Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 4 июля


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

28 июня — 4 июля 2012 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Приговор в деле Свидетеля Иеговы может стать началом потока исков по обвинению в сексуальных домогательствах

Джонатан Кендрик

Кэндас Конти говорит, что впервые испытала домогательства в возрасте 9 лет, когда ходила по домам с единоверцем, шумным и неповоротливым человеком по имени Джонатан Кендрик. Это было в 1990-х годах. Отношения между родителями Конти были плохими, ее мать болела и не интересовалась жизнью дочери. Девочка нашла себе новую семью в лице общины Свидетелей Иеговы, а Кендрик нашел себе жертву — в ее лице.

По словам Конти, Кендрик неоднократно совершал по отношению к ней развратные действия, чаще всего во время проповеди по домам. Когда он обнимал ее, Кэндас боялась, что он ее раздавит. «Мне было очень страшно», — рассказывает теперь уже 26-летняя Конти журналистам.

Впоследствии она узнала, что была не первой жертвой Кендрика, что в 1994 году его уже признавали виновным в развращении малолетних. И тогда девушка подала в суд на Общество Сторожевой Башни, обвинив старейшин организации в том, что они знали о прошлом Кендрика, но не сделали ничего, чтобы ее обезопасить. В прошлом месяце калифорнийский суд присяжных принял историческое решение, взыскав со Сторожевой Башни почти 25 млн. долларов и еще 3 млн. долларов с Кендрика.

«Мы хотели объяснить Сторожевой Башне… что они должны измениться», — заявил адвокат Конти Рик Саймонс. — «После этого никто не станет хранить такие секреты».

Когда стало известно об этой победе в суде, некоторые наблюдатели высказали предположение, что в Канаде, где проживают более 110 тыс. активных и довольно много бывших членов организации, будут поданы аналогичные иски.

В отличие от скандалов, сотрясающих католическую церковь, которые в последние годы привлекли к себе широкое внимание, дело Конти дает редкую возможность поговорить о проблеме сексуальных домогательств в организации Свидетелей Иеговы.

Конти, как жертва сексуального насилия, могла сохранить анонимность, но решила выступить публично. Она сознательно хотела привлечь внимание общественности к крайней скрытности Сторожевой Башни: старейшины затыкают рты жертвам, подвергшиеся насилию дети должны найти независимых свидетелей, жертв сводят с насильниками лицом к лицу.

Конти утверждает также, что с 1989 года Общество требует от своих старейшин утаивать обвинения о сексуальном насилии в отношении детей.

Джеймс Пентон

«Это несомненно попортит им немало крови», — говорит вышедший на пенсию профессор Летбриджского университета Джеймс Пентон, сам бывший Свидетель Иеговы и автор трех книг об этой организации. — «Это оттолкнет многих от них, а многие внутри организации задумаются о том, что происходит».

80-летний Пентон не думает, что насилие в отношении детей распространено среди Свидетелей Иеговы больше, чем в любой другой религиозной группе.

По его словам, многие старейшины законопослушно сообщают властям о подозрениях относительно насилия над малолетними (правила Сторожевой Башни однозначно требуют, чтобы старейшины это сделали). Однако он признает, что в то же время Сторожевая Башня действительно поощряет скрытность, когда речь идет о развращении малолетних.

Джо и Барбара Андерсон

По словам Саймонса, документы, представленные суду на слушаниях по делу Конти, доказывают, что Сторожевая Башня поощряла молчание старейшин относительно прошлого Кендрика. В исковом заявлении говорилось, что это молчание позволило Кендрику совершать развратные действия в отношении Конти.

Барбара Андерсон, бывшая Свидетельница Иеговы в прошлом сотрудник Общества Сторожевой Башни, создала сайт WatchtowerDocuments.com, которым управляет из своего дома в штате Теннеси. Она рассказала журналистам, что после решения суда по делу Конти на форуме при этом сайте появилось множество людей, в том числе канадцев, которые рассказывали о собственных историях, связанных с насилием, и хотели узнать, как подать иск в суд. Адвокат Конти Саймонс рассказывает, что ему звонили люди со всех концов света и говорили, что пережили такую же трагедию в собраниях Свидетелей Иеговы.

Именно такую шумиху и надеялась поднять своим иском Конти: «Ничего бы не произошло, если бы все осталось в тайне», — говорит она, оправдывая свое решение открыто рассказать о пережитом. «На мой взгляд, это большой шаг к тому, чтобы в будущем обеспечить детям безопасность».

Однако борьба Конти еще не окончена. Приговор суда сейчас обжалуется, и есть шанс, что сумма выплат будет уменьшена. «Это только первый шаг», — говорит она.

Metro, 03.07.2012

к оглавлению

МОРМОНИЗМ

Из церкви мормонов публично вышли 150 человек

Примерно 150 человек вышли из церкви мормонов в ходе публичной церемонии, которая прошла в Солт-Лейк-Сити 30 июня. Об этом сообщает Лента.ру со ссылкой на Reuters.

Собравшиеся, которые приехали из нескольких штатов, подписали «Декларацию независимости от мормонизма». Среди причин, по которым они решили порвать с церковью, участники акции назвали неприятие мормонами однополых браков. Кроме того, их не устраивают те части доктринального учения церкви, которые противоречат научным данным или считаются расистскими и сексистскими.

«Люди принимают собственные решения по поводу пути, которому следовать в жизни», — заявил по этому поводу представитель церкви.

Мормоны являются наиболее консервативной конфессией из всех основных религиозных групп США. Согласно опросу, проведенному Gallup в 2010 году, консерваторами назвали себя 59 процентов мормонов, умеренными — 31 процент, либералами — восемь процентов.

Всего Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (официальное название церкви мормонов) по всему миру насчитывает 14,4 миллиона верующих (такие данные приводит сама церковь). Данных о том, сколько людей покидают церковь, нет.

К церкви мормонов принадлежит и Митт Ромни, бывший губернатор Массачусетса, который будет основным соперником Барака Обама на президентских выборах в США. Ромни может стать первым в истории США мормоном, которого изберут на президентский пост.

Мир вам, 02.07.2012

к оглавлению

Мормоны организованно покидают церковь

Зильфа Ларсен

Группа мормонов числом около 150 человек покинула церковь СПД в ходе массовой церемонии отречения, прошедшей в субботу в Солт-Лейк-Сити, — редкого акта открытого сопротивления, который подвел итог под десятилетиями несогласия с политикой церкви по различным вопросам, от многоженства до однополых браков.

Участники церемонии из штатов Юта, Аризона, Айдахо и других собрались в городском парке, чтобы подписать «Декларацию независимости от мормонизма».

«Это замечательное чувство», — говорит Элисон Лукас из г. Вест-Джордан, штат Юта, которая приняла участие в митинге, несмотря на жару. — «Не знаю, хватило бы у меня смелости сделать это в одиночку».

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней со штаб-квартирой в штате Юта известна своей культурой повиновения, и субботняя массовая церемония была редким примером коллективного бунта.

Участники акции
поднимаются на пик Энзайн

После подписания документа участники прошли несколько сот метров до расположенного поблизости пика Энзайн, на который в 1847 году взобрался президент церкви СПД Бригам Янг, чтобы осмотреть место, где мормонам предстояло построить город. Наверху собравшиеся трижды громко прокричали: «Свобода!», — после чего радостно зашумели, стали хлопать в ладоши и обниматься.

«Это был трудный путь, и вот его символическое завершение», — говорит организатор мероприятия Зильфа Ларсен из г. Легий, штат Юта. — «Надеюсь, что это подтолкнет людей и поможет им с большей уверенностью следовать своему решению».

Среди причин ухода, которые называли участники, — политическая активность церкви СПД, направленная против однополых браков, а также учения, противоречащие науки и имеющие расистскую или сексистскую окраску. Некоторые говорили о противоречиях в истории мормонской церкви, в том числе в отношении практики многоженства.

Представитель церкви Майкл Пурди в ответ на вопрос об этой акции сказал, что церковь любит и уважает каждого своего члена: «Люди принимают собственные решения о том, каким путем идти в жизни. Хотя такой путь избирают немногие, нам грустно видеть, как кто-то решает уйти. Мы желаем им всего доброго».

По самым свежим данным, мормонская церковь насчитывает во всем мире 14,4 млн. человек. О числе покинувших ряды церкви официально не сообщается.

Некоторые участники субботней церемонии покидали церковь с опаской, поскольку мормонская культура зачастую навешивает на уходящих ярлык отступников, благодаря чему те теряют деловые и дружеские отношения с мормонами. «Это трудно, поэтому нам приходится проявлять большую осторожность», — говорит Робин Хансен, ушедшая из церкви СПД из-за «культуры злоупотреблений властью», которая, по ее словам, порождается учениями церкви, требующими подчинения. Хансен говорит, что ее муж отказался участвовать в публичной акции, поскольку его работа связана с церковью, и он может ее лишиться, если отречется от членства.

Как объясняет инструкция , опубликованная церковью СПД в Интернете в 2010 году, чтобы покинуть церковь, мормон должен написать формальное письмо с просьбой удалить его имя из церковных списков. В субботу участники акции наполнили целую корзину своими письмами, которые Ларсен должна будет отправить руководству церкви. Сама Ларсен ушла из церкви, поскольку у нее возникли сомнения по поводу достоверности перевода «древних египетских писаний», включенных в священные тексты мормонов.

35-летний Крис Фильдинг, мормон в шестом поколении, приехал на церемонию из Финикса — отчасти чтобы поучаствовать в ней от имени тех, кому пока не хватает смелости, в том числе и своей жены, которую беспокоит, как к их уходу их церкви отнесутся родные. Г-н Фильдинг заключил брак с женой в мормонском храме, но говорит, что их совместное разочарование в мормонизме отчасти связано с реакцией местного старейшины на вопросы относительно практики многоженства и многомужества, существовавшей некогда в церкви СПД. «Я пошел к нему, надеясь услышать правильное объяснение. Он же позвонил моей жене и сказал, что ей нужно искать другого мужа», — рассказывает Фильдинг.

Он говорит, что почувствовал облегчение, сделав решительный шаг: «Камень с плеч свалился… Мне больше не нужно оправдываться за себя или за утверждения церкви».

Daily Telegraph, 02.07.2012

к оглавлению

Мормоны проповедуют через Фэйсбук

Мормонские миссионеры пользуются Фэйсбуком, чтобы обращать в свою веру новых людей, и только за последний год провели в сети более миллиона бесед. Мормоны полагают, что привлечь новообращенных через социальные сети проще, чем посредством проповеди по домам. Несмотря на 200-летнюю историю уличной проповеди, церковь СПД говорит, что наилучшее применение этот опыт сегодня находит во всемирной паутине .

Старейшина Эрих Копишке рассказал, что «одно-единственное сообщение в Фэйсбуке может мгновенно быть прочитано 900 тысячами пользователей». Чтобы зайти в такое же количество домов, понадобятся месяцы, если не годы.

«Лайки» на официальной странице церкви СПД в Фэйсбуке поставили уже почти 500 тыс. человек.

Daily Telegraph, 02.07.2012

к оглавлению

История Америки глазами мормонов

Патрик Мэйсон

На протяжении полутора столетий мормонизм представлял собой своего рода парадокс в истории американского Запада: сторонники и противники церкви СПД вели между собой страстные споры, однако профессиональные историки в значительной степени игнорировали эту тему, не зная, как относиться к религии, основанной Джозефом Смитом в 1830 году, или к общинам, созданным людьми, которых сами мормонские писания называют «особенным народом».

Однако сейчас, когда кандидатура Митта Ромни в президентской гонке способствует разговорам о «минуте славы» мормонов, все больше молодых исследователей истории мормонизма с радостью обнаруживают, что их час пробил, и что отныне они могут публиковаться не только в разделе «Письма читателей». Книги по истории мормонизма появляются в каталогах крупнейших академических изданий, а светские ВУЗы открывают программы, аспирантуры и преподавательские вакансии по этой дисциплине.

«Люди начинают понимать, что мормонизм — это прекрасная лаборатория для изучения всевозможных вопросов, связанных с взаимоотношениями религии и современного мира», — говорит Патрик Мэйсон, руководитель кафедры мормонистики в калифорнийском университете Клермон, который четыре года назад стал первым ВУЗом за пределами штата Юта, открывшим программу по данной дисциплине.

Мормоны все чаще упоминаются и в более широких исторических исследованиях, которые прежде попросту их игнорировали.

Лорел Тэтчер Ульрих

«Раньше мормонов считали аномалией, нелепицей, чем-то странным, людьми, которые не вписываются в контекст американской истории», — говорит, разглядывая книгу о женщинах-мормонках, Лорел Тэтчер Ульрих, профессор истории Гарвардского университета. — «Однако оказалось, что они проливают свет на некоторые важнейшие стороны истории нашей страны».

Г-жа Ульрих ссылается на книгу Энн Хайд «Империи, страны и семьи» (Anne F. Hyde. Empires, Nations, and Families, University of Nebraska Press), получившую в этом году престижную Премию Бэнкрофта, в которой мормоны упоминаются наряду с американскими индейцами и мексиканцами в контексте сопротивления распространению федеральной власти на Западе, рассматриваемого через призму семейных отношений. Другие специалисты называют книгу г-на Мэйсона «Мормонская угроза: жестокость и антимормонские настроения на послевоенном Юге» (Mormon Menace: Violence and Anti-Mormonism in the Postbellum South), опубликованную в прошлом году издательством Oxford University Press , или книгу Спесера Флурмана «„Особенный народ“: антимормонские настроения и зарождение религии в Америке XIX века» (J. Spencer Fluhman. «A Peculiar People»: Anti-Mormonism and the Making of Religion in 19th-Century America), которая должна выйти в свет этой осенью в издательстве Университета Северной Каролины, и которая анализирует, каким образом враждебное отношение к церкви СПД повлияло на национальное самосознание американцев.

И все чаще исследователи мормонизма не ограничиваются историческим аспектом. На ежегодном заседании Ассоциации мормонской истории, прошедшем в эти выходные в г. Калгари, штат Альберта, выступали с докладами специалисты в области социологии, философии и гендерных исследований, а равно и множество ученых-любителей, которые давно играли важную роль в этой сфере, зачастую рискуя своей репутацией в церкви.

В некоторых отношениях развитие мормоноведения повторяет путь академического исследования других миноритарных групп — как правило, оно начинается с уточнения общих контуров истории группы, а затем применяет теоретические подходы, которые позволяют вовлечь эту субкультуру в диалог с широким контекстом.

В последнее время ученые приняли за основу так называемую «новую мормонскую историю», разработанную в 1960-х и 1970-х, целью которой было с помощью беспристрастного изучения фактов отвоевать позиции в сфере, доминирующую роль в которой ранее играли апологеты и критики.

Тэйлор Петри

«Изучение истории давало ощущение некоторой безопасности, поскольку можно было изучать одни лишь факты», — говорит Тэйлор Петри, преподаватель религиоведения в колледже Каламазу и автор недавно нашумевшей статьи «Подходы к пост-гетеросексуальному мормонскому богословию», опубликованной в независимом мормонском диалоге Dialogue. Сегодня, говорит он, «людей гораздо больше интересует интерпретация истории».

Всплеск интереса к мормоноведению, по мнению многих, также означает конец периода закрытости, который начался в 1980-х годах, когда церковь СПД закрыла доступ к своим архивам, а ряд ученых вынуждены были покинуть принадлежащий мормонам Университет им. Бригама Янга (BYU) и даже были отлучены от церкви.

Кафедра истории церкви BYU, которая распоряжается архивами, приняла на работу новых специалистов и начала публиковать научное издание бумаг Джозефа Смита, в котором, как планируется, будет более 20 томов.

Мэтью Боумэн

«Все это признаки новой открытости», — говорит Мэтью Боумэн, преподаватель религиоведения в колледже Хэмпдена-Сиднея (штат Виргиния) и автор монографии «Мормонский народ» (The Mormon People), опубликованной в январе издательством Random House . Церковь, по его словам «проводит политику разрядки в отношениях с историками».

Исследованиями в этой сфере начинают заниматься все больше не-мормонов, что является, по словам г-на Боумэна, «важным легитимизирующим фактором». В числе последних Джон Тернер, автор книги «Бригам Янг: пророк-первопроходец» (John G. Turner. Brigham Young: Pioneer Prophet)   — биографии преемника Джозефа Смита, которая выйдет в сентябре в издательстве Гарвардского университета.

Джон Тернер

Г-н Тернер, преподаватель религиоведения в Университете им. Джорджа Мэйсона в г. Фэйрфакс, штат Вирджиния, — которого, по его словам, «затянуло в XIX век», когда он изучал мормонов в контексте современного американского консерватизма, — ожидает, что его книга будет встречена с неудовольствием в некоторых кругах. В частности, упоминания о многоженстве Янга, о соучастии Янга в различных актах жестокости и прочих неприглядных моментах, которые предыдущие биографы Янга — в том числе Леонард Аррингтон, бывший официальный церковный историограф, уволенный в 1982 году за введение более свободного доступа к архивам, — рассматривали лишь мимоходом.

«Уже один тот факт, что Бригам Янг время от времени ругался нехорошими словами, вызовет у некоторых раздражение», — предсказывает г-н Тернер.

Тем не менее, говорит он, церковь СПД предоставила ему неограниченный доступ к бумагам Янга и почти ко всем прочим интересующим его документам. «Думаю, в целом они довольно открыты к работе с учеными со стороны, приходящими к ним без явной враждебности», — говорит Тернер.

Г-н Тернер отмечает также все возрастающую готовности церкви СПД признавать существование неудобных сторон в жизни ее основателей. Тернер указывает на предисловие ко второму тому дневников Смита, в котором признается, что некоторые из 30 с лишним его жен на момент замужества уже состояли в законном браке с другими мужчинами. Этот факт породил огромное количество самодеятельных исследований, и его обсуждению была посвящена отдельная секция на конференции в Калгари.

В 1993 году историк Д. Майкл Куинн был изгнан из церкви СПД после того, как он опубликовал результаты своих исследований, свидетельствующие о том, что многоженство тайно продолжало существовать среди мормонского руководства еще полтора десятка лет после того, как церковь официально отказалось от этой практики в 1890 году. Сегодня этот факт общепризнан в среде историков, которые склонны рассматривать мормонское многоженство не как странное отклонение, а как часть общего контекста споров о федеральной власти, браке и законе.

Историки также все чаще смотрят на эту практику с точки зрения женщин-мормонок, которые далеко не всегда были такими «безрадостными, подавленными и лишенными всякой женственности матерями многоженства», какими их изображал Гровер Кливланд в своей речи 1885 года, в которой он защищал решение федерального правительства искоренить многоженство.

Кэтлин Флэйк

В работе над своей следующей книгой г-жа Ульрих, в 1991 году получившая Пулитцеровскую премию за книгу «История повитухи» (A Midwife's Tale: The Life of Martha Ballard, Based on Her Diary, 1785-1812. Vintage, 1991), использует дневниковые записи, письма и прочие документы для изучения взаимосвязи многоженства и движения за права женщин в XIX веке. В 1870 году Юта стала второй территорией США, давшей женщинам право голоса — право, отнятое у них в 1887 году федеральным законом против многоженства.

«Некоторые историки говорят: „Право голоса было всего лишь популистским шагом со стороны патриархов“», — поясняет г-жа Ульрих. — «Однако это часть очень сложной истории о женской организации, уходящей своими корнями в первые годы существования церкви СПД».

Другие ученые изучают религиозный аспект многоженства. В 2009 году Кэтлин Флэйк, преподаватель истории религии в Университете Вандербильдта, прочитала лекцию, получившую широкий резонанс, в которой настаивала на том, что многоженство мормонов в XIX веке — хотя и не было приятным опытом для всех женщин — было частью более широкой ритуальной системы, которая наделяла взаимной «священнической властью» и мужчин, и женщин.

«Очевидно, что в этой церкви существует патриархат», — заявила в одном интервью г-жа Флэйк, которая заканчивает работу о гендерных отношениях и власти в раннем мормонизме. — «Однако в ее истории есть страницы, которые искушают исследователя использовать термин „матриархат“».

New York Times, 02.07.2012

к оглавлению

Переводчики представили "образцовые труды"

Александр Манжос
(второй справа)

Централизованная религиозная организация «Религиозная ассоциация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в России» представила российской публике издание Священных Писаний мормонов, объединяющее в одном томе «Книгу Мормона», «Учение и Заветы» и «Драгоценную Жемчужину» в новом переводе на русский язык. Журналист Дмитрий НАЗАРОВ узнал подробности у руководителя отдела внешних связей представительства Церкви мормонов в России Александра МАНЖОСА.

– Существует ли у мормонов понятие священного языка в отношении своих Священных Писаний? Насколько в этом смысле важен перевод?

– В Священных Писаниях мы находим примеры, свидетельствующие о том, как, общаясь с людьми через своих пророков, Бог всегда выражал стремление к тому, чтобы Его послания были донесены точно и понятно, на языке того времени, в котором жили народы и которым они и были адресованы. Слово Божье, полученное через пророка Джозефа Смита и изложенное в Священных Писаниях Церкви СПД, было донесено людям на английском языке, который использовался в США в XIX веке – языке, который был понятен Джозефу Смиту. Английский язык поэтому является языком оригинала Священных Писаний Церкви СПД, к которому, однако, не применяется понятие священного языка, а переведенные с него на другие языки тексты являются также Священными Писаниями. Именно поэтому смысловая точность перевода имеет определяющее значение.

