Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 17/05/2021


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 17/05/2021
============================================================
Русский дом в Вене рассказал о современном положении Тевтонского ордена
Видеоэкскурсия подготовлена к 800-летию Александра Невского

17.05.2021 18:14 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94535
------------------------------------------------------------




Скриншот видеозаписи фильма



Вена, 17 мая, Благовест-инфо. О наследниках тех, кого остановил Александр Невский на Чудском озере, рассказывает 20-минутный фильм Российского центра науки и культуры в Вене (Russisches Haus in Wien).



Ролик подготовлен к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, одержавшего победу над войсками Тевтонского ордена на Чудском озере весной 1242 года. Федеральным законом 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России» в честь этого события установлен День воинской славы 18 марта как День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).







Скриншот видеозаписи



Съемочная группа российского центра побывала в штаб-квартире Тевтонского ордена в Вене. Великий магистр аббат Франк Байард сам провел экскурсию. Участок в Вене был подарен Тевтонскому ордену в 1206 году. Ныне здесь целый квартал с резиденцией великого магистра. Эта католическая организация (в переводе с латинского – Ordo Teutonicus - немецкий орден) основана в 1190 году у врат сирийской крепости Акры как госпитальный орден для оказания помощи бедным и больным людям и для защиты католических христианских реликвий. В средневековье рыцари ордена участвовали в воинственных крестовых походах, и даже основали рыцарское государство в 1309 году, которое просуществовало до 1525 года, когда его руководитель перешел в протестантизм. Далее история Ордена угасает, особенно в период наполеоновских преобразований и Первой мировой войны.



Сейчас Тевтонский орден – это церковная католическая организация госпитальеров, подчиняющаяся Папе Римскому. В него входят 90 священников, 85 монахинь и около 1000 фамилиаров, которые живут в миру, работают по профессии или служат приходскими священниками, но своей деятельностью осуществляют изначальный принцип ордена - помощь немощным.







Скриншот видеозаписи



Великий магистр Ордена аббат Франк Байард рассказывает в фильме, как он охотно показывает кандидатам на вступление в Орден фрагмент фильма Сергея Эйзенштейна. «Александр Невский представляет собой одну из глав нашей 830-летней истории. В битве на Чудском озере Орден понес большие потери, и уже поэтому она осталась в памяти. Но, кроме того, битва была решающей для установления восточной границы ордена до самого конца существования прусского государства, - отмечает аббат. - Но с точки зрения всей протяженности истории Ордена, и в связи с тем, что Орден стал ограничен немецкоязычным пространством – или империей Габсбургов – нужно сказать, что для общей истории ордена Александр Невский, конечно, не так значим, как он значим для России».



Великий магистр также пояснил совпадение символов Ордена с главной наградой фашистской Германии. «Так сложилось, что в средневековье орден получил символ в виде черного креста на белом плаще. Прежде всего, чтобы отличаться от других рыцарских орденов, однако, в более поздней богословской трактовке - это символ Воскресения, утра Пасхи. Его носят братья и сестры Ордена, а также фамилиары, - рассказывает аббат. - Часто неправильно интерпретируется наперсный крест, который очень напоминает орден железного креста Пруссии, и затем германского рейха. Однако, наш крест гораздо старше, и мы ничего не можем поделать с тем, что художник Шинкель взял наш крест как прототип, когда Фридрих Вильгельм захотел иметь такую награду». «Железный крест» учреждён Фридрихом Вильгельмом III 10 марта 1813 года за боевые отличия, проявленные в войне за освобождение Германии от Наполеона. Эта же награда была главной наградой рейха во Вторую мировую войну.



Видеофильм создан Русским домом в Вене при участии венской радиостанции RadioRu. В фильме звучит музыка из кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский» в исполнении хоровой капеллы Юрлова и Государственного симфонического оркестра СССР, дирижер Евгений Светланов.



Елена Дорофеева


============================================================


Высоко в Карабахе: как живет армянский монастырь после перехода региона к Баку
Российские миротворцы охраняют Дадиванк и помогают монахам с пропитанием

17.05.2021 17:40 | "Известия"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=94534
------------------------------------------------------------

============================================================


Эксперты завершили длившееся более полувека восстановление иконы "Иоанн Предтеча Ангел пустыни в житии"

17.05.2021 17:11 | The Art Newspaper Russia
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=94533
------------------------------------------------------------

============================================================


В Санкт-Петербургской духовной академии прошла II Всероссийская научно-практическая конференция "Империя и Церковь"

17.05.2021 16:18
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94532
------------------------------------------------------------




Фото: spbda.ru



Санкт-Петербург, 17 мая. 13-14 мая 2021 года на базе Санкт-Петербургской духовной академии прошла II Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием), посвященная особенностям церковно-государственных и религиозно-общественных отношений в Российской империи.



В этом году конференция была приурочена к 300-летию Святейшего Правительствующего Синода, который, являясь высшим органом Православной Российской Церкви в Российской империи, рассматривал и решал общецерковные вероучительные и канонические вопросы, занимался подготовкой общеимперских законопроектов по вопросам Церкви, принимал и издавал внутрицерковные распоряжения о жизни духовенства, монастырей и монашества, духовных школ. Изучение деятельности Синода и синодальных учреждений на должном научном уровне призвано помочь раскрыть особенности церковно-государственных и религиозно-общественных отношений, которые складывались в XVIII — начале XX веков.



Организатором мероприятия выступило Историческое общество Санкт-Петербургской духовной академии при поддержке фонда «История Отечества».



Двухдневная конференция «Империя и Церковь» началась с пленарного заседания в профессорской Санкт-Петербургской духовной академии. Открыл мероприятие проректор по научно-богословской работе академии протоиерей Константин Костромин. Он поприветствовал собравшихся и пожелал участникам плодотворной работы.



Первым с докладом «»Свободная Церковь в свободном государстве» как парадоксальный результат имперского периода российской истории» выступил доктор богословия, кандидат философских наук, заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов. Автор поставил ряд дискуссионных вопросов перед участниками конференции: Почему являющийся во многом уникальным Поместный Собор 1917-1918 годов состоялся именно в момент завершения имперского периода российской истории? Насколько подготовка, открытие и начало работы этого Собора были обусловлены особенностями синодальной эпохи истории Православной Российской Церкви? Почему не православной монархии, а именно первому либеральному правительству России было суждено осуществить передачу полномочий интегрированной в структуру государственной власти синодальной системы управления свободно избранному Церковью Поместному Собору?



Отец Георгий призвал слушателей задуматься над вопросами и привел свои размышления на этот счет.



Затем кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Киевской духовной академии и семинарии В.В. Бурега зачитал сообщение «Киевское христианство в имперском интерьере. XVIII век». Он рассказал о постепенной унификации Киевской митрополии с остальной территорией империи в течение 1686-1796 годов, в результате которой многие исторически сложившиеся особенности жизни Киевской митрополии были упразднены. Однако автор отметил, что значительный процент иерархов на территории Великороссии в этот период были выходцами из Украины, поэтому именно они во многом определили характер церковной жизни в России.



С докладом «Конфессиональный вектор внешней политики России: к истории взаимодействия МИДа и Святейшего Синода в XIX веке» выступила доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН И.Ю. Смирнова. На примере деятельности Русских духовных миссий она рассмотрела межведомственное взаимодействие Министерства иностранных дел и Всероссийского Святейшего Синода при организации церковно-дипломатической работы за рубежом.



Кандидат богословия, доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Г.В. Бежанидзе и кандидат исторических наук, доцент кафедры «История, философия, политология и социология» Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I А.Г. Фирсов представили сообщение «Становление ведомства православного исповедания в первой трети XIX века». Авторы рассказали слушателям об истории появления первой правительственной структуры по делам Православной Церкви — отделения духовных дел греко-российского исповедания, создание которого следует рассматривать в контексте формирования министерской системы в царствование Александра I.



С заключительным докладом «Правда Христова в общественной жизни: из опыта Православной Российской Церкви начала ХХ века» выступила доктор филологических наук, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института Ю.В. Балакшина. В своем сообщении она рассмотрела попытки членов Русской Православной Церкви отреагировать на события революции 1905 года. Один из путей общественно-церковного взаимодействия был предложен группой «32-х» петербургских священников, Христианским братством борьбы и создателем Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюевым. Автор отметила, что одним из ключевых понятий риторики той эпохи стало выражение «правда Христова».



После этого работа мероприятия перешла в формат секций. В первый день научного мероприятия обсуждения проходили по следующим сегментам: «Богословское образование и духовное просвещение», «Монастыри и монашество. Конфессиональный Петербург».



На секции «Богословское образование и духовное просвещение», ведущими которой выступили кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент Д.А. Карпук и аспирант Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Филипп (Панфилов), ученые с различных исследовательских позиций рассмотрели быт, научную и воспитательскую деятельность духовных школ в XIX-XX веках. В своих докладах участники конференции раскрыли устройство, плюсы и минусы, а также проблемы церковного образования в предреволюционной России.



Исследованию положения монастырей и «черного» духовенства посвятила свою работу секция «Монастыри и монашество. Конфессиональный Петербург». Историки на примере деятельности разных монастырей Русской Православной Церкви рассмотрели духовное и социально-общественное служение монашествующих, а также материальное положение обителей в синодальный период. Ведущими секции выступили доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Шкаровский и проректор по научно-богословской работе академии протоиерей Константин Костромин.



Во второй день научного мероприятия исследователи приняли участие в работе двух секций: «Общее состоянии Православной Российской Церкви в синодальный период. Роль личности в истории» и «Синодальные учреждения и церковная бюрократия. Миссия и миссионеры».



Модератором первой секции выступил кандидат философских наук, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент СПбДА священник Игорь Иванов.



Во время работы этого научного подразделения исследователи обсудили влияние личностей на ход русской истории: от первых лиц государства до приходского священнослужителя. Так собравшиеся познакомились с особенностями формирования религиозности императора Александра III и жизнью внучки российского императора Александра II Марии Эдинбургской, после чего рассмотрели природу и значение царской власти в христианском государстве в соответствии с трудами протоиерея Сергия Булгакова.



Также несколько сообщений с разных сторон осветили деятельность Святейшего Синода: от жизни и служения его обер-прокуроров (например, В.К. Саблера), переписки руководящего органа Русской Церкви с одним из главных лиц церковной дипломатии на Ближнем Востоке архимандритом Антонином (Капустиным) и до решения Синодом внутрицерковных проблем в конкретных епархиях (на примере Северного Кавказа).



Не остались без внимания деятельность и судьбы рядовых священнослужителей: на примере Козьмы Ерошевича участники конференции смогли познакомиться с особенностями политического сыска времен правления императрицы Анны Иоанновны; была проанализирована жизнь и церковно-просветительская деятельность священника Григория Петрова; подробно рассмотрена судьба священномученика Василия Бовы.



Модераторами второй секции — «Синодальные учреждения и церковная бюрократия. Миссия и миссионеры» — выступили кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории С.А. Исаев и кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии Д.А. Карпук.



Первая часть докладов раскрыла различные аспекты деятельности Святейшего Правительствующего Синода: особенности его работы как органа контроля финансовой деятельности и хозяйственного управления, его участие в научной и издательской деятельности Церкви.



Далее участники конференции познакомились с деятельностью русских миссионеров: ученые осветили вклад русских просветителей в формирование системы образования в Русской Америке и рассказали о трудностях, с которым миссионеры столкнулись в Японии. Однако сообщения касались не только внешней миссии, но и ее внутрироссийского направления: здесь особое место занял диалог со старообрядчеством, который Церковь и государство разными способами выстраивали на протяжении всей истории существования этого феномена.



С подробным списком участников и темами докладов можно ознакомиться в программе конференции, сообщает Патриархия.Ru со ссылкой на Пресс-службу СПбДА.


============================================================


"Собор Святого Павла - часть имиджа Великобритании"

17.05.2021 15:44 | "Коммерсантъ"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=94528
------------------------------------------------------------

============================================================


Папа Франциск призвал к миру на Святой Земле

17.05.2021 15:29
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94527
------------------------------------------------------------




Рим, 17 мая. После чтения молитвы «Царица Небесная» в торжество Вознесения Господня Папа Франциск призвал прекратить вооруженный конфликт между Израилем и Палестиной и встать на путь мира, сообщает Vatican News.



«С большой обеспокоенностью я наблюдаю за тем, что происходит на Святой Земле, - сказал понтифик. - В эти дни происходят ожесточенные вооруженные столкновения между Газой и Израилем, которые могут перерасти в спираль смерти и разрушений. Многие люди были ранены, и погибло много невинных людей. Среди них есть дети, что ужасно и неприемлемо. Их смерть - знак того, что люди не желают строить будущее, а хотят его разрушить», - сказал Папа.



Папа отметил, что рост ненависти и насилия, охвативший различные города Израиля, является серьезной раной для братства и мирного сосуществования между гражданами, и ее будет трудно залечить, если стороны не встанут на путь мирного диалога. «Я спрашиваю себя: к чему приведут ненависть и месть? Неужели мы действительно думаем, что можем построить мир, уничтожая других? «Во имя Бога, создавшего всех людей равными в правах, обязанностях и достоинстве и призвавшего их жить вместе как братья между собой» (ср. Документ о человеческом братстве), я призываю к миру, призываю тех, кто несет ответственность за него, прекратить использование оружия и следовать путями мира, также при солидарной помощи международного сообщества, - сказал Папа. - Давайте неустанно молиться о том, чтобы израильтяне и палестинцы нашли путь диалога и прощения, чтобы они были терпеливыми строителями мира и справедливости, шаг за шагом открываясь к общей надежде, к братскому сосуществованию. По
молимся о жертвах, особенно о детях; попросим мира у Царицы мира».



Далее понтифик напомнил, что 16 мая начинается «Неделя Laudato si'», цель которой – сделать человечество более восприимчивым к проблемам окружающей среды и бедных. Он поблагодарил Департамент служения целостному развитию человека, Всемирное движение католиков в защиту климата, Caritas Internationalis и примыкающие к ним многочисленные организации и пригласил всех принять участие в Неделе.



Затем Папа Франциск приветствовал паломников из разных стран, которые присутствовали утром 15 мая в Латеранской базилике Святого Иоанна на беатификации о. Франциска Марии Креста, основателя мужской и женской монашеских конгрегаций сальваторианцев. «Он был неутомимым проповедником Евангелия, используя все средства, на которые вдохновила его любовь Христа. Пусть его апостольское рвение станет в Церкви примером для всех, кто призван повсюду нести слово и любовь Иисуса», - призвал Папа.


============================================================


В Англии госпитализировали раввина после нападения подростков

17.05.2021 14:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94526
------------------------------------------------------------




Москва, 17 мая. Подростки совершили религиозно мотивированное нападение на мужчину в английском графстве Эссекс, после чего ему потребовалась госпитализация, сообщает РИА Новости со ссылкой на местную полицию.



Как сообщает газета Mirror, пострадавшим в результате нападения вблизи синагоги стал раввин Рафи Гудвин.



«Детективы ведут расследование после сообщений о религиозно мотивированном нападении в Чигуэлле. Офицеры прибыли… после того, как мужчина старше 30 подвергся нападению. Предположительно, два подростка встали впереди автомобиля пострадавшего, когда он был за рулем, они кричали на него и разговаривали в оскорбительном ключе о его религии перед нанесением ущерба автомобилю. Когда мужчина вышел из машины, чтобы ответить им, он подвергся нападению с помощью неизвестного объекта, в результате чего ему понадобилась медицинская помощь», - говорится в заявлении полиции Эссекса в Facebook.



Отмечается, что нападавшие, которым, по имеющимся данным, от 15 до 18 лет, также украли телефон пострадавшего. Ведется расследование происшествия и поиск подозреваемых.



Ранее премьер-министр Великобритании Борис Джонсон осудил проявления антисемитизма после сообщений об инцидентах в британской столице. В выходные в Лондоне прошла демонстрация в поддержку Палестины. Неподалеку от израильского посольства произошли столкновения протестующих с полицией. Девять полицейских получили ранения, несколько участников протестов задержаны.



Ситуация на границе Израиля и палестинского сектора Газа обострилась вечером 10 мая. С начала эскалации из сектора Газа по израильской территории выпущены более 3 тысяч ракет, около 1210 из них перехвачены. По последней информации, в Израиле погибли 10 человек, около 50 серьезно ранены. Израиль также нанес сотни ударов по сектору Газа. Число палестинцев, погибших в результате израильских авиаударов, достигло 218, среди жертв 58 детей, сообщил посол Палестины в Москве.


============================================================


Власти Севастополя назвали причину пожара в храме при горбольнице

17.05.2021 14:49
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94525
------------------------------------------------------------




Фото: new-sebastopol.com/



Севастополь, 17 мая. Причиной возгорания в храме, расположенном на территории городской больницы 1 им. Н. И. Пирогова в Севастополе, могла стать перегруженность электрических сетей, сообщил вице-губернатор Александр Кулагин в понедельник на аппаратном совещании городского правительства.



«Пока будем разбираться. Скорее всего, перегрузка электросети и захламленность чердачного помещения», - сказал Кулагин, отвечая на вопрос о вероятных причинах пожара.



Он уточнил, что пострадавших в результате пожара нет. Люди были оперативно эвакуированы, пожарная служба справилась с тушением в короткие сроки.



Сообщение о возгорании в храме поступило в МЧС в 09:19. Из церкви эвакуирован 21 человек, также людей эвакуировали из соседних зданий. Открытое горение ликвидировано в 09:34, передает ТАСС.



По данным ГУ МЧС по Севастополю, пожар полностью ликвидирован в 10:07. Для его тушения от МЧС привлекались 30 человек личного состава и шесть единиц техники. «По прибытии обнаружено, что горит пристройка к храму. <...> Для доступа к очагам внутри чердачного помещения была проведена частичная разборка кровли», - добавили в ведомстве.


============================================================


РПЦ внесла три сайта, использующие имена святых, в список мошеннических

17.05.2021 14:28
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94524
------------------------------------------------------------




Фото: sinfo-mp.ru



Москва, 17 мая. Сайты, использующие в названиях имена Николая Угодника, Спиридона Тримифунтского и Сергия Радонежского, были включены Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата в перечень ресурсов, несущих угрозу мошеннических действий в отношении верующих, сообщается в понедельник на сайте отдела.



«Список дополнен ссылками на ресурсы, использующие имена чтимых святых: nikolapomogi.ru, sergradpomogi.ru, spiridonpomogi.ru. До рассмотрения в предусмотренном законом порядке всех поступающих обвинений в мошенничестве в адрес этих сайтов не представляется возможным их подтвердить или опровергнуть, но Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ предупреждает верующих, что Русская Православная Церковь не может нести никакой ответственности за то, что все поданные верующими через эти сайты записки и пожертвования дойдут до храмов и монастырей, которые указаны этими сервисами в качестве адресатов», - говорится в сообщении на сайте отдела.



В 2020 году Синодальный отдел опубликовал список собирающих пожертвования от верующих ресурсов, которые не имеют официального отношения к РПЦ, хотя некоторые из них без официального согласия используют ее название в доменных именах. Позже в него вносились дополнения. Вместе с сайтами, внесенными в перечень в понедельник, их общее количество достигло 26, передает РИА Новости.


============================================================


Верховный лама Калмыкии снова назначен на должность представителя Далай-ламы XIV в России

17.05.2021 13:51
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94522
------------------------------------------------------------




Фото: riakalm.ru



Элиста, 17 мая. Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче вновь назначен на должность почетного представителя Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, сообщили ТАСС в пресс-службе центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни».



«Ринпоче служил почетным представителем Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ с февраля 2015 года по февраль 2021 года. Он вновь назначен на должность почетного представителя Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ. Тэло Тулку Ринпоче вновь получил назначение на пост почетного представителя духовного лидера тибетского буддизма в России, Монголии и странах СНГ и вступит в должность 18 мая», – сказали в пресс-службе.



Согласно существующим правилам, представитель Далай-ламы может занимать эту должность в течение четырех лет, после чего срок пребывания в должности может быть дважды продлен на один год. Максимальный срок пребывания в этой должности, таким образом, составляет шесть лет, уточнили в пресс-службе хурула.



За время пребывания на посту почетного представителя Далай-ламы Ринпоче способствовал укреплению многовековых связей между духовным лидером и российскими буддистами, развитию диалога между буддизмом и современной наукой, различных образовательных проектов, в том числе разработанной по наставлению Далай-ламы программы социально-эмоционального и этического обучения. При его содействии и участии осуществляется проект исследований медитации и измененных состояний сознания, осуществляемый на базе тибетских буддийских монастырей Индии. Под руководством Ринпоче осуществляется работа интернет-сайтов Далай-ламы на русском и монгольском языках, пояснили в пресс-службе.



Тэло Тулку Ринпоче – председатель Объединения буддистов Калмыкии, духовный руководитель фонда «Сохраним Тибет» (Москва), председатель общества «Сохраним Тибет» (Рига), председатель буддийского Центра Тилопы (Монголия).


============================================================


Выставку работ самарского иконописца Григория Журавлева открыли в Петербурге

17.05.2021 13:16
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94521
------------------------------------------------------------




Фото: Александра Подервянская/ТАСС



Санкт-Петербург, 17 мая. Произведения самарского иконописца Григория Журавлева (1860-1916), создававшего свои работы зубами, представили на выставке в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, передает корреспондент ТАСС. Экспозиция, организованная совместно с Самарским областным историко-краеведческим музеем имени П. В. Алабина, приурочена к 105-летию со дня смерти художника.



«Государственный музей истории религии – это вторая площадка, где будет экспонироваться выставка об удивительном человеке Григории Журавлеве. Наш музей представил [в экспозиции] прекрасную икону – это «Избранные святые» из нашей коллекции, чем мы очень гордимся. Здесь представлены иконы как самого Григория Журавлева, так и его учеников», – рассказала журналистам директор Музея истории религии Любовь Мусиенко. До Петербурга проект был представлен в Москве, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.



В экспозицию вошли 14 икон, девять из которых написаны Журавлевым, а шесть – в сотворчестве с учениками. В едином выставочном пространстве собраны работы, хранящиеся в разных музеях, частных и церковных собраниях. Дополняют выставку мультимедийные программы с текстами, фотографиями и документами, посвященным жизни и творчеству художника.



В Петербурге выставка «Вопреки невозможному. Нерукотворные иконы Григория Журавлева» будет работать до 6 июня, после чего переместится в Самару, где экспозицию дополнит икона мастера «Святитель Николай Чудотворец» 1884 года из собрания Государственного Эрмитажа. Планируется, что в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина проект будет доступен с 14 июня по 3 октября.







Григорий Николаевич Журавлев родился в 1860 году в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне Нефтегорский район Самарской области) в крестьянской семье. Инвалид от рождения (у него были атрофированы руки и ноги), он научился писать и рисовать зубами. В 15 лет отправившись в Самару, Журавлев брал уроки мастерства у художника Федора Травкина. Встреча с самарским губернатором Александром Свербеевым стала для него судьбоносной – по его заказу с 1881 года Журавлев написал ряд икон. В начале 90-х годов он написал икону для строящегося в Самаре кафедрального собора. Она находится в храме Вознесения Христова в селе Кинель-Черкассы Самарской области. Самой масштабной работой Журавлева стала роспись Свято-Троицкой церкви в его родном селе Утевка – некоторые изображения сохранились в храме до сих пор.


============================================================


Почему централизация и бюрократизация РПЦ во второй половине ХХ века была неизбежной?
На этот вопрос отвечает итальянский историк профессор Роккуччи

17.05.2021 13:03 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=94520
------------------------------------------------------------




Профессор Адриано Роккуччи (screenshot)



Москва, 17 мая, Благовест-инфо. Истоки, предпосылки и характер бюрократической централизации Русской Православной Церкви в ХХ веке проследил в своем исследовании известный итальянский историк, профессор Адриано Роккуччи. Доклад, который он сделал 12 мая на очередном онлайн-заседании постоянного семинара Historia Ecclesiae et Religionis, организованного Центром по изучению истории религии и Церкви ИВИ РАН, озаглавлен вопросительно: «Церковная централизация: конъюнктурная необходимость или стратегический выбор? Русская Православная Церковь в контексте нового курса религиозной политики после 1943 г.». Доктор церковной истории, заведующий кафедрой Университета Roma Tre, генеральный секретарь Общины святого Эгидия, директор журнала Итальянского общества по изучению новейшей истории "Il mestiere di storico", автор известной книги «Сталин и Патриарх» показал, что церковная централизация связана и с особенностями Синодального периода, и с решениями П
оместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., и с радикальным изменением правовой и административной культуры всего общества в советский период.



Профессор Роккуччи предлагает такой ракурс исследования: посмотреть, как советская модернизация, приведшая к переходу от крестьянского общества к индустриальному, отразилась на церкви; какие процессы внутри самой РПЦ спровоцировала религиозная политика советского государства. Глубоко изучив историографию проблемы, историк полагает, что вопросы централизации церковных структур и церковной жизни – это «одна из ключевых проблем, которой историки еще недостаточно уделили внимания».



Новый курс – «Объединяй и властвуй»



После двух десятилетий жестоких гонений на церковь и провоцирования расколов в ней советская власть в 1943 г. перешла к новому курсу в отношении религии. После известной ночной встречи Сталина с иерархами в Кремле 4 сентября 1943 г. подход власти «изменился коренным образом». Итальянский историк привел емкое определение одного из своих российских коллег: суть этой перемены заключалась в переходе от политики «разделяй и властвуй» к политике «объединяй и властвуй». Задача, возложенная властью на новый исполнительный орган – Совет по делам Русский Православной Церкви при СНК СССР – заключалась в том, чтобы осуществлять «связи между Правительством СССР и Патриархом Московским по вопросам РПЦ, требующим разрешения Правительства СССР», процитировал Роккуччи и подчеркнул: показательно, что речь шла о непосредственной связи именно с Патриархом, а не с церковными структурами в целом. Теперь власти перешли к поддержке церковны
х верхов и в особенности – Патриарха. Вероятно, опыт предшествующих десятилетий убедил Сталина и его аппарат, что целесообразно иметь дело с централизованными структурами РПЦ, что значительно облегчило бы контроль за ее деятельностью, предположил докладчик. Власти сделали ставку на «модель вертикальной, персонализированной централизации РПЦ», и такая модель оставалась в силе и далее, даже во время хрущевских гонений.



Эхо Поместного Собора 1917-1918 гг.



Этот новый подход власти совпал со внутренним стремлением руководства РПЦ к централизации. «Укрепление центра была целью руководящей группы патриархии во главе с митрополитом Сергием, чтобы обеспечить единство РПЦ под ударами советской политики в контексте национальных и территориальных перипетий первых десятилетий советской власти», – отметил историк. Он обратился к Поместному Собору 1917-1918 гг., чтобы проанализировать, как «новый курс» соотносился с его решениями. Согласно новому положению об управлении РПЦ, роль первоиерарха значительно возрастала, а его полномочия были гораздо шире тех, что были определены Поместным Собором; Синод как орган управления при Патриархе становился менее самостоятельным, количество его членов сокращалось; Высший церковный совет, в который прежде должны были входить клирики и миряне, теперь упразднялся; выборы епископов проводились Синодом, было отменено правило выборов на епархиальном собрании, как в 1918 г. (в н
овых правилах вообще не упоминалось о епархиальных собраниях). По новому положению епископ теперь был подчинен только Патриарху и Синоду, он становился «полновластным хозяином в своей епархии», назначая настоятелей приходов и контролируя их. «Совет по делам РПЦ одобрил это положение – в результате было восстановлено жесткое вертикальное управление РПЦ <…> Уже не осталось и следа от системы равновесия между Патриархом и соборностью, как это было определено в актах Собора 1917-18 гг. <…> Централизация и клерикализации церковной жизни шли рука об руку в этом контексте», – отметил докладчик.



Сложно балансировать



Таким образом произошло «совпадение совершенно разных, если не сказать – противоположных намерений церковных верхов и советской власти», продолжил историк. Да, значимость и власть Патриарха и епископата были усилены, епископат отныне занял центральное положение, «которое в некоторых отношениях было не свойственно русскому православию». Однако, с другой стороны, эта ситуация проявляла «неизбежные симптомы ослабления авторитета епископата»: в новых условиях епископы «зачастую были вынуждены действовать в полном одиночестве – за предшествующие десятилетия РПЦ была обескровлена, нанесен удар по монашеству, церковь лишилась возможности готовить новые кадры». Епископы, полагает историк, «оказались в крайне рискованной ситуации и выполняли сложную задачу, пытаясь постоянно балансировать, искать равновесие между государственным контролем, неизбежными компромиссами и защитой интересов церкви», что «еще больш
е способствовало обособлению епископата и его замкнутости». Такая расстановка сил и интересов «предопределила тот облик РПЦ, который она приобретет во второй половине ХХ века», считает Роккуччи.



«Дисциплина как основа церковной жизни»?



Как необходимость централизации управления обосновывалась церковным руководством? Исследователь упомянул статью в «Журнале Московской Патриархии» от декабря 1948 г. о «дисциплине как основе церковной жизни», где внутрицерковная дисциплина уподоблялась армейской. «Патриарх и его канцелярия стали средоточием управления РПЦ, все зависело от Патриарха, только на нем и на его личных отношениях с Карповым, руководителем Совета по делам РПЦ, держалась вся система отношений в РПЦ», – сказал исследователь. По его словам, Патриарх Алексий I считал такую степень централизации и дисциплины «гарантией для РПЦ, способом защитить ее от возврата к методам недавнего прошлого, необходимым условием сохранения церкви в ситуации непредсказуемости и памяти о репрессиях». Не все в церкви, по разным мотивам, одобрили такое сосредоточение власти в руках Патриарха. Так, Роккуччи упомянул митрополита Николая (Ярушевича), который в частной беседе выр
азил несогласие с таким централизованным «монархическим» стилем управления РПЦ и предлагал пересмотреть Положение о управлении РПЦ, превратив Синод из совещательного органа в орган коллегиального управления. А митрополит Кирилл (Смирнов) полагал, что РПЦ вполне могла бы существовать и без высшего управления. «Патриарх Сергий считал, что это невозможно», – подчеркнул историк.



Вопросы и выводы



Изложив осиновые положения доклада, он предложил коллегам и всем заинтересованным подумать над вопросами в продолжение поднятой темы. Насколько церковная культура иерархов первого десятилетия возрождения Московского Патриархата сказывалась на процессе централизации церковных структур? Каким образом в Новом положении о церковном управлении проявилась не только память о Соборе 1917-1918 гг., но и рецепция Синодального периода (так, считается, что именно духом этого периода был во многом «культурно и мировоззренчески мотивирован» митрополит (затем Патриарх) Сергий (Страгородский))? Можно ли говорить о том, что «принцип особой сакральности фигуры патриарха», харизматичность самой роли предстоятеля непременно предполагает «централизацию бюрократического характера» и обосновывается необходимостью воссоздания церковного единства, а значит – и единства народа (как осознавалось последнее на Соборе 1917-1918 гг.)? Патриаршество и централизация
– «не синонимы, но соприкасаемые друг с другом явления», – так обозначает связь понятий итальянский исследователь.



Еще одна группа вопросов: насколько на процесс церковной централизации влияла модель советской бюрократизированной централизации? Патриарх Сергий говорил о приоритете правового положения РПЦ. А новое поколение духовенства, воспитанное в 1950-60- гг., «разделило с советской властью ее юридическое мышление: для них система власти, в которой существовала РПЦ, уже была данностью, они не были озабочены размышлениями о ее сути, с ней просто надо было существовать». Таким образом, чем больше советская система бюрократизировалась в1960-70-е гг., тем больше и РПЦ, вслед за ней, совершенствовала и усугубляла свой стиль бюрократизации.



Выводы доклада были одновременно и размышлениями о перспективах как исследования, так и самого изучаемого процесса. Роккуччи полагает, что централизация, вертикализация и персонализация власти в церкви, столь характерная именно для РПЦ в ХХ веке, «является в некоторой степени неизбежной чертой жизни религиозных организаций в мире, который все более глобализируется». И сейчас, в XXI веке, изучение этих неоднозначных процессов оказывается все более актуальным: по наблюдениям автора доклада, их можно наблюдать не только в РПЦ, но и в других религиозных организациях и церквах, «в которых создаются центры, которых раньше никогда не было». Возможно, эта централизация неизбежна, она связана с необходимостью «отвечать на вызовы глобализирующегося мира, что потребует от религиозных организаций способности говорить с универсальным миром более универсальным языком».



Что же касается РПЦ в постсоветском периоде, то «новый баланс, которого она пытается достичь», не сможет абстрагироваться от модели полной централизации, созданной в 40-е годы. Когда РПЦ получила свободу в России в конце 1980-х гг., невозможно было просто «начать все сначала»: перешагнув через структуры, созданные во второй половине ХХ века, как через что-то временное, вернуться к решениям Поместного Собора 1917-1918 гг. Централизация и бюрократизация середины ХХ в. закономерно «сильно влияет на нынешнюю РПЦ», в истории которой даже хронологически «линия централизации больше, чем линия соборности». «И это тоже черта, которая отличает РПЦ от других православных церквей», – заключил профессор Роккуччи.



Полностью прослушать его доклад можно на канале ЦИРЦ ИВИ РАН.



Юлия Зайцева


============================================================


Конференция "Строительство храмов - сохранение исторической памяти народа". Москва
18 мая

17.05.2021 12:38
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=94519
------------------------------------------------------------
18 мая в 12.00 в Красном зале Храма Христа Спасителя (Москва, ул. Волхонка, 15) состоится конференция «Строительство храмов – сохранение исторической памяти народа» в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» ХXIX Международных Образовательных Чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».



Сопредседателями конференции выступят кураторы Программы строительства православных храмов в Москве: председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви архимандрит Илия (Руднев) и депутат Госдумы ФС РФ, советник мэра Москвы, советник Патриарха по вопросам строительства Владимир Ресин.



В работе форума примут участие представители Правительства Москвы, префектур, московское духовенство.



Программа конференции:





Доклад архимандрита Илии (Руднева), председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви «Строительство храмов – сохранение исторической памяти народа»;

Доклад депутата Государственной Думы ФС РФ Владимира Ресина «Подведение итогов реализации Программы строительства православных храмов в Москве в 2020 году»;

Сообщение руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталия Сучкова «Информационная поддержка Программы строительства православных храмов в Москве».





Время проведения: 12:30–13:30.



Аккредитация журналистов до 19:00 17 мая по телефонам:



+7 (905) 727-22-94 Екатерина Чугреева (chugreeva78@mail.ru),



+7 (916) 628-19-21 Елена Ибрагимова (kgpmos@gmail.com).


============================================================


В Москве пройдет конференция "Строительство храмов - сохранение исторической памяти народа"

17.05.2021 12:35
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94518
------------------------------------------------------------

============================================================


В Венгрии воскресная месса снова стала обязательной для верующих

17.05.2021 12:13
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94517
------------------------------------------------------------




Фото: sib-catholic.ru



Будапешт, 17 мая. Епископат Венгрии отменил диспенсацию (освобождение) верующих от участия в праздничных и воскресных мессах в период пандемии: решение было принято после ослабления ограничений, введенных властями страны. В Венгрии растет число вакцинированных от COVID-19 и снижается число зараженных, передает Русская служба Радио Ватикана.



Предписание участвовать в мессе в воскресные и праздничные дни является строгим, то есть его неисполнение – тяжкий грех, не исповедовав которого невозможно в дальнейшем приступать к причастию, говорится в сообщении.



Епископы уточнили, что освобождение по-прежнему действует для тех, кто болеет коронавирусом или находится на карантине: они могут исполнить воскресное предписание «чтением Священного Писания, молитвой бревиария, просмотром или прослушиванием трансляции мессы или иным способом».


============================================================


Папа Франциск выступил на открытии "Генеральных штатов рождаемости"

17.05.2021 11:58
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94516
------------------------------------------------------------




Открытие «Генеральных штатов рождаемости» 14 мая 2021. Фото: Vatican Media



Рим, 17 мая. Папа Франциск вместе с итальянским премьер-министром Марио Драги 14 мая открыл «Генеральные штаты рождаемости» – встречу, организованную Форумом объединений семей.



Встреча проходит в рамках трех тематических круглых столов с участием представителей банков, предприятий, страховых компаний, СМИ, спортивных обществ, все они собрались для обсуждения плачевной демографической ситуации, сложившейся в Италии.



Приветствуя участников события, Папа Франциск констатировал, что итальянская молодежь хотела бы иметь детей, но ее мечты, которые могли бы возродить страну, разбиваются о суровую действительность: лишь половина молодых итальянцев предполагает, что им удастся вырастить по меньшей мере двоих детей. Италия уже давно занимает в Европе последнее место по рождаемости, делая Старый континент еще более старым – «не в силу его славной истории, а из-за преклонного возраста» ее жителей.







В прошлом году Италия достигла рекордно низкого уровня рождаемости с момента своего объединения. В то же время, отметил Папа, именно на семьи легло непростое бремя совмещения работы со школой, родители были вынуждены одновременно быть для своих детей и учителями, и специалистами по компьютерам, и психологами. Но проблемы возникли еще задолго до пандемии.



Папа с горечью упомянул о женщинах, которые вынуждены скрывать свою беременность или отказываться от рождения детей, чтобы не потерять работу: «Как это возможно, чтобы женщина стыдилась самого прекрасного дара, какой ей может преподнести жизнь? Это не женщина, а общество должно стыдиться, потому что общество, которое не принимает жизнь, само прекращает жить».



Кроме того, понтифик с одобрением отозвался о решении правительства принять закон о единовременном пособии на каждого ребенка, появляющегося на свет, сообщает Русская служба Радио Ватикана.


============================================================


Во время праздничного намаза в Айя-Софии верховный имам Турции держал в руках "меч завоевания"

17.05.2021 11:24
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94515
------------------------------------------------------------




Фото: protothema.gr



Стамбул, 17 мая. Тысячи мусульман 13 мая приняли участие в групповой молитве, которую возглавил в обращенном в мечеть соборе Святой Софии Константинопольской верховный имам Турции Али Эрбаш. Об этом сообщает «Седмица» со ссылкой на греческое издание Оrthodox Тimes.



Это первый год, когда Ураза-Байрам праздновался в соборе Святой Софии после решения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана превратить действовавший в качестве музея храм Святой Софии в мечеть.



Имам Али Эрбаш во время молитвы держал в руке меч, который является символом завоевания, тем самым поддерживая османскую мусульманскую традицию, которая пришла на смену Христианству в Константинополе в 1453 году.



Сотни мусульман собрались во дворе собора Святой Софии, чтобы помолиться, сообщает греческое издание Рrotothema.



Спикер Великого национального собрания Турции Мустафа Шентоп также присутствовал на молитве мусульман в соборе Святой Софии по случаю окончания Рамадана.



Собор Святой Софии действовал как музей 87 лет. С 1453 по 1934 год это была мечеть, статус которой ей был возвращен по решению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в 2020 году.


============================================================


В Волоколамске открыли памятник митрополиту Питириму (Нечаеву)

17.05.2021 11:01
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94514
------------------------------------------------------------




Фото предоставлено Российским военно-историческим обществом



Москва, 17 мая. Памятник митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву), созданный к 95-летию со дня его рождения при поддержке Российского военно-исторического общества (РВИО), открыли 16 мая в Волоколамске. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе организации.



Автором бронзового памятника стал заслуженный художник России Юрий Хмелевской, монумент создали по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.



Помощник президента РФ Владимир Мединский, представляя памятник, привел слова Питирима: «Жизнь многообразна – делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности – удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, всегда достигает максимального». Он добавил, что именно таким человеком был сам митрополит. «Он всю жизнь концентрировал свои усилия, выбирал какое-то одно дело и всегда добавился в нем результата, будь ли это помощь конкретным людям, общинам, будь ли это служение Богу», – подчеркнул помощник президента.



Губернатор Московской области Андрей Воробьев добавил, что, хотя и не был знаком с митрополитом лично, но знает огромное количество людей, которым он помогал и которых «он вдохновлял, имея высокую духовность и желание всегда быть рядом, когда сложно».



В свою очередь председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) отметил, что митрополиту Питириму было поручено возродить богослужебную жизнь в отечественных храмах в тяжелейшей для церкви ситуации в конце 1950-х - 1960-х годах. И по словам митрополита Тихона, владыка Питирим сохранил не только церковную литературу, но и образ православного архиерея, который передавался из поколения в поколение. «Митрополит Питирим создал новый огромный богослужебный корпус нашей церковной литературы, он издавал и мужественно бился за это издание и Священного Писания, и молитвослова», – рассказал он.



Митрополит Питирим (Константин Нечаев) родился 8 января 1926 года в Мичуринске (Тамбовская область). Окончил Московский институт инженеров транспорта, затем Московский православный институт (ныне – Московская духовная академия и семинария). Занимал посты инспектора Московских духовных школ, ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии», позднее председателя издательского отдела Московской патриархии.



В 1963 году хиротонисан в епископа Волоколамского, викария Московской епархии, а в 1986 году – в сан митрополита с титулом Волоколамский и Юрьевский. Был членом комитета Верховного совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики.



Митрополит Питирим умер 4 ноября 2003 года, похоронен на Даниловском кладбище Москвы.


============================================================


В Кирове поставили памятник библейскому змею-искусителю

17.05.2021 10:39
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94513
------------------------------------------------------------




Фото: Людмила Калинина



Киров, 17 мая. В Кирове появился памятник змею-искусителю, которого на основании Откровения Иоанна Богослова отождествляют с сатаной, пишет портал Newsler.ru.



Скульптура установлена на перекрестке улиц Володарского и Советской на площадке у магазина одной из торговых сетей, однако связан ли он с предприятием розничной торговли, неизвестно.



Памятник выполнен в темном цвете в виде дерева, внутри кроны которого расположился змей с красным яблоком.



Кто является инициатором инсталляции и какова ее цель, неизвестно.


============================================================


В израильском Ашдоде ракета попала в синагогу

17.05.2021 10:11
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94512
------------------------------------------------------------




Разрушенное здание в Ашдоде, Израиль. Фото: REUTERS / Avi Roccah



Иерусалим, 17 мая. Ракета попала в синагогу в городе Ашдод на юге Израиля за несколько часов до начала праздничной молитвы по случаю Шавуота, жертв нет, сообщила служба скорой помощи «Маген Давид Адом».



«Ракета попала в синагогу в Ашдоде всего за два часа до праздничной молитвы. К счастью, обошлось без жертв», – говорится в сообщении, которое цитирует РИА Новости.



Отмечается, что после попадания ракеты место было убрано и подготовлено к празднику.



Ситуация на границе Израиля и палестинского сектора Газа обострилась вечером 10 мая. По данным на 16 мая, с начала эскалации из сектора Газа по израильской территории выпущены 2,9 тысячи ракет, 1150 из них перехвачены. По последней информации, в Израиле погибли 10 человек, около 50 серьезно ранены. Израиль также нанес сотни ударов по сектору Газа. Число палестинцев, погибших в результате израильских авиаударов, достигло 192, среди жертв 58 детей.


============================================================

В избранное