Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


Будьте здоровы и счастливы!

Год назад, весной 2005 года, я и одна моя подруга, которая практикует даосские телесные практики и работает с энергией, обменялись несколькими письмами. Я решила опубликовать некоторые отрывки из моих писем, где я рассказываю о том, что для меня буддизм в ответ на вопросы и суждения моей подруги. С тех пор мои взгляды несколько изменились (что поделаешь – Непостоянство)…

Из писем даосской подруге.

Часть 1.

А для меня буддизм – вообще не религия. А просто честный взгляд на жизнь. Ведь когда читаешь Пелевина «Чапаев и Пустота» – не думаешь: “Во, это буддизм”. А просто восхищаешься точными формулировками и ясностью мысли. И соглашается: ну действительно, так и есть. И когда в «Жизни Насекомых» Митя становится тем, кем он всегда был, не думаешь – о, типа просветлился. А просто радуешься, что у этого чувака больше не будет проблем, созданных им самим, что он теперь свободен, счастлив и спокоен. И может помогать другим – ну, может, не явно, ну может, не сразу поможет, но все-таки.

У меня одноклассница – тибетская буддистка. Теперь так смешно это вспоминать, я еще в Университете с ней встречалась и с восхищением слушала, как она ездит в наши буддистские регионы на встречи с тибетскими ламами. Я так ей завидовала, особенно ее определенности, что вот это то, что она должна делать. И она, я теперь помню, точно так же мне про буддизм говорила, как я сейчас всем говорю – что, типа, ничего там особенного или сверхъестественного. Каждый день, она говорила, немного помедитируешь – и ладно. Прикол. А теперь я сама... Единственное, за что можно сказать спасибо Манчестеру.

Ну вот. А, ну да. Буддизм, к сожалению – это почти как аспирантура. В том смысле, что это трудно. Но трудно в хорошем смысле. Не как делать нелюбимое дело, а как преодолевать себя, когда бежишь, но получать от этого восторг. Есть одна дзенская притча. Я ее, конечно, наизусть не помню и перевру, но смысл в том, что один японский генерал прискакал на постой в буддистский монастырь. А монахи сидят, медитируют, на него ноль внимания. Он орет: “ Вы почему нам не кланяетесь? Где ваше уважение? Мы солдаты, защищаем нашу страну от врагов”. А монах ему отвечает: “Не считается, вы всего лишь солдаты нашей страны, а мы – солдаты человечества”. Так что тут такое чувство. Почему солдаты человечества – потому что цель буддизма это типа как в “Матрице”, отключение себя от Матрицы и потом помощь другим. Поэтому солдаты человечества. А солдаты – потому что это нелегко.

Будда был из Варны кшатриев – воинов, то есть. Он, когда садился медитировать в тот последний раз, под деревом Бодхи, перед тем как просветлиться, сказал (опять своими словами) «Я тут умру, но не встану, пусть кожа с меня слезет и кости разрушатся, но не встану, пока не узнаю причину страданий всех живых существ и путь избавления от страданий».

И все это время, особенно во время этих неловких молчаний в машине, про которые я тебе писала, например, мне было плохо, но я медитировала на дыхание – просто следила за дыханием. И легче не становилась. Но я, по крайней мере, не пряталась. Я была в том моменте. Жила. Вот это буддизм – не обманывать себя. Не просить милостей. То есть легкой жизни буддизм не обещает. Но он обещает, что будешь жить как человек, а не как восторженный пионер. Я однажды слушала проповедь буддистскую, и она была про то, что буддизм не особо жалует надежду. Звучит странно – потому что в русской культуре эта триада очень знаменита: «Вера, Надежда, Любовь». И еще плюс «Надежда, мой компас земной». Но тут суть в том, что когда надеешься, пропускаешь настоящий момент, потому что нацелен на будущее. А просветление происходит только в настоящем моменте. А кого просветление не интересует – для того жизнь тоже происходит только в настоящем моменте.

Ну конечно, остановится сложно. Но на самом деле, это просто привычка – барахтаться. Это тоже самое, что с неврозом в психологии – кажется, что от него трудно избавиться, а на самом деле больше энергии уходит как раз на поддержку невроза. Так же и тут. Знаешь то чувство опустошенности после того, как что-то большое закончишь? И, кажется, что незачем жить и опять надо что-то делать – хотя пока делала это большое дело, ненавидела его жутко. Тут то же самое. Это все происходит оттого, что люди боятся остаться наедине с самими собой. И винить их тут не за что. Потому что это очень больно. Внутри там сидит столько боли, столько обид, тревог, нелюбовей, которые мы внутрь запихали, чтобы они нас не ранили.

Я тебе пример приведу. Когда я только приехала на первую четырехдневную дзенскую медитацию, то перед ней было немного времени, и я пошла в классический английский парк неподалеку – прямо из Алисы в Стране Чудес. Там было очень красиво и мило. Я ходила, потом села. Смотрела вокруг. Мне никуда не надо было бежать, план на ближайшие четыре дня был, ничего нельзя было изменить – то есть вот. Все. Я. Сижу. И вдруг я вспомнила своего котика, который умер четыре года назад и заплакала. И долго плакала. Хорошо, что я была одна в этом парке, и он состоял из таких огороженных частей. И пока я плакала, меня вот что потрясло: не то, что я так переживаю из-за кота – я всегда знала, что я его очень люблю – меня потрясло то, что я поняла, что эту боль Я ВСЕГДА С СОБОЙ НОШУ. То есть абсолютно постоянно. И сколько я энергии, должно быть, трачу, чтобы держать все эти потери, все эти боли, все эти расставания, чтобы постоянно не рыдать? Короче, понимаешь, если так посмотреть, то действительно, весь этот мир мы себе внушили – потому что посмотри, сколько в нас спрятанного! Это как во Вселенной – 9 десятых материи – это “ темная ” материя. Прикинь? А мы живем в каком-то придуманном мире, где все живы, где будни – только перерывы между праздниками, и где нет ни Палестины, ни Африки, ни даже трущоб в наших собственных городах, в которых люди страдают, болеют и умирают каждый день.

Вот. Поэтому конечно, кто захочет всей этой боли в глаза посмотреть? Но понимаешь, что хорошо в буддизме – это постепенная дорога. “ Срединный путь ” . Все происходит постепенно. Приведу пример из своей жизни. Сколько я слышала проповедей на тот счет, что страдания происходят из привязанностей – не пересчитать. Но только во второй половине второго года, как я медитировала, я поймала себя на этом: я познакомилась с парнем, а потом он перестал звонить. И вот я хожу, гноюсь. А потом подумала: Да ведь ты же страдаешь только потому, что сама придумала, что он тебе должен позвонить! В принципе, ничего трагичного не произошло – это все ты! И знаешь, перестала страдать.

Другой пример. У меня сначала, когда я медитировала, были боли в спине и ногах. Мне мой учитель медитации всегда говорил, что это всякие бессознательные импульсы так выходят наружу и вся боль у меня в мозгах, а не в теле. Я никогда не верила. Ну, как это может быть в голове, когда спина разламывается? А потом – постепенно боль стала проходить. То есть тело тоже осталось, никаких особенных упражнений я не делала, но видимо, что-то там такое наружу вышло, как гной. Это я к тому, что когда ты сядешь в медитацию, на тебя вся боль всего мира сразу не свалится. Есть специальные предохранители, и проблемы будут решаться одна за другой.

Счастья и здоровья ,

Жду писем на sdharmoypozhizni@yahoo.com

Ольга Сова.

 


В избранное