицались.

Хотя трактатов под названием "духовные упражнения" не сохранилось (кроме небольшой главы у Эпиктета - "Об упражнении на деле" (Беседы. 3. 12. 1-7); при этом  они все же упоминаются в перечнях трудов некоторых философов, прежде всего, стоиков), практические указания рассеяны по творениям многих авторов (Филона Александрийского, Плутарха, Сенеки и других). Само занятие философией понималось как врачевание, которое основано на преобразовании способа видения человеком себя и окружающего мира. Для достижения этого необходим постоянный контроль над своим внутренним миром, диалог с самим собой. Необходимо вырабатывать привычку к творению добра. К числу духовных упражнений относится дружба. Даже занятия физикой служат лишь для достижения безмятежности духа. Отдельные античные авторы говорят и о непрестанной памяти о Боге (например, Порфирий). Следствием всех этих упражнений должно стать преображение всего человека.

Сравнивая античные практики с христианскими, П. Адо показывает глубокие знания древней монашеской письменности. Отмечая сходства и различия, он, тем не менее, подчеркивает, что христианство в Античности было не просто одной из философских систем среди множества других. Неслучайно, ранние отцы Церкви и христианские писатели III века, хорошо знакомые с античной философией и видевшие в ней семена Божественного Логоса, говорили о христианстве как о полном откровении Логоса, единственной истинной философии.

Отдельные главы книги посвящены Сократу, ключевой фигуре для античной философии в целом, и императору Марку Аврелию, философскому произведению которого дается новая интерпретация. В науке долгое время существовал стереотип императора-философа на троне, уставшего от повседневной суеты, пессимиста и мизантропа. П. Адо по-новому определяет жанр его сочинения, доказывая, что перед нами отнюдь не личный дневник, а письменное упражнение, которое следует оценивать именно в контексте "духовных упражнений".

Особое внимание П. Адо уделяет проблеме "конверсии", то есть обращения (что в христианской традиции изначально было принято называть "покаянием"). Под "конверсией" античные философы понимали переход от неподлинных состояния и образа жизни к подлинным. Однако автор подчеркивает, что идея "просветления" все-таки была чужда Античности (все античные религии были религиями равновесия).

Представляет также интерес и небольшая глава, посвященная негативной теологии (апофатическому богословию) в Античности, в которой П. Адо обращается также к трудам философа Л. Витгенштейна и богослова В. Н. Лосского.

В приложении к данному изданию сборника помещен ряд статей, выступлений и интервью автора, в которых речь в основном идет о проблемах современности. Как замечает П. Адо, для него, как и для античных философов, философия является не теоретическим знанием, а преображенной повседневностью.

В целом, перевод книги выполнен на высоком уровне, хотя время от времени философ Дамаский становится "Дамаскиным", а философ и историк Ксенофонт - "Ксенофоном" (что расходится с отечественной традицией передачи имен).

Несмотря на это, сборник будет интересен православным читателям, помогая лучше понять тот контекст, в котором возникли и сформировались христианские учение и практика духовной жизни. Тем более что, как напоминает нам автор, чтение - это тоже духовное упражнение. Александр Ткаченко

  ******************************

 ИНТЕРНЕТ на сайте "Архивы России" (www.rusarchives.ru/new.shtml) размещена следующая информация: http://www.rusarchives.ru/news/order_gov626.shtml

Постановление Правительства РФ N 626 "О Правительственной комиссии по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание http://www.rusarchives.ru/news/gov_commission.shtml

Положение о Правительственной комиссии по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание. http://www.rusarchives.ru/news/gov_commission.shtml#1

Состав Правительственной комиссии по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание

  ******************************

    НОВОСТИ

 http://www.rpsc.ru/version/index.php

 Избран новый старообрядческий митрополит

Собравшийся во Святом Духе Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви большинством две трети голосов избрал новым митрополитом Московским и всея Руси епископа Казанского и Вятского Корнилия (Титова). Ожидается, что владыка Корнилий может осохранить преемственность курса развития Церкви, избранного его предшественником митрополитом Андрианом.

 

Избранный 18 октября 2005 года на Московский первосвятительский престол епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) родился 1 августа 1947 года в гор. Орехово-Зуево в традиционной старообрядческой семье. В сан диакона рукоположен митрополитом Алимпием (Гусевым) в 1997 году, а в сан священника митрополитом Андрианом (Четверговым) 8 марта 2004 года. Епископ Корнилий служил вторым священником храма Рожества Богородицы в г. Орехово-Зуеве. Избран кандидатом в епископы на Освященном Соборе в октябре 2004 года. 14 марта сего года епископ Корнилий принял иноческий постриг. 8 мая 2005 г. Преосвященнейший митрополит Андриан в сослужении епископов Силуяна Новосибирского и всея Сибири, Германа временно Дальневосточного и Евмения Кишиневского и всея Молдавии рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа на Казанскую и Вятскую епархию.

 ===============

  Назначен день интронизации нового митрополита

 На утреннем заседании 19 октября 2005 года Освященный Собор постановил совершить интронизацию (настолование) избранного митрополита Московского и всея Руси Корнилия в воскресение 23 октября (н. ст.).

   ===========================

 http://www.newizv.ru/2005-10-20/

 Митрополит Московский и всея Руси Корнилий

"О вере предков - на более понятном языке"

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

 Предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) избран епископ Корнилий (Титов). Победа, одержанная им после трех туров голосования - оно прошло поздно вечером во вторник, - для большинства наблюдателей стала настоящим сюрпризом. Обращаясь к Освященному Собору РПСЦ, он заявил о готовности следовать курсом умершего в августе митрополита Андриана. Свое первое интервью глава российских старообрядцев дал "Новым Известиям".

  - Владыко, месяц назад вы несли поклонный крест на место кончины покойного первоиерарха РПСЦ митрополита Андриана, а теперь крест церковного служения, который нес он, лег на ваши плечи. Митрополит Андриан сыграл в вашей судьбе очень большую роль. Можно ли сказать, что решающий голос на Соборе он сам как будто подал за вас?

 - Несомненно, так и есть. Я это чувствовал и в своих трудах, и весь день, пока шло голосование, и верю, что приснопоминаемый владыко Андриан и впредь будет мне незримо помогать в несении его тяжелого креста своими молитвами перед престолом Всевышнего.

 - Как вы полагаете, повлияет ли "омоложение" старообрядчества, о котором говорил митрополит Андриан в интервью нашей газете, на положение РПСЦ в современном российском обществе?

 - Повлияет - в сторону и укрепления Церкви, и доступности древнерусских традиций современному молодому человеку, разговора о вере наших предков на более понятном языке.

 - Какие задачи вы сегодня для себя считаете первоочередными?

 - В ближайшее время я намерен ознакомиться с положением дел в наших епархиях и приходах. Я буду продолжать установленные митрополитом Андрианом добрые отношения с властями и деловыми кругами России, с руководством общественных организаций и главами иных конфессий. Другая важнейшая задача - развитие духовного образования как в стенах нашего, только что возрожденного, училища в Рогожской слободе, так и в целом в Церкви. Сразу по окончании работы Собора мне предстоит приступить к решению насущных внутрицерковных проблем.

 © 2003, "ЗАО "Газета Новые Известия

 ===============================

  http://www.patriarchia.ru/db/text/53982.html

 19 октября 2005 г.

 Приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия в адрес новоизбранного главы Русской Православной Старообрядческой Церкви

[ Патриарх : приветствия и обращения ]

18 октября 2005 года предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви был избран архиепископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов). Предстоятель Русской Православной Церкви направил поздравление Высокопреосвященнейшему Корнилию, новоизбранному старообрядческому митрополиту Московскому и всея Руси.

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Корнилию, старообрядческому митрополиту Московскому и всея Руси

Ваше Высокопреосвященство!

Сердечно поздравляю Вас с избранием на высокий пост предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви. Желаю Вашему Высокопреосвященству помощи Божией в предстоящем ответственном служении и выражаю свою искреннюю надежду на то, что установившиеся между нашими Церквами добрые и взаимно-уважительные отношения сохранятся и в будущем.

Да умножит Всещедрый Господь Ваши духовные и телесные силы на многая и благая лета.

С любовью о Христе,

+АЛЕКСИЙ, Патриарх Московский и всея Руси

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное