Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


Информационный Канал Subscribe.Ru

НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

27 января-2 февраля 2006 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Реймонд Франц

Свидетели Иеговы получают новые инструкции о переливании крови

Свидетели Иеговы известны своей верой в то, что Иисус — не Бог, и что мир в том виде, в каком мы его знаем, вскоре исчезнет. Но еще больше сложностей порождает другое из убеждение — что Бог запрещает переливания крови даже в том случае, если от этого зависит жизнь человека. Важность этого учения получит еще одно подтверждение на следующей неделе, когда старейшины более чем 98 000 собраний по всему миру огласят новую 5-страничную инструкцию Международной штаб-квартиры по вопросу о крови.

Сектанты послушно верят, что Библия запрещает переливание крови, хотя на протяжении последних лет этот запрет постепенно смягчался. Рэймонд Франц — бывший член всемогущего Руководящего Совета, который определяет убеждения Свидетелей Иеговы, — полагает, что руководство организации опасается зайти слишком далеко, потому что полное снятие запрета поставит организацию перед угрозой многомиллионных исков от тех, кто уже пострадал в результате отказа от переливания.

Свидетели запрещали переливание цельной крови, начиная с 1945 года. Более позднее пояснение запретило также переливание «основных компонентов», в т. ч. красных и белых кровяных телец, тромбоцитов и плазмы. Однако в официальном периодическом издании Общества Сторожевой Башни за 2000 год говорилось, что человек вправе принимать самостоятельное решение, если речь идет о переливании таких компонентов крови, как гамма-глобулин и четыре коагулирующих фактора, которые отвечают за свертываемость крови. Инструкция, которая появится на следующей неделе, может вызвать замешательство относительно последнего послабления. Ни словом не упоминая о пояснении 2000 года, новый документ предлагает родителям спросить себя: «Может ли какой-нибудь врач или какая-нибудь больница полностью гарантировать, что в лечении малолетнего пациента не будут использованы кровь или фракции крови?»

Кроме того, в одной из сносок в стандартной брошюре «Как кровь может спасти твою жизнь?» есть лишь упоминание о статье 2000 года, в которой говорилось о фракциях, но содержание этой статьи не раскрывается.

По стечению обстоятельств, новая инструкция появилась на свет сразу после тог, как адвокат Керри Лаудербэк-Вуд из г. Форт-Майерс, штат Флорида, выступила с жесткой критикой в адрес политики Общества по данному вопросу. Ее статья была опубликована в «Журнале о церкви и государстве», издаваемом Бэйлорским университетом. Лаудербэк-Вуд выросла в семье Свидетелей Иеговы, но теперь не принадлежит ни к одной религии и обвиняет Общество Сторожевой Башни в том, что оно предоставляет людям, жизни которых угрожает опасность, «неверные и, возможно, лживые доводы». Лаудербэк-Вуд утверждает, что многие Свидетели Иеговы и врачи не имеют полной информации о политике Свидетелей Иеговы в отношении переливания крови — особенно в отношении фракций крови.

Лаудербэк-Вуд движима не простым любопытством. Она говорит, что в 2004 году ее мать скончалась из-за того, что местные старейшины не знали о допустимости использования гемоглобина. Лаудербэк-Вуд узнала, что Общество разрешает использовать гемоглобин, из информации на сайте Ассоциации Свидетелей Иеговы за реформу в вопросе крови (Associated Jehovah's Witnesses for Reform on Blood). Эта организация была основана в 1997 году диссидентами из числа старейшин Свидетелей Иеговы, причем восемь из них были сотрудниками больничных комитетов, ответственных за информирование Свидетелей и врачей.

Основатель Ассоциации, отказавшийся назвать свое имя, чтобы не быть исключенным из организации, которая не терпит диссидентов в своих рядах, утверждает, что члены больничных комитетов знают о послаблениях в вопросе крови, но большинство Свидетелей слепо отвергает любые препараты крови, не советуясь с комитетом. Врачи также имеют слабое представление об убеждениях Свидетелей Иеговы.
Лаудербэк-Вуд полагает, что Общество Сторожевой Башни должно понести наказание за неверное информирование своих членов. Похожий вопрос рассматривается сейчас судом канадского города Калгари — там речь идет о «напрасной смерти» несовершеннолетней Бетани Хьюз, которая умерла от лейкемии.

Штаб-квартира Общества отказалась предоставить агентству «Ассошиэйтед Пресс» возможность побеседовать с их специалистом по вопросу о крови. Вместо этого главный консультант Филипп Брамли вручил журналистам заранее составленный документ, отрицающий справедливость «рассуждений и выводов» Лаудербэк-Вуд. «Любая попытка оспорить истинность этой религиозной догмы неуместным образом затрагивает глубокие богословские вопросы», — заявил Брамли.

Запрет 1945 года гласил, что «все, поклоняющиеся Иегове, которые стремятся к вечной жизни в этом новом мире» должны подчиниться указаниям Общества Сторожевой Башни. Поскольку лишь Руководящий Совет имеет право давать указания истинным верующим, подобные эдикты воспринимаются как божественный закон. Ослушники рискуют тем, что от них отвернутся родственники и друзья. Впоследствии Общество специальным постановлением запретило хранение крови пациента для последующего вливания ему же. По данным Ассоциации за реформу в вопросе о крови, за последние 20 лет Общество сделало 20 изменений и уточнений в этом вопросе.

В качестве обоснования своих убеждений Свидетели ссылаются на стих Деяния 15:29, где апостолы Иисуса соглашаются, что христиане из язычников должны «воздерживаться от идоложертвенного и крови». Кроме того, Свидетели ссылаются на отрывки из книг Бытие и Левит. Иудеи и христиане всегда считали, что эти библейские отрывки запрещают употребление крови в пищу. На этом понимании основано требование иудаизма удалять из мяса кровь, которому Свидетели Иеговы не следуют.

Рэймонд Франции в своей книге «В поисках христианской свободы» поднимает несколько важных вопросов в связи с политикой Сторожевой Башни:

  • Почему нельзя переливать человеку его собственную законсервированную кровь, но можно принимать компоненты крови, полученные из огромного количества законсервированной донорской крови?
  • Почему можно делать пересадку органов, в результате которой в теле человека появляется гораздо больше чужих белых кровяных телец, чем после переливания?
  • Свидетели Иеговы запрещают использовать плазму, в основном состоящую из воды, но разрешают использовать ее компоненты, которые оказывают лечебное воздействие. В чем же смысл запрета на переливание плазмы?
    Достижения в области бескровной хирургии снизили опасность, угрожающую жизни американских Свидетелей, но в других странах запрет на переливание крови по-прежнему ставит жизнь людей под угрозу.

Лаудербэк-Вуд говорит, что будет счастлива, если ее протест спасет жизнь хотя бы одного ребенка.

— The Associated Press, 26.01.2006

ПРИМЕЧАНИЕ: Более подробно о содержании и истории учения Сторожевой Башни о переливании крови можно прочесть в статье «Новая политика Сторожевой Башни в отношении переливания крови».

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ

Президент церкви мормонов вышел из больницы

Гордон Б. Хинкли, президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, вышел из больницы через неделю после операции по удалению рака толстой кишки. «Он уже дома и продолжает отдыхать в уютной обстановке», — сказала представитель церкви Ким Фара. «Мы ожидаем, что вскоре он вернется к своему обычному ритму жизни». Врачи, по ее словам, довольны состоянием пациента. Никаких подробностей о состоянии Хинкли не сообщалось.

— The Associated Press, 31.01.2006

к оглавлению

Ромни начинает мешать его религия

Митт Ромни

Интерес людей к скандальным слухам, окружающим церковь мормонов, может сыграть важную роль в судьбе возможного кандидата в президенты США губернатора Митта Ромни, одного из самых известных мормонов.

«Я думаю, это самый большой камень преткновения в его случае», — говорит политический аналитик Мэтт Баррон. «Консервативные христиане с приходят в возбуждение при слове „мормон“. С этим словом у них ассоциируется слишком много ужасов — выдуманных и реальных».

Эрик Фернстрём, представитель Ромни, отказывается говорить о личных убеждениях и повседневной жизни губернатора, ссылаясь на то, что воззрения человека — личное дело его и его семьи. Однако Ромни все же нарушил молчание в Вашингтоне, когда один журналист спросил, как повлияет на его политическое будущее принадлежность к мормонам. «Есть очень небольшой сегмент общества, которые при любых условиях не будут голосовать за мормона», — заявил Ромни. «У всех есть свои преимущества и слабости. Мое преимущество в том, что в некоторых штатах мое вероисповедание мне поможет».

Наверное, так можно сказать. Вероисповедание Ромни едва ли станет проблемой в штате Юта, где живет почти 1,7 миллиона мормонов. В штате Массачусеттс убеждения Ромни также вызвали мало шума во время выборов 2002 года на пост губернатора. Однако на национальном уровне это может стать серьезнейшей проблемой, о которой просто никто не хочет говорить.

«Никто не встанет и не скажет: „Я не стану поддерживать тебя из-за твоего вероисповедания“», — говорит Дик Суэтт, мормон и бывший член Конгресса от демократической партии, в 1991-1995 годах представлявший в Конгрессе второй округ штата Нью-Гемпшир. «Однако, судя по тому, как развивается дискуссия, можно сказать… что этот вопрос — все равно, что гигантская горилла в углу. Сумасшедший дядюшка на чердаке. Один из тех моментов, о которых никто не станет говорить прямо».

Если Ромни действительно собирается выставить свою кандидатуру, это будет не первый случай, когда вопрос религии сыграет важную роль в судьбе выборов. Президент Джордж Буш очень откровенно говорил о своих христианских взглядах, что вызвало неудовольствие избирателей. Когда в 2004 году в президентской гонке участвовал Джозеф Либерман, его еврейские корни послужили поводом для сомнений в его отношении к конфликту между Израилем и Палестиной. И как не вспомнить Джона Кеннеди, первого президента-католика?

«Я достаточно стар, чтобы помнить, как я учился в школе во время избирательной кампании Кеннеди», — говорит епископ СПД Стив Тэмпл. «Я помню, как меня удивляло, что все воспринимали его как католика. Почему это было так важно?»

И хотя Тэмпл утверждает, что не будет голосовать за Ромни только потому что тот — мормон, это, по его словам, еще одна хорошая причина желать ему победы. «В таком случае у меня никогда не будет ни малейшего сомнения в честности президента».

— Berkshire Eagle, 29.01.2006

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Мартин Уэйтман

Саентологи добиваются государственного признания в Болгарии

Мартин Уэйтман, руководитель отдела Европейского филиала Саентологической Церкви по правам человека заявил, что его церковь намерена получить юридическое признание в Болгарии. Переговоры с представителями болгарского правительства уже ведутся.

В 1991 году Болгария уже отказалась регистрировать саентологию. Уэйтман говорит, что апелляция по данному вопросу была подана не самими саентологами, но некоей третьей стороной. Теперь, когда законодательство страны изменилось, Саентологическая Церковь надеется без проблем получить регистрацию.

— Novinite.com, 31.01.2006

к оглавлению

Тель-Авив познакомится с программой «Нарконон»

Муниципалитет Тель-Авива вскоре запустит программу по реабилитации наркозависимых, разработанную основателем саентологии Л. Роном Хаббардом. Программу «Нарконон» будут финансировать частные лица.

Несмотря на энтузиазм городской администрации, Министерство здравоохранения и Комиссия по борьбе с наркотиками не одобрили программу. Хаим Мессинг, руководитель Комиссии, на прошлой неделе заявил: «Я считаю, что муниципалитет Тель-Авива может начать этот процесс без одобрения Министерства здравоохранения и Комиссии по борьбе с наркотиками… Эта методика еще не была проверена в Израиле. Мы с одобрением относимся к пилотным программам и обязательно следим за их результатами».

Несколько месяцев назад трое представителей городской администрации Тель-Авива посетили США. Успехи американского «Нарконона» произвели на них большое впечатление. Д-р Бенни Аврахами, руководитель муниципального комитета по борьбе с наркотиками, говорит: «Мы получили пожертвование на сумму в 1,5 миллиона долларов, чтобы запустить эту программу. Единственное требование американских спонсоров — стобы мы запустили именно эту конкретную программу». Аврахами знает о том, что автором программы был основатель саентологии, но это его не беспокоит.

Мессинг также не связывает свои возражения с тем, что эта программа имеет отношение к саентологии. «Мы за любые эффективные методы лечения наркомании, если только эти программы принимаются после надлежащей проверки».

— Haaretz, 30.01.2006

Отзыв о программе "Нарконон" Секции наркологии Минздрава РФ: http://www.narcom.ru/cabinet/online/20.html

к оглавлению

ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Участники Рождественских чтений поддержали владыку Никона

Проект обращения к российской общественности в поддержку архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона был одобрен в среду участниками XIV Международных Рождественских образовательных чтений в Москве.

Этот проект был представлен на рассмотрение на секции «Духовность и псевдодуховность в современной системе образования», которая проводилась под руководством профессора Александра Дворкина, руководителя Центра информирования по вопросам сектантства при соборе св. Александра Невского (Новосибирск) протоиерея Александра Новопашина, заместителя председателя Миссионерского отдела Тверской епархии священника Льва Семенова.

В результате голосования участниками секции было принято решение опубликовать обращение от лица самой секции и предложить распространить его от лица всех Рождественских чтений.

В обращении говорилось о «глубокой тревоге, вызванной обращением в прокуратуру тоталитарной секты, именующей себя «Центром обществ сознания Кришны в России», с требованием привлечь к уголовной ответственности уважаемого иерарха Русской Православной Церкви Высокопреосвященного Никона, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского».

В вину владыке Никону вменяется то, что он направил открытое письмо мэру Москвы Юрию Лужкову, в котором выразил негативную позицию относительно создания в Москве кришнаитского храма.

«Особенно возмутило кришнаитов, что в письме архиепископа Никона Кришна назван демоном. Мы заявляем, что для такой позиции есть основания, которые и приводятся в письме владыки. Он разоблачил ложь сектантских пропагандистов, которые ради привлечения новых последователей обманывают неосведомленных людей, утверждая, что исповедуют единобожие, и кощунственно называя Кришну Отцом Господа Иисуса Христа», - отмечается в обращении.

Участники чтений свидетельствовали, что владыка Никон исполнил свой архипастырский долг и, в соответствии с церковной традицией, обличил идолопоклонство, а также призвали «всех людей доброй воли не допустить попрания тоталитарной сектой кришнаитов конституционного права на свободу совести и слова, которые и осуществил архиепископ Никон».

— АНН, 1.02.2006

к оглавлению

РАЗНОЕ

Рождественские чтения: секты и угроза системе образования России

Вопросы проникновения сект в политические и общественные структуры России и проблемы псевдодуховности в системе образования обсудили в среду в Москве участники XIV Международных Рождественских образовательных чтений.

В среду в рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений в Москве прошла секция на тему «Духовность и псевдодуховность в современной системе образования», участие в которой приняли профессор Александр Дворкин, руководитель Центра информирования по вопросам сектантства при соборе св. Александра Невского (Новосибирск) протоиерей Александр Новопашин, заместитель председателя Миссионерского отдела Тверской епархии священник Лев Семенов, руководитель Камчатского православного апологетического центра свт. Гермогена Московского священник Михаил Неверов и другие.

Священник Лев Семенов сконцентрировал внимание на стратегии и тактике действий общественности по предотвращению проникновения тоталитарных сект в российскую систему образования.

«Трудно возражать против того, что мы пока не производим опережающих действий. В лучшем случае, мы реагируем на то, что происходит, на проникновение тоталитарных сект в наше общество и нашу систему образования», - заявил Лев Семенов.

Он предложил вариант системного подхода, который мог бы профилактически преграждать путь «тому, с чем мы, зачастую, пытаемся бороться после того, как это событие имело место». Действие тоталитарных сект, по словам священника, осуществляется с грубейшими нарушениями действующего законодательства, поэтому у общества есть все возможности, чтобы воспрепятствовать тем негативным проявлениям деятельности тоталитарных сект, которые сопряжены с правонарушениями.

Лев Семенов перечислил несколько направлений в этом плане: несоответствие реальной деятельности сект с заявленными целями в момент их регистрации, а также камуфлирование в виде общественных организаций, примером чему является, по словам Семенова, центр «Новый Акрополь» и «Рериховское общество»; визовая политика, положительное действие которой было доказано на примере запрета въезда в Россию лидера тоталитарной секты Сан Мен Муна; финансовая деятельность сект («черная» зарплата штатным сотрудникам, финансирование издания печатных материалов, аренда занимаемых помещений, которые используются не в соответствии их кадастровой категории).

Заместитель председателя Миссионерского отдела Тверской епархии отметил, что у Министерства юстиции не хватает сил для контроля деятельности сект, и что не используется потенциал общественности. Кроме того, он предложил идею создания общественных советов по предупреждению противоправных действий в сфере духовной безопасности. В них, по мнению Семенова, могли бы войти представители традиционных конфессий, светские ученые, представители правоохранительных органов, педагогическая и родительская общественность.

Важным моментом в выступлении священника стала тема агентов влияния, к которой, по его словам, нужно подходить очень деликатно.

«Страна должна знать своих «героев». Нужно признать, что этот аспект гласности у нас еще очень мало задействован. А это очень эффективное в психологическом и воспитательном плане средство», - сказал Семенов.

Примером связи с иностранными сектами, по его словам, является прямая поддержка бывшим заместителем министерства образования Александром Асмоловым введения в школах курса «Мой мир и я», который осуществляла мунитская секта. В выступлении также была отмечена тенденция эксплуатации имен известных политиков, ученых и общественных деятелей, которые действуют в интересах сект, сами того не подозревая.

Профессор Дворкин доложил слушателям о политических амбициях некоторых тоталитарных сект. Участники секции услышали о тесных связях Московской Хельсинской группы с тоталитарной сектой «Саентология», которая, по словам профессора, сама по себе является международной спецслужбой, имеющей своих агентов влияния и сотрудничающей с ЦРУ. Также Александр Дворкин сообщил и о других сектах и сектантах, пытающихся выйти на политическую арену: Грабовой, «Анастасия», проект «Небесная одиссея», за которым скрывается секта Евдокии Марченко, и неопятидесятническое движение.

Глава неопятидесятников Сергей Ряховский, который входит в общественную палату, лоббирует, по словам Дворкина, свою секту как в регионах России, так и в самой общественной палате.

Протоиерей Александр Новопашин рассказал участникам Рождественских чтений о внедрении оккультных сект в систему образования и применяемых ими уловках для воздействия на детей и родителей. К этим педагогическим сектам, в частности, протоиерей отнес Талгата Акбашева, школу Щетинина, которой оказывал содействие бывший губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов, школу Верещагина, последователей Бронникова, секту ХОРА и другие.

Особо была отмечена деятельность американских миссионеров, которые прикрываются образовательными программами и под видом преподавания христианской нравственности навязывают чуждое для России сектантское мировоззрение. В качестве примера Новопашин привел действующую сейчас в Новосибирске миссионерскую организацию «International school project» (ISP).

«Однако наши попытки выяснить, к какой конкретно конфессии они принадлежат, не привели к успеху. Американцы просто не отвечали на этот вопрос. Нам стало ясно, что образовательные программы, с которыми они пришли в Россию, лишь прикрытие миссионерской деятельности. Один из организаторов встречи с новосибирскими преподавателями, узнав, что мы из центра по вопросам сектантства, ринулся вырывать из рук розданные нами листовки, совершенно забыв не только о христианском терпении, которое только что проповедовал, но и об элементарной выдержке», - сказал Александр Новопашин.

Когда слово для выступления перешло к сербскому писателю Владимиру Дмитриевичу, он рассказал слушателям об обстановке с сектами в Сербии, которых там насчитывается около 320-ти, из которых зарегистрировано только 64. Растет количество последователей сект: в 2002 году из было порядка 5,5 тыс, а сейчас их количество увеличилось до 19 тыс. Дмитриевич подчеркнул, что никакого закона о свободе совести и религиозных объединениях в Сербии нет вообще, а вопросами борьбы с сектантством во всей стране занимаются только восемь энтузиастов.

Сербский писатель заявил, что в стране с 2001 года началось преподавание Закона Божьего, который введен как обязательный предмет, и программу которого составляли представители всех конфессий. Тем не менее, возглавивший после этого министерство образования чиновник был, по словам Дмитриевича, настроен против православия. И совместно с фондом Сороса ввел предмет «Граждановедение», который замышлялся в качестве противовеса Закону Божьему. По словам писателя, на этом предмете в школах преподают оккультную технику.

