Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Вегетарианство и мясоедение в Библии (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 311/2020-06-20

Доброго времени суток. Продолжаю публикацию новой статьи "Вегетарианство и мясоедение в Библии".

Порядок после потопа

Как христианская, так и иудейская традиции относят дозволение человеку употреблять мясо животных в пищу лишь ко времени после потопа. В библейском тексте сказано: "И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё..." (Быт. 9:1-3). 

Комментаторы библейского текста предполагают различные объяснения причин разрешения животной пищи. Христианские комментаторы часто связывают мясоедение с последствиями грехопадения, в результате которого в мир вошла смерть. По мнению раннего учителя церкви философа и мученика Иустина, Бог разрешил Ною вкушать мясо животных, которые умерли своей смертью[12]. По мнению Иоанна Златоуста, разрешение мясоедения было "не для того, чтобы чрез это возбудить людей к чревоугодию", а потому, что люди приносили животных в жертвы, и Бог не хотел, чтоб они считали мясо посвященным Ему[13]. (Причины и смысл жертвоприношений будут затронуты далее. В этом разделе лишь констатируем трактовку, согласно которой люди стали приносить жертвы и вкушали мясо жертвенных животных). По мнению Феодорита Кирского, Бог разрешил человеку питаться мясом животных, провидя языческие культы, чтоб это помогало понять глупость поклонения существам, которых можно съедать[1][14]. 

По мнению жившего до революции православного комментатора епископа Виссариона (Нечаева), Бог до потопа не давал разрешения на употребление животных в пищу, поскольку тела людей, несмотря на грехопадение, еще не утратили былую крепость, но после потопа люди нуждались в  подкреплении животной пищей, поскольку их тела ослабли из-за греха, а растения были уже не настолько питательны как прежде[15]. Митрополит Филарет (Дроздов) ссылается на мнения некоторых авторов (не называя имен), которые полагали, что земных плодов не хватало для множества людей, и что тела людей ослабли, нуждаясь в дополнительных источниках питания. Также ссылается на мнение святого Иеронима о том, что, разрешив мясную пищу, Бог проявил снисхождение к жестокосердию людей[16]. 

По мнению известного современного пастыря митрополита Антония Сурожского, мясоедение это трагедия человечества, произошедшая в следствие удаления людей от Бога, и это состояние следует стремиться преодолевать. Комментируя библейские тексты, митрополит Антоний говорил: "Люди всё дальше и дальше отходили от Бога, до момента, когда Бог, взглянув на них, сказал: эти люди стали плотью (Быт. 6, 3). Духовности в них не осталось, и пришел потоп, смерть пришла на них. И после потопа Господь говорит впервые: теперь вам предоставляются в пищу все живые существа. Они вам будут служить пищей, а вы будете их ужасом (Быт. 9, 2-3). Это очень страшно. Страшно себе представить, что человек, который был призван всякое существо вести по пути к преображению, к полноте жизни, дошел до того, что больше не может взлетать к Богу, и вынужден свою пищу добывать убийством тех, кого должен был вести к совершенству. Здесь как бы замыкается круг трагедии. Мы находимся в этом кругу, мы всё еще неспособны жить только вечной жизнью и словом Божиим, хотя святые в значительной мере возвращались к первоначальному замыслу Божию о человеке. Святые нам указывают, что надо молитвой, духовным подвигом постепенно высвобождать себя от нужды питаться плотью животных, переходить только на растительную пищу и, уходя в Бога всё больше и больше, нуждаться в ней всё меньше и меньше"[17]. 

По мнению некоторых авторитетных иудейских раввинов (ришоним, живших примерно в XI-XV в.), Бог допустил, чтоб люди использовали животных для еды из-за человеческой слабости, но это было временным допущением[18]. По мнению известного средневекового раввина Йозефа Альбо, людям после потопа было позволено мясо, чтоб указать на их духовное превосходство, поскольку в допотопное время они перестали видеть разницу между собой и животными, что привело к их моральной деградации[5][19] (в том числе к человекоубийству: согласно трактовке Альбо, Каин убил Авеля из-за уравнивания человека с животными, поскольку животные приносились в жертву). По мнению иудейского комментатора XIX в. Малбима[20], мясная пища была дозволена людям из-за физической необходимости: после потопа условия жизни ухудшились, и люди, расселяясь по всей земле, не всегда могли противостоять сложным климатическим условиям; белок же, содержащийся в мясе животных, укреплял человека и способствовал воспроизводству здорового потомства[21]. По мнению ряда раввинов, человеку разрешено вкушать мясо не ради удовольствия, а чтоб человек смог использовать полученную энергию для служения Богу (данная точка зрения иногда используется как аргумент против вегетарианства, поскольку долг служения Богу трактуется некоторыми раввинами более важным, чем сострадание к животным)[21]. 

По мнению некоторых других еврейских комментаторов, таких как польский раввин Исаак Хебенштрайт, написавший в 1929 г. работу Kivrot Hata'avah ("Могилы вожделения", в синод. пер. Числ. 11:34 это "Гробы прихоти"), людям временно было разрешено питаться мясом животных после потопа, потому что во время потопа была уничтожена вся растительность[5][22]. Такая точка зрения приемлема для вегетарианцев. По мнению Авраама Ицхака Кука, который был первым главным ашкеназским раввином Израиля и поддерживал вегетарианство[23], Бог разрешил человеку употреблять мясо животных во избежание каннибализма, поскольку люди стали неспособны контролировать свои желания и могли начать пожирать друг друга. Однако, постепенно человечество должно духовно возвыситься и дорости до вегетарианства[5][11][24].

Библейский культурно-исторический комментарий, написанный христианскими авторами, по поводу разрешения питаться мясом, данного Ною, утверждает: "Мясо не было обычным блюдом на обеденных столах древних людей. Животных держали ради их молока и шерсти, а не ради мяса. Поэтому мясо становилось доступным только в тех случаях, когда животное умирало или приносилось в жертву"[25].

Запрет крови

Согласно библейскому тексту, питание животной пищей было дозволено одновременно с запретом вкушать кровь животных: "только плоти с душею её, с кровью её, не ешьте"  и запретом лишать жизни человека (иудейские комментаторы включают сюда убийство и самоубийство): "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9:4-6). 

Согласно классическому иудейскому комментарию Раши[26], запрет вкушения мяса с кровью включает в себя две составляющие: запрет варварского отношения к животным, когда мясо отрезается от живого существа ("плоти с душею не ешьте" трактуется как запрет есть плоть животного, когда душа его остается в нем), и запрет есть мясо вместе с кровью ("плоти с кровью не ешьте" трактуется как запрет есть непосредственно саму кровь, являющуюся жизненной силой животного и человека)[2]. По мнению некоторых современных иудейских раввинов, таких как Умберто Кассуто[24] и Самуэль Дрезнер[27], запрет вкушать кровь учит уважению жизни любого живого существа[5]. 

Как правило, христианские комментаторы сосредотачиваются на более просто понимаемой составляющей этого запрета: не вкушать мясо, не выпустив кровь. Однако,  сравнительно близкий к современной эпохе епископ Виссарион (Нечаев) об этой заповеди также писал: "Запрещается собственно зверское ядение мяса с кровью, какое доселе в обычае у некоторых дикарей [в Абиссинии]; они отрывают ножом или зубами куски мяса от живого зверя и подобно зверям проглатывают их. Что именно Господь запрещает ядение мяса с кровью зверское, соединенное со зверской жестокостью и кровожадностью, это можно видеть из следующего стиха, в котором для того, чтобы внушить отвращение к убийству, говорится о воз­мездии зверям, умерщвляющим человека. Цель запреще­ния заключается в том, чтобы человек не привык к зверской кровожадности и жестокости вообще и в особенности в отношении к подобным себе, и научился уважать жизнь в ком бы ни было и кротко обращаться со всеми, – без чего невозможно правильное общежитие...  Впоследствии зако­ном Моисеевым запрещено вообще вкушать кровь. Это потому, что она назначается в жертву Богу для очищения грехов и потому есть как бы неприкосновенная собствен­ность Божия (Лев.17– 14)"[15]. 

На иллюстрации: Йозеф Антон Кох, Пейзаж с Ноем (жертва благодарения) (ок. 1803).

Продолжение следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное