Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости за 21 апреля


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

15-21 апреля 2021 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Апелляционный суд в Еврейской области заменил свидетелю Иеговы штраф на срок

Областной суд Еврейской автономной области, рассмотрев 20 апреля представление прокурора и жалобу свидетеля Иеговы Ларисы Артамоновой на приговор суда первой инстанции, заменил ей штраф в размере 10 000 рублей - на 2,5 года условного наказания и 1 год ограничения свободы. Приговор вступил в силу, сообщает корреспондент Портала "Credo.Press" со ссылкой на источник в среде российских свидетелей Иеговы.

12 февраля судья Биробиджанского районного суда Владимир Михалев признал Ларису Артамонову виновной в участии в деятельности экстремистской организации, но назначил наказание ниже низшего, предусмотренного соответствующей статьей, — штраф. Преступлением суд счел совместное с единоверцами чтение Библии и обсуждение учения свидетелей Иеговы. В качестве доказательства присутствия верующей на одной из религиозных встреч прокуратура представила скриншот с видео, на котором изображена якобы принадлежащая Ларисе тень. На этом основании обвинение просило отправить Ларису на 4 года в колонию.

«На первый взгляд, условный срок — довольно мягкая мера. Но так только кажется. Верующему могут в любой момент заменить условный срок на реальный, если правоохранители вновь сочтут обсуждение Библии нарушением закона. Свидетели Иеговы после приговоров не перестают быть верующими. Поэтому условный срок — это форма подавления фундаментального права на веру»,— прокомментировал приговор представитель Европейской ассоциации свидетелей Иеговы Ярослав Сивульский.

Уголовное преследование Ларисы Артамоновой началось вскоре после прошедшей в мае 2018 года спецоперации ФСБ под кодовым названием «Судный день», в которой участвовали 150 силовиков. Следствие в отношении верующей вел тот же следователь, который инициировал преследование еще 15 единоверцев Ларисы Артамоновой — Д. Янкин из следственного отдела УФСБ России по Еврейской автономной области.

Из-за подписки о невыезде Лариса Артамонова более полутора лет была ограничена в праве свободно перемещаться. Кроме того, верующую внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга, поэтому все ее банковские счета заблокированы.

На текущий момент в Еврейской автономной области преследованию за принадлежность к религии свидетелей Иеговы подверглись 23 человека, в том числе 12 женщин и 11 мужчин.

Как известно, Верховный суд РФ признал в 2017 году экстремистскими и ликвидировал все 396 российских религиозных организаций свидетелей Иеговы, после чего в разных регионах страны начались преследования рядовых верующих по уголовным статьям.

Портал-Credo.Ru, 20.04.2021

к оглавлению

46-летний свидетель Иеговы задержан в Майкопе

Следственное управление Следственного комитета России по Республике Адыгея сообщило 16 апреля о задержании 46-летнего свидетеля Иеговы, проживающего в Майкопе. Он подозревается в организации деятельности экстремистской организации (ч. 1 ст. 282.2 УК РФ).

По данным следствия, на которые ссылается ИАЦ "Сова", подозреваемый с 2002 года входил число учредителей местной религиозной организации свидетелей Иеговы. Зная, что в 2017 году Управленческий центр свидетелей Иеговы в России и 395 местных религиозных организаций этой конфессии, в том числе майкопская, были признаны экстремистскими, в 2018 году, как считают в СК, задержанный "совершал действия организационного характера по руководству и продолжению деятельности" своей организации. Они якобы выражались в проведении онлайн-собраний, координации выступлений на этих собраниях и совершении богослужений, "идеологической обработке жителей Республики Адыгея в целях увеличения количества последователей указанной религиозной экстремистской организации".

Дело было возбуждено по материалам проверки, поступившим из УФСБ по Республике Адыгея. Вопрос об избрании меры пресечения задержанному решается.

Портал-Credo.Ru, 20.04.2021

к оглавлению

Нежелательные «свидетели»

В 1951 году в ходе операции «Север» из Молдавии, Украины, Белоруссии и Прибалтики были высланы за Урал почти 10 тыс. свидетелей Иеговы («Свидетели Иеговы» — запрещенная в РФ организация) и членов их семей. Их дома, скот и другое имущество были конфискованы. Лишь в 1965 году указом Президиума Верховного Совета СССР ограничения с высланных религиозных активистов были сняты. «Советская власть совершила две ошибки: благодаря депортации учение "Свидетелей Иеговы" распространилось в Сибири, а из-за запрета 1965 года вернуться в родные края "свидетели" разъехались по всему Советскому Союзу»,— говорит историк Константин Бережко. Эксперты насчитали около 170 тыс. последователей «свидетелей» в России, когда в апреле 2017 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» и 395 организаций в регионах.

На территории России запрещена деятельность организации «Свидетели Иеговы», но не учение. Правительство РФ подчеркивало в ответах в Европейский суд по правам человека, что решение Верховного суда «не дает оценки вероучению свидетелей Иеговы, не содержит ограничения или запрета индивидуально исповедовать вышеуказанное учение».

Угроза госбезопасности

Гонения в СССР на свидетелей Иеговы — часть политических репрессий, отмечают эксперты Международного Мемориала (включен Минюстом в список иностранных агентов). Членов этой религиозной организации арестовывали, обвиняя в антисоветской деятельности, включали в списки нежелательных элементов, подлежащих высылке, и даже депортировали в рамках операции «Север». По словам Александра Гурьянова, руководителя Польской исследовательской программы Международного Мемориала, высылка свидетелей Иеговы была одной из десятков других подобных операций в СССР, причем не самой массовой: «Но она выделялась тем, что, во-первых, была проведена по конфессиональному признаку и одной из последних советских депортаций, а во-вторых, преследование верующих продолжалось и после смерти Иосифа Сталина».

Власть считала, что антигосударственная, хорошо законспирированная, с разветвленным подпольем, бункерами организация поддерживала связь с Западом посредством шифровок и тайных контактов. Собственно, так и было, но уйти в подполье «свидетелей» вынудили действия властей.

«Свидетели Иеговы» — международная религиозная организация, основанная в США в 1870-х годах. До 1931 года называлась «Исследователи Библии». Последователи движения считают, что «свидетельствуют» окружающим людям о боге Иегове (вариант транскрипции одного из имен Бога). Иеговисты отрицают большинство положений христианского вероучения, в том числе сотворение мира, бессмертие души и учение о Троице.

Последователи свидетелей Иеговы утверждают, что, исследуя Библию, они приходят к новым выводам и отказываются от старых (например, они отказались от почитания креста). Иеговисты не курят, не употребляют алкоголь и наркотики, выступают против разводов, не признают государственные институты и гражданские обязанности, отказываются от службы в армии, категорически против переливания крови.

Основная деятельность организации — проповедь своего учения и распространение соответствующей литературы. Для продвижения своих целей организация использует ряд юрлиц. Старейшее и наиболее известное из них — «Общество Сторожевой башни». Бюджет организации складывается из добровольных пожертвований и средств от продажи печатной продукции.

В 34 странах деятельность «Свидетелей Иеговы» запрещена или сильно ограничена (Сингапур, Китай, КНДР, Узбекистан, Туркмения, Грузия, Таджикистан, Саудовская Аравия, Египет и другие).

Общее количество активных членов движения сейчас оценивается в 8,34 млн человек.

Впервые учение «Свидетелей Иеговы» проникло еще в царскую Россию в самом конце ХIХ века в виде литературы на немецком языке. После революции 1917 года новая власть показала, что не приемлет веру, а в 1919 году даже провозгласила цель — содействовать «отмиранию религиозных предрассудков». Несмотря на это, в 20-х годах в Советской России стали появляться брошюры и журналы «Свидетелей Иеговы» на русском языке — их пересылали по почте в основном из Латвии, по радио на средних волнах можно было услышать трансляции лекций на русском языке, передававшиеся из Эстонии, а руководство организации пыталось, хотя и безуспешно, договориться с властями и узаконить свою деятельность. Верующие в письмах своим братьям отмечали, что литературу у них конфискуют, но жестких репрессий нет. Впрочем, и количество членов организации в те годы было невелико.

Все изменилось, когда в 1939 году Германия напала на Польшу, а затем СССР ввел туда же свои войска. Советский Союз присоединил к себе Западную Украину, Западную Белоруссию, Эстонию, Латвию, Литву и Молдавию. На этих территориях жили тысячи свидетелей Иеговы, и их привычный образ жизни — проповедование, религиозные собрания, получение и распространение литературы, ежемесячная подготовка и отправка на Запад отчетов о миссионерской деятельности — оказался вне закона. Члены организации отказывались служить в армии и брать оружие, отдавать салют и присягать флагу.

«Свидетели» ушли в подполье. Были налажены каналы связи с членами организации в западных странах, преимущественно в Польше. Из-за границы доставлялись фотокопии брошюр и журналов, а в обратную сторону отправлялись зашифрованные отчеты о деятельности организации. Были изготовлены типографские шрифты и печатные станки. Строились землянки-бункеры, куда проводилось электричество и помещалось оборудование. Объемы типографских работ впечатляли. У «Свидетелей Иеговы» в УССР были стеклографы, которые позволяли за ночь напечатать около 100 экземпляров главного журнала организации «Сторожевая башня», говорится в научной статье религиоведа Владимира Рогатина и журналиста Вячеслава Мальцева. А военный историк, экс-сотрудник СБУ Дмитрий Веденеев в своих трудах отмечает, что в 1947–1953 годах нелегальные типографии «Свидетелей Иеговы» в УССР отпечатали 133 тыс. экземпляров литературы.

После Второй мировой войны советская власть с удвоенной силой обратила внимание на «церковников и сектантов». КГБ СССР в аналитических материалах подчеркивал, что советские свидетели Иеговы активно взаимодействовали с главным центром организации в Бруклине, указывает господин Веденеев. По данным КГБ, во Всемирном иеговистском центре в Бруклине (Нью-Йорк, США) был создан «русско-украинский отдел», который отвечал за жестко централизованную и конспиративную работу на территории СССР, а руководило деятельностью советских верующих Восточно-европейское бюро «Свидетелей Иеговы» в польской Лодзи, а затем — в германском Висбадене.

Чекисты отмечали угрозу государству: свидетели Иеговы не воевали за родину (за что их в годы войны могли расстрелять), не голосовали на выборах, не получали легализующие документы, игнорировали официальные государственные праздники, не отдавали детей в школы и не вступали в колхозы.
В отчетах МГБ (Министерство госбезопасности) УССР подчеркивалось, что свидетели Иеговы прямо декларировали необходимость свержения существующей власти, говорили о построении теократического государства, а также вели антисоветскую агитацию.

Агенты МГБ внедрились в организацию «Свидетелей Иеговы» в УССР, а когда было собрано достаточно данных, начались аресты. В 1947 году в 13 областях республики были арестованы 313 человек. Обнаружены три подпольных типографии, две фотолаборатории, четыре склада литературы, мастерская по отливке наборного шрифта. Трое человек были приговорены к расстрелу, более 200 отправлены в тюрьмы и лагеря ГУЛАГа. В 1950 году был арестован еще 221 член организации. А в Молдавии 4,8 тыс. свидетелей Иеговы попали в 1949 году под так называемую операцию «Юг» — массовую депортацию, в ходе которой 9 тыс. «неблагонадежных элементов» были высланы в Казахстан.

«Выселение произвести навечно»

Идею депортации активно продвигал глава МГБ Виктор Абакумов. 30 мая 1950 года в официальной записке Иосифу Сталину он представил план массовой депортации свидетелей Иеговы в Сибирь, которая впоследствии и получила кодовое название «Операция "Север"». Подробная аргументация этой меры была изложена в докладной записке на имя Сталина от 19 февраля 1951 года. Тогда Абакумов написал, что за 1947–1950 годы «арестовано 1048 главарей и активистов секты, изъято 5 подпольных типографий и свыше 35 тыс. листовок, брошюр, журналов и др. иеговистской литературы», но, признал он, масштабные аресты не помогли задушить подполье. Чтобы «пресечь дальнейшие антисоветские действия иеговистского подполья», предлагалось выселение. Тут же приводились списки: с Украины — 6140 человек (2020 семей), из Молдавии — 1675 человек (670 семей), из Белоруссии — 394 человека (153 семьи), из Эстонии — 250 человек (130 семей), из Литвы — 76 человек (48 семей), из Латвии — 52 человека (27 семей). Всего 8576 человек (3048 семей).

Из этого документа видно, что депортация уже была согласована и одобрена секретарями ЦК КП(б) республик, в том числе руководителем Компартии Молдавии Леонидом Брежневым. Вместе с запиской Абакумов представил Сталину проект постановления Совета министров по проведению операции. Через две недели, 3 марта 1951 года, Сталин подписал постановление №667-339сс о депортации «нелегальной секты иеговистов»: «Выселение произвести навечно в Иркутскую и Томскую области».

Депортации — самый массовый вид советских политических репрессий, отмечают в Международном Мемориале. Они преследовали следующие цели: устранение из региона потенциально нелояльных власти групп населения, устрашение оставшихся жителей, а также обеспечение удаленных районов СССР бесплатной рабочей силой. В Мемориале (организация включена в РФ в список НКО, выполняющих функции иностранного агента.— “Ъ”) насчитывают 43 крупных депортационных кампаний, в ходе которых были переселены, по разным оценкам, от 5,8 млн до 6,7 млн человек.

Присоединенные к СССР в 1939–1941 годах территории — Западная Украина, Западная Белоруссия, Молдавия, Прибалтика — были сразу же подвергнуты зачистке: выселялись «антисоветские элементы» — националисты, члены контрреволюционных партий, поляки, немцы, кулаки, бандиты, проститутки и другие группы. В частности, из Западной Украины в феврале 1940 года были высланы свыше 89 тыс. «осадников» (жителей польского происхождения). В апреле-мае того же года депортации подверглись еще 102 тыс. «лиц украинского и белорусского происхождения», проживавших в приграничных районах. Затем были выселены около 6 тыс. семей зажиточных украинских крестьян. А летом 1941 года уже со всех присоединенных территорий высылались семьи репрессированных, военнопленных, бывшие офицеры, полицейские, жандармы, сотрудники тюрем, помещики и фабриканты. Точных цифр по этой депортации нет, но, вероятно, было перемещено порядка 300 тыс. человек. Всего с присоединенных территорий с 1940 по 1952 год, по подсчетам экспертов Международного Мемориала, было выслано как минимум 626 тыс. человек — и это не считая свидетелей Иеговы.

По плану операция «Север» должна была начаться в ночь на 1 апреля. «Информация об этом просочилась. У одних "свидетелей" родственники работали в сельсоветах, составлявших списки для операции, другим соседи передавали — не ночуйте сегодня дома. Но люди отказывались убегать — "куда наши, туда и мы",— рассказал “Ъ” руководитель проекта по исследованию истории "Свидетелей Иеговы" в странах бывшего СССР, автор трех книг по этой теме Константин Бережко, изучавший документы в архивах КГБ и записывавший воспоминания людей, прошедших через депортацию.— Некоторые так говорили: а мы никуда раньше не ездили, и эта поездка на Север была как путешествие, дети от окон вагонов не отходили». На местах же путешественников ждали каторжные работы на лесоповале, голод, болезни и необходимость строить свою жизнь заново.

В УССР операция имела ряд отличий от других республик: она была сдвинута на неделю и прошла в ночь на 8 апреля, а вместе с верующими высылались кулаки. Однако, в отличие, например, от Молдавии, где забирали целыми семьями, если в семье был хоть один «свидетель», на Западной Украине выселяли родителей, но оставляли их детей-пионеров и других родственников, которые не являлись свидетелями Иеговы.

«Также не подлежали выселению те, кто отличился на фронте или имел медаль ветерана труда. В Украине несколько сотен человек из-за этого не были выселены. Еще одной особенностью украинского выселения было то, что здесь лицам, подлежащим высылке, предлагалось письменно отречься от веры и взамен остаться с семьей на родине. Нам известно лишь пять таких отказников, остальные уехали,— отмечает историк.— Еще смотрели на состояние здоровья и могли оставить тяжелобольных. Впрочем, известно, что был взят ребенок с менингитом, который умер в поезде, а также две беременных женщины, которые родили четырех детей во время переезда — у одной оказалась тройня». Он добавляет, что сведения о числе прибывших на место высылки обнаружить пока не удалось. Однако при этом целый регион — Закарпатье — выпал из внимания. «В документах по Закарпатью говорилось, что там не хватало войск для проведения операции. Планировали перебросить, но, видимо, не удалось»,— говорит господин Бережко.

Как бы то ни было, в итоге общее число свидетелей Иеговы, депортированных в рамках операции «Север», превысило первоначально намеченное (напомним, планировалось выслать 8576 человек). «Наша группа исследователей изучила документы и получила новую цифру — 9793 человека. Единственное белое пятно — Белоруссия, оттуда очень трудно достать архивные документы», — говорит господин Бережко.

Нет данных и об объеме конфискованного имущества у свидетелей Иеговы.

Сталин разрешил каждой семье переселенцев взять по 1,5 тонны личных вещей, посуды, инструментов и еды. Как обычно, в реальности с этим возникали проблемы.
У опергрупп были грузовики — по одному на две-четыре выселяемых семьи, однако порой в кузове помещалась едва ли половина приготовленных вещей. Остальное, согласно постановлению, отходило властям: «Конфискованное имущество выселяемых обратить на покрытие недоимок по государственным обязательствам; оставшуюся после погашения недоимок часть имущества (жилье и хозяйственные постройки, сельскохозяйственный и другой инвентарь, а также скот) передать колхозам бесплатно с зачислением в неделимый фонд. Продовольствие, зерно и технические культуры передать государству».

«Мы еще не нашли в архивах сведения о том, сколько имущества было изъято и на какую сумму. Но известно: были опросники, которые семьи заполняли перед выселением, писали, что у них забирают»,— говорит господин Бережко. Он отмечает, что после реабилитации в 90-е годы свидетели Иеговы также не получали компенсацию от властей. В документах, подтверждающих факт реабилитации, указывалось, что информация об изъятии и конфискации имущества в архивных справках отсутствует. Исследователь добавляет, что ему известен лишь один случай, когда была выплачена компенсация.

В 1994 году комиссия Залещицкой районной рады народных депутатов Тернопольской области Украины по восстановлению прав реабилитированных рассмотрела заявку жительницы города Новоукраинки Ольги Божик, которую в 21 год выслали вместе с родителями, сестрами и братом, и постановила выплатить ей «14 минимальных зарплат». «В документе сказано, что депортация была 8 апреля 1951 года, но причины высылки не указаны. Однако мне точно известно, что семья — свидетели Иеговы»,— говорит господин Бережко. Также, по его данным, есть попытки, пока неудачные, через суд вернуть изъятые дома, в которых давно живут другие люди.

«Наличие судимости было признаком особой духовности»

Спустя четыре года после проведения операции «Север» ее идеолог и куратор, глава министерства Виктор Абакумов был обвинен в измене и расстрелян. А позже выяснилось, что депортация не помогла достичь цели, которую поставило перед собой МГБ,— ликвидировать подполье «Свидетелей Иеговы». Через год после высылки оперативники МГБ насчитали в УССР 5 тыс. свидетелей Иеговы — оставшиеся члены организации, в том числе в Закарпатье, не отказались от своей деятельности. А высланные семьи начали обживать суровые территории Сибири, продолжили проповедовать, вырыли подземные укрытия, изготовили типографский шрифт, возобновили выпуск печатных материалов и наладили каналы связи с Западом.

Нехарактерное для репрессированных настроение отмечали конвоиры в эшелонах, увозящих верующих на Север: они две-три недели терпели скотские условия столыпинских вагонов без туалетов и нар, на остановках дружно пели песни и не пытались убегать.

В Иркутской и Томской областях переселенцев ожидали со страхом — местным жителям сказали, что к ним везут опасных бандитов и даже людоедов. Однако новоприбывшие изменили мнение сибиряков, и они стали прислушиваться к проповедям. «Я читал массу отчетов уполномоченного по делам религий в Сибири. Там одно и то же: "свидетели" живут замкнуто, продолжают веровать, что бы с ними ни происходило, отказываются от мероприятий партии, не принимают участия в праздниках, на местах работают хорошо, трудолюбивы»,— рассказывает господин Бережко. Сами переселенцы вспоминали, что условия жизни и работы были очень тяжелыми, но депортация стала для них возможностью расширить аудиторию для проповеди своей веры: ранее в Сибири не было этого учения.

В 1953 году на спецпоселении находились 10 387 свидетелей Иеговы, сообщал в справке начальник отдела «П» (отдел спецпоселений) МВД СССР Виктор Алидин. А в 1965 году указом Президиума Верховного Совета СССР были сняты ограничения с высланных религиозных активистов. Но власти запретили им возвращаться на родину. «Советская власть совершила две ошибки: благодаря депортации учение "Свидетелей Иеговы" распространилось в Сибири, а из-за запрета 1965 года "свидетели" разъехались по всему Советскому Союзу»,— говорит господин Бережко. Он объясняет, что если у других конфессий есть миссионеры-проповедники, то у «свидетелей» есть требование ко всем своим членам: каждый обязан проповедовать: ходить по соседям, говорить с коллегами по работе, а затем письменно отчитываться о проделанной работе. Таким образом, каждый член организации является миссионером.

Послабления верующим не было: уже в 1966 году вышел указ «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах». За религиозные собрания и воспитание детей в вере назначались штрафы. Свидетели Иеговы продолжали проповедовать из подполья.

Практически все молодые люди прошли через тюрьму из-за отказа от службы в армии: три года за отказ. А повторный отказ уже шел как рецидив, за это давали еще пять-шесть лет тюрьмы.

Можно было после освобождения сменить место жительства, и военком не сразу присылал вторую повестку,— говорит господин Бережко.— Мальчикам исполнялось 18 лет, и матери рыдали — знали, что сядет. Поэтому наличие судимости у свидетелей Иеговы было признаком особой духовности. Если мужчину не судили, значит, тут дело нечисто — дал взятку или еще как-то увильнул».

В 1988 году все ограничения на деятельность «Свидетелей Иеговы» были сняты. К тому времени большинство взрослых членов организации прошли через аресты и репрессии, получили опыт подпольной работы. И они долго еще не могли поверить, что преследования в прошлом. Религиовед Артур Артемьев, работавший в Казахстане, рассказывает, как пытался наладить связь с религиозным подпольем, чтобы договориться о легализации деятельности, и как руководители общин прятались от него. В 1991 году «Свидетели Иеговы» получили государственную регистрацию в РСФСР, а в 1996-м указом президента России Бориса Ельцина все «свидетели», депортированные в Сибирь, были признаны жертвами политических репрессий и реабилитированы.

Обвинение в экстремизме

К 2017 году, когда организация оказалась снова вне закона, в России насчитывалось порядка 170 тыс. последователей учения «Свидетелей Иеговы». Постепенная криминализация деятельности «свидетелей» началась с признания экстремистскими их печатных изданий. Само понятие «федеральный список экстремистских материалов» появилось в 2002 году в принятом антиэкстремистском законе. Список был создан лишь в 2007 году, а первые журналы и брошюры «Свидетелей Иеговы» туда попали в 2009 году, когда Горно-Алтайский городской суд удовлетворил представление прокуратуры. Следом материалы организации отправили в черный список Минюста в Ростове-на-Дону, Кемерово и Краснодаре.

«Но люди-то продолжали читать эти книги, издавать, тогда уже суды стали признавать экстремистскими региональные организации "свидетелей". Где-то решение было оспорено, где-то суды отказали, но процесс пошел»,— вспоминает правозащитник, директор Института прав человека Валентин Гефтер.

В 2009–2010 годах в стране началась кампания против «Свидетелей Иеговы» — у членов организации проходили обыски, изымалась литература. А в 2014–2016 годах в судебном порядке были признаны экстремистскими и ликвидированы несколько региональных общин, а их имущество — земельные участки, дома — конфисковано. 20 апреля 2017 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» и 395 организаций в регионах, а 17 августа того же года Минюст окончательно включил их в перечень экстремистских организаций.

«В связи с многочисленными обращениями» Минюст был вынужден объяснить причину запрета, указав, что «с 8 по 27 февраля 2017 года была проведена внеплановая документарная проверка соответствия деятельности религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" заявленным в ее уставе целям и задачам и законодательству РФ. По результатам проверки установлено, что деятельность названной организации осуществляется с нарушениями уставных целей и задач, а также действующего законодательства РФ, в том числе Федерального закона №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"». Нарушениями было признано использование региональными организациями запрещенной литературы — 95 экстремистских брошюр. Как отметили в Минюсте, головная организация не запретила использование этих брошюр даже после получения предостережения от Генпрокуратуры.

Получилось, что региональные организации были запрещены из-за этих брошюр, которые подбрасывались, а Управленческий центр запретили, так как он был ответственным за действия региональных организаций»,— объяснил “Ъ” представитель Европейской ассоциации «Свидетелей Иеговы» Ярослав Сивульский.

«Это победа российского правосудия и здравого смысла,— прокомментировал в 2017 году “Ъ” решение суда зампред экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ Роман Силантьев.— Секта была злокачественной опухолью в российском обществе, и ее справедливо ликвидировали. Другим агрессивным сектам стоит сильно насторожиться».

Со стороны российского общества были претензии к «свидетелям». Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова сообщала, что к ней обращались граждане, считавшие нарушением своих прав навязчивую миссионерскую деятельность свидетелей Иеговы, которые приходили к ним домой, останавливали на улице, настойчиво предлагали книги и зазывали вступить в организацию. «Граждане сообщали, что миссионеры записывали данные о месте их проживания, и они расценивали такие действия как вторжение в их личную жизнь и иногда как угрозу безопасности»,— заявляла госпожа Москалькова. Также в России предпринимались попытки вернуть через суд имущество, которое родственники истцов — новообращенные адепты «Свидетелей Иеговы» — добровольно жертвовали организации.

С 2017 года правоохранительные органы начали искать сообщества верующих и преследовать их за продолжение деятельности экстремистской организации.

По подсчетам самих «свидетелей», к настоящему моменту обвинение предъявлено 462 верующим, 54 человека находятся в СИЗО, еще 32 — под домашним арестом.
По данным Правозащитного центра «Мемориал» (внесен Минюстом в список иноагентов), большинство — 394 человека — обвиняется по ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации), которая предусматривает лишение свободы. Также в числе обвинений — вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу (ч 4 ст. 150 УК РФ) и финансирование экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 282.3 УК РФ). «Только за 2020 год добавилось 110 новых обвиняемых, это в два раза меньше, чем годом ранее»,— сообщил Александр Верховский, глава информационно-аналитического центра «Сова» (внесен Минюстом в список иноагентов), исследующего проявления национализма, ксенофобии и экстремизма, член Совета по правам человека при президенте РФ.

В докладе «Совы» говорится, что к февралю 2021 года были приговорены к разным видам наказания, от штрафов до тюремного заключения, 59 свидетелей Иеговы в возрасте от 23 до 74 лет. «Причем в таких делах правонарушение носит формальный характер: молился или нет, читал брошюры или нет, главное, чтобы было доказано участие человека в деятельности организации. И наличия запрещенной брошюры достаточно для этого. А была ли деятельность опасной — не важно, это уже установлено в момент запрещения брошюры. Так устроено законодательство. И это неправильно»,— говорит господин Верховский. Максимальные сроки — шесть-девять лет, которые назначают верующим, можно сравнить со сроками, назначаемыми за антисоветскую деятельность в СССР, отмечает Валерий Борщев, сопредседатель Московской Хельсинкской группы: «По статье 70 УК РСФСР (антисоветская деятельность) максимальный срок был семь лет».

Иск в ЕСПЧ

После 2017 года часть свидетелей Иеговы покинула Россию. «Сейчас в стране более 100 тыс. свидетелей Иеговы, это потенциально фигуранты новых уголовных дел»,— говорит господин Верховский и добавляет, что властям стоит что-нибудь предпринять. Например, пересмотреть решение о запрете организации. Поводом, рассчитывают верующие, станет решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Сейчас в ЕСПЧ находится жалоба от «свидетелей», которые требуют выплатить им €79,1 млн (6 млрд руб.).

«Общая оценка конфискованного у российских свидетелей Иеговы имущества отражена в иске в ЕСПЧ — €79,1 млн. Это только стоимость имущества»,— говорит господин Сивульский.

Ранее представители России заявляли, что сумма компенсации взята с потолка и в иске нет оценки изъятого, но господин Сивульский пояснил, что изначально в Страсбург отправились две жалобы, одна из которых — от региональных организаций, где и содержалась оценка имущества, но в итоге ЕСПЧ объединил их. «По нашему иску уже состоялись все переговоры, стороны предоставили комментарии. Ожидалось, что решение ЕСПЧ будет в конце прошлого года, но, видимо, карантин повлиял на планы. Так что мы ждем его в ближайшие месяцы»,— говорит господин Сивульский.

Президент России Владимир Путин высказывал свое мнение о запрете «Свидетелей Иеговы» на встрече с членами СПЧ в 2018 году. «Конечно, это чушь полная, надо внимательно с этим разобраться»,— сказал господин Путин в ответ на слова члена СПЧ Екатерины Шульман о том, что в перечне организаций, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремизму и терроризму, подавляющее большинство относится к «Свидетелям Иеговы». В конце 2020 года пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уточнил, что с вопросом разобрались, но «изменений в законодательстве не последовало».

Коммерсантъ, 10.04.2021

к оглавлению

ОЛЕ ЭНТОНИ

Умер Оле Энтони: гроза телепроповедников

Энтони нужно было верить в свою исключительность, и он убедил окружающих, что они принадлежат к духовной элите. Иногда он бывал торгашом. Он никогда не переставал быть аферистом. Рассказывая о своей жизни, он лгал и преувеличивал, чтобы произвести впечатление на людей. Он строил грандиозные планы, льстившие его самолюбию и усиливавшие его очевидную харизму, не позволяя ни смирению, ни здравому смыслу других людей себя сдерживать.

Но одновременно он проповедовал весть о благодати Божьей тем, кто в ином случае никогда бы ее не услышал. Он создал радикальную общину из христиан, посвятивших себя воссозданию церкви первого века. И он взял на себя задачу разоблачать дешевые трюки телепроповедников, которые извращали имя Христа ради материальной выгоды.

По словам членов основанной им маленькой церкви в Далласе, Энтони был «больше похож на ветхозаветного пророка», чем на кого-либо еще. «Любой разговор с ним заставлял тебя глубоко задуматься о своих отношениях с Богом», — сказал Гэри Бакер, старейшина церкви Community on Columbia. Другой старейшина, Джон Рутледж, сказад, что библейские уроки Энтони «пронизывали туман самообмана слушателей и делали ясной их нужду в искуплении. По крайней мере, так было со мной».

Энтони скончался в пятницу, 16 апреля, в возрасте 82 лет. Он много лет курил трубку, в 2017 году у него обнаружили рак легких с метастазами в печени и мозгу. За два года до смерти он перестал вести свои ежедневные библейские занятия в 7:30 утра. На последних аудиозаписях можно услышать, как трудно и больно ему дышать.

«Делать больше нечего, и с самой Пятидесятницы не осталось ничего, что еще нужно было бы сделать, — говорил Энтони в марте 2019 года. Делать больше ничего не нужно. Совершенное наступило. Понимаете ли вы, как важно, что больше нечего делать?»

«Тебе суждено было стать неудачником»

Энтони родился в штате Миннесота 3 октября 1938 года. Когда ему исполнилось 10, семья переехала в г. Викенбург, штат Аризона, — городишко в пустыне, который называли «всемирной столицей ранчо». Затем его отец ушел из семьи, а мать организовала небольшой дом престарелых.

По его собственным воспоминаниям, Энтони был буйным юношей, который постоянно попадал в неприятности из-за девушек, наркотиков и нарушений закона. Однако репортер газеты Dallas Observer выяснил, что на самом деле Оле работал в продуктовом магазине Safeway, был членом Национального общества почета и школьного радиокружка, а также одним из редакторов школьного ежегодника. Никаких свидетельств того, что у него были серьезные проблемы, нет.

В 18-летнем возрасте он поступил на службу в ВВС и оказался на военной базе в Южной Корее, где стал техником по обслуживанию специального вооружения. Впоследствии он называл себя «оперативным сотрудником и аналитиком службы наблюдения» и рассказывал, как выполнял шпионские задания «за бамбуковым занавесом» в коммунистических странах Азии и собственными глазами видел ядерные испытания на юге Тихого океана, в том числе некий особенно запомнившийся ему взрыв, который «превратил в пар целый остров».

Непосредственный начальник Энтони, капитан Уильям Бэллард, утверждал, что все было не совсем так, и сказал одному газетчику, что «мы не занимались такими операциями». По словам Бэлларда, Энтони занимался установкой сейсмодатчиков системы слежения за тайными испытаниями ядерного оружия по всему миру. «Оле всегда шел до самого конца, — рассказывал Бэллард другому журналисту. — Я никогда бы не подумал, что он станет настолько религиозным. Но если уж он за что-то берется, то влезает в это по самые уши».

Демобилизовавшись, Энтони вернулся в Техас и увлекся политикой на стороне республиканцев. Он был консультантом Барри Голдуотера во время президентской гонки 1964 года и одним из региональных руководителей кампании Джона Тауэра, в 1966 году баллотировавшегося на пост сенатора штата Техас. В 1968 году Энтони сам попробовал выдвинуться в законодательное собрание штата, но проиграл.

В 1971 году Энтони открыл собственную политическую фирму в Далласе, однако его жизнь резко изменилась под влиянием Нормана Грабба — английского миссионера, служившего в бельгийской колонии в Конго, который проповедовал о смысле креста и о смерти для себя. «Слова, которые меня тронули, — впоследствии рассказывал Энтони, — звучали так: „Тебе суждено было стать неудачником. Только так Бог может тебя использовать. Честно оглянись вокруг. Разве ты не видишь, как тщетны, пусты и бесплодны все человеческие старания? Все, что тебе нужно, это отречься от себя, взять свой крест и последовать за Ним».

Энтони часто сравнивал свое обращение с ядерным взрывом: «Если ты понимаешь, что Бог хочет от тебя полного подчинения, это похоже на ядерный взрыв у тебя в мозгу», — и придумал историю о том, как видел ядерные испытания. Его друг журналист Джон Блум, ставший известным после сатирической статьи о кинотеатрах для автомобилистов, написанной под псевдонимом Джо Боб Бриггс, говорил, что Энтони таким образом пытался описать пережитую им «мистическую вспышку понимания». «Объяснить, как такие вещи происходят, невозможно», — говорил Блум, сам переживший обращение в 1984 году.

Рождение общины

Энтони настолько изменился, что оставил свою политическую фирму и основал Фонд Тринити, названный так в честь первого в мире полигона для ядерных испытаний в штате Нью-Мексико. Он собирался организовывать и рекламировать евангелизационные мероприятия, но почти сразу потерпел неудачу. Он хотел купить телевизионную станцию, но ничего не получилось. Он вел программу на радио, которая пользовалась относительным успехом, но спустя какое-то время была прекращена — возможно, из-за того, что работать с Энтони было трудно.

«Один за другим все проекты Оле заканчивались ничем, — писал Блум. — к моменту нашего с ним знакомства Фонд Тринити, похоже, находился в глубокой коме. Но на самом деле он еще только появлялся на свет».

В 1974 году деятельность Фонда Тринити сократилась до занятий по изучению Библии. Энтони надеялся привлечь республиканцев из числа чиновников и предпринимателей, с которыми он раньше работал, но на самом деле к нему потянулись техасские маргиналы — люди, пережившие травму, попавшие в беду и нуждавшиеся в вести о том, что Иисус любит опустившихся и отверженных и уже сделал все необходимое на кресте.

«Те, кто приходил, приносили с собой не только Библии, — рассказывает Блум. — Они приносили с собой подростковые беременности, разводы, обвинения в мошенничестве, судебные ордера, ссоры с родителями, судебные тяжбы за детей, наркозависимость, алкоголизм, автомобильные аварии и более или менее тяжелые заболевания без какой-либо медицинской страховки. Весь этот травмирующий опыт стекался на занятия по изучению Библии, вынуждая Оле обращаться к текстам, в которых Павел призывает христиан радоваться скорбям и хвалиться невзгодами».

Углубившись в эти новозаветные наставления, Энтони зациклился на мысли о том, что современные христиане должны стать больше похожими на церковь первого века. Опираясь на Деяния 2:42-47, вместе с последователями он дал обещание делиться всем своим имуществом друг с другом и со всеми нуждающимися. Они купили несколько домов по соседству, назвали их «Кварталом» и стали ежедневно собираться для изучения Библии, совместных трапез и непрерывного ученичества.

Члены общины согласились давать приют бездомным, и Энтони придумал быстро увядший, но широко разрекламированный план решения проблемы бездомных. Каждая церковь в стране должна была принять одного или двух нуждающихся. Несколько общин присоединились к проекту, хотя некоторые церкви из Далласа впоследствии отсылали бездомных к Энтони с объяснениями, что они не могут помочь этим людям, но знают, что Энтони может.

Энтони также оказался под влиянием мессианского иудея по имени Зола Левитт, и община начала отмечать еврейские праздники, истолковывая Рош-Хашана, Йом-Киппур, Пурим, Пятнадцатое ава и другие даты как тексты об Иисусе. Сегодня церковь утверждает, что каждый праздник подобен «кусочку временного пазла», и «когда картинка полностью сложится, перед нами окажется портрет Иисуса Христа».

Обвинения в духовном насилии

В процессе радикальных перемен и обновления «Квартала» некоторые люди пострадали. По словам бывших членов группы, община утратила всякое чувство личных границ, и Энтони со своей харизмой пользовался безраздельной властью, выдавая собственные желания за единодушное согласие всех участников и подчиняя себе жизни других. Он решал, кому вступать в брак. Он указывал людям, где жить. Не спрашивая разрешения, он раздавал чужое имущество и селил бездомных в чужих домах.

Возможно, самой жестокой практикой был ритуал, который в «Квартале» называли «электрическим стулом» (hot seat). По словам бывших членов группы, кого-то одного — обычно того, кто осмеливался возражать Энтони, — делали козлом отпущения. Его сажали в середину круга, и остальные члены общины обрушивали на жертву поток упреков и продолжали, пока та не ломалась.

«Это было бесчеловечно, — вспоминает Пауэлл Холлоуэй, которому довелось посидеть на „электрическом стуле“ в 1986 году. — Смысл был в том, чтобы умереть для себя, осознать тот факт, что ты последний из грешников».

Когда люди, наконец, психологически ломались, они переставали опровергать самые худшие обвинения в свой адрес и испытывали стыд и отвращение к себе. Члены общины нередко исповедовались в худших грехах, какие только могли вообразить, включая педофилию, вуайеризм, cкотоложество, кровосмешение и проституцию. Иногда такие признания были правдой, но чаще люди просто это выдумывали, чтобы продемонстрировать полное послушание группе.

Сам Энтони, как глава общины, никогда на «электрическом стуле» не сидел, вспоминают его бывшие последователи.

Нынешние члены «Квартала» говорят, что с тех пор община возмужала и повзрослела, и «электрический стул» больше не практикуется. Однако они признают, что идея «христианства в полный контакт», которую исповедовал Энтони, может приводить к конфликтам и обидам.

Расследование деятельности телепроповедников

Фонд Тринити привлек к себе всеобщее внимание в начале 1990-х годов, когда взялся за расследование деятельности телепроповедников. Один из членов общины рассказал Энтони, что в трудный момент жизни пожертвовал последние 5000 долларов Роберту Тилтону, проповеднику евангелия преуспевания и ведущему телевизионного шоу Success N Life, которое транслировалось более чем двумястами станций в США.

«Мне была нужна панацея, и Тилтон был готов мне ее продать, — вспоминал впоследствии Гарри Гуцлафф. — В тот момент это казалось разумным. Я верил, что Бог действует в моей жизни, а Тилтон твердил: „Дай мне доллар, и я верну тебе тысячу!“»

Энтони и его последователей оскорбило такое предательство Евангелия, и они попытались что-то предпринять. Они обратились в национальную ассоциацию религиозного вещания, но не получили ответа. Они обратились в местную прокуратуру, но окружной прокурор пришел к выводу, что Тилтон, похожий на мультипликационного персонажа, который повсюду видит бесов, не делает ничего противозаконного. Они обращались в различные СМИ, но все было безрезультатно, пока один продюсер из компании Эй-Би-Си не объяснил, что нужно представить убедительные доказательства, и дал несколько советов, как эти доказательства найти.

Искомые улики были найдены в мусорных баках рядом с офисом Тилтона, офисом его адвоката, отделением Банка Оклахомы и фирмы, занимавшейся компьютерной обработкой данных. Фонд Тринити выяснил, что Тилтон обналичивал чеки, заносил в компьютер контактную информацию из молитвенных писем и вновь обращался к авторам этих писем, прося прислать еще денег. Сотни тысяч писем, которые он обещал прочесть, и на которые он обещал с молитвой возложить руки, изорванные лежали на помойке.

«Это были в буквальном смысле вдовы и сироты, — рассказывал Энтони. — Именно они поддерживают телепроповедников. Самые немощные, самые беззащитные люди в мире».

21 ноября 1991 года в прайм-тайме канала Эй-Би-Си вышла в эфир программа с результатами расследования деятельности Тилтона и еще двух проповедников. Авторы использовали улики, собранные Фондом Тринити. Диана Сойер взяла у Энтони интервью и показала видеозапись мусора, который собрали начинающие «мусорологи». Вскоре пять федеральных агентств объявили о начале уголовного расследования против Тилтона, и его служение кануло в лету.

Фонд Тринити на этом не остановился и провел еще более 300 расследований деятельности разных телепроповедников, в том числе Бенни Хинна, Кеннета Коупленда и Полы Уайт. Служение получало поддержку от сотен американцев, посылало членов церкви учиться на частных сыщиков и превратилось в единственную организацию, полностью сосредоточившуюся на наблюдении за христианскими медиаслужениями.

В 1996 году Фонд Троицы приобрел христианский сатирический журнал The Door и время от времени использовал эту публикацию в своей войне с телепроповедниками. Например, однажды журнал опубликовал фотографию обнаженного Уолтера Гранта в стиле «Плейбоя», которую сыщики отыскали вскоре после того, как телепроповедника признали виновным в неуплате налогов.

Церковь «Квартал» и Фонд Троицы со временем разделили сферы своей деятельности, но между ними сохранилась тесная связь. Церковь переименовали в Community on Columbia.

В 2007 году, когда комиссия Сената США во главе с республиканцем Чаком Грассли начала изучать деятельность известных телепроповедников, намереваясь ужесточить налоговые требования к медиаслужениям с оборотом в миллионы долларов, Фонд Тринити представил правительству 38 докладов. Однако отчет сенатской комиссии не привел ни к каким изменениям в законодательстве.

Энтони остался непоколебим и выступил с критикой в адрес телепроповедников, когда те поддержали Дональда Трампа на выборах 2016 года. Он продолжал сотрудничать с журналистами, которые хотели разоблачить обман евангелия преуспевания, при этом продолжая вести занятия по изучению Библии и принимая участие в жизни церкви. Своим девизом он выбрал латинскую фразу, приписываемую Мартину Лютеру: Crux sola est nostra theologia («Один лишь крест — наше богословие»).

В конечном счете, борьба Энтони с телепроповедниками, нуждающиеся люди, приходившие в далласский «Квартал», и его собственные грандиозные замыслы — все это были части одной картины. Как-то раз он сказал Блуму: «Многие из этих людей держатся за свои жалкие мелкие представления о себе. Они не понимают, что все дело в Боге. В них тоже, но лишь в той их части, которая содержит Бога. Они считают себя особенными».

Энтони никогда не был женат. Племянницы похоронят его в г. Сент-Питере, штат Миннесота. Поминальная служба состоится в Далласе 1 мая.

Christianity Today, 19.04.2021

ВИССАРИОН

Суд подтвердил решение изъять участок у "Церкви последнего завета"

Третий арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Красноярского края по иску регионального министерства лесного хозяйства о расторжении договора безвозмездного пользования лесным участком с религиозной организацией "Церковь последнего завета".

По данным картотеки арбитражных дел, соответствующее решение принято 21 апреля. Другие подробности пока не опубликованы.

Как сообщалось, в феврале 2021 года Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил иск регионального Минлесхоза о расторжении договора, подписанного в 2015 году, согласно которому "Церковь последнего завета" обязалась использовать участок в соответствии с лесным законодательством для осуществления религиозной деятельности.

Минлесхоз заявлял о нарушениях условий договора религиозной организацией - размещении на участке не предназначенных для осуществления религиозной деятельности жилых и нежилых строений, захламлении лесного участка отходами и т.п. При этом "Церковь последнего завета" отказалась подписывать соглашение о расторжении договора аренды в добровольном порядке, в связи с чем Минлесхоз края обратился в суд.

"Церковь последнего завета" - религиозное движение, которое в 1991 году основал житель Красноярского края Сергей Тороп, называющий себя Виссарионом. В 1995 году организация получила современное название и была зарегистрирована в министерстве юстиции. Последователи движения называют себя также "общиной Виссариона", они проживают в нескольких населенных пунктах в Курагинском районе.

Интерфакс, 21.04.2021

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
191186, Россия, Санкт-Петербург, а/я 100
russia@apologetika.ru


В избранное