Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


Будьте здоровы и счастливы!

Михаил Юрьевич Лермонтов

(извините, пожалуйста).

Прежде всего, хочу поприветствовать всех, кто присоединился к рассылке в недавнем прошлом. Я не ожидала такого радостного развития событий, когда после открытия рассылки отправляла приглашения подписаться своим самым близким друзьям. Я очень-очень рада делиться с вами всеми своими экзерсисами в тщеславии и спасибо вам, что прощаете меня за мои попытки научить чему-то людей, у которых мне самой надо учиться и учиться. Я очень надеюсь узнать вас получше. Пожалуйста, пишите на мой адрес, который можно найти в конце каждого письма. Также, если вновь присоединившиеся хотят узнать побольше обо мне или прочитать что-то, что пропустили, ранние письма можно найти на сайте архива рассылки:

http://subscribe.ru/archive/religion.buddhadharma/

Во вторых строках письма хочу извиниться перед всеми за то, что потревожу здесь дух Михаила Юрьевича Лермонтова. Я не претендую на «правильную трактовку», как говорил Шифрин в монологе о «Марии Магдалине» Эль Греко. Любой филолог лучше объяснит стихи Лермонтова, чем я. И, конечно, он не был буддистом. Я бы не хотела, чтобы сложилось впечатление, что я считаю всех хороших и талантливых людей буддистами. Просто все очень талантливые люди умеют проникать в истину, причем, чем талантливее, тем с большого количества точек зрения. Например, у того же Лермонтова в «Валерике» есть такие строчки:

Судьбе как турок иль татарин
За все я ровно благодарен;
У бога счастья не прошу
И молча зло переношу.
Быть может, небеса Востока
Меня с ученьем их пророка
Невольно сблизили.

Однако пока еще никто не говорил, что Лермонтов – мусульманин. Просто я же говорю, я очень радуюсь, когда вижу, что кто-то знал Дхарму и мог ее выразить. И особенно это приятно, когда этот кто-то выражал Дхарму по-русски.

Итак, для начала:

И СКУЧНО И ГРУСТНО

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?...
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить... но кого же? На время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - Там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
Что страсти? - Ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка...

Мы уже касались трех характеристик мира (Трилакшана) в Дхарме Будды. Это непостоянство (анитья), невозможность полного счастья (духкха) (иногда переводится как страдание), и отсутствие неизменного «я» (анатман). Все эти три характеристики, естественно, связанны между собой и, в принципе, представляют собой три стороны одной истины. Так и в этом стихотворении. Человек страдает, ему скучно и грустно. Все проходит – и годы, и любовь, и страсти. И даже «я» - если взглянуть на него попристальнее – не постоянно. То, что 2 года назад мне казалось самым важным на свете, я теперь даже припомнить не могу. Горести и радости тех дней растворились. Не говоря уже о физическом теле, в котором нет сейчас ни одной летки старше 8 лет. И, в общем, это все приводит к неутешительным мыслям, типа того, что жизнь – это шутка. Мысль неортодоксальная (неудачный каламбур), но, во-первых, не такая уж из ряда вон выходящая, можно даже сказать, справедливая. А во-вторых, даже если это так, это не повод для отчаяния. Шутка – ну хорошо хоть не песня Киркорова. Все-таки.

И еще что интересно. Первая проповедь Будды (Бенареская проповедь), произнесенная им после Просветления перед своими прошлыми соратниками по медитации в оленьем парке, была про так называемые «Четыре Благородные Истины». Так вот это стихотворение повторяет порядок двух первых истин. Первая из них может быть выражена так: «Жизнь никогда не приносит полного удовлетворения». Иногда эту истину переводят просто как «Жизнь есть страдание», что не совсем верно. Лермонтов начинает стихотворение с констатации той же истины «и скучно, и грустно...» И затем немедленно Лермонтов упоминает желанья. Почему? Говорил о грусти и одиночестве – и потом вдруг – желанья. Вторая Благородная Истина гласит: «Источник страдания – привязанности». Можно сказать также, что желания, цепляние за «я», и так далее. Каким-то образом интуитивно Лермонтов нащупал, что страдание идет рука об руку с желаниями. А рядом с желаниями он помещает слова «вечно» и «напрасно». Дхарма Будды говорит, что именно желания и привязанности, любови и ненависти «вечно» толкают мир вперед, создают его каждый момент. И конечно, поскольку разные желания толкутся и мешают воплощению друг друга, процесс этот немного бестолковый и бессмысленный, «напрасный».

Лермонтов говорит, что разум может победить страсти. И это вкратце суммирует две остальные Благородные Истины: истину возможности прекращения страдания и истины пути, ведущего к прекращению страдания. Поэтому, хотя с первого взгляда буддизм может показаться пессимистической религией, рассматривающей жизнь как «пустую и глупую» шутку, это совсем не так. Дхарма Будды не нагоняет тоску, перечисляя первые две Благородные Истины, а просто признает факт. Даже нет, не факт. Как говорил бургомистр: «Это не факт, это гораздо больше, чем факт. Так оно и было на самом деле». Третья и Четвертая Благородные Истины объявляют об удивительном и радостном открытии Будды: избавление от страданий и источника страданий возможно, и к тому ведет Восьмеричный Путь.

Почему это открытие настолько уникально? Потому что Будда открыл (или вспомнил, или снова нашел то, что многие другие до него находили – разные есть версии) способ избавиться ото всех и всяких страданий вообще. То есть прошлых, настоящих, будущих, реальных и воображаемых, сознательных и подсознательных, индивидуальных и коллективных, своих и чужих. Как так? Он открыл причину страдания, то есть неудовлетворенности жизнью: цепляние. Цепляться за кого-то и за что-то всегда приведет к страданию. А привязанность, которое всегда приносило больше всего страданий – это, конечно, привязанность к своему «я». И чтобы избавляться от привязанностей, Будда и другие учителя после него предлагают целый набор техник, среди которых подходящую для себя может найти человек практически любого психологического склада.

Поверить в то, что именно избавление от привязанностей – путь к прекращению страданий – это все, что надо, чтобы встать на путь Дхармы. Буддизм – не философия и не психотерапия. Это религия, потому что никто никому никогда не сможет научно доказать, что Будда и другие Просветленные действительно достигли состояния полной свободы и любви, и указали путь остальным. В это можно только верить. Другое дело, что в буддизме нет слепой веры. Есть «доверие». То есть изначально я вроде доверяю Будде и Бодхисатвам, вроде, думаю, у них нет причин меня обманывать. И начинаю практиковать. И потом мало-помалу моя собственная практика открывает мне те же истины, что все Будды. Ну вот, собственно, и все.

Счастья и здоровья,

Жду писем на sdharmoypozhizni@yahoo.com

Ольга Сова.

 


В избранное