Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни Дружеские беседы Часть 1


Будьте здоровы и счастливы!

 

Дружеские беседы

Часть 1

 

Поначалу я хотела написать этот выпуск рассылки о том, что вот в последнее время я сталкиваюсь с такой проблемой: на каждого нету по Будде. Вот, бывает, разговариваю с человеком, и вижу, что ее проблемы начали бы рассасываться, если бы она стала медитировать. Иногда я прямо узнаю проблему – из моего собственного опыта. Иногда просто знаю, что она из такой-то серии – и решается все той же медитацией.

 

Но как подтолкнуть человека? Как объяснить? Прикол здесь в том, что мое вмешательство может выглядеть как грубость, самовлюбленность, высокомерие, желание контролировать и так далее. В буддизме говорят, что только будды знают все хитросплетения кармы: то есть как человек пришел к тому, к чему она пришла, как сложилась, и что именно ей надо сказать, чтобы развязать именно ее узелок. Исторический Будда делал это каждый день.

 

НО – потом у меня что-то не пошел этот выпуск. НО! Зато меня нашел один друг из времен моей счастливой юности в толкинистском клубе. И стали мы разговаривать. И вот я привожу здесь отрывки из наших разговоров – про медитацию, про регулярную практику. И как раз про то – как, начав медитировать, реагировать на то, что ты знаешь, что другому человеку надо просто сесть и посидеть – а они ни в какую.     

 

О вере и доверии и о духовной практике

 

Вот, например, если бы ты любил сериал "Шерлок", как я его люблю, я бы могла тебе сказать - что вот посмотри на Джона и Шерлока. До встречи друг с другом они оба были потерянные. И Джон не доверял даже своему психотерапевту, а про Шерлока и говорить нечего. И вот Майкрофт Джона спросил при первой встрече "Неужели их всех людей на свете вы решили довериться Шерлоку Холмсу?" То  есть, казалось, бы безумие, парадокс - но тот факт, что Джон доверился Шерлоку, а тот ему - сделало их обоих счастливыми. Они нашли место в жизни.

 

Это я к тому говорю, что может быть, просто может быть, тебе стоит дать шанс хоть чему-нибудь - ну, не секте, конечно, и не пирамиде - но тут я на тебя рассчитываю - а, может быть, шаманские барабаны, или там Джулия Камерон, или что угодно... Лишь бы, понимаешь, ты открылся бы чему-то, взялся бы за это серьезно, и практиковал бы - каждый день.

 

Просто практикуй чего-нибудь. Оно само придет. Даже не обязательно должно быть "духовная" практика. Вот, например, есть хороший японский фильм "Пинг-понг". Там практика - пинг-понг. Или опять же японский фильм "Shall we dansu" - Потанцуем. Там практика - бальные танцы. А результат все тот же: расширение своего мира. Выход за рамки привычного себя. Открытие того, что всегда было с тобой, но вот у тебя к нему не было доступа. Главное - не то, какая именно практика, а как ты к ней относишься: отдаваясь ей целиком, практикуя каждый день, и признавая, что ты не все ответы сейчас знаешь, или даже можешь предугадать - то есть положиться на практику - и внимательно смотреть, куда она тебя приведет.

 

О том, почему я сказала, что у людей нет настоящего выбора, кроме того, чтобы остановиться и медитировать

 

Не думай о красном слоне.

 

Ну, то есть, понимаешь, вот, человек ходит туда-сюда, покупает там, яблоко вместо груши и поступает на философию вместо психологии. И думает: «Вот какой я молодец, какие я выборы делаю, как я управляю своей жизнью». А попроси этого же человека элементарно - сесть и 5 минут просто сидеть. Большинство людей просто тут же пугаются, после первой же попытки, и никогда больше не пробуют.

 

Когда человек останавливается, надо именно остановиться и посмотреть: кто я? Куда я иду? Что вообще происходит?

 

Человек видит - не то, чтобы ему кто-то это говорит - а человек просто видит, что он сам не управляет вообще ничем. Вот он сидит в медитации, а в следующую секунду может произойти все что угодно: мысль, воспоминание, желание (почесаться или подвигаться).  И человек удивляется: как это я, такая большая и важная не могу ничего сделать против мысли, против воспоминания, против желания двигаться?

 

Ведь человек как обычно себя представляет: "Вот я думаю, я мечтаю, я сплю". А ничего такого не происходит. А происходит вот что: идет процесс мысли, идет процесс мечты, идет процесс сна. "Я думаю" - это просто грамматика. Язык. Мы так говорим. Но это не значит, что за языком стоит какая- то реальность

 

Некоторые языки это лучше отражают, чем другие. Я, например, учу японский. И там нет, как у нас, подлежащего, которое что-то делает. Там есть частица "ва" - она обозначает "что касается", "в отношении этого". И они говорят так: "Что касается меня, студент есть." Не "Я иду", а "Что касается меня, хождение происходит сейчас (или будет происходить) "- у них одно время для настоящего и будущего.

 

Про «странность» Дхаммы

 

В этом-то весь и прикол! Поэтому и "сумасшедшие" дзен мастера, и ненормальные тибетские ламы, которые бегают по горам, воюют с демонами и занимаются сексом со всеми подряд (и все после этого просветляются)

 

И сам исторический Будда после просветления - не хотел учить. Именно поэтому. Именно потому, что то, что он понял (еще раз нашел, потому что до него это же самое находили другие) настолько идет против всего, чему обычно учит общество. И только появление высшего божества - Брахмана - изменило его решение. Брахман его попросил учить и сказал, что у некоторых людей "пыли в глазах немного", и им нужен только небольшой толчок.

 

Зачем дергаться, когда и без Дхаммы тепло, светло, и мухи не кусают?

 

Ну дак и никто не заставит дергаться. Каждый получает то, что хочет. Про это рассказ у Пелевина есть - когда души сразу после смерти разговаривают там с кем-то. Ну, то есть буквально. Вот, если человек хочет острых ощущений, то он их и получает. Если хочет страдать – страдает. Классические примеры - герои Достоевского: Настасья Филипповна - ей просто в рот уже запихивает счастье, а она говорит: "Нет, фигушки, хочу быть несчастной".

 

Ну и так дальше. Если человек хочет ничего не чувствовать, ни о чем не думать, ни за что не болеть - он так и будет жить.

 

Про то, что Дхамма – возможно, самый ценный дар на свете

 

И, знаешь, что смешно - именно это сказал Будде первый человек, который встретился ему после просветления - это был отшельник-аскет, и он спросил у Будды: "Ты - бог, полубог, человек?" И на все Будда ответил - нет. Отшельник спросил, кто же он, и Будда ответил, что он - просветлившийся, преодолевший цепь рождения и смерти, тот, у кого учатся сами боги". И отшельник все это выслушал, сказал: "Может быть, может быть" - и пошел своей дорогой.

 

А Будда пошел учить - сначала своих бывших друзей, с которыми он занимался аскезой.

 

И на это мой друг ответил, что может быть, тоже пойдет своей дорогой. Может быть, нам и рассказывают эту историю, чтобы мы знали, что первый контакт просветлившегося Будды с человечеством был не обращение в свою веру, а свободное предложение учения о прекращении страдания, которое было в том же свободном духе вежливо отклонено. И это нормально.

 

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

 

Ольга Сова.


В избранное