Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

13-19 марта 2008 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Узбекистан: молодые "Свидетели Иеговы" подверглись физическому насилию со стороны милиции

Узбекская милиция подвергла угрозам и физическому насилию членов религиозной общины "Свидетели Иеговы" в ходе обысков домов в Самарканде, сообщает "Форум 18".

В одном из случаев молодая "Свидетельница Иеговы" была приведена в самаркандский полицейский участок, раздета и подверглась сексуальным домогательствам со стороны милиционера Акмала Тулявова, находившегося в нетрезвом состоянии. В ответ на вопрос, почему ему нужно было задавать девушке вопросы наедине и обыскивать ее, Тулявов заявил: "Я не могу сообщить вам никакой информации, потому что мы закрытая организация". Тулявов затруднился ответить на вопрос, имели ли место с его стороны сексуальные домогательства. Он отказался ответить прямо. "Почему бы вам не поговорить с начальником отделения", - предложил он.

"Форум 18" дозвонился 13 марта до начальника отделения милиции Бахадыра Казакова и был направлен к его заместителю Серзоду Хаквердиеву. Тот подтвердил, что Тулявов допрашивал молодую "Свидетельницу Иеговы", но ничего не сказал о том, подвергалась ли она сексуальным домогательствам с его стороны. Затем он предложил поговорить об этом с Казаковым. "Форум 18" многократно пытался дозвониться до Казакова, но телефон все время не отвечал.

"Свидетели Иеговы" пожаловались, что не было предъявлено ордеров на обыск и не был составлен протокол. Различные личные вещи исчезли из подвергнутых обыскам домов. Обыски прошли через неделю после того, как школьник-"Свидетель Иеговы" был выгнан из самаркандской школы.

"Свидетели Иеговы" сообщили и о других жертвах февральских обысков. Они рассказали, что 17-летнего мальчика таскали за волосы и били по голове. 14-летнюю девочку допрашивали в одиночестве и угрожали избиениями. Все жертвы подверглись словесному насилию и угрозам физической расправы. "Свидетели Иеговы" уверены, что "очевидным намерением" милиции было с помощью угроз и давления заставить свои жертвы отказаться от их веры. Многие милиционеры, производившие обыски, были пьяны.

Община "Свидетелей Иеговы" в Самарканде является одной из более 30 общин "Свидетелей Иеговы" в Узбекистане, которые не смогли получить государственную регистрацию. В нарушение международной конвенции о правах человека в Узбекистане запрещена любая деятельность незарегистрированных религиозных организаций.

Обыски у самаркандских "Свидетелей Иеговы" совпали с нападениями на другие религиозные общины в Узбекистане. Баптисты в восточном городе Фергана были оштрафованы на сумму, равную средней 9-месячной заработной плате, а пастор пятидесятников недалеко от столицы Узбекистана Ташкента – на сумму, равную 2-месячной зарплате, в то время как пресвитерианская церковь Ташкента была вынуждена и вовсе прекратить всю свою деятельность.

В последнее время Узбекистан усилил давление на "Свидетелей Иеговы", как и на многие другие религиозные общины. На "Свидетелей Иеговы" были наложены большие штрафы, один из членов этой организации сидит в тюрьме, а другие отбывают наказание дома, отдавая государству 20% зарплаты.

— Портал-Credo.Ru, 18.03.2008

к оглавлению

Антисектантская акция «Свидетели у ваших дверей» путешествует по городам Львовщины

Моршин, Жидачив и Ходорив – города Стрыйской епархии, где проходит антисектантская просветительская акция «Свидетели у ваших дверей». 16 марта сектами пугали жителей Моршина, а 23 и 30 марта акция пройдет в Жидачеве и Ходорове соответственно. Об этом ЗИК сообщил 17 марта руководитель пресс-службы Стрыйской епархии о. Павел Худ.

Партнером и непосредственным участником акции является Библейское общество „Эффата” Львовской духовной семинарии УГКЦ. Программа акции в каждом городе предусматривает получасовую конференцию на тему «Секта и новейшие религиозные движения». Участникам акции будет предложен просмотр фильма «Свидетели у ваших дверей». Третья часть акции предусматривает вопросы и ответы на упреки Свидетелей Иеговы.

До этого времени, 24 февраля, антисектантская акция уже проходила в Стрыю. 6 апреля акция пройдет в Николаеве (что на Львовщине), а 11 мая – в Новом Роздоле. В сентябре антисектантская акция пройдет в Бибрке (14 сентября) и Перемышлянах (28 сентября). Завершится акция 5 октября в Городке.

Согласно последним статистическим данным, сообщил о. Павел Худ, на территории Украины действует свыше 1 тыс. организаций сект разных направлений, среди которых больше всего распространяются нехристианские секты, объединения и движения.

— Западная информационная корпорация , 18.03.2008

к оглавлению

МОРМОНЫ / ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ

Публикация личного архива Джозефа Смита изменит ситуацию, говорит редактор

Джозеф Смит

Кульминацией ежегодной конференции Ассоциации мормонских писем, состоявшейся в субботу в Университете им. Бригама Янга, был семинар, посвященный семилетней работе над проектом «Личный архив Джозефа Смита». Идея заключается в том, чтобы опубликовать «все, когда либо написанное, надиктованное или полученное Пророком», — говорит редактор проекта Робин Дженсен. — «Это крайне интересный проект, и мы в буквальном смысле имеем дело с огромным количеством документов».

Первое издание будет разделено на пять серий: дневники Пророка за 1832-1844 годы; документы в хронологическом порядке; автобиографические заметки Джозефа Смита; судебные документы, свидетельствующие об участии пророка в более чем 200 делах; откровения и переводы.

Цель проекта состоит в том, чтобы создать полный документальный архив, из которого ученые и интересующиеся жизнью Смита смогут черпать точные сведения. Издание будеи включать в себя редакторские комментарии, объясняющие исторический контекст того или иного документа, карты, биографические и географические сведения.

«Сейчас, когда мы собрали все бумаги Джозефа Смита в одной книге, научный ландшафт изменится», — говорит Дженсен. — «Ни одна монография о Джозефе Смите и его жизни не будет иметь веса, если ее автор не пользовался документами, которые мы публикуем».

Участники проекта больше всего заботятся о точности и достоверности результатов своей работы. Джеффри Джонсон, старший архивариус церкви СПД проверяет документы, чтобы убедиться, что ученые издают подлинные документы, а не подделки. «Я обращаю внимание на почерк, качество бумаги и прочие признаки, указывающие на подлинность документов», — говорит Джонсон. — «Без сомнения, некоторые мормонские документы были подделаны. Моя роль состоит в том, чтобы убедиться, что мы отбираем правильные документы, или помочь ученым в этом вопросе».

Рабочая группа хочет, чтобы результат их работы стал авторитетным справочным материалом не только для членов церкви СПД, но и для академического сообщества. «Зачастую люди думают, что церковь, наверное, хочет что-то скрыть, но это неправда», — говорит Джонсон. — «Этот проект осуществляется при поддержке Первого Президентства и Кворума Двенадцати, а они хотят, чтобы мы опубликовали все».

В процессе работы соответствие публикуемого текста оригиналам проверяется трижды. Один человек изучает и переписывает текст . Потом два человека сверяют оригинал с переписанным текстом . Наконец, Дженсен с помощью лупы и ультрафиолетового света еще раз проверяет оригинал. «Если ученые не смогут быть уверены в том, что наш текст является верной копией оригинала, весь наш труд будет впустую», — сказал Дженсен.

По предварительным оценкам первый том, который сейчас находится в стадии корректуры, выйдет в свет в конце года.

— Deseret Morning News , 13.03.2008

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Муниты скупают южнокорейские острова

Компании, подконтрольные т.н. "Церкви объединения" Муна, в последнее время стали активно приобретать большие земельные участки, в приморской зоне в южной части Республики Корея.

Как следует из сообщения представителей администрации города Есу, что в корейской провинции Южная Чолла, одна из компаний, подконтрольная Фонду "Церкви объединения Муна", приобрела значительные территории сразу на трех островах - Кымондо, Нандо и Комундо. Общая площадь выкупленных участков составила почти пять с половиной миллионов квадратных метров. Покупка территории совершена практически сразу же после того, как стало известно, что город Есу получил право на проведение у себя в 2012 году всемирной выставки ЭКСПО, что гарантирует значительные правительственные и частные инвестиции в развитие инфраструктуры города и прилегающих территорий.

Один из бывший хозяев участка отметил, что "не знал, что инициатором сделки выступает "Церковь объединения Муна"", и пошел на продажу, так как была предложена цена "выше обычной".

К настоящему моменту секте принадлежит уже 3 процента (7,07 млн. км2) всей территории уезда. Так, в настоящий момент на приобретенных ранее сектой землях уже ведется строительство морского парка развлечений и большой площадки для гольфа, сообщает "Благовест".

В 2006 году Мун лично приезжал в Есу и вместе с мэром этого города объехал ряд прилегающих островов. В ходе поездки он высказал пожелание сделать этот регион "развитым морским курортом". После этого и началась скупка земель фирмами, который входят в состав Фонда "Церкви объединения Муна", обладающего, насколько известно, очень серьезными капиталами.

Проведенные сектой Муна операции, как сообщают местные операторы недвижимостью, уже успели существенно взвинтить цены на землю в регионе. Учитывая перспективы проведения ЭКСПО, было высказано предположение, что стоимость будет продолжать расти и дальше.

— Regions.ru , 17.03.2008

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Саентологическая церковь выложила видеоролики в Интернет

В последнее время взаимоотношения Саентологической церкви с миром сетевого видео складывались не лучшим образом. Возьмите, к примеру, просочившуюся в Интернет видеозапись выступления Тома Круза, которую саентологи пытались удалить с сервера YouTube , ссылаясь на нарушение авторских прав. Что же может сделать эта религия, вызывающая у людей столь бурные чувства, перед лицом растущего сопротивления? Отвечать тем же самым, конечно .

В понедельник саентологи объявили о запуске нового видеопортала на своем официальном сайте. Там будут выложены 82 видеоролика общей продолжительностью около 3 часов, в которых будет представлена официальная информация саентологической церкви о ее учении и деятельности.

— AppScout , 17.03.2008

к оглавлению

Активисты Anonymous набирают силу

В субботу люди в масках устраивали по всему миру небольшие, мирные акции протеста в рамках движения, именующего себя Anonymous . Эта организация в январе объявила «войну» саентологической церкви в связи с тем, что та подавляет инакомыслие в Интернете. Некоторые акции Anonymous вызвали негативную реакцию — например, атаки на саентологические вебсайты и распространение саентологических материалов без разрешения. Кроме того , саентологи обвиняют Anonymous в угрозах терактов .

В прошлом саентологическая церковь неоднократно и агрессивно судилась со своими критиками, но в этот раз ей противостоит Интернет-феномен новой формации, созданный с тем расчетом, чтобы избежать судебных преследований и цензуры. Умное использование современных технологий позволяет группам активистов, таким как Anonymous , и информационным ресурсам, таким как веб-сайт Wikileaks , действовать без централизованного руководства и явного членства.

В прошлый четверг в штате Флорида судья отказал саентологам в просьбе запретить активистам проводить акции протеста в пределах 130 метров от зданий, принадлежащих организации. Не удалось саентологам и остановить распространение видеоролика с записью речи Тома Круза.

Однако по-настоящему важное событие произошло в прошлом месяце, когда калифорнийский суд отказал швейцарскому банку в требовании закрыть сайт Wikileaks , который опубликовал полученную незаконным путем банковскую информацию, указывающую на то, что руководство банка уклоняется от уплаты налогов. Как заявил г-н Афтергуд, известный борец за свободу информации, «судья, по сути, признал, что закон бессилен против этого явления».

Возможно, закону действительно придется измениться. «Это явления ставит под вопрос подход, на котором основано большинство юридических систем — признать человека виновным и заставить его возместить материальный ущерб», — говорит д-р Ардия из Гарвардской юридической школы. Ардия и его коллеги выражают беспокойство в связи с тем, что эти новые юридические сложности спровоцируют жесткую реакцию, которая может негативно сказаться на свободе слова. К примеру, в ответ на нападки в Интернете, член палаты представителей от штата Кентукки выступил с инициативой обязать всякого, кто высказывается в Сети, сообщать свои паспортные данные и контактную информацию.

Christian Science Monitor, 17.03.2008

к оглавлению

"Россия молодая" переключается на борьбу с сайентологами

Движение "Россия молодая" меняет вектор деятельности: с борьбы против "оранжевой угрозы" оно переключается на социальные проекты.

"Наше движение теперь будет больше ориентировано на социальные направления, чем на политические, так как выборы прошли, и уже нет такой опасности, что что-то может пошатнуться в стране", - сообщили "Интерфаксу" в среду в пресс-службе движения.

Как отметили в "России молодой", активисты движения и раньше занимались социальными проектами, связанными, например, с донорством, спортом, помощью детдомам, но теперь им будет уделяться большее внимание.

В частности, в ближайшее время активисты намерены заняться борьбой с незаконной продажей спиртного. Кроме того, в молодежном движении решили бороться с сайентологами.

Так, 21 марта "Россия молодая" вместе со студентами МГТУ им. Н.Э.Баумана проведет акцию "Нет сектам!" у входа в учебно-лабораторный корпус МГТУ.

Акция направлена "против размещения американской тоталитарной секты "Сайентологическая церковь" в районе университета", отмечают ее устроители. "Сектанты ежедневно обрабатывают около двух сотен студентов, предлагая им вначале пройти тест, а потом курсы и тренинги, за которые уже нужно платить", - говорится в сообщении.

— Интерфакс , 19.03.2008

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Алексея Ледяева не пустят в Украину?

Джозеф Смит

Как сообщает «Коммерсант», специалисты в сфере изучения воздействия деструктивных культов на общество проведут в Киеве круглый стол на тему «Правительство импортирует ‘религиозный' экстремизм и легализирует психологическое насилие?». Поводом для проведения круглого стола стала обеспокоенность специалистов тем фактом, что пастор Алексей Ледяев получил визу на въезд в Украину с 1 марта нынешнего года.

Один из организаторов круглого стола, председатель правления всеукраинской общественной организации «Культы и общество» Валерий Чабоненко, рассказал, что располагает копией письма Госкомнацрелигий в посольство Украины в Латвийской республике, в котором говорится, что комитет «не возражает» против въезда в Украину господина Ледяева. Визит пастора стал возможен благодаря приглашению Духовного управления евангельских христиан украинской христианской церкви “Новое поколение” для осуществления “канонической деятельности” во всех областных центрах.

Письмо было подписано в январе заместителем председателя Госкомнацрелигий Николаем Новиченко, несмотря на вывод СБУ о «нецелесообразности» визита Алексея Ледяева, а также экспертную оценку содержания доктрины «Новый мировой порядок», сделанную юристами. В заключении, подписанном деканом юридического факультета Академии таможенной службы Украины Валерием Гмирко, отмечается, что в выступлениях господина Ледяева содержатся призывы, направленные на разрушение основ конституционного строя Украины, народного и государственного суверенитета, целостности территории, светского характера власти, верховенства права, идеологического разнообразия и равенства людей в правах, а его учение содержит признаки религиозного экстремизма. «Существуют все законные основания к запрету деятельности пастора», – делает вывод господин Гмирко.

Как сообщил советник председателя КГГА Андрей Тищенко, который также является украинским лидером организации «Новое поколение», пастор Алексей Ледяев не торопится с визитом в Украину: «Он не планирует воспользоваться разрешением Госкомнацрелигий и посетить Украину в указанный срок. Его приезд возможен около 12 сентября»,– утверждает господин Тищенко. На вопрос, как господину Ледяеву удалось обойти заключение СБУ, господин Тищенко ответил: «Во-первых, мы молились. Ну, и помогали нам добрые люди, в том числе президент Виктор Ющенко и мэр Киева Леонид Черновецкий».

В пресс-релизе, разосланном организаторами круглого стола, также сказано: «Вы узнаете, почему одни политики говорят на ангельских языках, другие - являются последователями Хаббарда. Почему Украина стала территорией религиозных экспериментов, как адепты различных “церквей” штурмуют органы государственной власти. А еще имена чиновников, которые покрывают и лоббируют интересы чуждых нашему менталитету новоявленных “религий"», цитирует РИСУ.

— НХМ , 18.03.2008

к оглавлению

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ

В год Семьи адвентисты дарят программу “Дорога к счастью. Дорога к звездам”

С 14 по 22 марта двери адвентистских храмов и дома верующих, у которых установлены спутниковые телевизионные антенны, на территории СНГ будут открыты для всех желающих присоединиться к просмотру программы “Дорога к счастью. Дорога к звездам”.

Вместе с ведущей первой части программы “Дорога к счастью”, доктором практического богословия Галиной Ильиничной Штеле, зрители программы будут рассуждать о проблемах современной семьи. Галина Ильинична - известный специалист в области семейных взаимоотношений. Ее лекции на проходившей в прошлом году программе “Тайны апокалипсиса” привлекли внимание огромной аудитории и по сегодняшний день распространяются на DVD-дисках и транслируются по Интернет-телевидению.

Темы, затрагиваемые на нынешней программе, в большей степени обращены к молодежи, только планирующей к вступлению в брак, но будут интересны также и супругам со стажем. Вот лишь некоторые из рассматриваемых тем: “Родительский дом - тюрьма или космодром?”, “Болевые точки соприкосновения”, “Любовь, азбука Морзе и SMS сообщения”, “Романтика за бортом. Где спасательный круг?”, “Домашние НЛО”, “О чем молчат простыни?”.

Вторая часть программы, “Дорога к звездам”, ведущим которой является доктор богословия, руководитель Церкви христиан адвентистов седьмого дня (АСД) на территории СНГ Артур Артурович Штеле, посвящена Библейской книге пророка Даниила. На примере жизни и служения древнего пророка автор раскрывает темы нравственного здоровья личности, активной гражданской позиции и ответственности каждого человека за собственную жизнь и влияние, которое он оказывает на окружающих. Пророчества книги, написанной около 2500 лет назад, обращены в наше время и помогут глубже осмыслить суть событий, происходящих сегодня в нашей стране и в мире.

В течение 9 дней, с 14 по 22 марта в прямом эфире в Европе, странах СНГ и на территории западной части России программу можно будет увидеть через спутник “Hotbird 6” на канале “Hope Channel” со следующими настройками: at 13E, Frequency: 12.5770 GHz, Polarity: Horizontal, Symbol Rate: 27.500 Msps, Fec: 3/4

Расписание программы по Московскому времени: с 14 по 22 марта в 19-00 прямая трансляция; повтор эфира на следующий день в 10-00 и 15-00. На канале CNL ретрансляция программы “Дорога к счастью. Дорога к звездам” будет осуществляться спутниками Ямал и Amos 2. Подробности на сайте apokalipsis.info.

В каждом населенном пункте, где действует Поместная церковь христиан АСД, можно будет бесплатно просмотреть программу в специально организованных пунктах трансляции, пишет Адвентист-инфо

По мнению организаторов, данная программа будет хорошим подарком соотечественникам в Год Семьи.

— НХМ , 14.03.2008

 

Более подробно об Адвентизме Седьмого Дня можно узнать из статей, размещенных в соответствующем разделе нашего сайта.

к оглавлению

ПЕНЗЕНСКИЕ СЕКТАНТЫ

Пензенские затворники озабочены международной обстановкой

Пензенские сидельцы, уже четыре месяца находящиеся под землей в ожидании "конца света", интересуются событиями в мире и молятся о России.

К такому выводу пришли корреспонденты "Комсомольской правды", посетившие землянку, в которой добровольно заточили себя несколько десятков последователей сектанта Петра Кузнецова.

Проникнув в убежище пензенских сидельцев, журналисты, как пишет издание, услышали не жалобы на бытовые неудобства, а целую серию вопросов о международной обстановке.

В частности, один из затворников, по имени Виталий, начал дотошно расспрашивать, что происходит в мире, идет ли война, летит ли на Землю метеорит, не затопило ли Америку.

Известие об ураганах в Германии и наводнениях в Чехословакии подтвердило апокалиптические опасения сидельца. "Да... К этому все идет. Конец света близок", - сказал Виталий.

При этом он подтвердил установки своих братьев и сестер на неприятие всеобщей глобализации и биометрических паспортов. "Америка и Европа скоро погибнут! Молимся за Россию, единую с Белорусской и Украинской церквями", - добавил сиделец.

Его монолог, однако, перебила находившаяся рядом женщина, которую затворники называли монахиней. По всему чувствовалось, что в подземелье верховодят женщины и что представительницы слабого пола чувствуют себя в землянке вполне бодро и уверенно, отмечает издание.

— Интерфакс , 13.03.2008

к оглавлению

Милиция ничего не знает о возможном выходе пензенских сектантов на свободу

Информацию о возможном оставлении пещеры распространил один из центральных телеканалов.

Представители УВД и следственного управления при прокуратуре РФ по Пензенской области в беседе с РИА Новости не подтвердили и не опровергли информацию о возможном выходе пензенских затворников из подземной пещеры в Бековском районе на поверхность.

В понедельник один из центральных российских телеканалов высказал предположение о том, что пензенские "сидельцы" могли самостоятельно выйти на поверхность, о чем свидетельствуют следы на земле, отсутствие пара из воздуховодов, ведущих в пещеру, и появление в районе пещеры автобусов.

"Следственное управление не располагает данными о выходе затворников на поверхность. Так же не планировалось никакого силового вмешательства в ситуацию", – заявила РИА Новости пресс-секретарь следственного управления Мария Орлова.

В начале ноября 2007 года 35 человек, в том числе четверо детей, укрылись в заранее оборудованном подземном помещении в Бековском районе. Они решили оставаться там до мая, когда, по их мнению, должен наступить конец света. Люди угрожают сжечь себя, если их попытаются насильно достать из-под земли. С затворниками регулярно ведутся переговоры: с ними беседовали следователи, специалисты Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского (Москва), сотрудники Пензенской психиатрической больницы, психологи областного УВД, представители духовенства.

Religare, 18.03.2008

к оглавлению

В Пензенской области появились новые сектанты

Новые сектанты появились в Пензенской области. Жители села Голицыно Нижнеломовского района заявили, что двое их односельчан — муж и жена — закрылись в собственном доме, забили окна и проводят дни в молитвах о том, чтобы не наступил конец света, передает «Росбалт».

Как сообщил представитель пресс-службы УВД по Пензенской области, в ОВД по Нижнеломовскому району проверили слухи о сектантах и провели с ними беседу. Результаты не уточняются, но милиционеры отметили, что поведение затворников у правоохранительных органов беспокойства не вызывает. «Не надо раздувать из мухи слона», — сказал представитель пресс-службы.

По данным УВД, до того, как закрыться, супруги купили 5 мешков муки. Молиться затворники собираются до православной Пасхи, которая в этом году приходится на 27 апреля.

«Валерий и Татьяна Микрюковы — приехали в Пензенскую область два года назад из Волгоградской. У них есть в доме домовая церковь, в которой они молятся», — рассказали в милиции.

Ранее, в ноябре 2007 года, в Бековском районе Пензенской области в землянке в ожидании конца света замуровались около 30 сектантов, именующих себя представителями «настоящей Русской православной церкви». Они ушли в землянку и завалили вход, угрожая взорвать себя, если их будут доставать оттуда силой. С собой в укрытие сектанты взяли даже детей (самому маленькому из них только 1,4).

Последователи лидера секты – Петра Кузнецова — приехали в Бековский район Пензенской области из Ростова, Белоруссии, Подмосковья. Переговоры с сектантами вели и специалисты Государственного научного центра психиатрии имени Сербского, и православное духовенство, и родственники, и врачи, однако повлиять на ситуацию никто не смог.

— Благовест-инфо , 14.03.2008

к оглавлению

СИНТОН

Психокульты проводят свои уроки «сектоведения»

Адепты психокульта «Синтон» разработали «признаки тоталитарных сект», под которые теперь не подходят ни сам «Синтон», ни другие деструктивные культы.

В среду в Екатеринбурге состоялась открытая встреча «Учебного центра «Синтон», на которой агитировали на базовый тренинг «Синтона» «Мастерство коммуникации». Его участникам обещался «набор эффективных техник, помогающих легко вступать в контакт, красиво говорить и грамотно договариваться, решать конфликтные ситуации, стать более уверенным в себе, быть уважаемым и мудрым лидером, налаживать качественные отношения и создавать вокруг себя солнечную атмосферу открытости».

Как заявила Агентству национальных новостей представитель Центра религиоведческих исследований по Екатеринбургу и Свердловской области Ксения Кириллова, на тренингах «Синтона» осуществляется пропаганда сексуальных извращений и садомазохистских практик основателя культа Николая Козлова, которые могут нанести серьёзный урон психическому здоровью участников.

Она напомнила, что у «Синтона» есть бывшие последователи, ставшие критиками секты. Одним из таких был житель Саранска Илья Рахманов, который после ухода из секты создал сайт, где критиковал «Синтон» и сайентологию. Он также выступал против «Синтона» в местной прессе.

«Последователи Козлова начали на него давление, - продолжила эксперт. - В частности, Козлов подал в суд на газету, публиковавшую критическую статью о «Синтоне». Материал для статьи был предоставлен Рахмановым. Илье был только 21 год, он не имел ни юридического, ни жизненного опыта и, к сожалению, был неверующим. Он не смог должным образом организовать судебную защиту и чувствовал, что дело складывается не в его пользу. Такое стечение обстоятельств, возможно, и привело к тому, что, без поддержки и остро ощущая свое одиночество перед лицом «всесильной» секты, Илья в октябре 2004 г . покончил жизнь самоубийством».

Ксения Кириллова добавила, что в 2006 г . представители «Синтона» пытались оказать давление на московское и саратовское отделения Центра религиоведческих исследований, чтобы заставить их убрать ссылки на сайт Рахманова. Но решением Чертановского районного суда Москвы от 5 февраля 2008 г . истцу отказано в удовлетворении почти всех исковых требований.

Именно эти и некоторые другие факты были изложены в текстах листовок, распространяемых Центром религиоведческих исследований совместно с православной молодёжью Екатеринбурга перед открытой встречей «Синтона». В результате на мероприятие пришло только пять человек, уже являвшихся до этого поклонниками книг Козлова.

Представитель Центра религиоведческих исследований отметила, что после серии антихристианских выпадов представитель «Синтона» заявил, что он, якобы, разработал признаки тоталитарных сект, под которых, оказывается, не подходят ни «Синтон», ни даже дианетика («наука», которая представляет собой сумбурное описание ряда процедур под общим названием аудитинг, используется сектой сайентологов).

«Назвав таким образом «хорошими тренингами» самые деструктивные секты и честно предупредив собравшихся, чтобы результатов они не ждали, инструктор перешёл к пробным играм. Они достаточно стандартны для любых психологических тренировок, однако не стоит забывать, что в тоталитарных сектах самые разрушительные вещи проявляются не сразу, а на более высоких уровнях «посвящения». Включить этот момент в свой список признаков секты тренер почему-то забыл», - отметила Ксения Кириллова.

— АНН , 14.03.2008

к оглавлению

РАЗНОЕ

Математик получил 1,2 млн. долларов за доказательство существования Бога

Михал Казимеж Геллер

Польский священник и математик Михаль Геллер, друживший с Иоанном Павлом II, получил самую крупную научную премию за работу, которая демонстрирует, как математика может предоставить косвенные доказательства существования Бога.

Как сообщает британская The Times, 72-летний профессор, специалист по космологии и философ, специализирующийся на математике и метафизике, получил за свои достижения 820 тыс. евро. Как утверждают представители Фонда Темплтона, учредившего премию "За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий", исследования профессора Геллера "расширили метафизические горизонты науки".

Теории профессора Михаля Геллера не столько содержат доказательства существования Бога, сколько заставляют усомниться в материальном существовании мира вокруг нас. Священник и ученый разрабатывает сложную формулу, которая позволяет объяснить все, даже случайность, путем математических подсчетов.

"Его уникальность как творческого ученого и мыслящего верующего приносит в науку ощущение трансцендентной тайны, а в религию – взгляд на Вселенную широко открытыми глазами ученого. Геллер ввел важное понятие теологии науки. Он сумел показать, что религия, изолирующая себя от научных исследований, неубедительна, а наука, не признающая иные пути понимания, слепа", – говорит ректор Ягеллонского университета в Кракове Кароль Муйжель, предложивший фонду кандидатуру известного математика.

Работа профессора Геллера строится вокруг поиска фундаментальной теории творения. По мнению специалистов, его исследования идут дальше Эйнштейна в область квантовой механики, космологии, физики и чистой математики, включая собственную версию уравнения Гейзенберга. Хотя его теории не подтверждают существования Бога, они могут предоставить косвенные доказательства его существования.

"Если у Вселенной было начало, мы можем предположить, что у нее был Творец. Однако если Вселенная автономна, не имея ни границ, ни края, то у нее нет ни начала, ни конца: она просто существует. Где же тогда место для Творца?" – рассуждает ученый.

При этом профессор Геллер выступает против ньютоновской концепции творения, то есть против идеи абсолютного пространства и абсолютного времени и Бога, создающего энергию и вещество, предлагая современным теологам вернуться к традиционной доктрине, согласно которой создание Вселенной было актом вне пространства и времени.

Сумма премии Фонда Темплтона корректируется каждый год с тем, чтобы она была больше Нобелевской. По словам Геллера, он намерен направить полученные средства на создание нового Центра Коперника в Кракове, занимающегося исследованиями в области науки и теологии.

ЮГА.ру, 14.03.2008

к оглавлению

На Ставрополье поклоняются Горбачеву - газета

В Ставропольском крае действует более 100 сект.

В селе Татарке, например, есть религиозная группа, почитающая Михаила Горбачева как святого, его портрету молятся и просят счастья и здоровья, пишет в среду газета "Комсомольская правда".

В крае также действуют мормоны, последователи Шри Чинмоя, анастасиевцы, рериховцы и многие другие. Под Пятигорском действует община "архиепископа" Василиска, члены которой не признают ИНН и паспорта нового образца, полагая, что на них знак дьявола.

При этом наиболее активные и многочисленные на Ставрополье - свидетели Иеговы и неопятидесятники (религиозная организация "Исход").

"Секта держит людей в подчинении не убеждениями, а страхом перед будущим. Ее задача - выкачать из человека как можно больше денег, поставить его в зависимость от организации. Яркий пример - свидетели Иеговы: работа и жизнь адептов полностью посвящена организации. Нельзя просто состоять в секте, нужно покупать журналы, делать взносы, пожертвования", - отметил преподаватель сектоведения Ставропольской духовной семинарии протоиерей Игорь Подоситников.

По его словам, еще одно отличие секты от церкви заключается в том, что "в церкви есть свобода". "Можно не соглашаться с митрополитом, можно думать иначе, чем все, можно выбирать - поститься или нет. Никто за это человека не осудит. В секте такое невозможно, это и есть самое главное отличие", - заявил священник.

Он также рассказал, что в регионе очень много незарегистрированных религиозных организаций, которые могут снять дом и проводить собрания.

"За этим у нас нет никакого контроля, к тому же правоохранительные органы боятся вмешиваться. Ведь им придется долго разбираться и, как им кажется, можно нажить множество проблем. И потом организация протестантского характера будет говорить, что в России устроены гонения на свободу совести!" - сказал отец Игорь.

— Интерфакс , 19.03.2008

к оглавлению

В Екатеринбурге дадут «зеленый свет» свободе совести и тоталитарным сектам

Конференция по свободе совести пройдет в апреле в Екатеринбурге в резиденции губернатора Свердловской области. Ее участниками будут не только уполномоченные по правам человека в России и ряд правозащитных организаций, но и представители структур, защищающих интересы тоталитарных сект.

Конференция «Свобода слова, свобода совести, право на объединение: международный и российский опыт реализации» состоится 4- 5 апреля 2008 г . в резиденции губернатора Свердловской области.

В Екатеринбург прибудут уполномоченные по правам человека с большинства регионов России во главе с Владимиром Лукиным. 4 апреля состоится пленарная часть конференции, а на следующий день гости приедут на турбазу «Энергетик», где и пройдет секция по свободе совести. Мероприятие будет закрытым.

Главным организатором конференции является начальник отдела по взаимодействию с религиозными организациями аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Михаил Одинцов. В последний свой визит в Екатеринбург в октябре 2007 г . чиновник сетовал по поводу тяжёлого положения «верующих», под которыми, в большинстве случаев, понимал далеко не самые безобидные организации.

Как сообщила Агентству национальных новостей представитель Центра религиоведческих исследований по Екатеринбургу и Свердловской области Ксения Кириллова, Михаил Одинцов выступал на организованной при поддержке мормонского центра международной научно-практической конференции «Свобода вероисповедания и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания в странах Центральной Азии» (Бишкек, 26- 27 апреля 2004 года ).

Она отметила, что Одинцов не обделил своим вниманием и тоталитарную секту Сан Мен Муна. 28 июля 2003 года чиновник сделал доклад на московском семинаре этой организации «Глобальное управление на поворотном этапе: инновационные подходы к установлению мира в изменяющемся обществе». Семинар проводился вместе с другой муновской структурой - «Женщины за мир во всем мире».

«Тесные связи Михаила Одинцова заметны и с сайентологами», - добавила Ксения Кириллова. По ее словам, Одинцов в мае 2005 года был удостоен премии сайентологического журнала «Freedom Magazine» «за достижения в деле защиты свободы совести», а хвалебные слова Одинцова о том, как учение Рона Хаббарда (основатель секты сайентологов) способствует «успешной борьбе за гражданские свободы», были размещены также на сайте «Европейского офиса защиты прав человека» церкви Сайентологии.

Московская Хельсинкская группа, представители которой приедут в Екатеринбург, также ангажирована сектами. Это подтверждено решением Басманного районного суда Москвы, вынесенного 29 января этого года. Процесс показал, что мнение президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) профессора Александра Дворкина о тесных связях (в том числе и финансовых) Хельсинкской группы с тоталитарной сектой сайентологии было обоснованным и справедливым.

Представитель Центра религиоведческих исследований добавила, что в качестве приглашённых на конференцию значатся почти все лица, проявившие себя, так или иначе, в защите интересов сект. Это секретарь комиссии по работе с религиозными организациями при правительстве РФ Андрей Себенцов, ещё в октябре прошлого года сообщивший о незаконности миссионерской деятельности священнослужителей в пенитенциарных учреждениях и воинских частях и о необходимости предоставления больших возможностей для иностранных миссионеров на территории РФ. Пропуск в резиденцию губернатора получила глава уральских методистов Елена Степанова, исполнительный директор Уральского филиала Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС) Василий Ничик и другие.

«Остаётся только догадываться, в каком ключе перечисленные лица преподнесут Уполномоченным и чиновникам из аппарата губернатора проблемы религиозной ситуации в России. Лица же, обладающие альтернативной информацией, не только не будут иметь возможности донести её до высоких гостей, но хотя бы просто присутствовать на мероприятии. Видимо, никаким иным образом сектозащитники не могут создать даже видимость общественной поддержки», - заявила Ксения Кириллова.

Ситуацию прокомментировал кандидат исторических наук, проректор по воспитательной работе Уральского института бизнеса (г. Екатеринбург) протоиерей Александр Рыков: «Представим такую картину: в американский город Детройт приезжают из Вашингтона чиновники по надзору за свободой совести. Они собирают ответственных людей из аппарата губернатора штата, городской мэрии, законодательного собрания (конгресса), на конференцию, посвящённую состоянию свободы совести в США, а точнее, положению РПЦ МП. Или поставим вопрос о засилье мормонов в штате Юта. Абсурд! Известно, что определённые штаты создавались и заселялись определёнными конфессиями и деноминациями. Если обсуждать проблему засилья англиканской церкви Великобритании, ситуация будет столь же нелепа.

По его словам, в России органы политической власти становятся теми каналами, по которым оказывается покровительство религиозным организациям с сомнительными целями и более чем сомнительными результатами деятельности.

— АНН , 19.03.2008

к оглавлению

Во всем виновата порча? В Российском государственном гуманитарном университете прошла научная конференция, посвященная магии и колдовству

Представления о колдовстве в России, надо сказать, не менее смутны, чем о религии. И это несмотря на то, что подавляющее количество россиян в той или иной мере, если и не верит в существование колдовства безоговорочно, то по обыкновению допускает, что "что-то такое все же есть". Будучи широко распространенными, традиции колдовства (ворожбы, ведовства, знахарства), уходят корнями в глубину веков. Однако, видоизменяясь, фактически по сей день остаются не менее актуальными в народной практике, чем были сто, двести или пятьсот лет тому назад. Такой вывод можно было сделать наряду со многими другими, послушав выступления специалистов, собравшихся на научной конференции "Пространство колдовства". Обсуждение столь редкой для российского научного сообщества темы было организованно 5 марта 2008 года в Российском государственном гуманитарном университете учебно-научным Центром типологии и семиотики фольклора РГГУ. Как ни странно, но все относящееся к упомянутому феномену до сих пор является чаще всего предметом домыслов, спекуляций, страхов и даже насмешек, но - не изучается систематически. Разумеется, в невнимании к "народному чародейству" нельзя упрекнуть филологов и этнографов, которые вынуждены сплошь и рядом сталкиваться со следами и последствиями магического мышления людей. Но, насколько известно, в России традиция и технологии колдовства не стали пока отдельным объектом внимания психологов, социологов, философов и религиоведов - то есть комплексного изучения, которого они, несомненно, заслуживают.

Первое же выступление кандидата филологических наук Ольги Христофоровой, посвященное теме колдовства в истории социальной антропологии, касалось и этого вопроса. Внимание к магии и колдовству вообще начало проявляться не более века назад и в какой-то мере совпало с началом религиоведческих исследований.Но сравнительно активно такое внимание стало проявляться лишь в 30-х годах прошлого столетия. Именно тогда колдовство начало интересовать зарубежных историков и антропологов, что в России по понятным причинам легально проявляться не могло.

В 50-70-х годах появились первые серьезные научные работы, и в восприятии наблюдателей от науки упомянутое явление стало подразделяться на два типа. Первый - от "sorcerer" (колдун) - тот, кто практикует сознательное манипулирование определенными людьми, предметами или иные действия, направленные на достижение желаемого эффекта. Второй - от witch (ведьма) - характеризующийся бессознательным воздействием людей на себе подобных и жизненные обстоятельства в силу своих врожденных особенностей. В мировой науке за прошедшие десятилетия изучение колдовства ведется систематизированно и дало немало интересных и ценных результатов. Однако в нашей стране в этом отношении все находится пока в состоянии если и не совсем непаханой целины, то близко к тому. Вероятно, это обстоятельство тоже стало одной из существенных причин для организации конференции, выглядевшей оттого явлением для России явно новаторским.

В соответствии с общей антропологической ориентированностью организации, устроившей конференцию, в выступлениях ученых преобладал тот подход, который для специалистов иного профиля может быть и несвойственным. Известно же, насколько разным может быть видение одного и того же явления с позиции разных наук, каждой из которых присущи свои доминанты. Это касается не только особенностей терминологии и рассматриваемых категорий, но и, если так можно выразиться, "языка мышления", который у каждой научной отрасли более или менее заметно отличается от других. На конференции в РГГУ такой доминантой было ощущение "материи слова" во всех его проявлениях, что кроме филологов остается особенностью разве что литераторов. Поэтому слушателям со стороны мероприятие могло показаться излишне "специальным" или просто специализированным, хотя филологи чувствовали себя явно в своей стихии. Впрочем, косвенно прояснить что-то здесь может, например, то обстоятельство, что руководитель Центра, организовавшего конференцию – доктор филологических наук профессор Сергей Неклюдов, в 60-х годах прошлого столетия был постоянным участником Тартуских Летних школ Юрия Лотмана, и нынешняя атмосфера его организации в заметной степени до сих пор сохраняет "лотмановский дух".

Это ощущалось уже в выступлении двух участниц конференции – филологов из Санкт-Петербурга Инны Веселовой и Юлии Мариничевой, которые рассказали о роли и значимости разного рода жестов противодействия вольной или невольной магической агрессии со стороны. Представленный ими экспедиционный материал в виде реальных суждений и рассуждений разных людей, которые сознательно противятся сглазу и прочим "оприкосам", от коих чаще всего могут пострадать дети, вызывал немало ассоциаций из самых разных областей проявления человеческой активности. На заметку нашим читателям: когда кто-то слишком восторгается вашими детьми, полезно скрутить в кармане "фигу" и мысленно произнести: "А, жаба тебе в рот". Тогда, если неуместные восторги сменятся кашлем, то ребенка можно считать защищенным от сглаза…

Кроме того, что на сей раз в РГГУ тема магии и колдовства обсуждалась в научном ракурсе впервые, мероприятие не только производило серьезное впечатление, но оказалось, несомненно, интересным и с других, "неколдовских", точек зрения. В частности, в плане расширения круга внимания не только тех, кого заинтересовала конкретная тема. Выступление Андрея Степанова из Санкт-Петербурга, поделившегося своим исследованием роли "знающих" в современной деревне, содержало немало сведений, касающихся не только колдунов и сельских жителей. Степанова явно интересовал не один лишь феномен знахарства и колдовства, но и такая особенность человеческого мышления и восприятия, как их магичность. Кроме представления богатого материала экспедиций по Вологодской области, позволяющих увидеть, как и чем реально живут люди в современной российской деревне, Степанов подводит к интересным выводам, аналогичным тем, что существуют и в других областях знания. Например, к такому, что природа человеческого мышления изначально магична и не подвержена принципиальным изменениям в эру всеобщей рационализации. В деревнях это, конечно, гораздо более заметно, чем в городах, но свойственно не просто большинству людей, а психотипу всего рода человеческого. В зону внимания людей, в их обиход попадают все новые и новые явления и вещи, в то время как отношение к ним и к окружающему миру остается тем же. Ничего не изменилось от того, что повальный в начале ХХ века спиритизм сегодня стал практически непопулярен, потому что с потусторонним миром теперь можно связаться и по мобильному телефону.

Склонность обращаться в каких-то критических ситуациях к помощи сверхъестественных сил, пользуясь посредничеством определенных людей, не является, таким образом, признаком нарушения многогранной человеческой психики. Скорее даже наоборот - огульное отрицание всего непознанного или абсолютизация каких-то собственных ограниченных представлений об этом непознанном может говорить о серьезных психических проблемах более или менее развитой личности. Более того, благодаря магизму мыслительной и рассудочной матрицы, человек только и способен творчески реализоваться в земном материальном мире, то есть является человеком, а не всего лишь высшим животным или думающим механизмом.

Что же касается непосредственно колдовства, то отношение к нему зависит от многого. От угла зрения, под которым рассматривать это явление в целом, от уровня знаний тех, кому приходится сталкиваться с этим явлением, от того, чего хотят и к чему стремятся клиенты знахарей и ворожей. Будучи в определенной степени атрибутом народных верований, феномен, известный у нас под названием знахарства или колдовства, является универсальным для культур всех времен и народов, где воспринимается по-разному. А неизбежное сосуществование этого феномена с теми или иными доминирующими религиозными институтами еще больше увеличивает вариабельность такого восприятия. Известно, что сравнительно более высоким комфортом отличаются те общества, в которых уровень знаний людей высок, а уровень социальных фобий сведен к минимуму.

В частности, на повышение качества и расширение круга знаний наших сограждан ориентировано, вероятно, все творчество выступавшей на конференции замечательного филолога и писателя Елены Левкиевской. В своем выступлении она предложила взгляд на колдовство "с точки зрения прагматики". А точнее, с позиции прагматического анализа текстов, которыми сопровождаются действия целителей и чародеев. Ведь все заговоры и заклятья несут в себе вполне конкретную информацию, анализ которой позволяет судить о социально-языковых особенностях перенесения мифологического или не формулируемого в обыденных категориях знания в повседневную жизнь. Докладу Левкиевской следовало бы посвятить отдельный материал, либо публиковать его особо. Здесь же уместно сказать лишь о том, что очередная демонстрация сокровищ Слова, открывающихся в результате "археологических исследований" языка, как всегда, впечатляла. Причем, языка не только как абстрактного понятия, но и нашего русского языка - в неразрывной связи с сербским, украинским, польским, хорватским, литовским, санскритом, германским и прочими в их современной и древней "модификациях".

То, что тема магии и волшебства является сегодня предметом популяризации, - не новость. Правда, популяризации не принудительной, а вполне органичной, если учесть некоторые особенности нашего времени. Ощущение какого-то общего кризиса, распространившегося на все аспекты человеческой жизнедеятельности, не находит своего разрешения в опоре на рационализм. Вера людей в основательность социальных и политических институций практически изжила себя. Прикосновение к институциональным "духовным традициям" для большинства россиян сильно осложнено тем, что за них чаще всего выдается совсем иное. Уровень же знаний основной массы населения катастрофически скуден. Все это вынуждает людей, чаще всего неосознанно, обращаться к единственному в такой ситуации источнику надежд – интуиции, а на худой конец и инстинкту. В результате уровень востребования в обществе всего "аномального" заметно возрос и продолжает расти, на чем, как мы знаем, кормится немало желающих не только в культовой области, но и в других. Поэтому вовсе неудивительно, что "участи" стать основой коммерческих проектов не избежали и российские знахари и колдуны. Сообщение на эту тему художницы из Санкт-Петербурга Светланы Жаворонок, выступившей с докладом "Структура массового заговора ХХ – ХХI веков", было весьма показательным.

Речь шла о крупном и удачном издательском проекте под названием "Наталья Степанова", в рамках которого недавно выпущена уже двадцать третья книга. "Наталья Ивановна Степанова" позиционируется как сибирская знахарка, жизнь которой посвящена восстановлению, сохранению и продолжению традиции отечественного целительства. Первые издания содержали "сборную солянку" из заговоров на все случаи жизни, где прозаичные средства "от сглаза" соседствовали с заговорами скотины "от ящура" и прочих бед. В последней же книге, содержащей более 7000 заклинаний, все они не только тщательно отредактированы и изложены в стихотворной форме, но и систематизированы в соответствии с их действенностью, актуальностью, тематикой и т.д. Одновременно проект поддерживает издание газеты "Магия и жизнь", которая распространяется через Интернет и массовую продажу в киосках Роспечати. Все издания снабжаются специальными купонами на магические услуги, в электронном магазине проекта можно завести электронные кошельки и т.д. То есть, речь идет об однозначно выгодном коммерческом проекте, который отличается от массового производства брелоков для мобильных телефонов или иконок для автомобилей в церковных лавках лишь более скромным уровнем доходов.

Однако печальной представляется одна деталь, упомянутая в выступлении Светланы Жаворонок. Дело в том, что когда-то, в первых сборниках "Натальи Степановой", несмотря на отсутствие классификации заговоров по темам, они строго делились по принадлежности к "черной" или "белой" магии - то есть, на достижение с их помощью доброго или злого результата. Теперь же это деление игнорируется, так как авторами проекта настойчиво внедряется идея, что "магии не надо бояться", потому что она полностью "в распоряжении того, кто ею владеет". Понятно, что, с одной стороны, это может говорить о небрежности "коммерсантов" по причине полного непонимания, с чем они играют. Но с другой – свидетельствовать и о деградации нравственных ценностей в целом, когда люди перестают учитывать разницу между принесением пользы и причинением вреда "просто так". За обобщенной, можно сказать, вымышленной, "Натальей Степановой" стоят какие-то реальные знахари и ведуны, чьими материалами распоряжаются "менеджеры", цель которых ясна. Но извлечение прибыли ценой того, что потаенное знание становится достоянием публичного пользования, вероятно, не только обесценивает и неизбежно извращает такое знание, но и "воспитывает" социальную мораль. А заодно и способствует процессу общего оглупления населения, которое лечится типографскими "магическими открытками" точно так же, как тоннами "щепочек от креста". И в данном контексте совершенно неважно, идет ли речь о спекуляции на почве какой-то определенной религиозной конфессии, либо тайной традиции лекарства и ведовства. Модель едина: некая "ценность" используется в качестве предлога для манипулирования сознанием массы людей с целью извлечения из этого материальной выгоды. В результате такой свойственной "всем нам грешным" манипуляции ценность принудительно девальвируется, а человек во множестве себе подобных, даже не отдавая себе в том отчета, становится еще более неразборчивым.

И все же, оставаясь сравнительно закрытой областью традиционного народного опыта, колдовство продолжает существовать и, насколько это возможно, охранять свою "территорию" от посягательств профанов. В России до сих пор остаются регионы, где можно услышать живые свидетельства знающих людей – быть может, последних хранителей старых традиций народной магии. Об этом рассказывал на конференции доктор филологических наук Владимир Кляус, избравший темой своего выступления "Пространство дома в обряде лечения порчи". Доклад был основан на изучении знахарской практики староверов Забайкалья и польской диаспоры на Алтае, которые сохранились со времени появления их там в XVIII веке.У обеих групп знахарство ориентировано исключительно на лечение разного рода недугов, что воспринимается обывателем, как "белая", то есть направленная на добро, магия. При этом посещение людьми целителей связано с определенным этикетом поведения и самого знахаря, и обратившегося. В доме знахаря, который воспринимается окружающими местом, несомненно, сакральным, пространство для магических действий тоже особо упорядочено. Ключевых мест, с которыми связаны все акты целительства, в доме всего пять. Во-первых, это стол, у которого "нашептываются" заговоры и производятся другие манипуляции. Во-вторых, дверь – через нее извне приносят воду, приходят, а затем уходят страждущие. В-третьих, это печь, очаг – прибежище огня и наиболее магическое место жилища, в-четвертых – подполье, которое тоже используется при ворожбе. И, разумеется, иконы, которые играют главную роль в знахарской традиции староверов. По свидетельству филолога, недомогавшая американка, которая оказалась с группой ученых у одного из таких знахарей, рискнула испытать эффективность лечения на себе. В результате, после произведенных знахарем действий и манипуляций, она испила в подполье "заговоренной" водицы и, как сообщил о том Кляус, исцелилась. Интересно, что заговоры, по мнению филолога, сами по себе не могут быть формой передачи знаний. А вот старушки, которые владеют способностью лечить с их помощью, входят в так называемые "сабуровы деревни" и совершают определенные обряды на праздники и на поминках.

Судя по археологическим материалам и письменным памятникам, традиции ведовства на Руси сравнительно недавно вполне мирно сосуществовали с христианской и языческой религиями. Следы такого симбиоза и в самом деле можно наблюдать до сих пор, особенно там, где хотя бы в какой-то мере сохраняются традиции допетровской эпохи. Поэтому обращение знахарей к имеющемуся в их распоряжении культовому антуражу не может восприниматься как что-то экстраординарное. Впрочем, для того, чтобы уяснить это, достаточно ознакомиться с подлинными заговорами, буквализм которых не просто связан, а сплетен из имен - стихий, святых угодников, природных явлений, божеств, ангелов и т.д. Поэтому озадачиваться вопросом, как корреспондируется религиозная вера с обращением людей к потаенному мастерству знахарей, никто из присутствующих на конференции не стал. Во всяком случае, те, кто обладает способностью помогать людям с помощью лечения заговорами, по словам Кляуса, пользуются особым уважением у окружающих.

Несколько иную картину состояния колдовства представил историк, кандидат наук Альберт Давлетшин на основе своего знакомства с колдунами индейцев тупиа в Мексике. Общаться с ними докладчику приходилось на несколько необычном испанском, в котором отсутствовали слова приветствия и термин "дождь". А также звук "о" во всех остальных словах, поскольку он отсутствует в родном языке аборигенов. Колдуны, или курандерос, в тех краях, где побывал Давлетшин, тоже занимаются лечением болезней и диагностикой разного рода несчастий. В местах проживания племени широко распространены недомогания, связанные с расстройством психики, что ученые объясняют, в основном, недостатком содержания в воде необходимых для правильного функционирования нервной системы микроэлементов. Однако население убеждено, что во всем виновата порча, которую рассылают направо и налево многочисленные колдуны, а затем они же ее и лечат. Любопытно, что, по словам выступавшего, деление на "плохих" и "хороших" чародеев, в отличие от "коммерческих целителей" из газеты "Магия и жизнь", у индейцев существует. Правда, "дурными" курандерос считаются те из них, которые до того "плохо лечат", что колдовство у них вообще не получается. Те же, кто обладает соответствующего уровня профессионализмом, считаются "хорошими". Однако самыми "плохими" у индейцев именуются те колдуны, которые самочинно объявляют себя таковыми, будучи откровенными мошенниками или сумасшедшими. Тем не менее, колдун будет не колдун, если ему не удается найти непременный атрибут любого курандерос – магическую каменную фигурку антигуас, наткнувшись на которую, обычные люди боятся до нее дотронуться. По поверьям населения, антигуас – это окаменевшие демоны и духи, которые могут оживать в результате особых действий колдуна.

Природа и практика магии и колдовства у индейцев Мексики, разумеется, не столь примитивна, как можно было уловить это за одно лишь, вероятно, путешествие ученого. Однако в общих чертах его рассказ был вполне корректен. Включая даже такую интересную деталь, как прецедент с внезапной кончиной православного священника одного из местных храмов тех мест. Жители города, где это произошло, абсолютно уверены, что батюшка стал жертвой очень сильного колдовства, в результате которого на него была наведена порча. Причина чьей-то столь сильной неприязни к священнику виделась вполне понятной. Дело в том, что он и сам был… довольно сильным колдуном, который наделал людям немало пакостей. Тем паче, что он был еще белым, которые по местным поверьям и вообще существа "поганые", так как способны пожирать младенцев. А вдобавок ко всему и бисексуалом, что делало покойного в глазах окружающих в плане колдовства особенно опасным.

О не менее экзотичных для россиян вещах рассказывала кандидат филологических наук Александра Архипова из РГГУ, доклад которой был выстроен на результатах исследований состояния религиозных и магических традиций в Монголии. Колдуны там тоже есть, специализируются они в последнее время достаточно узко, поэтому одни занимаются гаданием, другие – мануальными премудростями, третьи – видят духов и говорят с ними, четвертые вызывают и материализуют потусторонние сущности и т.д. Однако бедой этих мест стало катастрофическое уменьшение количества святых лам и шаманов, которые оберегали людей от вмешательства в их жизнь злых потусторонних сущностей. Традиционное распространение в этом регионе Азии тибетского буддизма возлагало на, как правило, высокообразованных и владеющих разного рода психотехниками лам, много ролей одновременно. Зачастую они были педагогами, советниками правителей и советчиками простых людей, врачами, политическими или оборонными стратегами. Не менее заметную роль играли и более закрытые от общественных проявлений шаманы, деятельность которых во многом дублировала роль лам. Поэтому те и другие выступали в роли охранителей населения от козней злых духов или колдовства недобрых людей. Творимое кем-либо зло конкретизировалось в проклятии – хараале, с которым довольно успешно справлялись когда-то ламы. Однако когда в результате преследования религий большевиками ламы были практически все изгнаны или истреблены, то проклятия, не находя себе противодействия, прошли своего рода эволюцию. Они персонифицировались в незримых существах, именуемых хараалчи, которые неотступно следят за всем, что творят люди и, когда те переходят грань допустимого, проклинают без предупреждения. Украл, к примеру, что-то – хараалчи на тебя насылается хараал, который проявляется в том, что отсыхают руки. В то время как ноги остаются целы, чтобы было на чем добежать до ламы или шамана для раскаянья.

Не менее интересным был доклад Евгении Литвин о колдунах и шарлатанах древнегреческой эпохи V – IV веков до н.э. По мнению многих современных исследователей, волшебство выделилось в Древней Греции в подобие самостоятельного института именно в этот период. Сама Литвин тоже связывает это с формированием философии неоплатонизма, выделением науки и в определенной мере влиянием восточной мистики.Некоторые ученые настаивают на том, что корни греческой магии уходят в более древние времена, но лишь к V веку маги начинают описываться в источниках. Однако, по мнению Евгении Литвин, сами процедуры целительства описывались и ранее, но ни о каких целителях там не упоминалось.

Резюмируя итоги первого форума российских ученых, на котором было положено начало научному обсуждению темы колдовства, в самую первую очередь хотелось бы отметить… смелость этого начинания. Да-да, смелость! Потому что в России наших дней, где даже академическую науку на полном серьезе пытаются втиснуть в узкие рамки клерикального регламента, говорить о ценности каких-то "неправославных" народных традиций становится опасно не только для нервов. Тем более, когда речь заходит о вполне живой и неистребимой традиции "народной веры", доказавшей свою жизнеспособность в веках. Ведь"народная вера" - это не только "признание факта существования множества вещей, недоступных нашему пониманию", как писал еще Блез Паскаль. И не только вера в существование целителей, которые и в самом деле исцеляют, или признание вполне материальной вредоносности направленной на тебя ненависти. Это еще и вера в то, что добро всегда побеждает зло, пусть и не все из верующих до того доживают…

— Портал-Credo.Ru , 13.03.2008

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное