Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Крестовый поход (НЕ Святое Письмо) 3. ЕДИНОНАЧАЛИЕ (24.06)


Информационный Канал Subscribe.Ru

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (НЕ Святое Письмо)


О хорошем правителе народ
Знает лишь то, что он есть
И этого достаточно

(Лао Цзы)

     3. ЕДИНОНАЧАЛИЕ

     Разве не любили греки обманывать и до христианства? Разве не ценили персы честность и до ислама? Разве иудеи не сделали банковское дело своим любимым занятием и до Моисея? У язычников одно уравновешивается другим - в этом все дело.
     На старте все участники находились в равных условиях - все были язычниками. Любая языческая религия характерна тем, что не имеет силы светской власти. Принимая единого бога, человек должен принять и заповеди - нормы общественной жизни.

     Европа. Греция. Это каменистая страна с абсолютно неплодородной почвой. Охотники, которые сюда пришли из современной Молдавии, принесли с собой свои тотемы. Каждый род поклонялся тотему, делился с ним добычей и просил защиты против соседей. Охотиться в Греции особо не на кого, разве что на аборигенов. Добыча от такой охоты уже не может быть съедена за один вечер.
     Что делать с дворцом - царским домом? Очень непривычная добыча. Его можно сжечь, разрушить. Еще можно в нем жить. Напялить на себя гардероб прежних хозяев. Сделать все имущество прежних хозяев своим и наложить охотничью лапу на его экономику. Охота продолжалась и на море. Теперь она называлась пиратством и торговлей. В самой Элладе делать нечего, кроме разведения коз и выращивания винограда. И справлять мистерии Диониса, понятное дело.
     С ростом добычи росли требования к охоте. На Трою в одиночку не попрешь. Надо объединяться. У каждого рода имеется свой тотем. Род, который решил стать начальником, объявляет свой тотем главным, а остальные - второстепенными. Олимп стал копией совета вождей ахейского племенного союза. Их человекоподобие не должно нас обманывать. Зевс поначалу был волком. У некоторых родов он жил в листве дуба. Афина - лисой, а Аполлон вообще был дельфином. Какие дельфины в Молдавии? Не в Молдавии. Аполлон был финикийским тотемом, а финикийцы - моряками.
     Под Троей Аполлон, как финикийский бог, участвовал в битвах против ахейцев. Все выглядело иначе, мягко говоря. Ахилл был одет в звериные шкуры и носил вместо шлема кабанью голову, а мы представляем себе его, как тяжеловооруженного спартанского гоплита.
     Не будем отвлекаться. Ни один тотем, даже главный, не учил вождя жизни и не указывал ему: с кем воевать, а с кем погодить. Дело шамана - камлать, а страной и народом правит вождь. Положение дел не изменилось, когда вождь стал царем, диктатором, стратегом, императором и консулом, а шаман стал жрецом, авгуром и даже сивиллой. Для управления народом были написаны законы. У каждого народа свои понятия о боге, но закон для всех один.

     Междуречье и Египет. Ситуация сложилась аналогичная, как это ни странно. Охотники, которые селились в пещерах на холмах, окружающих речные долины, имели, чем заняться. Земледелием. Каждый род занимал свой участок орошаемой почвы и обрабатывал его. Роду покровительствовал тотем. Развивалась мелиорация, урожаи росли, роды объединялись, тотемы тоже.
     В Месопотамии каждый город имел своего Ваала и свою Астарту. В Египте каждый сэп (мы привыкли называть его номом) имел своего звероподобного тотема. С образованием государств тотемы и покровители столиц становились главными богами, а остальные боги им подчинялись.
     В чем же схожесть? Абсолютно разные религии, абсолютно разные культуры и мировоззрения. Везде нормы общественной жизни регулировались сводами законов. Столб Хаммурапи в этом смысле ничем не отличался от римского кодекса. Но ни один тотем, даже самый главный, не давал своим верующим ничего похожего на мораль, на заповеди.

     С развитием культуры люди становились умнее, образованнее, но не моральнее. Своды законов говорили о том, что ожидало каждого за нарушение норм общежития. Из этого можно было вычислить, чего делать нельзя. Но никто не дал людям императива: как надо жить и что надо делать.
     Была ли необходимость в чем-либо подобном? Конечно. Чем выше интеллект, тем ниже инстинкты. Неолитический охотник совершал инстинктивные поступки, которые обеспечивали сохранение вида, рода и так далее. Со временем роль воспитания росла, влияние "врожденной" морали падало. Кто-то должен был сказать ребенку: не убий, не укради. Кто мог это сделать?

     Именно такая задача стояла перед монотеизмом. Не централизация власти, как мы привыкли думать. Если бы монотеизм служил централизации власти, то египетские жрецы стали бы самыми пылкими сторонниками первой попытки перейти к культу единого бога. Но они стали самыми ярыми противниками этого шага. Дошло до того, что сын фараона-реформатора был вынужден отказаться от имени и вернуться в старую столицу. Но и это его не спасло. Умер в ранней юности. Жрецы подстраховались.
     С Египтом связана не только первая попытка монотеизма, но и первое его зарождение. Моисей получил скрижали на горе Синай, а это Египет, как ни крути. Было ли это попыткой возродить культ единого бога-творца среди отдельно взятого народа, которую предпринял египетский вельможа Мозес, не так важно сейчас.
     Речь идет о морали, которую надо было дать народу в виде заповедей от имени единого и незримого бога - самого авторитетного изо всех возможных нравственных диктаторов. Именно это мы ищем. Только в этом аспекте нас интересуют святые писания мировых религий. Как нужно было "жить не по лжи" согласно каждой из мировых религий - вот предмет нашего поиска.
     В морали человечество нуждалось объективно. Никакой свод законов не делает человека моральным. А что делает? Воспитание. Культура. Детям рассказывают сказки, а взрослым? Сказки для взрослых. Решают ли религии эти задачи? Нельзя сказать "да". Нельзя сказать "нет". Сегодня слово "мораль" зачастую используют как ругательство. Но не Ницше в этом виноват. На самом деле мы путаем мораль с жеманным лицемерием.
     Когда мы не хотим, чтобы нас грабили на пороге дома, избивали на глазах у детей, брали с нас взятки за то, что итак нам должны и прочая (мы знаем этот большой перечень наизусть) - то мы всего лишь хотим, чтобы нами правила мораль, а не уголовный кодекс или даже бог. Лучше сознательно жить, не страдая от других и не причиняя страданий другим, чем руководствоваться возможным наказанием, которое придет с небес или ближайшего отделения милиции.
     Когда справедливости нет, мы вспоминаем о боге. И говорим, что у нас есть библия - источник справедливости. Сказать кому-то, что библия - позавчерашний день и пора стать сознательным - не услышат. Так давайте же посмотрим на нее с позиции морали. Не будем искать исторических и географических неувязок - эта область давно исследована и ничего для нас сейчас не значит. К тому же, вся критика с этой стороны уже который век проходит мимо цели. Начнем, пожалуй.

Название следующего выпуска:
ПЯТЬ КНИГ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР.

Автор произведения - Ингвар | | ingvar@grafomania.info || Фото Ингвара - http://kywetka.searchingphotos.com/IMG/ingvarPhoto.htm

Ингвар также является автором "Графомании (книги ни о чем)" | www.grafomania.info


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.biblia
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное