Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 24/12/2007


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 24/12/2007
============================================================
поздравление патриарха московского и всея руси алексия II главам инославных церквей, празднующих рождество христово по григорианскому календарю



24.12.2007 21:37 | Официальный сайт РПЦ
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=17915
------------------------------------------------------------
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Рождественские поздравления главам инославных Церквей, празднующих Рождество Христово 25 декабря по новому стилю.





Среди адресатов патриаршего послания - Папа Римский Бенедикт XVI, Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс, Председатель Совета Евангелической Церкви в Германии епископ Вольфганг Хубер и лидеры других Церквей и христианских общин. Текст поздравления приводится ниже.



В нынешние дни светлого торжества, когда на Небе и на земле радостно звучит ангельская песнь: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2. 14), мы, христиане, следуем призыву святителя Иоанна Златоуста: "Возрадуемся же о проявленной к нам благодати и о дарованных нам преимуществах и восхвалим Бога, Который стал Человеком, за Его великое снисхождение".



Сердечно поздравляя Вас с Рождеством Христовым, желаю Вам изобильной милости от Родившегося Богомладенца, доброго здравия и помощи Божией в несении Вашего высокого служения.



С любовью о Христе Родившемся,



+ АЛЕКСИЙ,Патриарх Московский и всея Руси
============================================================


XVIII ежегодная богословская конференция православного свято-тихоновского гуманитарного университета. зимняя сессия. москва


22-26 января

24.12.2007 20:18
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=17914
------------------------------------------------------------

============================================================


архиепископ арсений призвал священников не пренебрегать уставом

24.12.2007 18:53
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17913
------------------------------------------------------------
Москва, 24 декабря. Викарий Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Истринский Арсений призвал священников не пренебрегать уставом, не торопиться, совершая богослужение и таинство, а также отказаться от ношения "дамских заколок" и сандалий, сообщает РИА Новости.

"Многие молодые священники демонстрируют пренебрежительное обращение с уставом, считая, что они сами себе устав",- сказал архиепископ, выступая на ежегодном епархиальном собрании духовенства Москвы в понедельник в храме Христа Спасителя.

Он подверг критике поспешность и небрежность в совершении богослужений и треб, например, отпевание за 15 минут или крещение обливанием вместо полного погружения младенца в воду.

По оценкам докладчика, наставление Патриарха чаще служить, в том числе в будни, нередко не выполняется. Кроме того, случается, что священнослужители опаздывают на литургию, ссылаясь на пробки на дорогах.

Отдельное внимание архиепископ Арсений уделил неподобающему внешнему виду некоторых московских клириков. По его словам, встречаются священнослужители, закалывающие свои длинные волосы "дамской заколкой", так что "не хватает только бантика".

Кроме того, патриарший викарий убежден, что священнику, даже в жаркое лето, не подобает ходить в сандалиях, поскольку в Русской Церкви принято носить закрытую обувь.

Продолжаются, по словам архиепископа Арсения, также жалобы на высокие цены в храмах на требы, что отталкивает людей от Церкви. Архиерей отметил также, что часто в храмы невозможно дозвониться или дежурный "не в состоянии принять информацию". Архиепископ считает необходимым установить в каждом храме факс.

Докладчик также призвал выявлять лиц, пренебрегающих церковным уставом и ходатайствовать перед Патриархом об освобождении их от "непосильных обязанностей служения".
============================================================


"православная газета призвана стимулировать дискуссию о духовных ценностях"
Митрополит Кирилл ответил на вопросы газеты "Смоленск православный"

24.12.2007 18:26 | Служба коммуникации ОВЦС/"Смоленск православный"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=17912
------------------------------------------------------------

============================================================


речь патриарха алексия на епархиальном собрании г. москвы


24.12.2007 18:19 | "Седмица.Ру"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=17911
------------------------------------------------------------
Сердечно приветствую архипастырей, наместников ставропигиальных монастырей, настоятелей и настоятельниц обителей, клириков, членов приходских советов города Москвы, собравшихся на Епархиальное собрание, которое объявляю открытым. Председателем собрания, согласно Уставу Русской Православной Церкви, является правящий архиерей, каковым для Москвы является Патриарх. Согласно Уставу, нам предстоит избрать заместителя председателя, секретаря и 2-х членов собрания, для подписания протокола. Заместителем предлагаю избрать
Патриаршего викария архиепископа Истринского Арсения. На прошлых собраниях секретарем избирался протоиерей Владимир Диваков, предлагаю избрать его и в этот раз. Решение принято единогласно, поэтому прошу секретаря занять место в президиуме. Для подписания протокола предлагаются кандидатуры архимандрита Саввы (Фатеева), наместника Саввино-Сторожевского монастыря, и игумении Елизаветы (Жигаловой), настоятельницы Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. Решение т
оже принимается единогласно, и мы можем начать работу. На Епархиальном собрании 3 года назад был избран Епархиальный совет, полномочия которого ныне истекают. Предстоит переизбрание Совета. Председателем Епархиального совета, согласно Уставу Церкви, является правящий епископ Москвы - Патриарх. Начало деятельности Епархиального совета в новом составе - его первое заседание - открывается и возглавляется Нами. Дальнейшая деятельность Совета и его заседания, ввиду Нашей занятости общецерковными делами, по Патриаршему
указанию проходят под председательством архиепископа Истринского Арсения, а протоколы предоставляются Нам для рассмотрения и утверждения. Архиепископу Истринскому Арсению как Патриаршему викарию и заместителю председателя Епархиального совета предстоит сегодня представить Собранию отчет о деятельности Епархиального совета и комиссии при нем за прошедший 3-х летний срок. Но прежде мне хотелось бы кратко рассказать о деятельности Патриарха как главы Русской Православн
ой Церкви. Среди многочисленных событий, которыми был насыщен завершающийся 2007 год, было несколько событий, имеющих важное значение для всех нас. Первое - это радостное объединение 2-х частей Русской Православной Церкви. Оно состоялось в праздник Вознесения Господня, 17 мая, в Храме Христа Спасителя, где прошло подписание Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Матерью-Церковью. Это торжество драгоценно для нашей Церкви, собирающей воедино своих чад, и для всего нашего народа.
Ушло в прошлое разделение, вызванное политическими причинами - революцией 1917 года и гражданской войной. Мы радуемся этому воссоединению, исцелившему рану, которая кровоточила более 80 лет. Знаменательно, что Президент России Владимир Владимирович Путин отметил это событие как имеющее поистине всенародный исторический масштаб и огромное нравственное значение. Президент подчеркнул, что возрождение церковного единства - важнейшее условие для возрождения утраченного единств
а всего русского мира, одной из духовных основ которого всегда была Православная вера. Эпоха разбрасывания камней должна, наконец, смениться эпохой их собирания, и объединение Русской Православной Церкви дает этому ожиданию должный и положительный пример. В этом контексте летнее наступление группы атеистов на религиозное мировоззрение и высказанное ими опасение, что Русская Православная Церковь ведет к развалу страны, выглядят более чем странно.Другим событием, имевшим большую значимость, явилось Наше выступление
в ПАСЕ в ходе визита в октябре этого года во Францию. Впервые столь высокая Европейская ассамблея предоставила свою трибуну не только Предстоятелю самой многочисленной в мире Православной Церкви, но вообще представителю христианской конфессии. На Нас лежала ответственность напомнить населению Европы о том, что именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека, об условиях его реализации, что христианские ид
еи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный фон европейского сознания, обладающий неиссякаемым потенциалом в личной и общественной жизни. Благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. В Слове, произнесенном в Страсбурге, Мы предостерегли европейцев о том, что сегодня
происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности, появляется новое поколение прав, противоречащих нравственности, а ведь именно нравственность обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство. Достижение этого единства - есть одна из целей европейской Конвенции о защите прав человека. Ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. В конце ре
чи Мы заявили, что настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере. Не уверен, что подобная трактовка кризисных процессов в европейском понимании прав человека, а также упоминание о том, что религия изгнана в Европе из публичного пространства, понравились всем присутствующим, однако сам факт начавшегося диалога между представителями традиционных религий и секулярного мира имеет огромный потенциал. Третье событие, имевшее историческое значение,
- празднование 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Оглядываясь на путь, который прошла Церковь со времени Поместного собора 1917 года до наших дней, нельзя не отметить судьбоносное значение этого свершения. Теперь можно с уверенностью утверждать, что восстановление Патриаршества было исполнением спасительного Божьего Промысла, утвердившего Русскую Церковь на ее незыблемом каноническом основании, укрепило упование православного народа на Господа. Русская
Православная Церковь получила духовное возглавление и каноническое оформление. В продолжение этого года Мы имели радость братского общения с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всея Польши Саввой. Дважды встречались с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором, в марте встречались со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом и Патриархом всея Грузии Илией II, в октябре - с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александриским и всея Африки Феодором II, с Верховным Патриархом-Католикосом всех армян
Гарегином II. Уходящий год был насыщен Патриаршими поездками в Коломну, Звенигород, Одинцово, Вологду, Ижевск, Валаам, Францию, по монастырям Московской епархии. На протяжении года Мы участвовали в многочисленных официальных встречах с религиозными, государственными и общественными деятелями зарубежья и России. В частности, 7 раз Мы встречались с Президентом Владимиром Владимировичем Путиным, а также с президентами Франции, Удмуртии, Калмыкии, с председателем правитель
ства Республики Сербии, премьер-министром Греции. Последняя встреча с Президентом России прошла в присутствии собора архипастырей, прибывших на празднование 90-летия восстановления Патриаршества. На этой встрече Русской Православной Церкви была возвращена великая святыня - ковчег с частицей Ризы Христа Спасителя. Подписан Указ Президента о возвращении Церкви мощевиков и святынь из запасников Музеев Московского Кремля. Этот процесс начался. Мы возглавили заседания многих попечительских советов. По традиции,
воздавая дань памяти погибшим вождям и воинам на полях Великой отечественной войны, Мы принимали участие в возложении венка к могиле и памятнику Неизвестному солдату. При этом я не упоминаю о ежедневных рядовых встречах, приемах, переговорах, на которых обсуждались проблемы церковно-приходской жизни. Главным, как всегда, оставалось Наше участие в богослужебной жизни Русской Православной Церкви. За прошедший год Нами совершено 141 богослужение,15 из которых - в соборах Моск
овского Кремля, 43 - в Кафедральных соборах г.Москвы, 52 - в обителях и приходских храмах г.Москвы и 11 - в монастырях и храмах других епархий. Мы совершили две епископские хиротонии. Приведу также некоторую общую церковную статистику: сегодня в Русской Православной Церкви - 142 епархии; 193 архиерея, из них 143 правящих и 46 викарных; 14 архиереев пребывают на покое. В Русской Православной Церкви - 732 монастыря: из них в России мужских - 219, женских - 240, в странах СНГ - 128 мужских и 139 женских монастырей,
и в странах дальнего зарубежья - 3 мужских и 3 женских монастыря. Общее количество приходов - 27 942. Общее число духовенства - 29 751, из них священников - 26 540, дьяконов - 3 301. В Москве 851 храм: 338 приходских, 135 Патриарших подворий, 86 - в стадии строительства. В 725 московских храмах совершаются богослужения, в 15 богослужения не возобновлены, 25 не освободили прежние арендаторы. В столице - 802 священника и 287 дьяконов, всего - 1 089 клириков в приходски
х храмах Москвы. В монастырях Москвы - 405 священников и 181 дьякон, всего - 586 клириков в обителях столицы. В общей сложности в Москве - 1 266 священника и 504 дьякона, всего в столице - 1770 клириков. В настоящее время в ведении Русской Православной Церкви 5 Духовных Академий, 3 Православных университета, 2 Богословских института, 38 Духовных семинарий, 39 Духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии. В Московской епархии за минувший год 5 священников запрещены в священнослужении, 6 перешли в другие
епархии. 9 священников отошли ко Господу: протоиерей Михаил Маслов, протоиерей Борис Цепенников, протоиерей Анатолий Цвиркунов, игумен Макарий (Железняков), священник Георгий Чистяков, протоиерей Владимир Демин, протоиерей Иоанн Христов, протоиерей Вадим Бащук, протоиерей Михаил Фарковец. Пропоем почившим клирикам. "Вечную память".
============================================================


на православный межрегиональный кинофестиваль в белгороде представлено свыше ста работ

24.12.2007 17:51 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17910
------------------------------------------------------------
Белгород, 24 декабря, Благовест-инфо. I межрегиональный фестиваль православных кино-и-видеопрограмм "Свет, побеждающий тьму", открылся в Белгороде 23 декабря. Он приурочен к ежегодной научно-богословской конференции "Иоасафовские чтения".

Одним из гостей фестиваля стал наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) - выпускник ВГИКа, создавший в советские годы - ещё послушником Псково-Печерского монастыря - фильм о жизни этой обители, где никогда не прекращалось монашеское делание.

Демонстрация ленты архимандрита Тихона открыла белгородский фестиваль.

"Bel.ру" приводит слова из выступления архимандрита Тихона (Шевкунова) на церемонии открытия фестиваля. По его словам, кино - особое явление, оно может стимулировать и разрушительные процессы (под влиянием кинопропаганды люди взрывали храмы и глумились над святынями, отметил выступавший), и к созиданию. "В настоящее время в большинстве случаев кино в качестве героя показывает нам человека западного мира, хотя с помощью фильмов можно приблизить людей к Церкви, к настоящей истине", - сказал архимандрит Тихон.
В качестве примера кинопродукции такого рода он назвал фильм "Остров" режиссёра Павла Лунгина. И этой лентой, количество кинолент, "от просмотра которых духовное состояние человека изменится в лучшую сторону", по словам архимандрита Тихона, не ограничивается.

Всего на 2-х-дневном I Белгородском православном фестивале кино-и-видеофильмов представлены более ста лент. Все они сгруппированы в три тематических блока: "Мир семьи и детства", "Образовательные возможности киноискусства", "Исторические и духовно-краеведческие фильмы о святом Белогорье".
============================================================


обращение собора епископов украинской православной церкви к ее верным чадам

24.12.2007 17:03 | "Патриархия.Ру"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=17909
------------------------------------------------------------
21 декабря на Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви было принято Обращение к верным чадам УПЦ, подписанное митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром и 49 епископами Украинской Православной Церкви. Портал Патриархия.ru публикует русский перевод Обращения, которое было помещено на официальном сайте УПЦ.

Милостию Божией Украинская Православная Церковь продолжает совершать свое спасительное служение среди народов Украины. Силой Христа распятого и воскресшего она одолевает те трудности, которые постоянно возникают на ее пути. Среди них, в частности, стремление некоторых политических сил свести на нет роль нашей Церкви в обществе или же использовать ее для своих целей. Определенные внешние, а иногда и внутренние силы работают на дискредитацию Церкви и ее иерархии, пытаются заставить ее изменить собственным принципам.

Но Украинская Православная Церковь остается верной заповедям Христа, не отступая от пути спасения и истины. Она одолевает все трудности благодаря тому, что ее верующий народ остается сплоченным вокруг своих пастырей и не слушает голоса лжепастырей и лжеучителей - тех, для кого чистота веры и верность принципам церковного бытия подчинены собственным амбициям и политической целесообразности. Призываем весь верующий народ и в дальнейшем сплачиваться вокруг своих иерархов.

Вместе с тем мы призываем верующих Украинской Православной Церкви с христианской любовью и без враждебности относиться к тем нашим братьям и сестрам, которые, верим, временно находятся вне спасительной ограды Церкви. Мы должны помнить слова святителя Григория Богослова: "Мы хотим не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми нас тревожит". В основе нашего отношения к тем нашим братьям и сестрам, которые находятся в расколе, должна быть любовь, потому что, по словами Христа: "По тому узнают все, что вы
Мои ученики, если будете иметь любовь между собой" (Ин 13, 35).

К сожалению, иногда среди верующих нашей Церкви христианская любовь уступает место нетерпимости на политической почве. Известно, что раскол в украинском Православии был в значительной мере вызван вмешательством политических сил. Политическая целесообразность иногда управляет и теми, кто находится в пределах Украинской Православной Церкви и даже пытается выступать от ее имени. Это прежде всего касается некоторых объединений мирян, которые действуют по собственному усмотрению, не советуясь с церковными иерархами,
а иногда даже выступая против них. К таким чадам нашей Церкви мы обращаем слова священномученика Игнатия Богоносца: "Нужно не только на словах называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Они <...> недобросовестны, потому что делают собрания не по заповеди" (послание к Поликарпу Смирнскому).

Призываем всех чад нашей Церкви к церковности и предостерегаем от политиканства. На горьком опыте последних лет мы имели возможность убедиться, что политика нас разделяет, а Христос Спаситель и Его Святая Церковь - объединяет. Подчеркиваем, что Украинская Православная Церковь - вне политики. Наша Церковь предоставляет возможность всем своим чадам придерживаться разных политических взглядов, но при этом не может допустить, чтобы политические лозунги вносились в церковную среду. Мы заявляем, что епископат Украинской
Православной Церкви высоко ценит и свято хранит единство полноты Русской Православной Церкви.

Подытожить свое обращение мы можем словами священномученика Игнатия Богоносца, наставления которого являются актуальными и для сего дня: "Которые суть Божии и Иисуса Христа, те с епископом. <...> Не обольщайтесь, братия мои! Кто идет вслед за вводящим в раскол, не наследует Царствия Божия. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову <...>. Дух возвестил мне, говоря так: "Без епископа ничего не делайте, <...> любите единение, избегайте разделений, будьте подражателями
Иисусу Христу, как и Он - Отцу Своему"" (Послание к филадельфийцам).Митрополит Киевский и всея Украины +ВЛАДИМИРМитрополит Луганский и Алчевский +ИОАННИКИЙМитрополит Черновицкий и Буковинский +ОНУФРИЙМитрополит Днепропетровский и Павлоградский +ИРИНЕЙМитрополит Симферопольский и Крымский +ЛАЗАРЬМитрополит Луцкий и Волынский +НИФОНТМитрополит Хмельницкий и Старокостантиновский +АНТОНИЙАрхиепископ Хустский и Виноградовский +МАРКАрхиепископ Тульчинский и Брацлавский +ИОНАФАНА
рхиепископ Ровенский и Острожский +ВАРФОЛОМЕЙАрхиепископ Запорожский и Мелитопольський +ВАСИЛИЙАрхиепископ Тернопольский и Кременецкий +СЕРГИЙАрхиепископ Белогородский +НИКОЛАЙАрхиепископ Каменец-Подольский и Городокский +ФЕОДОРАрхиепископ Черкасский и Каневский +СОФРОНИЙАрхиепископ Овручский и Коростенский +ВИСCАРИОНАрхиепископ Николаевский и Вознесенский +ПИТИРИМАрхиепископ Львовский и Галичский +АВГУСТИНАрхиепископ Сарненский и Полесский +АНАТОЛИЙАрхиепископ Житомирский и Новоград-Волынский +ГУРИЙАрхиепископ
Винницкий и Могилев-Подольский +СИМЕОНАрхиепископ Криворожский и Никопольский +ЕФРЕМАрхиепископ Херсонский и Таврический +ИОАННАрхиепископ Вышгородский +ПАВЕЛАрхиепископ Изюмский +ОНУФРИЙАрхиепископ Белоцерковский и Богуславский +МИТРОФАНАрхиепископ Почаевский +ВЛАДИМИРАрхиепископ Полтавский и Миргородский +ФИЛИППЕпископ Кировоградский и Новомиргородский +ПАНТЕЛЕИМОНЕпископ Конотопский и Глуховский +ИННОКЕНТИЙЕпископ Черниговский и Новгород-Северский +АМВРОСИЙЕпископ
Северодонецкий и Старобельский +АГАПИТЕпископ Александрийский и Светловодский +ПАНТЕЛЕИМОНЕпископ Васильковский +ЛУКАЕпископ Святогорский +АРСЕНИЙЕпископ Хотинский +МЕЛЕТИЙЕпископ Белгород-Днестровский +АЛЕКСИЙЕпископ Бориспольский +АНТОНИЙЕпископ Горловский и Славянский +МИТРОФАНЕпископ Макеевский +ВАРНАВАЕпископ Бердянский и Приморский +ЕЛИСЕЙЕпископ Владимир-Волынский и Ковельский +НИКОДИМЕпископ Нежинский и Батуринский +ИРИНЕЙЕпископ Шепетовский и Славутский +ВЛАДИМИРЕпископ Сумской и Ахтырский +ИЛАРИЙЕпископ
Ивано-Франковский и Коломыйский +ПАНТЕЛЕИМОНЕпископ Яготинский +СЕРАФИМЕпископ Кременчугский и Хорольский +ЕВЛОГИЙЕпископ Каховский и Бериславский +ИОАСАФЕпископ Переяслав-Хмельницкий +АЛЕКСАНДР
============================================================


новый мужской монастырь открыт в волгоградской области

24.12.2007 16:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17908
------------------------------------------------------------
Волгоград, 24 декабря. В городе Волжском Волгоградской области открыт новый мужской монастырь - в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.Как сообщили "Интерфаксу" в понедельник в пресс-службе местной епархии, монастырь был учрежден указом митрополита Волгоградского и Камышинского Германа.Располагается обитель при въезде в город со стороны Волгограда, на вершине склона, ведущего к реке Ахтуба."В настоящее время практически завершено строительство первой очереди монастыря Сергия и Германа Валаамских.
Ныне здесь ведутся работы по внутреннему обустройству братского корпуса, происходит его постепенное заселение послушниками, а также завершаются отделочные работы в храме", - отметил представитель епархии.По его словам, завершение строительных и отделочных работ планируется к 11 июля 2008 года с установкой купола и иконостаса.
============================================================


собор украинской православной церкви подтвердил ее статус в составе московского патриархата


24.12.2007 16:57
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17907
------------------------------------------------------------
Киев, 24 декабря. Собор Украинской Православной Церкви постановил внести изменения в ее устав, однако новая редакция не затронет статуса УПЦ как автономной составляющей Московского патриархата.Новая редакция устава с учетом предложений епископов будет предоставлена в госорганы для регистрации, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на официальный сайт Украинской Православной Церкви.Ранее появились слухи о якобы имеющихся планах кардинально изменить церковный устав, в частности, ввести должности местоблюстителя престола
как свойственной исключительно патриаршей Церкви.Председатель канонической и богословской комиссии епископ Бориспольский Антоний, возглавлявший рабочую группу по подготовке изменений к этому документу, назвал это "мифом, неизвестно кем и для чего выдуманным". "Создается впечатление, что кто-то специально нагнетает атмосферу и сознательно политизирует чисто богословские и канонические положения Православной Церкви", - отметил епископ.Он выразил сожаление по поводу того
, что "в последнее время в жизни Украинской Православной Церкви такие тенденции очень усилились", подчеркнув, что "такой политизации в Церкви не место".По словам епископа Антония, новый устав УПЦ каких-либо "стратегических" изменений по сравнению с ныне действующим уставом от 1990 года содержать не будет. "Главной задачей является приведение устава об управлении Украинской Православной Церковью в соответствие статусу самоуправляемой Церкви с широкой автономией во внутреннем управлении, каковой является Украинская
Православная Церковь в составе Русской Православной Церкви", - заявил архиерей. Собор также "осудил деятельность политизированных околоцерковных общественных организаций, в частности, "Союза православных граждан Украины", возглавляемого Валерием Кауровым.
============================================================


в службе знакомств при казанской мечети зарегистрирован 150-й по счету мусульманский брак

24.12.2007 16:31
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17906
------------------------------------------------------------
Казань, 24 декабря. В декабре в Службе знакомств при мечети "Сулейман" в Казани (Татарстан) был зарегистрирован 150-й никах - обряд мусульманского бракосочетания.

"50-летние жители Казани, мусульмане стали мужем и женой перед Всевышним. В свое время оба потеряли своих супругов и решили создать новые семьи, познакомиться им помогли в мечети", - сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана со ссылкой на заведующую Службой знакомств при мечети "Сулейман" Малику Гельмутдинову.

С просьбами найти хорошего мужа или жену, близких по духу и взглядам, достойных и нравственных спутников жизни к отзывчивой Малике ханум стали обращаться прихожане мечети 4 года назад, тогда же был прочитан первый никах. За годы существования в мусульманскую службу знакомств стали обращаться не только прихожане мечети, но и не особо верующие люди.

"Со временем география обращений расширилась: к нам стали звонить и писать люди из других городов Татарстана, Башкирии, Марий Эл, из Самарской области, Москвы. Уже было несколько обращений из Египта, Саудовской Аравии, Китая", - сообщила агентству М. Гельмутдинова.

При этом, отметила она, с просьбой найти спутницу или спутника жизни, исповедующую ислам, обращаются люди разных возрастов и национальностей: татары, русские, башкиры, чеченцы, молдаване, турки, корейцы, арабы.

"Мы всем стараемся помочь, благо, что банк данных насчитывает уже более 800 анкет. И за все это время к нам не поступило ни одного сообщения о разводе пар, которые мы соединили", - сказала М. Гельмутдинова.

Кроме того, при мечети "Сулейман" действует медресе для незрячих, и недавно двое молодых слушателей-татар изъявили желание пожениться по мусульманскому обычаю.

"Причем, невеста, искавшая покоя для своей души и пришедшая в мечеть лишь чтобы изучить ислам, теперь твердо решила стать мусульманкой, уже подбирает себе новую одежду по канонам ислама, в том числе и для свадьбы", - сообщила М. Гельмутдинова.

Первый никах для этой пары незрячих состоится в январе 2008 года.

Никах (никях) совершается имамом или муллой, который читает жениху и невесте молитву в присутствии свидетелей и родственников. Традиционно, это происходит в доме невесты, причем новобрачные должны быть одеты в мусульманскую одежду, для всех мужчин головной убор - тюбетейки.

Священнослужитель разъясняет молодым права и обязанности супругов, спрашивает их согласие на брак, дает мудрые наставления. В заключение мужу и жена выдается свидетельство о мусульманском браке перед Всевышним, скрепленное подписями имама, новобрачных и свидетелей.

После никаха мусульмане становятся законными супругами. Как правило, мусульмане позже регистрируют свои отношения в органах ЗАГС, чтобы избежать лишних сложностей в светской жизни.

Чтобы развестись, мусульманину (мусульманке) достаточно трижды произнести своей супруге (супругу) слово "талак" ("развод" - арабск.).
============================================================


тюремное служение важно не только для заключенных
уверены участники православной конференции, прошедшей в Москве

24.12.2007 15:46 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=17905
------------------------------------------------------------
Москва, 24 декабря, Благовест-инфо. Очередная конференция "Взаимодействие церковных приходов и общественных организаций с православными общинами в местах лишения свободы. Реальный опыт, проблемы и перспективы" состоялась 21 декабря в помещении Синодального Отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (далее - Синодальный отдел). Организатор конференции - сектор тюремного служения Синодального отдела, который работает в тесном контакте с Центром духовной
поддержки православных общин в заключении при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). Перед началом конференции была организована ставшая уже традиционной раздача книг, православных журналов, икон и календарей для рассылки заключенным к Рождеству.

Подобные конференции Синодальный отдел проводит начиная с 2003 г. Так же как и в предыдущие годы, организаторы пригласили обменяться опытом тюремного служения представителей разных епархий. Однако если на первые конференции собирались активисты тюремного служения из десятка приходов, то в этом году их было более 30. Заметно также увеличение числа священнослужителей среди участников конференции.

Помимо обмена опытом, в рамках конференции было предложено обсудить координацию работы по духовной переписке, познакомиться с различными методиками дистанционного православного образования и программами тюремного служения. Участники получили информацию о работе Ресурсного центра и церковно-общественного телефона доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа и наркомании, созданного общественным фондом "Старый свет", а также о том, как организовать поздравления и подарки детям заключенных (программа "Из рук Отца") и помочь
заключенным осознать свое духовное состояние (программа "Смоковница").

Многие выступления свидетельствовали о том, что в местах лишения свободы возрастает интерес и расположенность заключенных к тому, чтобы больше узнать о православной вере, принять Крещение и стать прихожанами тюремных храмов. Этому во многом способствует активность священников, посещающих колонии. Так, протоиерей Олег Сучков, окормляющий одну из колоний в Орловской области, старается служить в тюремном храме не реже 2-3 раз в неделю. В его отсутствие заключенные-прихожане служат мирянским чином ежедневно, утром
и вечером. Такое молитвенное рвение в зоне о. Олег связывает с тем, что заключенные уже три года с большим воодушевлением участвуют в программах дистанционного православного обучения. Кроме того, приходская община "на воле" оказывает священнику ощутимую поддержку: помимо традиционных форм помощи, прихожане начали выпускать специальную газету для заключенных.

Тюремное служение развивается во многих приходах, однако нередко это - удел одиночек. Тем не менее, примеры, прозвучавшие на конференции, показывают, что работа таких самостоятельных энтузиастов может быть очень эффективной. Так, Нина Гуторова (Санкт-Петербург) постоянно посещает колонию в Псковской области и ведет там занятия по дистанционному обучению, устраивает концерты на Рождество, а на Пасху везет тюремным сидельцам Благодатный огонь, раздавая его во всех храмах по пути. Елена Митачкина (Ивановская обл.)
живет в 30 км от женской колонии, но навещает своих подопечных каждое воскресенье. Женщины вместе читают и обсуждают Евангелие, отмечают церковные праздники, смотрят хорошие фильмы и анализируют их с христианской точки зрения, обсуждают жизненные проблемы (например, как можно не отвечать злом на зло). Как отмечает Елена, за два года группа выросла до 30 человек, многие из них стали регулярно посещать тюремный храм. Выступавшая подчеркнула, что в работе с заключенными ч
резвычайно важна регулярность и постоянство.

Одинокие усилия Натальи Кузнецовой - единственной пока сотрудницы подразделения Комиссии по социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы, которое помогает освободившимся из мест лишения свободы, -- тоже плодотворны, но со всем объемом работы в одиночку справиться невозможно. Наталья объяснила, насколько бывшим заключенным, вышедшим на свободу, необходима помощь в трудоустройстве и социальное сопровождение на первых порах, когда они не могут сориентироваться в быстро меняющихся реалиях нашей жизни и
особенно - бюрократических структур. Она призвала развивать данное направление социальной помощи, причем начинать эту работу надо еще до выхода заключенного на свободу.

Уже не первый раз делится своим опытом на конференциях Ирина Мамонтова - ответственная за тюремное служение в общине Преображенского храма Андреевского монастыря в Москве. В этом приходе творчески решили проблему отсутствия денег на помощь заключенным: дважды в год там проводятся благотворительные ярмарки, вся выручка от которых идет на поддержку узников. Успех этого предприятия позволяет общине помогать не только заключенным, но и другим энтузиастам, которые навещают их в тюрьмах. Так, здесь же, на конференции,
И. Мамонтова предложила материальную поддержку в работе Нины Гуторовой, которая готовит рождественские подарки в зону.

На конференции прозвучали важные свидетельства о помощи заключенным. Сотрудница тюремной миссии из Ивановской епархии монахиня Ираида рассказала об особой заботе о больных и инфицированных ВИЧ в колониях. Представитель Нижегородской епархии, посещающий зону в течение 10 лет, засвидетельствовал, что заключенные учатся по системе дистанционного обучения основам православия "с восторгом". Прихожанин московского храма Девяти мучеников Кизических Игорь Коротеев призвал инициировать законопроект о трудовой деятельности
и обучении заключенных. Член сестричества при Валаамском подворье в Москве Светлана Савина продемонстрировала фоторассказ о посещении колонии в Костромской области и подчеркнула, что постоянная работа дает свои плоды - число причастников в тюремном храме возрастает.

Арсений Когут - ответственный за работу с заключенными московского храма свв. Космы и Дамиана в Шубине, рассказав об общении с "пожизненными" сидельцами в Пермском крае, отметил, что в такие "психологически тяжелые места батюшки не доходят". Поэтому так важна постоянная духовная переписка с зоной, за которую А. Когут поблагодарил... заключенных: по его словам, эти письма очень важны не только адресатам, но и тем христианам, которые их пишут.

В интервью "Благовест-инфо" организатор конференции, сотрудник сектора тюремного служения Синодального отдела и Центра духовной поддержки православных общин в заключении при ПСТГУ Наталья Пономарева сказала, что такие встречи "друзей-сподвижников" чрезвычайно важны, так как помогают не только координировать работу, обмениваться методиками, но и духовно поддерживать друг друга. Н. Пономарева также отметила отрадные факты материальной помощи трудников из разных епархий друг другу. "Сейчас в контакте с нами работают
уже более 30 приходов, но это, конечно, очень мало!" - сказала собеседница агентства и призвала всех, желающих принять участие в заботе о заключенных, присоединяться к программам Синодального отдела, которые детально разработаны и многократно апробированы. Кроме того, сектор тюремного служения ведет программу координации переписки, которая закрепляет за каждым приходом определенный регион, что очевидно повышает эффективность помощи и позволяет избежать хаотичной "пер
еписки всех со всеми". Н. Пономарева отметила, что все, желающие включиться в работу, могут рассчитывать на методическую и организационную помощь Синодального отдела.

Юлия Зайцева
============================================================


вечер памяти матери марии (скобцовой) прошел в библиотеке-фонде "русское зарубежье"

24.12.2007 14:36 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17904
------------------------------------------------------------
Москва, 24 декабря, Благовест-инфо. Вечер памяти матери Марии (Скобцовой; 1891-1945) прошел 22 декабря в Библиотеке-фонде "Русское Зарубежье". Встреча была приурочена ко дню рождения матери Марии. Вечер начался с демонстрации фрагментов фильма о жизни м. Марии "...Испытание любовью", снятого компанией "Новое телевидение Кубани" (реж. О. Абдрасимова).

Для показа были выбраны фрагменты, касающиеся наиболее важных периодов жизни м. Марии, -- детство в Анапе; революция и период двоевластия в городе, когда Елизавета Кузьмина-Караваева была городским головой; суд в Екатеринодаре; брак с Даниилом Скобцовым; эмиграция; смерть младшей дочери; посещение богословского института в Париже; принятие монашества; участие в РСХД; смерть старшей дочери; основание общества "Православное дело"; участие в движении французского Сопротивления; спасение евреев во время оккупации.
А также об аресте и смерти в газовой камере концлагеря Равенсбрюк.

Ведущая вечера Наталья Ликвинцева выступила с докладом "Стихи и проза матери Марии в контексте ее жизненного пути". Она сообщила о подготовке издания собрания сочинений м. Марии, в которое войдут воспоминания, проза, публицистика, религиозно-богословские сочинения, поэзия. Предполагается также выпустить альбом с репродукциями вышивок м. Марии. Говоря о ее стихотворном творчестве, Наталья Ликвинцева рассказала, что первый поэтический сборник Елизаветы Кузьминой-Караваевой "Скифские черепки" вышел в 1912 году
- с ним она и вступила в литературную жизнь. Затем вышел сборник "Дорога". Ее поэзия - это поэзия серебряного века, "я бы не сказала, что значительная, но что-то в ней настораживает". Докладчица привела слова Блока: "Ваши стихи не для печати". В 1915 году вышла поэма "Юрали", написанная "с оглядкой на Евангелие". В этой поэме, с одной стороны, проходит "ницшеанская тема сверхчеловека", с другой - тема жертвенной любви. Следующий сборник -- "Руфь" - это те же стихи серебрян
ого века, но "в них влито другое содержание", сказала Н. Ликвинцева. Первый период эмиграции связан с осмыслением трагических событий в России, революции, и в это время Елизавета Скобцова пишет, как и многие эмигранты, мемуары. В частности, в этот период были написаны воспоминания о К.П. Победоносцеве, которого м. Мария знала с детства; об атмосфере Серебряного века ("Последние римляне"), о "башне" Вячеслава Иванова. В "Последних римлянах" автор задается вопросом: как отсюда могла произойти такая страшная революция?
Елизавета Скобцова пишет также об опыте своего управления городом Анапой в революционное время - "Как я была городским головой". Уже в этой работе интересно внимание к маленьким людям, жертвам, отметила докладчица. "За лозунгами мы не видели маленьких людей", -- пишет м. Мария. Ее последующие повести -- "Равнина русская", "Хроника наших дней", "Клим Семенович Берников". Что касается последней, то в ней интересна острая материнская жалость; жалеющий, милующий взг
ляд. Говоря о стихах, докладчица отметила такую особенность: это не просто стихи (о качестве уже не думаешь), это опыт, который совершается здесь и сейчас.

В дальнейшем были написаны мистерии - "Анна", "Солдаты", "Семь чаш". Мистерия "Солдаты" связана с еврейской темой. Вершина творчества м. Марии - поэма "Духов день" (1942), в которой "все этапы ее творчества сходятся в одно", - это поэтическая автобиография, история России, богословские рассуждения, рассказала Н. Ликвинцева.

Анна Шмаина-Великанова в докладе "Контуры богословской мысли матери Марии" поставила своей задачей ответить на вопрос: что такое христианство матери Марии? Она отметила "концентрированность христианства" матери Марии, его некоторую радикальность. Путь м. Марии к ее христианству был долгим, хотя живую связь с Православной Церковью ощущала всегда. Докладчица отметила влияние на нее и К. Победоносцева, с которым она была связана с личной дружбой с детства, и передовой культурной среды серебряного века. Таким образом,
она приобщилась к чувству "неразделимости культуры и духовной жизни, понимаемой как постоянный кризис". Совершенно иную краску к ее переживаниям христианства добавила активная общественная деятельность в годы революции и гражданской войны. Всегда и всюду для м. Марии находился другой человек, нуждающийся в ней, и она проявляла немедленную готовность к самопожертвованию ради каждого, отметила А. Шмаина-Великанова. Наконец, под влиянием богословской мысли о. Сергия Бу
лгакова м. Мария формулирует свои собственные идеи, а именно идею "монашества в миру". Одно из основных понятий христианства м. Марии - мистика "человекообщения". Мать Мария показывает - общение между людьми "есть таинство брата", "прекращение одиночества". Также м. Мария прибегает к такому смелому образу, как "меч Богоматери". Она утверждала, что "в глубине братских отношений лежит материнство, а не братство". Другое центральное понятие христианства матери Марии - "внехрамовая литургия", это реализация мистики
человекообщения в повседневности. Таким образом, А. Шмаина-Великанова обрисовала контур богословской мысли матери Марии, -- это мистика человекообщения, крестоношение Богоматери, внехрамовая литургия, православное дело. Так м. Мария видела новую, свободную Церковь.

Ст. научный сотрудник Третьяковской галереи, руководитель золотошвейной мастерской св. Софии Слуцкой при СФИ Галина Серова выступила с докладом "Особенности иконографии вышивок матери Марии: восприятие христианства и его воплощение в жизни". Докладчица призвала почтить память о. Сергия Гаккеля, посвятившего жизнь собиранию материалов о м. Марии и умершего вскоре после ее канонизации Вселенским патриархатом. По словам Г. Серовой, репродукции вышивок м. Марии "вызывают шок": тщательности, тонкости, изысканности
нет, особенно с точки зрения современной вышивальщицы, воспитанной на византийской традиции. Понять особенность вышивальных работ м. Марии можно, зная искусство ХХ века. "Отец Сергий Гаккель знал искусство XX века, искусство авангарда, джаз, и это позволило ему увидеть в ней настоящего художника", -- отметила докладчица. К ХХ веку традиции лицевого шитья были утеряны; шитье как образ жизни древнерусской женщины ушло в прошлое. До своего обращения к Церкви м. Мария рисова
ла; состояла в живописном объединении "Союз молодежи". По утверждению о. Сергия Гаккеля, приведенному Галиной Серовой, "м. Мария не стремилась к эстетизму в стиле", она "была убеждена - красота сама по себе не спасет, нужен сострадательный плач". В 1910-20-е годы м. Мария не знала древнерусского искусства; также была мало знакома с нововизантийским направлением. Во Франции она встречалась с м. Иоанной (Рейтлингер), однако не состояла в кругу последователей древнерусского направления в иконописи. "Планомерного
развития ее как иконописца не было", -- отметила докладчица. Соответственно, подытожила Г. Серова, м. Мария использовала в иконописи опыт 1910-х годов. Докладчица продемонстрировала репродукции некоторых вышивок м. Марии, в том числе сделанных ею в концлагере.

Елена Бажина
============================================================


российские католики встречают рождество

24.12.2007 14:09
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17903
------------------------------------------------------------
Москва, 24 декабря. Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные Православные Церкви мира, придерживающиеся Новоюлианского календаря, встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.

Центром католических торжеств в Москве станет кафедральный собор Непорочного зачатия Девы Марии (на Малой Грузинской улице), сообщает РИА Новости. В 19.00 мск здесь начнется основное праздничное богослужение - месса навечерия Рождества Христова, на русском языке. Ее совершит новый глава российских католиков архиепископ Павел Пецци, сменивший осенью на этом посту архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

"Нет ничего столь потрясающего и столь одаряющего человека надеждой, как то обстоятельство, что Бог сделался человеком, чтобы в пришествии Своего Воплощения, скромно, любовно и надёжно сопровождать каждого на трудном пути в поисках собственного человеческого лица", - отметил Пецци в Рождественском послании верующим.

По его словам, "даже самое трудное в жизни может быть пережито и принято, если оно ведёт к судьбе, к цели". "Мы можем встретить трудности лицом к лицу, если можем быть уверенными в этой цели, и если цель достаточно высока, чтобы оправдать трудный путь", - добавил архиепископ.

Он пояснил, что для современных христиан, как и для первых двенадцати апостолов, путь, на котором узнают свою судьбу и своё лицо, - это "человеческие отношения с Иисусом, Который ходит, ест, горюет и совершает поступки, исполненные такой доброты и такого могущества, что, глядя на них, нельзя не подумать о действии Божественной силы".

Католический архиепископ подчеркнул важность на этом пути молитвы, любви и христианского общения в Церкви.

Ожидается, что в этот Рождественский вечер, как и в предыдущие годы, собор Непорочного зачатия будет переполнен - на мессу соберутся около трех тысяч человек. Значительная часть прихожан - выходцы из стран католической традиции (Польши, Италии, Германии, Испании, государств Латинской Америки и Балтии), сотрудники дипломатических миссий. На службе будут присутствовать и представители Русской православной церкви.

Позже, в 22.00 мск в храме на Малой Грузинской пройдет месса на польском языке, затем - снова на русском. С полуночи до пяти часов утра 25 декабря в кафедральном католическом соборе будет совершаться Рождественское всенощное бдение.

Примечательно, что накануне, 23 декабря, в храме впервые была отслужена детская Рождественская месса, с театральными сценками для юных прихожан.

Помимо перечисленных богослужений, 24-25 декабря в Москве пройдет еще праздничные мессы на армянском, английском, испанском, португальском, итальянском, немецком, корейском, филиппинском, вьетнамском языках.

В Москве существует дюжина католических общин и действуют три католических храма (два в центре - на Малой Грузинской и Малой Лубянке и один в районе Люблино).

Всего же в России около 250 католических общин и организаций. Как сообщил РИА Новости источник, несколько российских приходов в этом году останутся на Рождество без священников - из-за проблем с визами.

Традиции празднования Рождества у католиков отличаются от православных. Перед Рождественским богослужением, с появлением первой звезды на небе, верующие садятся за стол, который должен насчитывать 12 постных блюд - в память о 12 апостолах. Среди католиков славянских и прибалтийских стран в этот вечер принято совершать преломления облатки - тонкой пресной лепешки, символизирующей единство.

Во время Рождественского богослужения на алтаре лежит фигурка младенца Иисуса Христа. После провозглашения Рождества Христова священнослужители и верующие выносят ее из храма и торжественной процессией направляются к вертепу - символическому изображению хлева для скота, в котором, согласно Евангелию, родился Христос. В московском кафедральном соборе вертеп строится перед праздником на прихрамовой территории, в натуральную величину, в нем располагаются фигурки Иосифа, Девы Марии и пастушка. Освящение вертепа
в Рождественский вечер завершается праздничным фейерверком.

Затем верующие возвращаются в храм и начинается непосредственно Рождественская месса. После богослужения верующие поздравляют друг друга с Рождеством и устаивают праздничные застолья.

Ели, украшающие в эти дни храмы и дома католиков, символизируют вечную жизнь.

Вместе с католиками Рождество в ночь с 24 на 25 декабря празднуют протестанты - лютеране, англикане, часть методистов, баптистов и пятидесятников, а также 11 из 15 поместных православных церквей мира, пользующихся Новоюлианским календарем, который пока (до 2800 года) совпадает с Григорианским.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская Православные Церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю, встретят Рождество Христово 7 января.
============================================================


мощевики из запасников музеев кремля будут переданы русской православной церкви

24.12.2007 13:52
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17902
------------------------------------------------------------
Москва, 24 декабря. Мощевики (кресты, иконы и ковчеги, в которых хранятся частицы святых мощей), находившиеся в запасниках музеев Московского Кремля, будут переданы Русской Православной Церкви, сообщил в понедельник Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй на епархиальном собрании духовенства Москвы в храме Христа Спасителя.

"Подписан указ президента Российской Федерации о том, что все мощевики, святыни, находившиеся до сего времени в запасниках музеев Московского Кремля, будут переданы Русской Православной Церкви",- сказал Алексий Второй.

По его словам, этот процесс уже начался - с возвращения Церкви ковчега с частицей Ризы Христа. Святыня была передана патриарху президентом на торжествах по случаю 90-летия восстановления патриаршества на Руси в ноябре этого года. В настоящее время этот ковчег доступен для поклонения верующих в храме Христа Спасителя. Об этом сообщает РИА Новости.
============================================================


конференция "грузия и россия - проблемы империи и единства православного мира" состоялась в москве

24.12.2007 13:14 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17900
------------------------------------------------------------
Москва, 24 декабря, Благовест-инфо. Четвертая международная конференция "Грузия и Россия - проблемы империи и единства православного мира" прошла 20-21 декабря в Москве, в новом здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) в Лиховом переулке. Начавшись в 2001 г. по инициативе Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ), конференция проходит раз в два года, объединяя организационные и научные усилия ББИ, ПСТГУ и Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова
(ИСАА).

Открывая конференцию, известный филолог, преподаватель ББИ и ПСТГУ Ирина Багратион-Мухранели отметила, что Россия и Грузия имеют многовековые исторические связи. Сегодня, когда российско-грузинские отношения "переживают не самый лучший период", общее наследие, "исторические корни и историческая память не могут быть перечеркнуты в угоду политической конъюнктуре, а культурные и духовные связи наших народов, хотя и стали менее интенсивными, остаются глубокими и живыми". Грузия и Россия были и остаются частью единого
православного мира, их сближает общая вера и близкие духовные традиции. По словам И. Багратион-Мухранели, политические нестроения не снижают взаимный интерес к "великому богатству национальных культур Грузии и России". Об этом свидетельствуют первые три конференции (2001, 2003, 2005), в которых приняли участие свыше пятидесяти специалистов из разных стран, посвятившие свои доклады вопросам богословия, литературы, искусства, истории. Конференции прошли на высоком ака
демическом уровне при поддержке посольства Грузии в РФ.

Четвертая конференция ставит своей целью показать, прежде всего, духовные связи двух стран: "Церкви Грузии и России принадлежат к одной семье православных христиан, исповедуют одну веру, находятся в литургическом и молитвенном общении, остаются полностью единодушными не только в духовных вопросах, но и в отношении к современным проблемам мира".

О неослабевающих духовных связях и научных контактах представителей России и Грузии говорила преподаватель ПСТГУ Ирина Мельникова, предваряя свой доклад. Она напомнила, что представительная делегация Грузинской Церкви недавно побывала в Москве на праздновании 15-летия ПСТГУ, передав благожелательное послание Католикоса-Патриарха Илии II, в котором выражалась надежда на укрепление российско-грузинских духовных связей. В свою очередь, ПСТГУ обратился к предстоятелю Грузинской Православной Церкви с просьбой восстановить
научную специальность "картвелология", что обнаруживает непраздную заинтересованность российских ученых в более глубоком изучении грузинской культуры и духовности.

И. Мельникова внесла свою лепту в это изучение, ознакомив участников конференции с результатами кропотливого исследования архивных документов, связанных с историей грузинских заговоров 1812 и 1832 гг. По словам докладчицы, подлинно научное изучение грузинских выступлений против Российской империи после заключения Георгиевского трактата, их настоящих причин и духовных последствий дает возможность переосмысления этого периода российско-грузинских отношений.

Ирина Багратион-Мухранели сделала доклад "Миф о Кавказе в русской литературе". Учитывая особую роль русской классической литературы в Синодальный период, когда литература "в какой-то степени приняла на себя религиозно-миссионерские функции", важно проанализировать ее влияние на формирование общественных стереотипов, считает докладчица. Она рассмотрела две тенденции в по отношению к Кавказу - имперскую и библейскую. Первая в большей степени отражала официальный правительственный "цивилизаторский" подход, а вторую
исследовательница связывает с именами Пушкина и Лермонтова. В их произведениях Кавказ и Грузия, в частности, предстает как "удел Богородицы", "рай на земле", "место абсолютной свободы", "сакральное место, с которого все начинается". Иная "мифология" Кавказа - в произведениях Л. Толстого. Для него "религиозная линия понимания Кавказа как библейского места закрыта, если не сказать, искажена". Такое восприятие филолог связывает с начавшейся в 1830 г. правительственной ка
мпанией переселения на Кавказ сектантов, в частности, массового переселения духоборов, что оказало большое влияние на творчество Л. Толстого.

В докладе было отмечено, что духовное общение Русской и Грузинской Церквей отразилось в процессе внесения имен грузинских святых в русский православный календарь: начавшись в XIX в., он привел к тому, что сейчас в РПЦ почитается более 60 грузинских святых и 6 чудотворных икон из Грузии.

Значение грузинских святынь в церковно-общественной мысли второй половины XVII в. стало предметом исследования искусствоведа Ирины Языковой. В докладе "Патриарх Никон и грузинские святыни. Некоторые аспекты священной утопии патриарха" она обосновала предположение о том, что актуализация Никоном образа Грузии как древнего православного царства помогала ему утвердить высокий статус Церкви и Патриарха в полемике со светской властью.

Не будучи ни "западником", ни сторонником "исконного русского пути", патриарх Никон предлагал "третий путь: возвращения к основам православия, которые в большей чистоте сохранились на христианском Востоке, в Греции и в Грузии", отметила докладчица. Она подтверждает эту гипотезу деяниями патриарха Никона. Так, два из крупнейших построенных им трех монастырей были "прямо связаны с Грузией: Валдайский монастырь строится Никоном как точная копия афонского Иверского монастыря, а Крестный монастырь является двойником
монастыря Св. Креста в Иерусалиме, который, как известно, долгое время принадлежал Грузии. К тому же один из главных монастырей в самой Грузии также посвящен Св. Кресту - Джвари, чего не мог не знать патриарх Никон". Именно по инициативе Никона в России торжественно встречали Иверскую икону Божьей Матери, которая, наряду с Владимирской, Смоленской и Казанской, стала считаться покровительницей России. Другой святыне - Грузинской иконе Божьей Матери, которая появилась в
России ранее, именно повелением патриарха Никона было установлено общецерковное празднование. Известно также особое отношение Никона к первой святыне из Грузии - частице Ризы Господней, которая до начала XVII в. хранилась в Патриаршем храме г. Мцхета, древней столице Грузии, а затем была выкуплена царем Михаилом Федоровичем у персидского шаха.

И. Языкова делает вывод о том, что эта деятельность патриарха Никона была целенаправленной. Параллель с Грузией, где патриарх имел титул Католикос - вселенский, а Церковь гораздо менее зависела от государства, не так страдала от произвола царей, опора на древние святыни Кавказа помогала Никону утверждать выношенный им тезис "священство выше царства", считает исследователь.

Историк С. Думин выступил на конференции с докладом "Семья Туркестанишвили в Грузии и России". Одним из представителей этой семьи был исповедник веры ХХ в. епископ Трифон (Туркестанов). Михаил Мчедлишвили, создающий шитые иконы, рассказал о своем взгляде художника на русских и грузинских святых. В выступлении историка С. Кокурина, которое называлось "Священник Алексей Глаголев и Грузия. Один эпизод из жизни киевской православной общины", особое внимание было уделено личности епископа Таврического Антония (Абашидзе)
и христианской жизни в условиях советского подполья 1920-1940 гг. Академик РАЕН Валентин Никитин представил доклад "Константин Дмитриевич Кипиани (1849-1921). "Удел Божьей Матери. Памятники христианства в Иверии". О позднейшем комментарии и неосуществленном издании рукописи 1919 г.".

Второй день конференции в большей степени был посвящен докладам историков искусства.

Юлия Зайцева
============================================================


в саратове открылся фонд николая чудотворца


Эта благотворительная организация будет помогать детям

24.12.2007 12:50 | "Комсомольская правда - Саратов"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=17898
------------------------------------------------------------

============================================================


патриарх алексий возглавил работу епархиального собрания г. москвы

24.12.2007 12:15
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17897
------------------------------------------------------------
Москва, 24 декабря. В Зале церковных соборов храма Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил сегодня работу ежегодного Епархиального собрания города Москвы, сообщает пресс-служба Московской Патриархии.

В собрании принимают участие управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископы Истринский Арсений, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Бронницкий Амвросий, Троицкий Панкратий, епископы Аркадий (Афонин) и Никон (Миронов).

Кроме того, на собрании присутствуют члены Епархиального совета, отцы-благочинные, председатели и представители Синодальных отделов Московского патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, главы представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий.

Всего в Зале церковных соборов присутствует более тысячи священнослужителей.

По традиции с основным докладом на собрании выступает Патриарх Алексий. В своем выступлении предстоятель Русской Православной Церкви даст оценку современному состоянию церковно-государственных и церковно-общественных отношений, а также остановится на основных событиях в РПЦ в 2007 году.
============================================================


в тольятти появится поволжский православный институт

24.12.2007 11:43 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17896
------------------------------------------------------------
Тольятти, 24 декабря, Благовест-инфо. В Автозаводском районе г. Тольятти заложен камень в основание Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского, сообщили "Благовест-инфо" в пресс-службе губернатора Самарской области.В церемонии приняли участие губернатор Самарской области Владимир Артяков и архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. "В Приволжъе это первый вуз подобного рода. Это будет светское учебное заведение с государственной аккредитацией", - рассказал собеседник
агентства.К настоящему времени выполнены проектные работы. Предполагается, что строительство Поволжского православного института завершится через 3 года. Помощь в строительстве оказывает "АвтоВАЗ".Поволжский православный институт задуман как светское высшее учебное заведение теологического и гуманитарного направлений.Институт ставит своей задачей обеспечивать высшее профессиональное образование по направлениям и специальностям "теология", "философия", "филология", "иностр
анные языки", "журналистика", "педагогика", "культурология", "искусствоведение" и др., готовить теологов, философов, политологов, переводчиков, журналистов, специалистов в области христианского искусства, иконописи, регентов, катехизаторов и миссионеров, преподавателей гимназий и лицеев гуманитарного профиля, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов.
============================================================


за "бал у сатаны" красноярский ночной клуб признан нарушившим закон о рекламе

24.12.2007 11:07
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17895
------------------------------------------------------------
Красноярск, 24 декабря. Реклама ночного клуба "Элит Клуб Олег" не соответствует требованиям законодательства РФ о рекламе. Такое решение было принято 19 декабря в Красноярском УФАС, где рассматривали дело в отношении ООО "Элит Клуб Олег" по факту распространения рекламы, содержащей оскорбительные образы. Об этом ИА REGNUM-KNews сообщили в пресс-службе управления.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление в отношении ООО "Элит Клуб Олег", распространявшего наружную рекламу тематической вечеринки "Бал у Сатаны", проводившейся в ночном клубе "Элит Клуб Олег". По мнению заявителя, данная реклама, является неэтичной, аморальной, безнравственной, оскорбляющей чувства добропорядочных граждан. По данному факту антимонопольным управлением было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе".

Как заявил в ходе рассмотрения дела представитель ООО "Элит Клуб Олег", указанная реклама не содержит оскорбительных образов, так как полуобнаженные люди с красными глазами и стилизованными под вампирские клыки зубами, изображенные на плакате, символизируют не вампиров, а летучих мышей. Кроме того, использующаяся в рекламе фраза "бал у сатаны" является лишь цитатой из книги Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", а не призывом к участию в аморальных и безнравственных действиях. Таким образом, по мнению представителя
ООО, реклама ночного клуба "Элит Клуб Олег" не нарушает действующего законодательства РФ о рекламе.

Вопрос об этичности рекламы ночного клуба "Элит Клуб Олег" также был вынесен на состоявшееся 18 декабря заседание Экспертного совета по рекламе при Красноярском УФАС России. В результате рассмотрения данного вопроса члены совета большинством голосов решили, что в данной рекламе оскорбительные образы присутствуют.

Учитывая мнение Экспертного совета по рекламе, комиссия Красноярского УФАС России признала ООО "Элит Клуб Олег" нарушившим ФЗ "О рекламе". Кроме того, по решению комиссии Общество будет привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от 40 000 до 500 000 рублей.
============================================================


патриарх алексий выразил соболезнование в связи с кончиной протоиерея михаила фарковца

24.12.2007 10:50
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17893
------------------------------------------------------------
Москва, 24 декабря. Настоятель храмов в Косине протоиерей Михаил Фарковец скончался 21 декабря на 74 году жизни, сообщает пресс-служба Московской патриархии.

23 декабря в храме Успения Божией Матери в Косине архиепископ Истринский Арсений в сослужении московского духовенства совершил Божественную литургию, а затем отпевание почившего протоиерея Михаила Фарковца.

Перед отпеванием архиепископ Арсений зачитал соболезнование Патриарха Алексия, в котором предстоятель Русской Православной Церкви отметил основные вехи жизни и священнического служения новопреставленного отца Михаила. В особенности Патриарх подчеркнул, что благодаря трудам протоиерея Михаила была возрождена традиция совершения крестных ходов на Святое озеро, а также в храм Успения в Косино была возвращена чтимая икона Божией Матери "Косинская" из музея Андрея Рублева.

"За годы своего пастырства о. Михаил немало потрудился во славу Божию и на благо нашей Святой Церкви, за что не раз был отмечен церковными наградами, снискал любовь и уважение своей паствы. Он с любовью и усердием совершал службу Божию, и был усердным молитвенником", - говорится в соболезновании.

Протоиерей Михаил Фарковец был похоронен на территории храма Успения Божией Матери в Косине, возрождению которого он посвятил последние восемнадцать лет своей жизни.


============================================================


транс в двух отделениях

В Петербурге выступили пакистанские суфии Sabri Brothers


24.12.2007 10:38 | "Коммерсантъ"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=17892
------------------------------------------------------------

============================================================


"монах - это человек, который не себе служит..."


Беседа с монахом Cамуилом, старейшим насельником Саввино-Сторожевского монастыря

24.12.2007 10:19 | "Православие.Ру"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=17891
------------------------------------------------------------

============================================================

В избранное