Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Женское лидерство в исламе


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 339/2022-02-01

Доброго времени суток. Сегодня я предлагаю небольшую статью из зарубежной прессы, которая опубликована на русском языке на сайте проекта Dialogi.Online. 

Женщины ищут различные пути к лидерству в исламском мире

Вскоре после назначения Холуда аль-Факиха судьей в исламский религиозный суд на палестинских территориях вошла женщина, посмотрела на нее, развернулась и ушла, пробормотав, что она не хочет, чтобы ее дело рассматривала женщина.

Аль-Факи была опечалена, но не удивлена – люди давно привыкли видеть на ее месте мужчин в тюрбанах. Только в 2009 году она стала одной из первых двух женщин, назначенных на Западном берегу в качестве судей исламского религиозного суда. Но она считает свое присутствие в суде тем более важным, что он выносит решения по вопросам личного статуса – от развода и алиментов до опеки и наследования.

“Еще более провокационным было то, что эти религиозные суды занимаются делами женщин”, – сказал аль-Факих. “Весь жизненный цикл женщины проходит через эти суды”.

Такие женщины, как аль-Факих, все больше освобождают для себя место в исламской сфере и тем самым прокладывают путь для других, которые могут пойти по их стопам. По всему миру женщины преподают в исламских школах и университетах, ведут кружки по изучению Корана, проповедуют и иным образом дают религиозные наставления верующим.

Официальные ряды исламских лидеров по-прежнему в основном заполнены мужчинами, но хотя женщины не возглавляют смешанные гендерные общинные молитвы в традиционной мусульманской среде, многие говорят, что они видят множество других путей к лидерству.

“Когда речь идет о знании, о лидере, который является религиозным ученым, духовным наставником, тем, кто обучает людей их религии… это могут делать женщины или мужчины, и исторически так всегда и было”, – говорит Ингрид Маттсон, заведующая кафедрой исламских исследований Лондонского и Виндзорского сообществ в Университетском колледже Гурон в Лондоне, Онтарио.

В различных регионах, культурах и школах исламской мысли существуют различные мнения о допустимости и масштабах руководящей роли женщин в вере.

Некоторые традиции и практики Пророка Мухаммада были сохранены и переданы женщинами, которые были ближе всего к нему, например, его женами. Многие женщины говорят, что это является основой, на которую они стремятся опираться.

Мэттсон говорит, что люди всегда спрашивают, может ли женщина быть имамом, но это отражает западный контекст, сосредоточенный на еженедельной общинной молитве, а не на том, “что наше исламское наследие сделало в плане обеспечения религиозного лидерства в обществе для удовлетворения многих различных потребностей”.

Азиза Муфид, 40-летняя жительница Марокко, является одной из тех, кто взял на себя мантию лидерства в вере, в ее случае она служит в качестве одной из “мурчидат”, или женщин-религиозных наставников. “Мурчидат” проходят обучение в институте для студентов мужского и женского пола, основанном марокканским королем Мохаммедом VI и названном в его честь. Выпускницы ведут уроки религии и отвечают на вопросы женщин в мечетях или во время просветительской работы в школах, больницах и тюрьмах.

Муфид, которая вспоминает, как равнялась на женщин-профессоров университета, преподающих ей исламские дисциплины, во время пандемии работала гидом в основном через WhatsApp. Она использует эту платформу, чтобы объяснять детям изречения пророка, помогать женщинам, которые учатся запоминать и читать Коран, и консультировать девочек-подростков по множеству тем – от скромности, молитв до менструации.

“Есть деликатные вопросы, которые некоторые из них не решаются обсуждать даже со своими матерями или сестрами”, – сказал Муфид. “Но между нами нет такого стыда. Я говорю им: “Я твоя сестра. Я твой друг. Я твоя мать”.

Директор института Мохаммеда VI Абдесселам Лазаар, который является мужчиной, сказал, что услуги “мурчидат” пользуются большим спросом: “Женщины здесь, в Марокко, очень хотят выучить Коран и узнать о религии”.

Самия Омар, которая в 2019 году стала первой мусульманкой-капелланом в Гарвардском университете, живет за полмира от нас, в США, и говорит, что студентки там тоже ценят возможность обращаться с вопросами о таких вещах, как менструация, к ней, а не к мужчине.

Омар также считает, что она спасает их от того, чтобы им преподавали версию ислама, лишенную обсуждения их прав.

“Я служу и учу этих молодых девушек и женщин так, как, надеюсь, другие женщины помогут учить моих дочерей”, – сказала она.

Омар не всегда планировала стать религиозным лидером. Но повороты и перемены в ее жизни, в том числе жестокий брак, развод и потеря дочери от рака, привели ее к тому призванию, которое она сейчас исполняет вместе со своим нынешним мужем, который также служит мусульманским капелланом.

Во время развода некоторые в ее мечети пытались отговорить ее от обращения к судебной системе. Она проигнорировала это давление и в итоге получила полную опеку над своими детьми, но этот опыт оставил у Омар ощущение, что некоторые мужчины используют религию для притеснения женщин.

Это может иметь серьезные духовные последствия, говорит Омар: “Многие молодые женщины не понимают, что мы важны в глазах Аллаха”.

Многие в США выступают за повышение роли женщин в мечетях, начиная с улучшения молитвенных помещений для женщин и заканчивая увеличением мест в управляющих советах и более дружелюбной культурой мечетей. Некоторые также призывают к более децентрализованной модели руководства в мечетях, которая включает в себя оплачиваемую женщину-ученого-резидента в дополнение к мужчине-имаму.

Хотя есть надежда на такие подвижки, “сейчас дела у женщин в руководстве… в наших священных местах обстоят не лучшим образом”, – говорит Тамара Грей из “Рабата”, некоммерческой организации, работающей над тем, чтобы мусульманские женщины могли представить себя в роли лидеров, ученых и учителей.

Изменения требуют “много терпения, много дискуссий и много просто смелости”, – сказала Грей, добавив, что исламская наука женщин иногда встречается с недоверием в мусульманских общинах.

С этой целью она основала некоммерческую организацию в Миннесоте, программы которой включают онлайн-курсы по исламским наукам. По словам Грей, с помощью виртуальных собраний, посвященных духовному росту и поклонению, женщины могут ощутить себя в священном пространстве, а затем “вернуться в свою собственную мечеть и настоять на том, чтобы в их мечети их ценили, уважали, видели”.

Во время недавнего виртуального мероприятия, в котором приняли участие десятки женщин, были слезы, смех и возгласы, когда группа праздновала получение Грей сертификата, дающего ей право преподавать некоторые изречения и традиции пророка.

“Слова пророка… они весомее горы золота”, – сказала Грей группе.

По мнению Селин Ибрагим, капеллана, изучающего гендер и ислам, поощрение духовного лидерства женщин имеет решающее значение для поддержания связи мусульман с их верой в Америке.

“Вы не можете нести это в одиночку”, – сказала Ибрагим, обращаясь к религиозным лидерам мужского пола. “Это большая задача, и она требует напряжения всех сил”.

Аль-Факих, судья, сказала, что долгое отсутствие женщин на судейских должностях в палестинском исламском суде отчасти объясняется обычаями и тем, что многие рассматривают эту должность “как религиозную, как должность имама”.

Напротив, она сказала, что рассматривает эту должность как судебную, которая опирается на постановления исламского шариата, и утверждает, что нет никаких причин для исключения женщин.

После ее назначения были большие и малые препятствия на пути, поскольку некоторые судьи-мужчины и работники суда, казалось, были не очень рады этому. Оппозиция также проявилась в виде пятничной проповеди, на которой она не присутствовала, но в которой, как ей сказали, спикер выступал против того, чтобы женщины занимали эту должность.

Но с тех пор все пошло более гладко, и она часто чувствует облегчение со стороны женщин, рассматривающих дела в суде, которые чувствуют, что могут открыто говорить с ней о деликатных личных вопросах. “Когда-то несбыточная мечта стала возможной”, – говорит Аль-Факих.

40-летняя Реем Шанти, которая недавно подала заявление на должность судьи в религиозном суде и считает аль-Факиха примером для подражания, сказала, что назначение женщин открыло мир возможностей для нее и других.

“Это дало женщинам стимул”, – сказала Шанти, – “и дало им мощный толчок”.

Мариам Фан, Аиша Хан, RNS

Русский перевод Dialogi.Online 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Фейсбук Телеграм Вконтакте
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное