Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни Буддизм и феминизм Часть 2


Будьте здоровы и счастливы!

 

Буддизм и феминизм

Часть 2

 

В первой части этой рассылки мы начали говорить о взаимоотношениях Буддизма и феминизма, и сказали несколько слов о буддийской психологии и этике. Взглянем теперь на некоторые аспекты буддийской практики с точки зрения феминизма. 

 

Мужские тайные сообщества и инициации

 

Монашеский уклад жизни и практики во многом является образцом для подражания для нас, западных буддистов. Мы также знаем, что на Востоке многие буддисты-миряне не занимаются ежедневной медитацией. Так вот, в связи с этим возникает такой вопрос: А не являются ли буддийские монастыри наследниками мужских «длинных домов», где проходят мужские инициации?

 

Владимир Пропп описывает длинные дома как принадлежность культуры охотников-собирателей, а эту ступень развития прошли все наши предки. Пропп говорит, что эти длинные дома и отголоски посвящений в охотники, которые там проходили, перешли во многие сказки в виде мотива дома в лесу, в котором живет группа молодых мужчин-побратимов (или братьев), как, например, в «Сказке и Мертвой Царевне и Семи Богатырях». Длинные дома имеют такие характеристики как: исключительно мужское общество, трудные испытания, через которые молодые мужчины проходят вместе, тайна, иерархия, чувство локтя и достижения. Эти черты выжили в нашем обществе в таких институтах как армия, спортивные клубы, банды, а также различные закрытые профессиональные группы: в основном мужской по составу факультет в Университете, или политическая партия.

 

Как можно выдвинуться вперед в армии или в политической партии? Продемонстрировав, что ты самый крутой, самый сильный, самый непоколебимый. В Буддизме, часто успех и «старшинство» практикующего оценивается по количеству «строгих ритритов», которые она прошла. Если мы вспомним как именно в нашем патриархальном обществе распределяются обязанности по присмотру за детьми и ведению хозяйству между мужчинами и женщинами, мы увидим, что женщине намного труднее «продвинуться» в буддийской иерархии по критерию строгих ритритов.

 

Еще один вопрос – про буддийские организации. Что для женщины более трудно: следовать за лидером-мужчиной, или вести буддийскую группу? И, связанный с этим вопрос: когда буддистка говорит о Дхарме, что труднее для нас, буддисток: подражать мужчинам-учителям или делиться своей правдой, которая взросла из нашей женской практики? Например, за десять лет практики я ни разу не высказала что-либо, что находилось бы за границами того, что я слышала от своих учителей-мужчин. До этих двух выпусков рассылки.

 

Почему? Потому что я приняла как должное всю иерархическую систему и думала больше о том, как вскарабкаться вверх в буддийской общине чем о своей внутренней правде, о том самом свете себя самой, о котором говорил Будда в своем последнем высказывании на земле. Я хотела показать учителям свою лояльность, свою готовность поддерживать существующую систему – в надежде,что взамен на это я буду принята за свою и допущена в элиту.

 

Менструальный Цикл

 

Осознание тела – одно из широко практикуемых упражнений в буддизме. Будда учил своих монахов, что они должны осознанно выполнять любую телесную функцию: сидеть, стоять, лежать, ходить, испражняться. Полный список здесь. Этот список не включает осознанность менструального цикла. Что естественно, ведь Будда учил монахов, не монахинь. Тем не менее, даже сейчас я не слышала об осознанной менструации ни в одном буддийском центре (а я была во многом).

 

В вопросе менструации современный буддизм занимает позицию патриархата: о менструации не говорят. Это - «женские дела», это – грязно, секретно, стыдно, непонятно. Это – резкие перемены настроения, боль, невозможность работать и так далее. Казалось бы, идеальная основа для практики для буддистки: разбираться со всем этим. Однако, буддизм обходит этот вопрос стороной.

 

Я прочитала книгу Миранды Грэй «Красная Луна». Она описывает четыре стадии менструального цикла, который я была невероятно рада включить в мою практику осознанности. Каждая стадия: Дева (сразу после окончания кровотечения), Мать (овуляция), Чародейка (после овуляции), Карга (кровотечение) имеет свои характеристики. Женщина проходит через определенные психологические, телесные и духовные изменения каждый день своего менструального цикла. Нет ничего постоянного – как учит нас Дхамма. Например, Дева несет с собой силу, энергию и направленность на практические задания. Дева живет для себя и делает то, что ей хочется.

 

Что касается менструальной боли, я не думаю, что есть большая разница между ней и болями, которые мы, практикующие буддийскую медитацию, испытываем во время медитации. По мне, и та и другая боль случаются от напряжения, от страха, от нежелания принять что-либо. Женщин в нашем патриархальном обществе учат презирать, бояться и ненавидеть свой собственный менструальный цикл, так же, как презирают, бояться и ненавидят женщин правители патриархального общества. Вместо этого, если мы женщины узнаем, примем, и станем следовать нашему менструальному циклу, мы сможем использовать его силу. И буддийская медитация представляется мне хорошим способом изучить наше собственное тело вместе с менструацией.

 

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

 

Ольга Сова.


В избранное