Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

22-28 мая 2008 года


Дорогие друзья!

Как вы уже, наверное, обратили внимание, в последнее время регулярность выхода наших «Новостей» несколько нарушилась. Это связано с тем, что немногочисленные сотрудники ЦАИ заняты работой над рядом важных проектов, которая оставляет слишко мало времени для сбора и обработки новостей.

К сожалению, срочные проекты отнимают все больше времени, и на протяжении лета рассылка, по всей видимости, будет выходить еще менее регулярно. Мы планируем вернуться к нормальному режиму работы в сентябре этого года и надеемся, что вы наберетесь терпения и останетесь в числе наших подписчиков.

Да благословит и охранит вас Господь!


 

ОГЛАВЛЕНИЕ:


ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ

Мормоны защищают крещение умерших

Купель для крещения за мертвых в храме мормонов

Питер Дэй профессионально занимается розыском умерших. За последние 15 лет но перерыл множество архивов на востоке Канады в поисках предков, которых могла бы крестить Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Перед тем как отправиться за на запад страны, чтобы там продолжить свой труд на благо мормонов, он остановился в мормонском храме в г. Коул-Харбор, чтобы рассказать о своей деятельности, за которой стоит вызывающая много споров практика «заместительного крещения».

Поиск начинается с архивов, причем наилучшие результаты дает изучение школьных и судебных записей, и, как правило, ограничивается периодом в 70 лет. Зачастую архивы находятся в ведении правительства или церквей, и Дэй предлагает им простую сделку: «Если вы позволите нам скопировать данные, мы сделаем это бесплатно и передадим одну копию вам». Чиновники, как правило, соглашаются на такие условия, поскольку архивы по определению является общественным достоянием, но с церквями все сложнее — к примеру, англикане почти всегда категорически отказывают в подобных просьбах, а в начале мая Ватикан распорядился, чтобы приходы по всему миру не предоставляли мормонам такие сведения.

«Большинство из тех, кто не соглашается, говорят, что не верят в наши обычаи, в то, что мы намерены сделать с этими записями. Иными словами, с крещением для мертвых», — говорит Дэй.

Мормоны считают крещение для мертвых своего рода «благовестием по ту сторону могилы». Они верят, что мертвые должны получить такую же возможность услышать учение Иисуса (в мормонском варианте), как и живые. В одну из майских суббот в мормонском храме в г. Коул-Харбор 37 молодых людей приняли крещение за 500 человек.

«Некоторым кажется, что мы воруем умерших, но это не так. Мы лишь даем им возможность принять крещение. За всем этим стоит свобода выбора . Не забывайте, что свобода выбора существует не только по эту сторону завесы, но и по другую сторону», — поясняет Дэй.

— The Halifax Herald , 24.05.2008

к оглавлению

Буш нанесет визит новому мормонскому лидеру

Церковь СПД объявила, что президент США встретится с руководством церкви в ходе помещения штата Юта, запланированного на следующую неделю. По словам представителей церкви, Буш встретится со всеми троими членами Первого Президентства во главе с новым лидером церкви Томасом Монсоном.

— Associated Press , 21.05.2008

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Саентология переходит в нападение ?

Те, кто следит за ходом акций протестов против саентологии в Европе, наверняка слышали имя Кристиана Маркерта. История его пребывания в культе в качестве сотрудника Офиса особых дел (OSA) в Буффало, штат Нью-Йорк, довольно загадочна, но известно, что не так давно он перебрался на ПМЖ в Германию. Маркерт написал книгу (она выйдет на английском и русском языках) о своем опыте пребывания в культе.

Однако теперь у него возникли проблемы, и они, как известно, никогда не приходят по одной. У него обнаружили рак желудка. Диагноз был поставлен на ранней стадии, и прогноз вполне благоприятный, но Маркерт чувствует себя, мягко говоря, не очень хорошо. По крайней мере , в этом саентология неповинна . Однако саентологи пустили в ход законы «честной игры». Издатели отказываются печатать книгу Маркерта. Это уже само по себе печально, но теперь Саентологическая церковь еще и подала на него в суд, и Маркерт должен оплатить судебные издержки.

Кристиан нуждается в помощи и вот, какой план он придумал. Он намерен самостоятельно издать книгу и продавать ее через Интернет. Стоить книга будет около 20 долларов. Он накинет еще один доллар, чтобы оплатить судебные издержки. Возможно, кто-то захочет пожертвовать несколько большую сумму на это благое дело. Некоторые критики саентологии могут едва наскрести по 20 долларов на книгу, но некоторые могут без труда пожертвовать по 100 долларов и более.

Свои рекомендации Кристиану могут дать недавно вышедший из культа Ларри Бреннан и давний критик саентологии Урсула Каберта из Гамбурга.

Это может стать началом нового этапа в кампании, начатой сообществом «Anonymous». У критиков Саентологической церкви нет центральной организации, и на то есть серьезные причины. Как говорит Марк Банкер, когда такая организация (Траст им. Лизы Макферсон) существовала, она была не более чем легкой мишенью для саентологов. Однако именно поэтому никакого централизованного источника материальной помощи для жертв «честной игры», таких как Кристиан Маркерт, и средств на другие благие цели, такие как издание книг, не существует.

Все мы, у кого есть причины бояться того зла, которое представляет собой саентология, должны поддержать Кристиана в этот трудный момент. Ниже мы приводим видеоролик «Мне нужна ваша помощь» с записью его обращения:

NewsBlaze , 25.05.2008

к оглавлению

ИСЛАМ

Смех и грех. В Москве показали фильм об Иисусе, основанный на мусульманских источниках и опровергающий Евангелия

Москвичи увидели художественный фильм об Иисусе, основанный на мусульманских источниках. Кинокартина иранского режиссера Надера Талибзаде предлагает версию евангельских событий, способную повергнуть в шок не только христиан, но и иудеев. Только плохое качество ленты, возможно, спасет ее от массовых протестов, которыми сопровождались демонстрации "Последнего искушения Христа" Мартина Скорсезе и "Страстей Христовых" Мела Гибсона.

Надер Талебзаде

Фильм Надера Талибзаде был снят осенью 2007 года, с тех пор появилось только несколько робких публикаций, которые были связаны с попытками Министерства культуры и исламской ориентации Ирана познакомить с этой кинолентой христианский мир. Картина начала свое международное турне как раз в разгар скандалов, связанных с "антиисламскими" выступлениями европейских журналистов, прежде всего со второй волной "карикатурного скандала". Однако, похоже, демонстрация фильма задумывалась вовсе не как "фига в кармане" христианскому Западу, а своеобразный "жест доброй воли", открывающий глаза "людям Книги" на "истинную" историю Иисуса. Об этом простодушно заявлял автор фильма, господин Талибзаде.

Некоторые журналисты с опаской ждали того момента, когда картина пересечет российскую границу. Российская премьера состоялась в Казани, а 21 апреля, в рамках Дней иранской культуры в России, фильм увидели москвичи. Но... скандала не случилось. Бесплатная демонстрация ленты в "Иллюзионе" собрала несколько десятков пенсионеров, исправно посещающих все бесплатные сеансы в этом кинотеатре, и несколько человек явно ближневосточной наружности.

Интересно, что русский перевод названия фильма принципиально (в контексте противостояния христианской и мусульманской трактовок евангельской истории) отличался от английского. Если на языке "империалистов" его название звучит как "Иисус, одухотворенный Богом", то русский вариант мягче по отношению к убеждениям христиан – "Иисус Спаситель (Благая весть Спасителя)". Но сюжет фильма не стал от этого менее шокирующим. Об этом честно предупредил режиссер, выйдя перед показом на сцену: "В картине два финала. Один – как принято у вас – христиан, а другой – основанный на мусульманских источниках".

Кадр из фильма

Первые кадры иранского "Иисуса" напомнили бесчисленные киноинсценировки Евангелий, которые в начале 90-х годов обильно демонстрировали в российских домах культуры и сельских клубах заезжие протестантские проповедники. Иисус, небрежно перекрашенный в блондина, в окружении кучки учеников шествует по цветущим полям. Параллельно развиваются события в Иерусалиме и других местах страны, названной почему-то "Палестиной", хотя это слово было придумано римлянами только через столетие, чтобы искоренить память об Иудее, откуда после восстания Бар-Кохбы были изгнаны все иудеи. Но в фильме речь идет о 30-м годе от Рождества Христова. В Иерусалиме поднимают восстание иудейские патриоты. Они бросают камни в римских солдат из-за угла, их лица закутаны в платки. "Интифада", – удовлетворенно шелестит зал. Нехитрый посыл режиссера понят зрителями.

Восстание зелотов подавлено. И вот первая сцена, производящая непривычное впечатление. По иерусалимской улице, согнувшись под тяжестью креста, подгоняемый бичами римлян, бредет на казнь Варавва, предводитель неудавшегося восстания. Он обращает гневные проклятия в адрес римских оккупантов. Такая вот нетрадиционная трактовка крестного пути.

Фильм грешит не только против Евангелий, но и исторической достоверности. Иисус приходит на похороны Лазаря, который почему-то оказывается братом Марии Магдалины. Толпа женщин в черных мусульманских чадрах оплакивает покойного, производя при помощи пальцев и губ особый звук, который можно услышать в телерепортажах из Газы после очередного "воспитательного" налета израильской авиации.

Кадр из фильма

Чтобы узнать суть проповеди Иисуса, к нему в поле приходят первосвященник Иерусалимского храма Каиафа, прокуратор Иудеи Понтий Пилат и царь Ирод. Странно, что первосвященник, предводитель жреческой аристократии, которая в те времена, по свидетельству историков, окончательно "оторвалась от народа", высокопоставленный чиновник могущественной Римской империи и правитель Галилеи Ирод Антипа отправились в сельскую местность на встречу с бродячим проповедником. Так или иначе, но троица злоумышленников подступает к Учителю и требует ответить на принципиальный вопрос: считает ли себя Иисус Богом или сыном Божьим. Иисус гневно требует прекратить провокации. "Конечно же, нет, – восклицает он. – Я только предрекаю грядущий приход Пророка, чье учение завоюет весь мир!"

Но враги его – священники Храма и примкнувшие к ним фарисеи – не успокаиваются. Они снова подговаривают Понтия Пилата испытать мятежного проповедника. "Ваш Бог – богатство, а мы, римляне, следуем принципам", – гордо заявляет евреям прокуратор. Но, искушаемый обещаниями вознаграждения в размере десятилетнего жалованья, соглашается: "Это хорошая плата, но плохая сделка!"

Иисус является в Храм и обличает священников и фарисеев в том, что они, переписывая священную Тору, намеренно исказили Закон Моисея. Тогда первосвященник Каиафа, хитро поглядывая на Пилата, задает Иисусу последний, самый важный вопрос: "Будет ли Спаситель происходить от Исаака, нашего предка, или от Измаила, предка арабов?" Без тени колебаний тот восклицает: "Истинно говорю вам – от Измаила. И звать его будут... Ахмад". Тут начинается всеобщее столпотворение. Люди привычно бросают друг в друга камни, а Иисус с учениками беспрепятственно удаляется в Сионскую горницу, чтобы совершить Тайную вечерю.

На экране появляется надпись: "Версия четырех Евангелий". Мелькает быстрая нарезка кадров ареста, бичевания и распятия Иисуса. А вот затем начинается главное. "Завершение истории Иисуса, согласно мусульманским источникам и Евангелию от Варнавы", – гласят титры. Накануне ареста Иисуса забирает на небеса архангел Гавриил. При этом он чудесным образом преображает Иуду Искариота. Слюнявое трясущееся лицо предателя принимает благородные черты вознесенного к Богу Учителя. Солдаты хватают Иуду, бичуют и распинают его. Так же, как и в христианском Священном Писании, Петр отрекается от идущего на казнь, но не из-за трусости, а потому, что чувствует – Учителя подменили. Принявший облик Иисуса Иуда, корчась на кресте, вопиет: "Господи, почему Ты оставил меня?" Этой карикатурной по отношению к христианскому преданию сценой и завершается фильм.

Московский кинопоказ "Благой вести" от Талибзаде не собрал тысячные митинги протеста. Не было даже рецензий в СМИ. Малочисленных зрителей, присутствовавших на сеансе, картина, кажется, не столько рассердила, сколько разочаровала. Люди уходили по одному и группами на протяжении всего сеанса. Фильм стал разочарованием не только для верующих, но в гораздо большей степени для любителей иранского кинематографа, которым вместо произведения киноискусства предложили двухчасовой бесталанно сделанный пропагандистский ролик.

— НГ-РEЛИГИЯ , 21.05.2008

к оглавлению

РАЗНОЕ

В Московском патриархате озабочены конфессиональной анонимностью деструктивных сект

Свщ. Димитрий Карпенко

Представители деструктивных религиозных течений и культов все чаще действуют в России на принципах конфессиональной анонимности, заявил представитель миссионерского отдела Московского патриархата священник Димитрий Карпенко.

"Конфессиональная анонимность сегодня становится одним из принципов деятельности религиозных сект и течений в России, многие из которых стремятся принять облик Русской православной церкви. Наиболее ярким примером тому является Богородичный центр", - заявил отец Димитрий во вторник в Томске, рассказывая о Концепции миссионерской деятельности Русской церкви.

Священник отметил, что в противодействии деструктивным культам Церковь стремится быть максимально корректной, чтобы не создавать поводы "для ищущих повода".

"Наиболее верный путь в борьбе с сектами заключается в том, чтобы сообщать о вещах, противоречащих человеческим ценностям и законам, а общество само даст этому определение. При этом в собственной миссионерской деятельности нам также следует не допускать анонимности, четко и ясно называть себя, чтобы нас не упрекнули, что мы что-то скрываем", - сказал отец Димитрий.

По его словам, современное миссионерское поле Церкви "вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из-под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой".

В связи с этим, отметил священник, возникла необходимость по сути "второй христианизации народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской православной церкви".

Концепция миссионерской деятельности Русской церкви была утверждена на заседании Синода 27 марта 2007 года .

— Интерфакс, 27.05.2008

к оглавлению

Россияне стали чаще причащаться, читать Евангелие и домашние молитвы — социологи

Православные россияне за последние годы стали более активно жить церковной жизнью, утверждают научные сотрудники Института социально-политических исследований РАН Вячеслав Локосов и Юлия Синелина.

В статье "Религиозное состояние современного российского общества (социологические аспекты)", которая будет опубликована на сайте "Интерфакс-Религия", ученые анализируют различные группы по степени воцерковленности на основании ряда критериев (посещение храма, чтение Евангелия, причащение, домашняя молитва).

По данным исследователей, в группе россиян, которых можно назвать воцерковленными, за последние несколько лет выросла доля респондентов, посещающих храм несколько раз в год (с 7% в 2000 году до 18%-16% в 2004-2006 гг.), а также регулярно причащающихся (с 33% до 39%). При этом постепенно снижается доля респондентов, которые никогда не причащались, - до 21%.

Доля опрошенных в данной группе, читающих утренние и вечерние молитвы, выросла с 8% ( 2000 г .) до 27% ( 2006 г .). В этой группе практически отсутствуют респонденты, которые не молятся. Воцерковленные россияне стали чаще читать Евангелие (с 17% до 26,5%). Доля респондентов, никогда не читавших Евангелие, снизилась.

В группе полувоцерковленных россиян наблюдается значительный рост доли респондентов, посещающих храм несколько раз в год (до 89%) и читающих Евангелие регулярно (10%) или читавших недавно (18%), и одновременно сокращается (в сравнении с 2000 годом) число тех, кто никогда не был в храме, не причащался, не молился и не читал Евангелие.

Среди тех, кого можно отнести к начинающим свой путь в Церковь, все выше доля респондентов, молящихся церковной молитвой, все ниже - тех, кто никогда не был в храме и никогда не молился.

Стала снижаться группа невоцерковленных россиян - с 33% в 2004 году до 24% в 2006-м - по мнению ученых, вследствие оттока респондентов в группы полувоцерковленных и начинающих. В целом же невоцерковленные стали чаще молиться и читать Евангелие, чего, однако, пока еще нельзя сказать о посещении ими храма.

Выводы экспертов сделаны на основании данных всероссийских исследований фонда "Общественное мнение" за 1992, 2000, 2002 годы и всероссийских исследований ИСПИ РАН за 2004 и 2006 годы.

— Интерфакс , 27.05.2008

к оглавлению

Доля так или иначе воцерковленных россиян составляет не 4%, а 34%, утверждают ученые

Доля "церковного народа" (людей, в той или иной мере живущих церковной жизнью) составляет, вопреки расхожему мнению, не 4-6%, а около 30%, утверждают научные сотрудники Института социально-политических исследований РАН Вячеслав Локосов и Юлия Синелина.

В статье "Религиозное состояние современного российского общества (социологические аспекты)", которая будет опубликована на сайте "Интерфакс-Религия", ученые используют методику определения воцерковленности, разработанную социологом Валентиной Чесноковой. Методика предлагает пять признаков образа жизни воцерковленного человека: посещение храма, исповедь и причащение, чтение Евангелия, молитва, соблюдение постов.

Согласно этой методике и данным исследований за 2006 год, воцерковленных в России насчитывается около 10%, полувоцерковленных - 24%. Людей, которых можно было бы отнести к числу начинающих свой путь в Церковь, - 14%.

Ученые утверждают, что за последние десять лет православные в России стали чаще посещать храмы, читать церковные молитвы и более регулярно читать Евангелие, при этом доля причащающихся изменилась незначительно.

Выводы экспертов сделаны на основании данных всероссийских исследований фонда "Общественное мнение" за 1992, 2000, 2002 годы и всероссийских исследований ИСПИ РАН за 2004 и 2006 годы.

— Интерфакс , 26.05.2008

к оглавлению

Российские религиоведы подышали воздухом свободы. Институт философии НАН Украины собрал на международной конференции «Религия в постмодерном обществе» в Киеве ученых, которые в своих странах опасаются высказываться «слишком вольно»

Международная конференция "Религия в постмодерном обществе – концептуальные, социально-политические и правовые аспекты", в которой приняли участие представители научного религиоведения из Украины, России, Казахстана, Узбекистана, Армении, Великобритании, США, Франции, Бельгии и других стран, состоялась в Киеве 20-21 мая. Организаторами форума выступили Украинская ассоциация религиоведов и отделение религиоведения Института философии Национальной академии наук Украины имени Г.С. Сковороды.

Символичным выглядит уже сам факт проведения такого форума в Украине. Ведь именно в этой стране сегодня более всего сохраняется романтическая атмосфера первых постсоветских лет, ощущается тот самый "свежий воздух", который невольно замечают все, приезжающие сюда из России.

Актуальность религиозного фактора во всех сферах общественной жизни за несколько последних лет заметно возросла, и внимание к подобным встречам, соответственно, тоже. Разумеется, речь идет не столько о внимании широких масс населения, которые религиозной проблематикой интересуются скорее в ее прикладных аспектах. Но то, что к мнению ученых-религиоведов и других специалистов, имеющих прямое отношение к религии, все внимательнее прислушиваются в разных эшелонах государственной власти и в руководстве самих религиозных организаций – бесспорно. И это очень добрый знак.

Конференция, о которой идет речь, и стала, как раз, местом встречи ученых и представителей администраций разных стран и разных уровней. На такой площадке можно свободно делиться обретенным позитивным и негативным опытом, делать из него выводы, помогающие решать проблемы. Тем более, что проблемы эти постоянно видоизменяются, усложняются, переходят на иные качественные уровни.

Специфика религиозной ситуации в Украине заключается в том, что, несмотря на ярко выраженную поликонфессиональность и разного рода трения между рядом православных Церквей разных юрисдикций, она остается стабильной, обнаруживая тенденции к улучшению. Наиболее заметно это в сравнении с положением религиозных организаций в некоторых других странах бывшего СССР, еще не определившихся со своим "европейским выбором". В отличие, например, от России, религиозная ситуация в Украине, которая сама по себе не менее сложна, не вызывает ощущения безысходности…

Анатолий Колодный

В первый же день работы конференции обозначилось ясное понимание важности религиозно-общественного климата для общественно-политического развития постсоветских социумов в целом. Задал соответствующий тон своим первым выступлением авторитетный представитель научно-религиоведческого сообщества Украины, глава отделения религиоведения Института философии НАН Украины профессор Анатолий Колодный. Выступление ученого касалось "объективных признаков религиозного постмодерна", которые он рассмотрел на примере Украины. Обозначив период перехода к постмодернистскому периоду в восприятии религии серединой 50-х годов ХХ века, Колодный не только перечислил его основные симптомы, но и сопоставил их с аналогичными изменениями мироощущения человека в других сферах общественного сознания, общественной жизни. Религиовед отметил, что "верующими людьми" теперь совершенно серьезно признаются все те, кто посещает церковь дважды (причем, один раз при жизни) – при крещении и отпевании. Такие широко известные изменения в институциональных проявлениях религиозности, как возникновение "религиозного рынка", восприятие Божества не в образе Спасителя, а в качестве "идеальной личности" и подобное говорит о серьезных качественных изменениях в самой природе религиозности. А уклон в сторону осознанного доминирования среди "религиозных ценностей" не небесных, а вполне земных целей и идеалов, лишь доказывает, что "религиозная материя" в восприятии ее общественным сознанием – явление живое, способное видоизменяться буквально на глазах.

Серьезные упущения в законодательстве о религии и не менее грубые недостатки в сфере законоприменения отражаются в Украине не только на проблемах идеологического порядка, но и в материальных сферах – имущественной, финансовой, административной. Смещение религиозной доминанты, о котором упоминал профессор Колодный, нередко приводит к тому, что практические цели отдельных религиозных организаций переходят в сферу обретения прав собственности на недвижимость, получения государственных субсидий на их содержание, развитие и прочих сугубо материальных благ.

Независимо от того, какие – сугубо теоретические или однозначно практические проблемы религиоведения – затрагивались в выступлениях участников конференции, в них напрочь отсутствовали умолчания или боязливые иносказания, свойственные до сих пор большинству специалистов, воспитанных в советскую эпоху. Представители украинского религиоведения, разумеется, чувствовали себя в этом отношении гораздо привычнее, чем гости из Казахстана, Узбекистана или России. Впрочем, для того, чтобы заранее догадаться, насколько привычней, достаточно было ознакомиться накануне со списком тем докладов ученых из Украины: "Гарантирование свободы совести как составляющая евроинтеграционного курса Украины" (В. Марущенко) или "Государство и религиозные организации: "границы" и "безграничность" взаимодействия (в украинском контексте)" (А. Юраш). Но столь же острые вопросы поднимались и представителями тех стран, где не то, что об "интеграции в цивилизацию", но и о том, чтобы иным верующим просто позволяли спокойно молиться, речи пока не идет.

Современный российский опыт – конечно, очень далек и от радикально тоталитарных государств, и от опыта Украины, балансирующей на грани между христианской цивилизацией и возвратом к командно-административной системе, – был представлен на конференции вполне объемно. Среди наиболее ярких эпизодов конференции - выступления директора Центра религиозных и социальных исследований Института Европы РАН Анатолия Красикова, секретаря Комиссии по вопросам общественных организаций и религиозных объединений при правительстве РФ Андрея Себенцова, историка и религиоведа Николая Митрохина, профессора МГУ Игоря Кантерова.

Проблемы, связанные с избирательным применением российского законодательства о свободе совести и вероисповедания, проблема коррупции, поразившей сверху до низу всю систему администрирования в России и практически парализовавшей ее, проблемы клерикализации светских общественных институций и общества, проблемы межрелигиозных и межэтнических отношений, религиозной и этнической обособленности… Проблемы, проблемы, проблемы… И все они, будучи нерешенными, представляют собой богатейший "питательный бульон" для зарождения новых проблем. А заодно и для использования в России всех их вместе в целях манипулирования обществом то одними, то другими недобросовестными политиками.

Андрей Себенцов

Один из российских участников конференции (А. Себенцов) убежден, что явный уклон в общественном восприятии религии в этническую обособленность сегодня стал одной из причин, по которым некоторые религиозные организации становятся все более требовательными по отношению к государству, от которого они отделены. Причем, эти требования касаются не только преследования такими организациями собственных административных или материальных интересов. Зачастую они устремлены на нанесение ущерба другим религиозным организациям. Конечно же, у этого печального явления есть свои объяснения - в частности, обязательное вероисповедание было официально отменено в России не так уж давно, заметил выступающий. Но, как известно, и само официальное православие в советский период не менее откровенно провоцировало восприятие религии, как некоей идеологии. Полное непонимание того, насколько далека религия от любой идеологии, – то есть религиозная неграмотность – распространено не только в обывательской среде. Такое непонимание царит и в среде государственно-административной номенклатуры, где частые перемещения чиновников в органах, имеющих отношение к религии, достаточно серьезно осложняют государственно-религиозные отношения. Едва очередной чиновник начинает ориентироваться в специфике религиозного института, как его переводят на другую работу, а его наследник начинает вхождение "в курс дела с самого начала".

В том же выступлении был приведен любопытный пример использования косных представлений разного рода администраторов в идеологических целях. Чтобы аргументировать необходимость введения религиозных дисциплин в систему светского государственного образования, сторонники клерикализации, например, сетуют, что большинство мусульман приобретает религиозные знания на основании зарубежных материалов и в зарубежных образовательных учреждениях. Как правило, они говорят, что дело здесь, мол, "не в религии, а в том, что первый религиозный опыт представители молодого поколения получают "там", то есть из "чужих рук". Ну, а "там, сами знаете, чего можно набраться". Такого "аргумента" оказывается вполне достаточно для некоторых депутатов Госдумы или высоких должностных лиц, чтобы они могли обосновать для себя необходимость обучения религии в светских школах. Однако, того, что в этом же аргументе заключено явное намерение использования религию в виде идеологического инструмента для манипулирования обществом, ни сами законотворцы, ни тем более исполнители, уже не замечают.

Анатолий Красиков

Другой российский участник Конференции (А. Красиков)говорил об опасности популяризации этноконфессиональных доктрин в нашей стране, способных не только привести к оправданию экстремизма в религиозных слоях общества, но и нанести непоправимый ущерб уникальному религиозно-историческому явлению, носящему название "российское православие", противопоставив его христианству вообще.

Еще один выступающий (Н. Митрохин), обращая внимание на современное состояние одного из крупнейших религиозных институтов Российской Федерации, указывал на искусственную сакрализацию общественных аспектов ее деятельности. Одно дело – литургическая, внутрицерковная жизнь религиозного объединения или основы религиозной доктрины, и совсем другое – экономическая, идеологическая или откровенно политическая активность этого же социального института.

Один из представителей российского религиоведческого сообщества (И. Канторов) выступил с достаточно жесткими заявлениями в адрес антикультистских спекуляций в России, которыми в настоящее время активно занимаются и сами клерикалы. По форме и содержанию аргументации эти спекуляции очень напоминают нехитрые приемы "научного атеизма" недавнего прошлого. Канторов обратил внимание не некоторые "странности" поведения знаковых российских религиозных лидеров, меняющих свои позиции в отношении свободы вероисповедания в зависимости от популистской, либо откровенно материальной выгоды. Сравнительно недавно, например, названные им высокопоставленные иерархи РПЦ МП всячески способствовали продвижению в России отдельных новых религиозных движений, в том числе и таких откровенно псевдорелигиозных, как движение осужденного за уголовные преступления Секо Асахары. Однако, после наступления в России иной ситуации – в том числе, усиления системы контроля за религиозными организациями на предмет нарушения ими административного и уголовного законодательства, когда де-юре все религиозные организации оказались в равном положении, те же религиозные лидеры или группы обнаружили тенденцию к борьбе с иноверием.

Смелость некоторых российских участников конференции, разумеется, во многом объяснялась тем, что форум проходил в Украине, а не в России, куда им предстояло вернуться только через несколько дней. За объективную откровенность в своих выступлениях за границей граждане России пока еще не подвергаются жестким репрессиям на родине (хотя на родине столь откровенно выступать уже запрещается). Ученые из других стран СНГ находятся в еще более тяжелом положении. Как признался в кулуарах форума ученый из Казахстана, "россияне говорят о том, о чем мы пока еще мечтаем. Если бы те проблемы, о которых говорят наши российские или эстонские коллеги были у нас, то мы просто не имели бы никаких проблем".

На фоне множества других подобных форумов киевская конференция, посвященная проблемам религии в постмодерном обществе, оказалась весьма емкой. Кроме того, собравшись в "неподконтрольной" руководству своих стран столице Украины, ученые и общественные деятели из ряда стран Европы, Азии и Нового Света воспользовались возможностью провести ряд встреч и консультаций, посвященных религиозно-общественной тематике и координации своей деятельности.

— Портал-Credo.Ru , 27.05.2008

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное