Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 22/02/2023


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 22/02/2023
============================================================
Литва: традиционные конфессии получат финансовую помощь от государства

22.02.2023 17:48
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=103000
------------------------------------------------------------




Фото: mk.ru



Вильнюс, 22 февраля. Девяти традиционным религиозным общинам Литвы на этот год из госбюджета выделено 1,687 млн евро. В прошлом году государство выделило церквам 1,597 млн евро. Как отмечает новостное агентство ELTA (elta.lt), большая часть этой суммы - 1,55 млн евро - выделена Конференции католических епископов Литвы. Католиками считает себя большинство населения страны.



Средства, выделяемые руководству церквей и религиозных организаций, делятся на девять частей в соответствии с количеством верующих девяти традиционных конфессий Литвы. Учитываются также каноны и уставы общин.



Виленская и Литовская епархия Русской Православной Церкви получила 81,3 тыс. евро. Высшему Cтарообрядческому Cовету Литвы выделено 15,1 тыс. евро, еще 1,4 тыс. евро получила Вильнюсская староверческая религиозная община.



Евангелическо-лютеранская община получила 14,7 тыс. евро, Евангелическо-реформатская церковь - 7 тыс. евро, греко-католики - 3,6 тыс. евро.



Пяти еврейским религиозным общинам выделено 3,7 тыс. евро, четырем мусульманским общинам суннитского толка - 4,6 тыс. евро, Караимской религиозной общине Литвы - 3,2 тыс. евро.


============================================================


Европейский семинар "Религиозный фактор в современной политической и экономической жизни Европы". Москва
22 февраля

22.02.2023 17:40
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=103003
------------------------------------------------------------
ИНИОН РАН и Институт Европы РАН приглашают на Европейский семинар «Религиозный фактор в современной политической и экономической жизни Европы»



28 февраля 2023 года, вторник



Начало в 11:00



Институт Европы РАН и ИНИОН РАН проводят уже второй Европейский семинар. Первый состоялся 8 ноября 2022 г. в ИЕ РАН при участии Ассоциации европейских исследований (АЕВИС) и Евразийского информационно-аналитического консорциума (ЕИАК).



На семинаре 28 февраля 2023 г. предполагается обсудить вопросы моделирования и возможностей межрелигиозного диалога в современном мире, миротворческого потенциала религий и религиозных институтов, роли религии и религиозных организаций в разрешении глобальных проблем современности в том числе, связанных с пандемией коронавируса и украинским кризисом, радикализацией некоторых исламских общин в Европе.



Темы, вынесенные на обсуждение, носят междисциплинарный характер и имеют научно-практический характер. К участию в семинаре приглашаются политологи, религиоведы, социологи, историки, международники и специалисты в области идентичности, межэтнических и межконфессиональных отношений и все интересующиеся данной тематикой.



ПРОГРАММА



Приветствия



Директор ИНИОН РАН, член-корр. РАН А.В. Кузнецов



Директор ИЕ РАН, член-корр. РАН Ал.А. Громыко



Доклады



Мельник С.В., д.филос.н., зав. отделом философии ИНИОН РАН (Межрелигиозный диалог в современном мире)



Лункин Р.Н., д.полит.н., зам. директора ИЕ РАН (Религия и миротворчество)



Любин В.П., д.и.н., ведн.н.с. ИНИОН РАН (Христиане Италии и Германии, роль Ватикана)



Язькова В.Е., к.и.н., Центр по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН (Позиция Католической церкви в период пандемии и украинского кризиса (на материале Италии)



Шиманская О.К., к.филос.н., Центр по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН (Работа церквей среди беженцев в ходе СВО)



Шумилин А.И., д.полит.н., руководитель Центра Ближний Восток-Европа ИЕ РАН (Радикальный ислам в европейском обществе)



Бибикова О.П., к.и.н., с.н.с. ИНИОН РАН (Мусульманское сообщество Бельгии: мультикультурализм и этнорелигиозная идентичность)



Останин-Головня В.Д., н.с. ИНИОН РАН ("Евроислам", мультикультурализм и проблема адаптации мусульманских диаспор в ЕС)



Погорельская С.В., к.полит.н., с.н.с. ИНИОН РАН (Мусульмане в Германии – опасность радикализации)



Рожин А.А., м.н.с. Центра проблем социального развития ИЕ РАН (Религиозные организации в социальной сфере Германии)



Дискуссия



Место проведения: ИНИОН РАН, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21; Зал заседаний Ученого совета (вход в здание ИНИОН РАН со стороны Нахимовского проспекта под мостом).



Для участия в семинаре необходимо направить подтверждение, ФИО и аффилиацию для внесения в список по адресу: iulanov1@gmail.com (Александр Рожин).


============================================================


Пресс-конференция генерального директора Музеев Московского Кремля Елены Гагариной. Москва
28 февраля

22.02.2023 17:30
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=103001
------------------------------------------------------------
ММПЦ "Россия сегодня"



28 февраля 2023 11:00



Пресс-конференция генерального директора Музеев Московского Кремля Елены Гагариной



Пресс-конференция генерального директора Музеев Московского Кремля Елены Гагариной о планах работы на ближайшие месяцы.



В рамках мероприятия пойдет речь об организации выставки "Небесное воинство. Образ и почитание", которая откроется 17 марта, а также о новых культурно-образовательных проектах музея. Особое внимание будет уделено реставрационным работам и новым открытиям, в частности, сделанным в ходе реставрации Успенского собора.



Аккредитация на мероприятия: accreditation@ria.ru



Вход только для представителей СМИ при предъявлении паспорта и действительного редакционного удостоверения, подтверждающего принадлежность журналиста к СМИ, от которого он аккредитован. ММПЦ "Россия сегодня" оставляет за собой право отказа в аккредитации без объяснения причин.



Наш адрес: Москва, Зубовский бульвар, дом 4


============================================================


Новое землетрясение разрушило церковь и дома в единственном армянском селе в Турции

22.02.2023 16:51
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102998
------------------------------------------------------------




Фото: ru.armeniasputnik.am



Ереван, 22 февраля. Землетрясения магнитудой 6,4 и 5,8, произошедшие в турецкой провинции Хатай 20 февраля, нанесли значительный ущерб зданиям и строениям единственной, сохранившейся армянской деревни Турции Вакыфлы. Человеческих потерь нет. Повреждены колокольня и стены армянской церкви Сурб Аствацацин (Св. Богородицы). Также повреждена стена бывшего отеля, сообщает Общественное Радио Армении со ссылкой на Армянский патриархат Константинополя.



В деревне компактно проживают этнические армяне. Церковь была частично повреждена во время сильных землетрясений 6 февраля. Теперь же, после новых подземных толчков, она практически разрушилась, передает Sputnik Армения со сслкой на Anadolu.



Староста Вакыфлы Берч Картун рассказал, что храм был закрыт для богослужений сразу же после землетрясений 6 февраля.



«Можно сказать, что во время последнего землетрясения церковь полностью разрушилась. Внешние стены рухнули. Внутри довольно много повреждений. Церковь непригодна для богослужений», - сказал он.



Как отметил Картун, некоторые дома в деревне оказались в таком же состоянии.



«Некоторые дома, которые при первом землетрясении были повреждены лишь незначительно, теперь уже непригодны для жилья. Повсюду трещины. Заходить туда опасно. Мы теперь обречены жить в палатках», - сказал староста деревни.



Отмечается, что Вакыфлы состоит из 35 домов, где проживают в целом 130 человек. Жертв среди населения деревни в результате стихийного бедствия не зафиксировано.



Ранее сообщалось, что в результате мощных землетрясений 6 февраля в Турции были повреждены три армянские церкви.



Землетрясения магнитудой 7,7 и 7,6 произошли 6 февраля с интервалом в девять часов в провинции Кахраманмараш на юго-востоке Турции. По последним данным, погибли более 41 тысячи человек. Президент Турции Тайип Эрдоган назвал его самым сильным с 1939 года. Подземные толчки, за которыми последовали сотни афтершоков, ощущались в десяти провинциях страны и соседних государствах, в том числе в Сирии, где число погибших по официальным данным превысило 1,4 тысячи, почти 2,5 тысячи получили ранения и травмы.



Еще два землетрясения магнитудой 6,4 и 5,8 произошли вечером 20 февраля в турецкой провинции Хатай, близ сирийской границы. Погибли 6 человек, ранены около 300. Землетрясение почувствовали и жители ряда сирийских провинций.


============================================================


Как реставраторы спасают собор Парижской Богоматери

22.02.2023 16:07 | Телеканал "Культура"
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=102995
------------------------------------------------------------

============================================================


Русское деревянное зодчество: путь от срубов до дворцов

22.02.2023 15:26 | Радио Sputnik
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=102994
------------------------------------------------------------

============================================================


В Москве прошла премьера фильма о Соловках

22.02.2023 15:04
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102992
------------------------------------------------------------




© Два капитана (2022)



Москва, 22 февраля. В Москве в кинотеатре «Октябрь» прошла премьера документального фильма Сергея Дебижева «Святой архипелаг» о Соловках, сообщает РИА Новости.



Фильм рассказывает о настоящем и прошлом Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря – места знакового для России и Православной Церкви.



Монастырь был основан в 1420-1430-х годах на Соловецких островах в Белом море монахами Зосимой, Савватием и Германом. Во времена церковного раскола обитель выступила против реформ Патриарха Никона, но бунт был жестоко подавлен властью. С XVI и до начала XX века монастырь использовался в том числе в качестве тюрьмы. В 1920-30-е годы здесь располагался Соловецкий лагерь особого назначения для политических и уголовных заключенных. В 1967-м был создан Соловецкий музей-заповедник, а в 1992 году Соловецкий историко-культурный комплекс внесли в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.



На большом экране зрители смогут увидеть кадры величественной природы и архитектуры Соловков. Познакомиться с жизнью и философией монахов. Вопреки стереотипам, она состоит не только из постов и молитв – в ней есть место радости, труду, созерцанию.



«Сочетание невероятно качественного изображения и глубинных смыслов, направленных на понимание наших фундаментальных основ бытия, веры, надежды и любви – эта синергия и дает тот результат, который мы сейчас представляем», – сказал режиссер Сергей Дебижев, представляя фильм.



Создатели не обошли стороной историю Соловков в XX веке – тогда монастырь был превращен в тюрьму и лагерь для заключенных. Зрители узнают, как трагические события революции и Гражданской войны изменили эти места и почему их история никогда не будет прежней.



В проекте звучит музыка Вячеслава Бутусова.



Фильм выходит в российский прокат 8 марта. А его премьера состоялась на Московском международном кинофестивале (ММКФ), где он стал лучшим в конкурсе документального кино.


============================================================


Церковный "Дом особенных людей" открылся в Новой Москве

22.02.2023 14:31
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102991
------------------------------------------------------------




Фото: diaconia.ru



Москва, 22 февраля. В деревне Пучково в Новой Москве открылся «Дом особенных людей». Его построил для людей с аутизмом церковный фонд «Дорога милосердия», сообщает сайт «Диакония.Ru». Это одно из немногих мест в России, где люди с тяжелой бесконтактной, безречевой формой аутизма и другими ментальными нарушениями учатся общаться, говорить, есть, жить в сопровождении тьюторов. «Дом особенных людей» — это альтернатива психоневрологическому интернату, и здесь уже начали готовить людей с аутизмом к сопровождаемому проживанию.



Проект организован при Казанском храме в Пучкове. Настоятель храма протоиерей Леонид Царевский исходя из собственного опыта (аутизм диагностировали у его старшего сына) стал помогать людям с самыми сложными формами аутизма, создал с единомышленниками фонд «Дорога милосердия».



В настоящее время в Пучкове есть не только мастерские, где специалисты занимаются с людьми с аутизмом, но и «Дом особенных людей», где для ребят уже обустроены уютные комнаты.



В Доме люди с аутизмом учатся коммуницировать с педагогами и между собой, говорить, выражать свои просьбы, осваивают простые бытовые навыки, развиваются физически, духовно и творчески. Здесь с людьми с аутизмом занимаются логопед-дефектолог, психолог, преподаватель адаптивной физической культуры.



По данным Министерства здравоохранения РФ, за последние пять лет выявляемость расстройств аутистического спектра (РАС) выросла в России более чем в 2,5 раза. Тысячи людей в стране живут с ментальными нарушениями и нуждаются в помощи.



В настоящее время в России свыше 400 православных организаций, которые помогают детям и взрослым с инвалидностью.



Церковь участвует в создании проектов сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью. Подобные общественно-церковные инициативы уже реализуются в Пензе, Новой Москве, Ярославской, Ленинградской, Муромской, Оренбургской, Ивановской областях и в Ливнах Орловской области.


============================================================


Здание старообрядческой богадельни в Ростове-на-Дону признано памятником

22.02.2023 14:05
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102990
------------------------------------------------------------




Фото: Google Карты



Ростов-на-Дону, 22 февраля. В Ростове-на-Дону дом на ул. Баумана, 52 признали выявленным объектом культурного наследия, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на городское движение «МойФасад».



В начале 20-го века в этом здании было организовано благотворительное учреждение старообрядческой общины. В комплекс также входили храм и дом причта (служителей) на Ульяновской, 37-39. Вместе три здания образуют единый архитектурный ансамбль, в котором статусами памятников до последнего времени обладали только церковь и дом для служителей. С начала 20-х годов прошлого века в доме на Баумана, 52 проживают горожане.



«Внутри трехэтажного дома сохранилась подлинная центральная лестница с кованым ограждением и перилами, которая, скорее всего, станет теперь предметом охраны. Частично сохранилась также черная лестница во дворе с фрагментами подлинного кованого ограждения», — сообщает «МойФасад».



В 2017 году здание было капитально отремонтировано, в результате чего были утрачены ценные архитектурные элементы. По мнению общественников, дом нуждается в полноценной качественной реставрации.



Напомним, по оценке специальной комиссии, в Ростове статус выявленного объекта культурного наследия необходимо дать 89 зданиям в историческом центре города.


============================================================


Икону спрятали в шкатулке...
Об иконописи Палеха

22.02.2023 13:40 | Global Orthodox
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=102988
------------------------------------------------------------

============================================================


Русская и Эфиопская Церкви согласовали программу сотрудничества

22.02.2023 13:20
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102989
------------------------------------------------------------




Фото: pravlife.org



Москва, 22 февраля. Комиссия по диалогу между РПЦ и Эфиопской Церковью определила ряд актуальных направлений сотрудничества и зафиксировала их в совместном меморандуме. Двусторонняя встреча состоялась 11-16 февраля в Москве по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Эфиопского Абуны Матфия, сообщает «Православная жизнь».



Заседание в качестве сопредседателей возглавили Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид и ректор Свято-Троицкой богословской академии в Аддис-Абебе архиепископ Южного Омо Абуна Филипос.



Участники встречи рассмотрели реализованные сообща проекты за период, прошедший со времени предыдущего заседания в Аддис-Абебе в 2019 году и наметили дальнейшие планы взаимодействия из двенадцати пунктов.



В их числе: совместные действия по защите христианства и православных христиан в частности; взаимодействие на международных площадках; совместная поддержка традиционных нравственных ценностей в современном мире; обмен опытом работы в медиапространстве; оказание содействия в пастырском окормлении общин русскоязычных верующих в Эфиопии и эфиопских верующих в России; межцерковное сотрудничество в диаспоре.



Помимо этого, предполагаются контакты в академической, молодежной и монашеской сферах, взаимодействие в области церковного искусства и производства церковной утвари, в сфере социальной работы и диаконии, а также развитие паломнических программ в Эфиопии и России.



Итоги деятельности Комиссии представят для окончательного утверждения Священным синодам Русской Православной Церкви и Эфиопской Церкви, на территории которой в 2024 году планируют провести следующее заседание.


============================================================


Бумага из льна: книгу XVI века из Херсонеса реставрируют в Москве

22.02.2023 13:00
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102987
------------------------------------------------------------




Фото: Реставрационный центр Грабаря



Симферополь, 22 февраля. Памятник книжной культуры Венеции XVI века и памятник истории и культуры Крыма раннего Нового времени – старопечатная богослужебная книга из библиотеки музея-заповедника «Херсонес Таврический» отдана на реставрацию в Центр Грабаря в Москве. Здесь рассказали как восстанавливают страницы уникального издания, бумага которого сделана из стопроцентного льна, сообщает РИА Новости Крым.



В переводе с греческого название этого издания означает "Книга на июнь месяц, содержащая все подобающие ему службы».



Богослужебная книга с информацией о праздниках, службах и прочем была опубликована в Венеции в 1568 году и является частью сборника из трех миней на июнь, июль и август.



Подобный этому образец венецианского издания, представляющий собой минею на три месяца (июнь, июль и август) существует лишь один. Он находится на Афоне в монастыре Руссикон. Еще два экземпляра минеи – только на июнь – хранятся в библиотеке Духовной семинарии на острове Халки и в монастыре Ипсило на острове Лесбос.



Как такое сокровище оказалось в библиотеке музея-заповедника «Херсонес Таврический», здесь сегодня сказать затрудняются: «Мы этого не знаем. Инвентарные книги в нашей библиотеке стали вестись с 1950 года. Там и появилась запись о том, что в библиотеке есть «библия». Два года назад наши библиотекари рассмотрели в ней не только «библию», – рассказали РИА Новости Крым в пресс-службе учреждения.



Сотрудники музея отправили книгу экспертам Института всеобщей истории РАН, откуда получили ответ: издание очень редкое и ценное. Это минея, то есть церковный сборник. Ее издателем был венецианский типограф Ипполит Валерис, происходивший из греческой семьи, родом с острова Корфу, представители которой жили в Венеции.



В музее решили отреставрировать уникальную книгу. Для этого нужны были специалисты со знанием греческого языка и византийской гимнографии. Погрузиться в эту работу согласились специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) им академика И. Э. Грабаря.



По словам завотделом научных исследований и реставрации пергаментных рукописей Элины Добрыниной, «книга поступила в очень разрушенном состоянии». Первый этап заключался в доклейке недостающих фрагментов бумаги. Их пришлось создавать вручную. Состав полностью соответствует оригиналу, а это стопроцентный лен, говорит эксперт.



«Были проведены анализы на определение состава бумаги, и выяснилось, что это чистый лен. Мы изготовили тоже бумагу из стопроцентного льна, которая была использована для восстановления листов», – рассказала Добрынина.



Сейчас специалисты центра перешли ко второй части реставрации и работают с большим количеством фрагментов, отсоединенных от своих листов. Таких много, говорит Добрынина, и «необходимо найти им их прежнее место, чтобы восстановить оригинальное состояние книги».



Восстановлением книжного памятника сейчас занимается реставратор архивных и библиотечных материалов Полина Войханская.



В музее-заповеднике «Херсонес Тарвический» не исключают, что после реставрации уникального издания выставят его на всеобщее обозрение.


============================================================


Выставка из собрания музея имени Андрея Рублева открылась в Новосибирске

22.02.2023 12:25
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102986
------------------------------------------------------------




Фото: vn.ru



Новосибирск, 22 февраля. Выставка «История русской святости» из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась в Новосибирском художественном музее. Она будет работать до 21 мая, рассказали в пресс-службе полпредства в Сибирском федеральном округе, сообщает ТАСС.



«История русской святости» – масштабный выставочный проект, в который вошло более 120 произведений русского церковного искусства XVI – начала XX века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Москва. В их числе иконы, гравюры, предметы декоративно-прикладного искусства.



Выставка организована аппаратом полномочного представителя президента России в СФО совместно с Минкультуры РФ и Центральным музеем древнерусской культуры. Представленное собрание относится к одним из самых известных в России. Экспозиция посвящена образам русских святых, прославившихся своими духовными подвигами – от равноапостольного князя Владимира Святославича, принявшего христианскую веру и крестившего Русь в X веке, до преподобного Серафима Саровского.



Как отметили в художественном музее, выставка дает целостное представление о разнообразии русской иконографии.



Новосибирский государственный художественный музей был открыт в 1958 году. С 1982 года он располагается в здании бывшего Сибревкома – архитектурном памятнике федерального значения. Сейчас в фондах музея хранятся более 12 тыс. произведений русской и западноевропейской живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства XVI–ХХI веков, значительная часть которых представлена в постоянной экспозиции. Ежегодно в музее проходят около 80 выставок классического и современного искусства из российских и зарубежных музейных, корпоративных и частных собраний.


============================================================


Радостная и строгая аскетика матери Марии (Скобцовой)

22.02.2023 11:52 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=102985
------------------------------------------------------------




Фото: miloserdie.ru



Москва, Благовест-инфо, 22 февраля. Семинар на тему «”Радостная аскетика” матери Марии (Скобцовой)» состоялся 16 февраля в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына (ДРЗ) в рамках научно-просветительского проекта «Отражения». Инициатор семинара – ведущий научный сотрудник ДРЗ Наталья Ликвинцева предложила обсудить раздел недавно вышедшего третьего тома Собрания сочинений преподобномученицы Марии (Скобцовой), который озаглавлен «О монашестве и аскетизме», поговорить о современном прочтении этих текстов.



Как напомнила Ликвинцева, мать Мария настаивает «на необходимости нового отношения к вопросам аскетики, на переосмыслении целей и задач аскетизма в исторических условиях ХХ века, когда уже заявили о себе и «темный аскетизм» большевиков, и подмена духовной работы психологическим «самоанализом». Сама мать Мария являла это новое отношение сразу после монашеского пострига: как свидетельствовали ее друзья, она всегда «сияла». «В этом сиянии она не может укрыться в стенах монастыря как в «духовном санатории», но должна ответить на беды эмигрантского бытия «из монашества», – отметила Ликвинцева. – Критики матери Марии обычно обвиняют ее в том, что она недостаточно аскетична или недостаточно монахиня, но ее работы свидетельствуют о том, что это не облегченные требования к монашеству и аскетике, а наоборот – усиленные и аккумулированные».



Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик московского храма Космы и Дамиана в Шубине, напомнил об обстоятельствах, в которых начинала свое монашеское служение мать Мария: монашество и монастыри на родине были уничтожены, а в эмиграции приходилось фактически начинать все с нуля. «Нам не дано простое следование прежним традициям, мы не можем только повторять. Из этого вытекает острая необходимость наблюдать, взвешивать, решать, пробовать», – пишет мать Мария, подчеркивая, что в новых условиях монахам должна быть свойственна «острая обращенность к миру», служение «не за крепкими монастырскими стенами, в традиции, а на всех путях и перепутьях мира». «Сейчас для монаха монастырь – мир весь… В этом сила новшества», – процитировал о. Иоанн монахиню.



По его словам, служение матери Марии заставляет пересмотреть «классическое святоотеческое противопоставление мира и духа, спиритуализма и гуманизма, духовной и просто человеческой жизни». Например, от нее можно было услышать, казалось бы, парадоксальное: «Люди мира отгорожены от мира непроходимой стеной… чем эгоистичнее, чем обмирщеннее человек, тем более он отрешен от подлинной жизни мира». Христианам она предлагала погружаться в эту «подлинную жизнь мира», в мирские беды людей: «Чем больше мы выходим в мир, отдаем себя в мир, тем больше мы не от мира, потому что мирской себя миру не отдает». Поэтому мать Мария практиковала «деятельное, радостное монашество, для которого богоообщение и человекообшение не только не противостоят, но необходимы друг другу», считает иеромонах Иоанн.



Богословское обоснование своей позиции мать Мария находила в двух природах Христа – Божественной и человеческой, в Его воплощении и земном пути. «В своем мирском послушании Он истощил себя. Он не учил нас своим примером о внутренних стенах, отгораживающих нас от мира», – привел о. Иоанн слова преподобномученицы. Учиться видеть в каждом человеке «икону Бога живого» – так понимала мать Мария «мистику человекообщения», которую считала «единой и подлинной базой для всякой внешней христианской активности».



Поэтому, думая о грядущем православии на Руси, в возрождение которого она верила, мать Мария говорила об «оцерковлении жизни», сочетающем аскетизм и человеколюбие. «Может быть, еще не поздно задуматься над этими словами, которые пока у нас не были услышаны», – заключил о. Иоанн.



Мистика человекообщения матери Марии основана на «встрече Бога в другом», продолжила Лидия Крошкина, кандидат культурологии, доцент РГГУ и СФИ. По ее словам, «новую церковную эпоху» монахиня связывала «с откровением о том, что Церковь – это соборный организм, где все живут вместе». Отсюда и новое понимание аскетизма: считая его одним из необходимых проявлений церковной жизни, «единственным бесспорным методом жизни» христианина, мать Мария основывает его на «на мистике человекообщения, на любви». Это, по мнению Крошкиной, отличает подход преподобномученицы от «индивидуалистической аскетики, когда целью являлась борьба с собственными страстями и спасение своей души», – время такой аскетики закончилось.







Говоря о неустанном служении матери Марии страдающим и обездоленным, выступавшая отметила: «Мать Мария гениальна в своем человекообщении, и подражать ей невозможно. Ей это было дано как дар: воспринимать присутствие другого человека как присутствие Христа». Однако, получив этот дар, монахиня считала, что человекообщению надо постоянно учиться, она искала новые творческие пути, вырабатывала новые правила отношения к миру и ближнему.



Говоря о радости, которое приносит это служение, Крошкина привела слова матери Марии: «Грядущее оцерковление жизни будет осуществляться через строгую и радостную аскетику». Эта антиномия раскрывается самим образом жизни и служения матери Марии, а также проясняется в переработке ею древних житий, где она показывает, как может осуществиться духовное восхождение, в основе которого лежит мистика человекообщения.



Чем аскетическая работа над собой отличается от «страсти к самоанализу»? Психолог Наталия Инина (РПУ св. Иоанна Богослова, МГУ им. М.В. Ломоносова) размышляла о том, как отвечает на этот вопрос мать Мария, которую она называет «настоящим христианским психологом». Мать Мария писала: «Самоанализ ведет исключительно к интересу к собственной личности, утверждая крайний эгоцентризм». Психотерапевтическая практика подтверждает наблюдения монахини: самоанализ эгоцентрика часто является «просто защитным механизмом», который позволяет спрятаться от «страха перед жизнью»; эгоцентризм делает невозможным диалог с другим – «не как с отражением тебя, а с другим самим по себе».



Очевидно, что нас ждет «бум психологии» – все больше людей будут обращаться за помощью к специалистам, продолжила выступавшая. Тот подход, который сейчас преобладает, помогает человеку быть собой, но в рамках рационалистической картины мира, «в логике безбожия». «Рекламируемая психология будет годами водить клиента вокруг собственной оси, создавать иллюзию личностного роста и духовного совершенства». Иная задача у христианской психологии: «помочь выбраться из капкана невротического эгоцентризма, понять себя и дальше выйти в путь личностного и духовного развития». Такая работа дает ощущение «тайны, которая ошеломляет: когда ты видишь, что человек расправляется, начинает быть в большей степени самим собой – это настолько красиво, что не может не давать чувство радости».



В этом смысле тексты матери Марии – это «терапия не только души, но психики как инструмента души, потому что это свидетельство, это образ бытия. Ее идея живой аскетической практики как практики любви и милости – то, без чего современный мир просто не сможет выстоять», считает Инина.



Библеист Анна Шмаина-Великанова, профессор РГГУ, не согласна с тем пониманием старого и нового монашества, которое «вычитывается» из текстов матери Марии: «Не стоит упрощать картину: что есть старая аскетика – индивидуалистическая, и новая ХХ века – неиндивидуалистическая, которая предлагает посмотреть на ближнего». Отличие связано с историческим контекстом появления христианской аскетики: сделав христианство государственной религией, власть «лишила людей возможности общественным образом осуществлять свое христианское призвание … и тогда появляется монашество – люди уходят, посвящая свою жизнь духовному спасению, а не социальным связям».



По словам Шмаиной-Великановой, мать Мария не борется с аскетикой как таковой, но «с распространенным представлением, обывательской поздней аскетикой, которая сложилась вокруг свт. Феофана Затворника». Ее имя выступавшая поставила в один ряд с Симоной Вейль и Дитрихом Бонхеффером, сказав о том, что все они так или иначе считали главным грехом в ХХ веке «грех социальной безответственности». «Новая аскеза состоит в том, что ты больше никому не делегируешь этой ответственности … что надо взять крест и идти в тот ад, которая есть наша социальная жизнь».



Мать Мария именно так и делала, когда кормила голодных, давала кров бездомным, укрывала преследуемых, спасала от уничтожения евреев – это не просто «хорошее отношение к людям», но «строгая аскеза», одновременно и радостная, потому что «самоотдача сама по себе приносит радость». Мистика человекообщения, которую постигала монахиня, заключалась в том, что «убогие и несчастные – это не переодетый Христос, не объект наших духовных упражнений… Нет, убогие и несчастные действительно таковы, и в них действительно обитает Христос … И тогда послушание матери Марии – это послушание Христу, который открывается в ближнем», отметила Шмаина-Великанова, добавив, что это высокое послушание может означать «радикальное непослушание социальному порядку», если он бесчеловечен.



Мать Марию считают провозвестницей нового типа монашества в ХХ веке – монашества в миру. Но преподобномученица «ошиблась, думая, что старое монашество в новых обстоятельствах невозможно», считает выступавшая. Ей в свое время довелось познакомиться с жизнью двух женских обителей во Франции – Леснинского Богородицкого монастыря и Покровского монастыря в Бюсси-ан-От, и она вспоминает: «Там, в атмосфере монашеской республики, жили удивительные святые монахини, героические женщины, наследницы дореволюционных традиций». Этот тип монашеского общежительства возродился и в России, хотя «в огромном большинстве случаев мы видим имитацию, реконструкцию и реставрацию: монастырей полно, как и монахов, но нет горящего очага любви и самоотдачи и нет социальной ответственности христиан». Однако само по себе это оказалось «жизнеспособно и возможно», тогда как «созданный матерью Марией образ монашества оказался нестойким»,
он не получил продолжения и развития в возрожденной Церкви на Руси, которой она чаяла. Но это не умаляет «пророческого значения сказанного матерью Марией о новом монашестве, о новом христианстве, которое обращено к миру ответственностью за мир и к ближнему – любовью к нему до полного самозабвения».



«Грядущее оцерковление жизни, в этом нет сомнения, будет осуществляться через строгую и радостную аскетику напряженных, творческих молитвенных благодатных сил людских. … Не темный лик и не розовое христианство сулит нам грядущее время. Лик будет огненным, и христианское делание – белым, напряжение будет испепеляющим, и стяжаемая благодать – окрыляющей. Только так и можно мыслить грядущее возрождение православия на Руси … только это поглотит без остатка наши растленные и запыленные души и восстановит их в золотых латах воинов Христовых» – этой «огненной» цитатой матери Марии завершила семинар Наталья Ликвинцева.



Юлия Зайцева


============================================================


Иран и Россия создадут совет религиозных лидеров

22.02.2023 11:00
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102984
------------------------------------------------------------




Фото: mospat.ru



Москва, 22 февраля. Россия и Иран должны сформировать совет религиозных лидеров для координации противостояния общим вызовам и угрозам. С таким предложением выступил в ходе XII заседания Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие – Ислам» глава иранской делегации, председатель Организации по культуре и исламским связям Ирана Мохаммад Махди Иманипур, сообщает ТАСС.



«Он отметил необходимость противостояния России и Ирана противникам, развернувшим против них гибридную войну: экономическую, информационную, идеологическую. Выступающий предложил сформировать совет религиозных лидеров для координации противостояния общим вызовам и угрозам», – говорится на сайте Московского патриархата.



Мохаммад Махди Иманипур в ходе заседания также представил анализ динамики восприятия религии и духовности в условиях современного мира. Докладчик указал на попытки отодвинуть религию на окраину общественной жизни в допандемийный период, однако во время пандемии коронавируса можно было констатировать рост религиозности среди населения планеты. Он подчеркнул, что религиозные общины призваны дать ответ на сопутствующие вызовы экстремизма, связанного с религией. Глава иранской делегации отметил важность социальной и просветительской функций религии в этом процессе.


============================================================


Новое землетрясение разрушило армянскую церковь Девы Марии в турецком Хатае

22.02.2023 10:25
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102983
------------------------------------------------------------




Фото: aa.com.tr



Хатай, 22 февраля. В результате нового землетрясения, произошедшего 20 февраля в провинции Хатай, где проживают турецкие граждане армянского происхождения, была вновь повреждена церковь Девы Марии, сообщает «Правмир».



Внешние стены церкви, которая является одним из символов квартала Вакыфлы, были частично повреждены при землетрясениях с эпицентром в Кахраманмараше, после новых подземных толчков 20 февраля церковь вновь получила серьезное повреждения



По словам старосты квартала Берча Картуна, церковь больше непригодна для богослужений. В схожем состоянии находятся и некоторые дома, но никто из жителей района не погиб.



Люди вынуждены жить в палатках, но благодарны Богу за то, что выжили.







Фото: catholicnewsagency.com



Тем временем в городе Александретта провинции Хатай полностью разрушился Благовещенский собор католического апостольского викариата Анатолии. При этом чудесным образом уцелела статуя Богородицы с Младенцем Христом.



На сегодняшний день жертвами разрушительных землетрясений в Турции стали 42 тысячи человек, больше 500 тысяч человек пострадали.


============================================================

В избранное