В докладе еще одного участника секции - священника Михаила Неверова – была отмечена ситуация в ходе противостояния деструктивным сектам на Камчатке. Неверов заявил, что в регионе активно действуют три секты: «Свидетели Иеговы», неопятидесятники («Церковь Полного Евангелия», церковь «Благовестие», церковь «Живого Бога») и саентологи.

Наиболее крепкая община у иеговистов (около 250 человек) в закрытом военном городе Вилючинске (база военных подводных лодок). Приверженцами секты являются, в основном, жены офицеров-подводников и представители интеллигенции.

Неопятидесятники тоже ведут активную деятельность, открывая на квартирах так называемые «реабилитационные центры» для людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией. На самом деле, по словам священника, это места вербовок, в которых людей заставляют снимать православные кресты, отказаться от икон и т.д.

Что касается саентологов, то они, по данным Камчатского апологетического центра, действуют через компьютерною компанию НПК «АМН», которая имеет ряд своих предприятий в городе Петропавловске–Камчатском и Елизово. В газете «Экспресс Камчатка» саентологи каждую неделю печатают книгу Хаббарда «Дорога к счастью».

«Редактор этой газеты Вадим Васильченко отказывается печатать антисаентологические статьи. По его словам, компания «АМН» за всю свою рекламу платит ему в месяц 200 тыс рублей, и он не хочет потерять таких щедрых рекламодателей», - заявил Михаил Неверов.

— АНН, 1.02.2006

к оглавлению

Народных целителей могут частично запретить и не позволят им использовать религиозную символику

Московские депутаты планируют запретить деятельность народных целителей, не имеющих медицинского образования. "Сейчас мы готовимся выступить с законодательной инициативой, чтобы внести изменения в Федеральный закон "О здоровье граждан". В частности, запретить деятельность так называемых "народных целителей", у которых нет высшего или хотя бы среднего медицинского образования", - заявила сегодня журналистам депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова. По ее словам, эта мера поможет отделить целителей с медицинским образованием от шарлатанов, которых сейчас огромное количество, сообщает РИА "Новости".

"У многих целителей даже нет лицензии на медицинскую деятельность, не говоря об образовании. Фактически они занимаются нетрадиционной медициной и выкачивают из людей деньги, не только не леча их, но и нанося вред здоровью", - отметила она. Кроме того, депутат добавила, что нужно запретить целителям использовать религиозную символику. "В своих сеансах они часто используют религиозную символику и атрибутику, например, иконы, свечи и кресты. Все конфессии выступают против этого. Ведь таким образом эти люди используют доверие граждан в личных целях", - сказала Стебенкова.

По ее мнению, такие меры в отношении целителей в обществе уже давно назревают. "Если мы также запретим рекламу целительства и потребуем медицинского образования на ведение такой практики, то это сократит количество доверчивых граждан, которые обращаются к таким целителям", - отметила Стебенкова. По ее словам, сейчас по этой проблеме в российском законодательстве существует пробел.

— Мир религий, 26.01.2006

к оглавлению

Оккультизм в Москве дает прибыль 10 миллионов долларов ежегодно

В настоящее время рынок оккультных услуг в Москве оценивается в 8-10 млн. долларов в год. Всего в России официально зарегистрировано более 2 тыс. народных целителей, имеющих лицензию, тогда как нелицензированных знахарей насчитывается более 100 тыс., пишет в понедельник газета "Новые известия".

В конце прошлой недели депутаты Мосгордумы заявили о намерении нанести удар по этому рынку, добившись отзыва лицензий у знахарей, которые не имеют медицинского образования. Также под запрет попадут все, кто использует при лечении религиозную символику и атрибутику.

Кроме того, московские депутаты предлагают запретить рекламу целительства, чтобы сократить количество доверчивых граждан, которые обращаются к таким целителям. Об этом сообщает "Интерфакс-Религия"

— Religare, 30.01.2006

к оглавлению

В Одессе вампирша выкачивала кровь у беспризорников

В Одессе задержана женщина, проводившая ритуальные обряды с несовершеннолетними детьми, у которых она выкачивала кровь. Вампиршу задержали в субботу, сообщил агентству "Интерфакс-Украина" начальник Киевского райотдела милиции Одессы Виктор Балан.

Ранее эта женщина также задерживалась за совершение подобных действий. Ей инкриминировалась статья 322 Уголовного кодекса Украины (незаконная организация или содержание мест для употребления одурманивающих средств) и статья 324 (склонение несовершеннолетних к употреблению одурманивающих средств). 27 декабря 2005 года решением суда она была приговорена к двум годам условно и была освобождена из зала суда. Через месяц женщину вновь задержали во время сеанса черной магии с несовершеннолетними детьми. Ритуальные обряды она проводила не менее трех раз в неделю. Для этого вампирша приглашала к себе в квартиру бездомных детей, которых поила водкой, а затем выкачивала у них кровь, используемую для ритуального обряда. Об этом сообщает "Интерфакс-Религия"

— Religare, 30.01.2006

к оглавлению

Online-конференция: Секты и сектантство. Актуальная проблема с непростым решением

Что такое секты и в чем их зло? Как оградить себя от "лжечудотворцев" и "грабовых"? Как отличить секту от безобидной организации или клуба по интересам? На вопросы посетителей нашего сайта ответили Ольга Юрьевна Васильева – профессор, доктор исторических наук, заведующая кафедрой религиоведения РАГС; Вероника Владимировна Кравчук – доцент кафедры религиоведения РАГС, кандидат философских наук; Александр Леонидович Дворкин - один из лидеров "антисектантского" движения в России и протоиерей Александр Новопашин, который возглавляет информационно консультативный центр по вопросам сектантства.

Ольга
Васильева

Вероника
Кравчук

Александр
Дворкин

Александр Новопашин

1. Катя Кирюхина: Очень многие сравнивают секты с террористическими организациями. Есть ли у нашего государства какие-нибудь методы борьбы с этими сектами?

ВК: Вопросы противодействия опасным новым религиозным движениям стоят сегодня достаточно остро не только в России, но и за рубежом. К сожалению, действенные механизмы и рычаги поныне отсутствуют. По-прежнему, не отработана надежная методика диагностики способов психонасилия и, следовательно, их юридической квалификации. Нет в правовом поле понятий секта, деструктивный культ. Во Франции в 2000 году был принят закон об уголовной ответственности за манипуляцию сознанием, а министерство внутренних дел разработало ряд критериев, на основе которых ту или иную группу можно при их наличии запретить, а членов привлечь к уголовной ответственности. Но правоприменительной практики нет. Как этот закон будет работать, пока неясно. В силу этого ни в России, ни за рубежом суды не выносили соответствующих решений по таким делам. Трудность в том, что элементы того же насилия имеются во многих традиционных религиях: в Православии, Католичестве, буддизме. Например, институт монашества (безбрачие, нестяжание, послушание, отрыв от социальной среды, ограничение информации, ограничение сна и пищи). Все это делает неуязвимыми религиозные организации, осуществляющие психотеррор в отношении своих адептов. Как доказать, что монашеский постриг является результатом долгого духовного поиска, а уход в секту результатом жесткого психологического воздействия, в простонародье зомбирования. Поэтому вопрос по-прежнему остается открытым.

АД: Я думаю, некорректно сравнивать тоталитарные секты с институтом монашества. Дело в том, что в монастырь приходят люди, которые заранее знают об этой жизни и стремятся к ней. Никаких "сюрпризов" для себя в монастыре они не обнаруживают. Более того, в монастырях существует институт послушничества, в ходе которого человек проверяет, действительно ли он желает жить такой жизнью. Задача же вербовщиков тоталитарных сект - затащить человека в свою организацию прежде, чем он что-либо о ней узнал, то есть человека приглашают в одну организацию, а на деле он оказывается совсем в другой. В этом и состоит принципиальная разница.

2. Полина Соколова, Долгопрудный : Каково сейчас влияние сект в России? Настолько ли это критично и необратимо, как говорите об этом Вы, Александр Леонидович?

АД: Во-первых, я никогда не говорил, что это необратимо. Но, конечно, ситуацию можно назвать достаточно критической. Целый ряд тоталитарных сект стремится занять прочное место в жизни нашего общества и диктовать свои условия для этой жизни. Некоторые секты весьма близки к достижению поставленной цели. В первую очередь речь идет о сектантском движении неопятидесятников, лидеру которого Сергею Ряховскому удалось войти в некоторые консультативные органы при Президенте РФ. Он использует свое положение для дальнейшей агрессивной экспансии неопятидесятнического движения в России.

3. Андрей Золотов, Москва: По каким критериям каждый из уважаемых гостей определит секту и сектантство? Чем секта отличается от "нормального" религиозного сообщества? Надо ли бороться с сектами как таковыми или с сектантством, которое встречается, как мне кажется, и среди традиционных религиозных сообществ, в том числе и в православной среде?

ВК: Говоря о так называемых сектах, идет ли речь о привнесенных или об отечественных новых религиозных движениях, необходимо различать две принципиально не совпадающие категории: классическое сектантство и модификации движения New Age (Нью Эйдж). В современной социологии религии под «сектой» ( с греч. «учение, направление, школа») понимается религиозное объединение, основывающееся на новой (иной, истинной) трактовке неизменного религиозного первоисточника, например, Библии, Корана, Вед и т.д. То, что на языке самой церкви называется «ересью». В России сегодня это и различные варианты православного «обновленчества», и «ваххабизм», и «неопятидесятничество», и неоязычество мордовско-удмуртского типа и т.д.

Тогда как New Age является специфической религиозной волной, порожденной всем ходом научно-технической революции последних полутора сотен лет и представленной сегодня огромным количеством внешне различных модификаций, которые базируются при этом на однотипных глубинных идеях и принципах. К его признакам обычно относят:

  • наличие эклектического вероучения, декларирующего равноценность и генетическое единство всех мировых религий под лозунгом «религий много — Бог один!»,
  • декларации о близкогрядущем перерождении Земли, как правило с эволюцией от идей о конце света к новой оптимистической футурологии.
  • изменение теоцентрической (в центре - Бог) парадигмы на антропоцентрическую (в центре - человек). Человек провозглашается в качестве «потенциального Бога», а вероучение и культовая практика нацелены на раскрытие его «божественных потенций».
  • появление феминистского акцента. Женщина провозглашается равной мужчине во всех планах, в том числе в религиозном. Она может являться лидером, основателем, символом движения (Е.Блаватская, Е.Рерих, Мария Дэви и т.д.)
  • особое место занимает т.н. «мистический экологизм». Декларируется необходимость «глубинной экологии», основанной на «экологии человеческого духа», как исходной посылки отказа от потребительства, разграбления и уничтожения Земли. Используются элементы неомистического «космизма». В вероучениях появляются «НЛО», «контактерство», «иные миры», «сакральные планеты», как отражение изменения мировоззрения современного человека, эпохи освоения, космоса и кризиса базисных догматических представлений об устройстве мира в предшествующие исторические эпохи (особенно в авраамических религиях).

Характеризуя феномен новой религиозности, хочу сразу оговориться, что из сотен существующих ныне в России новых религиозных движений лишь немногим более десятка представляют угрозу обществу и государству в силу своих антигосударственных и антиобщественных установок. Все остальные существуют как клубы по интересам и не представляют никакой опасности. Поэтому истерия по поводу тоталитарных сект, захлестнувших нашу страну, беспочвенна.

Вопрос надо ли бороться с сектами, на мой взгляд, нужно рассматривать несколько в иной плоскости. Я бы сформулировала это по-иному: «Как сделать традиционные религии конкурентоспособными на рынке религиозных услуг». И здесь нужно говорить и о возобновлении религиозного образования, и о миссионерской работе, о молодежных программах и многом другом, что способствовало бы духовному возрождению нашей страны.

АД: Таких критериев очень много, и сейчас нет времени и возможности их перечислять. Один из таких критериев я привел в предыдущем ответе. Задача проповедника традиционной религии - донести до слушателей содержание своей веры, чтобы они приняли ее сердцем, а затем, изучив, приняли умом, и только после этого они вступают в религиозную организацию. Задача сектантского вербовщика - затащить человека в секту прежде, чем он что-либо о ней узнал, потому что, чем больше он будет о ней знать, тем меньше вероятность, что он когда-нибудь туда пойдет. Другой критерий, и я думаю, очень важный, - это наличие или отсутствие критического мышления. Путь верующего человека - это путь критического осмысления своей веры и, таким образом, возрастания в ней. Ни один сектант не способен критически помыслить о своей организации. Если такие мысли и тем более высказывания у него возникают, он автоматически оказывается вне секты. И это, конечно, вопрос сектантского менталитета, который может присутствовать не только у членов секты, но и у членов любой традиционной религиозной организации. Разница в том, что если в одном случае это система, то в другом воспринимается как сбой, и когда сектанты начинают в оправдание своих практик ссылаться на подобные случаи в традиционных религиях, это можно сравнить с фальшивомонетчиками, которые ссылаются на то, что на монетном дворе при печатании банкнот иногда бывает брак, то есть некорректно сравнивать норму с одной стороны и исключения с другой.

АН: Бороться надо и с самим явлением, и с организацией, если она общественно опасна. Потому что во многих этих организациях совершаются самые настоящие преступления, включая самые тягчайшие из них. Это что касается организации секты. А с сектантским духом необходимо бороться и внутри Православия, и внутри любой традиционной религии. В решениях юбилейного Архиерейского собора Святейший Патриарх Московский всея Руси подчеркивал необходимость изживать такое явление, как младостарчество, как явление, происходящее от перекосов и искажений в духовной жизни и порождающее такие группы, которые по всем критериям попадают под сектантство. Не стоит недооценивать опасность, исходящую от сект. В наш Центр регулярно обращаются люди, пострадавшие от таких организаций: это и лишение собственности, развал семей, угрозы родственниками людей, попавших в секту. Есть масса примеров реальных преступлений, совершаемых членами сект, в том числе и убийства. Если бы позволяло время нашей конференции, я мог бы привести несколько десятков примеров и перечислить более сотни тоталитарных сект, за которыми тянется шлейф безобразных, темных дел.

4. Нато, Москва: Скажите, пожалуйста, с помощью каких критериев те или иные религиозные организации причисляют к сектам? Например, в СМИ довольно часто организации протестантов совершенно необоснованно называют сектами, а необразованное в этой области население принимает все на веру. А как следствие - религиозная нетерпимость. Как, по Вашему мнению, можно решить эту проблему?

АД: Что касается протестантизма, то, боюсь, в массовом, и в том числе в журналистском сознании присутствует некоторая путаница. Строго говоря, протестантизм - это исторически ограниченное явление, происшедшее в ходе Реформации 16 века. К протестантизму можно отнести лютеранство, кальвинизм (реформатскую и пресвитерианскую церкви) и англиканство. Те деноминации и группы, которые возникали позже, протестантизмом не являются. Их можно назвать как пост-протестантизм, затем как пост-пост-протестантизм и так далее, до седьмой воды на киселе. То, что целый ряд современных сект, в первую очередь неопятидесятники, называют себя протестантами, не должно нас смущать. Дело в том, что каждая религия имеет неотъемлемое право сама определять свои границы. И определение протестантизма, которое я тут привел, это определение самих лютеран. Если мы откажем им в этом праве, то тогда у нас самих не будет права, например, заявлять, что секта "богородичников" (называющих себя православными) не имеет никакого отношения к православию.

И кроме того, в связи с путаницей в употреблении термина "секты" я предлагаю разделять секты "классические" от сект "тоталитарных". Классические секты - это сравнительно небольшие культурно ограниченные религиозные организации, главный смысл существования которых - это противостояние основной религиозной традиции страны. Но вместе с тем, ни в коей мере нельзя сказать, что они социально опасны, эксплуатируют своих последователей, контролируют их сознание, наживаются на них, и т.д. Все эти признаки характерны как раз для тоталитарных сект. К классическим сектам относятся, например, баптисты. Нужно отметить, что, употребляя этот термин, я никак не хочу их обидеть. Это классический термин социологии религии. Можно сказать, что баптисты - это уважаемая христианская секта. Есть и секты, принадлежность которых к той или иной группе определить достаточно сложно, поскольку они по ряду признаков уже не классические, но еще и не тоталитарные. К таким сектам я отнес бы адвентистов седьмого дня и старопятидесятников. Ну а далее следуют уже собственно тоталитарные секты, которыми я и занимаюсь.

5. Зинаида Павловна, Москва: Вопрос Веронике Владимировне и Ольге Юрьевне: какие меры наказания предусмотрены для мошенников-сектантов? Спасибо.

ВК: К сожалению, призвать к уголовной ответственности мошенников от религии не так просто, а зачастую невозможно. Как правило, последователи придерживаются корпоративной этики и не предают огласке те или иные противоправные действия, и даже преступления остаются в тайне. Те, кто вышел из организации в силу страха за свою жизнь и жизнь и здоровье своих близких, предпочитают хранить молчание. В лучшем случае, дают интервью спиной к телекамере. Поэтому доказательственной базы для судебного разбирательства и привлечения к ответственности всегда недостаточно. Не вспомню ни одного случая. Даже в деле с Грабовым вероятность привлечения за мошенничество невелика. Максимум, что можно доказать - факт недобросовестной рекламы. Обещал оживить и не оживил. Но сколько недобросовестной рекламы в день мы поглощаем из газет, телевидения, радио. Здесь я вижу широкое поле для совершенствования нашего законодательства. Увы, пока обнадежить нечем.

7. Мила, Алчевск: Если есть подозрения, что какое-то объединение является сектой, то куда обращаться и как действовать, чтобы это проверить или направить проверку органов?

ОВ: В правовом поле РФ не существует понятия "секта". Оно носит чисто религиоведческий характер и означает в переводе с греческого ответвление или часть. В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится о религиозных организациях и религиозных группах, действующих на территории РФ. Что касается проверки органов, то для выяснения, является та или иная организация религиозной, существует институт религиоведческой экспертизы. Однако подобная экспертиза опять-таки не дает определения, секта это или нет, а лишь решает, каков характер этой организации на основании изучения устава и культовой практики.

Если существуют опасения, что какая-либо организация занимается противоправными действиями (мошенничество, проституция, насильственное удержание в группе и т.д.), необходимо обращаться в органы прокуратуры. Однако стоит быть готовым к тому, что доказать факт преступной деятельности будет непросто.

8. Дмитрий: В чем, по-Вашему, отличие лжедуховности от сектантства?

АН: Лжедуховность рождает сектантство. Лжедуховность - это ложная духовность, то есть, можно сказать, недуховность вовсе. Так бывает, например, когда духовный руководитель не имеет Божиего благословения на свою деятельность или, может быть, раньше имел, а потом потерял дар духовничества, потому что уклонился от правильного пути жизни.

Ведь прежде чем преподавать человеку духовную жизнь, нужно самому ее узнать; прежде чем учить исполнению евангельских заповедей, нужно самому научиться их исполнять. Если человек раньше исполнял заповеди, а потом стал нерадив, то и учение его будет таким же, потому что благодать Божия тут же оставляет человека, который не живет по евангельским заповедям. Поэтому лжедуховность - это прелесть, самочиние.

Но виноваты в этом не только сами эти люди, но и те, кто ищет такой духовности. Преподобный Симеон Новый Богослов еще в IX веке писал о том, что лжестарцы и лжедуховники есть потому, что находятся люди, которыми эта лжедуховность востребована.

Человек, который действительно ищет волю Божию, который действительно стремится жить по Евангелию, никогда не удовлетворится учением ложного старца, ни его советами, ни благословениями, но будет искать старца настоящего. Только тогда, когда его найдет, он успокоится. А люди, которые не хотят жить по Евангелию, ищут учителей, которые тешат слух, и им это нравится.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что если новоначальный, по своей неопытности, попадет к ложному старцу, и если этот новоначальный сколько-нибудь умен и читает Святых Отцов, то рано или поздно он обязательно поймет, что перед ним лжестарец, и уйдет от него.

10. Ольга Сухоносова, Москва : Вам не кажется, что когда публично начинают клеймить секты, обличать сектантов, то очень легко в сознании народа возвести над ними ореол мучеников и тем самым сделать секты еще более привлекательными?

АД: Если следовать Вашей логике, то не нужно бороться и против таких социальных явлений, как наркомания, проституция, преступность и прочее.

11. Ибн Хоттаб : По слухам, с членов сект взимаются деньги, либо используется их рабочая сила, что является конечной целью организаторов секты. Можно ли сказать, что если этих моментов нет, то организацию нельзя назвать сектой?

АД: Цель любой тоталитарной секты – это власть и деньги для ее руководства и ближайшего окружения при том, что власть стоит на первом месте, потому что та власть, которую лидер секты получает над своими адептами, несравнима ни с какой другой «внешней» организацией. Ну и, разумеется, власть приносит деньги, а деньги приносят дополнительную власть.

12. Джамшид Бахтияр , Баку : Вам не кажется, что надо бороться с безбожием, тогда и сектантства не станет? А то, что делаете вы, это просто политика. Настоящие религиозные люди просто познали бога и возлюбили его. Их метод борьбы - дать всем другим эту любовь. А вы тратите свое драгоценное время на борьбу с теми, кто, может, с ошибками, но по-своему старается найти Бога и служить Ему. Надо им помочь любя, а не критикой. Только не надо говорить, что ваша критика и борьба опирается на любовь.

АД: Бог создал человека свободным, и это значит, что человек может приходить к Богу только по своему свободному выбору. Любой обман при вовлечении в ту или иную организацию, очевидно, не от Бога. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы помочь человеку сделать свободный выбор. На сам выбор, в отличие от сект, мы не претендуем. Но чем больше у человека информации, тем более он свободен в своем выборе. Это аксиоматично. Мы предоставляем ту информацию о каждой конкретной секте, которую сама секта скрывает от своих потенциальных адептов. Дальше пусть человек думает, сравнивает и выбирает. И делает СВОЙ выбор.

14. Марина Четвертакова , Москва : Дочь моих знакомых попала в какую-то секту. Говорит, что к ней там очень хорошо относятся, любят ее, что там добрые и хорошие люди, а сама квартиру свою продала - им отдала, родителей не видит. Говорит, что это очень по-евангельски. Что делать?

ОВ: Боюсь, что помочь будет сложно, учитывая, что Ваша знакомая вполне счастлива в этой организации. Насильственные методы не дают желаемого результата. К тому же у государства нет правовых оснований для привлечения лидеров группы к ответственности даже в случае обращения пострадавшей стороны. Она дееспособный гражданин, добровольно пожертвовавший свое имущество этой организации, как это происходит в отношении любой другой организации, в том числе традиционной. Единственное, что могу посоветовать родителям, любыми путями поддерживать связь с дочерью. Иногда последователи этих групп, разочаровавшись в духовном лидере, возвращаются к прежней жизни

17. Ирина : Насколько сложно выйти из секты? Какие последствия могут быть у такого поступка?

АД: Секты как раз характеризуются тем, что выйти из них гораздо сложнее, чем попасть. Как говорится, вход рубль, а выход – двадцать. На вас, несомненно, будет оказано серьезное давление, и любой человек выходит из секты с более или менее серьезными потерями, которые зависят от того, как долго вы были в секте, в каком состоянии туда попали, характера самой секты и т.д. При этом, если вы были рядовым членом секты и выдержали это давление, то со стороны секты вашей жизни вряд ли что-нибудь будет угрожать. Если же вышедший занимал в секте сколько-нибудь видную позицию и знаком с ее «внутренней кухней», то опасность может стать реальной. И тут ваша лучшая защита – это гласность. Если то, что вы знаете о секте, уже опубликовано, то бояться вам нечего. Нужно также знать, что большая часть людей в тоталитарных сектах на всю жизнь не остается. Вы в секте до той поры, пока вы можете что-то ей дать. Когда вы отдали ваши финансовые сбережения, ваши силы и здоровье и уже о вас нужно заботиться, секта этого делать не будет. Для нее гораздо легче выкинуть вас на улицу, а на ваше место завербовать нового человека, который будет выполнять вашу работу. И тут, конечно, очень важно вовремя помочь опустошенному, изломанному человеку, который оказался на улице без средств к существованию и без смысла жизни, а к тому же отягощен многочисленными болезнями, как физическими, так и психическими.

19. Дмитрий Новожилов, Клин: Как не стать жертвой сектантов?

АН: Хотел бы поправить – важно не стать жертвой секты, поскольку сектанты сами являются жертвами этих организаций. Важно сохранять трезвомыслие, говоря церковным языком, и «здоровое недоверие». Когда предлагают сразу всё, много и бесплатно, это должно насторожить. Прежде чем идти на различные духовные собрания, на которые так настойчиво приглашает вас уличный зазывала, лучше всего посоветоваться с опытным или знающим человеком. Если вы православный верующий человек, лучше всего посоветоваться со своим духовником или знакомым священником.

21. Лиза : Кто является лакомым куском сект, т.е. какой человек с большей долей вероятности может стать жертвой лжепроповедников?

АД: В секты попадают прежде всего люди, переживающие стрессовое состояние. Когда человек переживает стресс, он гораздо более внушаем. И сектантские вербовщики этим пользуются. Есть люди от природы более внушаемые, есть менее внушаемые, но совсем невнушаемых людей нет. То есть каждому человеку при определенных обстоятельствах, пользуясь определенными методиками, можно навязать свою волю. Также нужно учитывать, что в жизни человека есть стрессовые возрасты. Это, в первую очередь, стресс взросления - примерно 15-20 лет, и стресс середины жизни, то есть предпенсионный возраст и начало жизни пенсионера. Ну а кроме того, стресс вызывают потеря близкого человека, потеря работы, разочарование в том, кому верил, переезд на новое место жительства и прочее.

22. Валентин (православный), Казань: Каковы причины распространения сектантства в нашей стране и за рубежом?

ВК: Причин распространения новых религиозных движений несколько. Они носят как общецивилизационную природу, характерную для всех стран (речь идет о религиозном творчестве на фоне научно-технической революции и процессов глобализации), так и сугубо российские особенности. Прежде всего, крах идеологической системы и возникший после него духовный вакуум, один за другим экономические и политические кризисы, правовой хаос 90-х годов, весьма теплые приемы новоиспеченных зарубежных пророков (Секо Асахара, чета Мунов) лидерами нашего государства (Горбачев, Лобов). Немаловажным фактором стала слабость и утрата миссионерских навыков в традиционных религиях, а также отсутствие социальной защиты людей, пострадавших от этих организаций.

ОВ: Как правило, адептами новых религиозных движений становятся люди с подвижной психикой, люди, переживающие глубокую душевную травму или стресс, или так называемые вечные «богоискатели», кочующие из одной организации в другую. Социологические исследования показывают, что большинство последователей этих групп - молодежь в возрасте до 30 лет с высшим или незаконченным высшим образованием. В основном это жители крупных городов, индустриальных центров: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Краснодар, регионы Сибири и Дальнего Востока.

23. Екатерина , Краснознаменск Московской области : Здравствуйте. Расскажите о Братце иоанне Самарском (Чурикове) и его последователях. Является ли общество "трезвенников Христовых" сектой и почему? Благодарю.

АН: Безусловно, данная группа является сектой, т.к. имеет свое "вероучение", основанное на искаженном понимании Священного Писания. Секта отвергает одно из самых главных Таинств Православной Церкви - Божественную Евхаристию на основе своей "борьбы" за трезвость.

26. Иванов Виктор Петрович , Москва : Расскажите о московской секте пятидесятников. Я верно понимаю, что пятидесятники - это не одно из направлений Православной церкви?

ВК: Пятидесятники - это не секта, а одно из направлений в традиционном протестантизме, существующем в нашей стране не одно столетие. Информацию о вероучении, культовой практике, истории существования в России Вы может почерпнуть из учебников по религиоведению. Можно взять «Историю религий в России» РАГС 2005. Кстати, представители протестантских организаций входят в Совет по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ и наряду с Русской православной церковью и исламом были представлены на инаугурации Президента.

АД: Во-первых, пятидесятники не имеют отношения к Православной Церкви; во-вторых, речь идет скорее всего о неопятидесятничестве.

30. Тиманин Е.Д. , Москва : О. Александр, рассказывают, что вы чуть ли не стулом по голове дали Грабовому! Может быть, это единственный действенный метод против таких людей? Но как же быть тогда с христианским поведением?

АН: К сожалению, данный метод малоэффективен, иначе сектантов давно уже не было бы на территории нашего многострадального Отечества. На самом деле, никого я стулом по голове не бил, а Грабовой, как подлинный трус, прятался от нас во время своего приезда в Новосибирск. Мы же предпочитаем противостоять лжеучению распространением достоверной информации о деструктивных культах.

35. Ирина : Почему не закрываются секты? Если их нельзя закрыть по закону, то можно ведь вести активную кампанию против них, рассказывать людям везде и постоянно открыто об их вреде. Я сама сильно пострадала от секты дхарма кальки. Честно говоря, это ужасная, пагубная секта, очень сильно вредящая людям. Какие меры предпринимаются для ее закрытия?

АД: К сожалению, в нашей стране нет законодательного механизма для закрытия сект. Что касается распространения информации об их вреде, то этим мы как раз и занимаемся. Секту "дхарма кальки", от которой Вы пострадали, мы знаем и также стараемся рассказывать людям о вреде, который она наносит.

37. Иван Андреев , Москва : Почему вы называете "кочетковцев" сектой? Ведь братья и сестры этой общины ходят в церкви МП, причащаются Святых Христовых тайн в православных церквах, исповедуются у православных священников? Получается нелюбовь к единоверцам какая то...

АД: Дело в том, что в общине священника Георгия Кочеткова присутствует тот самый сектантский дух, о котором мы говорили выше. Члены общины ощущают себя элитарной группой, которая намного выше и лучше всей остальной церкви, и противопоставляют себя ей. Более того, в системе "катехизации", используемой священником Кочетковым, присутствует целый ряд техник, которые иначе, как контролированием сознания, не назовешь, и это не может не внушать беспокойства болеющим за Церковь людям. Но, конечно, кочетковская община, к сожалению, не единственное сектоподобное образование в Православной Церкви. К ним можно отнести ряд групп, озабоченных проблемой ИНН, канонизацией Ивана Грозного и Распутина, а также и общину священника Анатолия Гармаева. Также мы много говорили об опасности, которую представляет собой община, сложившаяся вокруг монастыря в селе Кузнецово Ивановской области.

38. Павел : Отец Александр, правда ли, что в Православном братстве при вашем храме происходил раскол? Чем он был вызван?

АД: Слава Богу, в нашем Братстве раскола не было. Это утка желтой прессы. На самом деле несколько человек были ИСКЛЮЧЕНЫ из Братства за искажение Православного вероучения.

40. Татьяна Бондарь , г.Кировск, Мурманской обл. : Как Вы относитесь к критике в свой адрес? В иркутской газете я читала такие оскорбления в Ваш адрес и в адрес диакона А.Кураева, включающие слова о том, что вы - лучшие друзья, действуете заодно. Надо сказать, что этот "труд" был написан представителем местного общества Рерихов. Ну о.Андрей, понятно, он своим Сатанизмом для интеллигенции им сильно насолил. А чем так обозлили их Вы? В числе прочих нападок на Вас фигурировал "отзыв" из МГУ, где Вас якобы брали преподавать, но продолжать договор не стали ввиду отсутствия должного уровня квалификации. Что это за история? Заранее спасибо, очень хорошо, что хоть кто-то есть, кто занимается проблемами сект.

АД: К критике в свой адрес я отношусь спокойно. Что же касается "отзыва из МГУ", о котором Вы говорите, это фальшивка, распространяемая сайентологами. Декан факультета журналистики Засурский, чья подпись стоит под этим документом, дал моему адвокату официальный ответ, что этого документа он никогда не видел, что все реквизиты его не соответствуют действительным, то есть речь идет о фальшивом документе.

41. Александр , Москва : Как вы относитесь к психотренингам личностного роста? Я знаю тренинг "Аватар" в Москве, но таких тренингов по стране уже много, и хотя названия могут отличаться, сценарий у них соблюдается, порой, слово в слово.

АД: Психотренинги личностного роста относятся к подразделению тоталитарных сект, которые являются психокультами. "Аватар" - одно из ответвлений самого известного психокульта, который называется "лайфспринг".

43. Наталья : Какие конфессии относятся не к сектантским?

ВК: Традиционными в нашей стране принято считать религиозные образования, сохраняющиеся на протяжении длительного времени и передающиеся последующим поколениям на определенной территории, среди определенного этноса или общности людей. Эти религии возрождаются и развиваются в рамках этнических или государственных границ, они глубоко укоренены в быту, системе праздников и обрядов, мифологии, типе и способе мышления, культуре, психологии. К ним относятся христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Заключительные слова:

ВК: Большое спасибо за интерес к данной теме, а также за вопросы, которые поступили на конференцию.

ОВ:По всем вопросам, возникающим у вас о сектах и сектантстве, вы можете обращаться на кафедру религиоведения РАГС. Мы постараемся вам помочь.

АН: Мы получили возможность широко оповестить о той опасности, которая подстерегает наших сограждан ежедневно у порога вашей квартиры или в переходе метро. Помните, что "...противник ваш диавол ходит, аки рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Пётр, 5, 8). Сердечно благодарю организаторов конференции за предоставленные возможности. Спаси вас Христос.

АД: Спасибо за ваши вопросы. Давайте общаться и дальше, желаю всем, чтобы никого не постигла та беда, об опасности которой мы сейчас говорили в течение двух часов.

— РИА Новости, 31.01.2006

к оглавлению


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@ApolResearch.org
www.apolresearch.org


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.apologia
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное