Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


Будьте здоровы и счастливы!

Прирожденная буддистка

Хочу вот о чём сразу предупредить: в детстве я была значительно умнее, чем сейчас. Я тогда догадывалась о многом и интересном. А с тех пор забыла и если сейчас вспоминаю, то очень радуюсь. Одна моя православная подруга надо мной смеется, говорит, что я так и родилась буддистской. Какой я родилась – не помню. Но вот были у меня такие открытия, которые позволяют мне сейчас думать, что, наверное, да... Что-то такое...

Открытие Первое.

«И меня ждет такая судьба? Да, и меня ждет такая судьба» (Поэма о Гильгамеше)

Я с детства очень хорошо бегала на короткие расстояния. Что тоже открылось случайно: в детском садике бегали вокруг здания, и я легко обгоняла всех. Потом просто не останавливалась. Бегала спринт и в школе, и в университете за факультет. Так вот, когда мне было лет 5, я поняла, что умру. Это для меня была совершенно невыносимая мысль. Помню, я никак не могла понять, как мои родители могли меня обречь на такое. И я как-то хотела этого избежать. И вот я подумала: «Я так быстро бегаю, может быть, если я буду бежать быстрее, чем могу, я выскочу из себя, и мне не придется умирать». И стала бегать. Но просто бежала быстрее. И потом поняла отчетливо: бегать можно все быстрее и быстрее, без этого не было бы рекордов. А от себя не убежишь.

Владимир Маяковский: «Дайте о ребра опереться. Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! Рухнули. Не выскочишь из сердца».

В сердце – мои предки, мое воспитание, образование, друзья, враги, любови, ненависти. Все остается, все с собой ношу, со всем придется разбираться рано или поздно. Сердце мое забилось однажды и однажды остановится.

Николай Гумилев: «Но молчи! Несравненное право – самому выбирать свою смерть».

Открытие Второе.

Столпы.

Я родилась и выросла в то время, когда коммунистическая идеология еще здравствовала и вовсю распространялась. Я учила стихи о Ленине и однажды выиграла школьный конкурс чтецов по этому поводу. У меня были красивые иллюстрированные книги не только про самого Ленина, но и про всю его семью. Помню, они каждый день за столом говорили на разных иностранных языках. Этому я завидовала. Еще помню, у Володи Ульянова в гимназическом аттестате были все пятерки, а по логике – четверка. В общем, этот Ленин меня окружал. И вот я подумала: «Слишком много о Ленине говорят. Может, люди его выдумали, может, и не было его вовсе. Это просто такая очень красивая сказка». Предупреждаю: тогда я не была не только буддисткой, но даже и постмодернисткой. Я тогда только октябренком была. И, тем не менее – вот, додумалась.

Будда говорил людям из городка Калама: «Не верьте чему-то, только потому, что я так говорю. Не верьте только потому, что так всегда было. Не верьте потому, что так говорят авторитеты, не верьте священным книгам. Не верьте, если что-то логично звучит, или если это подходит вашей философии. Попробуйте для себя – и посмотрите сами».

Ленина «попробовать» оказалось легко (журнал «Огонек» помог). Труднее обнаружить другие мифы, в которые я верю, и которые управляют мной прямо сейчас. Очень часто оказывается, например, что вера в свободу выбора (и свободу западного общества в целом) выгодна в основном Мак-Дональдзу и существует преимущественно в его рекламе.

Открытие Третье.

« - Что вы читаете, принц? - Слова, слова, слова». (Гамлет)

Повторяла в уме или вслух одно и то же слово. Какое-нибудь знакомое, например, «трамвай». И заметила, что, если долго повторять, то смысл слова теряется. Это была одна из моих любимых игр. Меня ужасно забавляло, что я не могла узнать знакомое слово. На самом деле. Это было похоже на то, как перед тем, как заснуть, я не чувствовала своего тела, и мне нравилось то, что я не знаю, где моя рука. Хотя она моя и я ей могу пошевелить, если захочу – но тогда восторг необычного ощущения пропадет. И вот тут, звуки есть, а смысла – нет. И я подумала: «А откуда этот смысл взялся с самого начала, в этих звуках?»

Не скажу, что теперь знаю, откуда смысл появляется. Это как в фильме «Доживем до понедельника»: « - Ну, во-первых, нужно определить, что такое человек? – Неужели определит?». Но, в общем, университет и аспирантура навели меня на мысль, что смысл слов как-то связан с общественным контекстом. Взять тот же трамвай. В моем родном городе это такое очень старое (но очень любимое) дребезжащее дешевое средство передвижения по городу. В Сан-Франциско – туристический аттракцион, а в Манчестере – электричка. Но это трамвай. Он железный во всех трех случаях. А взять слова менее железные, например, «университет», «семья», «честь», «дух»?

Очень помогает в этом деле лингвистика, а также изучение иностранных языков: экзотических, (например, японского) когда понимаешь, что не в словах дело. (По-японски «извините» в определенных случаях может означать «спасибо», а «немного» - «нет, спасибо»). Но и родственных языков тоже. Когда видишь приключения знакомого корня: «час» по-украински – «година», а «красивая» - «вродлива», понимаешь, что слова сами по себе смысла, наверное, не несут.

И для некоторых слов очень просто проследить, кому было выгодно, чтобы оно несло то или иное значение. «Вредитель», «космополит», «враг народа», наконец. А другие слова сидят тихо. И, тем не менее, что-то подразумевают. Некоторые слова – как паразиты. Тянут из меня жизненную энергию, не давая ничего взамен. Иногда так полезно провести инвентаризацию слов своего словаря. Значат ли они что-нибудь для меня, или просто зараза какая-нибудь, занесенная детской обидой, или общественным мнением, или рекламой?

Открытие Четвертое.

«Всегда ли то, что происходит в моей голове, происходит в моей голове,

или не всегда?» (Парафраз Пелевина)

А ещё я любила игру – это идти по цепочке мыслей назад. То есть в один момент поймать мысль, потом вспомнить, как я к ней пришла, о чем до этого думала, а потом – почему о том подумала, и так дальше, насколько смогу. Это был просто восторг. Я так удивлялась немыслимым (то есть, наоборот, мыслимым) связкам и связям и причинам мыслей. Мозг успевал, оказывается, за минуту перепрыгнуть от наблюдения за женщиной на трамвайной остановке к воспоминанию, как мама купила такую же вкусную булку, к желанию опять поесть эту булку, к мысли, что денег, наверное, нет, к вопросу, почему денег мало, и правда ли, что при коммунизме денег не будет, к образу «Неуловимых мстителей», и к воспоминанию о встрече с актерами из этого фильма в городском концертном зале.

Так я испытала на деле, что мозг скачет от мысли к мысли, как обезьяна от одного фрукта к другому (если воспользоваться сравнением из «Дхаммапады» - собрания изречений Будды). И что мозг этими скачками не управляет. Теперь я могу сказать, что на направление мыслей может повлиять буквально что угодно: звук, запах, чувство голода, солнечный луч – совершенно любой внутренний или внешний стимул. То есть я уже не могу просто сказать: «Я думаю». Потому что, какая же это я, когда мысли сами мечутся, куда им хочется. Но с другой стороны, кто же это думает, если мысли протекают все-таки в моей голове, и я могу, если хочу, потом их вспомнить? Я – не в мыслях, это понятно. Потому что я о таких глупостях думать бы не стала, о каких я обычно думаю, да еще в такой глупой последовательности. Но где я тогда? Может быть, в той остановке между мыслями, когда я могу выбрать не прыгать к следующей мысли по цепочке, сплетённой физиологией или подсознанием, а проследить, откуда мысль взялась? Но где я тогда прячусь между этими проблесками осознания?

Счастья и здоровья,

Жду писем на sdharmoypozhizni@yahoo.com

Ольга Сова.

 


В избранное