Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

28 июня — 4 июля 2007 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ

Мормоны берутся за трудные вопросы

Скотт Гордон

Общественный интересе к мормонизму в США силен, как никогда прежде, благодаря участию в президентской кампании Митта Ромни и растущему влиянию лидера сенатского большинства Гарри Рейда, а также выходу в свет новых художественных и документальных фильмов и книг. Приток критической информации относительно мормонов свидетельствует о постоянной потребности людей в фактической, рациональной информации, на которую можно было бы положиться.

Скотт Гордон, президент созданного мормонской церковью Фонда апологетической информации и исследований ( FAIR ), говорит: «Часто мормонов критикуют за то, что они игнорируют острые вопросы или утаивают информацию. Но те, кто критикует нас таким образом, не знакомы с огромным объемом объективной научной и апологетической информации о мормонизме и его истории».

2-3 августа в г. Сэнди, штат Юта, Фонд устраивает свою восьмую ежегодную конференцию. В этом году выступать на конференции будут многие хорошо и не очень хорошо известные специалисты, включая Ричарда Тёрли и Стивена Олсена из отдела семейной и церковной истории церкви СПД. Выступления будут затрагивать такие темы, как Резня в Маунтайн-Мидоуз, пресловутая недоступность мормонских архивов, Книга Мормона, атеизм, ранняя история мормонов, реальность духовных переживаний и ответов на молитвы и дискуссия о том, действительно ли Книга Авраама, один из мормонских «образцовых трудов», является древним писанием.

«Вероятно, это самая влиятельная группа специалистов, какую нам только удавалось собрать», — говорит Гордон.

— По материалам пресс-релиза, опубликованного службой RNS

к оглавлению

Метаморфозы миссии

Скотт Гордон

На этой неделе церковь СПД объявила, что был призван миллионный полновременный миссионер, однако отказалась назвать имя кандидата, ознаменовавшего собой эту историческую веху.

Жаль .

Было бы интересно узнать, как выглядит новое лицо мормонского миссионера: светловолосый уроженец штата Юта, темнокожий бразилец или угольно-черный африканец. В конце концов, доля американцев среди почти 54 тысяч мормонских миссионеров неуклонно снижается. Сегодня около трети миссионеров призывается из других стран .

Хотя многих жителей Юты по-прежнему посылают за тридевять земель, все больше миссионеров служит на родине, обращая людей одного с ними языка и культуры. Вместо того, чтобы учиться искусству обращения людей в Прово, как это делали многие поколения их предшественников, теперь многие отправляются прямиком в один из шестнадцати учебных центров в такие города, как Йоханнесбург, Сан-Паулу или Лондон.

Как всегда прагматичная мормонская церковь неоднократно перестраивала эту систему, приспосабливая ее к переменам в обществе. Некогда она требовала от миссионеров отращивать бороду, чтобы они выглядели старше и более респектабельно, однако после бунтарских 1960-х растительность на лице была запрещена. Некогда женатые мужчины оставляли своих жен на месяцы или даже годы, чтобы колесить по земле в поисках новообращенных; теперь же 80% миссионеров составляют молодые, неженатые мужчины, 13% — молодые, незамужние женщины и 7% — супруги пенсионного возраста.

Некогда они отправлялись преимущественно в европейские страны, предлагая всем новообращенным присоединиться к церкви в горах штата Юта. Теперь же они хотят, чтобы новообращенные оставались и строили филиалы Сиона от Токио до Танзании, от Рио-де-Жанейро до Французской Ривьеры и России.

Дэвид Стюарт

Миллионный миссионер — это «поразительное эпохальное событие для церкви», говорит Дэвид Стюарт, врач из г. Хендерсон, штат Невада, который в течение последних десяти лет изучал практику и результаты миссионерской деятельности мормонов. «Когда мы смотрим на проповедь евангелия в Индии, Китае и других частях развивающегося мира, никакое умножение североамериканских миссионеров не восполнит существующую нужду. Единственный выход — увеличить число местных миссионеров».

Можно вспомнить Джозефа и Глэдис Ситати, которые присоединились к церкви 20 лет назад в Кении, а теперь уезжают, чтобы возглавить группу миссионеров в Нигерии. Или сестру Унбьюл Кэтрин Чо из Сеула, служащую миссионеркой на Храмовой площади в Солт-Лейк Сити. Или бразильца Самуэля Тавареса Пелакима, изучающего в Прово японский язык, чтобы отправиться на миссию в японский город Нагоя. С помощью таких людей церковь СПД продолжает ежегодно прибавлять к своим спискам более 200 тыс. новых членов. Однако миссионерская программа не только увеличивает число членов церкви. Она также укрепляет посвящение самих миссионеров и создает новое поколение мормонских лидеров.

Программу мормонов можно описать одним словом, — «дерзкая», пишет историк Гарольд Блум в своей книге The American Religion : The Emergence of the Post - Christian Nation («Американская религия: рождение пост-христианской нации»): «Ни одна другая американская религия не питает таких амбиций. Мормоны всерьез собираются обратить эту страну и весь мир; вырасти с 10 млн. душ до шести миллиардов. Это чистое безумие… Однако мормоны не колеблются; если нужно, они потратят на достижение своей цели весь XXI век».

В настоящее время на миссии служат примерно 30% всех 19-летних мормонов мужского пола в США — в это число попадают от 80 до 90% 19-летних мормонов мужского пола из семей активных приверженцев церкви. В Университете им. Бригама Янга, к примеру, почти нет 19-летних мужчин.

Еженедельно миссионерский отдел церкви получает от 700 до 800 заявлений от желающих стать миссионерами с изложением биографии кандидата, описанием его участия в жизни церкви, списком его сильных сторон и слабостей. Каждый кандидат получил одобрение от поместного церковного руководства и готов служить везде, куда ни пошлет его церковь. Сотрудники отдела проверяют, насколько полно и правильно заполнено каждое заявление. Церковные медики проверяют медицинские карточки потенциальных миссионеров в поисках противопоказаний: ожирения, астмы или состояний, требующих постоянного приема лекарств. Как следствие недавних усилий церкви на то, чтобы «поднять планку» требований, предъявляемых к кандидатам, каждый должен покаяться в «серьезных нравственных прегрешениях».

М. Расселл Баллард

«Сейчас не время для духовных слабаков», — заявил апостол СПД М. Расселл Баллард в 2002 году, объявляя об ужесточении требований. — «Мы не можем послать вас на миссию, чтобы вы там ожили, преобразились или получили свидетельство. У нас на это просто нет времени».

Кандидаты в миссионеры должны быть в хорошей физической и психологической форме. Человек, принимающий антидепрессанты, по словам Балларда, может служить, но только если продолжит принимать лекарства. Людям с более серьезными проблемами, возможно, придется найти альтернативный способ миссионерской деятельности.

После ужесточения требований количество миссионеров сократилось с 61 тысячи (наивысший показатель за всю историю) до 54 тысяч в этом году. Однако дело того стоило, говорит Баллард. Теперь церковь располагает самой сильной миссионерской командой, какая когда-либо у нее была.

На протяжении почти всего XX столетия мормонских миссионеров можно было сразу узнать по белым рубашкам и галстукам. Они ходили по лицам, стучались в двери домов и раздавали брошюры всем, кто соглашался их выслушать. Это был медленный, напряженный труд, сопряженный с множеством неудач и немногочисленными успехами. В конце концов, некоторые изобретательные президенты миссий начали разрабатывать собственные программы. В 1960-х годах некоторые миссионеры в Англии начали устраивать спортивные мероприятия (напр., бейсбольные матчи), объясняя подросткам, что записаться в команду можно лишь после крещения. Эти «бейсбольные крещения», как их стали называть, вскоре были прекращены, но сотни детей, сами того не подозревая, уже оказались в церковных списках.

Сегодня церковь приобретает большинство новых членов через личные знакомства, благодаря гостевым записям, оставленным в центрах для посетителей при ста с лишним мормонских храмах, и путем рекламных кампаний по телевидению и в печатных изданиях, таких как US News & World Report и Parade . Мормоны предлагают людям бесплатные экземпляры Библии, Книги Мормона и видеофильмов о Христе.

Новый церковный учебник по миссионерской работе

До недавнего времени миссионеры использовали в работе с людьми семь стандартных уроков. Такой подход обеспечивал единообразие, но уроки были составлены в чисто американском духе. Поскольку миссионеры во всем мире сталкивались с самыми разными ситуациями, методику следовало сделать «приспособляемой ко всевозможным культурным и социально-экономическим условиям, с которыми будут сталкиваться миссионеры». Таким образом, с 2003 года церковь запустила новую программу под названием « Preach My Gospel » («Проповедуй Мое Евангелие»), нацеленную на ознакомление заинтересованных слушателей с учением мормонов. Миссионеры больше не заучивают шесть стандартных миссионерских «бесед» с подробным изложением вероучения церкви, но сосредотачиваются на нескольких ключевых отрывках из писаний, с помощью которых разъясняют свои взгляды. Каждый миссионер может видоизменить свой подход в зависимости от вопросов и нужды потенциальных новообращенных.

«Мы по прежнему ходим по домам. Миссионеры должны искать людей всеми возможными способами», — заявил на этой неделе Баллард. — «Но теперь они излагают то, что знают, и то, чему научились, своими словами. Это делается с Духом и гораздо более приемлемо для людей».

По словам Балларда, церковь уже увидела ошеломляющие результаты нового подхода. «Это лучшее, что мы когда-либо делали за всю историю церкви», — говорит он.

Однако даже с учетом более крепкой и разнообразной миссионерской команды и новой системы обучения рост церкви замедлился. Стюарт, который проанализировал статистику миссионерской деятельности и ее результаты в своей новой книге, Law of the Harvest : Practical Principles of Effective Missionary Work («Закон урожая: практические принципы эффективного миссионерства»), отмечает две области, которые нуждаются в улучшении: число людей, с которыми миссионеры ежедневно завязывают знакомство, и неспособность должным образом приготовить людей к крещению. «Средняя пара миссионеров проводит лишь 4-5 часов в неделю в поисках интересующихся, которых можно будет обучать», — говорит Стюарт. — «Знакомству с новыми людьми уделяется слишком мало внимания».

Когда же миссионеры находят отзывчивых слушателей, они стремятся как можно быстрее подвести тех к крещению, толком не объясняя, что значит быть мормоном. Если бы потенциальные новообращенные посещали собрания на протяжении месяца и соглашались воздерживаться от курения и алкоголя на этот период, пока не примут крещение, возможность того, что они останутся в церкви надолго, значительно вырастет. А если новые члены церкви будут проявлять высокую степень посвящения, в будущем это даст прирост местных миссионеров, значение которых для будущего церкви нельзя переоценит, говорит Стюарт.

Идеи Стюарта интересны, но могут усугубить психологическое давление, под которым находятся и без того перегруженные миссионеры.

Джудит Мур, врач из г. Прово, с марта 2005 по октябрь 2006 года наблюдала за самочувствием миссионеров СПД в Уругвае, Парагвае и Аргентине. Она была удивлена тем, как много психологических проблем, которые она наблюдала, было вызвано стрессом и беспокойством.

По возвращении Мур разослала опросник нескольким десяткам миссионеров с просьбой описать их переживания. «Они рассказали, что чувствуют потребность быть совершенными. Они слишком много требуют от себя, и их руководители также требуют, чтобы они делали больше, чем они могут. У некоторых эмоциональные проблемы были связаны с проблемами в семье».

Миссионерам, перенесшим эмоциональный срыв, нужно ехать домой и не чувствовать себя неудачниками. Они так боятся того, что ждет их на родине, что предпочитают остаться на миссии и мучиться. «Я видела, как мальчики пытались делать то, на что у них не было сил. Я чуть ли не силой заставляла их ехать домой. Их друзья возвращаются домой, и их встречают там как героев, а они чувствуют себя изгоями».

КОЛИЧЕСТВО МИССИОНЕРОВ:

  • Мормоны: 53 868 полновременных миссионеров и 13   млн. членов церкви.
  • Южно-Баптистская Конвенция: 5 184 полновременных миссионеров; 16 300 000 членов церкви.
  • Свидетели Иеговы: 250 полновременных миссионеров, работающих не менее 130 часов в месяц; 6   741 444 активных членов, отдающих проповеди не менее часа в месяц; 248 327 новых членов было крещено в 2006 году.

— The Salt Lake Tribune , 30.06.2007

к оглавлению

Рынок безвкусных товаров для миссионеров разрастается

Флакон для масла в виде брелка с выгравированными именами руководителей кворумов священства

В понедельник церковь СПД объявила о призвании миллионного полновременного миссионера, которому предстоит проповедовать евангелие в каком-нибудь отдаленном экзотическом месте вроде Франции или Миннесоты. Церковь не называет имя миллионного миссионера из тех соображений, что уже сам факт служения Господу дает человеку возможность ощутить себя особенным. Разумно. Круто, наверное, хвастаться тем, что ты миссионер № 1000000, но тогда все захотят узнать свои порядковые номера, а кто (кроме меня, разумеется), захочет, чтобы все узнали, что у него (или у нее) был № 666666? Кроме того, в этой церкви ты не получаешь серийный номер, пока не умрешь, и тебя не занесут в генеалогическую базу данных.

Мои родители (№№ 996325 и 996326, соответственно) отправились на миссию в Техас в апреле. Перед отъездом они ринулись покупать всякие миссионерские штуки, которые им могут понадобиться. Я пошел в магазин с отцом, чтобы купить пару миссионерских ботинок с устройством для автоматического стряхивания пыли. Он слышал про эти ботинки, разработанные специально для мормонских миссионеров. У них есть копка, при нажатии на которую ботинки начинают вибрировать и стряхивать пыль, как это полагается делать в знак проклятия, когда хозяева дома не захотели услышать твою проповедь.

Ладно, признаюсь… я все это выдумал. Никаких автоматических устройств для стряхивания пыли в продажу не поступало. Это была шутка . Я серьезно — не бегите звонить в ближайший церковный магазин . Впрочем , как вам будет угодно .

Один из вариантов кольца "Выбирай правильно" (CTR) для пальца ноги

Но моя выдумка не намного глупее, чем некоторые вещи, которые продаются на самом деле и в большинстве своем имеют не больше ценности, чем обычный туристический мусор.

Тридцать лет назад единственным доступным для миссионеров аксессуаром был стандартный миссионерский костюм. Мой, к примеру, был такой прочный и мешковатый, что об него, наверное, до сих пор вытирают ноги в той стране, где я его оставил. Сегодня же миссионерам предлагают брелоки «Железные перила», кольца «Выбирай правильно» для пальцев ног, питательные батончики для миссионеров, подушки на две головы, учебные пособия, графики посещения храма, поваренные книги, ручки для миссионеров, наклейки, временные татуировки и куклы-миссионеры (в том числе и нетрадиционной расовой принадлежности).

Кое что из этого списка, конечно, может быть полезно. Миссионерская поваренная книга, наверное, может спасти жизнь мальчишкам, которые прожили 19 лет своей жизни под материнским крылом, а теперь вынуждены сами готовить себе, стоя за плитой. «Варить шесть часов и подать на стол», — вот все, что было доступно нам в 1970-х годах.

Все эти флаконы-для-освященного-масла-на-цепочке-для-ключей — красивые безделушки, но всего лишь вопрос времени, когда какой-нибудь гений додумается соединить их с маленьким баллончиком аэрозоля для отпугивания собак и продавать эту конструкцию как незаменимое орудие миссионера. Ругайтесь, сколько хотите, но передовые методы маркетинга в новом столетии лучше не стали. Но, как бы все ни было плохо, будет еще хуже. Скоро мы увидим на прилавках стаканы для виски с надписью «Вернулся с честью».

— The Salt Lake Tribune , 29.06.2007

к оглавлению

Церковь СПД утверждает, что число ее членов достигло 13 миллионов

Количество членов церкви СПД во всем мире достигло 13 млн. человек, заявила сегодня церковь. Большая часть членов церкви по-прежнему проживает за пределами США.

— The Salt Lake Tribune , 25.06.2007

Статистика — вещь обманчивая. Традиционно мормонов считают самой быстрорастущей церковью в мире (и сами руководители церкви СПД способствуют существованию этого мифа), однако тщательные подсчеты показывают, что это не так. Если за 10 лет с 1990 по 2001 г . количество мормонов в 48 континентальных штатах США увеличилось на 12%, то пятидесятническо-харизматическое сообщество за тот же период выросло на 38%, а Церкви Христа — на 46%. В последние годы скорость роста мормонов значительно (в 1,5-2 раза) снизилась, упав ниже 3% в год. В некоторых регионах скорость убыли уже примерно сравнялась со скоростью привлечения новых членов. В 2004 году церковь СПД признала рекордно низкое количество крещений — несмотря на то, что в течение 10 лет миссионеров призывали удвоить количество крещений, в реальности оно сократилось в 2 раза. Вероятно, именно с этим кризисом связаны ужесточения требований к миссионерам, о которых говорится в статье "Метаморфозы миссии" (см. выше).

Следует также отметить, что среди мормонов очень велика доля неактивных членов церкви и «мертвых душ» (т. е. людей, ушедших из церкви, но официально продолжающих числиться ее членами). 1 сентября 2005 года семидесятый Меррилл Бейтман фактически признал, что лишь 4-5 млн. членов церкви регулярно посещают собрания, однако оговорился, что у многих верных мормонов в развивающихся странах не всегда есть физическая возможность регулярно посещать церковь.

Эта тенденция хорошо прослеживается в данных переписи населения. Согласно официальной статистике, в 1999 году церковь СПД в Мексике насчитывала 847 тыс. членов, однако во время переписи в 2000 году мормонами себя назвали только 205 тыс. человек (на 76% меньше заявленного количества). Аналогичным образом, перепись 2002 года в Чили показала, что реальное количество мормонов на 80% меньше заявленного, а перепись 2000 года в Бразилии выявила разницу в 73% (интересно, что первым обратил внимание на эту тенденцию Дэвид Дж. Стюарт, также упомянутый в названной статье).

— Дмитрий Розет

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Саентологическая церковь покупает здание в центре Филадельфии

В прошлом месяце Саентологическая церковь заплатила 8 млн. долларов за пустующее 15-этажное офисное здание и прилегающий к нему одноэтажный бывший магазин игрушек на ул. Честнат. Саентологи, которым стало слишком тесно прежнее здание на ул. Рейс, намерены соединить оба здания и перестроить их, превратив в центр с часовней, офисами, академией и выставочными залами. По словам директора Саентологической церкви штата Пенсильвания по связям с общественностью Брюса Томпсона, здание, единственным владельцем которого будет церковь, станет «замечательным приобретением для квартала» и будет «открыто для всех», включая другие религиозные группы.

Этот шаг является зримым воплощением стремления Саентологической церкви к известности — зримым в буквальном смысле, поскольку это будет самое высокое здание Саентологической церкви в мире. Нынешний штат сотрудников, который состоит из 35 человек, утроится .

По словам Томпсона, в регионе проживают «сотни» саентологов, и более 10   000 имен числится в почтовой базе данных местной церкви.

— Philadelphia Inquirer , 01.07.2007

к оглавлению

Власти ФРГ запретили Тому Крузу снимать фильм на территории Германии из-за его принадлежности к Церкви саентологии

Полковник граф Клаус Шенк фон Штауфенберг

Тому Крузу, известному голливудскому актеру и продюсеру, будет запрещено снимать в Берлине фильм о покушении на Гитлера в 1944 году, сообщает британская "Daily Mail". Причиной является принадлежность актера к саентологической Церкви.

Вот уже более десяти лет Церковь саентологии является предметом пристального внимания властей ФРГ, одними из первых на Западе лишивших ее статуса религиозного объединения на том основании, что данная Церковь является сугубо коммерческой организацией. Представители немецких властей также считают, что съемки фильма будут способствовать пропаганде саентологии, приравниваемой, по их мнению, к нацизму.

В фильме под названием "Операция "Валькирия" рассказывается о покушении на Гитлера, предпринятом 20 июля 1944 года в его ставке Вольфшанце в Восточной Пруссии. В результате взрыва фюрер был ранен. А около 200 заговорщиков во главе с полковником графом Клаусом фон Штауффенбергом (его роль и играет Том Круз) были казнены.

Глава одной из ведущих спецслужб ФРГ - Ведомства по охране Конституции - Франц-Йозеф Юнг объявил, что он не допустит съемок во дворе здания своего ведомства (именно здесь был расстрелян граф Штауффенберг), если его роль будет играть Круз. С аналогичным ультиматумом выступило и министерство обороны, запретившее натурные съемки на военных объектах ФРГ, если главную роль сыграет актер-саентолог. "Военные круги Германии особенно заинтересованы в том, чтобы образ Штауффенберга, принципиального антинациста, вышел как можно более аутентичным", - заявил представитель министерства обороны.

Со своей стороны, сопродюсер фильма и исполнительный директор компании-постановщика "Юнайтед артистс" Пола Вагнер пытается убедить германские власти в том, что ни содержание фильма, ни участие в нем Тома Круза, не имеют ничего общего с саентологическими убеждениями последнего.

— Портал- Credo . Ru , 27.06.2007

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Секта Муна активно пытается проникнуть в российскую систему образования, утверждает известный сектовед

Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект профессор Александр Дворкин заявил, что секта Муна пытается использовать "новые способы проникновения в российскую систему образования".

"Секта Муна всегда стремилась обзавестись агентами влияния во властных структурах. Особенно лакомым кусочком для этой тоталитарной секты была и остается сфера образования. Желание завладеть умами подрастающего поколения с целью осуществления давних миродержавнических замыслов своего стареющего лидера выступает одной из характерных черт стратегии секты", - говорится в заявлении А.Дворкина, распространенном во вторник в Москве.

По его словам, в течение последних двух лет сектанты стремились расположить к себе руководителей органов и учреждений российского образования путем присвоения им "почетного" звания "посла мира", "рассчитывая на то, что в качестве ответной любезности им распахнут двери в средние и высшие учебные заведения".

"Однако российское общество становится все более мудрым. Мунитские вожаки чувствуют себя все менее уютно на российской территории", - констатирует профессор.

В то же время он отметил, что, когда все большее число школ и вузов "стали давать от ворот поворот" сектантам с их программами и курсами, лидеры секты решили "перетасовать колоду карт и попытаться сделать ставку на свой новый козырь".

Как утверждает А.Дворкин, секте Муна удалось провести 25 мая в Москве российский "отборочный тур международного конкурса красоты и талантов Мистер и Мисс Университет-2007".

"В полном соответствии со свойственным большинству тоталитарных сект принципом конфессиональной анонимности устроители конкурса ни одним словом не обмолвились о том, что его проводит одна из структур "Церкви объединения" Муна", - сказано в заявлении.

Однако, продолжил А.Дворкин, "составители договора кое-где "прокололись", и наметанный глаз легко узнает знакомый почерк мунитов".

Так, в частности, согласно одному из пунктов договора, участники конкурса должны "не иметь опыта сожительства, брака, беременности или абортов".

— Интерфакс , 03.07.2007

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Пятидесятники туго затягивают «Библейский пояс» Африки

Бенни Хинн

Когда чудотворец и целитель на непорочно-белом вертолете спустился с небес, его ученики разразились криками: «Аллилуйя! Слава Иисусу!» Под оглушительный звук евангельских песен из динамиков телепроповедник Бенни Хинн в прошлом месяце ступил на угандийскую землю близ национального стадиона, чтобы обратиться к аудитории из 40 тысяч восхищенных слушателей. Американский проповедник в белом костюме, ослепительно сиявшем в свете прожекторов, обещал, что больные исцелятся, слепые прозреют, а хромые начнут ходить. «Во имя Иисуса, поднимите руки и пойте!» — кричал он, но его слова тонули в радостных ответных криках толпы.

Пятидесятнические церкви растут в Африке, как грибы. Обещая людям преуспевание, чудесное исцеление и духовное обновление, новая вера, под кальку срисованная с проповедей американских телепроповедников-мультимиллионеров, быстро завоевывает беднейший континент мира.

Многим эти проповедники предлагают надежду. В первых рядах слушателей Хинна, в окружении корзин для сбора пожертвований, сидели инвалиды, больные СПИДом, искалеченные дети. «Я хочу, чтобы сила Господа сошла на меня и подняла меня из этого кресла. Я хочу быть как вы», — говорит 58-летний житель Уганды Джон Уилсон, сломавший спину в автомобильной аварии.

В Африке все церкви переживают бурный рост, но пятидесятничество постепенно вытесняет традиционные католицизм и англиканство, занесенные европейскими колонизаторами более века назад. Сегодня к пятидесятникам и харизматам относят себя 147 млн. африканцев, 17% населения континента — сравните с 5% в 1970 году.

Самая большая церковь — Южноафриканская Миссия Апостольской Веры. Треть городского населения Южной Африки — пятидесятники . В прошлом году миллион кенийцев — едва ли не каждый тридцатый — посетили выступления американского проповедника Т. Д. Джейкса в Найроби. Нигерия с ее 130-миллионным населением полна похожих на сараи зданий с названиями типа «Гора огня и чудес», куда стекаются более миллиона человек для круглосуточной молитвы. Плакат на шоссе Лагос-Ибадан гласит: «Горячая молитва. 24 часа».

Значительной частью своего успеха пятидесятничество обязано энергичным миссионерам, в особенности американским, которые все больше и больше внимания уделяют Африке. Миссионерская активность настолько встревожила мусульманский север Африки, что Алжир в 2005 году принял закон, согласно которому обращение мусульман в другую веру считается уголовным преступлением. Однако к югу от Сахары миссионеров, пытающихся спасти африканские души, принимают хорошо.

Христиане говорят, что экстатические переживания пятидесятников привлекают людей больше, чем смиренное поклонение — с молчащим приходом и торжественной органной музыкой, — которое принесли в Африку первые миссионеры. «Африканцы хотят, чтобы все делалось с силой», — говорит преп. Натан Самвини из Христианского Совета Ганы. — «Когда встречаешь белых верующих из Америки, они ведут себя как африканцы. Они искренни и все делают с энтузиазмом ».

«Успех пятидесятничества заключается во внимании к проблемам людей в этой жизни», — говорит Алан Андерсон, профессор Бирмингемского Университета, изучающий пятидесятническое движение во всем мире. — «В страны, где люди живут на грани выживания, пятидесятничество приносит надежду».

Аналитики говорят, что пятидесятнические церкви начали умножаться в 1980-х годах, когда африканские страны переживали экономический спад из-за падения всемирных товарных цен. Разорившиеся фермеры уходили в город, пытаясь найти работу и вливаясь в городскую субкультуру, отчаянно нуждавшуюся в новой надежде.

«В 1980-х годах наша страна переживала серьезные проблемы», — говорит аббат Джастин Биле из монастыря св. Иосифа в Демократической Республике Конго, стране, разрушенной коррумпированным правительством и войной. — «Страдания вынудили людей искать материальные решения проблем. Если какой-то пастор обещает визу, работу или женитьбу, люди толпами сбегаются к нему».

Политики тоже внесли свой вклад в рост пятидесятничества, открыв двери для иностранных проповедников. Некоторые, например, угандийский президент Йовери Мусевени, ищут благосклонности американской администрации, которую поддерживают телепроповедникик. Другие, такие как зимбабвийский президент Роберт Мугабе и бывший президент Ганы Джерри Роулингс, подверглись критике со стороны традиционных церквей и обратились к пятидесятникам за политической поддержкой.

Американские проповедники давно поняли, что их духовные дары приносят материальную выгоду. Хинн говорит, что зарабатывает до миллиона долларов в год, живет в приморском особняке стоимостью в 10 тыс. долларов и владеет личным самолетом. Крефло Доллар, посетивший в этом месяце Уганду, ездит на «Роллс-Ройсе».

Африканские проповедники быстро учатся. В Служении Святого Огня (Уганда) — большой палатке у грунтовой дороги возле аэропорта — сотни людей выстраиваются в очередь, чтобы получить благословение от «пророка» Пия Мувангузи, который якобы способен исцелить СПИД прикосновением ко лбу. Среди коленопреклоненных верующих — жертва полиомиелита, слепой и девушка, потерявшая телефон. Пастор прикасается к пожилой женщине, та падает в обморок. Потом появляются конверты для сбора пожертвований. Минимальное пожертвование — 100 тыс. угандийских шиллингов (62,5 американских доллара), но бедные могут давать по 10 тыс., чтобы получить благословение.

Мувангузи, собственные благословения которого включают элегантный костюм и новую «Тойоту-Лендкрузер», отказался дать интервью. Однако его секретарь Джеки Каманьири сказала, что взносы делаются добровольно: «Если вам хочется пожертвовать, вы жертвуете. Это исходит от сердца. Пророк лечит СПИД, рак и серповидно-клеточную анемию своим благословением».

Пьер Анатоль Мбезеле из Камеруна, показывающий чудеса в своей столичной церкви, получает щедрые подарки, включая два «Мерседеса».

Фрэнсис Адроа отдала свою машину угандийской церкви, которая пообещала излечить ее от СПИДа. Чуда не получилось, ей стало хуже. Но теперь она ходит пешком.

Мозес Малай возглавляет угандийскую организацию, которая помогает тем, кого он называет жертвами «мошенников за кафедрой». Он сам ушел из церкви, пастор которой претендовал на обладание божественной властью. «Я видел, как людей грабили, и сам участвовал в этом. Как они это делают ? Очень просто . Они дают надежду, они взращивают ее, они пожинают плоды».

Сами целители уверяют, что никакого мошенничества нет. «Когда я прикасаюсь к кому-то, я чувствую, как Бог действует через меня», — говорит пастор Люк Джеймин из пятидесятнической церкви в Накава, одном из районов Кампалы. — «Я знаю, что это так».

— Jamaica Gleaner , 30.06.2007

к оглавлению

Телепроповедник будет учить поклонению

Бенни Хинн — скандально знаменитый телепроповедник и целитель — проводит в Центре Всемирных Конгрессов штата Джорджия ( GWCC ) двухдневную конференцию для начинающих служителей. Хинн говорит, что он научит слушателей, как испытать «помазанное» поклонение и служить другим. Регистрационный взнос составляет 25 долларов с человека, независимо от возраста.

– The Atlanta Journal - Constitution , 28.06.2007

к оглавлению

ГРИГОРИЙ ГРАБОВОЙ

Адвокат Григория Грабового ВЯЧЕСЛАВ МАКАРОВ: «Суд идет над группой лиц, а группы нет!»

Выступления пророка и семинары "Фонда Григория Грабового" провозглашены проповедями нового Учения о спасении, гармоничном созидательном развитии еще в 2001 году. А в 2006 году именно проповедь воскрешения стала поводом для возбуждения уголовного дела. Первые обвинения в свой адрес Грабовой описывает так: "20 марта 2006 г . против меня было возбуждено уголовное дело по статье "мошенничество" и из обвинения следовало, что вера во всеобщее воскрешение в Христианстве это и есть "мошенничество"… следователь Бреев и написал в постановлении о привлечении меня в качестве обвиняемого, что "посетитель вводился в состояние религиозной веры в идеи Грабового Г.П. и восприятия его в качестве "живого бога". Уголовное дело, и кампания в СМИ сделали Григория Грабового в глазах общественности фигурой, по крайней мере, оригинальной, прежде всего благодаря учению о всеобщем воскресении, предсказаниям будущего, методам предотвращения техногенных катастроф и даже терактов. В июне Таганский суд вынес решение направить Грабового на психиатрическую экспертизу в Институт Сербского.

"Портал-Credo.Ru": Вячеслав Геннадьевич, уголовное дело против Григория Грабового было возбуждено ещё в марте 2006 года, сразу после Учредительного съезда партии Добровольных распространителей учения Григория Грабового ("ДРУГГ"). В апреле 2006 года ему было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 159 УК РФ, то есть Грабовой был обвинен в мошенничестве на основании одного журналистского расследования, проведенного корреспондентом газеты "Комсомольская правда" Владимиром Ворсобиным. В июне 2006 года наряду с Ворсобиным в деле появилось еще 10 якобы пострадавших от деятельности Григория Грабового. Однако никто, кроме Грабового, так и не был привлечен по этому делу. В чем обвиняют Грабового и есть ли какие-либо основания для обвинений?

Вячеслав Макаров: Григория Грабового обвиняют по ч.4 ст.159 УК РФ "мошенничество, совершенное организованной группой лиц по предварительному сговору", а также обвиняют в причинении материального ущерба. Очевидно, что все эти обвинения надуманные. Это выяснилось уже во время допроса свидетелей, и в ходе предварительных слушаний, и во время судебных заседаний.

Следствию не удалось доказать, что лично экстрасенс и целитель нанес кому-либо ущерб. Дело в том, что свои семинары и лекции Грабовой проводил бесплатно. А пострадавшими оказались люди, которые платили за предоставление технических услуг во время семинаров, начиная с 2003 года. Они заключали гражданско-правовые договоры, которые не расторгнуты сторонами до сих пор. Несмотря ни на что Грабовой был заключен под стражу сразу после предъявления обвинения – 7 апреля 2006 года (в качестве подозреваемого Грабовой был задержан 5 апреля), и до сих пор он находится в Лефортово.

– Как Вы оцениваете перспективы этого процесса, если до сих пор непонятно, за что конкретно можно судить Грабового?

– О том, как будет развиваться само дело, еще говорить преждевременно. В сентябре 2006 года дело было передано в Таганский районный суд, откуда было возвращено судом в прокуратуру ЦАО г. Москвы для организации устранения недостатков, препятствующих его рассмотрению. По закону, устранить недостатки должны были в течение пяти суток, вместе этого прокуратура устраняла их пять месяцев. 7 марта 2007 года дело вернули в Таганский суд и 30 марта начались предварительные слушания. Сам процесс начался 10 апреля.

– Есть ли у Вас какое-либо свое объяснение тому, что Григорий Грабовой до сих пор остается в тюремном заключении, если дело против него настолько сомнительно, и ему явно не удастся просто так скрыться от правосудия, если он окажется на свободе?

– Мы уже много раз требовали у судей изменить меру пресечения Григорию Петровичу. Недавно мы подали кассационную жалобу в Мосгорсуд на определение Таганского суда, которое оставило Грабового под стражей.

– Кто же все-таки эти обвиняемые или группа обвиняемых лиц, совершившая, возможно, какое-либо преступление по сговору?

– Пусть сторона обвинения доказывает, кто является обвиняемым. Пока следствие не установило никаких лиц, тем более странно говорить о мошенничестве со стороны какой-то организованной группы. Непонятно, как может быть такое, что группа вроде есть, а лиц, ее составляющих нет. Суд идет над группой лиц, а группы нет! Если есть такие обвиняемые, то вызывайте их в суд, а если нет, то исключите это обвинение из дела. Никакого тяжелого преступления также не совершено – все, что говорится вокруг Грабового, является скорее газетной шумихой, и не относится к делу.

К примеру, Грабовой был обвинен в мошенничестве на основании одного журналистского расследования, проведенного корреспондентом газеты "Комсомольская правда" Владимиром Ворсобиным. Журналист якобы заплатил 39 100 рублей за авторский семинар и воскрешение несуществующего человека, фотография которого была смонтирована на компьютере. Причем, Ворсобин во время гражданского процесса (по иску Григория Грабового к газете "Комсомольская правда" о возмещении морального ущерба, иск отклонен судом в марте 2007 года) на вопрос о том, обещал ли Григорий Петрович ему воскресить кого-либо, ответил, что Грабовой ничего не обещал. В договоре, который подписывал Ворсобин, было указано, что он оплачивает аппаратно-цифровую обработку видеозаписи и видеосъемку. Вопрос о воскрешении в договоре вообще не упоминается. Непосредственно Грабовым подписано лишь свидетельство о прохождении корреспондентом его семинара. Ворсобин уже открыто заявляет, что он потерпевший и бравирует этим. Серьезным основанием для судебного дела против человека, который занимается наукой и духовной работой, все это быть не может.

– Каким путем идет следствие сейчас и каковы перспективы освобождения Григория Грабового, учитывая, что неизвестно когда будут известны результаты психиатрической экспертизы и какими они будут?

– Я могу сказать только одно, что рассмотрение дела Григория Грабового – это уникальный случай. Беспрецедентность ситуации заключается в том, что на протяжении всех предварительных слушаний и судебных заседаний судом рассматривались одни и те же доказательства и ходатайства. Ничего не менялось. И вдруг у судьи возникло желание направить Грабового на судебно-психиатрическую экспертизу без ходатайства защиты. Это говорит о слабости доказательств обвинения. Суд, таким образом, признает слабую судебную перспективу этого уголовного дела. Именно поэтому Грабового направили на экспертизу, хотя, по-моему, было больше оснований направить на психиатрическую экспертизу некоторых потерпевших.

— Портал–Credo.Ru , 03.07.2007

к оглавлению

БРАХМА КУМАРИС

В новосибирской медакадемии тоталитарная секта проводит свои занятия

В Центр по вопросам сектантства при соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского поступила информация, согласно которой в одной из аудиторий Новосибирской медицинской академии организация «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» (БКВДУ) по утрам с семи до восьми часов проводит свои занятия. Поскольку «Брахма Кумарис» является тоталитарной сектой, сотрудники центра решили проверить, насколько эта информация соответствует действительности.

«Я подошла к зданию академии в семь часов утра, входная дверь вуза была еще закрыта, - рассказала корреспонденту Агентства национальных новостей сотрудник Центра по вопросам сектантства Людмила П. – На мой стук вышел вахтер, который сообщил, что занятия «Брахма Кумарис» начнутся через десять минут, и просил подождать».

Вскоре появилась группа людей, перед которыми вахтер сразу раскрыл двери, видимо, знал их в лицо. На вопрос Людмилы, не из «Брахма Кумарис» ли они будут, один из входящих в здание подтвердил, что, действительно, они сюда приходят на занятия. Другая женщина сообщила, что в медакадемии проводится Основной курс. Чтобы на него попасть, необходимо пройти соответствующую подготовку, «а то ничего не будет понятно». Женщина также сообщила о том, что якобы ректор вуза «очень доброжелательно к ним относится», а многие преподаватели и сотрудники медакадемии уже прошли «ретрит» (своего рода «посвящение»), которое заключается в поездке в Индию. Причем оплачивать нужно только дорогу, а проживание и питание предоставляется учредителями поездки бесплатно. «Здесь на занятиях у человека изменяется понимание всего окружающего мира», - добавила женщина.

Вместе с этими людьми Людмиле П. удалось пройти мимо вахтера, и, поднявшись на четвертый этаж, она зашла в одну из аудиторий, в которой уже находилось около пятнадцати человек разного возраста. В кабинете стояла абсолютная тишина. По всей видимости, люди медитировали и ждали руководителя.

«Им оказалась женщина лет сорока, которая не стала разговаривать, лишь назвала номер телефона, по которому мне подробно объяснят, как я могу поступить в «Брахма Кумарис», - сказала Людмила.

«Брахма Кумарис» – еще один тоталитарный культ восточной ориентации шиваистской (одна из разновидностей индуизма) направленности, внушающий своим адептам необходимость через медитацию и йогу устраниться от активной жизни в миру, - говорит руководитель центра по вопросам сектантства Олег Заев. - Свое учение сектанты преподносят в виде учебного курса в духовном университете, а свою организацию часто называют международной, неправительственной или некоммерческой. Фактически же «Брахма Кумарис» - типичная тоталитарная секта, лидеры которой стремятся, прежде всего, подавить у адептов критическое восприятие».

При этом руководитель центра напомнил, что используемые в «Брахма Кумарис» методы и средства оккультно-мистического и религиозного происхождения запрещены приказом министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 13.06.96 («Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия»). Он также рассказал, что культ принуждает адептов к искоренению в себе любых позитивных чувств к родным и близким, а мирские привязанности объявляет источником всех пороков.

«Секту по праву можно назвать семьененавистнической, - уверен Олег Заев. - Все виды родства - мать и ребенок, муж и жена, брат и сестра - являются в их понимании бременем. Больше того, по вероучению организации БКВДУ, достижение целей, принятых в религиозной организации и являющихся смыслом ее существования невозможно без отказа от половой жизни. По сути, эту организацию можно считать разновидностью широко известного в религиоведении сектантского направления скопчества - физического или духовного».

По словам Олега Заева, отказ от семейной жизни и половых отношений не является в традиционных религиях обязательным для достижения спасения. Иначе человечество давно бы исчезло, и никакая культура не смогла бы развиваться. Но в маргинальных деструктивных культах такая норма часто присутствует в качестве обязательного условия для достижения личностью религиозного идеала.

«И это в тот момент, когда смертность превышает рождаемость? Это ли не диверсия, это ли не оружие массового уничтожения наших сограждан под вывеской духовного университета?» - говорит руководитель центра по вопросам сектантства.

Лекции в «Брахма Кумарис» строго закрытые. Ученикам обещают, что в конце «большого пути» они будут жить в раю, среди золота и слуг, а прочее население будет уничтожено. В секте проповедуется установление так называемой «эры чистоты, мира и процветания», но путь к ней лежит только через «Университет».

«Несомненно, секта заинтересована в том, чтобы проникнуть в систему образования, вузы, школы - сказал Олег Заев. – И эти попытки секта предпринимает постоянно, в чем мы очередной раз имеем возможность убедиться».

— АНН , 28.06.2007

к оглавлению

ВИККА

Ипсита Рой Чакраверти

Индия обращается к викканской жрице за помощью

Индия попросила последовательницу всемирного движения колдунов помочь справиться с высоким уровнем смертности среди индийских девочек и положить конец пренебрежительному отношению к дочерям, заявили в понедельник официальные лица. Национальная Комиссия по Учебным Заведениям для Национальных Меньшинств ( NCMEI ) попросила Ипситу Рой Чакраверти — викканку и общественную активистку — возглавить комитет, которому поручено улучшить положение девочек.

Правительство говорит, что за последние 20 лет было убито родителями около 10 млн. девочек, поскольку бедные семьи предпочитают не тратить силы и средства на их воспитание, отдавая предпочтение мальчикам.

«Для Викки это победа, поскольку многие годы общественное мнение было против нас», — говорит Чакраверти.

— Reuters , via Alertnet . org , 02.07.2007

к оглавлению

ОККУЛЬТИЗМ

В Норвегии собрались колдуны от науки

«На Западе больше не преследуют ведьм или тех, кого обвиняют в колдовстве, однако это нередко происходит в Африке, Мексике, Индии, Индонезии и Малайзии», - сказал один из организаторов конференции, историк Руне Бликс Хаген из Университета Тромсо в Норвегии, сообщает «Би-би-си».

По словам Хагена, в этих странах за последние 50 лет было убито ведьм больше, чем в XVI и XVII веках в Европе, когда по обвинению в колдовстве было сожжено примерно 50 тыс. человек. Как и раньше, людей, которых подозревают в колдовстве, обвиняют в распространении болезней, организации стихийных бедствий и т.п.

«Главная причина этого - невежество, желание найти козла отпущения, - говорит Рита Лейнонен, один из организаторов этой конференции. - В Африке в результате охоты на ведьм страдают в основном женщины и дети. Мужчины менее уязвимы, поскольку у них более надежный социальный статус».

Эксперты отмечают, что колдовство становится очень популярным на Западе, особенно в Британии, Канаде и США. Не последнюю роль сыграли в этом процессе романы про Гарри Поттера.

На конференцию в Вардо съехались специалисты из Австралии, Британии, Дании, Финляндии, Германии, Исландии, Норвегии, Швеции и США. Три основные темы этого форума - «Колдовство в литературе и истории», «Пытки, преследование и права человека» и «Ведьмы, шаманы и демоны». С докладом на тему «Ведьмы в суде» выступит эксперт из России Марианна Муравьева.

По данным других специалистов, протестантизм породил такую охоту на ведьм, с которой ни в какое сравнение не идут преследования католической инквизиции. При сравнительно небольшом ещё населении Европы, в ходе Реформации здесь были сожжены около миллиона ведьм.

Удар по идеологическому мифу об инквизиции нанес перед самой своей смертью американский историк-протестант Генри Чарльз Ли (1825-1909), который сам же так много потрудился для создания этого мифа. Его книга «История Инквизиции в Средние века» (1877) сделала его главным авторитетом в этом вопросе.

Он выяснил, что сотни тысяч «ведьм» пошли на костер в век Научной революции (их сжигали в США вплоть до ХVIII века, причем судьями были профессора Гарвардского университета).

Генри Чарльз Ли нашел в себе силы и мужество заявить буквально накануне смерти: «Нет в европейской истории более ужасных страниц, чем сумасшествие охоты на ведьм в течение трех веков, с ХV по ХVIII. В течение целого столетия Испании угрожал взрыв этого заразного помешательства. Тот факт, что оно было остановлено и сокращено до относительно безобидных размеров, объясняется осторожностью и твердостью Инквизиции… Я хотел бы подчеркнуть контраст между тем ужасом, который царил в Германии, Франции и Англии, и сравнительной терпимостью Инквизиции».

Ученый провел большую работу по документальному описанию охоты на ведьм, обратясь в архивы всех христианских стран. Эту работу закончили уже его ученики. Ф.Донован, современный историк, пишет: «Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьм, то наибольшая концентрация точек окажется в зоне, где граничат Франция, Германия и Швейцария. Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек. Сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что, по крайней мере, в течение последнего столетия охоты на ведьм, эти зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма. В полностью католических странах – Италии, Испании и Ирландии – было бы очень мало точек; в Испании практически не одной».

— АНН , 29.06.2007

к оглавлению

РАЗНОЕ

Президент Молдавии отказался подписать закон о культах

Владимир Воронин

Президент Молдавии Владимир Воронин отказался подписать и вернул на доработку в парламент "Закон о религиозных культах и их составляющих структурах". Возражение главы государства вызвало "отсутствие в законе упоминания о православии, как традиционной религии и положение об упрощенной регистрации религиозных сект, что открывает им лазейку для прозелитизма", - сообщили сегодня корр.ИТАР-ТАСС в высшем законодательном органе страны.

Вернув закон на доработку, Воронин учел обращение священников православной Митрополии Молдавии с просьбой не подписывать закон "представляющий опасность для православия в стране".

"Закон о культах" был принят парламентом Молдавии 11 мая.

— ИТАР-ТАСС , 28.06.2007

к оглавлению

Велик интерес к российской школе со стороны "сектантских групп", считает замглавы департамента образования Москвы Юрий Горячев

Велик интерес к проникновению в российскую школу со стороны "сектантских групп", заявил замглавы департамента образования Москвы Юрий Горячев, сообщает "Интерфакс-Религия" со ссылкой на "Учительскую газету".

"На протяжении учебного года мы постоянно сталкивались с тем, что под разными предлогами, под разными вывесками, под очень благородными, очень хорошо звучащими названиями в школы пытались пробиться враждебно настроенные по отношению к традициям и культуре русского народа секты, оккультисты", - сказал Ю.Горячев, слова которого приводит "Учительская газета".

По его словам, нужно иметь в виду, что, начиная более развернутую и широкую систему обучения старшеклассников и подготовки учителей, "мы можем столкнуться с тем, что в наши ряды будут стремиться попасть совсем нежелательные фигуранты".

"Все это необходимо держать под контролем", - подчеркнул представитель департамента.

— Портал-Credo.Ru , 27.06.2007

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@apologetika.ru
www.apolresearch.org


В избранное