Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

3-9 марта 2006 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

«Мордовские «Наши» «выгнали» сектантов из кинотеатра

Движение «Наши» в Мордовии провело акцию «Секты — вон из России». Около 50 сторонников организации пикетировали проходившее в одном из кинотеатров собрание «Свидетелей Иеговы». Пикетчики развернули «антисектантские» плакаты, после чего лидер одного из штабов движения Сергей Микаев выступил с речью о вреде «сект». Возле кинотеатра был установлен знак «Осторожно: секта». После этого «Наши» собрали подписи за отмену регистрации «Свидетелей Иеговы» в республике.

«Свидетели» фотографировали участников акции, а их адвокаты вызвали милицию и заявили, что их оскорбляют действия «Наших». Об этом сообщает «Сова-Центр».

Religare

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ

Мормонская энциклопедия: «Писания сообщают, почему человек был сотворен, но не говорят нам, каким образом»

Адам или обезьяна? Этот вопрос неизбежно встает, когда разговор заходит об эволюции. И, естественно, он возник во вторник в колледже Юта-Вэлли во время обсуждения новой книге, посвященной взглядам церкви СПД на теорию эволюции.

Дуэйн Джеффери, профессор биологии из Университета им. Бригама Янга, и Уильям Эвенсон, администратор и профессор физики из колледжа Юта-Вэлли, которые в соавторстве написали книгу под названием «Мормонизм и эволюция: авторитетные заявления СПД», говорят, что позиция церкви по вопросу об эволюции совершенно очевидна: у церкви нет никакой позиции.

«Когда смотришь на все, что церковь сказала по этому вопросу, в контексте, становится понятна, что церковь ни разу не сделала твердого заявления о том, что эволюция несовместима с религией», — говорит Эвенсон, который в течение 34 лет работал администратором и преподавателем в Университете им. Бригама Янга, прежде чем ушел на пенсию и занял свою нынешнюю должность в колледже.

Джозеф Ф. Смит (1838-1918), шестой президент СПД

123-страничная книга, написанная двумя учеными и изданная компанией Greg Kofford Books из Солт-Лейк Сити, только начинает появляться на полках местных книжных магазинов. Она очень вовремя вышла в свет, поскольку как раз на этой неделе Законодательное собрание отклонило законопроект, обязывающий преподавателей государственных учебных заведений штата Юта говорить учащимся, что эволюция — это не факт.

Проблема, как утверждают профессоры, заключается в том, что многие святые последних дней имеют неверное представление о позиции своей церкви, зачастую критикуя Чарльза Дарвина на основании вырванных из контекста слов руководства церкви. Эвенсон и Джеффери — которые считают, что у теории Дарвина нет недостатка в подтверждениях, — принимают в расчет лишь авторитетные заявления церкви.
Наиболее весомыми являются три официальных заявления, сделанные Первым Председательством: первое — в 1909 году при президенте Джозефе Ф. Смите, второе — в рождественском послании 1910 года, и третье — в 1925 году при президенте Хебере Дж. Гранте. Важным источником является и изданная в 1992 году «Энциклопедия мормонизма» (Encyclopedia of Mormonism), в которой статья об эволюции включает в себя выдержки из протокола заседания Первого Председательства в 1931 году.

Джеффери говорит, что заявление 1909 года, хотя и не отвергает эволюцию прямо, явно направлено против теории Дарвина. По его же словам, заявление 1925 года повторяет предыдущее, но не содержит высказываний против теории эволюции.

Хебер Дж. Грант (1856-1945), седьмой президент СПД

Статья из «Энциклопедии», написанная Эвенсоном и одобренная руководством церкви, гласит: «Писания сообщают, почему человек был сотворен, но не говорят нам, каким образом». Далее в статье цитируются указания, данные в 1931 году Первым Председательством генеральным властям церкви: «Оставьте геологию, биологию, археологию и антропологию, которые не имеют отношения к спасению душ человеческих, ученым».

Рекс Ли (1935-1996), Генеральный Прокурор США (1981-1985), 10-й президент Университета им. Бригама Янга (1989-1995)

Эвенсон и Джеффери подкрепляют свои слова перечнем других документов, одобренных или изданных Первым Председательством, а также письменных заявлений президентов церкви, опубликованных за их подписью. К примеру, передовица в церковном журнале Juvenile Instructor за 1911 год, написанная президентом Джозефом Ф. Смитом. «Церковь сама по себе не имеет никакой философии относительно modus operandi, к которому прибег Господь при сотворении мира», — писал Смит, который лично был против идеи эволюции.

Идея новой книги родилась в 1992 году, когда президент Университета им. Бригама Янга Рекс Ли устал отвечать на вопросы студентов об эволюции и распорядился составить пакет документов, информирующий студентов об официальной позиции церкви. Джеффери и Эвенсон участвовали в составлении этого пакета, который, по сути, и воспроизводится в их книге с добавлением некоторых пояснений, чтобы поставить факты в контекст.

Джеффери говорит, что многие антинаучные взгляды членов церкви восходят либо к заявлению 1909 года, либо к книге Джозефа Филдинга Смита «Человек: его происхождение и судьба», написанной в 1954 году. Слишком многие мормоны, по его словам, не имеют понятия о других заявлениях. «Наша книга рассказывает остальную часть истории».

— The Salt Lake Tribune, 01.03.2006

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Логотип TBN

У Вещательной Сети Троицы (TBN) есть деньги и критики

Согласно последней опубликованной декларации, поданной TBN в налоговую службу США, в 2003 компания получила 184,3 миллиона долларов дохода. После оплаты всех расходов неосвоенным остался 71 миллион долларов, не считая, по меньшей мере, 312 миллионов долларов, вложенных в ценные бумаги. Зарплата Пола Ф. Крауча-старшего (президента компании) составила 408.562 доллара, а его жены Джен (вице-президента) — 361.000 долларов.

Пол и Джен Крауч

Wall Watchers — христианская некоммерческая организация, занимающаяся наблюдением за экономической политикой христианских служений, утверждает, что TBN «накапливает слишком много денег» и скрывает информацию о своем финансовом положении. TBN владеет многими разными компаниями, но не публикует «консолидированный аудиторский отчет», говорит Родни Питцер, руководитель Wall Watchers: «Они пытаются соблюдать требования закона по минимуму, только и всего. Неизвестным остается, какие доходы супруги Крауч получают от других компаний».

Адвокат TBN Джон Касория заявил, что тщательные аудиторские проверки проводятся дважды в год, а зарплаты, указанные в декларации, — единственные зарплаты супругов Крауч. По его словам, размер этих зарплат установлен независимой комиссией, назначенной представителями налоговой службы, и лишь после того, как супруги Крауч проработали большую часть своей жизни за гораздо меньшее вознаграждение. Полу Краучу исполнилось 72 года, а Джен скоро будет 68. По словам адвоката, супруги посвятили себя служению Богу, и то, что у них есть, заработано тяжким трудом: «Они начали с одной телевизионной станции и превратили ее в седьмую по величине вещательную корпорацию на планете».

Касория заявил, что Wall Watchers нападают на TBN потому, что они «не любят пятидесятников» и создали свои собственные правила, которые пытаются навязывать всем остальным. Одно из этих правил, говорит адвокат, — жить на грани нищеты. «Мы не верим, что Бог хочет, чтобы христианские служения жили впроголодь… У нас существенные накладные расходы. Только наши счета за электричество составляют миллионы долларов».

— The Tennessean, 05.03.2006

к оглавлению

УЧЕБНЫЙ СЕМИНАР ЭРХАРДА / ЛЭНДМАРК

Вернер Эрхард

Основатель школы «Лэндмарк» ведет затворническую жизнь на Каймановых островах

Школа «Лэндмарк» (ранее известная под названием «Учебные семинары Эрхарда», EST) была основана Джеком Розенбергом, бывшим торговцем автомобилями и энциклопедиями. Впоследствии он сменил имя на «Вернер Эрхард». За созданной им организацией тянется шлейф критики, жалоб и судебных исков со стороны бывших последователей, утверждающих, что программы школы причинили им серьезный личный вред.

Документы, свидетельствующие о продаже EST, — в том числе и расписки в получении денег — теперь публикованы в сети Интернет. Эрхард, уже пожилой человек, со своей возлюбленной ведет затворническую жизнь в Джорджтауне на Каймановых островах.

— Cayman Net News Online, 01.03.2006

к оглавлению

ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Пропаганда индийской культуры за границей

Шри Ананд Шарма

Шри Ананд Шарма, первый заместитель министра иностранных дел Индии, сегодня сообщил Lok Sabha, что в России нет никаких ограничений на пропаганду индийской культуры. Храм МОСК в Москве действовал с 1989 года по июнь 2004, когда с согласия руководства храма он был перенесен на новое место. Впоследствии генеральная прокуратура Москвы постановила, что перемещение храма было незаконным. В настоящее время представители МОСК во взаимодействии с правительством Москвы ищут приемлемое решение вопроса с недвижимостью.

Замминистра также добавил, что пропаганда индийской культуры и развитие культурных связей со страной-хозяином является важной частью работы всех зарубежных миссий. Правительство сознает важность дипломатии культуры для достижения целей международной политики Индии. Усилия правительства должны быть направлены на дальнейшее укрепление и расширение индийских культурных центров за рубежом.

Шри Шарма сообщил, что индийский Совет по культурным связям уже создал 18 культурных центров и 2 центра меньшего размера для пропаганды индийской культуры за рубежом. Совет составил обширную программу работы, которая включает в себя выплату стипендий, организацию фестивалей индийской культуры, организацию гастролей артистов, конференций, семинаров, лекций и выставок, издание литературы и аудио-видеоматериалов об индийской культуры, в т. ч. посредством обновленной страницы в Интернете.

— AK/JA, 08.03.2006

]к оглавлению

РАЗНОЕ

Индийский культ убивает детей, чтобы умилостивить богиню

Картина величиной с открытку, изображающая богиню Кали, стоит на земле, прислоненная к камню. Длинный красный язык богини принуждает исполненных ужаса верующих к покорности. В одной из восьми извивающихся рук она держит за волосы отрезанные головы, а ее шея украшена ожерельем из выбеленных человеческих черепов. На потрескавшейся стене позади ужасного изображения и на тяжелой деревянной мебели видны следы крови. Эти темные отметины свидетельствуют о том, что здесь в угоду отвратительной богине был принесен в жертву ребенок. Сквозь дверной проем видно как вдалеке, на полях, согнувшись до земли работают женщины в яркой одежде. Их лица обветрены и высушены зноем, их руки потрескались, оттого что они с рассвета до заката копаются в сухой земле.

Жизнь невыносимо трудна в отдаленной деревушке Барха — убогом скоплении глинобитных крестьянских лачуг, затерянном в сердце бедной индийской провинции Кхурья, штат Уттар-Прадеш. Это место, где нет законов, где царят предрассудки и давние суеверия. Этот район, известный своими плантациями сахарного тростника, находится в восьми часах мучительной езды на машине от Дели. Он на много десятилетий отстал от XXI века. В Буландшахре — самом близком населенном пункте, который с натягом можно назвать городом, — жители на ухо рассказывают друг другу мрачные слухи о том, что творится в Бархе. Их совет единодушен: «Не ездите туда. Это страшное место. Люди там прокляты».

43-летняя Сумитра Бушан, проведшая в Бархе большую часть жизни, тоже считала себя проклятой. Муж давно бросил ее, оставив после себя только долги, чем обрек ее на рабский труд на плантациях. Ее сыновья, 27-летний Сатбир и 23-летний Санджай, пользовались репутацией лентяев. Жизнь и так была ужасна, а тут еще якобы начались кошмары и ужасные видения Кали, которые преследовали не только Сумитру, но и всю ее семью. Женщина посоветовалась со жрецом-тантристом, странствующим «святым человеком», который время от времени заходил к ним в деревню, раздавая жителям советы и вонючие снадобья из древних амулетов, которыми была увешана его шея. Сумитре он посоветовал зарезать курицу у входа в дом и принести мясо и кровь в жертву богине. Она так и сделала, но кошмары не прекратились, она по-прежнему с криками просыпалась посреди ночи. Тогда Сумитра вновь пошла к жрецу. «Ради своей семьи», — сказал он, — «ты должна принести другую жертву, мальчика из твоей деревни». Десять дней назад Сумитра и ее сыновья пробрались в дом своих соседей и украли спящего 3-летнего мальчика по имени Аакаш Сингх. Они принесли ребенка домой, и старший сын совершил необходимые ритуалы, распевая мантры и размахивая благовониями. Сумитра натерла все тело испуганного ребенка кашицей из сандалового дерева и топленого буйволового масла. Потом двое мужчин ножом отрезали ребенку нос, уши и руки, прежде чем положить его, истекающего кровью, перед изображением Кали. Утром Сумитра сказала жителям деревни, что нашла труп Аакаша возле своего дома. Но люди набросились с побоями на ее сыновей, которые якобы признались в преступлении. «Я убил мальчика, чтобы спасти маму», — кричал Санджай. Все трое теперь арестованы, что спасло их от суда Линча. Жреца пока еще не нашли.

Полиция в Кхурдже говорит, что за последние полгода было совершено несколько десятков жертвоприношений. В прошлом месяце в деревушке неподалеку от Бархи женщина, которой жрец пообещал несметные богатства, изрубила на куски трехлетнего ребенка своего соседа. В другом случае супружеская пара, потерявшая надежду обзавестись сыном, похитила шестилетнего ребенка. Они измывались над ребенком, пока жрец пел мантры, после чего женщина искупалась в детской крови.

«Эта женщина принесла ребенка в жертву из-за слепых суеверий и безграничного невежества», — говорит полицейский А. К. Сингх. — «Это случалось раньше и случится еще не раз, но мы почти ничего не можем поделать. В большинстве случаев дело совершенно ясное. Признания добиться нетрудно — как правило, жители деревни или родственники жертв делают это за нас. Это продолжается уже много столетий; эти люди живут в средневековье». По неофициальным сведениям местной газеты, за последние четыре месяца на западе штата Уттар-Прадеш было совершено 28 человеческих жертвоприношений. Четверо жрецов оказались за решеткой, а многие другие были вынуждены бежать.
Ритуальные убийства привлекают внимание общества к тантризму — причудливой смеси мистических ритуалов, основанной на индуизме. У Тантры есть приверженцы среди буддистов и мусульман, и она завоевывает все большую популярность на Западе, где она ассоциируется с йогой и сексом. В Индии, где это учение возникло в V-IX веках, у него есть миллионы приверженцев. К жрецам-тантристам обращаются за советом по любым вопросам — от супружеских отношений до проблем с желудком.

Многие полагают, что разгул оккультизма связан с увеличением экономической пропасти между городскими и сельскими районами Индии — особенно это справедливо в отношении земледельцев, выращивающих хлопок и табак, поскольку их долги стремительно растут из-за высоких цен на гибридное зерно и пестициды. Самоубийства среди фермеров уже не редкость.

По словам Сандала Эдамаруку, президента Индийской рационалистической ассоциации, больше всего человеческих жертвоприношений совершается на севере Индии. «В современной Индии живут сотни миллионов человек, не умеющих читать и писать, но пытающихся найти спасение от жизненных реалий при помощи астрологии и шаманского колдовства. К сожалению, чаще всего от ужасных поступков этих людей страдают самые слабые члены общества — главным образом, женщины и дети, с которыми проще справиться».

Приверженцы Тантры, репутация которых страдает из-за происшествий в штате Уттар-Прадеш, говорят, что своей дурной славой они обязаны немногочисленным безумцам. «Человеческие жертвоприношения в этом регионе совершались с незапамятных времен», — говорит Прашант, жрец-тантрист, дающий частные «уроки» в своем каменном доме на окраине Буландшахра. — «Люди приходят ко мне со всевозможными несчастьями. Я советую им совершить пуджу и — очень редко — принести в жертву животное».

В своей убогой лачуге Риту Сингх качается взад-вперед, в горе колотя себя кулаком в грудь. Она не перестает рыдать с того дня, когда тело ее сына Аакаша было найдено в сточной канаве рядом с домом Сумитры Бушан. Муж Риту, Раджбир, говорит: «Их, наверное, посадят в тюрьму или оштрафуют, но они проведут в тюрьме за то, что сделали, лишь несколько лет. Они были моими соседями, они ели у нас в доме. А жреца, который толкнул их на преступление, никогда не найдут».

— The Guardian, 05.03.2006

к оглавлению

Александр Дворкин снова посетит Екатеринбург

В Екатеринбург в очередной раз приезжает ведущий специалист в области исследования новых религиозных движений в России, доктор исторических наук, известный богослов Александр Дворкин. Как сообщили Накануне.RU в пресс-центре Екатеринбургской епархии, Дворкин проведет на Среднем Урале несколько встреч с горожанами, а также прочтет лекции по таким вопросам как «Тоталитарные секты и политика», «Писание и Предание: православный взгляд и сектантские извращения».

Напомним, известный российский сектовед неоднократно бывал в Екатеринбурге. Однако во время визита Дворкина на Средний Урал в марте прошлого года произошел неприятный инцидент. Во время встречи с жителями Чкаловского района в Екатеринбурге Александр Дворкин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской Епархии священник Владимир Зайцев и оператор Екатеринбургской Епархии Виктор Григорьев были задержаны и избиты некими людьми в штатском, которых сопровождал сотрудник милиции.

Александр Дворкин с 1993 года возглавляет информационно-консультационный центр во имя священномученика Иринея Лионского, созданный по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и занимающийся проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Дворкин заведует кафедрой сектоведения Свято-Тихоновского университета, руководит издательской группой православного информационно-просветительского журнала «Прозрение». Является вице-президентом международного института по изучению современного сектантства «Диалог-центр», автором нескольких книг и более чем 100 публикаций на 10 языках.

— Благовест-инфо, 09.03.2006

к оглавлению

«Антисектантский» круглый стол в Обнинске

Сергей Мозговой

28 февраля в Обнинске состоялся круглый стол «Нетрадиционные духовные методики в Обнинске и их значение». Организатором выступила «Народная газета – Регион», ранее опубликовавшая статью «Ловцы человеческих душ», расцененную местными протестантами как попытку разжигания религиозной розни. На круглый стол не были приглашены светские специалисты, представители Министерства юстиции и прокуратуры. Присутствовал анонсированный «НГ-Регионом» руководитель Центра Иринея Лионского Александр Дворкин и воспринятые в качестве «антиправославных сектозащитников» сопредседатели Института свободы совести Сергей Мозговой и Сергей Бурьянов. Заседание вела PR-технолог Анастасия Горшкова.

Присутствовавшие отказались включить в «рабочую группу» С. Бурьянова, после того, как А.Дворкин сообщил, что «МХГ (Московская Хельсинкская группа) получала деньги от саентологов», хотя Бурьянов не является членом МХГ.

Собравшиеся говорили о вреде «тоталитарных сект», их численности на территории Калужской области, правомерности употребления термина «секта» (против его использования выступили сопредседатели ИСС). Присутствовавший на заседании представитель пятидесятников возмутился оскорблениями в адрес собственной церкви, но не нашел понимания.

По мнению корреспондента Credo.ru, «все мероприятие было рассчитано на местные СМИ, которые, по замыслу организаторов, должны „проникнуться“ и заняться шельмованием религиозных объединений».

— СОВА, 07.03.2006

к оглавлению

Пирамида страха

В Новосибирске, по подсчетам специалистов, более сотни сект и близких к ним организаций, деструктивно воздействующих на психику людей. Противостоять нашествию магов, жрецов и прочих гуру очень и очень сложно. Однако мать двоих детей, Елена, на это решилась. Она и не предполагала, что ее письмо мэру, крик души матери, обеспокоенной будущим своих детей, будет рассмотрено столь внимательно.

И уж никак не ожидала женщина, что в результате проверок телеологического центра «Тэлос», претендующего на духовное целительство, обнаружатся факты незаконного предпринимательства, да еще с извлечением дохода в особо крупных размерах. В милиции же говорят, что уже давно заинтересовались объявлениями «Тэлоса», появлявшимися и в Интернете, и на досках объявлений некоторых учебных заведений, в которых предлагалось лечение с помощью какой-то неведомой «пирамидокоррекции».

«...Ты — это роковая связь из прошлой жизни, которую мне нужно преодолеть», — так заявил Елене муж, несколько лет посещавший занятия в «мировоззренческой школе» при «Тэлосе», которая затем переместилась под крыло дружественной «Тэлосу» структуры под гордым наименованием «Духовно-патриотический центр «Яр».

А начиналось все, как теперь говорит Елена, классически. Пожалуй, история этой новосибирской семьи, которая в конце концов распалась, может служить хорошим «учебным пособием» для всех, кто пока — но только пока! — счастливо избегал встречи с разного рода «спасителями Вселенной». Дело в том, что в семье заболел ребенок — двухлетний мальчишка. И заболел нехорошо, попав в больницу в критическом состоянии. Причины неукротимой рвоты, возникавшей у крохи в самый неожиданный момент, врачи объяснить не могли. Мать, естественно, была в шоке. А соседки по палате нашептывали: иди, мол, к бабке. Раз уж официальная медицина помочь не может...

И тут семье очень повезло — по крайней мере, тогда это воспринималось именно так. Друг семьи — выпускник физфака НГУ, аспирант, между прочим! — рассказал, как его научный руководитель организовал интереснейшую экскурсию. К доктору биологических наук Сергею Сперанскому. Доктор демонстрировал чудо биоэнергетического воздействия на мышах: биоэнерготерапевты «регулировали» мышиный аппетит, вес и прочие жизненные параметры. Кроме того, сообщалось, что эти удивительные врачи лечат не только мышей, но и людей. «Доктор наук», «научно доказано» — эти слова произвели на Елену, не признающую всяких народных целителей и знахарей, очень благоприятное впечатление. И она стала сама уговаривать мужа сходить к биоэнерготерапевтам — ведь официальные медики ребенка из больницы выписали, но гарантий, что приступы рвоты повторяться не будут, не дали. Добрый и любящий отец пошел. И на первом же сеансе диагностики ему рассказали всю правду о травмах и заболеваниях, которые были у него в детстве. Любые сомнения в мощи биоэнерготерапевтов, если они и были, рассеялись. Интеллигентный, образованный, зрелый мужчина уверовал.

— Ему сказали, что приступов у ребенка больше не будет. А причина болезни была в том, что он сам, отец, выбрал неверный жизненный путь, — рассказывает Елена. — И более того. Андрею было заявлено, что он — один из немногих избранных, которые могут спасти Землю в целом и Россию в частности. Что у него высокая миссия, что он должен нести ответственность за судьбы всего человечества. Представьте себе — конец 90-х, море всяческой информации о необъяснимых явлениях и одновременно — полный бардак в стране. И тут тебе говорят, что ты можешь что-то сделать, как-то помочь! Конечно, это было рассчитано на интеллектуальных и добрых, отзывчивых людей, таких, как мой муж. В результате он начал посещать «Тэлос» регулярно. Коллективные медитации, направленные якобы на генерацию Добра и Любви. Лекции о тайных знаниях, о жрецах Атлантиды с намеком на то, что они являются их наследниками. И так далее, и тому подобное.

...Тревогу Елена, как она сейчас понимает, забила слишком поздно. Муж менялся плавно — так сказать, перетекал в новое состояние. Сначала отказался ходить в церковь («на данном этапе развития моей личности это не нужно») — хотя раньше активно посещал православный храм. Позже стал замкнутым: «Я не могу тебе многого сказать. Ради тебя же — ты не готова, информация может тебе повредить». Затем ушел из семьи, преодолев ту самую «роковую связь». Но последней каплей для Елены стало предложение Андрея водить с собой в «Тэлос» еще и старшего сына.

— Я поняла, что опасность угрожает уже и моим детям и нужно что-то делать, — говорит Елена. — Решение написать мэру Новосибирска пришло, когда я осознала, что не одинока в своей беде и проблема, затронувшая мою семью, становится серьезной проблемой всего нашего общества, ведя к массовому одурманиванию, по сути, зомбированию людей. Мне было очень тяжело на это решиться — я понимала, что про мою личную жизнь будут читать многие. С другой стороны, это было необходимо. В конце концов, я лично наблюдала, как на праздники, организованные «Тэлосом», съезжается более 200 человек. Знаю, что кое-кому из пришедших в эту организацию за советом «целители» напрямую советовали расстаться с женой, пореже видеться со взрослым сыном, так как они якобы негативно влияют на их энергетику.

Самое удивительное, что письмо Елены не осталось без ответа. Городской отдел здравоохранения пообещал разобраться. Затем «исповедь» была передана в прокуратуру Калининского района Новосибирска. А у оперативников отдела по борьбе с экономическими преступлениями Калининского РОВД возникло подозрение, что наряду с передачей «тайных знаний» в «Тэлосе» незаконно оказывают и медицинские услуги. Так и вышло: после предварительной записи (так просто в этот чудный центр не попадешь!) девушке, выполнявшей задание милиционеров, сделали массаж — а без соответствующей лицензии сотрудники центра права на это не имели. «Это был не просто массаж, а биоэнергетический!» — утверждают в центре. Правда, отличить эти два вида услуг невозможно. Деньги за массаж, что характерно, были взяты без всякого чека или квитанции. А при обыске в центре были изъяты более сотни карточек «пациентов», регулярно лечившихся в «Тэлосе». По предварительным данным, ущерб равен трем миллионам рублей.

Вообще же, «Тэлос» — прелюбопытнейшее заведение. Здесь, например, проповедуют... лечение розгами. От депрессии, например. А также рекламируют так называемую «пирамидокоррекцию», якобы увеличивающую творческий и, опять же, биоэнергетический потенциал человека. В комнате стоят несколько пирамид из гипсокартона или оргстекла. Названия у них красивые — «Часы познания», например. Или «Алмазный треугольник», сколоченный из фанеры. Или «Золотой трон» с офисным стулом, обтянутым золотистой тканью. Не очень, как показалось, чистой. «Единственный в мире комплекс пирамид, — говорят в центре. — Энергия космоса, торсионные поля...». Естественно, за соответствующую плату — за «посидеть на троне» можно отдать до полутора тысяч рублей. Недешевы и «мировоззренческие» лекции — пару лет назад они уже стоили 800 рублей в месяц. От заигрывания с человеком — к полному подчинению его личности, от духовных «ценностей» — к материальным. Классический почерк, знакомый сектоведам. Кстати, в поле зрения антисектантского центра, действующего при соборе Александра Невского, «Тэлос» попал уже давно — жалоб предостаточно. Но лишь Елена отважилась бороться всерьез. «Пирамидокорректоры» испугались еще до возбуждения уголовного дела по статье 171 УК РФ — «незаконное предпринимательство». Между тем оперативники не исключают, что руководителей «Тэлоса» удастся обвинить еще и в мошенничестве.

Таким образом, в Новосибирске создан прецедент в борьбе против сект и близких к ним организаций. Деятельность телеологического центра «Тэлос» изучается в рамках уголовного дела именно по экономической статье УК. Иными словами — за отъем денег у населения. Что называется, не мытьем, так катаньем.

— Российская газета (Выпуск выходного дня) N4009, 03.03.2006.

к оглавлению

Грабовой придет в ваш дом!

Тема зомбирования людей для нашей страны особенно актуальна. По сути, любая даже самая подозрительная и опасная организация может развернуть тут свою деятельность! Предотвратить это не в состоянии ни полицейские, ни медики.

Почему? Этот вопрос "Вести Сегодня" задала ведущему местному специалисту в области сект, члену консультативного совета по культам при Управлении по делам религий, зав. лабораторией интегративной медицины Рижского университета Страдыня Игорю Кудрявцеву.

– Вопросами сект я всерьез занимаюсь с 1995 года, хотя еще в студенческие годы касался темы, — говорит Игорь Кудрявцев. — Все началось с того, что один мой знакомый вдруг резко изменился. Он стал меня убеждать, будто нашел истинную веру. При этом его глаза были весьма странные… А поскольку я и ранее изучал феномен индивидуального и массового гипноза, все стало ясно… Но я не могу открыто заявлять, что в той или иной организации применяют гипноз. В законодательстве, 12–й статье Закона о лечении, сказано: гипноз не могут применять люди, не имеющие сертификата медика. Однако нарушение никак не карается. Нарушителю могут лишь пальцем погрозить… Главное — в законе не оговорено, что именно считать гипнозом, нет юридического определения. Значит, невозможно доказать, что та или иная неохаризматическая или неопятидесятническая организация применяет гипноз.

— Ведь вы специалист и можете установить факт зомбирования.

— Зомбирование — народный термин, медики употребляют слово "кодирование". И слово "секта" не совсем корректно, правильнее с юридической точки зрения — "новая религиозная организация"… В законе нет юридической дефиниции, что конкретно является кодированием. Хотя, например, во Франции разработан закон о психическом манипулировании людьми, четко описаны признаки применения кодирования, какой это несет вред и с медицинской, и с социальной точки зрения… В Латвии же могут обвинить какую–либо организацию, если она, например, как "Аум Сенрике" в Японии, применит газ — отравит множество народа или, как "Дети солнца", вынудит массу людей выпить на "богослужении" яд.

— И люди, пострадавшие от сектантов, к вам не обращались?

— Обращалось много людей, но почему–то они не пишут заявления в Управление по делам религий. Да, боятся, но… Тогда можно было бы дать делу ход. А пока… Помню, одно время в Латвии разные религиозные организации одна за другой устраивали детские летние лагеря. Там не пили, не курили, но… Я работал с детьми, у которых за неделю становились стеклянными глаза. Дети начинали кричать на родителей: мол, истинную веру вы не знаете! С этими детьми далеко не каждый психотерапевт справится… Но потом эти лагеря разом прекратили работать: не набрали необходимого числа детей.

— Каким образом те же неохаризматические или нео- пятидесятнические организации манипулируют людьми? Опишите.

— Достаточно, скажем, правильно дозировать во время "богослужения" громкость и тональность музыки. Обратите внимание, начинается мероприятие с очень громкой, мажорной музыки. Люди при этом прыгают… Человек, даже сторонний, но неподготовленный наблюдатель, волей–неволей повторяет про себя ритм. Вдруг громкая музыка стихает и звучит что–то очень спокойное. Человек расслабляется. В этой тишине ведущий произносит слова тихим вкрадчивым голосом, который резко прерывается воплем "Аллилуйя!". Промежутки между воплями меняются в строгой последовательности, вводят человека в состояние транса, когда несчастный менее критично воспринимает обстановку, и информация, произносимая "пастырем", отпечатывается у слушателя в подсознании… Самое интересное — "речевые стратегии". Здесь наиболее распространены повторы. Сам слышал в одном из "просветительских" движений под забойный ритм несколько десятков раз: "Иисус победитель, и мы все в нем"! Фраза смысловой нагрузки не несет. Это не случайно! Ведь человек просто должен ЭТО услышать и принять, но ни в коем случае не спорить. Ведь если, например, кто–то со сцены крикнет: "У всех выросли зеленые уши!", человек не поверит и насторожится. А с фразой "Иисус победитель, и мы все в нем" и не поспоришь. Помните, как Кашпировский любил повторять: "Ваши руки — это ваши руки, ваши глаза — это ваши глаза". А когда человек уже "готов", расслабился, его можно напичкать любой информацией.

— Приходится слышать о "хороших" и "плохих" сектантах. Правильно ли такое разделение?

— Были случаи, когда к тому же "Новому поколению" шли наркоманы. Возможно, они и переставали колоться (хотя я таких случаев не знаю), но становились как бы одинаковыми.

— Один взгляд, одинаковые фразы, жесты, мысли…

— Мысли, конечно, одинаковые! Когда человек "приобщился", не спорю, он может и перестать колоться, но получит другой вид зависимости, более выгодный той или иной структуре. А как в "секты" затаскивают людей? Чаще всего фразами: мол, приходите к нам, мы вам поможем. Спросите: "Как поможете?" Вам ответят: "Вот вы придите, и мы поможем". Фраза всегда одна — "Приходи к нам в общину". Что же, придете, вас там обработают, а потом вам действительно будет "хорошо"… Люди вступают в "религиозную организацию", и их начинают оболванивать. В секте парализуется воля человека, определенный центр мозга, отвечающий за принятие решений. Потом человек, вышедший из секты (если действительно вышедший!), реально не знает даже, какой в магазине ему надо купить хлеб…

— Сейчас в Лиепае разгорелся скандал: мормоны решили построить в центре, на пересечении дорог, ведущих в школы, здание своего прихода. Мормоны вообще опасны?

— В моем архиве об опасности мормонов данных нет, кроме известного произведения Артура Конан Дойла… Учение у мормонов, конечно, совершенно не христианское, что бы они там ни говорили. Оно, по мнению богословов, не соответствует основным канонам христианства. Например, в Евангелии сказано о пришествии Христа, что, когда Он придет, это будет как молния от края до края небес, и все люди разом об этом узнают. У мормонов же, оказывается, он тихонько так куда–то пришел шесть веков назад, все сделал и быстренько ушел… Еще момент. Я бывал несколько раз на "богослужениях" у мормонов. Скажу честно: там, в отличие от лихих плясок неопятидесятников, было очень скучно. Треть от часового выступления главный мормон рассказывал, как надо платить десятину. Потом всем поднесли подносы со стаканчиками с водой и сказали: "Как завещал Иисус Христос, мы должны причащаться водой". Я еще подумал: видимо, они перепутали, в Завете сказано о причащении вином, то есть кровью Господней…

— Есть информация, будто в Латвии начинает активно действовать Грабовой.

— Так он довольно давно пустил здесь корни. Есть даже мои знакомые врачи, вляпавшиеся в секту Грабового. Они, видимо, решили стать лучшими в мире "реаниматологами". Еще бы! Оживлять мертвых — круто! А вот великий гуру латышского народа Петерис Клява, который сперва активно проповедовал учение Грабового, недавно по телевизору публично каялся, даже назвал своего учителя "высшей пробы духовным негодяем".

— По российским телеканалам все чаще показывают передачи о манипулировании людьми. Рассказывают, как по ТВ в прошлом выступали Кашпировский, Чумак, Джуна, а теперь вот Грабовой объявился. И во всех передачах красной линией проходит: "Грабовой — опасный шарлатан".

— Странно все это. Топить–то Грабового топят, но сейчас начинается второе рождение Чумака, Кашпировского и Джуны. Их активно пиарят. Я пока не понимаю, зачем это делается… То, что Грабового топят, понятно, достаточно вспомнить его грязную выходку с "оживлением детей", погибших в школе Беслана… Грабовой очень странная личность. Он создал сильный культ, причем с претензией на объединение всех религий мира. Объявил: 16 сентября 2006 года все религии мира его признают своим владыкой. Согласитесь, рискованно! Если бы он назвал 2056 год, тут уж кто доживет, тот и узнает, а до сентября 2006–го осталось семь месяцев. Подождем… Но самое опасное — "числовые ряды Грабового". К примеру, он говорит: если повторять определенный числовой ряд на ночь, человек будет крепче спать, а если днем — то лучше работать. Эти ряды не так безобидны, как кажется. Существует много научных данных о воздействии чисел и знаков на человека. Они могут влиять на сознание, чтобы потом на человека было легче воздействовать.

— А местные мунисты у вас не вызывают подозрения?

— Все новые религиозные организации вызывают подозрение. Но в Латвии мунисты на удивление спокойные. Они придерживаются явно другой тактики, нежели неопятидесятники. Мунисты не вербуют в массовом порядке людей в свои ряды. Как и сайентологи, они частично вербуют людей, уже занимающих определенные высокие посты. Пока я не располагаю доказательствами, но уже есть информация на уровне слухов, что отдельные люди во власти вхожи к мунистам…

— Экзотические организации — вроде "Аум Сенрике" — в нашей стране появлялись?

— Об "Аум Сенрике" ничего не слышал. Вроде бы появлялись "Дети Бога" (Семья Дэвида Берга) — "сексуальные солдаты Иисуса", но своим делом они, видимо, занимались очень тихо. У нас еще действовал некий Фархад Ата. Это чудо производства какой–то среднеазиатской страны в прошлом было колхозным шофером, а потом Ата объявил себя (скромно!) создателем вселенной… Еще в Латвии возник некий "православный священник". Он провозгласил свое учение и индивидуально "консультирует" людей, объясняя, что не надо ни исповедоваться, ни причащаться, а делать это только у него, ибо все остальные продались сатане… Правда, сперва "священник" выясняет, какое у пациента материальное положение, а потом и "лечит". Пытается оживить идею товарища Бендера о "ненасильственном изъятии средств у населения". На прощание скажу: важно, чтобы пресса обо всем этом писала как можно чаще. Тема сектантства должна быть активно предана огласке. Необходимо разработать и государственную программу, чтобы наконец появился соответствующий закон.

— Спасибо за беседу.

— Информационно-развлекательный портал Даугавпилса

к оглавлению


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@ApolResearch.org
www.apolresearch.org


В избранное