Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 27/07/2023


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 27/07/2023
============================================================
Русская Православная Церковь открыла в Африке за полтора года более 200 приходов - Патриарх Кирилл

27.07.2023 16:57
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104686
------------------------------------------------------------




Фото: foto.patriarchia.ru



Москва, 27 июля. Русская Православная Церковь за полтора последних года открыла в Африке свыше 200 приходов, сообщил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на форуме «Россия - Африка» в Санкт-Петербурге, передает РГ.



«За прошедшие полтора года Патриарший экзархат Африки открыл более 200 приходов в 25 африканских странах», - сказал Патриарх.



По его словам, помимо развития богослужебной жизни, удалось начать реализацию многих гуманитарных и образовательных проектов, в частности, по переводу книг на местные языки.



Патриарх подчеркнул, что в местах, где создаются приходы, появляются новые школы, водные скважины, электрические подстанции, больницы и культурные центры.



Приходы РПЦ получают регистрацию в полном соответствии с законодательством стран, где они учреждаются.


============================================================


ВЦИОМ зафиксировал усиление роли религии в жизни россиян

27.07.2023 16:04
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104685
------------------------------------------------------------




Фото: kommersant.ru



Москва, 27 июля. Как показал опрос ВЦИОМа, приуроченный ко Дню Крещения Руси, православие остается самой распространенной конфессией в стране — последователями этой религии назвали себя 57% респондентов. За последние три десятилетия более чем в два раза (с 6% до 15%.) выросла доля тех, кто называет религию очень важной для себя. Выросла и доля россиян, которые регулярно ходят в церковь (мечеть, синагогу), с 7% в 2012 году до 15% в 2023-м. Хотя в целом тренд нисходящий — доля тех, кто ходит в церковь редко или время от времени, сократилась, тех, кто не ходит вообще, выросла.



Опрос также выявил, что в Бога верят чаще, чем в дьявола, а в ад — чаще, чем в рай. В ангелов верит каждый второй опрошенный (56%). Не верит ни во что из вышеперечисленного — каждый пятый (20%), передает «Коммерсантъ».


============================================================


В Мексике под фундаментом церкви был найден индейский лабиринт

27.07.2023 15:40
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104684
------------------------------------------------------------




Фото: discover24.ru



Мехико, 27 июля. Археологи обнаружили под одной из церквей в Мексике неизвестный ранее лабиринт, построенный древними индейскими племенами. Сеть тоннелей и пустоты глубиной до 8 метров специалистом удалось выявить с помощью геофизического сканирования. Подземный лабиринт был обнаружен под церковью в местечке Митла, сообщает Diskover24.



Ученые из мексиканского Национального музея антропологии (INAH), Национального автономного университета Мексики (UNAM) и Ассоциации археологических исследований, обнаружившие данное подземное строение, предполагают, что древние индейцы создали сеть тоннелей для «прохода в загробный мир». Иного объяснения назначения данных лабиринтов специалисты пока не нашли.



Для определения размеров и глубины подземных тоннелей ученые применили различные методы сканирования, в том числе и георадар, способный проникать в грунт, томографическое сканирование электрического сопротивлении и сейсмического шума.



Отметим, что коренные сапотеки проживали на территории Митлы с VI века до нашей эры вплоть до прихода на эту землю испанцев в 20-х годах XVI века.


============================================================


Папа Римский написал предисловие к книге об Уставе святого Франциска

27.07.2023 15:14
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104683
------------------------------------------------------------




Фото: vaticannews.va



Рим, 27 июля. Папа Франциск написал предисловие к книге польского францисканца отца Здислава Юзефа Кияса «Бурлящий жизнью» об Уставе святого Франциска, передает Vatican News.



Стиль Устава, отмечает Папа, отражает стиль «брата, который сопровождает». Простота и дух Устава святого Франциска – это универсальный дар святого для Церкви всех времен прежде всего потому, что Франциск «черпает из Евангелия силу и благоухание Устава для общин, открытых “ближнему без границ”». Папа Франциск называет Устав «керигмой христианской жизни»: «не бег с препятствиями, а компас, ориентирующий и сопровождающий в пути», который помогает «формировать обновленный взгляд всеобщей и солидарной ответственности за общий дом», подчеркивает понтифик.


============================================================


В Ираке борются за сохранение ассирийского языка

27.07.2023 14:20
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104681
------------------------------------------------------------




Фото: smotrim.ru



Москва, 27 июля. Ирак – страна, где помимо арабов и курдов живут представители других народов, в частности ассирийцы, исповедующие христианство. За последние 20 лет их количество резко сократилось, что отрицательно сказалось на состоянии ассирийского языка. О мерах по его сохранению рассказывает корреспондент телеканала «Культура» Ксения Егорова.



С полутора миллионов до нескольких сот тысяч человек сократилось христианское население Ирака с 2003 года. Именно тогда США вторглись в страну, и она погрузилась в хаос. Еще один серьезный удар Ирак принял в 2014 году от террористических организаций. В итоге сегодня всего лишь около трехсот тысяч человек могут говорить на ассирийском языке. «Ему около двух с половиной тысяч лет. Действительно, существует множество источников, книг и рукописей, подтверждающих его древность. Все знают, что сейчас мы находимся в критической ситуации, многие семьи покидают Ирак и в других странах постепенно забывают язык», – рассказал завкафедрой ассирийского языка в Университете Салахеддина Каутер Наджиб.



В прошлом ассирийский – диалект арамейского. Использовался для написания библейских текстов и исторических документов. Был распространен в христианских общинах Ближнего Востока. Но сегодня ассирийский постепенно исчезает из обихода. «Музей способствует сохранению ассирийского языка, организуя мероприятия и фестивали, связанные с нашим языком, цивилизацией и древними традициями», – сообщил экскурсовод Соран Абдулахад.



Часть древних рукописей на ассирийском хранится в библиотеке скрипториумов города Эрбиль. Здесь специалисты тщательно очищают манускрипты и делают цифровые копии, чтобы сохранить древнее наследие всего человечества. «Сегодня главная задача для нас – сохранить эти манускрипты. В них идет речь о проблемах теологии, литургии и других важных для христиан предметах», – поделилась аспирантка кафедры ассирийского языка Университета Салахаддина Мариама Нариман.



Но даже с усилиями, такими как открытие специальной кафедры в университете по изучению ассирийского языка и сохранение рукописей в библиотеках, число носителей языка постепенно уменьшается. Ученые опасаются, что при нынешних темпах миграции, ассирийский может перейти в категорию мертвых языков, таких как латынь или санскрит.


============================================================


Церковь XVIII века с лепниной и изразцами отреставрируют в Вологде

27.07.2023 13:28
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104679
------------------------------------------------------------




Фото: gorthodox.com



Вологда, 27 июля. Церковь Сретения Господня 1731 года постройки, единственный храм в Вологде, богато украшенный лепниной и изразцами, отреставрируют первой на средства благотворительного фонда «Наследие Русского Севера». Уже выполнена гидроизоляция фундамента, чтобы сохранить здание от разрушения, рассказали ТАСС в пресс-службе губернатора Вологодской области.



«Этот уникальный храм, выделяющийся среди других своей архитектурой, стал первым объектом попечения фонда. Выбор обусловлен тем, что у нас есть научно-проектная документация с историко-культурной экспертизой для проведения реставрационных работ. Мы понимаем, что у фонда есть ресурсы приступить к сохранению церкви благодаря вложениям меценатов, которые заинтересованы в восстановлении наших православных святынь. Имя каждого благотворителя войдет в историю этой церкви», – привела пресс-служба слова губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова, посетившего объект вместе с меценатами, представителями духовенства и надзорных органов.



Церковь является объектом культурного наследия федерального значения. Проведен ремонт стропильной системы, деревянные конструкции кровли обработаны огнеупорным составом, выполнено инъектирование и гидроизоляция фундамента, что крайне важно для сохранения церкви от разрушения. Сейчас подрядчик зачищает и красит покрытие кровли, занимается покраской барабанов в верхней части храма.



По словам председателя комитета по охране объектов культурного наследия области Елены Кукушкиной, наибольшую сложность представляют работы по сохранению и воссозданию лепнины и изразцов на фасадах. Утраченные изразцы воспроизведут мастера из Кириллова. Фасадные работы планируется завершить до конца октября, покрасят здание в будущем году. Внутри храма восстановят кладку, лепной декор на сводах, крыльцо и деревянную лестницу, пострадавшие от пожара в 2014 году. Исторический деревянный пол приведут в порядок. В восстановление храма в этом году вложат 3,5 млн рублей. Средства собраны благотворительным фондом, надзор за их расходованием осуществляет попечительский совет, который возглавляет губернатор.



Митрополит Вологодский и Кирилловский Савва поблагодарил всех, кто внес посильный вклад в восстановление Церкви Сретения, отметив, что храм имеет особое значение. Он является одной из архитектурных доминант и видовых точек в центральной части Вологды. В его архитектуре сочетаются русское барокко и традиционное русское узорочье XVII века. Это единственный храм в Вологде, настолько богато украшенный лепниной и изразцами.



Деревянная церковь Сретения существовала уже в 1656 году и была расположена в историческом районе Вологды Заречье. Каменная Сретенская церковь была построена в 1731–1735 годах и перенесла позднюю перестройку колокольни и крыльца в 1830 году. В архитектуре слились поздно пришедшее в Вологду русское барокко и традиционное русское узорочье XVII века. В годы советской власти внутреннее убранство церкви было утрачено, за исключением лепных узоров в верхней части холодного храма под куполом. Известно, что именно из Сретенской церкви происходят несколько известных икон, находящихся сейчас в коллекциях российских музеев. Например, икона «Снятие с креста» XVI века находится сегодня в Государственной Третьяковской галерее.


============================================================


Международный фестиваль духовной музыки пройдет в Суздале

27.07.2023 13:04
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104678
------------------------------------------------------------




Фото: portal-kultura.ru



Суздаль, 27 июля. Международный фестиваль духовной музыки «Голоса Суздаля» пройдет с 5 по 19 августа. На площадках Суздаля в течение двух недель выступят десять хоров из разных регионов России, Сербии и Белоруссии, сообщает «Культура».



Выступления пройдут на площадке Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а также в действующих храмах.



«Суздаль насыщен разноплановыми событиями, в том числе религиозной тематики, но при этом фестивали церковных хоров до настоящего времени еще никогда не проводились. Мы решили заполнить эту нишу, учитывая важность древней музыкальной традиции для восприятия образа Суздаля как центра духовной культуры», – рассказала генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева.



Фестиваль откроется 5 августа концертом мужского хора Спасо-Евфимиева монастыря. Также выступят Митрополичий хор Минского кафедрального собора Белорусской Православной Церкви под управлением Виталия Соболевского, «Хор Королевы Марии» под руководством Тани Андриич, Певчие правого клироса Старопечерской церкви Преображения Господня, ансамбль Avlos, женский хор Регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии и другие коллективы.


============================================================


В ООН прокомментировали ситуацию вокруг УПЦ

27.07.2023 12:15
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104677
------------------------------------------------------------




Фото: ria.ru



Женева, 27 июля. В среду состоялось инициированное Россией заседание СБ ООН по ситуации вокруг УПЦ. ООН выступает за то, чтобы люди по всему миру могли свободно исповедовать свою религию – об этом заявил на брифинге представитель генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик, отвечая на вопрос о том, какова позиция генсека всемирной организации Антониу Гутерриша относительно преследования Украинской Православной Церкви на Украине, сообщает ТАСС.



«Мы считаем, что по всему миру люди должны иметь право свободно исповедовать свою религию», – сказал он.



Дюжаррик не стал отвечать на вопрос, обсуждал ли Гутерриш эту тему с представителями Киева. «Добавить что-то к этому я не могу», – отметил представитель генсека ООН.



Власти Украины в последние годы активно проводят курс на вытеснение УПЦ, в том числе поощряют переход ее религиозных общин в юрисдикцию Православной Церкви Украины (ПЦУ), созданной в 2018 году. На Украине поставлена задача полностью запретить деятельность УПЦ, соответствующий законопроект по поручению президента страны Владимира Зеленского подготовлен правительством и внесен в парламент.



Против священнослужителей УПЦ выдвигают обвинения в госизмене, вводят санкции, 13 иерархов лишены гражданства Украины. Местные власти лишают УПЦ права аренды земли под храмами. Как сообщал 9 июня адвокат Никита Чекман, выступающий в интересах УПЦ, более 100 общин Украинской Православной Церекви незаконно переведены в юрисдикцию ПЦУ. Власти разорвали с УПЦ договор аренды Киево-Печерской лавры и требуют от монахов покинуть обитель.


============================================================


В Израиле обнаружили руины одной из древнейших мечетей мира

27.07.2023 11:18
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104676
------------------------------------------------------------




Фото: sedmitza.ru



Иерусалим, 27 июля. В Израиле археологи во время раскопок в городе Тверия обнаружили руины мечети, которая, как предполагается, была построена в первые десятилетия после возникновения ислама, сообщает «Седмица» со ссылкой на The Associated Press.



Фундамент этой мечети, раскопанный к югу от Галилейского моря археологами Еврейского университета (Иерусалим), указывает на то, что она была построена примерно через несколько десятилетий после смерти пророка Мухаммеда, что делает ее одним из древнейших мусульманских молитвенных домов, когда-либо обнаруженных археологами.



Монеты и керамика, найденные в основании грубо сооруженного фундамента, помогли датировать мечеть 660–680 годами нашей эры, всего через поколение после захвата города арабами. Размеры здания, планировка этажа с колоннами и михрабом (ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку) очень напоминали другие мечети того периода.



«Нам известны многие древние мечети, которые были построены в самом начале исламского периода, – заявила К. Цитрин-Сильверман, специалист по исламской археологии из Еврейского университета, руководитель раскопок. – В других мечетях, построенных примерно в то же время, например, в мечети Пророка в Медине, Великой мечети Дамаска или в мечети Аль-Акса в Иерусалиме, все еще совершаются богослужения, и археологи не могут проводить в них раскопки».



Цитрин-Сильверман считает, что раскопки недавно обнаруженной мечети дают редкую возможность изучить архитектуру ранних мусульманских молитвенных домов и указывают на терпимость раннеисламских лидеров к другим конфессиям.



Тверия, основанная около 20 г. н.э. и названная в честь императора Тиберия, был крупным центром иудаизма на протяжении почти пяти столетий. До завоевания мусульманами в 635 году город принадлежал Византийской империи, в нём были христианские храмы.



После завоевания мусульманами Тверия стала столицей одной из провинций Арабского халифата. Известно, что первые халифы строили дворцы на окраинах города вдоль берега озера. Но до недавнего времени исследователям мало что было известно о раннеисламском прошлом города.



Главный археолог Управления древностей Израиля Г. Авни отметил, что открытие помогает разрешить научный спор о том, когда в мечетях впервые появился михраб. «Археологи очень редко обнаруживали ранние мечети», — отметил он.



Первые раскопки на этом месте были проведены в 1950-х годах, но тогда ученые посчитали, что это здание было византийским рынком. За последние десятилетия во время раскопок в Тверии были обнаружены другие древние сооружения, в том числе большой римский театр и византийская церковь. Первая мечеть, построенная в завоеванном городе, находилась рядом с синагогами и византийской церковью. По словам Цитрин-Сильверман, древнейшая мечеть была «более скромной», чем величественная структура, которая заменила ее полвека спустя.



«По крайней мере, до возведения монументальной мечети в VIII веке христианская церковь продолжала оставаться крупнейшим зданием Тверии», — добавила она.



Она утверждает, что этот факт подтверждает гипотезу о том, что ранние мусульманские правители, которые управляли преимущественно немусульманским населением, терпимо относились к другим религиям.


============================================================


Многоликий и противоречивый модерн в русском религиозном искусстве

В Музее им. Рублева прошел круглый стол и презентация каталога уникальной выставки


27.07.2023 10:35 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=104674
------------------------------------------------------------




Москва, 27 июля, Благовест-инфо. Круглый стол на тему «Модерн в русском религиозном искусстве» состоялся 25 июля в Центральном музее имени Андрея Рублева (ЦМиАР). Дискуссия искусствоведов была приурочена к выставке «Модерн в русской иконе», которая проходит в ЦМиАР при участии Церковного музея христианского искусства и культуры Московской Духовной академии (ЦАК МДА), Музея русской иконы имени М. Абрамова и частных коллекций до 20 августа 2023 года. В рамках круглого стола был представлен каталог выставки, которая впервые в музейном формате дает представление о модерне в русском религиозном искусстве.



Основное внимание было уделено вопросам становления и развития стиля модерн, проблемам атрибуции памятников иконописи и декоративно-прикладного искусства, выполненных на рубеже XIX–XX веков и в первое десятилетие XX столетия, влияния на эстетику модерна древнерусских образцов. Обсуждение докладов показало чрезвычайную актуальность темы, изучение которой только начинается, поэтому в среде искусствоведов еще не сформировались устойчивые критерии отнесения того или иного памятника иконописи к «чистому модерну». Специалисты пока только пытаются «нащупать» модерн в религиозном искусстве, найти «сердцевину стиля», что вызывает оживленную дискуссию.



С первым докладом «Влияние на икону модерна реставрационных открытий начала ХХ века» выступила одна из кураторов выставки Жанна Белик (ЦМиАР). Археологические съезды второй половины XIX – начала XX веков, реставрация соборов Московского Кремля и других древних памятников, популяризация древнерусского искусства в литературе, манифест 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости…», ставший стимулом для расцвета старообрядческого искусства, – все это значительно повлияло на художественную жизнь России. В иконе это проявилось самым непосредственным образом – известные реставраторы, раскрывавшие древние памятники, были одновременно и иконописцами, которые создавали новые произведения на основе древнерусских образцов, не копируя их буквально. Зачастую такие иконы обрамляли окладами в стиле модерн, которые представляли собой произведения ювелирного искусства мирового уровня, что породило проблему «сочетания древнерусской стили
стики с передовым художественным стилем», а иногда и «художественного соперничества» иконы и оклада и даже избыточной декоративности. Рассмотрев стилевое разнообразие творчества самых известных мастерских – В. Гурьянова, Н. Емельянова, А. Вашурова, докладчица выявила признаки, которые позволяют говорить о модерне в этих произведениях: это особые мотивы в орнаментах, линеарность, обращение к различным стилям прошлого и т.д.



Модерн – декоративный стиль, он «работает линией и цветовым пятном» – так кратко сформулировала Наталья Комашко (ЦМиАР), которая считает вполне правомерным говорить о модерне в иконописи. В докладе, посвященном творчеству Холуйской иконописной школы и ее руководителя Николая Харламова, она показала, как церковная живопись развивалась на новой основе. Харламов был художником академической выучки, но «попал под обаяние» росписей Васнецова и, не копируя их, «дал им новое авторское звучание», создавая особые иконографические варианты. Иконы посольской Никольской церкви в Вене, росписи собора св. Александра Невского в Варшаве, мозаики храма Спаса на Крови в Петербурге – самые известные работы Харламова и его учеников, которые позволяют говорить о модерне в церковном искусстве рубежа XIX–XX веков, не сомневается Н. Комашко.



Академик живописи Николай Харламов стал героем и следующего доклада – Михаил Печкин («Южский дом ремесел», Холуй) подробно рассказал о творчестве мастера, упомянув о том, что в конкурсе на декорацию Спаса на Крови Харламов выиграл у своего «кумира» Нестерова. Как подсчитали исследователи, всего Харламов написал три тысячи икон в стиле модерн, но этот стиль был распространен среди его учеников лишь в то время, пока в Холуе работал сам мастер.







Директор ЦМиАР и соавтор кураторской статьи в каталоге выставки Михаил Миндлин в своих полемических репликах выразил сомнение в том, что можно говорить о модерне в русской иконе как о стиле. Для него очевидно явление модерна в архитектуре, но в религиозном искусстве он видит «лишь отдельные черты, некий налет, флер модерна».



Для Анны Иванниковой (Государственный Эрмитаж) модерн – это «не стиль, а эпоха, в которую существовали разные стилистические тенденции». Интересно, что эта своего рода компромиссная позиция прозвучала в докладе «Иконы «компромиссного» направления рубежа XIX–XX веков: к проблеме атрибуции». Указанное направление возникло как следствие «эклектичности мышления эпохи историзма» еще в середине XIX века «Компромиссные» произведения были «построены на извлечении отдельных деталей и орнаментальных мотивов из арсенала прошлого, соединения их в новые оригинальные образы». К концу века новые тенденции в искусстве, новые требования заказчиков добавляют еще больше «разностильности» в религиозной живописи, меняются некоторые представления о богословии образа – например, нередко иконы писались под оклад, т.е. декоративное обрамление определяло стилистику образа. Среди ярких примеров «
компромиссной манеры», которые привела докладчица, самой характерной оказалась многочастная икона мастерской Гурьянова из коллекции Эрмитажа: семь сюжетов на одной доске поражают стилевым разнообразием – тут и академическое «Благовещение», и святые князья Владимир и Ольга в неорусском стиле, и стилизованное под древнерусские шедевры «Чудо Георгия о змие», и отсылка к строгановскому письму в других сюжетах. «Сложно говорить о «чистом модерне» в иконе рубежа веков», – отметила Иванникова.



Сокуратор выставки Светлана Гнутова (ЦМиАР) представила доклад «О роли художника С.И. Вашкова в становлении и развитии стиля модерн в церковном искусстве». Она проанализировала разнообразные металлические оклады, созданные по эскизам Вашкова, – с «просечными» («витражными») ризами, с эмалью и перламутром, с разнообразными орнаментами, в которых использовались как раннехристианские, так и древнерусские мотивы (в его окладах можно узнать мотивы резьбы Дмитровского собора во Владимире, которые также использованы Вашковым для декорации «Дома со зверями» на Чистопрудном бульваре). В окладах, предметах церковной утвари и личного благочестия, созданных по эскизам Вашкова известными мастерскими Оловянишникова, Конова, Овчинникова, докладчица отмечает множество черт, характерных для искусства модерна. Сами мастера в своих фирменных прейскурантах именовали такие предметы «стильными», в отличие от «традиционных&raqu
o;. Среди заказчиков, предпочитавших «стильное» церковное искусство, была, в частности, великая княгиня Елизавета Федоровна, которая заказывала утварь по эскизам Вашкова для Покровского собора Марфо-Мариинской обители.



Валерий Игошев (ЦМиАР) на основе документов и сохранившихся на территории Греции примеров рассказал о влиянии древнерусских памятников серебряного дела на русскую церковную утварь эпохи модерна. Он проанализировал многочисленные предметы церковной утвари, иконы в окладах и образки, изготовленные русскими мастерами и пожертвованные российскими верующими и Синодом в греческие обители и храмы.







Без анализа майоликовых и мозаичных образов на фасадах русских храмов характеристику модерна в религиозном искусстве невозможно представить, считает Александр Преображенский (МГУ, ГИИ). Крупные декоративные композиции, которые несут «значительную долю модерна», расположенные на фасадах храмов русского стиля – Спаса на Крови, Спаса на Водах, Федоровского собора в Петербурге и одноименного собора в Царском селе, Никольских соборов в Ницце и Софии, посольской русской церкви в Бухаресте и др.,– новое явление рубежа XIX–XX веков. А кронштадтский Морской собор, например, или храм Воскресения в Тезине (Вичуга) во многом делает памятниками эпохи модерна не архитектура как таковая, а декор, в первую очередь – мозаики и майолики, в которых хорошо видна стилистическая трансформация традиционных образов. Анализ крупных полихромных вставок в архитектурную плоскость в церковном зодчестве помогает ярче выявить «приметы» модерна и «очерти
ть границы» искомого направления в религиозном искусстве, отметил исследователь.



Елизавета Гира (ФТИИ СПб АХ им. И.Е. Репина) в докладе «Черты стиля модерн в церковном искусстве Северной столицы: иконостас Д.Е. Селиванова для Никольского Морского собора в Кронштадте» рассказала о некоторых чертах в работах современных художников, которые можно отнести к модерну, о воссоздании двух иконостасов в Никольском соборе и поделилась соображениями о культурной и идеологической актуальности использования стиля модерн сегодня.



Так что же такое модерн – явление? Стиль? Это «мощное крупное самостоятельное направление, в котором все зависит от авторского высказывания. Модерн настолько всеобъемлющий, масштабный, яркий, витальный, неоднородный, что это делает его одним из главных художественных стилей ХХ века и бескрайним полем для исследования, особенно в области религиозного искусства», заключил директор ЦМиАр Миндлин.



Послушать сообщения на круглом столе и познакомиться с презентациями авторов можно на канале ЦМиАР в rutube.



Юлия Зайцева


============================================================

В избранное