Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Оскар Ромеро, часть 3


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 151/2014-08-22

С. В. Дерюгин. Месса, оборванная пулей (окончание)

... В очередной проповеди архиепископ [Ромеро] еще раз обратился к Соединенным Штатам с призывом воздержаться от помощи правящей военной хунте до тех пор, пока она не проведет в жизнь обещанные реформы. Ромеро сказал в этой проповеди, что его "достойные уважения друзья из Ватикана" предупредили его, что его фамилия стоит на одном из первых мест в списке людей, намеченных крайне правыми группировками к уничтожению. Он вновь обратился к правительству Сальвадора с призывом немедленно реализовать обещанные реформы, и прежде всего аграрную. Однако все призывы и просьбы Ромеро повисали в воздухе. США активно вмешивались в дела Сальвадора, а военщина в стране продолжала политику разнузданного террора.

Но благодаря проповедям и посланиям, наполненным любовью и состраданием своему народу, архиепископ очень быстро стал  играть  ключевую роль в формировании общественного мнения. "Архиепископ, а не христианские демократы в правительстве является подлинным выразителем настроений широких народных масс страны", — констатировал 22 марта 1980 г., за два дня до убийства сальвадорского архиепископа, журнал американских иезуитов "Америка".

Однако, несмотря на смелые и решительные выступления Ромеро о законном праве народа на повстанческую борьбу, его постоянно одолевали сомнения в необходимости такой борьбы. В нем боролись сложные, противоречивые чувства. Незадолго до его убийства Ромеро посетили руководители партизан. Они просили архиепископа оказать им моральную поддержку. Во время нескольких тайных бесед Ромеро дискутировал с руководителями партизан, пытаясь удержать их от насильственных методов борьбы и убеждая постараться разрешить проблемы путем диалога. Он настойчиво предостерегал их от последствий насильственной борьбы. В глубоком недоумении покидали руководители партизан архиепископа.

Однако эти встречи оказали заметное влияние на самого Ромеро. Можно предполагать, что именно впечатлениями от этих встреч была навеяна его последняя пламенная проповедь, в которой он призвал армию и полицию не стрелять в свой народ. В воскресенье 23 марта 1980 г. в заполненном до отказа кафедральном соборе Ромеро говорил, обращаясь к военным, национальной гвардии и полиции: "...вы сами вышли из нашего народа, но убиваете своих братьев-крестьян. Однако над приказом убить человека, полученным от офицера, должна восторжествовать заповедь господня: не убий... Ни один солдат не обязан повиноваться приказу стрелять в людей, как противоречащему заповеди господней... совести человеческой..." В проповеди архиепископа звучали требовательные нотки: "Братья военнослужащие, служащие органов безопасности, именем господним, а также именем страдающего народа, чьи стенания вопиют к небу с каждым днем все громче, умоляю вас, приказываю вам от имени бога: прекратите репрессии... не убивайте!.."

Церковная иерархия незамедлительно прореагировала на эту проповедь архиепископа. Епископат явно не одобрял действий и выступлений своего примаса. Еще до воскресной проповеди 23 марта папский нунций уговаривал Ромеро не принимать ничью сторону в политической борьбе, ибо это не дело церкви. Церковь должна быть посредницей, буфером в самые тяжелые моменты борьбы между правительством и народом. Священнослужитель из Колумбии монсеньор Пара, приехавший в Сальвадор со специальным поручением папы, также пытался вернуть архиепископа на праведный путь. "Честь представлять Святейший Престол не лишена и тяжких аспектов, — вкрадчиво говорил Лара. — Я прибыл сюда со специальным поручением, чтобы предотвратить столкновение между церковью и государством. Ты прямо ведешь церковь против правительства. Согласись, это неслыханное в истории церкви дело: архиепископ, призывающий войска к неповиновению... Умоляю тебя, Ромеро, подумай еще раз о борьбе, которую ты ведешь, задумайся, исходя из благоразумия, такого благоразумия, которое проистекает из нашего долга по отношению к нашей общей матери-церкви..."

Последний ответ Ромеро был тверд и определенен: "Я готов на все ради единства церкви, но я не могу идти против своей совести", Ромеро оказался в труднейшем положении. Он всеми силами старался удерживаться между противоборствующими сторонами, но не мог. А между тем тучи над ним сгущались. Пользующийся огромным авторитетом в Сальвадоре и во всей Латинской Америке сальвадорский архиепископ стал слишком опасным противником внутренней и внешней реакции. Ромеро был тем, если можно так сказать, харизматическим лидером, которому верили массы и за которым они готовы были идти.

Не раз архиепископу угрожали расправой за то, что он гневно осуждал в своих проповедях и публичных выступлениях кровавые злодеяния реакции, проводимые при активном участии правящей хунты, вооружаемой правительством США. В соборе, где Ромеро совершал службы, было обнаружено и обезврежено взрывное устройство из 72 динамитных шашек. Еще в феврале 1980 г. правые террористы взорвали радиостанцию "Ла вос панамерикана", передававшую пастырские послания сальвадорского архиепископа и его воскресные проповеди на всю страну. Архиепископ сознавал опасность, которая нависла над его жизнью. "Если они убьют меня, — говорил он, — я воскресну вновь в людях Сальвадора".

Последняя проповедь архиепископа 23 марта 1980 г. послужила для правых поводом, чтобы обвинить его в измене родине. Она же была и толчком к убийству "мятежного" архиепископа. Вечером 24 марта Ромеро совершал мессу в часовне больницы "Божественного провидения", расположенной в квартале Мирамонтес на северо-западе сальвадорской столицы. Внезапно прогремел выстрел, затем послышался звук отъезжающей машины. В часовне раздались крики ужаса и отчаяния. Люди бросились к алтарю. Архиепископ лежал на полу. Он был мертв. Разрывная пуля попала прямо в сердце. Убийца скрылся. Это произошло в 18 часов 40 минут по местному и в 0 часов 40 минут по среднеевропейскому времени. На следующий день газеты многих стран мира пестрели заголовками о злодейском убийстве примаса сальвадорской католической церкви.

Но правые силы, расправившись с Ромеро, не успокоились. Даже мертвый, он внушал страх реакционерам всех мастей, вызывал у них злобу и раздражение. Поэтому они решили по-своему проводить "мятежного" архиепископа в последний путь. Накануне похорон Ромеро в сальвадорской столице царила напряженная атмосфера. Все епископы, за исключением Риверы-и-Дамаса, отказались присутствовать на траурной церемонии. А в день похорон Ромеро, на сороковой минуте траурной литургии, когда выступал личный представитель папы мексиканский кардинал Коррипио Аумадо, воздух вдруг неожиданно вздрогнул от взрыва. За первым взрывом последовали второй, третий. Раздались выстрелы. Десятки тысяч людей, пришедших отдать последние почести "апостолу ненасилия, пророку бедных и угнетенных", оцепенели от ужаса и страха. Затем началась паника. Люди бросились врассыпную. Те, кому удалось найти убежище внутри кафедрального собора, рыдали, распростершись на полу. Через час взрывы и стрельба прекратились.

Но этот час стоил жизни не одному сальвадорцу. Как стало известно позднее, во время похорон Ромеро были убиты около 40 человек и около 200 получили ранения.

Кто был виновен в этой вспышке насилия? Правые силы поспешили заявить, что взрывы бомб и стрельба во время траурного богослужения — это дело рук коалиции народных организаций, левых экстремистов, одним словом, "подрывных элементов". Эта лживая и издевательски-циничная версия возмутила зарубежных епископов и священнослужителей, прибывших на похороны Ромеро. Они опубликовали заявление-протест, в котором решительно и определенно, как очевидцы произошедшего, утверждали, что жестокое нападение на скорбную церемонию совершили национальные гвардейцы и полицейские, находившиеся в президентском дворце. Именно оттуда раздались первые выстрелы. "Нам, прибывшим в Сальвадор впервые, — говорил впоследствие один из религиозных деятелей, подписавших заявление, Чарльз Харпер,  секретарь отдела прав человека Всемирного совета церквей, — навеки запомнился образ страны, народ которой переживал подобный ужас ежедневно". Вот так реакция продолжала мстить Ромеро даже после смерти, мстить за то, что он осмелился выступить в защиту обездоленных и угнетенных.

Трагическая смерть Ромеро потрясла миллионы сальвадорцев и отдалась печальным эхом далеко за пределами страны. Она еще больше углубила пропасть между противоборствующими в Сальвадоре силами. Убийство "мятежного" архиепископа ознаменовало собой начало гражданской войны, которая идет в этой стране и по сей день.

Будет ли найден убийца?

27 марта, через три дня после убийства епископа Ромеро, полковник А. Махано, один из членов правящей хунты, заявил во времяпресс-конференции, что сальвадорское правительство попросило помощи у иностранных экспертов и "Интерпола" для проведения расследования дела об убийстве монсеньора Ромеро. "В основном мы просим технической помощи, — сказал он, – так как уверены, что найдем виновного". Полковник Махано предположил, что убийца мог быть наемным, но тут же уточнил, что не имеет никаких доказательств того, что убийца иностранец. "Единственное, в чем мы абсолютно уверены, — утверждал он, — так это в том, что убийца был специалистом своего дела. Об этом свидетельствует его выстрел. Человеку удалось с расстояния примерно сорок-пятьдесят метров, через открытую дверь попасть прямо в сердце архиепископу". В то же время А. Махано опроверг выдвинутую госдепартаментом США версию о причастности Кубы к убийству Ромеро. Однако оптимизм полковника Махано относительно быстрого раскрытия убийства архиепископа и наказания виновных не оправдался. Расследование затянулось на долгие годы.

"Дело Ромеро" всплыло неожиданно в конце 1987 г. Стремясь заручиться поддержкой народа на президентских выборах 1989 г. и желая показать себя борцом за свободу и демократию, за соблюдение прав человека, бывший президент страны Хосе Наполеон Дуарте выступил с заявлением, в котором обвинил одного из лидеров ультраправых, Роберта Д'Обюссона, в причастности к убийству архиепископа Сальвадора. Ничего сенсационного в этом сообщении не было. Еще прежний посол США в Сальвадоре Роберт Райт, выступая в комитете конгресса США по иностранным делам, прямо назвал Д'Обюссона одним из организаторов убийства Ромеро.

Цель Дуарте, столь рьяно взявшегося за расследование "дела Ромеро", была ясна. Он желал отгородиться от крайне правых и нанести серьезный удар по их партии — Националистическому республиканскому союзу (АРЕНА), организатором и лидером которого был Д'Обюссон, именуемый в некоторых кругах как "тропический мини-Гитлер". Поэтому 27 ноября 1987 г. Дуарте во всеуслышание заявил, что наконец-то убийство архиепископа Ромеро раскрыто. "Мы знаем, — сказал он, — кто это сделал. Мы знаем, кто отдал приказ убить Ромеро, мы знаем, кто привел его в исполнение". По словам бывшего президента, следователи допросили шофера автомобиля, на котором скрылся убийца, и составили портрет человека, сделавшего роковой выстрел. Этот шофер — некто Амадо Антонио Гарай — рассказал, согласно утверждениям Дуарте, об участии майора Д'Обюссона в убийстве Ромеро. Шофер сообщил, что он якобы подслушал разговор между капитаном Альваро Саравиа и Д'Обюссоном примерно следующего содержания: "Мы выполнили задуманное", — сказал Саравиа. "Вы этого пока не должны были делать", — последовал ответ Д'Обюссона. "Но мы сделали то, что ты приказал", — возразил ему Саравиа.

Показания шофера, заявил Дуарте, неопровержимо доказывают причастность Д'Обюссона к убийству архиепископа Ромеро, и теперь судебные органы должны решать вопрос о привлечении его к ответственности. "Я объявляю народу и всему миру, — патетически восклицал Дуарте, — что я выполнил свое обещание и раскрыл это чудовищное преступление". Однако "дело Ромеро", всколыхнувшее всю страну, лишь выявило лицемерие бывшего президента. Ведь давно было известно, что в 1980 г. Дуарте входил в правящую хунту и был посвящен в тайные операции созданных Д'Обюссоном "эскадронов смерти". Не исключено, что он знал и о планах расправы с "мятежным" архиепископом. Более того, говоря о суде над Д'Обюссоном, Дуарте явно кривил душой, ибо прекрасно знал, что правых в Сальвадоре не судят за политические убийства.

В конце концов 22 декабря 1988 г. Верховный суд Сальвадора, в котором, кстати, у Р. Д'Обюссона немало друзей, вынес решение об отсутствии оснований для ареста бывшего капитана Альвара Саравиа, который, как утверждало правительство Дуарте, несет ответственность за убийство архиепископа Ромеро. Верховный суд вынес решение и о том, что просьба выдать Саравиа, содержащегося в заключении в Майами, с которой многократно обращался от имени правительства Сальвадора к американским властям генеральный прокурор Роберто Хихон Флорес, "не входит в компетенцию" этого деятеля. Высшая судебная инстанция Сальвадора отменила решение об аресте капитана Саравиа, а Д'Обюссон, будучи депутатом парламента, сумел добиться снятия с него всех обвинений.

Пропагандистские трюки Наполеона Дуарте, его попытки манипулировать именем покойного Ромеро, разыгранный им фарс с демагогическими заявлениями о раскрытии убийства архиепископа не принесли чести ни ему, ни возглавляемой им партии христианских демократов, им не удалось снискать популярность и поддержку народа. Зато преуспели их противники — правые. На так называемых "свободных выборах" президента в марте 1989 г. победил лидер партии АРЕНА Альфредо Кристиани. Можно не сомневаться, что с приходом к власти правых дело об убийстве архиепископа Ромеро будет навеки положено под сукно.

С убийством архиепископа Ромеро верующие потеряли своего защитника, благословлявшего их на борьбу за лучшее будущее. Память о Ромеро живет в сердце сальвадорского народа. Ежедневно приходят в кафедральный собор люди, чтобы поклониться его могиле. Над расположенной в правом трансепте собора гробницей архиепископа — его портрет: Ромеро мягко улыбается, положив руку на Библию. Рядим на стене надпись на ткани: "Ты знал, что смерть придет без предупреждения. Но смерть ничто, когда вокруг народ". Возле гробницы еще одна ручная вышивка на грубой ткани: "Благодарение монсеньору Ромеро от матерей заключенных, пропавших без вести и убитых политических деятелей Сальвадора".

В 1983 г. во время своего визита в Центральную Америку папа римский Иоанн Павел II посетил могилу Ромеро. Здесь он зaметил, что не стоит отдавать жизнь за какую-то идеологию, за искаженное или используемое в тенденциозных целях Евангелие. Жизнь следует отдавать только за веру. Этим заявлением римский первосвященник фактически отказал в причислении покойного архиепископа к лику мучеников. Но народ сам назвал Ромеро мучеником и пророком. Несмотря на все сложности сегодняшнего положения в стране, для миллионов сальвадорцев пророчески звучат слова Ромеро: "Силы олигархии, возможно, даже одержат кратковременную победу, однако наш народ заявит о себе и рано, или поздно победит. Новое общество грядет, и его время наступит. В сердце сальвадорского народа всегда должно гореть пламя социальной справедливости".

На этом статья о деятельности Оскара Ромеро завершается. Напоминаю, что она была опубликована в 1991 году («Политиздат», 1991), то есть когда указывается что-либо в настоящем времени, это относится в тому периоду.

Значимость Оскаро Ромеро как деятеля не просто церковного, а на международном уровне, подтверждается наличием статьи о нём на сайте ООН. С ней можно ознакомиться по ссылке: Биография монсеньора Оскаро Арнульфо Ромеро.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Новостной блог в Живом Журнале "Западник"

Авторский блог "Записки бунтаря"


В избранное