Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


Информационный Канал Subscribe.Ru

НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

11-17 ноября 2005 года


ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ

Штат Юта растет, а мормонское большинство сокращается

Год от года штат Юта становится все менее «мормонским». И 2005 год — не исключение. Согласно церковной статистике и подсчетам населения штата около 61,8% жителей Юты причисляют себя к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Этот показатель снизился по сравнению с прошлогодними 62,4% и продолжает тенденцию к убыванию, которая прослеживается в течение, по крайней мере, последних 16 лет.

«Уменьшение концентрации» мормонов не удивляет сотрудника Церкви СПД Уолта Буссе, члена Комитета по подсчету населения штата Юта. Развитая экономика привлекает в штат десятки тысяч рабочих, и Буссе считает логичным, что доля мормонов среди жителей штата уменьшается. Хотя число жителей, причисляющих себя к мормонам, выросло на 32 807 человек, население штата в целом выросло на 78 159 человек.

Руководство церкви рассматривает этот демографический сдвиг как возможность для общения. «Растущее разнообразие населения Юты дает Святым последних дней, живущим в этом штате, возможность показать себя добрыми соседями и приветливо встретить вновь прибывших, — заявил в понедельник представитель Церкви СПД Дэйл Биллс. — Президент Хинкли попросил членов церкви быть великодушными, открытыми и дружелюбными к представителям других религий».

Издание 1840 года

Издание 1841 года

Хотя руководители СПД и соглашаются с данными статистики, они говорят, что эти данные неполны. В Церкви СПД существует категория членов церкви, чье место жительство неизвестно. По словам представителя церкви Меррила Дж. Бэйтмана, эти потерявшиеся мормоны составляют почти 10% членов Церкви СПД в штате Юта. С учетом этих членов доля мормонов в населении Юты составляют чуть менее 70%. Однако это число, а равно и официальное число членов церкви, которое сообщается властям штата, включает в себя тех людей, которые уже больше не живут в соответствии с учением религии, господствующей в Юте. Кроме того, поскольку имена потерявшихся членов церкви остаются в списке, пока им не исполнится 110 лет, это число также включает в себя и уже умерших людей.

— Salt Lake Tribune

Украдены редкие экземпляры Книги Мормона

Два очень редких экземпляра Книги Мормона, напечатанных в 1840-х годах, были украдены из института, расположенного неподалеку от Университета Юты. Сейф, в котором хранились книги (одна была напечатана в 1840 году в Нову, другая — в 1841 году в Ливерпуле), стоял в шкафу в одном из кабинетов Института религии при Университете Солт-Лейк Сити.

Издания 1840 и 1841 года стоят, соответственно, около 35 000 и 25 000 долларов, сказал Кен Сандерс, владелец магазина редких книг в Солт-Лейк Сити. «Денежная стоимость была для нас не так важна, — заявил директор института Аллан Ганнерсон. — Мы могли бы передать их историческому отделу церкви… Мы полагали, что нам очень повезло иметь их в своем аспоряжении».

Издание 1840 года было третьим, а издание 1840 года — четвертым изданием Книги Мормона. Хотя Сандерс не смог сказать, сколько экземпляров сохранилось, издания выходили очень небольшим тиражом. «Эти книги очень ценны. Многие хотели бы их заполучить. За ними охотятся, и они продаются по довольно высокой цене», — сказал Сандерс, который занимается антикварной книготорговлей уже 35 лет.

— Salt Lake Tribune

ПУТЬ В БЕЛОВОДЬЕ / АШРАМ ШАМБАЛЫ / КОНСТАНТИН РУДНЕВ

Новые преступления сибирского сектанта

Тоталитарная секта «Путь в Беловодье», известная также под именами «Ашрам Шамбалы» и «Академия Счастья», дотянула свои щупальца даже за океан. Настоятели секты доводят людей до состояния зомби: избивают, унижают, насилуют, пичкают наркотиками. «Комсомольская правда» предлагает читателям материалы следствия.

Секта основала свои ячейки по всей России, от Москвы до Хабаровска, но столица культа — Новосибирск. Во главе организации стоит «учитель» — Константин Руднев (он же Богомудр Алтай Каган, он же Шри Аватар Муни). Юрист Александр Харитиди, который в 1990-х годах читал будущему «гуру» лекции по психологии шаманизма, рассказывает, что в детстве его ученик получил страшную психическую травму, а в юности был комиссован из армии с диагнозом «психопатия».

В конце 1990-х, во время расцвета секты, Рудневым заинтересовалась ФСБ. Но собрать достаточные доказательства его вины не удалось, т.к. адепты отдавали свою собственность — деньги и квартиры — «добровольно». Напуганный фигурант уехал из нашего города и вскоре перебрался в США. Там его посланцы пытались обращать в свою веру студентов. На это обратили внимание полицейские, и теперь Руднев — не самый желанный гость в Америке.

Год назад, в 2004-м, «гуру» вернулся в Новосибирск, где его уже поджидали оперативники. Руднева задержали прямо в одном из «Ашрамов». Но «учителю» опять удалось уйти от правосудия. Следствие продолжается...

КП в Новосибирске, 17 ноября

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

В Восточной Европе будет построен первый дзен-буддийский храм

Монах одного из корейских дзен-буддийских орденов Чон Ан, венгр по происхождению и последователь одного из выдающихся корейских мастеров этого учения Сон Сана, намерен построить в Венгрии дзэн-буддийский храм.

Планируется построить храм в традиционно корейском стиле на участке в семь акров, расположенном в часе езды на автомобиле из Будапешта. Проект намечено реализовать в 2008 году, сообщает Портал-Кредо.
Чон Ан родился в Будапеште. Будучи студентом, он бросил учебу после того как в 1989 году встретил дзэн-буддийского наставника Сон Сана, который и ввел венгра в практику дзэн-буддизма. Много лет Чон Ан проживал в одном из монастырей Южной Кореи. В 1999 году он вернулся в Венгрию и ныне занимается распространением дзэн в Венгрии и соседних странах.

— Regions. Ru, 13 ноября

ГОСУДАРСТВО И КУЛЬТЫ

Минюст РФ решает судьбу иностранных миссионеров

Поступающую в СМИ противоречивую информацию о предложении Минюста РФ ужесточить контроль за деятельностью иностранных миссионеров объединяет факт единства в намерении решить эту проблему.

Александр Чуев

Газета «Ведомости» в понедельник сообщила о предложении Министерства юстиции РФ радикальных мер по усилению контроля над религиозными организациями. В частности, предлагается ужесточить порядок выдачи въездных виз миссионерам и упростить процедуру ликвидации религиозных центров, говорится в докладе министерства, который оказался в распоряжении газеты. Документ был подготовлен к октябрьскому расширенному заседанию Совета безопасности. Его авторы констатируют, что Россия подвергается «иностранной религиозной экспансии»: за последние десять лет число религиозных движений в стране выросло с 20 до 69. Для противодействия этой экспансии предложено ограничить приток в Россию иностранных миссионеров и упорядочить регистрацию религиозных объединений, отмечает издание.

Заместитель председателя думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев согласен с тем, что деятельность иностранных миссионеров должна быть прозрачной, чтобы не допустить проникновения в Россию представителей религиозного экстремизма. Во вторник он заявил, что не все предложения министерства юстиции находят поддержку у депутатов. «Никто не спорит, что надо упорядочить процедуру выдачи виз иностранным миссионерам. Но это не означает ограничений в их деятельности, просто она должна быть прозрачной, иначе есть опасность проникновения на территорию России представителей религиозного экстремизма», — заявил Чуев.

Сергей Попов

Как сообщает пресс-служба Московской патриархии, Чуев также отметил, что достигнуто согласие и по вопросу о том, что при регистрации новых религиозных организаций «должна проводиться экспертиза их учений». В Государственной Думе готовится законопроект, который должен упорядочить миссионерскую деятельность на территории России. По словам источника в Федеральном Собрании, одновременно планируется ввести как административную, так и уголовную ответственность за «незаконное миссионерство, сопряженное с разжиганием экстремизма». Источник отметил, что, по данным экспертов Минюста РФ, «тенденция нарастания экстремизма на религиозной основе прежде всего обусловлена ростом иностранной религиозной экспансии».

Тем не менее, глава комитета нижней палаты по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов опроверг сообщения СМИ о якобы готовящихся в Минюсте предложений по более жесткому контролю за деятельностью иностранных миссионеров. Как сообщил ресурс «Религия и СМИ», депутат отметил, что в комитете нет никакой информации относительно сроков и содержания внесения Минюстом таких поправок к действующему Закону о свободе совести. Тем не менее, Попов высказал мнение, что «проблема существует, и с ней надо серьезно разобраться».

— АНН, 15 ноября

В парламенте Украины зарегистрирован законопроект о запрете деятельности тоталитарных сект

Депутат Верховной Рады Украины Владимир Спивачук (фракция Соцпартии) предложил парламенту запретить деятельность тоталитарных сект. Об этом сказано в предложенных им поправках к закону «О свободе совести и религиозных организациях», сообщает в четверг пресс-служба Украинской православной церкви.

Депутат предлагает подразумевать под понятием «тоталитарная секта» религиозную организацию, деятельность которой направлена на нарушение прав и свобод граждан путем использования мероприятий опасного психологического влияния.

«Опасное психологическое влияние» предлагается понимать как психологическое влияние и другие манипуляции с эмоционально-волевой сферой человека, с использованием эмоциональных и психологических перегрузок, стрессов, индивидуальной склонности к внушению, безволию, недостаточного умственного развития и незрелости эмоционально-волевой сферы личности. При этом как результат такого влияния называются потеря личностью социальных ориентиров или ценностей, снижение самооценки, временное расстройство психической деятельности.

Согласно законопроекту, вред, нанесенный пострадавшему от опасного психологического влияния членов тоталитарной секты, подлежит возмещению в порядке, установленном Гражданским кодексом.

— Интерфакс

АНТИСЕКТАНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Новосибирский информационно-консультационный центр по вопросам сектантства при соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского изменил свой статус

Центр перешел в подчинение столичной межрегиональной общественной организации «Центр религиоведческих исследований», президентом которого является известный сектовед, профессор Александр Дворкин. Директором Новосибирского отделения, согласно постановлению Учредительного собрания МРОО, назначен бывший руководитель Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства, настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин.

«Мы всегда тесно сотрудничали с московским „Центром религиоведческих исследований“, — сказал заместитель директора Новосибирского отделения МРОО Олег Заев. — Ежедневно обменивались информацией, регулярно организовывали лекции профессора Дворкина в Новосибирске, готовили совместные проекты и так далее. Отец Александр и Александр Леонидович всегда принимали и принимают участие в заметных международных конференциях, которые проходят как в нашей стране, так и за рубежом. Тем не менее, то, что мы стали отделением „Центра религиоведческих исследований“ только повысит эффективность нашей работы».

Протоиерей Александр Новопашин и президент FECRIS Жан Нокэн

Новосибирский информационно-консультационный центр до недавнего времени являлся членом-корреспондентом Европейской федерации центров по сбору и распространению информации по деструктивным культам (FECRIS). На одном из последних заседаний FECRIS поступило предложение ввести новосибирский центр в европейскую организацию в качестве действительного члена. Однако появилось неожиданное препятствие: Информационно-консультационный центр действует в структуре Собора во имя святого Александра Невского. FECRIS же — не религиозная организация, и если в ее состав войдет центр, возглавляемый православным священником, то это может послужить причиной обвинений FECRIS со стороны представителей деструктивных культов в субъективизме.

«Совершенно ясно, что все эти обвинения сразу бы развеялись, но давать повод сектантам к злопыхательству в FECRIS не захотели, — говорит Олег Заев. — Поэтому было решено ввести новосибирский центр по вопросам сектантства в состав МРОО „Центр религиоведческих исследований“».

«Для нас это все очень серьезно, — сказал Александр Новопашин. — Войдя в состав МРОО „Центр религиоведческих исследований“ обособленным подразделением и став, таким образом, действительными членами FECRIS , мы получили возможность более широкого доступа к международным источникам информации и изучению мирового опыта в решении проблем, связанных с сектантством. Этот придаст нам вполне определенный вес, тем более что FECRIS ко всему прочему является официальным советником СЕ по деструктивным культам».

— АНН, 14 ноября

РАЗНОЕ

Растущее увлечение «христианской йогой»

Новое увлечение в сфере фитнесса, именуемое «христианской йогой» приобретает преданных поклонников, однако не все относятся к нему положительно. В программе новостей телеканала Local 6 было показано интервью с преподавателем «христианской йоги» Синди Сенариги, которая позаимствовала древнюю индийскую практику и придала ей «библейское звучание».

Синди Сенариги, прихожанка лютеранской церкви св. Андрея в городе Махтомеди, штат Миннесота, много лет занималась йогой и недавно начала вести занятия по «христианской йоге». Она заменяет некоторые индуистские идеи христианскими и говорит, что «христианская йога» — это чудесный способ поддерживать связь с Богом. Свои занятия она проводит в богослужебном зале церкви, и зал всегда битком набит. «Мы приветствуем солнце, но поклоняемся Сыну, Иисусу Христу», — сказала Шенариги.

Субхас Тивари

Тем не менее, духовные аспекты йоги вызывают споры. Субхас Тивари, профессор Американского индуистского университета в Орландо, Флорида, утверждает, что йога укоренена в индуизме. Йогой занимались еще за 3000 лет до рождения Христа, в основном в Индии. «Если вы дадите мне рецепт, а я изменю ингредиенты и верну вам, будет ли это то же самое блюдо? Конечно, нет», — сказал Тивари.

Жанель Тюссэн из города Уайт-Бэар-Лэйк, штат Миннесота, разрывается между работой, семьей и постоянно меняющимся расписанием. Она часто находится в состоянии стресса и говорит, что ее спасают занятия «христианской йогой». Она ждет, что занятия помогут ей совместить христианскую веру с физическими упражнениями. Она пыталась заниматься обыкновенной йогой, но говорит, что эти занятия лишены той духовности, которой ее привлекает «христианская йога». Она говорит, что это единственное время на протяжении недели, когда она может воссоединиться с Богом, Иисусом и своей религией.

Сьюзан Борденкирхер, одна из основательниц движения «христианской йоги», утверждает, что движение растет. По ее оценкам, в США сейчас действуют сотни групп «христианской йоги». В настоящий момент идет работа над созданием национальной ассоциации.

— Yahoo! News, 13 ноября

Новый глава Обнинска — прихожанин Новоапостольской церкви

Владимир Викулин

Во вторник новым главой Обнинска и председателем обнинского городского Собрания был избран председатель политсовета местного отделения «Единой России», генеральный директор ФГУП ОНПП «Технология» депутат Владимир Викулин.

Религиозные воззрения Викулина выяснились в ходе обсуждения кандидатуры на пост спикера горсобрания, когда депутатом нового городского парламента Первовым был задан вопрос относительно веры кандидата. На этот вопрос Владимир Викулин ответил, что он посещает Новоапостольскую церковь. «Я считаю, что каждый вправе выбирать ту церковь, куда он предпочитает ходить. И если православная церковь начнет нести нравственное слово не только в Сенат, но и дальше, я готов работать и с православной церковью», — заявил новый глава Обнинска.

— АНН, 16 ноября

По уровню религиозности Россия отличается от всего мира

По результатам исследования, проведенного ассоциацией Gallup, 66% жителей планеты считают себя людьми религиозными. В России этот показатель ниже общемировых.

В среду, международный день терпимости, ассоциация исследовательских компаний Gallup International обнародовала данные международного исследования, посвященного приверженности к религии в разных странах. Эксклюзивный представитель GALLUP International в России и странах СНГ исследовательский холдинг ROMIR Monitoring совместно с исследовательскими компаниями других стран, входящими в состав Gallup International, принял участие в международном проекте Voice of the People-2005, который проводился в мае-июле текущего года. В общей сложности, в ходе исследования было опрошено 50 000 человек из 65 стран, мнение которых представляют взгляды более чем 1,3 млрд мирового населения.

Согласно результатам исследования, две трети (66%) жителей планеты считают себя людьми религиозными, вне зависимости от того, посещают они места религиозного поклонения или нет. Четверть опрошенных (25%), напротив, назвали себя нерелигиозными людьми. И только 6% сказали, что являются убежденными атеистами.

Во всех регионах, в которых проводилось исследование, насчитывается преобладающее количество религиозных людей. Наиболее сильна приверженность к религии на африканском континенте, где 91% респондентов назвали себя религиозными. В Латинской Америке этот показатель составил в среднем 82%, на Ближнем Востоке - 79%, в Северной Америке - 73%, в странах Западной (Греция – наиболее религиозная страна среди западноевропейских стран - 86%, а Норвегия – наименее религиозная - 36%) и Восточной Европы - 60%. Исключением здесь является Чехия, где 51% населения считает себя нерелигиозным, а 20% является атеистами. Наивысшие показатели религиозности были обнаружены в Косово (86%), Македонии, Польше и Румынии - 85% во всех трех странах. Азиатско-Тихоокеанский регион по праву может называться регионом контрастов. В нескольких странах, например на Филиппинах (90%) и в Индии (87%), приверженность к религии очень сильна, в то время как в Таиланде и Японии выявлено наибольшее число респондентов называющих себя нерелигиозными (65% и 59% соответственно). Гонконг – единственная страна в мире, где доля убежденных атеистов превышает половину жителей страны - 54%.

С точки зрения социо-демографических показателей, женщины (71%) более религиозны по сравнению с мужчинами (61%). Рост религиозности наблюдается с увеличением возраста: среди населения старше 50 лет религиозных людей больше (около 70%), чем среди тех, кому менее 30 лет (63%).

На религиозность оказывают влияние также уровень образования и доход: респонденты без образования или с начальным уровнем образования более религиозны (76%), чем респонденты со средним (62%) или высшим (64%) образованием. Также приверженность религии выше среди населения с низким доходом (70%), чем со средним и высоким (63% и 62% соответственно).

Такова общая картина приверженности к религии во всем мире. В рамках проекта Voice of the People исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел в России аналогичный опрос. Его результаты несколько отличаются от общемировых. Всего было опрошено 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в более чем 100 городах и населенных пунктах России. Результаты опроса представляют мнение взрослого населения страны.

Как показало исследование, 57% россиян считают себя людьми религиозными. Причем в Южном федеральном округе был зафиксирован самый высокий показатель – 62%. В городах с населением от 100 тысяч до 500 тысяч человек, респонденты несколько чаще называли себя религиозными (62%). Женщины в целом более религиозны по сравнению с мужчинами - 66% против 46% соответственно. Интересен тот факт, что среди молодых людей зафиксирован достаточно высокий уровень религиозности – 58%. Самые высокие показатели религиозности у пенсионеров – 65%, а самые низкие у граждан в возрасте 25-34 лет (49%). Исследование показало, что среди обладателей начального образования, а также жителей с низким или средним уровнем дохода, количество людей, считающих себя религиозными, несколько выше (60%).

Нерелигиозными людьми считают себя 36% россиян. Чаще, чем в среднем по выборке об этом говорили жители Центрального и Северо-западного федеральных округов (40 и 41% соответственно), а также жители крупных городов с население от 500 тысяч до 1 млн человек (42%). Мужчины несколько чаще называли себя людьми нерелигиозными – 43%, среди женщин этот показатель составил 30%. Респонденты в возрасте 25-34 лет в 4 случаях из 10 (43%) говорили о том, что считают себя людьми нерелигиозными – это самый высокий показатель по выборке. Также часто об этом говорили обладатели высокого уровня доходов (41%).

Убежденным атеистом считает себя каждый двадцатый россиянин (4%). Больше всего таких людей проживает в Северо-западном федеральном округе (8%), а также в сельской местности (8%).

— АНН, 17 ноября


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@ApolResearch.org
www.apolresearch.org


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.apologia
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное