Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№35
январь-март 2007

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3)


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apolresearch.org.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


НАЙДЕНА ЛИ МОГИЛА ИИСУСА?

26 февраля 2007 года, на следующий день после церемонии вручения «Оскаров», известный кинематографист Джеймс Камерон (создатель «Тинаника», «Чужих» и «Терминатора») устроил в нью-йоркской Публичной библиотеке презентацию нового фильма канала «Дискавери» под названием «Потерянная гробница Иисуса» (The Lost Tomb of Jesus), снятого канадским режиссером Симхой Якобовичи. Уже одного участия в проекте Камерона было бы достаточно, чтобы привлечь внимание прессы, однако настоящий фурор произвела тема нового фильма — его создатели пытаются доказать, что в 1980 году в Иерусалиме был найден семейный склеп, в котором покоился прах Иисуса Христа, его жены Марии Магдалины, их сына Иуды и других родственников.

Джеймс Камерон

В основу фильма положена реальная находка. В 1980 году во время работ в иерусалимском квартале Тальпиот действительно была вскрыта семейная гробница, в которой находилось несколько оссуариев (небольших каменных саркофагов для захоронения костей). К моменту официального вскрытия склеп уже носил следы давнего взлома, а камень, обычно закрывающий вход, отсутствовал вовсе.

На основании вида захоронения израильский археолог Шимон Гибсон датировал гробницу периодом 30-70 гг. н. э. На шести саркофагах были обнаружены надписи: «Йешуа бар-Йосеф», «Мария», «Матиа», «Йосе», «Мариамену э Мара» и «Йехуда бар-Йешуа». Однако в тот момент находка не стала сенсацией — останки (по-видимому) были перезахоронены, оссуарии переданы в музей, а через некоторое время о склепе и вовсе забыли все, кроме небольшой горстки специалистов.

Вход в Тальпиотскую гробницу

В конце 90-х годов древняя гробница привлекла внимание д-ра Джеймса Д. Табора, заведующего кафедрой религиоведения Университета Северной Каролины в г. Шарлотт. Однако интерес Табора носил весьма специфический характер — в 2006 году он издал книгу под названием «Династия Иисуса: скрытая история Иисуса, его царской семьи и возникновения христианства» (The Jesus Dynasty : The Hidden History of Jesus , His Royal Family and the Birth of Christianity). В этом сочинении Табор излагал идею о том, что Иисус (сын римского солдата Пантеры), будучи верным иудеем, присоединились к мессианскому движению, основанному Иоанном Крестителем. После смерти Иоанна Иисус якобы вступил в борьбу с римскими поработителями и избрал совет из двенадцати человек (включив в него четверых своих сводных братьев), которым предстояло возглавить двенадцать колен Израилевых. После смерти Иисуса от рук римлян движение возглавил один из его братьев, Иаков («возлюбленный ученик»). Все они — Иоанн, Иисус и его сводные братья — были верными иудеями и даже не собирались создавать новую религию. И только Павел, проповедовавший среди язычников, порвав со своими предшественниками, на основании собственных откровений создал новую религию, которая и известна нам сегодня под именем христианства. Неудивительно, что гипотеза о «семейном склепе Иисуса» привлекла его внимание.

Джеймс Табор

Однако в тот момент даже Табор был вынужден признать, что фактов недостаточно, чтобы делать какие-то утверждения относительно найденной гробницы (впрочем, это не удержало его от дальнейших рассуждений на тему о «династии Иисуса»):

До тех пор, пока мы не получим новых данных… историю о двух гробницах придется закончить на этом месте... И именно с этого места мы начинаем изучать жизнь Иисуса и историю династии, которую он основал перед смертью, поскольку его смерть, конечно же, не стала концом его миссии и его наследия... Есть что-то удивительное в этой гробнице, с оссуариями, сохранившимися костями и написанными именами, которые настолько знакомы нам сегодня, две тысячи лет спустя, что мурашки начинают бегать по спине, когда мы пытаемся представить себе прошлое и нащупать с ним связь. Но самое замечательное — то, что мы никогда не знаем, какие новые факты могут появиться в любой момент и помочь нам сложить воедино еще несколько кусочков головоломки.

Амос Клонер

По сути дела, к настоящему моменту в описанных выше обстоятельствах ничего не изменилось — никакие новые сенсационные факты не были обнаружены. Единственное, что вдохнуло в старую историю новую жизнь и придало ей новое сенсационное звучание — это использование новаторских научных методов. По просьбе создателей фильма Андрей Фойерфергер, профессор математики из Университета Торонто, вычислил вероятность того, что найденные на оссуариях имена могли принадлежать какой-то другой семье, а д-р Кэрни Матисон из палеогенетической лаборатории канадского Университета Лэйкхид провела сравнительный анализ образцов ДНК, собранных со стенок двух оссуариев («Йешуа бар-Йосеф» и «Мариамену э Мара»).

На основании полученных данных авторы фильма выступили с сенсационным заявлением, что в Тальпиотском склепе была погребена семья Иисуса Христа.

Однако многие серьезные ученые сразу же выразили скептическое отношение к этому заявлению. Например, израильский археолог Амос Клонер, в числе первых занимавшийся изучением склепа и оссуариев, заявил, что теория Камерона и Якобовичи не соответствует общепринятым археологическим стандартам, хотя из нее может получиться хороший фильм. По его мнению, вся шумиха была затеяна только ради денег. Другие археологи и историки также отреагировали на новую теорию сдержанно-скептически.

Христианские ученые и общественные деятели отреагировали на заявления Камерона гораздо резче и серьезнее. Буквально на следующий день несколько известных богословов опубликовали свой анализ аргументов, на которые ссылаются авторы фильма. Давайте рассмотрим некоторые наиболее важные моменты:

Проблемы с надписями

Во-первых , следует заметить, что из шести надписей на оссуариях три сделаны на еврейском языке, две — на арамейском, и одна («Мариамену э Мара») — на греческом. Нигде в гробнице мы не встречаем упоминания о Мессии или о Марии Магдалине. Уже в силу этих двух фактов очевидно, что любое отождествление имен на саркофагах с библейскими именами является не более чем предположением.

Во-вторых , из Евангелия от Матфея мы узнаем, что у Господа было четверо братьев (родных или двоюродных): «Иаков, Иосий, Симон, Иуда» (Мф. 13:55), — и несколько сестер, ни число и имена которых евангелисты не называют (Мф. 13:56). Нетрудно заметить, что между именами, найденными в гробнице, и братьями Иисуса, упомянытыми в Евангелии, есть только одно совпадение — имя Иосий. Если могила в Тальпиоте действительно была гробницей семьи Иисуса, почему в ней отсутствуют тела троих Его братьев и всех Его сестер?

Симха Якобовичи в Тальпиотской гробнице

Кроме того, отнюдь не факт, что похороненный в гробнице «Йосе» приходился «Йешуа-бар-Йосефу» именно братом . К примеру, автор «Каталога еврейских оссуариев» Л. Й. Рахмани в описании саркофага «Йосе» утверждает: «Сходство этого оссуария и надписи на нем с оссуарием Марии (№ 706) — оба найдены в одном и том же склепе — может указывать на то, что это оссуарии родителей Йешуа (№ 704), которым Йехуда (№ 702) приходился внуком».

В-третьих , два имени, найденных в гробнице, вообще не упоминаются в евангельском повествовании: «Матия» и «Йехуда-бар-Йешуа». И если во втором случае кинематографисты как-то выкручиваются, называя «Йехуду» сыном «Йешуа-бар-Йосефа» (хотя, насколько мне известно, никаких попыток проверить это при помощи анализа ДНК не предпринималось), то имя «Матия» (т. е. Матфей) никак не вписывается в известные нам факты.

В-четвертых , авторы фильма истолковали надпись «Мариамену э Мара» как «Мария, или Учитель». Заметим, что даже такое толкование никоим образом не отождествляет эту неведомую Марию с Марией Магдалиной (или любой другой библейской героиней, носившей это имя) — тем более, что последнюю в Писании ни разу не называют Мариамной.

Однако в действительности проблемы с этой надписью гораздо серьезнее. В фильме надпись «Мара» интерпретируется как арамейское слово, означающее «учитель», однако на самом деле маловероятно, что в надписи по-гречески было использовано арамейское слово. Более того, этот вариант толкования — далеко не единственный и даже не самый убедительный. Вот другие варианты:

  • [гроб] Мариамны-Мары (второе имя Мара — сокращение от имени Марфа);
  • [гроб] Мариамны прекрасной;
  • [гроб] Мариамны горькой (маловероятно, но возможно);
  • [гроб] Мариамны [и] Мары (в оссуарии покоились двое — две сестры или мать и дочь);
  • [гроб] Мариамны царицы (весьма маловероятно, но возможно).

Более того, прочтение надписи, на котором основывались авторы фильма, неверно — как свидетельствует проф. Ричард Баукхам, в оригинальной надписи «э» отсутствует, и между двумя словами нет даже места для него. Это, по сути, исключает возможность толкования, предложенного в фильме.

В-пятых , ученые далеко не единодушны в том, как именно следует читать надпись на «самом главном» оссуарии. Археологи Амос Клонер и Стивен Пфанн предпочитают вариант «Ханун-бар-Йосеф».

Дело в том, что из всех надписей, найденных в данном захоронении, только надпись на этом саркофаге торопливо и неразборчиво выцарапана рядом с крышкой. Из первого слова прочесть можно в лучшем случае одну или две буквы. Надписи на остальных пяти оссуариях были вырезаны тщательно и явно при хорошем освещении.

На этом основании (и помня о том, что гробница носит следы взлома) некоторые высказывают предположения о подделке — ведь однажды, в 1945 году район Тальпиот уже оказывался в центре попыток мусульман доказать, что Иисус Христос никогда не воскресал.

Но даже если надпись окажется подлинной, а вариант «Йешуа-бар-Йосеф» — правильным, само по себе это обстоятельство ни о чем не говорит, поскольку имя «Йешуа» было найдено на 22 оссуариях, причем в четырех случаях надпись выглядела как «Йешуа-бар-Йосеф».

Проблемы с математическими расчетами

Андрей Фойерфергер

Во-первых , в своем открытом письме от 8 марта 2007 года д-р Фойерфергер подробно объяснил, на каких допущениях он строил свои расчеты. Особого внимания заслуживает следующая фраза, которой математик предварил свои объяснения: «Результаты любых расчетов такого рода в высшей степени зависят от допущений, с которыми вы к ним приступаете. Если любое из этих допущений не соответствует действительности, то результаты вычислений едва ли будут иметь какой-нибудь статистический смысл» (http://fisher.utstat.toronto.edu/andrey/OfficeHrs.txt). Вот краткий список основных допущений:

  • Фактическая сторона вопроса изложена верно.
  • Существующие данные о распространенности имен соответствуют действительности.
  • «Мариаменон э Мара» — это уникальный титул Марии Магдалины.
  • Йосе/Йоса — это имя брата Иисуса.
  • Латинизированное имя «Мария» — это имя матери Господа.
  • Присутствие имен «Матия» и «Йехуда-бар-Йешуа» не влияет на результаты вычислений.
  • База данных надписей на могильных камнях достаточно репрезентативна.
В частности, по поводу надписи «Мариамну э Маара» Фойерфегер пишет: «Заметьте, что это допущение спорно, и, более того, что это допущение существенным образом влияет на результаты расчетов». Между тем, как мы уже убедились выше, допущение о том, что в данном оссуарии покоился прах Марии Магдалины, не выдерживает критики.   Во-вторых , если закрыть глаза на спорность фундаментальных допущений, чисто математически выведенная Фойерфергером вероятность (1/600), наверное, правильна.   Однако подлинная проблема заключается вовсе не в правильности расчетов, а в толковании полученных результатов. Не следует забывать, что статистическому анализу подвергались лишь имена, найденные в захоронениях времен Христа, — причем последних насчитывается всего около тысячи. Следовательно, из вычислений Фойерфергера можно сделать только один вывод: если у семьи Иисуса действительно был семейный склеп в Иерусалиме (и он входит в число уже найденных), то с вероятностью 599 из 600 захоронение в Тальпиоте принадлежало семье Иисуса.   Однако в таком выводе слишком много «если» — он бесконечно далек от громких заявлений, которые на основании вычислений Фойерфергера позволяют себе некоторые приверженцы теории Камерона-Якобовичи.  

В-третьих , за всеми математическими выкладками стоит невысказанное фундаментальное допущение, что у Господа на земле была семья. Без этого допущения вся теория рушится, словно карточный домик. Однако ни в Библии, ни в других достоверных документах того времени нет ни малейшего указания на то, что «семья Иисуса» на самом деле существовала.

Проблемы с генетическим анализом

Во-первых , образцы для генетического анализа были взяты только из двух оссуариев: «Йешуа-бар-Йосеф» и «Мариамену э Мара». Остается только гадать, что показали бы анализы ДНК с использованием образцов из других саркофагов.

Во-вторых , образцы были взяты не с останков (что уже не представляется возможным), а со стенок саркофага. Профессиональные археологи говорят, что извлечь чистые и пригодные для исследования образцы даже из самих останков — дело непростое. В этом же случае вообще сложно сказать, насколько чисты были представленные для анализа образцы (и кому именно они могли принадлежать).

В-третьих , анализ проводился на основании митохондриальной, а не ядерной ДНК. Максимум, что может показать такой анализ — что «Йешуа-бар-Йосеф» и «Мариаменон э Мара» не были родственниками по матери . Ответить на вопрос, чьей именно женой (и женой ли) была эта женщина, и был ли похоронен в саркофаге с надписью «Йешуа-бар-Йосеф» Иисус Христос, генетика просто неспособна.

В-четвертых , в сообщении Амоса Клонера ясно указывалось, что в некоторых из десяти оссуариев был похоронен прах нескольких человек. С учетом неоднозначности надписи «Мариамену э Мара», о которой мы уже упоминали выше, данное обстоятельство сводит убедительность анализа ДНК практически к нулю.

Проблемы с пропавшим саркофагом

Одед Голан

21 октября 2002 года на совместной пресс-конференции канала «Дискавери» и Библейского архееологического общества общественности был представлен оссуарий, арамейская надпись на котором («Иааков, сын Йосефа, брат Йешуа») была объявлена самым древним упоминанием об Иакове, брате Господа, помимо библейского текста. Иерусалимский ценитель древностей Одед Голан заявил, что приобрел этот оссуарий у некоего араба.

Однако 18 июня 2003 года Израильское управление древностей объявило надпись на оссуарии частичной подделкой. Хотя однозначных доказательств этого обвинения предъявлено не было, 29 декабря 2004 года израильское министерство юстиции предъявило Голану, трем другим евреям и одному палестинцу обвинение в многочисленных случаях мошенничества. Голан признать свою вину отказался.

«Оссуарий Иакова»

Эта история не имела никакого отношения к гробнице, найденной в Тальпиоте, до тех пор, пока Камерон и Якобовичи не заявили, что так называемый «оссуарий Иакова» — это один из десяти оссуариев из Тальпиота, пропавший из музея. В подтверждение своих слов они ссылались на одинаковость размеров саркофагов и на отсутствие подробного описания одного из десяти тальпиотских оссуариев.

Однако, судя по всему, эта детективная теория — не более чем очередная сенсационная выдумка авторов фильма. Прежде всего, по свидетельству израильских археологов Амоса Клонера и Джо Зиаса, ни один из оссуариев не пропал. Поскольку на нем не было никаких надписей, он не представлял интереса для музея и был, в соответствии с обычной практикой, выставлен во двор музея. По этой же причине десятый оссуарий не стали фотографировать и детально описывать. Более того, Клонер утверждает, что размер того саркофага совершенно не совпадал с размерами «оссуария Иакова».

Еще один довод создателей фильма заключался в том, что почва на внешних стенках «оссуария Иакова» тождественна почве в тальпиотской гробнице (что якобы подтверждается исследованиями, проведенными в Суффолкской криминологической лаборатории Нью-Йорка). Однако этот тип почв очень распространен в Иерусалиме, и делать из этого факта далеко идущие выводы не стоит. Напротив, образцы налета, найденные внутри «оссуария Иакова», не соответствуют никаким образцам из гробницы в Тальпиоте.

Проблемы с научной честностью

Ряд моментов, упомянутых в фильме, наводят на мысль о том, что создатели сенсационной теории иногда шли вразрез с фактами и собственными убеждениями.

Во-первых , в своей книге «Династия Иисуса» Джеймс Табор однозначно называл Иисуса Христа незаконнорожденным сыном римского солдата Пантеры. Теперь же, поддержав новую теорию о «семейной гробнице Иисуса», он, по сути, противоречит сам себе, поскольку надпись на оссуарии называет «Йешуа» сыном «Йосефа».

Тед Коппель

Во-вторых , после того, как 4 марта фильм Якобовичи был официально показан на канале «Дискавери», журналист этого же канала Тед Коппель выпустил в эфир программу под названием «Потерянная могила Иисуса — критический взгляд». Помимо самого Якобовичи и Табора в студии присутствовали Джонатан Рид, профессор религиоведения из Лавернского университета, и Уильям Дэнвер, патриарх американской археологической школы, имеющий за плечами 40-летний опыт раскопок на Ближнем Востоке.

В ходе программы Коппель убедительно продемонстрировал, что слова трех экспертов, на мнение которых Якобовичи сссылается в своем фильме, были вырваны из контекста и неверно истолкованы.

  • Коппель представил письменное заявление эксперта-генетика, который отрицает приписанное ему утверждение, будто проведенные исследования показали, что «Йешуа» и «Мариаменон» были супругами.
  • Коппель представил письменное заявление руководителя Суффолкской криминологической лаборатории, который отрицает приписанное ему утверждение, что налет на оссуарии Иакова соответствует налету на оссуарии «Йешуа».

В ходе дальнейшего разговора Коппель показал несостоятельность утверждений, сделанных в фильме. В завершение беседы Уильям Денвер сказал, что «выводы [Якобовичи и Камерона] были сделаны еще до начала» исследований, и что их «рассуждения выходят за пределы любого разумного толкования».

В последний момент

Несмотря на то, что фильм «Потерянная гробница Иисуса» 4 марта собрал наибольшее число зрителей за целый год, канал «Дискавери», судя по всему, предпринимает определенные шаги к тому, чтобы снизить остроту сенсации. Вопреки обыкновению, канал не стал эксплуатировать высочайшие рейтинги фильма, но, напротив, запустил программу с острой критикой в его адрес и отменил запланированный повторный показ.

Оглавление


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РУКОВОДИТЕЛЯМ СЛУЖЕНИЯ «ЖИВОЙ ПОТОК»

Более 70 евангелических христиан — ученых и известных служителей из семи стран мира — поставили свои подписи под беспрецедентным открытым письмом, адресованным руководству «поместных церквей» и служения «Живой Поток».

Это письмо — публичный призыв отвергнуть и взять назад спорные заявления, сделанные основателем движения, Уитнессом Ли, относительно учения о Боге и учения о человеке. В письме также есть просьба, обращенная к «поместным церквям» и служению «Живой Поток», опровергнуть заявления, сделанные Ли, которые унижают евангелические христианские конфессии и организации. Наконец, письмо содержит призыв, обращенный к руководству «поместных церквей» и служения «Живой Поток», прекратить использование судебных преследований и угроз судебных преследований против христиан и христианских организаций с целью подавить критику или разрешить противоречия.

 

Открытое письмо
руководителям служения «Живой Поток»
и «поместных церквей»

Служение «Живой Поток» и движение «поместных церквей» (также известное под именем «Господне Восстановление»), основанные покойным Уитнессом Ли, вот уже несколько десятилетий втягивают известные христианские организации и видных христианских деятелей в судебные и богословские споры. Принимая во внимание эту историю конфликтов и судебных преследований, мы, нижеподписавшиеся, выступаем со следующим публичным заявлением. Поскольку приведенные далее высказывания Уитнесса Ли, судя по всему, противоречат основополагающим учениям христианства или искажают их, мы почтительно призываем руководителей служения «Живой Поток» и движения «поместных церквей» отречься от этих и подобных заявлений и более их не публиковать:

Относительно природы Бога

«Сын назван Отцом, следовательно, Сын должен быть Отцом. Мы должны понять этот факт. Некоторые говорят, что Он только назван Отцом, но в действительности Он не Отец. Но как Он мог быть назван Отцом, но в то же время не быть Отцом? <...> Там, где ни один человек не может достичь Его (1 Тим. 6:16), Бог — это Отец. Когда Он выходит, чтобы явить Себя, Он — Сын. Итак, дан Сын, но имя Ему нарекли — «Отец вечности». Этот самый Сын, который дан нам, и есть сам Отец»

Уитнесс Ли , Всеобъемлющий Дух Христа
( М : Живой Поток , 1992), с . 8

«Воплощение Слова было воплощением Триединого Бога: Сын Божий с Отцом посредством Духа стал плотью. Это был Бог, Триединый, ставший человеком…»

Уитнесс Ли, Божье новозаветное домостроительство
(Анахайм: Живой Поток, 1995), с. 31

«Традиционное объяснение Троицы весьма неадекватно и граничит с тритеизмом. Когда Дух Бога соединяется с нами, Бог не остается в стороне, и Христос не остается на троне. Вот впечатление, которое создает христианство. Они думают об Отце как об одном Лице, которое посылает Сына, второе Лицо, чтобы совершить искупление, после чего Сын посылает Духа, еще одно Лицо. Дух, согласно традиционному мышлению, входит в верующих, в то время как Отец и Сын остаются на троне. Когда верующие молятся, их учат кланяться Отцу и молиться во имя Сына. Разделение Божества на три отдельных Лица — это не откровение Библии…»

Witness Lee, Life Messages [ перевод с английского ]
(Anaheim: Living Stream Ministry, 1979), p. 164

«СЫН ЕСТЬ ОТЕЦ, А ТАКЖЕ СЫН ЕСТЬ ДУХ <…> …Господь Иисус, Который есть Сын — это также и Отец вечности. Наш Господь — это Сын , и еще Он также Отец . Аллилуйя!»

Уитнесс Ли, О Триедином Боге — Отце, Сыне и Духе
( М : Живой Поток , 1992), с . 18

«Таким образом, ясно: Господь Иисус — это Отец, Сын и Дух, и Он есть сам Бог. Он также есть Господь. Он — Отец , Сын , Дух , Бог крепкий и Господь »

Witness Lee, The Clear Scriptural Revelation Concerning the Triune God [ перевод с английского ].
www.contendingforthefaith.org/responses/booklets/triune.html

«Отец, Сын и Дух не три отдельных личности и не три Бога; они — один Бог, одна реальность, одна личность».

Уитнесс Ли, Триединый Бог — жизнь для трехчастного человека
(М: Живой Поток, 1993), с. 54

Относительно природы человека

«У Христа две природы — человеческая и божественная, и мы такие же: мы человеческой природы, но покрыты божественной. Он — Богочеловек, а мы — Богочеловеки. Он ковчег, сделанный из дерева, покрытого золотом. Числом мы отличаемся, но по природе мы точно такие же».

Уитнесс Ли , Всеобъемлющий Христос
( Анахайм : Живой Поток, 19 93 ), с . 124

«Бог может сказать Своим верующим: „Я божественен и человечен“, а Его верующие могут ответить: «Слава Тебе, Господи! Ты божественен и человечен, а мы человечны и божественны “».

Уитнесс Ли, Триединый Бог — жизнь для трехчастного человека
( М : Живой Поток , 1993), с . 58

«Мое бремя таково, чтобы показать вам ясно, что Божье домостроительство и план заключаются в том, чтобы сделать человека и сделать нас, сотворенных Им существ, „Богом“ — так, чтобы Он „очеловечился“, а мы „обожились“. В конце, Он и мы — все станем Богочеловеками».

Witness Lee , A Deeper Study of the Divine Dispensing [перевод с английского]
(Anaheim: Living Stream Ministry, 1990), p. 54

«Мы, верующие, рождены от Бога. Что рождено от человека, есть человек, а что рождено от Бога должно быть Богом. Мы рождены от Бога; значит, в этом смысле, мы — Бог».

Там же , p. 53

 

«Поскольку Отец, Сын и Дух — все они есть одно с Телом Христовым, мы можем сказать, что Триединый Бог теперь — „Бог четыре-в-одном “. Эти четверо — Отец, Сын, Дух и Тело . Троих из Божественной Троицы нельзя смешивать друг с другом или разделять, и четыре-в-одном также нельзя разделять или смешивать»

Там же , pp. 203–204

 

Относительно права евангелических церквей и конфессий на существование

Мы осуждаем как непоследовательные и не имеющие оправдания попытки служения «Живой Поток» и «поместных церквей» привлекать в свои ряды членов евангелических церквей и служений, в то же время распространяя следующие унизительные высказывания Уитнесса Ли в адрес таких церквей и служений:

«Господь не строит Свою Церковь в христианском мире, который состоит из отступнической Римско-католической церкви и протестантских деноминаций. Это пророчество исполняется посредством Господнего восстановления, в котором совершается построение подлинной церкви».

Уитнесс Ли в Восстановительном Переводе Нового Завета. Примечание 4 к стиху Матфея 16:18.
( Анахайм : Живой Поток , 1998), с . 105.

«Отступническая церковь отклонилась от слова Господа и стала еретической. Реформированная церковь, хотя и была в некоторой степени возвращена к слову Господа, отреклась от имени Господа, деноминировав себя, взяв себе множество других имен, таких как „лютеранская“, „уэслианская“, „англиканская“, „пресвитерианская“, „баптистская“ и т. д…. Отклоняться от слова Господа — это отступничество, а деноминировать церковь, взяв какое-либо имя, помимо имени Господа — это духовный блуд».

Уитнесс Ли в Восстановительном Переводе Нового Завета. Примечание 3 к стиху Откровение 3:8.
(Анахайм: Живой Поток, 1998), с. 1351.

«Я боюсь, что некоторые из нас по прежнему находятся под негативным влиянием христианского мира. Мы все должны осознать, что сегодня Господь продолжает действовать, чтобы полностью восстановить нас и полностью вывести нас из христианского мира».

Witness Lee, The History of the Church and the Local Churches [ перевод с английского ]
(Anaheim: Living Stream Ministry, 1991), p. 132

 

«В любой деноминации, включая римскую католическую церковь, есть истинные, спасенные христиане. Они являются Божьими людьми, принадлежащими Господу. Но организация деноминаций, к которым они принадлежат, не от Бога. Деноминационные организации были использованы Сатаной для установления его сатанинской системы, чтобы разрушить Божье домостроительство надлежащей церковной жизни».

Уитнесс Ли. Жизнеизучение Книги Бытия. Сообщение 34.
(Анахайм: Живой Поток, 1995), с. 600.

«Нас не волнует христианство, нас не волнует христианский мир, нас не волнует римско-католическая церковь, и нас не волнуют все деноминации, потому что в Библии сказано, что великий Вавилон пал. Это провозглашение . Христианство пало, христианский мир пал, католицизм пал, и все деноминации пали. Аллилуйя !»

Witness Lee, The Seven Spirits for the Local Churches [ перевод с английского ]
(Anaheim: Living Stream Ministry, 1989), p. 97

« Знать Бога недостаточно . Знать Христа тоже недостаточно . Даже знать церковь недостаточно . Мы должны пойти дальше и узнать церкви, которые являются поместными. Если мы идем в ногу с Господом, мы осознаем, что сегодня — день поместных церквей».

Там же, p . 23

Мы с уважением призываем руководство служения «Живой Поток» и «поместных церквей» отречься от этих и подобных заявлений и перестать их публиковать.

Относительно тяжб с евангелическими христианами

Если руководство служения «Живой Поток» и «поместных церквей» считает евангелических христиан своими братьями по вере, мы требуем, чтобы они публично отказались от использования судебных преследований и угроз судебных преследований против евангелических христиан в ответ на критику или для разрешения конфликтов. Новый Завет явно запрещает использовать судебные преследования для решения споров между христианами (см. 1 Коринфянам 6:1–8).

Если руководство служения «Живой Поток» и «поместных церквей» не считает, что евангелические христианские церкви, организации и служения вправе называться христианскими, мы просим их публично отказаться от членства во всех ассоциациях, объединяющих евангелические церкви и служения.

В любом случае, мы с уважением настаиваем на том, чтобы руководство служения «Живой Поток» и «поместных церквей» прекратило использовать судебные преследования и угрозы судебных преследований для подавления критики или разрешения споров с христианскими организациями и отдельными христианами.

Искренне ваши ,

[С полным списком подписей можно ознакомиться на сайте http://www.open-letter.org]

Ноябрь 2006 года

Примечание: все, поставившие подпись под этим документом, выражают свою собственную позицию. Их личные взгляды, выраженные здесь, не обязательно совпадают с мнением их организаций, предприятий или нанимателей.

Оглавление


БЕЗРАССУДНАЯ МИСТИКА МАДАМ ГИЙОН

К сожалению, авторы статьи не дали нам разрешения публиковать перевод в электронном виде, однако вы можете заказать полный текст статьи в печатном виде, написав нам по одному из адресов, указанных ниже. Чтобы покрыть стоимость печати и пересылки статьи, мы просим вас пожертвовать 25 руб.

Оглавление


ОТЦЫ ЦЕРКВИ О ДАРЕ ПРОРОЧЕСТВА

Августин Аврелий (IV век): О Книге Бытия, буквально

Книга XII, глава IX, §20:

Поэтому те еще не обладают пророчеством, которые при посредстве каких-либо подобий телесных предметов изрекают знамения в духе, если при этом не присоединяется еще в разумения (obtuitum) ума для их понимания; и тот, кто истолковывает видение другого, больше пророк, чем тот, кто сам видит видение. Отсюда ясно, что пророчество принадлежит больше уму, чем духу в особенном его смысле, как некоторой низшей в сравнении с умом душевной силе, в которой отпечатлеваются представления о телесных предметах. Таким образом, Иосиф, истолковавший, что означали собою семь колосьев и семь коров, был больше пророк, чем фараон, который видел их во сне (Быт. XLI, 1-32). Фараон имел дух, настроенный к видению, а Иосиф — ум, просвещенный к уразумению. У фараона был язык, а у Иосифа — пророчество, потому что у первого было представление только предметов, а у последнего — истолкование представлений. Отсюда, меньше пророк тот, кто в духе при посредстве образов телесных предметов видит только лишь знаки означаемых ими вещей, и гораздо больше пророк тот, кто одарен только лишь пониманием этих образов, но пророк собственно тот, кто превосходит и тем и другим, т. е. и видит в духе знаменующие подобия телесных предметов, и живо понимает их умом, как напр. испытано и доказано было превосходство Даниила, который и рассказал царю виденный им сон, и объяснил, что этот сон значил (Дан. II, 27-45; IV, 16-24). Ибо и телесные образы отпечатлены были в его духе, и уму его открыто было их понимание. На основании именно этого различия духа, в виду которого Апостол сказал: помолюся духом, помолюся же и умом (1 Кор. XIV, 15), дабы и знаки предметов отображались в духе, и понимание их отражалось в уме, — на основании этого, говорю, различия мы теперь и назвали духовным такой род зрения, каким мы мысленно представляем образы предметов даже и отсутствующих.

Книга XII, глава XII, §26:

Но когда духовное зрение при совершенном отрешении души от телесных чувств в сновидениях ли или в экстазе, останавливается на образах телесных предметов, то созерцаемое, если оно ничего собою не означает, составляет воображение самой души, как и бодрствующие, здоровые и не находящиеся в состоянии отрешения создают образы многих тел, которые не подлежат их чувствам; разница только та. что они твердо обличают эти образы от присутствующих налицо и истинных тел. Если же оно что-нибудь собою означает, представляет ли сонным или бодрствующим, когда они и глазами видят присутствующие тела, и духом созерцают образы отсутствующих тел, но так, как бы эти последние находились пред их глазами, или же, наконец, в так называемом экстазе, при совершенном отрешении души от телесных чувств: в таком случае это — чрезвычайный способ [зрения]; но вследствие привмешения другого духа возможны случаи, что то, чтО знает сам дух, он посредством подобного рода образов внушает и тому, с кем соединяется, понимает ли его этот последний, или же получает разъяснение от другого. Ибо раз подобные откровения получаются и, конечно, от тела получаться не могут, то что же остается, как не предположить, что они получаются от какого-нибудь духа?

Книга XII, глава XIII, §28:

Не удивительно, что и одержимые демоном говорят иногда истину относительно того, что не подбежит чувствам присутствующих; потому что вследствие какого-то, наверно не знаю, сокровенного привмешения этого духа происходит то, что он становится как бы одно с духом страждущего и одержимого. Когда же в эти видения человеческий дух восхищается духом добрым, то ни в каком уже случае не следует сомневаться, что созерцаемые им образы служат знаками других предметов, и притом таких, которые полезно знать, ибо это уже — дело Божие Различие [между этими состояниями] весьма трудно в том случае, когда дух злобы действует спокойно и говорит, что может, не причиняя никакого телесного страдания, а обдержа только дух человека, — когда говорит даже истину и предсказывает полезные вещи, преобразуясь, как написано, в ангела светла (2 Кор. XI, 14), с целью уловить в свои сети, снискав доверие в очевидно добром. Думаю, что это различие возможно только при помощи того дара, о котором ведет речь Апостол, когда говорит о дарах Божиих: другому же разсуждение духовом (1 Кор. XII, 10).

Преподобный Нил Синайский (V в.): О чувственных видениях

Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря, и поклонившись врагам-демонам .

Преп. Симеон Новый Богослов (946 – 1022): Об учителях истинных и ложных

Надлежит нам со всем усердием, тщанием и вниманием, со всею бдительностью и многими молитвами, блюстись, чтобы не напасть на какого-либо прелестника, или обманщика, или лжеапостола, или лжехриста, но обрести руководителя истинного и боголюбивого, который имел бы внутрь себя Христа и точно знал учение, правила и постановления св. Апостолов и догматы св. отцов, или, лучше сказать, который бы знал волю и тайны Самого Владыки и Учителя Апостолов - Христа. Такого учителя надлежит нам взыскать и обрести, который сначала слышал бы все это в слове и научился тому со слов, а потом научен был бы всему таинственно во истине Самим Утешителем-Духом чрез деяние и опыт; так, чтобы и он сподобился услышать от Самого Христа Господа, научившего Апостолов: "Вам дано есть разуметь тайны Царствия Небесного (Мф. 13, 11).

Оглавление


ОБЪЯВЛЕНИЯ

КНИГА НОМЕРА:

Франц, Реймонд. Кризис совести. М.: Триада, 2000. 536 страниц.

Эта книга, написанная одним из бывших руководителей Общества Сторожевой Башни, с удивительной точностью рассказывает обо всех главных аспектах внутренней жизни этой организации. Книга Франца помогла многим Свидетелям Иеговы увидеть, на чем строится авторитет и власть «верного и благоразумного раба». Свидетелям Иеговы эту книгу негласно запрещают читать, но она, тем не менее, пользуется большой популярностью. С ней можно не соглашаться, но опровергнуть изложенные в ней факты невозможно. Реймонд Франц написал ее для людей, ищущих правды и не боящихся честно смотреть ей в лицо. 

Индекс заказа: К-005 , «Кризис совести». Стоимость с учетом пересылки по России — 165 руб.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ БИБЛИОТЕК

Приобретайте все прошлые выпуски «Вестника ЦАИ» в одном твердом переплете. Большое количество тем, общих сведений по культам и советов о том, как благовествовать культистам, делают это издание незаменимым источником сведений о культах и христианской апологетике. Индекс издания: П-01 . Цена с учетом пересылки по России — 350 руб.


КАК ПРИСЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Наша организация существует, главным образом, на средства жертвователей. Мы сердечно благодарим всех, кто уже поддерживает нас и обращаемся к вам с просьбой и далее жертвовать средства на издание «Вестника ЦАИ»

Если вы решили пожертвовать на служение ЦАИ какую-либо сумму, пошлите ее почтовым (или банковским) переводом. На почтовом бланке в графе «назначение платежа» напишите: «Пожертвования» без указания назначения пожертвований. Квитанцию вложите в письмо, в котором укажите назначение этих пожертвований.

Реквизиты для почтового перевода:

194044, Россия, С-Петербург, а/я 954, Центр апологетических исследований.

Реквизиты для банковского перевода:

СПб ОО «Центр апологетических исследований» ИНН 7826053249, КПП 782601001
Р/с 40703810849000001515 в ОАО «Банк «Санкт-Петербург», БИК 044030790,
корсчет 30101810900000000790

Оглавление


НАША ПОЧТА

Спасибо за хорошие и вовремя приходящие темы в газете. Моя знакомая уже давно как смотрит, так и читает проповеди семьи К. Коуплендов. Но, только, как она говорит, у нее ничего не получается по их слову! Один раз она сделала им материальную помощь. Вместо благодарности они ответили, что за их открытия в ее новой жизни она выслала малую цену того, что они хотели бы от нее получить.

Спасибо, что вы в своих статьях об их движении раскрываете нам глаза на огромную тьму лжепророков и расширяющуюся сеть культов и сект. В нашем городе просто диву даешься, Свидетели получают вместе с мормонами здания неизвестно за что, а мы, обычные верующие Церкви Христиан Веры Евангельской, уже который год не можем получить согласие на выдачу нам земли под строительство Дома Молитвы. Слава Богу, что через вас многие люди смогут познать истину и сделаются свободными от всякого втягивающего их обмана! Пусть ваша газета будет доходить до каждого нуждающегося всегда вовремя, с нужной информацией.

Дмитрий, г. Волгоград

Спасибо Вам за высланную мне литературу о Свидетелях Иеговы, диски и фильм о них. Я все прочитала, посмотрела, мне все понравилось. Со Свидетелями я порвала окончательно. Кроме того, я поступила учиться заочно на психологический факультет, хочу научиться разбираться в людях, их психологии. Мне хочется понять, почему секты одурманивают миллионы людей. А к Иисусу я приду, только пока не знаю в православие или к протестантам, но уже точно не в секту.

И. Н., г. Пермь.

Я всю жизнь шел туда, где опасно (духовно, психически, и т. д.), все дальше уходя от Бога, потерял близких друзей. А сейчас я пожинаю плоды прошлого: страхи, страдания, мучительные воспоминания. Потом встреча с «Семьей», где мое сознание мощно бомбардировалось письмами Д. Берга. Я не мог найти покоя, мне, как таблетка, нужна была литература «Семьи». И я в жизни больше ничего не видел, как только заполнить вот этот вакуум письмами Д. Берга, или получить хоть какую-то информацию, или хотя бы маленький клочок бумажки. Вы — первые люди которые мне помогли. Я благодарю за это вас и Господа. Сейчас, прочитав ваши материалы по «Семье», мне искренне очень жаль тех людей, которые используются как жертвы (девушки, дети, молодые пары и люди мало осведомленные о всем, что делается в этой секте). Я теперь буду молиться за этих людей. Аминь.

Е., Белгородская обл.

Наш Усольский район печально известен огромным количеством «Свидетелей». И в поселке Таймурка, в котором я служу миссионером, их очень много, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вашу газету мы читаем с удовольствием — редко кто сейчас пишет так интересно и понятно. Знайте, что вы работаете не зря, и ваш труд нужен людям.

А. К.

Оглавление


ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА «ВЕСТНИК ЦАИ» С УКАЗАНИЕМ ПОЧТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО АДРЕСА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Руководитель проекта: Павел Столяров.

Главный редактор: Дмитрий Розет
Editor@ApolResearch.org

Отдел рассылки: Сергей Гущин
Russia@ApolResearch.org

РОССИЯ 194044 С.-Петербург, а/я 954 Центр апологетических исследований.

Оглавление


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@ApolResearch.org
www.apolresearch.org


В избранное