– Принято ли у мормонов обращаться при изучении своего предания к первоисточнику?

– Церковь СПД является интернациональной Церковью, которая присутствует более чем в 160 странах мира. Поэтому перевод Священных Писаний, содержащих религиозные, моральные и нравственные наставления, на языки народов мира является важнейшим способом распространения этих знаний. В этом случае, как правило, в качестве основы для перевода используется язык оригинала.

– В чем отличие новых русских переводов от существовавших ранее?

Новое издание

– Канонизированные книги Священного Писания, называемые «образцовыми трудами» Церкви СПД, – это Библия (Ветхий и Новый Заветы), «Книга Мормона», «Учение и Заветы» и «Драгоценная Жемчужина». Все они в отличие от первых изданий этих трудов, кроме Библии, собраны в одном томе в новом переводе. Кроме того, в конце тома приложено «Руководство к Священным Писаниям», которое состоит из алфавитного списка тем и отрывков из Библии в переводе, выполненном Джозефом Смитом. К тому же в этом руководстве находятся хронология церковной истории с картами и фотографиями, а также библейские карты.

«Книга Мормона» была впервые переведена на русский почти 80 лет назад Андреем Анастасионом. Он родился в Одессе и, будучи подростком, покинул Россию. Желая поделиться своей верой с соотечественниками, он перевел «Книгу Мормона» на русский язык, используя лексику своего поколения. В то время терминология Евангелия на русском в Церкви еще не была определена. Более 20 лет назад Церковь СПД была официально зарегистрирована в России. Многие изучали «Книгу Мормона» в переводе Анастасиона. Но сейчас настало время перевести и остальные «образцовые труды» Церкви. К тому моменту терминология Евангелия уже сформировалась, но она не совсем совпадала с терминологией в переводе «Книги Мормона». Новый перевод был нужен, чтобы терминология всех «образцовых трудов» совпадала друг с другом и была выражена более современным русским языком.

– Существуют ли особенности в переводах Библии, сделанных мормонами? Или Церковь пользуется традиционно принятыми в той или иной стране переводами?

– Вполне допустимо, что существование различных переводов Библии не могло не привнести в ее текст влияния его восприятия переводчиками. Особенно если учитывать, что очень часто использовался последовательный перевод, а не перевод с языка оригинала. Именно поэтому в одном из Символов веры Церкви СПД сказано: «Мы верим, что Библия – слово Божье в той мере, в какой она переведена правильно». Обычно последователи Церкви СПД используют в своей религиозной практике перевод Библии по собственному выбору или тот, который традиционно распространен в их странах. В России, как правило, используется Синодальный перевод.

НГ-Религии, 04.07.2012

Ознакомиться с информацией о проблемах, связанных с «образцовыми трудами» мормонов можно на сайте «Храмы мормонов: какое учение в них проповедуется?»

— Дмитрий Розет

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Саентология увела Тома Круза от жены

Кэти Холмс и Том Круз
с дочерью

Кэти Холмс объявила о разводе с Томом Крузом. Для актера решение супруги стало неожиданностью: ему на днях исполняется 50 лет, и будущий юбиляр не успел нанять адвоката. Причиной развода объявлено многолетнее увлечение Круза сайентологией и его попытки обратить их общую дочь Сури в свою веру. Холмс требует алиментов и единоличной опеки над дочерью, она наняла команду лучших бракоразводных юристов.

Очередной звездный бракоразводный процесс, с его неотъемлемыми атрибутами – дорогостоящими адвокатами, разъездом супругов в разные города и борьбой за право на детей, – начался в США. Актриса Кэти Холмс объявила о расторжении брака с актером Томом Крузом после шести лет совместной жизни. Светские хроникеры полагают, что этот процесс подарит немало сюрпризов бульварной прессе: в деле есть бурные чувства, одна дочь на двоих, состояние в $275 млн и сайентология.

«Для Кэти и ее семьи это глубоко частное дело. Ее главной заботой остаются, как всегда, интересы дочери», — цитирует адвоката Холмс Джонатана Вулфа Los Angeles Times.

Решение Кэти Холмс застало Тома Круза врасплох.

Пресс-секретарь голливудской звезды Аманда Лундберг подтвердила сообщение о том, что пара официально расходится. По ее словам, решение Холмс «глубоко расстроило Тома, для которого сейчас также основной заботой являются его дети». «Пожалуйста, дайте им право на личную жизнь, чтобы решить эту проблему», – передает Associated Press слова Лундберг.

Холмс, как оказалось, обратилась в суд еще 28 июня. Она подала документы не в калифорнийский суд (в этом штате раньше жила пара), а в суд в Нью-Йорке: в последнее время актриса, уже съехавшая от Круза, живет там вместе с шестилетней дочерью Сури. В качестве причины развода Холмс указывает на «непримиримые противоречия» в вопросах воспитания Сури. (У Тома Круза есть еще двое приемных детей – дочь Изабелла Джейн и сын Коннор Энтони, которых он удочерил и усыновил вместе с первой женой Николь Кидман).

Пресса предположила, что причиной развода стало увлечение Тома Круза сайентологией.

«У пары были разногласия в вопросах воспитания Сури. Том был очень близок с дочерью, как и ее мать, но он был очень связан с церковью саентологии», – говорят источники издания TMZ.com. Холмс опасалась, что Круз перетянет Сури в спорную религию, которую Холмс, несмотря на брак с Крузом, по-прежнему не признает. Вопрос о вере в семье стал особенно острым, поскольку Сури подошла к тому возрасту, когда дети обычно начинают практиковать техники саентологии. Обычно это беседы, в которых обсуждаются отдельные болезненные переживания при подключении к детектору лжи. Многих детей в сайентологических семьях заставляют пройти процедуру «очистки», включающую курс специальных витаминных препаратов и многочасовые походы в сауну.

Круз еще не успел нанять адвоката, хотя Кэти Холмс явно намерена устроить битву в суде.

Актриса в бракоразводном заявлении просит суд оставить жить с ней их дочь, а также требует от Тома выплаты алиментов. По предварительным данным, сообщает The Daily News, во время заключения брака супруги подписали брачный договор, согласно которому в случае развода Холмс получит $3 млн за каждый год брака, плюс ей достанется особняк в Калифорнии. Общее состояние пары оценивается в $275 млн. Ежегодный доход Круза в последнее время Forbes оценил в $75 млн.

Кстати, Круз порвал с Николь Кидман тоже из-за сайентологии. Один из самых крепких и популярных на рубеже веков союзов Голливуда распался в 2001 году: Круз и Кидман развелись после 11 лет совместной жизни. Пара увязывала крушение своего брака с напряженным графиком работы, но пресса писала, что на самом деле причиной развода были конфликты на религиозной почве: Кидман охладела к саентологии, горячим приверженцем которой был и остается Круз.

Газета.ru, 30.06.2012

к оглавлению

Перепись показывает, что количество саентологов сокращается

Саентология описывает себя как самую быстрорастущую религию в мире, однако в Австралии все обстоит противоположным образом.

Статистические данные, предоставленные нам организаторами австралийской переписи населения, показывают, что в 2011 году всего 2163 австралийца назвали себя саентологами — это на 13,7% меньше, чем в переписи 2006 года.

В 2009 году официальный представитель Саентологической церкви Томми Дэвис заявил журналистам Эй-Би-Си, что в Австралии есть «десятки, если не сотни тысяч» саентологов.

Саентологическая церковь отказала нам в интервью, но прислала официальное заявление, в котором говорится: «Данные переписи не являются верным отражением растущего числа людей, посещающих наши церкви и активно участвующих в Саентологии как в Австралии, так и по всему миру».

Пол Скофилд, проведший в Саентологической церкви 29 лет и покинувший ее в 2008 году, говорит, что Саентология уже много лет приукрашивает свою статистику.

«Саентология совершенно одержима статистикой. Если твои статистические показатели не растут, тебя наказывают, и когда дело доходит до прироста, они, вероятно, — самые креативные люди в мире в том, что касается обращения с цифрами».

Публикация данных переписи — лишь очередное звено в цепи плохих новостей для Саентологических церкви.

Уэнди Хоннор

Уэнди Хоннор, одна из самых известных саентологов в Австралии, покинула организацию.

В своем электронном письме друзьям г-жа Хоннор писала: «Единственный выход — уйти. Я свободна».

Ранее Международная ассоциация саентологов удостоила г-жу Хоннор своей Медали свободы. Медаль свободы считается наивысшим отличием для саентолога, ранее ею был награжден Том Круз.

Считается, что Уэнди Хоннор — единственный лауреат Медали свободы, покинувший организацию и дистанцировавшийся отнее.

В своем электронном сообщении г-жа Хоннор писала: «Я согласна со всем, что говорится в разосланном на новогодние праздники 2012 года электронном письме Дэбби Кук».

Дэбби Кук — бывший сотрудник организации в Соединенных Штатах, выступившая с критикой в адрес саентологической корпоративной культуры и главы организации Дэвида Мискевиджа.

В своем заявлении Саентологическая церковь утверждает: «Религия — вопрос личного выбора, и г-жа Хоннор всегда принимала собственные решения в своей жизни».

ABC News, 30.06.2012

к оглавлению

Внучка Хаббарда и отец Дэвида Мискевиджа покинули Саентологию

Многочисленные источники сообщают нам, что Международную базу Саентологии в штате Калифорния неожиданно отставил еще один человек — Роанна Лики, внучка Рона Хаббарда, покинула территорию, которая более 20 лет была ей домом. И столь же шокирующим событием стал уход, примерно в то же время, отца Дэвида Мискевиджа, Рона Мискевиджа-старшего.

Мы направили официальному представителю Саентологии Карин Пау письмо с просьбой прокомментировать эти слухи, но не получили ответа. Однако несколько дней назад из многочисленных независимых источников к нам стала поступать информация, что Лики покинула базу около двух месяцев назад, а еще месяцем ранее то же самое сделали Рон-старший и его супруга Бекки.

По данным наших источников, в обоих случаях речь идет о ключевых фигурах, давних членах Саентологии, которые покинули единственный мир, известный им на протяжении многих лет, и это является очередным, наиболее ярким свидетельством кризиса, который переживает странная организация, основанная Роном Хаббардом, под руководством Дэвида Мискевиджа.

Мы обратились к нашим источникам с вопросом — могли ли эти люди покинуть базу с миссионерской целью, оставаясь при этом членами организации?

«Никоим образом. Сейчас они общаются с ПЛ», — ответил один из наших источников, имея в виду «подавляющие личности», жаргонизм, которым саентологи обозначают отлученных членов организации, с которыми добрые саентологи не должны поддерживать общения.

Именно Рональд Мискевидж-старший в 1972 году познакомил своего 12-летнего сына Дэвида с учением Саентологии, надеясь исцелить его от астмы… Уже через несколько лет Дэвид работал под непосредственным руководством Хаббарда, а когда Хаббард в 1980-х ушел в подполье, Мискевидж начал прибирать к рукам власть над организацией. Со времени кончины Хаббарда в 1986 году Дэвид Мискевидж руководит Саентологией как полновластный диктатор.

Однако добиться единства в собственной семье ему не удалось. Его старший брат Рональд-младший (известный как «Ронни») покинул Саентологию в 2000 году и ни разу с тех пор публично об организации не говорил. Дочь Ронни, Дженни Мискевидж-Хилл, выросшая в организации, покинула ее ряды с гораздо большим шумом, став в 2008 году центральным участником телепрограммы, посвященной жизни детей в Саентологической церкви — зачастую сопряженной с грубым обращением и тяжелым ручным трудом за мизерную плату или вообще бесплатно.

А теперь по сообществу бывших саентологов со скоростью лесного пожара распространяются новости об уходе отца и приемной матери самого Мискевиджа.

Но новость об уходе члена семьи самого Хаббарда стала еще большим шоком.

Из семерых детей Рона Хаббарда только одна дочь, 59-летняя Диана, первый ребенок от третьей жены, Мэри Сью, остается верным членом организации. Диана была любимицей Хаббарда, она служила вместе с ним на яхте Apollo, когда в конце 1960-х — начале 1970-х он руководил Саентологией с флотилии кораблей. На борту яхты Диана вышла замуж за Джонатана Хорвича, и у них родилась дочь Роанна, которой теперь 30 с небольшим лет.

По меньшей мере, с конца 1980-х Роанна и Диана жили на тайной базе Саентологии к востоку от Лос-Анджелеса (Джонатан Хорвич больше не является членом организации). На этой базе живут только члены «Морской организации» — наивысшей саентологической элиты, — и большинство из них проводят жизнь в полной изоляции от внешнего мира. Особенно драматичным примером тому в прошлом году стала кончина Энн Тидман — женщины, которая была сиделкой Хаббарда в последние годы его жизни, и которая была настолько изолирована от внешнего мира, что ее родные сестры узнали о смерти Энн от рака лишь полгода спустя.

Тот факт, что Роанна вырвалась из столь изолированной среды, очень примечателен, и является еще одним свидетельством того, что ситуация на базе ухудшается. В начале года Дэбби Кук дала в суде поразительные показания о том, как сотрудников высокого ранга на базе по нескольку лет держат в примитивном офисном помещении, напоминающем тюрьму. По некоторым сведениям, с 2002 года Мискевидж проводит чистку в высших эшелонах саентологического руководства. Многие из них покинули базу, и в 2009 году некоторые бывшие руководители организации выступили с открытыми обвинениями в адрес Мискевиджа, утверждая, что он не только ограничивает свободу своих сотрудников и подвергает их унижениям, но и прибегает к физическому насилию. Саентологическая церковь заявила, что никакого насилия со стороны Мискевиджа не было, и в свою очередь обвинила некоторых бывших руководителей в разжигании ненависти. Так или иначе, истории об адских условиях жизни на базе были услышаны, и бывшие саентологи предсказывали, что организацию, скорее всего, покинут и другие сотрудники высокого ранга.

Это первый уход с базы после 2010 года, когда Джон Бруссо ушел и сообщил нам последние точные сведения о том, что творится за ее опутанным колючей проволокой забором.

Village Voice, 29.06.2012

к оглавлению

Верховный суд Татарстана отказал прокурору в рассмотрении иска о запрете материалов саентологов

Верховный суд Республики Татарстан подтвердил 28 июня решение Набережночелнинского городского суда, отказавшегося рассматривать дело о признании экстремистскими 13 материалов саентологов.

Как напоминает центр "Сова", 11 мая Набережночелнинский городской суд отказал прокурору в рассмотрении искового заявления на том основании, что слушание дела о признании материалов экстремистскими в особом производстве недопустимо.

В марте текущего года Верховный суд Республики Татарстан отменил решение Набережночелнинского городского суда от 24 августа 2011 года о признании экстремистскими 13 материалов саентологов и вернул дело в городской суд на новое рассмотрение.

Портал-Credo.Ru, 29.06.2012

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

«Учение о процветании» для Нигерии – большой и выгодный бизнес

Более 70 миллионов жителей Нигерии исповедуют особое течение в христианстве – так называемое «учение о процветании», согласно которому материальное богатство человека является признаком его духовных заслуг. Такие богослужения в Нигерии проходят в гигантских церквях, проповеди в которых читают пасторы-миллионеры.

Крис Окоти

Нигерийские «храмы процветания» вмещают в себя до 5000 человек. Рядовой участник службы держит в руках Ipad или другой дорогостоящий планшетный компьютер с интерактивной библией на экране, которую можно перелистывать одним пальцем. На пальце, кстати, обязательно должно быть надето массивное кольцо с бриллиантом. Таков дресс-код местных церквей.

Дэвид Ойедепо

Все мессы в одной из самых популярных «церквей процветания» ведет господин Крис Окоти, в прошлом – популярный поп-певец, а ныне – бизнесмен и политик. Зал неподвижно внимает тому, как он профессиональным голосом поет псалмы. Недавно Крис Окоти вошел в список Forbes как один из самых богатых пасторов Нигерии. Его состояние составляет от 3 до 10 миллионов долларов. Проповедуемое Окоти «учение о процветании» стремительно распространяется по Африке и даже успело пустить корни в Европе и США. Главная идея этой религии – чем богаче человек, тем выше его духовные заслуги. По словам Криса Окоти, эта мысль увековечена в Евангелии.

Глава другой известной нигерийской церкви Дэйв Ойдепо, видимо, находится на хорошем счету у Всевышнего – его состояние составляет 150 миллионов долларов. «Храмы процветания», названные его именем, можно встретить в Гане, Кении, Либерии, Кот-д’Ивуаре, Южной Африке, Гамбии, Великобритании и Америке. У него несколько шикарных автомобилей и два маленьких спортивных самолета. Все эти транспортные средства были приобретены Дэйвом Одепо на пожертвования прихожан. По словам пастора, ими пользуется только высшее руководство церкви и только в служебных целях.

Храмы «учения о процветании» начали появляться в Нигерии в начале 1990-х годов и в течение нескольких лет стремительно распространились по всей стране. Церковь процветания торгует брошюрами и DVD-дисками с записями проповедей, но в основном живет на пожертвования прихожан. Скептики неоднократно обвиняли пасторов Церкви в коррупции и связях с преступностью, однако власти страны лишь разводят руками – они понимают, что «учение о процветании» для Нигерии – большой и выгодный бизнес.

Мир вам, 27.06.2012

Информация о популярности «богословия преуспевания» в Нигерии важна еще и потому, что именно этот религиозный контекст является фоном, на котором развивались идеи, в частности, Сандея Аделаджи. Более подробно о богословии Веры и о присутствии этого учения в книгах Аделаджи можно прочесть материалах соответствующего раздела официального сайта ЦАИ, а также в книге Роберта Боумэна «Движение Веры: искушение здоровьем и преуспеванием».

— Дмитрий Розет

к оглавлению

ПЕНЗЕНСКИЕ СЕКТАНТЫ

Суд продлил срок принудительного лечения лидера пензенских затворников еще на полгода

Петр Кузнецов

Суд продлил срок принудительного лечения бывшего идейного вдохновителя бековских затворников Петра Кузнецова, передает "Интерфакс".

"Первомайский районный суд города Пензы рассмотрел ходатайство главного врача областной психиатрической больницы им. К.Р. Евграфова о продлении Петру Кузнецову принудительного лечения в стационаре на 6 месяцев", - сообщает сайт Генпрокуратуры РФ 3 июля.

Как следует из материалов дела, осенью 2007 года в селе Никольское Бековского района Пензенской области в подземелье ушли и закрылись в нем 35 человек. Следуя учению П.Кузнецова, они намеревались пережить в пещерах наступление "конца света". Сам он их примеру не последовал. Затворники пробыли под землей более полугода. За это время две женщины скончались. Другие начали выходить из подземных убежищ в апреле - начале мая 2008 года из-за обрушения вырытых под землей пещер. Последние затворники вышли на свет 16 мая 2008 года.

В ходе следствия в домах П.Кузнецова и его родителей была обнаружена и изъята религиозная литература: книги "Прозрение, или последние записки неизвестного схимонаха Максима", "7 голов и 10 рогов России или последние доказательства свершающегося и завершающегося Апокалипсиса", брошюра "Тайна беззакония" и другие. Их автором является сам П.Кузнецов, называющий себя "схимонах Максим", или "убогий Петр".

Психолого-лингвистическая экспертиза установила, что данная литература содержит явную и скрытую пропаганду религиозной и национальной ненависти. Помимо этого, во всех материалах используются способы и приемы психологического воздействия на людей.

Автор книг в соответствии с заключением судебно-психиатрической комиссии экспертов признан невменяемым. Согласно выводам экспертов, у П.Кузнецова на момент совершения противоправных деяний обнаруживались признаки хронического психического расстройства.

Бековский районный суд 8 августа 2008 года признал П.Кузнецова виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.239 (создание и руководство религиозным объединением, деятельность которого сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных деяний) и ч.1 ст.282 (совершение действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности и отношения к религии, совершенные публично) УК РФ.

Этим же постановлением П.Кузнецов был освобожден от уголовной ответственности, поскольку совершил их в состоянии невменяемости. Суд постановил применить в отношении него принудительные меры медицинского характера в виде лечения в психиатрическом стационаре общего типа.

Срок лечения П.Кузнецову неоднократно продлевался по комиссионному заключению врачей. В мае 2012 года врачи вновь пришли к выводу, что П.Кузнецов продолжает страдать хроническим психическим расстройством.

Портал-Credo.Ru, 04.07.2012

к оглавлению

КАББАЛА

Лолита Милявская и Йегуда Берг раскрыли тайны красной нити каббалистов

Йегуда Берг

Пресс-бранч с участием содиректора крупнейшего Международного Каббала Центра Йегуды Берга и певицей Лолитой Милявской прошел в Московском Каббала Центре.

Знаменитый сын не менее прославленных основателей Международного Каббала Центра, сделавших учение каббалы доступным для всех, прилетел в Москву, чтобы представить сразу две новые книги. Авторство первой - «Простой свет. Мудрость женского сердца», содержащей мудрые мысли на каждый день, принадлежит матери Йегуды, Карен Берг. Вторую же - «Красная нить. Сила защиты» Йегуда написал, чтобы раскрыть значение самого популярного атрибута каббалистов - красной шерстяной нити, которую принято носить завязанной на левом запястье.

Не секрет, что Лолита Милявская давно и всерьёз увлечена этим древним учением. Вместе со своим супругом певица регулярно прослушивает лекции по каббале, консультируется с учителем по разным вопросам и, конечно же, носит ту самую красную ниточку на запястье. Московскую встречу с Йегудой Бергом открывала именно она. «Хочу обратить ваше внимание на то, что каббала - это не секта и не НЛП. Ко всему этому я отношусь очень негативно. В Каббала Центр могут прийти люди совершенно разных вероисповеданий в поисках душевного покоя», - уверена звезда. «Мудрость каббалы настолько многогранна, что в ней можно найти ответы на все вопросы, включая такие области, как психология, философия, история, - это мудрость, которая помогает лучше понять себя».

Лолита рассказала, что её знакомство с каббалой началось с книги Берга «Духовные правила отношений». По её мнению, этот труд может помочь «каждому мужчине и любой женщине найти правильный путь в отношениях». «Многие мои знакомые говорят о том, что после знакомства с каббалой мужья перестали им изменять», - утверждает она. На первую лекцию по каббале Лолита попала благодаря своему бывшему пиарщику чуть больше года назад и очень удивилась, когда встретила в Каббала Центре немало своих коллег с телевидения и знакомых по шоу-бизнесу. Ну а самое неизгладимое впечатление произвела на неё лекция Йегуды Берга, которую он читал в один из своих прошлых приездов в Россию. По словам Лолиты, она получила удовольствие, сравнимое с «просмотром фильмов Феллини в пустом кинозале города Тамбова».

«Феллини от каббалы» такого сравнения явно не ожидал и был заметно смущен. Поблагодарив Лолиту, Йегуда Берг перешел к главной цели своего визита - представлению книги «Красная нить. Сила защиты». «Многие люди, которые начинают носить красную нить, часто не понимают её смысла. Цель этой книги - объяснить его», - сказал Берг. «У всех нас есть несколько версий себя: начиная с той, которой мы соответствуем, и в перспективе - та самая лучшая версия, которой мы можем стать. В моменты, когда у меня есть выбор, как поступить в той или иной ситуации, красная нить напоминает: этот выбор всегда остается за мной. Останусь ли я на том же месте, или поступлю в соответствии с тем образом жизни и мысли, к которому стремлюсь». Также Йегуда рассказал, что всё-таки дают мудрость каббалы на практике.

«Каббала сложна для понимания без контекста. Люди испытывают слишком много проблем из-за недостатка информации. И мы стараемся давать им эту информацию».

Йегуда признался, что написал, а, точнее, наговорил, эту книгу всего за 2,5 дня, лишь однажды прервавшись на кратковременный сон. «Мой дар и моя проблема - синдром отсутствия внимания. Мне надо делать вещи быстро, пока они не начали мне надоедать», - пояснил автор. Своей главной миссией содиректор Международного Каббала Центра считает перевод древнего знания «на более универсальный язык, доступный всем». «Не надо быть доктором наук, чтобы получить радость от этих знаний. Но и доктор наук увидит в нём достаточно глубины»,- отметил Берг.

На вопрос о том, легко ли удается Бергу самому следовать мудрости каббалы и, в частности, прощать людям любые огрехи, он сказал: «Когда работаешь с людьми, они очень часто тебя ранят. Конечно, прощать нелегко, но в обычном повседневном общении нет ничего такого, чего нельзя было бы простить. Зачастую главным человеком, которого мы должны простить, являемся мы сами».

Вопрос о том, какие проблемы обсуждают с ним знаменитости, остался открытым - Йегуда Берг лишь заметил, что слава не является критерием счастья, а значит, проблемы у этих людей обычные, как у всех. «У нас не спрашивают совета по бизнесу - покупать акции или продавать, заключать договор или нет, - ответ на эти вопросы есть у других специалистов. Каббала же дает ответ на вопросы духовные».

По словам руководителя московского Каббала Центра и наставника Лолиты Давида Матса, который также присутствовал на пресс-бранче, все люди, вне зависимости от степени их знаменитости и высоты статуса, занимаются в Каббала Центрах наравне с другими учениками, и требования к ним предъявляются те же самые. Учителя делают им замечания по всей строгости, если это необходимо.

Какие же замечания можно делать Лолите? - удивились журналисты. «Мне достается», - скромно потупилась она. Оказалось, что основной проблемой Лолиты, над которой ей приходится работать, является, как ни странно, неуверенность в себе. Лолита отметила, что тяжелей всего ей дается «борьба с государством на уровне ЖКХ», и, в частности, спокойное отношение к людям, которые там работают. «Полюбить Таганскую прокуратуру» по совету учителя звезде пока не удается, но первый шаг на этом пути уже сделан: гнев сменился на жалость «к этим людям, которые любят деньги больше всего на свете, проявляя при этом абсолютную интеллектуальную и духовную немощность». «Каббала учит не ограничивать Свет и хотеть всё. Этому мне ещё предстоит научиться»,- резюмировала Лолита.

Буквоїд, 02.07.2012

Краткие сведения о каббале можно найти здесь: http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=23&id2=340.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

САТАНИЗМ

Сатанисты из Колорадо считают, что их веру должна защищать американская конституция

Супруги из городка Маунтин-Вью, расположенного неподалеку от Денвера (штат Колорадо), являющиеся, по их словам, последователями сатанизма, утверждают, что стали жертвами преступления на почве религиозной ненависти и пострадали за свои убеждения.

Поводом для жалоб "нетрадиционно ориентированной" в религиозном плане четы стало то, что с их дома исчез постер с надписью "Голосуйте за сатану". Он висел над входной дверью, сообщает CBS Denver.

"Да, мы - сатанисты", - гордо заявляет пострадавший Луиджди Бельявисте. У него и его супруги Энджи есть даже сатанинская библия, и они являются прихожанами сатанинской церкви.

Дом и двор семейства Бельявисте украшены различными символами, свидетельствующими об их принадлежности к сатанизму. Тут и черепа, и ель, окрашенная в черный цвет, и числа "666".

Не всем соседям это нравится. Кому-то, видно, не понравился и призыв "голосовать за сатану". Супруги же считают, что срывом плаката над дверью дома неизвестный нанес ущерб их религиозным убеждениям.

"Я чувствую, что на нас смотрят, как на людей "вне закона", поскольку мы исповедуем веру, которая не признана в качестве господствующей", - обижается Луиджи. А его жена не может понять, почему у других людей в домах можно найти "кучу вещей" в память об Иисусе и Деве Марии, а их символы находят неприемлемыми.

Правда не все из окружения Бельявисте осуждают чету. "Ведь это же их собственный дом", - заступается за супругов один из соседей. "У каждого может быть собственная религия… Каждому - свое", - полагает другой сосед.

Тем не менее супруги хотят, чтобы полиция посчитала инцидент со срывом плаката преступлением на почве религиозной ненависти, и убеждены, что их религию тоже должна защищать американская Конституция.

Но представитель полицейского управления Маунтин-Вью полагает, что скорее всего случившееся будет охарактеризовано как воровство, поскольку явного нападения на церковь или религиозные верования, которые исповедует чета Бельявисте он в эпизоде с пропажей плаката не видит.

NEWSru.com, 03.07.2012

к оглавлению

РАЗНОЕ

"Запретить можно даже малограмотный перевод Корана"

Экстремистскими признают материалы не религиоведы, а психологи и лингвисты

Роман Силантьев

Ситуацию с последними запретами исламских текстов, а также общие проблемы судебной экспертизы в делах, связанных с религиозной литературой, «НГР» обсудили с заместителем председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Романом СИЛАНТЬЕВЫМ.

– Зачем вообще запрещают литературу?

– Чтобы как-то компенсировать слабость антиэкстремистского и антитеррористического законодательства. Запрещают ведь конкретные издания, которые можно легко переиздать с минимальными коррективами. Помню, как в 1993 году запретили газету «День», и она сменила название на «Завтра», ничуть не изменив свое содержание. Плюс все экстремистские сочинения размещены в Интернете, вследствие чего запреты мало влияют на их доступность. Признанием литературы экстремистской правоохранительные органы облегчают себе следственные действия и дают понять конкретным организациям и религиозным лидерам, что им в России не рады.

– Многих мусульман весьма волнует вопрос – могут ли запретить Коран?

– Коран и хадисы не могут быть запрещены технически – в списке Минюста фигурирует только литература на русском языке, а они, как известно, написаны на арабском. Запрещаются их переводы, что теоретически может коснуться и некоторых малограмотных переводов Корана. Кстати, против таких переводов борются и мусульманские организации – например, Духовное управление мусульман Дагестана. Ведь Коран в переводе Валерии Пороховой – это не Коран как таковой, а то, как его поняла Валерия Порохова после ознакомления с английским текстом этой книги. То же самое можно сказать о пресловутом томском скандале – там речь шла не о запрете древнего текста «Бхагавад-Гиты», а о ее интерпретации нашим современником Прабхупадой, идеи которого весьма далеки от традиционного индуизма. Экстремистским может быть признан и комментарий на Библию, а также ее извращенная версия – истории известно немало сект, в основном протестантского характера, которые выводили из Библии необходимость тотального уничтожения инаковерующих и инакомыслящих.

Возвращаясь к хадисам, можно заметить, что все попавшие под запрет сборники можно спокойно переиздать. Вот только лучше делать это муфтиятам, доказавшим свою приверженность традиционному исламу. Практика показывает, что под запрет чаще всего попадают книги, изданные по линии Совета муфтиев России или независимых издательств. А вот продукция типографий ЦДУМ или северокавказских муфтиятов список Минюста, насколько я помню, не пополняла.

– Какова процедура запрета?

– В случае материалов исламского характера, составляющих больше половины Федерального списка экстремистских материалов, обычно это происходит так: ликвидируют группировку террористического или экстремистского характера, изымают вещдоки, включая литературу и иные информационные носители, а затем устраивают первичную проверку на предмет того, не на них ли базируется идеология этой организации. Действительно, террористические и экстремистские ячейки имеют специфический подбор литературы и видеоматериалов. После подтверждения о наличии в материале признаков 282-й статьи УК РФ или иных статей, указанных в ФЗ «О противодействии экстремизму», материалы передаются в прокуратуру, и та проводит полную проверку, включающую религиоведческую и психолого-лингвистическую экспертизы. Заключения экспертиз передаются в суд, если до него доходит дело. При этом судья может назначить повторные экспертизы. Далее на суде заслушиваются эксперты и представители обеих сторон, по результатам чего выносится решение о целесообразности запрета представленных материалов. После положительного решения суда его в течение месяца можно опротестовать, а если этого не происходит, решение вступает в силу и перечень признанных экстремистскими материалов передается в Минюст для включения в Федеральный список экстремистских материалов.

Этот механизм появился после многолетних и активных обращений общественности, включая представителей религиозных организаций, требовавших от властей разработать и ввести в действие механизм не только пресечения, но и профилактики экстремизма. Сам закон о противодействии экстремизму, ставший основой для разработки механизма запрета, прошел согласование с ведущими религиозными организациями страны, включая мусульманские.

– Может ли человек, принадлежащий к одной религиозной традиции, давать экспертную оценку литературе другой религии?

– Может. Например, большинство современных российских исламоведов, буддологов и индологов – люди православного исповедания. Кроме того, религиоведческая экспертиза в современной судебной практике призвана дать ответ на вопрос, какому религиозному направлению соответствует рассматриваемая литература. Решение же о ее запрете принимается на основании психолого-лингвистической экспертизы, которую религиоведы проводить некомпетентны. Поэтому все недавние инсинуации на предмет того, что православный диакон Юрий Максимов призывает запретить мусульманские хадисы, являются сознательной провокацией.

– Директор Института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты РФ Елена Лукьянова в ходе недавних слушаний заявила, что закон об экстремизме не должен распространяться на книги, являющиеся основой вероучения зарегистрированных в России религиозных организаций.

– Я с этим не согласен. К настоящему времени в России зарегистрировались почти все желающие того религиозные организации, вот только некоторые из них, типа секты «АУМ Синрике», уже ликвидированы как экстремистские. И будут ликвидироваться в дальнейшем.

Плюс многие незаконопослушные мусульманские организации действуют под прикрытием зарегистрированных муфтиятов, о чем свидетельствует список из почти десятка официальных имамов, привлеченных к уголовной ответственности. Небезызвестные медресе «Йолдыз» и «Аль-Фуркан», готовившие террористов, действовали под эгидой структурных подразделений Совета муфтиев России, равно как колледж «Расуль-Акрам» – alma mater Саида Бурятского.

Другое дело, что имеет смысл прислушаться к предложению протоиерея Всеволода Чаплина и ввести временной ценз для сочинений, которые могут подвергаться запрету. Для меня здесь кажется оптимальной дата в тысячу лет, хотя своя логика есть и в пятисот-, и в трехсотлетнем сроке. В этом случае те же базовые сборники хадисов и их аутентичные переводы получат иммунитет от запретов.

НГ-Религии, 04.07.2012

к оглавлению

Полиция Москвы и Петербурга разыскивает "тайного мессию Иисуса Христа"

Полиция Москвы и Санкт-Петербурга разыскивает "телефонного террориста", который позиционирует себя как "мессию Иисуса Христа" и на основании этого требует встречи с руководителями страны, в ходе которой он намерен обсудить с высокопоставленными чиновниками условия мирной смены власти в Российской Федерации.

"4 июля на контактный телефон одной из российских телекомпаний позвонил неизвестный. Он заявил, что руководство страны до 15:00 2 августа должно встретиться "со стрельцом — тайным мессией Иисуса Христа", и обсудить с ним мирную смену государственного строя в России", — пояснили "Интерфаксу" в правоохранительных органах.

В противном случае, счел своим долгом предупредить "мессия", на ряде объектов крупнейших городов страны "будут совершены военные диверсии". Правоохранители предполагают, что, скорее всего звонок был сделан психически неуравновешенным человеком. "Однако в настоящее время оперативники Москвы и Санкт-Петербурга ориентированы на его розыск", — сказал источник.

Вести.ру, 05.07.2012

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное