Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Тайная передача.


 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-09-22

Тайная  передача

Елена Леонтьева, глава из диссертации «История линии Кагью»

 

После ухода Будды его Учение более 300 лет передавалось исключительно в устной форме. Только в I веке до н. э. были составлены первые рукописи. В них вошли, в основном, поучения Первого поворота колеса учения, но не все. Некоторые продолжали передаваться только устно. Как правило, со временем их также записывали и включали в канон. Большинство поучений Махаяны передавались тогда не просто устно, но и тайно – пока не созревали необходимые условия для того, чтобы они могли быть объявлены многим. Так, тексты сутр «Праджняпарамиты» (Совершенства мудрости), составляющие наряду с другими великими сутрами основу Махаяны, оставались скрытыми около 500 лет, до появления Нагарджуны (I–II вв.), который открыл эти сокровища людям, разъяснив их смысл и значение.

В середине I тысячелетия буддийский мир стал открывать для себя также тексты тантр. Считается, что тантры были даны самим Буддой Шакьямуни ближайшим ученикам – среди них чаще всего называют Бодхисаттв Ваджрапани, Ваджрагарбху, царей Сучандру и Индрабодхи. Давались эти поучения в очень необычной обстановке. Оставшись с избранным наедине, Будда принимал форму Йидама, «главного персонажа» той тантры, которую таким образом передавал. В теле Йидама и в окружении его мандалы он показывал ученику природу ума.

Очевидно  до IV–V вв. н. э. тантры передавались устно и тайно. Тантру нельзя изучать и практиковать без специального посвящения, полученного лично от искусного учителя – человека, который сам в свое время получил эту передачу, практиковал ее и достиг совершенства. Посвящение дается только зрелому, подготовленному ученику – он должен быть «достойным сосудом». Кроме того, ученик дает обет не разглашать подробностей посвящения и практики тем, кто такой передачи не получал. Ничего удивительного, что в Индии так долго оставались в секрете и сами тантры, и даже факт их существования. Лишь примерно в V веке о тантрах стали говорить, и со временем они появились также в форме текстов. Вначале распространились так называемые «внешние тантры», затем – «внутренние», т. е. тантры ануттара-йоги. Постепенно тексты и значение тантр стали известны очень широкому кругу людей. Во второй половине I тысячелетия, в эпоху Палов – последних императоров, которые щедро помогали буддизму, – тантра превратилась в одну из доминирующих сил духовной жизни Индии.

Что вообще представляет собой тантра? В буддизме этим словом обозначают класс поучений Алмазного пути, передаваемых и в устной, и в письменной форме. Текст тантры часто начинается традиционными словами: «Так я слышал однажды». Далее следует описание некой истории: например, ученик просит Будду передать ему смысл высших поучений о природе ума. В ответ Будда дает объяснения – обычно в поэтической, зашифрованной форме, с использованием весьма неожиданных образов и примеров, и наставляет ученика в том, как медитировать, чтобы сказанное «проникло в сердце». Он учит использовать в практике символы и ритуальные предметы, объясняет значение каналов и центров энергий в теле человека. Порой перед нами разворачивается целая красочная картина удивительного действа с участием множества персонажей, Йидамов и Дакинь, образующих сложную мандалу.

Такие тексты называют «коренными». Почти каждое слово в них нуждается в истолковании, и потому в буддийской литературе есть обширный свод комментариев к текстам тантр. Но и комментариев, даже самых глубоких и подробных, мало для понимания смысла тантры. Очень важно уяснить, что в Алмазном пути означает «полностью понять» какое-либо поучение. Это не значит запомнить, объяснить себе и уметь пересказать другим при помощи концепций. Такое знание однажды забудется, как сказал Тилопа, обращаясь к своему ученику Наропе: «теория – что заплатка, она обветшает и отпадет».

Для понимания  нужно не истолковать себе смысл, а внутренне «обрести» его – стать от него неотделимым. Есть три ступени понимания: знание, опыт и полное постижение. Здесь знание есть понимание слов и символов, точное представление, уяснение. Опыт возникает только в результате медитации – это впитывание воспринимаемой реальности и внутренний отклик на нее в сознании ученика. Наконец, постижение – это непосредственное и уверенное осознавание подлинной природы.

Тибетское слово «Кагью» часто переводят как «устная преемственность». Такое название не означает, что здесь никто не умеет читать и писать: текстовое наследие Кагью не уступает ни в объеме, ни в значении собраниям трудов учителей любых других традиций. Но это слово показывает приоритеты и передает тот дух, на котором здесь строится преемственность Учения.

Такое название появилось не сразу. До Гампопы все учителя этой традиции обычно называли ее «линией практики» или «линией передачи шепотом» (букв. – линия уха).

Первое  из этих названий указывает на то, что  здесь явное предпочтение отдается практике медитации. Действительно, хотя в школе Кагью всегда было много ученых, все же настоящую славу ей приносили йогины, которые медитировали и обретали два вида совершенств. Обычными совершенствами называют власть над первоэлементами (вода, земля, огонь, воздух и пространство) – это дар ясновидения, умение летать, проходить сквозь стены и прочее. Такие достижения не являются целью практики – напротив, это своего рода ее побочный продукт. Если уделять им особое внимание, ожидать их и т. п., то они становятся даже помехой в развитии. Высшие же совершенства – цель практики – это состояние Махамудры (Великой печати), т. е. способность ума естественно и без усилий покоиться в том, что есть, переживая все как единство блаженства и пустоты. Здесь это синоним Просветления.

Второе  название – «линия передачи шепотом» – отражает особую доверительную близость ученика и учителя, а также сокровенность передаваемого знания.

Понятие «тайный» в Алмазном пути имеет, по меньшей мере, два значения. Во-первых, поучения намеренно «хранятся в тайне», то есть передаются в строгой секретности, и ученик обещает не разглашать никаких подробностей, скрывая даже имя своего Йидама и многое другое. Более того, часть поучений всегда передается только устно, она просто не должна записываться. «Никто не смеет полностью записывать то, что преподано изустно, поэтому я записываю только то, что преподает и разрешает записывать мой Учитель», – говорил в XVII веке Кьемед Дечен, комментатор песен Сарахи. При таком подходе оказывается, что некоторые очень важные сведения невозможно получить из письменных источников. Тантрический буддизм учит доверять в первую очередь не книге, но живому носителю опыта. Для обычного ума этот подход кажется противоречащим здравому смыслу, но тибетцы утверждают, что именно в нем и заключается самый, что ни на есть, здравый смысл. В результате практики Учение опускается с уровня головы на уровень сердца, то есть с уровня интеллектуального понимания переходит на уровень привычных, автоматических реакций, становится самим существом человека. Концептуальные вещи можно забыть, что-то случайно перепутать или намеренно исказить – но целостная практика приводит к тому, что буддист просто постепенно становится Буддой. Тогда весь его опыт – это опыт Будды, и это наиболее ценно.

Во-вторых, наивысшие поучения являются «тайными сами по себе»: неподготовленному человеку «со стороны» тантра не откроет свой смысл, даже если он наизусть выучит ее текст. Для постижения смысла необходимо посвящение, устные наставления и сосредоточенная медитация под руководством учителя. Применять эти средства без такой подготовки – все равно, что бежать кросс со сломанной ногой: упражнение, обычно весьма полезное, будет только во вред. Таким образом, вся эта секретность и «зашифрованность» обусловлена исключительно заботой о правильном развитии человека. Ведь высшие средства учат использовать на Пути все без исключения свойства и стороны ума, просвечивая их светом истины и преобразуя в мудрость.

Елена Леонтьева

Об авторе:
По образованию математик, приняла прибежище у Ламы Оле Нидала в 1992 году, путешествующий буддийский учитель с 1998 года. Живет в Москве. Учится в аспирантуре Института Востоковедения РАН. Тема диссертации «Марпа и история школы Карма Кагью»

 Рассылка 'Буддизм сегодня'

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.

Книги и журналы о буддизме вы можете приобрести в интернет-магазине http://www.dharma-shop.ru/
Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com
 


В избранное