Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 01/10/2012


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 01/10/2012
============================================================
Все сирийские заложники-христиане освобождены после диалога с похитителями

01.10.2012 23:37
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49150
------------------------------------------------------------
Дамаск, 1 октября. В Сирии были освобождены все 240 христиан-мелькитов, похищенные в понедельник 24 сентября в окрестностях деревни Раблех, расположенной вблизи ливанской границы и города Кусаир, в сирийской провинции Хомс. Эту новость сообщил корреспонденту Радио Ватикана Патриарх Мелькитской Католической Церкви Григорий III Лахам."Освобождение людей, - сказал Патриарх, - стало возможным благодаря диалогу между жителями посёлка Раблех и вооружёнными похитителями... Это ещё один пример того, как диалог может
открыть все двери или, по крайней мере, многие из них.Вначале местные жители почти ничего не знали о похитителях. Было лишь известно, что это - вооружённая группа, которая хотела разжечь огонь вражды между различными религиозными общинами - христианами, мусульманами. В течение 20 дней отряд находился рядом с деревней, и после похищения местные жители смогли разыскать его месторасположение по оставленным следам. Люди узнали, кем были похитители, и им удалось договориться,
мотивируя тем, что все они - граждане Сирии и что они должны жить как братья.Причина, из-за которой произошло похищение, до конца неизвестна. Но я убеждён, - заявил Патриарх Дамаска, - что сам факт соседства и диалога сыграл здесь решающую роль. В арабской культуре есть пословица: .Твой сосед - первый гость в твоём доме.. И надо сказать, что именно благодаря личным контактам и дружбе это стало воодушевляющим примером решения многих проблем"."Следует заметить, - продолжил Патриарх, - что поводом к похищению
людей не была их принадлежность к христианству, потому что большинство верующих в Раблехе - христиане. Здесь находится большая восточная католическая община, марониты, мусульмане-алавиты... К сожалению, отношения с алавитами весьма болезненны. Сегодня существует тенденция называть первопричинами конфликтов христиан, чтобы проблема принимала религиозную окраску. Все мы - Патриархи, епископы, политики, - должны приложить максимум усилий, чтобы избежать подобного противостоян
ия и предотвратить угрозу гражданской войны, - войны между братьями.Ещё одна негативная тенденция касается политиков и их умышленного использования религии в своих целях, искусственного привлечения христиан для решения проблем общин нехристианских, например, выставляя их на линии конфликта между одними и другими группами мусульман".В заключение интервью радио Ватикана монс. Григорий III Лахам выразил надежду на то, что "примирение" - это слово будущего для всех жителей Сирии.
============================================================


День учителя
Об учителях-священниках рассказывает о. Александр Лаврухин, директор Свято-Димитриевской православной школы

01.10.2012 23:07 | "Православие.Ру"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=49149
------------------------------------------------------------

============================================================


В Сиднее скончался глава Австралийской и Новозеландской епархии Армянской Церкви

01.10.2012 21:40 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49148
------------------------------------------------------------
Ереван, 1 октября, Благовест-инфо. В Сиднее 3 октября в армянской церкви Сурб Арутюн (Святого Воскресения) начнется прощание с правящим архиереем Австралийской и Новозеландской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископом Аганом Палиозяном, скончавшимся 22 сентября на 66-м году жизни от инфаркта миокарда, сообщает пресс-канцелярия Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

4 октября, во время заупокойной Литургии, будет совершен чин последнего помазания (на арм. Верчин Оцум). В Армянской Церкви он совершается над почившими священнослужителями. Затем состоится погребение архиепископа Агана Палиозяна.

Возглавлять службы будет председатель Монастырского совета и директор издательского отдела Первопрестольного Эчмиадзина архиепископ Натан Ованнисян.
============================================================


Тверской суд Москвы признал экстремистским фильм "Невинность мусульман"

01.10.2012 20:42
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49147
------------------------------------------------------------
Москва, 1 октября. Тверской суд Москвы сегодня признал экстремистским фильм "Невинность мусульман" и запретил его к показу на территории России, сообщает ИТАР-ТАСС.

Таким образом, было удовлетворено заявление столичной прокуратуры, которая добивалась запрета показа данного фильма как экстремистского материала.

Снятый в США любительский фильм "Невинность мусульман" привел к волне протестов в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также в ряде азиатских стран, население которых исповедует ислам. Разъяренные толпы людей атаковали посольства США, Великобритании и Германии в Йемене, Египте, Тунисе, Судане и Ливии, где погиб американский посол Кристофер Стивенс и трое других сотрудников дипмиссии США.

Согласно федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности", информационный материал может быть признан экстремистским после того, как суд по представлению прокуратуры установит в нем признаки экстремизма. В этом случае, материал попадает в федеральный список экстремистских материалов, становится запрещенным на всей территории страны, а за его распространение грозит уголовная ответственность.

Обосновывая сегодня в суде позицию надзорного ведомства, прокурор Виктория Маслова указывала, что фильм "в негативном свете повествует о исламской религии, способствует росту религиозной нетерпимости в Российской Федерации".

По оценке прокуратуры, данный фильм направлен на формирование мнения о неполноценности мусульманской религии, а также на разжигание национальной и религиозной ненависти и превосходства одних групп граждан над другими.

Прокурор Мария Коробкова также поддержала заявление о запрете фильма, обосновав это заключением экспертизы Российского института культурологии. "Заключение специалистов мотивировано и свидетельствует о наличии экстремизма и разжигания розни и вражды в видеофильме", - сказала она.

В рассмотрении заявления в качестве заинтересованного лица принимал участие представитель Уполномоченного по правам человека в РФ Михаил Одинцов. Он не поддержал заявление прокуратуры и просил суд оставить его без рассмотрения. Обосновывая эту позицию, Одинцов пояснил, что рассмотрение заявления прокуратуры в особом порядке нарушает гражданские права юридических лиц - распространителей фильма и гражданских лиц - его авторов.

Несмотря на полное изложение доводов прокуратуры за признание фильма экстремистским, судья все же принял решение о просмотре фильма на заседании. Поскольку в открытом доступе он имеется только на английском языке, суд воспользовался услугами переводчика, который был вызван прокуратурой в суд на допрос в качестве свидетеля.

Согласно закону, сегодняшнее решение Тверского суда может быть обжаловано в Мосгорсуде.
============================================================


Мужской монастырь станет системообразующим центром нового крестьянского поселения у китайской границы

01.10.2012 20:31
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49146
------------------------------------------------------------


Хабаровск, 1 октября. На следующий год в пригороде Хабаровска намечено освящение храма в честь новомученицы Екатерины Петроградской (Арской). Он станет центром создаваемого Успенского мужского монастыря, вокруг которого, в свою очередь, появится будущая деревня Беловодье, сообщает "Церковный вестник". Такой необычный проект комплексной застройки нового населенного пункта - совместный плод энтузиастов и священноначалия Хабаровской епархии.

"Еще недавно на этом месте в двух десятках километров от краевого центра была незаселенная пустошь, - рассказал ЦВ главный редактор Информационно-просветительского портала Приамурской митрополии священник Роман Никитин. - Китайская граница совсем рядом, и у застройщика возникла интересная идея: создать на этом месте русское по культуре и вере поселение, которое являлось бы своеобразным форпостом православной веры в Приамурье. Вполне естественным при таком подходе было озаботиться закладкой храма. А вскоре из
Камчатской епархии к нам прибыл иеромонах Антоний (Жуков). В Петропавловске-Камчатском он построил, а затем и возглавил Свято-Пантелеимонов мужской монастырь, и митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий поручил ему создать на новом месте монашескую общину".

По словам главы инициативной группы застройщиков директора Некоммерческого партнерства "Беловодье" Олега Казакова, путь к реализации проекта "Русская православная деревня" был тяжел, но - только до того момента, пока его авторы не поняли: любое большое дело должно начинаться с храма. "И после того как четыре года назад мы установили на месте будущего храма крест, с завидной регулярностью начали происходить события, приводящие людей к вере, - говорит Казаков. - Стало ясно: мы на правильном пути". Без прихожан
монастырский храм (по предварительным расчетам он вместит две сотни человек) не останется. В поселении будут постоянно жить 60 крестьянских семей - и это не считая ремесленников, которым также предполагается предоставить здесь жилье и которые будут отвечать за хозяйственные нужды, обеспечивая работу туристического комплекса, конного двора, лесопитомника и т.д.

Пока монашеская община состоит из настоятеля, одного иеромонаха и послушника. Живут и молятся они в вагончике-бытовке прямо на стройплощадке. Помимо церковного здания и первых деревенских жилых домов, в списке пусковых объектов - монастырский братский корпус.

"С одной стороны, все получается как бы само собой, без далеко идущих расчетов, - говорит отец Роман Никитин. - В Советской Гавани, где в пока сооружаемом храме св. праведного воина Феодора Ушакова подвизаются два насельника, монастырь строить тоже поначалу не собирались. Но с предложением открыть здесь обитель обратились монашествующие Николо-Шартомского монастыря Иваново-Вознесенской епархии. И наш владыка благословил создавать монастырь миссионерского типа, ведь в Советско-Гаванском и соседнем Ванинском (он
вошел в состав второй епархии нашей митрополии - Амурской) районах большую активность проявляют неопротестантские организации. Прибывший игумен Савватий (Перепелкин), военный журналист по образованию, сразу же включился в эту работу. В поселке же Циммермановка, оказавшемся после выделения Амурской епархии в составе последней, Свято-Пантелеимонову обитель, наоборот, создавали по плану. Ее возглавляет игумен Тихон (Тюрюмин). В результате у нас вместо одного мужского монас
тыря созидаются три небольших. Видимо, Господь сам знает как лучше, и управляет сообразно этому".

Справка ЦВ. Новомученица Екатерина Петроградская (+1937) родилась в 1875г. в Санкт-Петербурге в мещанской семье. Арестована в 1932г. как участница Александро-Невского братства, обвинена в контрреволюционной деятельности путем "систематической пропаганды и создания сети нелегальных ячеек". После отбытия наказания в виде трех лет лишения свободы и запрещения жить в крупных городах переехала в Боровичи (Новгородская обл.). Через два года арестована по делу архиепископа Полоцкого и Витебского Гавриила (Воеводина,
+1937). Расстреляна 17 декабря 1937г. Прославлена Русской Православной Церковью в лике новомучеников в 2003г. Захоронение не обнаружено.
============================================================


Выступление Патриарха Кирилла на открытии XVI Всемирного русского народного собора

01.10.2012 17:38 | Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=49145
------------------------------------------------------------
1 октября 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XVI Всемирный русский народный собор "Рубежи истории - рубежи России". Церемонию открытия и первое планарное заседание возглавил глава ВРНС Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемый Президиум! Участники XVI Всемирного русского народного собора!

Тема нынешнего Собора - "Рубежи истории - рубежи России". Я хотел бы вместе с вами поразмышлять над этими словами. Смысл первой части фразы понятен: речь идет о памятных датах, которые мы отмечаем в нынешнем году. Гораздо сложнее и глубже, однако, значение второй части, где говорится о рубежах России. Какие рубежи мы имеем в виду? Идет ли речь о чем-то исключительно материальном, осязаемом, вещественном? Или о чем-то большем? О ценностях, идеалах и смыслах, о том, что нельзя измерить в квадратных километрах
и в рублях?

Для нас, собравшихся в этом зале, очевидно, что рубежи России - это не только ее географические границы. Вне всякого сомнения, понятие рубежей наполнено духовным смыслом. Оно включает в себя, прежде всего, нравственные границы, нравственные пределы, за которые мы не можем и не должны отступать.

Вспомним слова, произнесенные в суровые дни 1941 года, когда смертельный враг стоял у ворот столицы: "Отступать некуда, позади Москва!" Но не раз и не два в русской истории возникали моменты, когда полчища противника не бряцали оружием и по карте не пролегала линия фронта, однако нашим предкам приходилось произносить такие же священные слова: "Отступать некуда, за нами - наша страна, православные святыни, сердце нашей цивилизации". Наверное, именно такой ответственностью вдохновлялись в свое время Патриархи
Гермоген, Тихон и Сергий, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святые новомученики и исповедники нашей Церкви.

Сегодня, когда на смену физическим сражениям пришли информационные войны, когда на первое место выдвигается борьба за души людей, мы не должны забывать о существовании священных рубежей, за которые нельзя отступать, тех рубежей Отечества, на защите которых мы должны стоять так же непоколебимо, как стояли наши прадеды на Непрядве, под Бородино или в Сталинграде.

В этом году Россия отмечает три знаменательных юбилея. Это, во-первых, 400 лет изгнания интервентов и окончания Смуты - события, к которому отныне приурочено празднование Дня народного единства. Во-вторых, ровно два столетия назад было разгромлено нашествие дванадесяти языков во главе с Наполеоном Бонапартом, И, наконец, в грядущем ноябре исполняется 70 лет наступления под Сталинградом, которое стало поворотным событием в Великой Отечественной войне и в целом во Второй мировой войне.

Все эти эпохальные события - как в 1612-м, так и в 1812-м и в 1942 году - связаны с самыми драматическими страницами взаимоотношений России и Западной Европы. То были не просто столкновения двух армий. Всякий раз на полях сражений происходило не только сопоставление мощи вооруженных сил, но противоборство идеалов, в которых люди видят смысл жизни и ради которых они готовы идти на смерть.

История отношений России и Запада сложна и противоречива, ее невозможно втиснуть в прокрустово ложе примитивных схем, описать в одном тоне, в одной смысловой гамме. Если мы, вслед за Николаем Данилевским, Арнольдом Тойнби, Сэмюэлом Хантингтоном, признаем, что человечество представляет собой совокупность нескольких культурно-исторических типов, нескольких цивилизационных проектов, то Россию и Запад, безусловно, надо считать самыми близкими цивилизациями на Земле.

Собственно говоря, изначально это была, хотя культурно и многоликая, но, по сути, единая христианская цивилизация, мировоззренческие и этические основы которой сформировались под влиянием неразделенной Церкви.

Рим и вошедшие в орбиту его культурного влияния народы, Византия и христианизированный через миссионерский подвиг Кирилла и Мефодия славянский мир, были объединены единой купелью Христова Крещения. Западная и восточная части христианского мира находились в состоянии диалога и взаимного культурного обогащения. Конечно, отношения между Римом и Византией были далеко не идиллическими, но при всех сложностях и Восток, включая Киевскую Русь и славянский мир, и Запад являли собой единую христианскую европейскую цивилизацию,
объединявшую три культурных потока: греческий, латинский и славянский.

Разделение Церквей и последовавшие затем крестовые походы на Восток, как и орденские нашествия на северо-запад Руси, привели к расколу европейской цивилизации.

Впоследствии нашим предкам пришлось не раз противостоять экспансии, защищая свое национальное бытие, свою культуру и духовную идентичность. Надо признать, что на протяжении последних пяти веков мало кто из народов выдержал натиск такой силы, который выдержали мы. И опасность этих агрессий была в том, что не только наши земли и богатство нужны были нашим завоевателям, - им нужны были наши души. То были попытки силой переформатировать духовную и культурную основу народной жизни. Русские люди смогли остановить
армии завоевателей, идущих покорять не только нас, но и мир, устоять перед экспансией. И в этом - зримое свидетельство глубины и прочности наших духовных ценностей, свидетельство провиденциального значения нашего мировоззренческого выбора, сделанного еще в 988 году и определившего дальнейший путь развития всей исторической Руси.

Самые важные смыслы русской культуры, самые яркие черты русского характера неразрывно связаны с православным христианством, сохранившим в чистоте учение Древней Церкви. Неслучайно даже зарубежные теоретики цивилизационного учения, рассуждая о России как об особом культурно-историческом явлении, говорят о нашей цивилизации как о православной.

Все три вызова, брошенных нам в 1612-м, 1812-м и в 1942 году, имели не только общие черты, но и свои характерные особенности.

Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов, или дать ассимилировать Русскую Православную Церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто
освобождали Москву от интервентов - они защищали судьбу Вселенского Православия.

В годину наполеоновского нашествия на первое место выдвинулась проблема защиты русской культуры, культурной идентичности - на фоне глобального натиска франкоцентризма, французского языка и культурных стандартов. Неслучайно именно после победы над Наполеоном и освобождения от наложенных в XVIII веке на нашу элиту духовных оков произошел бурный расцвет русской культуры, русской философской мысли, наступил "золотой век" Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Хомякова, Киреевского. Творцам русской культуры была необходима
эта победа, чтобы отойти от подражания образцам Парижа и Версаля и обрести веру в силу собственного народа. Кроме того, упразднив геополитический проект Бонапарта, Россия создала благоприятные условия для национально-культурного разнообразия самой Западной Европы.

Наконец, самым страшным испытанием для России стало гитлеровское нашествие. Под угрозой оказалось само физическое существование нашего народа. Но было бы абсолютно неверно представлять Великую Отечественную войну как исключительно войну за выживание. На ее полях решался принципиальный вопрос человеческого бытия, вопрос о справедливости: равны ли люди Земли в своем достоинстве, или же они делятся на высшие и низшие расы? Иными словами: можем ли мы, члены огромной человеческой семьи, по-христиански обращаться
друг к другу со словами "Братья и сестры!", либо мы навеки разделены непреодолимыми генетическими и культурными барьерами? Глубоко символично, что обнародованный руководством нашей страны призыв на борьбу с гитлеровским захватчиками начинался словами "Братья и сестры!" и был адресован всем соотечественникам, независимо от их национального происхождения, вероисповедания и политических взглядов.

Это был призыв к общенациональной солидарности, это было обретение понимания ее значения как одной из базисных ценностей, без которых общество обречено на распад и уничтожение.

В минувшем году на Всемирном русском народном соборе мы определили солидарность как силу, связывающую народ, обеспечивающую единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность. Обращение к этой силе помогло нашим предкам не только в дни Великой Отечественной войны - оно сыграло решающую роль и в победе над Наполеоном, и в преодолении Смуты. В те дни представители элит - будь то кичливый боярин, усвоивший латынь, или дворянин, большую часть времени изъяснявшийся по-французски, или партийный руководитель, проповедующий
доктрины марксизма, - осознали, что без обращения к народу, к его традиции и вере, не станет будущего ни у страны, ни у них самих. Этот урок должен быть усвоен и нынешними элитами, которые должны понимать главное: лишь общество, сплоченное идеалом солидарности, способно стать альтернативой хаосу и распаду. Только такое общество способно дать новый импульс к конструктивному социальному взаимодействию людей - не через принуждение, а через развитие новых и совершенс
твование традиционных общественных механизмов, основывающихся на базе моральных императивов, на основе "платформы морального большинства".

События 1612-го, 1812-го и 1942 годов - не просто поводы для исторического самоутверждения и проведения помпезных мероприятий. Дни подвига и славы, о которых мы вспоминаем в нынешнем году, - убедительное свидетельство духовной правоты наших предков. У стен Московского Кремля, под Бородино и Сталинградом мы защищали не только независимость России - мы утверждали духовные ценности, которые имеют вселенское, поистине общечеловеческое значение. И мы, преисполненные величайшим уважением к памяти победителей, можем
ответственно заявить: их подвиги действительно изменили ход мировой истории.

Память об историческом пути России, о мирных и боевых подвигах ее народа - это тоже священный рубеж нашего Отечества. Убежден: от того, какое представление получат новые поколения о деяниях своих предков, будет зависеть их выбор завтрашнего дня России.

Полагаю, что неслучайно в последнее время мы являемся свидетелями целенаправленных попыток переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете ее ключевые события. Чего только стоят усилия наших недоброжелателей в негативных красках представить Крещение Руси, поставить под сомнение факт Куликовской битвы, уравнять нашу страну с фашистской Германией в ответственности за начало Второй мировой войны! Все эти трактовки прошлого преследуют одну цель: посеять в душах людей,
в первую очередь молодых, чувство ущербности, спровоцировать желание отречься от своих предков и их наследия.

Мы знаем, в том числе из уроков нашей собственной истории, что народ, утративший исторические ориентиры, отказавшийся от преемственности поколений, легко превращается в объект социальных и идеологических экспериментов. И плата за эти эксперименты слишком высока.

Русская история требует защиты со стороны гражданского общества. Мы не имеем права на безразличие перед лицом попыток ее злонамеренного искажения, мы должны уберечь от разрушения ее ключевые вехи. Это те рубежи, которые мы не имеем права сдать. Ведь сами исторические факты, свидетельствующие о духовной силе нашего народа в годы побед и об извлеченных горьких уроках в годы смут, способны остановить экспансию разрушительных социальных энергий.

Одним из таких свидетельств должно стать общенациональное празднование 400-летия окончания Смуты, которое грядет в следующем месяце. Это событие призвано не просто быть поводом для исторических воспоминаний и публичных дискуссий, а торжеством всероссийского масштаба, которое неизменно будет пробуждать в соотечественниках чувства гражданской ответственности и исторической памяти.

Это празднование состоится после весьма важного, представляющегося действительно историческим события. 17 августа сего года в Королевском дворце в Варшаве мною совместно с митрополитом Юзефом Михаликом, председателем Конференции католических епископов Польши, было подписано Совместное послание народам России и Польши. В этом Послании нет общей трактовки или согласованного комментария трудных страниц нашей истории, но есть что-то, что имеет куда большее значение. Мы договорились оставить историкам решать вопросы
истории и взяли на себя ответственность обратиться от имени наших Церквей к народам России и Польши с призывом к взаимному прощению. Никакой, даже самый тщательный исторический анализ неспособен примирить страны и народы, если сохраняется обида в сердце. Примирение через взаимное прощение - это духовный акт, совершаемый умом и сердцем. В основе нашего совместного деяния - ясное осознание невозможности для двух славянских народов, живущих бок о бок, бесконечно питаться
негативной энергией исторических обид, проецируя эти обиды на многие сферы двусторонних отношений.

В Послании говорится также о готовности двух Церквей совместно отстаивать христианские ценности в Европе, которые сегодня подвергаются сознательному разрушению.

Если в прошлом цивилизационная граница между Востоком и Западом, совпадающая с границей между Россией и Польшей, нередко обагрялась кровью, то есть надежда, что в нынешней ситуации она может стать местом диалога, направленного на сохранение общих для Востока и Запада христианских основ европейской цивилизации. И что очень важно сейчас понять, - что утрата Западом этих христианских основ, в свою очередь, грозит стать новым цивилизационным барьером между Россией и Европой. Почему? Да потому что Россия, прошедшая
через горнило атеистической идеологии и осознавшая весь трагизм построения безбожного общества, на опыте знает, какие угрозы личности несет такое общество.

Уже в нашем, XXI веке народ преодолел еще одну смуту, начавшуюся после распада Советского Союза. События тех лет имели много общего с эпизодами русской истории начала XVII века. Празднуя 400-летие победы, одержанной в 1612 году, мы должны раз и навсегда подвести черту, за которой останутся годы национального унижения, паралича народной воли, нравственного одичания и социального хаоса.

Надо извлечь исторические уроки не только из событий минувших веков, но и из нашего недавнего прошлого. Это нужно для того, чтобы четко различать те мировоззренческие и ценностные координаты, следуя которым, мы будем способны сохранить гражданский мир и государственный суверенитет. Защищая эти ценности, мы должны ясно видеть те нравственные, социальные, культурные, политические границы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя сдавать, которыми никогда нельзя поступаться. Только так мы сможем сохранить себя
как народ, сохранить нашу страну и нашу цивилизацию.
============================================================


Новый журнал "Храмоздатель" стал площадкой для дискуссии о современном церковном искусстве

01.10.2012 17:17 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=49144
------------------------------------------------------------


Москва, 1 октября, Благовест-инфо. Презентация журнала "Храмоздатель" (приложение о церковном строительстве к "Журналу Московской Патриархии" (ЖМП) состоялась 29 сентября в Культурном центре "Покровские ворота". К этому событию был приурочен круглый стол на тему "Богословие образа, литургические искусства и новые технологии", который заинтересовал множество специалистов: архитекторов, иконописцев, искусствоведов, богословов.

Как сообщил ответственный редактор ЖМП и журнала "Храмоздатель" Сергей Чапнин, необходимость в специализированном приложении давно уже очевидна. "Храмоздатель" расскажет не только об архитектурно-строительных проблемах, но затронет вопросы разных видов литургического искусства (иконописи, прикладного искусства и т.д.), обобщит опыт возведения и реставрации храмов за 20 лет церковного возрождения, наметит контуры "общего видения" вопросов храмовой архитектуры, предостережет от типичных ошибок и даже научит правильно
общаться с органами власти по поводу возведения новых или воссоздания прежних церковных зданий. Помимо практических вопросов редакция журнала намерена коснуться и столь важных и болезненных сегодня проблем, как "встреча современного и традиционного искусства", предоставить место для полемики и живых обсуждений.

Все это можно будет осуществить только в том случае, если будет создана особая экспертная среда, если заработает соборный разум архитекторов, художников, теоретиков искусства, реставраторов, уверен С. Чапнин. Он подчеркнул, что журнал не станет рупором унификации церковного искусства: "Журнал задуман как площадка для дискуссий и обмена опытом. Мы не собираемся диктовать правила, транслировать сверху вниз какие-то установки. Жить в сегодняшнем дне и смотреть в завтрашний без дискуссии невозможно".

И дискуссии не заставили себя ждать: уже в первой части круглого стола, посвященной проблемам архитектуры, стало понятно, что практикам есть что обсудить друг с другом. Но началась дискуссия с проблемы "теоретической": прот. Андрей Юревич, архитектор по одному из образований, предложил отреагировать на Манифест Романа Багдасарова (опубликован в связи с открытием выставки "Духовная брань" на "Винзаводе"). С крайним возмущением отозвавшись на наиболее одиозные тезисы Манифеста, о. Андрей призвал не отдавать "врагу"
"свято место", которое "они"-таки уже заняли. Однако, по слову апостола Павла, эта "брань" должна быть "не против плоти и крови", но - за: "Пока мы все это обсуждаем, враг уже занял нашу территорию, мы уже проигрываем. Надо идти вперед, создавать свое искусство, строить храмы, создавать выставки, свои музеи, устраивать выставки! В сознании общества они уже заняли нишу современного христианского искусства".

Поддержав пафос о. Андрея, далее слово взяли практикующие архитекторы. Руководитель архитектурной мастерской Андрей Анисимов представил свои работы и выступил с идеей создания Гильдии храмоздателей, которая могла бы "выразить коллективное профессиональное мнение", в том числе - и на страницах "Храмоздателя". На примере работы над строительством больничного храма Веры, Надежды, Любови и Софии в Москве А. Анисимов показал, что созидание церковного здания должно быть делом соборным -- от проектирования до "мелочей
интерьера" и освящения.

Священник и архитектор Константин Камышанов, который построил в Рязани несколько храмов, предложил сконцентрировать профессиональную дискуссию вокруг трех тем: "вписанности" нового храма в градостроительную среду; особенностей современных строительных технологий и их соотношения с социальным запросом; разработки языка современной церковной архитектуры. Все эти три блока тесно связаны с четвертым: проблемой соотношения традиции и новации, "творчества в собеседовании с Богом", как сформулировал о. Константин.



Не сговариваясь, эту же тему продолжил архитектор Андрей Головкин: на примере разных типов исторических баптистериев и купелей он показал, что, учитывая современную практику крещения, архитекторы не могут просто копировать достойные образцы, они "обречены на новации". Церковная жизнь укоренена в традиции, но она при этом развивается, и это невозможно не учитывать при проектировании храма.

Коснувшись программы массового возведения модульных храмов в спальных районах Москвы, архитектор Андрей Яхнин выразил свои сомнения и тревоги, связанные с поточным характером строительства в рамках проекта. Кстати, многих участников встречи поразили данные А. Анисимова: возведение храма Веры, Надежды, Любови, созданного по авторскому проекту, испещренного мозаиками, обошлось в два раза дешевле, чем строительство одного церковного здания по "Программе-200". В этой диспропорции увидел политический смысл журналист
Дмитрий Сладков. Он сообщил также, что в рамках грантового конкурса "Православная инициатива" планируется выбрать лучший проект современного храма.

Подводя итоги панельной дискуссии по архитектуре, С. Чапнин отметил, что все обсуждаемые проблемы коренятся в отсутствии должного богословского их осмысления. "Все проблемы возникают там, где ослабляется богословское осмысление. Мы - в глубоком богословском кризисе", -- констатировал журналист.

Свой взгляд на причину проблем церковного искусства у искусствоведа Анны Чукиной. "Корень - в общине", -- заявила она во второй части круглого стола, посвященной иконописи. Если исторически последовательность была такой: создавалась община верных, выбирался священник, появлялось церковное здание, ктиторы, а затем к работе приступали художники, то теперь последовательность прямо противоположная: главную роль в проекте внутреннего убранства храма играет спонсор, потом настоятель, а общине, если таковая вообще
имеется, приходится принимать, что есть. В идеале церковная община должна включать не только архитектора и художника, но и искусствоведа - "специалиста по красоте", который способен "отделить зерна от плевел", полагает А. Чукина. Ее поддержала искусствовед Ирина Языкова: по ее мнению, такие понятия, как "заказчик" и "исполнитель" не должны применяться в церковном лексиконе, т.к. все участники возведения храма участвуют в едином "соборном церковном деянии".



Выступавшие во время "иконописной" панельной дискуссии: завкафедрой иконописи ПСТГУ Екатерина Шеко, руководитель питерской иконописной мастерской "Живая традиция" Филипп Давыдов, художник Лилия Ратнер и другие не стали ограничиваться только вопросами иконописи, но обратили внимание на проблему соотношения архитектуры и внутреннего убранства храма. Е. Шеко привела вопиющие примеры китчевой церковной архитектуры: рассматривая произведения В. Исака, нельзя было не вспомнить: "Солидный Господь для солидных господ".
К счастью, были и примеры органичного сочетания церковного интерьера и росписи с иконостасом - это неоднократно упоминаемый Андреевский храм одноименного монастыря в Москве, расписанный Ириной Зарон и Сергеем Антоновым.

Как и следовало ожидать, участники дискуссии говорили не о частностях, а смотрели в корень: Филипп Давыдов уверен, что иконы и росписи в храме - это не "украшение", а "провокация", "инструмент проповеди". И тогда современным художникам, не желающим прилежно "клонировать" древние образцы, должно быть близко словосочетание "актуальное церковное искусство", где акцент стоит на корне первого слова, означающем "действенность, деяние".

Всем участникам встречи было очевидно, что проблем для обсуждения - великое множество, что впереди еще не одна дискуссия людей, имеющих отношение к современному храмовому строительству, и одной из площадок для такого общения может стать новый журнал "Храмоздатель". "Дискуссия показала, что мы друг другу очень нужны", -- резюмировала Ирина Языкова.

Ознакомиться с материалами нового журнала можно на странице "Храмоздателя". Редколлегия журнала приглашает продолжить дискуссию на странице в Фейсбуке.

Юлия Зайцева
============================================================


Илия II: "Я проголосовал за свободу и продвижение Грузии"

01.10.2012 16:18 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49143
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 1 октября, Благовест-инфо. Грузинский Патриарх Илия Второй около полудня проголосовал на парламентских выборах, сообщает Грузия Онлайн. По словам Патриарха, он проголосовал за свободу и продвижение Грузии. "Сегодняшний день является историческим, и это исторические выборы. Существуют три величайших святыни: Господь, родина и человек. Я проголосовал за тех, кто защитит свободу и продвижение Грузии. Защитят величайшие ценности", - отметил глава Грузинской Церкви.

Своё волеизъявление Грузинский Патриарх выразил на избирательном участке на улице генерала Леселидзе, героя ВОВ, в самом центре Тбилиси, недалеко от патриаршей резиденции. По очерёдности глава Грузинской Православной Церкви был 261-м избирателем, сообщает Интерпрессньюс.

"Надеюсь, что Грузия станет на путь развития, сохранит свои вековые традиции, и Господь будет нашим покровителем", - заявил Патриарх Грузинский по выходе с избирательного участка.
============================================================


В Ватикане объявлены имена лауреатов Ратцингеровской премии

01.10.2012 16:14
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49142
------------------------------------------------------------
Ватикан, 1 октября. Французский философ и американский иезуит стали обладателями Премии Ратцингера, которая вручается во второй раз, сообщает "Сибирская католическая газета". Церемония награждения состоится 20 октября.

Реми Браг специализируется на истории греческой, средневековой и арабской философии, однако его перу принадлежат и комментарии к Хайдеггеру. Он также интересуется проблемами современной цивилизации. В течение 20 лет профессор Браг преподавал в Сорбонне, а в настоящее время преподает в университете Мюнхена. Ему 65 лет, он женат, у него четверо детей и двое внуков. Является лауреатом "Гран-при" Французской академии в области философии.

72-летний священник-иезуит Бриан Дали является профессором Университета Нотр Дам (США). Ранее он стажировался в Европе, в том числе во Франкфурте и Оксфорде. Является специалистом по патристике и догматическому богословию. Переводил на английский язык труды отцов Церкви и Урса фон Балтазара. Является автором работ по иезуитской духовности. Принимает участие в богословских диалогах с православными, занимает пост исполнительного секретаря Комиссии при Конференции католических епископов США по вопросам диалога
с Православной Церковью.

Глава Научного совета "Фонда Ратцингера" - организации присуждающей упомянутую премию - кардинал Камилло Руини следующим образом представил лауреатов на прошедшей в пятницу 28 сентября с.г. в Ватикане пресс-конференции:"Реми Браг, по моему убеждению, является истинным философом и, вместе с тем, великим историком человеческой мысли и культуры, сочетающим спекулятивное мышление с глубоким видением христианской и католической веры, которую бесстрашно исповедует. Со своей стороны, о. Бриан Дали, SJ, является выдающимся
историком патристического богословия, а также человеком, активно участвующим в жизни и миссии Церкви. Научная скрупулезность сочетается у него с евангельским энтузиазмом".
============================================================


Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия XVI Всемирного русского народного собора

01.10.2012 15:54
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49141
------------------------------------------------------------
Москва, 1 октября. XVI Всемирный русский народный собор "Рубежи истории - рубежи России" открылся 1 октября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Церемонию открытия и первое планарное заседание возглавил глава ВРНС Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В президиуме Собора присутствовали: В.И. Матвиенко, председатель Совета Федерации ФС РФ; В.Р. Мединский, министр культуры РФ; А.Д. Беглов, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, заместитель главы
ВРНС; В.Н. Ганичев, председатель правления Союза писателей России, заместитель главы ВРНС; Н.Б. Жукова, председатель региональной общественной организации "Клуб "Реалисты"", член бюро президиума ВРНС; С.П. Карпов, декан исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; М.Н. Белогубова, начальник Департамента аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе по работе с органами власти субъектов РФ и
общественными организациями, член бюро президиума ВРНС; Н.П. Бурляев, президент Международного кинофорума славянских и православных народов "Золотой Витязь", народный артист России; А.Е. Карпов, президент Международной ассоциации фондов мира; Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России; О.А. Костин, член бюро президиума ВРНС, руководитель секретариата ВРНС; С.И. Котькало, член бюро президиума ВРНС, секретарь правления Союза писателей России; М.И. Ножкин, народный артист
России; Т.Ю. Петрова, заслуженная артистка России; В.М. Сидоров, почетный председатель Союза художников России, народный художник России; Р.А. Силантьев, исполнительный директор правозащитного центра ВРНС; Талгат Таджуддин, председатель Центрального духовного управления мусульман России; В.Я. Шатохин, первый вице-президент Объединения высших офицеров России, член бюро президиума ВРНС; О.В. Ефимов, координатор Общественного совета Межфракционной депутатской группы в Г
осударственной Думе ФС РФ в защиту христианских ценностей; С.А. Анисимова, старший преподаватель Института повышения квалификации социальных работников при Правительстве Москвы, член бюро президиума ВРНС; С.В. Перевезенцев, сопредседатель правления Союза писателей России; В.Н. Крупин, сопредседатель правления Союза писателей России.

Среди участников Собора - иерархи и духовенство Русской Православной Церкви, представители традиционных религий - ислама, буддизма, иудаизма. В мероприятиях Всемирного русского народного собора принимают участие руководители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представители научного и бизнес-сообщества, военнослужащие, сотрудники силовых структур, казаки, преподаватели и студенты государственных образовательных учреждений.

После пения молитвы "Царю Небесный" заместитель главы ВРНС В.Н. Ганичев произнес вступительное слово и объявил XVI Всемирный русский народный собор открытым. Прозвучал государственный гимн Российской Федерации.

К собравшимся обратился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Руководитель Администрации Президента РФ С.Б. Иванов огласил приветствие Президента РФ В.В. Путина и поделился своими мыслями по теме Собора.

Участников Собора приветствовала председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко.

Затем состоялось выступление министра культуры РФ В.Р. Мединского с оглашением приветствия председателя Правительства РФ Д.А. Медведева.

С докладами на первом пленарном заседании Собора также выступили Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов и декан исторического факультета МГУ С.П. Карпов.

В ходе второго пленарного заседания В.Н. Ганичев огласил приветствия председателя Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкина и министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова. Руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх зачитал приветствие мэра столицы С.С. Собянина.

В программу Собора входят пленарные заседания, а также работа в секциях и конференциях по темам:

- Современная литература в контексте отечественной истории;

- Преподобный Сергий - объединитель русских земель;

- История России - история отчизнолюбия. Проблемы патриотизма в современной Росси;

- Женская святость на Руси: прошлое и настоящее;

- Н.Я. Данилевский - основоположник цивилизационного метода в исследовании истории;

- Роль культурно-духовных традиций в социальной сплоченности общества;

- Духовный подвиг святых равноапостольных Константина и Елены - начало и торжество христианского мира в истории человечества;

- Фантастическая литература и компьютерные игры как средства патриотического воспитания;

- Ожившая история: взгляд в будущее.
============================================================


Восстановление колокольни, уничтоженной 75 лет назад, началось в Тульском кремле

01.10.2012 13:50
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49140
------------------------------------------------------------
Тула, 1 октября. В Туле в кремле состоялась закладка камня в основание колокольни Успенского собора, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе областного правительства.Колокольня была построена в 1776 году. Ее высота достигала 70 метров. Более 150 лет звон 22 колоколов был слышен во всех концах города. В марте 1937 года колокольня была разобрана до основания. Спустя 75 лет принято решение о ее восстановлении."Мы восстанавливаем не просто колокольню, мы восстанавливаем справедливость", - отметил, обращаясь к участникам
церемонии, глава региона Владимир Груздев.Он подчеркнул, что восстановительные работы ведутся исключительно на средства жителей области. На сегодня более 600 человек и организаций внесли пожертвования на счет благотворительного фонда возрождения Тульского кремля.
============================================================


Патриарх Грузинский выразил надежду, что предстоящие в стране выборы не будут сфальсифицированы

01.10.2012 12:31
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49139
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 1 октября. "Мы ожидаем, что эти выборы не будут сфальсифицированы, и народ изберет того, кого пожелает", - заявил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II во время воскресной проповеди в соборе Святой Троицы.

Патриарх заявил, что такой сложной подготовки к выборам никогда не было, что указывает на большое значение этих выборов, сообщает Грузия Онлайн.

"Древние римляне говорили: глас народа, глас Божий. Конечно же, необходимо сохранить мир и спокойствие, и эти выборы должны быть проведены справедливо. Справедливость является основанием для мира, и мы просим Господа даровать нам мудрости, чтобы защитить справедливость. Мы должны помнить, что за нами Господь, божественная Грузия, наша Родина. Если будут нарушения, что мы скажем нашим предкам? Они нас не простят. Надеюсь, что выборы пройдут мирно, не будет никакого противостояния и победит тот, кому доверяет
народ", - заявил Илия II.

Патриарх призвал всех жителей Грузии и проживающих за рубежом грузин к участию в выборах.

Кроме того, как отметил предстоятель Грузинской Православной Церкви, духовенство сегодня обойдет все епархии Грузии с мощами святых, иконами и, кропя землю святой водой, вознесёт молитвы Господу о мире.

В воскресенье вечером грузинская телекомпания "Маэстро" показала сюжет о предоставлении представителям духовенства самолёта от авиакомпании "Айрзена". На этом самолёте священнослужители облетели по периметру всю Грузию с мощами святых и иконами. Они освятили родную землю и её границы по всему периметру.
============================================================


Суд отложил рассмотрение жалобы на приговор участницам PUSSY RIOT

01.10.2012 12:22
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49138
------------------------------------------------------------
Москва, 1 октября. Мосгорсуд в понедельник отложил на 10 октября рассмотрение жалобы на приговор участницам панк-группы Pussy Riot, ранее получившим по два года колонии общего режима за хулиганство в храме Христа Спасителя, передают "Московские новости" со ссылкой на РИА Новости.

Пять девушек в конце февраля пришли в храм Христа Спасителя в Москве и, надев маски, провели так называемый "панк-молебен". Видеоролик с выступлением был выложен в интернете и вызвал большой общественный резонанс.

Хамовнический суд Москвы 17 августа приговорил Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Прокурор ранее требовал для них наказание в виде трех лет заключения. По нормам Уголовного кодекса РФ подсудимым грозило до семи лет заключения. Вместе с тем потерпевшие считали возможным дать девушкам условный, а не реальный срок лишения свободы.
============================================================


В действиях адвоката Хасавова состава преступления не нашли, дело закрыто

01.10.2012 12:17
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49137
------------------------------------------------------------
Москва, 1 октября. Правоохранительные органы прекратили уголовное преследование адвоката Дагира Хасавова, которого обвиняли в экстремизме в связи с заявлениями о необходимости ввести в России шариатский суд.

"Дело прекращено в связи с отсутствием в действиях Дагира Хасавова состава преступления", - сказал "Интерфаксу" адвокат Сергей Беляк.

Он отметил, что его клиент в ближайшее время вернется в Россию. "Мы продемонстрируем, как происходил монтаж, и станет ясно, что спорные моменты - это плоды творчества журналистов".

24 апреля 2012 года в эфире телеканала "Рен ТВ" Д.Хасавов заявил, что мусульмане России не хотят идти в светский суд и потому должны пользоваться шариатским судом. В противном случае, считает адвокат, "Москву зальют кровью и превратят ее в мертвое море". Это заявление вызвало большой общественный резонанс.

Между тем адвокат утверждал, что его слова были неверно истолкованы. "Мои слова касались скорее гражданско-правовых отношений, и в большей степени семейно-правовых вопросов. Мои слова были искажены и поданы не в том контексте", - сказал Д.Хасавов.

Генпрокуратура впоследствии усмотрела в словах адвоката признаки экстремизма и разжигания религиозной вражды. Против Д.Хасавова возбуждено дело по ч.1 ст.282 (возбуждение ненависти либо вражды) УК РФ. "В интервью телеканалу Хасавов допустил высказывания, направленные на пропаганду исключительности либо превосходства граждан по признаку их религиозной принадлежности", - заявили в Генпрокуратуре.

Еще до вынесения оценки Генпрокуратуры Д.Хасавов покинул Россию. Однако, как подчеркивал его сын Арслан, речи об эмиграции не шло. "Если это будет необходимо, он вернется, он никогда ни от кого не прятался. Сложилось неправильное впечатление, что он от кого-то убежал, - просто дали время, чтобы общество немного остыло от эмоциональных оценок того, что произошло, и трезво взглянуло на ситуацию", - сказал А.Хасавов.
============================================================


"Нашист" передал полиции список участниц PUSSY RIOT
Активист прокремлевского движения попросил проверить личности шестерых россиянок из скандальной панк-группы

01.10.2012 12:05 | "Известия"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=49136
------------------------------------------------------------

============================================================


В школах Петербурга проводится повторный опрос родителей с целью выявления нарушений при выборе модулей курса "Основы религиозных культур и светской этики"

01.10.2012 11:47
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49135
------------------------------------------------------------
Санкт-Петербург, 1 октября. 28 сентября в Синем зале епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии состоялось второе собрание епархиальной коллегии по религиозному образованию и катехизации, сообщает Патриархия.Ru.

В мероприятии приняли участие председатель епархиального отдела религиозного образования, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, вице-губернатор Санкт-Петербурга В.Н. Кичеджи, начальник отдела по связям с религиозными объединениями Санкт-Петербурга В.Г. Иванов, заместитель председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга Ю.В. Соляников, руководители и педагоги православных учебных заведений.

В начале заседания было оглашено обращение председателя Отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия.

Как сообщил епископ Амвросий, в настоящий момент в школах северной столицы проводится повторный опрос родителей для выявления тех, чье желание по выбору того или иного модуля курса "Основ религиозных культур и светской этики" (ОРКиСЭ) не было удовлетворено.

"Известно, что в процессе подготовки к введению ОРКиСЭ в школах Санкт-Петербурга руководством школ допускались нарушения права родителей на свободный выбор модуля, результатом чего стал низкий процент выбора "Основ православной культуры" в Санкт-Петербурге, - сказал, в частности, архиерей. - Важно помнить, что участие религиозных конфессий, в том числе Православной Церкви, в процессе подготовки к введению данного курса и в дальнейшем курировании процесса преподавания в сотрудничестве со светской образовательной
системой предусмотрено законодательством и нормативными документами Министерства образования и является одним из условий этого государственного проекта".

В соответствии с рекомендациями Синодального отдела религиозного образования и по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира с февраля 2012 года была начата работа по заключению соглашений о сотрудничестве между руководством благочиний и администрациями районов, в том числе, по вопросам преподавания ОРКиСЭ и ОПК. Епископ Амвросий акцентировал внимание на том факте, "что данная инициатива была полностью поддержана в 15-ти из 18-ти районов Ленинградской области, и только в 5-ти из 18-ти
районов Санкт-Петербурга. Большинство районных администраций Санкт-Петербурга ответили, что не имеют полномочий на заключение подобного соглашения, хотя никаких законодательных препятствий для заключения такого рода соглашений нет". В связи с этим, архиерей обратился к присутствующим на собрании коллегии представителям власти Петербурга с просьбой поддержать инициативу епархии в этом вопросе и провести в районных администрациях работу по разъяснению важности заключения
подобного рода соглашений, с учетом положительного опыта Ленинградской области и других регионов России по данному вопросу.

В свою очередь вице-губернатор В.Н. Кичеджи сказал: "Я хочу рассеять все те мифы, которые, может, кто-то специально придумывает. Понятно, что у нас город многоконфессиональный, и мы оказываем поддержку всем религиозным организациям. Но я никогда не скрывал, не скрываю и не собираюсь скрывать, что я человек православный, я каждое воскресенье хожу в храм и в своей жизни стараюсь следовать христианским принципам, тем, которым меня научили родители. У нас с владыкой Амвросием очень хороший диалог, и я прислушиваюсь
к тому, что он говорит, советует".

Вице-губернатор зачитал доклад о действиях, которые предпринимаются в целях организации взаимодействия между государством и Церковью в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования. В.Н. Кичеджи сообщил, что в сентябре этого года было завершено формирования нового состава межведомственного координационного совета по изучению курса ОРКиСЭ, в который вошли представители четырех основных конфессий, а также органов власти и общественных организаций, ученые и педагоги.

Коллегия по религиозному образованию и катехизации Санкт-Петербургской митрополии сформирована в соответствии с рекомендациями Священного Синода Русской Православной Церкви с целью совершенствования религиозного образования и катехизации в епархии и координации работы всех епархиальных образовательных структур и ответственных лиц. В рамках коллегии будут решаться, в том числе, вопросы, которыми занимались ранее созданные советы: помощников благочинных, директоров воскресных школ и духовников. Собрания коллегии
планируется проводить два раза в год - в мае и в сентябре.
============================================================


В столице Кении совершен теракт в англиканской церкви

01.10.2012 11:19
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49134
------------------------------------------------------------
Найроби, 1 октября. 30 сентября в англиканской церкви Найроби, где проходила служба для воспитанников воскресной школы, произошел взрыв, в результате которого 1 человек погиб, 9 ранены, некоторые из них тяжело, сообщает "Седмица" со ссылкой на агентство KNA.

По данным радиостанции Capital FM, взрывное устройство сработало в помещении воскресной школы.

Как сообщили в кенийской полиции, пока нечего не известно о том, кто совершил теракт. Тем не менее, подозревают исламистов. Полиция проводит расследование.
============================================================


Болгарские археологи открыли архиерейское захоронение XIII в

01.10.2012 10:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49133
------------------------------------------------------------
Великий Преслав, 1 октября. Болгарские археологи открыли захоронение XIII в., которое, вероятно, принадлежит неизвестному архиерею, сообщает "Седмица" со ссылкой на болгарское издание "24 часа".

Каменный гроб с захоронением усопшего в характерной для епископских погребений в полусидящей позе болгарские археологи открыли рядом с дворцовой церковью в болгарском Великом Преславе.

Группа археологов во главе с Николаем Овчаровым считает, что это первое епископское или даже, скорее всего, митрополичье захоронение, относящееся к 1-й половине XIII в., которое им удалось обнаружить. В этот период Великий Преслав уже перестал быть болгарской столицей, но продолжал играть важную роль как политический, так и церковный центр - еще одним свидетельством чего является найденное погребение.

Об истории Болгарской Православной Церкви этого периода исследователи располагают крайне скудными сведениями, поэтому не спешат выдвигать какие-либо гипотезы об имени погребенного в гробнице иерарха.

Археологи надеются, что находка будет способствовать как прояснению истории XIII в., так и продолжению археологических раскопок в Великом Преславе, который в IX-X вв. был вторым по величине городом Европы.
============================================================


Судный день: решается судьба фильма "Невинность мусульман"

01.10.2012 10:20
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49132
------------------------------------------------------------
Москва, 1 октября. Тверской суд Москвы в понедельник рассмотрит заявление столичной прокуратуры о признании экстремистским видеофильма "Невинность мусульман", вызвавшего большой резонанс в обществе.

Заявление надзорного ведомства поступило в Тверской суд 17 сентября. Изначально рассмотрение было назначено на 17 октября, но затем его перенесли на более ранний срок для скорейшего решения вопроса, рассказал ИТАР-ТАСС Мурад Далгатов, пресс-секретарь Тверского суда.

В России уже десять лет действует федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности". Согласно 13 статье закона, любой информационный материал может быть признан экстремистским после того как суд установит признаки экстремизма по представлению прокуратуры. В этом случае материал попадет в федеральный список экстремистских материалов и станет запрещенным на всей территории страны, а за его распространение грозит уголовная ответственность.

Сегодня в списке запрещенных материалов включено 1460 наименований, в том числе и несколько фильмов.

Снятый в США любительский фильм "Невинность мусульман" привел к волне протестов в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также в ряде азиатских стран, население которых исповедует ислам. Разъяренные толпы людей атаковали посольства США в Йемене, Египте, Тунисе, Судане и Ливии, где погиб американский посол Кристофер Стивенс вместе с тремя другими сотрудниками дипмиссии США.

Во многих российских регионах прокуратура уже добилась судебных решений к провайдерам об ограничении доступа к материалам фильма, передают "Вести".
============================================================


РПЦ в официальном комментарии по делу PUSSY RIOT просит Мосгорсуд учесть раскаяние осужденных, если оно прозвучит

01.10.2012 10:15
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49131
------------------------------------------------------------
Москва, 1 октября. Русская Православная Церковь выступила с официальным комментарием по делу панк-группы "Пусси Райт" /Pussy Riot/ в связи c рассмотрением 1 октября в Московском городском суде в кассационном порядке дела об осквернении храма Христа Спасителя. Церковь просит суд учесть раскаяние осужденных, если оно прозвучит.

"Церковь искренне желает раскаяния совершивших осквернение святого места, будучи убеждена, что это принесет пользу их душам. И поскольку цель наказания - исправление, то, в случае если какие-то слова осужденных будут свидетельствовать о раскаянии, о переосмыслении ими содеянного, хотелось бы, чтобы это не было оставлено без внимания, и преступившие закон обрели возможность встать на путь исправления", - говорится в официальном комментарии председателя Синодального информационного отдела Русской православной
церкви Владимира Легойды. Текст документа поступил в ИТАР-ТАСС.

Легойда напомнил, что после решения Хамовнического суда, приговорившего участников кощунственной акции к 2 годам лишения свободы в колонии общего режима, Высший церковный совет выступил с заявлением, в котором также призвал проявить милосердие к осужденным "в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий".

В нынешнем заявлении председатель Синодального Информационного отдела вновь отмечает, что "подобные деяния, посягающие на чувства верующих, заслуживают осуждения и не могут оставаться безнаказанными, чем бы их ни пытались оправдать". "Такую позицию, - напоминает он, - занимает и подавляющее большинство наших сограждан". "В то же время, Церковь искренне желает раскаяния совершивших осквернение святого места", - подчеркивается в заявлении.

Московский городской суд 1 октября рассмотрит кассационную жалобу адвокатов Пусси Райт на решение Хамовнического суда, приговорившего участников кощунственной акции к 2 годам лишения свободы в колонии общего режима. 17 августа районный суд по делу о панк-молебне в храме Христа Спасителя признал участниц панк- группы "Pussy Riot" Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич виновными в хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти и вражды. До сих пор осужденные находятся в московском
СИЗО по их просьбе.
============================================================


На Алтае вандалы срезали крест с памятника святым Петру и Февронье

01.10.2012 10:04
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49130
------------------------------------------------------------
Барнаул, 1 октября. В Бийске, втором по величине городе в Алтайском крае, вандалы осквернили бронзовый памятник православным святым Петру и Февронье. Как сообщили сегодня представители Русской Православной Церкви в Бийском благочинии, неизвестные срезали полуметровый крест, который держал в руках ангел, возвышающийся над фигурами двух святых.

По данному факту руководство благочиния обратилось в полицию, однако в региональном управлении МВД пока не смогли прокомментировать ситуацию, связанную с данным инцидентом, передает ИТАР-ТАСС.

Памятник Петру и Февронье был установлен в Бийске в сентябре 2011 года. Его автор - скульптор Сергей Исаков. Монумент стал городским местом "паломничества" молодоженов, считающих муромских супругов своими покровителями.

Это уже второй случай осквернения христианских символов на Алтае за последнее время. В ночь на 4 сентября в Республике Алтай был повален поклонный крест, установленный у села Топучая Шебалинского района - на месте будущей часовни в честь строителей Чуйского тракта. Происшествие вызвало широкий общественный резонанс. Уголовное дело, возбужденное по факту вандализма, взял под личный контроль глава региона Александр Бердников. 17 сентября был задержан подозреваемый в осквернении креста, ранее судимый местный житель.
============================================================


Перед рассмотрением жалобы на приговор PUSSY RIOT Мосгорсуд взят под охрану

01.10.2012 09:53
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49129
------------------------------------------------------------
Москва, 1 октября. Под усиленную охрану взято здание Мосгорсуда. Здесь 1 октября 2012 года будет рассматриваться кассационная жалоба на приговор участницам группы Pussy Riot, осужденным на 2 года колонии за панк-молебен в Храме Христа Спасителя.

Около здания суда уже собрались журналисты и группа молодых людей, которые намерены поддержать участниц панк-группы, но не предпринимают пока никаких действий. На дороге у суда, между тем, как передают "Вести" со ссылкой на ИТАР-ТАСС, уже образовалась изрядная пробка.

Мосгорсуд должен проверить законность приговора, вынесенного ранее Хамовническим районным судом. Адвокаты Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич намерены просить Мосгорсуд отменить приговор, которые они считают незаконным и необоснованным.

Прокурор Александр Никифоров намерен просить судебную коллегию Московского городского суд оставить в силе приговор суда первой инстанции.

21 февраля 2012 года восемь участниц панк-группы Pussy Riot, закрыв лица цветными масками-балаклавами, устроили в храме Христа Спасителя панк-молебен. Они исполнили в храме одну из своих песен с просьбой к Богородице освободить Россию от Путина. Акция вызвала большой общественный резонанс и споры о том, были ли действиями девушек оскорблены чувства верующих.

Полиция возбудила уголовное дело по части 2 статьи 213 Уголовного кодекса России ("Хулиганство"). Трое участниц панк-группы были задержаны и им предъявлены обвинения.

Судебный процесс над Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич был стремительным. Суд начался в августе и продлился всего неделю. Дело Pussy Riot послужило также поводом для ужесточения в России наказаний за оскорбление чувств верующих, проведения митингов и демонстраций, а также обострило отношения России с Парламентской Ассамлеей Совета Европы.

Русская православная церковь попросила Мосгорсуд пересмотреть приговор суда в случае, если осужденные девушки чистосердечно раскаются в содеянном.

Любопытно, что судили девушек в том же Хамовническом суде, где был вынесен приговор по "второму делу ЮКОСа" в отношении экс-главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева.
============================================================


Какому Отечеству должна служить Церковь?
О.Георгий Митрофанов -- об уроках кампании по изъятию церковных ценностей 1922 г.

01.10.2012 09:34 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=49128
------------------------------------------------------------
Москва, 1 октября, Благовест-инфо. Какие уроки можно извлечь сегодня из событий 90-летней давности, которые принято называть "кампанией по изъятию церковных ценностей"? Об этом размышлял известный церковный историк, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия РПЦ протоиерей Георгий Митрофанов на круглом столе по итогам выставки, посвященной 90-летию кампании по изъятию церковных ценностей (1922 г.) в советской России. Круглый стол состоялся 29 сентября по инициативе Преображенского
содружества малых православных братств в Свято-Филаретовском институте.

Как явствовало из видеосюжета, снятого на выставке в храме Христа Спасителя, многие посетители абсолютно не знали прежде об истинной цели кампании 1922 г., направленной вовсе не на помощь голодающим, а на планомерное разрушение Церкви. Это неудивительно: как сказал о.Георгий Митрофанов, "люди не хотят вспоминать репрессии, им всегда хочется покоя и стабильности".

Однако именно в контексте последовательных репрессий следует рассматривать события 1922 г., которые явились звеном в целой череде "особо кровавых и успешных, с точки зрения большевиков", эпизодов их борьбы с Церковью. О.Георгий рассказал о всех четырех антицерковных кампаниях за четверть века после Октябрьского переворота.

По его словам, репрессии стартовали уже в октябре 1917 г., но сначала они не носили антихристианского характера. Задачей большевиков был стратоцид - уничтожение классово чуждых категорий населения, к которым относились и "церковники". Поэтому можно сказать, что каждый священнослужитель и монашествующий уже в те дни "был обречен на выбор: погибнуть или изменить Богу и себе".

В годы Гражданской войны большевистское руководство затеяло кампанию по вскрытию и изъятию мощей. Смысл этого масштабного кощунства состоял не только в том, чтобы расколоть Церковь, дискредитировать веру, "посеять с сознании народа серьезные сомнения", но и в "выявлении наиболее активных священнослужителей и мирян", утверждает о.Георгий.

Этот же механизм был использован в 1922 г., когда Россию накрыла очередная волна голода - не стихийного бедствия, а закономерного "результата деятельности большевиков". Уже после того, как Церковь, по призыву Патриарха Тихона, собрала значительные суммы в помощь голодающим, началась пропагандистская кампания, уличавшая Церковь в сокрытии "несметных богатств". Ленин в известном мартовском письме 1922 г. призвал "нанести удар по Церкви". Помимо материального разорения Церкви и выявления оставшихся активистов был
реализован новый план: "Дискредитировав "тихоновскую Церковь", создать прирученное государством православие" в лице обновленцев. "В 1927 г. этот план Троцкого был реализован", -- продолжил о.Георгий, имея в виду Декларацию митрополита Сергия (Страгородского).

Новый виток антицерковных репрессий приходится на годы коллективизации, когда массово закрывались храмы в деревнях, арестовывались десятки тысяч священнослужителей. А самый кровавый этап уничтожения Церкви - период массовых репрессий 1936-1937, когда были физически истреблены сотни тысяч верующих и, "после всех компромиссов", Церковь была уничтожена как структура.

Осмысление этапов антицерковных гонений ставит актуальные вопросы. О.Георгий Митрофанов сформулировал два из них. Во-первых, о том, какое место в церковной жизни занимает материальная ее сторона, те самые "ценности", защищая которые многие поплатились жизнью в 1922-1923 гг. Не получилось ли так, что после огромных усилий 1990-2000-х гг. по восстановлению храмов наметился очевидный "крен по превращению Церкви в строительно-монтажное управление", причем в условиях особой "экономической конъюнктуры, когда невозможно
было заниматься экономической деятельностью не лукавя, не греша, что отзывалось на духовном состоянии тех, кто строил"? Священник привел в качестве примера характерные "афоризмы" сегодняшних семинаристов, которые (шутки) только на первый взгляд кажутся парадоксальными: "Если священник хочет поправить свое материальное положение, он должен начать строить (ремонтировать) храм".

"Встает этот вечный вопрос: насколько важны для Церкви материальные ценности? Может, возникает ситуация, когда можно, освободившись от них, заняться чем-то другим, если сохранение материальных ценностей и их приумножение побуждает нас перестать быть христианами по-существу?" -- призывает подумать церковный историк.

Вторая проблема связана с восприятием в нынешней Церкви "обновленчества" -- порождения большевистских манипуляций 1922 г. О.Георгий подчеркнул, что те, кто сейчас обвиняют ищущих литургического возрождении в "неообновленчестве", игнорируют суть обновленчества, которая состоит "только в одном - в готовности идти на любой компромисс с любым государством, на любых условиях, бесконечный сервилизм, который превратил Церковь в идейную обслугу государства, даже богоборческого".

Причем те, кто "активно выискивает "неообновленцев", "квазиобновленцев", действуют по принципу "на воре шапка горит", т.к. сами "являются настоящими обновленцами", заметил выступавший. Может показаться, что эти ревнители выступают за "фундаменталистское возрождение Церкви", однако на самом деле они ратуют за "беспредельный сервилизм" такой Церкви, которая "ставит во главу угла патриотическое служение". Но какому отечеству должны служить христиане? "Если земное Отечество небесному противостоит, как было тогда,
в 1922 г., то нужно определяться, патриот какого ты Отечества", -- отметил о.Георгий.

По его словам, эти два вопроса - о значении материального в жизни Церкви и о том, какому Отечеству служить - суть "великие искушения нашего времени, которые были сформулированы тогда, в процессе кампании по изъятию церковных ценностей, и поставлены перед нами, не побоюсь этого слова, дьяволом в лице своих верных".

Юлия Зайцева
============================================================

В избранное