Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

2.1.2.5. Возвращение в Египет


Информационный Канал Subscribe.Ru

Изучаем Библию вместе Выпуск 177 от 2004-03-20 для 3203 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам на alexey@biblestudy.ru или vasily@biblestudy.ru
Приглашаем вас подписаться на наш дискуссионный лист
Рассылки Subscribe.Ru
Наедине с Библией

Наш рассылка долго не выходила, поэтому в этом выпуске - сразу две
темы.

2.1.2.5. Возвращение в Египет
... не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. (Ис.43:1)

4:19 "... пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей." (Исх.4:19)
Умер Тутмос III, с которым у Моисея был конфликт.

4:20 "И взял Моисей жену свою и сыновей своих" Но во время самых тяжелых испытаний
семьи с Моисеем не было. Со своей женой он встретился при горе Синае, лишь когда
все трудности были уже позади. (Исх. 18:5,6)

4:21 "... когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые
Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит
народа". Господь никак не влиял на фараона, ни в положительную, ни в отрицательную
сторону. Вся слава Исхода принадлежит лишь одному Богу. "Ожесточить" здесь значит
не повлиять на принятие решения, а послужить поводом для проявления у человека
соответствующей реакции.

4:22-23 "И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец
Мой;
Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не
отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего."

Обратите внимание на противопоставление: "Израиль сын Мой, первенец Мой - убью
сына твоего, первенца твоего." 
Израиль дорог Богу как сын. Чтобы фараон осознал это, Бог говорит ему о его сыне.
Фараон сам привел себя к такому выбору, так как он стремился уничтожить Израиль
-первенца Божьего, через уничтожение младенцев мужского пола (Исх.1:11)

4:24 "Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить
его." Его - не Моисея, а первого сына Моисея и Сепфоры - Гирсама. Он не был обрезан,
а значит, не был посвящен Богу, и не имел права на жизнь. В свете грядущих событий
(10-ая казнь египетская) такая ситуация была невозможна. Ошибку надо было срочно
исправить, и Гирсам был обрезан.

46:25 "жених крови" - жених здесь - участник завета, союза, а не будущий супруг.
Такой символизм характерен для Библии. Например, часто когда говорится о  Церкви
и Христе,  они символически называются  невестой (Еф 5:22-24 ; Откр 21:2,9,10)
и женихом 
(Мк 2:19,20 ; Ин 3:29).

46:26 "жених крови - по обрезанию" Здесь Сепфора уже говорит о своем сыне.
По-видимому, случай с запоздалым обрезанием Гирсама показал, что Сепфора должна
пока остаться с отцом.

4:27 "И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел,
и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его." Встреча произошла при горе
Синае.

4:30 "..и пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею; и сделал
[Моисей] знамения пред глазами народа" Как видно, братья разграничили функции,
как и предложил им Господь (Исх. 4:15-16)

4:31  "и поверил народ" Обещание Бога исполнилось: "И они послушают голоса твоего..."
(Исх.3:18)



 
2.1.2.6. Отказ фараона
Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на
день гнева и откровения праведного суда от Бога. (Рим.2:5)

5:1 "После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь,
Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне."

"Моисей и Аарон" Господь повелел Моисею явиться к фараону вмести со старейшинами.
Но мы видим, что Моисей и Аарон пришли к фараону одни.  Здесь есть глубокий смысл.
Если бы старейшины сопровождали Моисея и Аарона, то их слова являлись бы простым
прошением народа, которое, скорее всего, не вызвало бы возражений. Но старейшины
побоялись явиться к фараону, поэтому Моисею и Аарону,  оказавшимся одним,  не
оставалось ничего иного, кроме как выступать в роли пророков, говорящих в повелительном
тоне от имени Всевышнего. 
Как вы помните, Господь повелел сказать фараону немного мягче: 
"Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути,
чтобы принести жертву Господу, Богу нашему." (Исх.3:18)
Мы же видим, что разговор Моисея и Аарона с египетским правителем начинается
с неприятного для него заявления. Бог через Моисея прямо говорит о своих правах
на народ израильский: "... отпусти народ Мой". Фараон же считал евреев своими
рабами.

5:2 "Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил
Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу."

 Вопрос фараона звучит с одной стороны, вполне невинно. "Кто такой Господь?"
Что это за Владыка, от имени которого говорят представители евреев ? Египтяне
придерживались политеистического мировоззрения, для которого наличие множества
легитимных богов вполне приемлемо. 

Но слова фараона не являются проявлением простого любопытства. Он говорит: "Кто
такой Господь, чтобы я послушался голоса Его...?"  Такая форма пренебрежительного
отношения характерна для библейских текстов:
"И Навал, отвечал слугам Давидовым, и сказал: кто такой Давид, и кто такой сын
Иессеев? ныне стало много рабов, бегающих от господ своих;"(1Цар.25:10)

Таким образом, фараон, "сын небесного бога Ра", считает себя выше Самого Предвечного.

 " Я не знаю Господа, и Израиля не отпущу". Здесь фараон говорит слова совершенно
недопустимые даже для язычников. Древние люди, как правило, относились с уважением
к чужим божествам (например, в эпоху римского владычества, в Иерусалимском Храме
приносились жертвы и дары от имени римских императоров), и фараон должен был
не только приветствовать паломничество израильтян, но и дать их Богу свои дары.

5:3 "... отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу
нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом."  Моисей и Аарон ничего не
ответили на выпады фараона. Они еще раз повторили свое требование, и подтвердили
его законность.

"...на три дня..." Но ведь Господь собирался освободить Свой народ навсегда,
а не представить ему трехдневную передышку ? Неужели Бог обманывал ? Нет. Таким
образом он лишь продемонстрировал всем духовное состояние фараона. У него не
требовали принять тяжелое решение - лишить экономику страны большой доли рабочей
силы. Ему было предложено весьма малое - отпустить евреев не три дня для совершения
праздника.  Именно в этом ключе надо понимать слова Бога : "... когда пойдешь
и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред
лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа." (Исх.4:21)

5:4 "... для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? ступайте на
свою работу." Фараон задает Моисею и Аарону риторический вопрос, прекращая этим
дальнейшую дискуссию.

 Как вы помните, делом евреев было изготовление кирпичей для строительства городов-складов
Рааамес и Пифом (Исх.1:11). 

5:5 "... народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его" По-видимому,
фараон под словами "сей земле" имеет ввиду не всю землю египетскую, а лишь землю
Гесем - дельту Нила, где изначально жили евреи. (Быт.45:10)

5:6 "... фараон дал повеление приставникам над народом... " Это повеление об
усилении гнета, как будто разрушает надежды евреев: "...и поверил народ; и услышали,
что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они
и поклонились."(Исх.4:31)

5:7 "... не давайте впредь народу соломы для делания кирпича" Кирпичи делались
большого размера, и  не обжигались в печах, а лишь высушивались на солнце. Чтобы
глина не трескалась при быстром высыхании, изделие армировалось соломой.

5:12 "И рассеялся народ по всей земле Египетской собирать жниво вместо соломы."

Как видно из текста, евреи жили компактной общиной в земле Гесем.
Жниво - остатки на поле после жатвы. Израильтяне быстро собрали всю оставшуюся
солому и начали использовать жниво - стерни растений. При раскопках Раамеса и
Пифома археологи находят в нижних слоях качественные кирпичи с соломой, в верхних
- плохо армированные кирпичи с мелкой соломенной резкой и стернями, вырванными
с корнем. В самых верхних пластах кирпичи вообще не имеют никакого наполнителя.

5:13-14 Как видно из этих текстов, "приставники" (в евр. тексте - притеснители)
- надзиратели из египтян, "надзиратели сынов Израилевых" - евреи. Египтяне применяли
популярную схему угнетения подвластного народа - разжигание в его среде вражды
между угнетенными и помощниками угнетателей. Но это не сработало, так как евреи
жалели своих братьев, за что надзирателей били.

5:15 "И пришли надзиратели сынов Израилевых и возопили к фараону, говоря: для
чего ты так поступаешь с рабами твоими?" Данный текст - пример наивной веры людей
в своего правителя. Пришедшие полагали, что добрый фараон просто не знал о творящемся
произволе. Это наводит на мысль, что евреи также считали  жестокий указ об истреблении
их детей (Исх.1:22) исходящем не от фараона, а, скажем, от его окружения.

5:16 "...соломы не дают рабам твоим, а кирпичи, говорят нам, делайте. И вот,
рабов твоих бьют; грех народу твоему." Надзиратели из сынов Израилевых говорят
фараону, что такое несправедливое отношение к израильтянам является не личным
грехом фараона, а грехом всего египетского народа. Последующие события (десять
казней египетских) подтвердят это.

5:17 "... праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу."
Значит, никаких подобных инициатив от евреев раньше не исходило.

5:21  "...судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона..."
(Исх.5:21) Крайними в этой истории оказались Моисей и Аарон. Фараон, казалось,
добился того, чего хотел.

5:22 "Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, для чего послал
меня?"
 Причиной Исхода стало не надежда на выполнение обетований, данных Аврааму, а
бедственное положение. Возможно, в этом есть особая воля Божья, так как, если
бы израильтяне в Египте не были поставлены в невыносимые условия, то, они, давно
смирившиеся с положением рабов, не захотели бы менять свою устоявшуюся жизнь.





 

Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам по адресу alexey@biblestudy.ru или vasily@biblestudy.ru
Мы уверены - Вам понравятся эти рассылки:
Утренние размышления о вере

Подписавшись на эту рассылку, Вы будете каждый день сутра получать короткую проповедь, которая настроит Вас на благочестивые размышления втечение всего дня.

Как научиться молиться ?

Данная рассылка поможет Вам открыть для себя секреты успешной молитвы. Ваше общение с Богом станет простым и непринужденным. Вы сможете тогда с полной уверенностью сказать о Боге: "Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" (Чис. 23:19)

Линия жизни

Эта рассылка состоит из очень содержательных и подробных проповедей для христиан, желающих встретить Второе Пришествие Христа совершенными. Жаль только выходит нечасто - раз в месяц.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное