Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Как обращаться с буддийскими статуями


СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:
 

 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2015-09-23

Как обращаться с буддийскими статуями

Вернер Браун

Прогуливаясь по торговым городским улочкам, все чаще встречаешь в витринах магазинов статуи Будд, выставленные для привлечения покупателей или на продажу. Подобными предметами стало модно украшать интерьер. Но вряд ли известно, сколь глубокую пользу они могут принести при правильном обращении. Статуи олицетворяют собой присутствие Будды и Ламы. Будда работает всегда и везде на благо всех существ и открывает нам присущие всем безграничные качества ума. Внешняя форма напоминает об этом сознанию, и в подсознании непроизвольно остаются отпечатки, вновь и вновь приводящие нас к Учению Будды и открывающие путь к работе с умом. Таким образом, буддийские статуи используют для стабилизации мест медитации и упрощения доступа к Учению Будды.

Приобретение статуй

Выполненная по определенным правилам и приближенная к совершенству внешняя форма представляет собой просветленное тело. Зная это, при покупке статуи мы обращаем пристальное внимание на ее качество. Чтобы получить максимальную пользу от статуи Будды, достаточно одного экземпляра. Не нужно покупать все, что попадается на пути. Важно то, что происходит в нашем уме. Конечно, мы можем достичь Освобождения и Просветления и без изображения Будды. В пещере Миларепы вообще не было статуй. В конечном счете, все явления — вневременная безграничная свобода ума. Но описанные Буддой и ламами образы Будд, Бодхисаттв, Защитников и лам могут оказать влияние на наш обычно обращенный к повседневности ум. Чем точнее статуи соответствуют реальным проявлениям Будда-аспектов или лам, тем сильнее их воздействие. К тому же именно Будде и реализовавшим себя ламам известно, как выглядят атрибуты и формы, мы можем об этом узнать только из их поучений. Во времена, когда художники сами практиковали буддизм и придерживались предписаний лам, качеству статуй можно было доверять. Сейчас же производство статуй в Непале и Индии превратилось в бизнес, поэтому «товар» при покупке на всякий случай стоит проверить. Нужно четко представлять себе, как должен выглядеть приобретаемый нами Будда-аспект. В Состоянии Излучения Будды чаще всего появляются в одеждах, как исторический Будда Шакьямуни. Другие формы находятся в Состоянии Радости, на которое указывают украшения Бодхисаттв: корона с пятью зубцами, ожерелье и др. Известный пример — Бодхисаттва Любящие Глаза. Редкие аспекты изображаются вообще без одежды и украшений и выражают Состояние Истины Будд.

Будды, Бодхисаттвы и Защитники сидят или стоят на цветке лотоса. Ламы изображаются на лотосе или на троне. Редкие формы, в основном Защитники, сидят или стоят на определенных животных. Каждый аспект имеет свои специальные признаки: к примеру, изображается сидящим, стоящим или даже в прыжке. Точно описано количество и пропорции рук, ног, голов и глаз. Четко объяснено расположение всех частей тела и атрибутов. Полезный источник информации — фотоальбом «Пространство и радость» («Raum und Freude / Space and Bliss»), выпущенный буддийским издательством Вупперталя. И конечно, полезно советоваться с опытными буддистами, прислушиваться к их мнению, совершая покупку. Некоторые Будды проявляются в разных формах, поэтому могут иметь несколько правильных изображений. Каждая деталь несет глубокое значение и должна быть выполнена как можно более точно.

Кроме корректной формы важно, чтобы статую качественно изготовили. Большинство статуй, особенно тибетской и непальской традиций, представляют собой полое литье из меди или латуни. При этом знаками качества являются ясные линии и гладкая поверхность. Избыток дополнительных украшений, напротив, скрывает недостаточную обработку и ошибки. Действительно высококачественно обработанные статуи уже у производителя имеют достойную цену, соответствующую вложенному в их изготовление времени и мастерству. Не стоит рассчитывать, что первоклассную статую удастся приобрести за бесценок. Так что покупка статуи ручной работы высокого качества — вопрос скорее кошелька, а не вкуса. Особенно осторожным надо быть при приобретении так называемых античных статуй: на 99 процентов это подделка, а настоящие экземпляры скорее всего окажутся крадеными.

У тибетских и непальских статуй головы чаще всего уже расписаны. Традиционно роспись статуи делается в последнюю очередь, после наполнения. Рисование глаз, называемое «открытием глаз», — кульминация изготовления статуи.

При росписи лиц используются натуральные красители и закрепители, в связи с этим они легко могут оказаться смытыми или стертыми. Поэтому не нужно касаться лица пальцами и, тем более, мыть его. Одна девушка забыла предупредить уборщицу, и та протерла влажной тряпкой лицо прекрасной статуи Тары. В таких случаях, так как пигментные краски не поддаются точному восстановлению, необходимо полностью смыть прежнюю роспись и заново профессионально нарисовать лицо. Так мы и сделали. Все, кто раньше видел эту статую, говорят, что теперь она выглядит живее. В этом случае вред, в конце концов, принес пользу. Сейчас можно радоваться, что большинство статуй завозятся расписанными. Но знания и навыки росписи уже пришли на Запад. Некоторые из нас обучились росписи статуй, так что теперь возможно это делать здесь. Мы сердечно приглашаем учиться тех, кто искусно обращается с тонкой кисточкой, готов ответственно и с долговременной перспективой учиться и работать в этой области и может отказаться от внесения в работу элементов личного творчества. По вопросам росписи статуй можно обращаться к Зильке Келлер из Кельнского буддийского центра или в буддийский центр Шварценберга. К сожалению, при импорте и покупке статуй не так много внимания уделяется ее внутреннему пространству. В результате, многие статуи оказываются покрытыми внутри толстым слоем сажи и шамота. Если есть возможность, настаивайте на чистоте внутренних стенок статуи.

Наполнение и благословение

Если мы используем статую как проявление Будды, то очень рекомендуется благословить ее у Ламы, предварительно закрепив внутри нее или на ней несущие благословение узелки Защитников, рис или предметы из святых мест. Когда мы на курсах отдаем статую на благословение Ламе Оле, к ней прикрепляется узел Защитника и маленький конвертик с различными реликвиями. О возможности окончательного детального традиционного наполнения статуи можно узнать в центрах Алмазного пути.

Прежде чем заполнить статую, нужно тщательно очистить ее внутренние стенки. Важная часть заполнения — благословленные буддийские драгоценности от реализованных мастеров или из определенных мест силы. Центральную энергетическую ось статуи образует Древо Жизни. Оно изготавливается из древесины специально выбранного дерева, у которого тщательно обозначается направление роста, и имеет трапециевидную, сужающуюся кверху форму. Прежде направленная на восток сторона дерева обращена к лицевой стороне статуи. Древо Жизни окрашивают в красный цвет и золотом пишут тибетские слоги. Вокруг него помещают мантрароллы (тиб. зум) — свертки из определенных, окрашенных шафраном полос бумаги с напечатанными на них мантрами.

Основание статуи, обычно представляющее собой цветок лотоса или трон, служит сокровищницей. Его заполняют мирскими ценностями: камнями и металлами, цветами, специями. Этим создается связь между относительной реальностью и умом Будды. Пустое пространство заполняют измельченными в порошок благовониями и цветами. В Азии считалось, что таким образом предотвращается проникновение в пустоты мешающих энергий. Все работы проводятся с особой аккуратностью, тщательностью и внимательностью. Полностью заполненную статую прочно закрывают. Теперь она выражает совершенное силовое поле Будды и больше не может быть открыта. Само собой разумеется, она уже не является объектом продажи. Конечно, ее еще можно подарить. Но мы должны тщательно взвесить, будет ли тот, кто получит статую в подарок, так же ценить ее, и действительно ли он сможет взять за нее ответственность.

Наполнение внутреннего пространства статуи мантрароллами, выражающими аспект речи Будды, и последующее благословение буддийского мастера, олицетворяющего ум Будды, делают воздействие статуи полным. Теперь мы считаем статую совершенной, даже если на ней можно заметить небольшие изъяны. Рассматривать статую критически нужно до покупки. Если же у нас уже есть статуя с внешними недостатками, которые нельзя изменить, можно расположить ее таким образом, чтобы дефекты оказались не столь заметны.

Как лучше расположить статую

Для нашего окружения полезно, если статуя стоит там, где ее сможет видеть много людей, так как каждый, даже неосознанный, контакт с этой формой создает полезную связь. Например, хорошо было бы выделить для нее особое место при входе или в жилой зоне. В основном статуи стоят в месте для медитации. Место и мы энергетически стабилизируемся, и таким образом мы будем вспоминать о медитации. При этом рекомендуется созерцать статую с нашего места медитации, расположив ее выше уровня глаз на специально отведенном месте. Полезно ориентироваться наверх. Есть классическое расположение статуй, текстов и ступ на алтаре, при этом статуи выражают тело Будды, тексты — речь, а ступы — ум Будды. Если у нас несколько статуй и тханок, то их следует расставить согласно совету Ламы Оле в соответствии с деревом Прибежища. При этом ступа символизирует Сангху. На алтаре рядом с объектами Прибежища — статуями, изображениями Будд, ступ и буддийских текстов — не должно быть ничего мирского, кроме подношений, прежде всего никаких изображений непросветленных существ. В идеале, если позволяет комната, алтарь должен стоять на Западе, тогда статуи будут смотреть на Восток. Если мы делаем алтарь в спальне, хорошо ложиться головой в направлении объектов Прибежища. Это облегчает нам доступ к присущим нам качествам и создает в уме отпечатки щедрости и богатства, когда мы делаем подношения Буддам. Подношения вполне могут быть символичными. Существует подробная традиционная система с 7-ю чашами, содержимое которых ежедневно обновляется. Но в повседневности Запада эта традиция не особенно поддерживается, так как многие не могут ухаживать за алтарем ежедневно. Тогда вода и вкусные подношения остаются несвежими, поэтому мы не получаем хорошего отпечатка в уме. А на алтарях в западных буддийских центрах эта традиционная форма часто выглядит несколько экзотичной.

Простой вариант подношений: свеча или чаша с водой — как символ всего прекрасного. Главное, что мы при этом представляем. Самая великая щедрость — распространение Дхармы. Так что, делая подношения, мы можем посвящать нашу работу в центре Будде. Часто используется следующая фраза: «На эту статую медитируют». Как правило, это означает, что статуя осмысленно используется в медитации. В буддизме Алмазного пути общепринятой практикой остается медитация на Йидама или Ламу как форму энергии и света, это то, чему учит нас наш Лама. Часто обсуждаемый вопрос — можно ли передвигать и перевозить статую, становится излишним, если мы глубоко прочувствуем его значение. Тогда мы будем с уважением дотрагиваться до объекта и перемещать его только по необходимости. Обычно достаточно иногда убирать со статуи пыль чем-то сухим. Если же к металлу прилипла какая-то грязь, то ее можно убрать влажной тканью и, если нужно, обработать спиртом. Конечно, расписанное лицо вытирается от пыли только чем-то сухим, по возможности, чистой мягкой кистью. Статуя как выражение активности Будды влияет на всех существ, а бронза живет гораздо дольше, чем человеческое тело. Зная это, еще радостнее обращать внимание на качество статуи при покупке, бережно с ней обращаться и позаботиться, чтобы после нашей жизни она попала в руки, полные доверия.

Источник: портал Буддизм.ру

 

 Рассылка 'Буддизм сегодня'

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.

Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com
 


В избранное