Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Молчащие миссионеры (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 347/2022-09-07

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи "Молчащие миссионеры". Шарль де Фуко, о котором говорится в статье, был канонизирован в католической церкви в этом году.

2. На другом "краю света", брат Шарль

Он родился в 1858 году в Страсбурге, в аристократической благочестивой католической семье, и в юности утратил детскую веру.

Молодого 20-летнего офицера посылают в Алжир, отчисляют из полка за плохое поведение, затем он на свой страх и риск - а бояться было чего - совершает экспедицию в Марокко. 1886 год - год его обращения. Через несколько лет он становится монахом созерцательного ордена траппистов.

А вскоре, с одобрения духовных руководителей, покидает орден, чтобы стать отшельником в Палестине. Ему хочется жить в полной бедности и безвестности. Так он становится слугой в монастыре в Назарете. Ходит в неприличном холщовом халате и сандалиях, живет в лачуге из досок, исполняет самую низкую работу. Окружающие видят в этом чернорабочем опустившегося нищего, иные же думают, что он скрывается от закона, и почти все считают брата Шарля "дурачком".

Город Назарет тут не совсем случайность. Брат Шарль постоянно размышлял о молчаливой, до выхода на проповедь, жизни Иисуса в этом самом месте, где, в небогатой семье, Тот незаметно проводил дни, тихо делал простую работу - и так на протяжении тридцати лет, которым в Евангелии посвящены буквально два стиха1.

Но брат Шарль стремится к еще большей заброшенности, его тянет действительно "на край света": "В Алжирской Сахаре, которая в 7-8 раз больше Франции и где населения гораздо больше, чем думали раньше, есть человек 10-12 миссионеров. Мне подумалось, что нет более покинутых людей, чем они... Я буду жить там один или с несколькими священниками или мирянами, братьями во Христе, и вести жизнь, как можно более схожую с сокрытой жизнью нашего Возлюбленного Иисуса в Назарете".

В 1901 он, только что рукоположенный в священники, едет в Северную Африку. На границе Сахары стоят отдельные гарнизоны французских солдат (брат Шарль не хочет, как ему предлагают, оставаться тут и служить только соотечественникам) - а дальше пустыня, где кочуют разнородные племена, иногда враждебные к европейцам, преимущественно мусульмане.

Совсем один, окруженный одновременно и любовью, и непониманием, он часть времени пребывает в Бени-Аббесе, оазисе на границе с Марокко, а другую часть проводит с племенем туарегов, иногда кочуя вместе с ними и живя в палатке.

Он пишет о своем "братстве" - в котором и есть всего только он сам, монах, ведущий странную жизнь отшельника, окруженного людьми: "По мере возможности я, а не кто иной, должен исполнять самую грязную работу по дому, содержать в чистоте помещения, занимаемые туземцами, оказывая любые услуги, чтобы проступать подобно Иисусу, который жил среди Своих апостолов как "Тот, Кто служит". ...Я должен готовить еду для бедных и разносить им пищу и питье, не поручая никому другому. <...> Я должен терпеть присутствие плохих людей, пока они своей испорченностью не разлагают других, как Иисус терпел Иуду".

Он искренне интересуется туарегами, переводит на туарегский Евангелие, записывает местную поэзию, собирает пословицы и обычаи. Создает словарь местного языка. Он мечтает о проповеди среди этого племени, ждет, что сюда придут помощники, - и то, и другое не исполняется. Брат Шарль без вопросов принимает всякого, кто стучится в его дверь, ухаживает за больными, выкупает людей из рабства, когда может. Он отдает себя этим людям, самым заброшенным, чтобы быть буквально съеденным ими. Он на самом деле стремится стать "одним из них".

Постепенно брат Шарль понимает, что Евангелие тут можно проповедовать только молча ("Я монах, а не миссионер, мне надлежит соблюдать молчание"). Когда может, служит Литургию (он не имеет разрешения служить в одиночестве, а христиан очень часто рядом нет), чтобы Христос присутствовал в пустыне. И сам - только присутствует рядом с этими заброшенными людьми, туарегами, ничего больше.

С точки зрения "деятельности", его жизнь среди кочевников совершенно бесполезна.

"За семь лет моего пребывания здесь я не обратил по-настоящему в христианство ни одного человека. Я окрестил двоих, но Бог один знает, что сталось теперь с этими окрещенными душами и что будет с ними в будущем. Один из них был маленьким ребенком... Вторая была бедная слепая старуха; что происходит в ее бедной голове и насколько действительно ее обращение? Если говорить серьезно, то оно ничего не стоит. И я могу добавить к этому нечто еще более грустное: чем дольше я живу и работаю здесь, тем больше прихожу к убеждению, что в данный момент бесполезно пытаться приумножать индивидуальные обращения... Кроме отдельных исключительных случаев всякий, стремящийся совершать нынче индивидуальные обращения, получит самое скверное, что только может быть: обращения корысти ради или притворные обращения".

1 декабря 1916 года он был убит местными мародерами во время антифранцузского восстания. Как бы в насмешку - или в качестве посмертного унижения - на его могиле написали что-то вроде "Погиб за Францию".

Только после смерти у него появляются - правда, немногочисленные - последователи. 

Продолжение (окончание) следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Телеграм Вконтакте 
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное