Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Путь в бесконечность": проект о религиях и духовном поиске, психология, поэзия

"Мудрость": проект о священных книгах, этническая музыка

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Бунтарь": небольшой философско-образовательный проект

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 1/2008-10-07

Дорогие друзья!

Сегодня первый выпуск нашей рассылки. Начать её мне бы хотелось с своей собственной (Елены Преображенской) статьи, написанной ровно год назад – в октябре 2007 года для сайта моего друга и соавтора этой рассылки Александра Грайцера. С той поры мои религиозно-философские представления и убеждения претерпели дальнейшую эволюцию, о чём я немного скажу после этой статьи. Итак:

Мое жизненное кредо

                       «Все реки текут в море, но море не переполняется:

 к тому месту, откуда реки текут,

 они возвращаются, чтобы опять течь» (Эккл. 1,7)

 

Один из моих друзей поставил меня перед нелёгкой задачей – рассказать о себе.

Задача эта является нелегкой, прежде всего потому, что чтобы рассказать о себе что-либо, нужно вначале найти ответ на вопрос, кто я. Но этот вопрос для меня не столь лёгок, как могло бы показаться со стороны. Я меняюсь постоянно. Я – путник, который идёт по дороге, в каждой точке которой он понимает: «сегодня я уже не тот человек, что был вчера, я – другой, я – новый». Таким образом, что я могу рассказать о себе? О каком именно «Я»  буду рассказывать, если  это «Я» меняется каждую минуту и секунду? Но всё же попробую приступить к этой нелёгкой задаче.

Когда я заканчивала школу, у меня в жизни был непростой период духовного поиска. Я читала много разных умных книг, в частности, творчество Ф.М.Достоевского. Последний произвёл на меня неизгладимое впечатление идеей любви и всепрощения. Позднее я узнала, что подобная идея вовсе не была его личным изобретением, а являлась частью святоотеческого понимания христианства. Достоевский открыл мне Христа не как набор догматов христианства, а как воплощение Высшей Любви – Любви Божественной. Это стало моим первым шагом на пути духовного поиска. Я решила: «Христос – Тот Учитель, Которого описывает Евангелие, должен стать моим Богом – Тем Идеалом, к которому я хочу стремиться, и Которому я хочу посвятить свою жизнь».

Дальше было общение с разными христианами. В основном это были протестанты. Они говорили про Любовь Христа, Который взял все грехи мира на Себя. И я решила проповедовать людям, многие из которых были воспитаны в атеизме, Такого Любящего Бога и Спасителя Христа, берущего вину грешников на Себя и искупающего их Своими незаслуженными страданиями.

Так прошло несколько лет. Я проповедовала Любовь и Прощение, а Бог подвергал меня испытаниям, когда я оказывалась в ситуациях отвержения и даже предательства и всё же должна была стремиться к Прощению и Любви.

Потом внезапно и неожиданно в мою жизнь вошло нечто новое: я узнала, что Христос приводит к Себе людей через Свою Мать – Пресвятую Деву Марию, которая является некоторым людям в святых местах. В частности, в Лурде, в Фатиме, в Междугорье. Я полюбила Деву Марию, Которая приводила людей к поклонению Своему Сыну Иисусу Христу, и так я перестала пребывать в мировоззрении протестантизма.

Я пошла учиться в колледж католической теологии и одновременно познакомилась с творчеством отца Александра Меня – проповедника Христа, провозвестие Которого он видел в культурах и религиях всех древних народов. Так я осознала, что Истина не ограничена рамками одной христианской религии.

Другим, кто заново открыл для меня Христа,  стал православный богослов Оливье Клеман. Первая его книга, которую я прочитала, называлась «Истоки», и была посвящена  богословию Отцов Церкви. Клеман открыл мне Христа с совершенно неизвестной и неожиданной стороны: Христос оказался не Тем, Кто должен был «утолить» неумолимый «гнев» Бога-Отца Своей Жертвой, а Тем, Кто пришёл для того, чтобы из Солидарности и Сопричастности к Человечеству разделить всё человеческое, включая страдания и саму смерть. Христос стал Человеком из-за максимального стремления Любви к своему объекту. Он сошёл на землю, потому что сострадал человеческому роду.  Никакого неумолимого «гнева Бога», требующего «утоления», не было и быть не могло, потому что Бог есть Любовь…  Так неведомое большинству протестантов богословие Отцов Церкви, навсегда покорило меня.

Следующим духовным шагом было моё знакомство с личностью святого Папы Иоанна Павла II. Я прочитала одну из его книг «Переступить порог надежды», в которой он удивительно положительно отзывался о нехристианских религиях. Эта книга и известные публичные покаяния Святого Отца в исторических грехах католиков прошлого способствовали моему обращению в лоно Католической Церкви. Я совершила переход в Католичество, но в душе никогда не переставала любить Православное Предание, к которому меня приобщил через Отцов Церкви Оливье Клеман.

Много воды утекло с тех пор…

Я старалась жить святой жизнью. Как и у всех простых смертных, у меня это получалось плохо. Но я любила мессу, причастие, исповедь и хотела стать монахиней. Моё желание посвятить себя Богу было сильно, но я никак не могла точно понять, где именно и каким образом я должна была это осуществить. Я читала о святых девах, полюбивших в Христе Небесного Жениха своих душ, - святой Кларе Ассизской, сподвижнице святого Франциска, и святой Екатерине Сиенской, ставшей Учителем Церкви и не боявшейся наставлять королей, кардиналов и самого Папу…

Я искренне полюбила этих святых, но их жизнь протекала в далёкие времена. Что я могу сделать сейчас – в наш век? Должна ли я идти их дорогой, или у меня есть какой-то свой путь? Эти вопросы мучили меня ещё несколько лет. Пока, наконец, волею Всевышнего Господа я не встретила свою новую подругу. Её звали Ксения,  и общение с нею перевернуло всю мою жизнь. Я думаю, что она даже и не представляет, как много она значит в моей жизни, и как многим Бог одарил меня через неё. По отношению к ней я испытала чувство бескорыстной Дружбы и Любви – той Любви, которая помогает человеку стать немного подобным Всевышнему, Который Сам есть Всеобъемлющая и Бесконечная Любовь… Благодаря этой дружбе я осознала своё предназначение служения людям в миру.

Ещё ранее, когда я заканчивала колледж католической теологии, я поняла, что понятия ереси и истины относительны. Они важны для того, чтобы осознать исторический путь Церкви, развитие её богословия. Но как только приходишь к пониманию, что всё это оказалось в руках политиков, ищущих власти, понимаешь и то, что истина не абсолютна. Нет, я не отрицаю важность Вселенских Соборов и догматов веры Церкви. Я отрицаю другое – то, что  становится средством построения «ограды» вокруг Церкви. Той ограды, которая разделяет «истинных» христиан и «еретиков».  Некогда в древности фарисеи и книжники стремились построить «ограду Закона» вокруг Израиля. Итогом стало отвержение и распятие Спасителя, и позднее – раскол между христианством и иудаизмом. Теперь подобное повторили христиане, создав разделения Церквей, сначала – Дохалкедонское, а затем – разделение на Православный Восток и Католический Запад…

Темой моей дипломной работы в колледже был спор между Кириллом Александрийским и Несторием и Ефесский Собор. Чем глубже я погружалась в историю, тем очевиднее становились политические причины дальнейшего раскола и амбиции вождей, а так же неспособность оппонентов понять богословский язык друг друга… Еретик Несторий оказался способен на глубокое смирение, когда в своём изгнании написал: "Моё горячее желание - да будет благословен Господь небес и земли! А Несторий пусть останется анафемой. Господу угодно, чтобы люди примирились с Ним, проклиная меня. Я не отказался бы зачеркнуть то, что я говорил, если я был уверен, что это нужно и что люди через это обратятся к Богу". (А.В. Карташов. Вселенские Соборы)

Конечно, я не отрицаю богословских заслуг Кирилла Александрийского, отстоявшего важнейшую истину веры христиан: «Слово стало плотию», как не отрицаю я и достижений Ефесского Собора, утвердившего правомочность называния Пресвятой Девы Марии Богородицей. Я говорю о другом: Соборы и догматы стали орудием вражды между христианами… Нужна ли людям такая истина, которая ведёт к вражде и войнам? И не есть ли борьба за такую истину тончайшим обольщением врага душ человеческих?

Итак, я обнаружила, что и так называемая «ересь» может содержать некую истину, выраженную иным языком. И, напротив, так называемая «истина веры» обесценивается, когда делается причиной вражды. Всё в мире относительно…

Следующим важным событием в моей жизни было моё соприкосновение и некоторое знакомство с буддизмом в традиции дзен. Я обнаружила, что существуют великие идеалы сострадания и борьбы со страстями, провозглашённые задолго до Христа, - в те времена, когда в ветхозаветном Израиле господствовал суровый закон, весьма далёкий от безусловной Любви: «око – за око, и зуб – за зуб». Будда и буддизм покорили меня невероятным состраданием не только к человеку, но и ко всему живому в природе…

Наконец, благодаря общению с моей подругой, я приняла решение получить образование психолога.  Мне безумно хотелось помогать душам людей преодолевать страдания.

В изучении гуманитарных наук я нашла то, чего мне не хватало ранее, - понимание разнообразия окружающего мира и людей. В частности, я узнала о понятии парадигмы – мировоззрения, в рамках которого исследователь прав, хотя существуют и другие парадигмы, тоже содержащие в своих рамках  некую правду. Истина, таким образом, оказывается не абсолютной, а относительной, но её познание ценно в каждой из парадигм.

В институте я узнала так же учение Карла Роджерса, которое сразу же показалось мне необыкновенно близким, и сейчас, по прошествии 5 лет, я снова обращаюсь к нему. Основой гуманистической психологии Роджерса является безусловное принятие человека таким, каков он есть, эмпатия, то есть сочувствие, сострадание, сопереживание, и вера в то, что  источник исцеления человека находится внутри него самого.

Таким образом, я увидела, что каждая личность полна неповторимой уникальности и духовного богатства. Каждый человек не похож на другого. И в каждом есть отблеск Вечного Бытия.

 

Оглядываясь на пройденный мною путь, я задаю себе вопрос: « так кто же я?» и не могу дать на него окончательный и исчерпывающий ответ. Весь мой духовный путь является постоянным поиском. Каждый новый период жизни является новой ступенькой и новой стадией изменения. Существует ли предел этого движения? Есть ли тот Рубикон, через который можно переступить окончательно?

 

Я думаю, что этот путь бесконечен – это бесконечное стремление к Пределу. Монотеистичные религии называют этот Предел Богом,  буддизм – Нирваной, китайцы – Вечным Дао, индусы – Кришной,  древние греки – Логосом. 

Религиозные доктрины и догматика не в состоянии дать окончательных ответов. Они является лишь метафорами и символами, выражающими движение человеческого ума на пути к Истине. А что есть Истина? Доктрина ли, разделяющая мир на «чужих» и «своих»? Или как раз наоборот, Вечный Источник объединяющей всё и всех Любви?

 

Бог есть Мрак Непостижимого и Свет, просвещающий Любовью, одновременно.

 

А кто я? Маленькая искра Его Мирового Огня? Тень или отблеск Его Незримого Высшего Блага? Некая инкарнация Сияющей Пустоты, Которую невозможно никак определить, и о которой лишь пишут в терминах отрицания? Образ Невыразимого, сказавшего некогда «Я есмь Тот, Кто Я есмь»?

 

Но каким бы словом ни назвать это таинство человека, суть остаётся прежней – стремление к идеалу бесконечной Любви и Сострадания, служение, в котором нет предела совершенства. Иисус некогда сказал людям: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» и «будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд».

 

«Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь», - говорил более древний проповедник. Вот эти реки есть люди, - такие разные и неповторимые, но имеющие одну конечную Цель – Ту, которой достигнуть полностью невозможно.

 

Небольшое дополнение год спустя

С тех пор, как была написана эта статья, я ещё более укрепилась в своём неприятии ортодоксально-догматичного понимания религии. По моему глубокому убеждению, которое, как отмечено в этой статье, сопровождало меня на всех этапах духовного пути, сердцевиной, сущностью подлинной религиозности является выход за пределы своей самости, заботы о самом себе, достижения своих личных интересов и удовлетворения собственных потребностей, переход в надличностное пространство, или, говоря попросту, возрастание в бескорыстной Любви к миру.

Это стремление, свойственное святым всех религий, начисто заглушается догматизмом организованных форм религии, сутью которых является не достижение этой Любви, а защита своих интересов через контроль над умами и, в меру политических возможностей, над жизнями и судьбами людей. По этой причине в настоящее время я занимаю активную антиклерикальную позицию в защиту либеральных ценностей, и, в первую очередь, свободы совести, включая возможность свободной смены религии, а так же права человека на сомнение вплоть до отказа от веры в пользу атеизма.

Это не означает, что я являюсь атеистом. В философском отношении мне близок и симпатичен пантеизм (убеждение, в котором Бог рассматривается не вне мира, в внутри него, в самой материи и природе). Я вижу кризис традиционных религиозно-догматических стереотипов и осознаю, что одних людей этот кризис ведёт к пантеизму, других – к новым нетрадиционным формам религии, третьих – к атеизму. Собственно, и история философии ярко иллюстрирует отказ мыслителей от традиционно-религиозных стереотипов: либо в сторону пантеизма, либо – деизма, либо атеизма, либо – либерального мышления, не допускающего жёсткого догматизма.

Таким образом, на сегодняшний день я вижу актуальность анализа кризиса традиционных форм религии и размышлений об альтернативных духовных путях. Моя статья О науке и нравственности в поддержку выступлений против клерикализации общества была опубликована на атеистическом сайте, а моя статья О проблеме гомосексуализма  - на сайте гомосексуалистов, что было бы весьма необычным для человека традиционно-религиозных представлений.

Тем не менее, я приветствую подлинную религиозность (её духовную основу) в любой из традиционных религий, в том числе и моя симпатия к лучшим идеям святоотеческого богословия, а так же современного католичества, остаются прежними, хотя я далеко не разделяю догматическую сторону церковности.

В дальнейших рассылках мы продолжим развивать эту тему в некоторых моих статьях, а так же статьях и книгах моего друга Александра Грайцера, в которых он так же поделится своим жизненным и духовным путём.

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Если у вас будет желание, вы можете присылать нам свои комментарии и мысли, собственные статьи и другие материалы по тематике рассылки. Мы можем опубликовать их в рассылке и/или на сайте. Наш адрес - по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер


В избранное