Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Святитель Филарет Боголюбивый - главная икона торжества в Суздале (лицевое шитье)
Истинное Православие
Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 63.
24 апреля / 7 мая 2001 (Прославление Святителя Филарета)

Содержание

Церковные новости
Торжество прославления Святителя Филарета (Вознесенского)
Заседание Архиерейского Синода Российской Церкви 17/30 апреля 2001 г. и его решения

Документы
Акт Архиерейского Синода Российской Православной Церкви о прославлении в лике святых Святителя Филарета
Послание Архиерейского Синода Российской Православной Церкви к боголюбивой пастве


Христос Воскресе!
Дорогие Друзья!
Рассылка "Истинное Православие" вновь с Вами и сегодня она посвящена двум важным событиям, проходившим одновременно в Суздале - прославлению Святителя Филарета (Вознесенского) и заседанию Архиерейского Синода Российской Православной Церкви, принявшего многие важные решения.
24.04.2001
Понедельник 4-й Седмицы по Пасхе
Мучеников Пасикрата и Валентина Доростольских (день ангела Митрополита Валентина)
Ваш,
Егор Холмогоров


ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ (АВТОНОМНАЯ) ЦЕРКОВЬ ПРОСЛАВИЛА В ЛИКЕ СВЯТЫХ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ВОЗНЕСЕНСКОГО), ПЕРВОИЕРАРХА РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ
(Вертоградъ - Церковность, Суздаль)

Торжества по случаю прославления Российской Православной  Церковью в лике святых святителя Филарета (Вознесенского), Митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского, третьего Первоиерарха РПЦЗ, прошли в Цареконстантиновский собор в СуздалеЦареконстантиновском кафедральном соборе г. Суздаля 30 апреля – 1 мая. Решение о канонизации святителя Филарета было принято на заседании Архиерейского Синода 15 марта с.г., а 30 апреля Архиерейский Синод утвердил Акт о прославлении святителя.

Утром 30 апреля Преосвященный Серафим, Архиепископ Сухумский и Абхазский, отслужил заупокойную Литургию по Митрополиту Филарету, которая, по русской церковной традиции, предшествует канонизации. После Литургии Митрополит Валентин, Первоиерарх Российской Православной Церкви, возглавил последнюю панихиду по новопрославляемому святителю, призвав молиться об упокоении души Митрополита Филарета и о том, чтобы Господь прославил его в лике Святых. В панихиде приняли участие 20 священников, составивших громкий слаженный хор, чтобы последний раз возгласить святителю Филарету "Вечную Память" и тем же вечером пропеть величание. 

Вечером того же дня в Цареконстантиновском соборе при стечении паломников из Москвы, Санкт-Петербурга, с Урала, из Центральной России, Белоруссии и с Кавказа пять архиереев - Митрополит Валентин, Архиепископ Феодор, Архиепископ Серафим, Епископ Антоний и Епископ Амвросий, 21 священник и 4 диакона совершили Всенощное бдение. На нем впервые прозвучали песнопения и молитвословия из умилительной и поэтичной службы святителю Филарету [http://church.ru/filaret-vozn/StFilaret-slujba.zip], составленной в санкт-петербургском приходе во имя св. Новопреподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны прихожанской Татьяной Сениной - большой ревнительницей   памяти Святителя Филарета. Лития - благословение хлебовЛитию в притворе Цареконстантиновского собора возглавил Преосвященный Амвросий, Епископ Хабаровский, который несмотря на тяжкие немощи, связанные с недавним избиением его (он с затруднениями ходил и поднимался по лестнице, было видно, что иногда ему трудно говорить) не пропускал ни одного богослужения и во многих моментах богослужения выполнял функции предстоятеля.  Также Еп. Амвросий совершил чин "благословения хлебов". Хор в соборе пел громко и слаженно, на удивление легко справляясь с еще незнакомым текстом службы, которая отныне должна стать привычной для всех приходов Российской Церкви.

ПолиелейЗатем наступает наиболее торжественный момент всенощной, совершаемой при прославлении святого - полиелей. На полиелей была вынесена большая икона святителя, выполненная в технике лицевого шитья членом московского Братства св. Апостола Иакова, брата Господня по плоти, Еленой Кудрявцевой, ребенок которой исцелился три года назад от фотографии Святителя. С тех пор искусная мастерица немало времени провела стараясь вышить уникальную икону Святителя, причем образец лика был отобран из нескольких десятков вариантов бывшим келейником митрополита Филарета, знавшим его много лет - прот. Константином Федоровым. Еще по дороге в Суздаль от иконы происходили небольшие, но очень важные для своевременного доставления ее в Суздаль чудеса. Перед этой иконой прозвучало первое величание святителю Филарету, а преосвященный Феодор, Архиепископ Борисовский и Санинский, огласил Акт о прославлении святителя Филарета в лике святых. 

АКТ
О ПРОСЛАВЛЕНИИ В ЛИКЕ СВЯТЫХ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА (ВОЗНЕСЕНСКОГО), ПЕРВОИЕРАРХА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ

Архиерейский Синод Российской Православной Церкви обращается ко всей боголюбивой во Христе пастве нашей с пасхальным приветствием:

Христос Воскресе!

С этим радостным приветствием Архиерейский Синод Российской Православной Церкви извещает о решении прославить в лике святых великого ревнителя Православия святителя Филарета (Вознесенского), почившего о Господе в 1985 г.
Каждое столетие истории Церкви являло в назидание грядущим поколениям того или иного подвижника благочестия, поборника веры и истины. Немало святителей и преподобных, благоверных князей и блаженных юродивых явила миру Русская Церковь за тысячелетие своего существования. В ХХ столетии — “Русская Земля небо земное бысть”, как говорится в церковном песнопении, — дивно украсилась она сонмом Святых Новомучеников и Исповедников Российских, засвидетельствовавших свою православную веру даже до крови и страданий, и мученической смерти. Их благодатным примером и святыми молитвами жива страна наша Российская и истинная Православная вера в ней.
На рубеже нового столетия и третьего тысячелетия от Рождества Христова явлена была страждущим и болезнующим верным чадам великая милость Божия. Ярко засияла на духовном небосклоне звезда святителя Филарета, Великого поборника и ревностного исповедника Святого Православия.
Святитель Филарет был носителем крепкой, никогда не колебавшейся, не знавшей сомнений Веры во Святую Единосущную и Животворящую Троицу, во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Святитель Божий был пламенным проповедником Евангелия Христова, наставником в христианской вере и жизни. Не только учил он, но и жил по заповеди Евангельской. Жил любовью, смирением, прощением, целомудрием и милостыней. Подражая своему небесному покровителю св. Филарету Милостивому, он отдавал свой последний хлеб голодным и своё последнее одеяние нищим.
Святитель Филарет был Великим в своей любви к Родному Отечеству, разоренному лютым безбожием, к исстрадавшемуся русскому народу. Он обличал богоборцев и их слуг — лжепастырей Московской патриархии. Обличал не страшась ненависти “сильных мира сего”, пытавшихся неоднократно расправиться с ним.
Третий Всезарубежный Собор под председательством Святителя ФиларетаТвердой рукой и любящим сердцем он вел церковный корабль, заботясь о благоустроении, чистоте и стоянии в Истине. Святитель Филарет был примером величайшего терпения в скорбных обстояниях, в изгнании и скитальческой жизни. Его попечением Православная Церковь дивно украсилась прославлениями святых угодников Божиих — св. прав. Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении Петербургской и прославлением Святых Новомучеников и Исповедников Российских, ставшим великим утешением и укреплением веры для наших православных соотечественников.
Непрестанно и безбоязненно он свидетельствовал перед всем миром о том, что жива Катакомбная Церковь в России, что продолжается ее славный мученический подвиг. Святитель Филарет подъял на себя труд по сохранению и укреплению Катакомбной Церкви, принял архипастырское попечение о её осиротевших клириках и мирянах.
Святитель Филарет с представителями "Матфеевского" Синода греческих старостильников Когда дух отступничества от Истинного Православия и пагубная ересь экуменизма глубоко проникли в поместные церкви, святитель Филарет в своих “Скорбных Посланиях” обличал неправду еретиков и увещевал предстоятелей поместных церквей возвратиться к исповеданию истинного вероучения.
Благодаря святителю Филарету, Русская Православная Церковь Заграницей прервала всякое общение с отступниками от Православия, а её Архиерейский Собор провозгласил в 1983 г. анафему ереси экуменизма, поэтому она стала центром Истинного Православия во всем мире. Взыскующие Отеческой Православной веры со всех концов земли, от всех народов стремились установить с ней общение, влиться в ее ряды и вверить себя мудрому водительству Святителя.
Твердость Святителя Филарета в исповедании Православного вероучения и его способность бескомпромиссно идти “против течения”, вызвала ненависть тех, для кого суемудрые человеческие расчеты и приспособленчество к духу “века сего” совсем заслонили свет Истины. Таковы были не только “внешние” клеветники, но и иные из числа его собратьев-архипастырей, которые, после его блаженной кончины, постепенно свернули Зарубежную Церковь с того прямого пути, которым шла она при Святителе Филарете. И ныне пытаются они скрыть зажженный светильник под спудом. Когда в 1998 году были обретены нетленные мощи сего великого светильника Православия и Богом была явно удостоверена его святость, они поспешили покрыть прахом земным это вместилище Благодати Божией, они не допустили верующих прикоснуться к нетленным мощам, подающим Благодать исцеления и обилие чудес. А свидетельства о чудесах Святителя Филарета уже имеются и они весьма многочисленны — даже фотография святых его мощей подает исцеление, что же рещи о самих мощах!
Велико и дивно чудо Божие, явленное через мощи Святителя, но еще более дивное чудо – сам Святитель Филарет – слава нашего Православия, слава Церкви Божией. Ныне сей Святитель собирает нас на духовный пир, дабы чистым сердцем и умиленною душою славили мы Бога, дивного во святых Своих.

Архиерейский Синод Российской Православной Церкви определяет:

Изволися Духу Святому и нам
1. Прославить в лике святых святителя Филарета (Вознесенского) как Великого поборника Православия.
2. Нетленные останки его почитать святыми мощами и воздавать им подобающее чествование, прося его молитвенного предстательства перед Господом Богом.
3. Написать икону Святителя Филарета согласно установлениям и правилам VII Вселенского Собора.
4. Составить сему угоднику Божию особую службу.
5. Установить празднование памяти Святителя Филарета в день его преставления — 8 ноября по церковному календарю. В день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных неукоснительно совершать службу Святителю Филарету, совмещенную со службой праздника.
6. За каждым Богослужением на отпусте, в дозволенные уставом дни, молитвенно призывать Святителя Филарета: «Иже во святых отца нашего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русския Православныя Церкве».
7. Составить церковное житие и синаксарь Святителю.
8. Почитать творения сего Святителя творениями святоотеческими, заботиться о распространении их и рекомендовать пастырям Российской Церкви употреблять их для наставления паствы в вере Православной.

Митрополит Валентин помазывает освященным елеем Татьяну Сенину - автора службы Святителю ФиларетуЗатем Митрополит Валентин, Первоиерарх РПАЦ, совершал помазание клириков и мирян освященным елеем, а Архиепископ Борисовский и Санинский Феодор раздавал отпечатанные Братством св. Апостола Иакова репродукции иконы святителя Филарета. Рассказывали, что некоторые благочестивые члены Братства жертвовали свои последние средства и даже личные вещи, чтобы доставить всем участников торжества возможность получить небольшую иконку Святителя (эти иконки сразу же после прославления совершали маленькие чудеса - так, выдавший неожиданную поломку компьютер Митрополита Валентина, сразу же после возложения на него иконки заработал нормально и удалось восстановить важные документы считавшиеся уже погибшими). 

Водосвятный молебен с акафистом Святителю Филарету

Утром 1 мая состоялся водосвятный молебен с акафистом Святителю Филарету (также написанным Татьяной Сениной). В акафисте подробно воспевается славное житие Святителя Филарета.

Архиерейский вход в начале литургии Высокопреосвященнейший Валентин, Митрополит Суздальский и Владимирский, в сослужении Преосвященных Архиепископов Борисовского и Санинского Феодора и Сухумского и Абхазского Серафима, Епископов Яранского Антония и Хабаровского Амвросия, а также 22 священников и 5 диаконов совершил Божественную Литургию в Цареконстантиновском кафедральном соборе. Для того, чтобы подчеркнуть торжественность прославления Святителя, вседневное Евангелие было перенесено и прочитано было Евангелие о Пастыре Добром, читаемое на прославлении и в дни памяти Святителей. После причащения духовенства митрофорный протоиерей Георгий Новаковский, настоятеля храма св. равноапостольной Великой Княгини Ольги в г. Железноводске (Ставропольский край), зачитал Послание Архиерейского Синода РПАЦ к Боголюбивой пастве. 

По отпусте Божественной Литургии состоялся молебен святителю Филарету с крестным ходом вокруг Цареконстантиновского собора и соседнего храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», по окончании которого клирики и миряне прошли в собор под иконой новопрославленного святителя, водруженной над дверями храма. Митрополит Валентин окорплял всех входящих в храм святой водой. После возглашения уставных многолетий Митрополит Валентин произнес приветственное слово, поблагодарив всех участников торжеств и вкратце остановившись на некоторых актуальных вопросах церковной жизни. После окончания литургии сделана была общая фотография епископата, духовенства, а затем и мирян перед иконой Святителя. Участники торжества расходились радостные, охотно делясь друг с другом и с корреспондентами впечатлениями от торжества. Епископ Антоний Яранский - заслуженный катакомбник, только недавно впервые получивший паспорт, пролил свет на некоторые детали своей биографии. Он, будучи иеромонахом, был в 1980 году принят под омофор Святителем Филаретом, и у него сохранилось письмо Святителя. Молодой иеродиакон Сергий рассказал о том, что первыми святоотеческими творениями, которые он прочел на своем церковном пути были именно творения Святителя Филарета, оказавшие на него огромное влияние.  

Прославление святителя Филарета, которого давно ожидали истинно-православные христиане всего мира, стало убедительным свидетельством верности Российской Церкви своему исповедническому пути и тому святоотеческому учению, выразителем которого был третий Первоиерарх РПЦЗ. Это прославление призвано стать источником и точкой отсчета процесса духовного возрождения Истинной Церкви на российской земле, умножения стада словесных овец Христовых.  


Заседание Архиерейского Синода Российской Православной Церкви 
17/30 апреля 2001 г.

Участники заседания Архиерейского Синода с иконой Святителя Филарета. Слева направо: Еп. Антоний Яранский, Архиеп. Феодор Борисовский и Санинский, Митр. Валентин Суздальский и Владимирский, Архиеп. Серафим Сухумский и Абхазский, Еп. Амвросий ХабаровскийНа заседании присутствовали: Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин - Председатель Архиерейского Синода и Первоиерарх Российской Православной Церкви, Архиепископ Борисовский и Санинский Феодор - Управляющий делами Российской Православной Церкви, Архиепископ Сухумский и Абхазский Серафим, Епископ Яранский Антоний, Епископ Хабаровский Амвросий. Накануне, 16/29 апреля состоялось совещание архиереев в том же составе, за исключением еще не прибывшего в Суздаль Епископа Антония.

В повестке дня заседания Синода стояло шесть вопросов: 1. О признании безблагодатными иерархов МП; 2. О прославлении некоторых подвижников благочестия , воссиявших в Русском Зарубежьи; 3. О спорах вокруг учения «имябожников»; 4. О миссионерской деятельности в Интернете; 5. О принятии «Акта» о прославлении Святителя Филарета; 6. О принятии «Послания» Архиерейского Синода к боголюбивой пастве. Кроме того, обсуждались разные вопросы, решения по которым не фиксировались в протоколе заседания.

Как мы уже сообщали ранее, Архиерейский Синод, на своем заседании 17/30 апреля, предполагал принять решение по вопросу о безблагодатности Московской Патриархии. О мнениях по этому вопросу были запрошены все архиереи, а также многие клирики и миряне Российской Церкви. Поступившая масса откликов выявила две тенденции - первая, - общее согласие в том, что этот вопрос назрел и его важно решить, признав, наконец, официально, безблагодатность иерархии МП; вторая, - беспокойство относительно возникающих в этой связи многочисленных канонических, богословских и церковно-практических вопросов: одни ставили вопрос о чиноприеме мирян, другие - о том, действителен ли был их сан, полученный в МП, третьи - о том, как отпевать покойников, крещеных в МП и т. д. На все эти вопросы вполне возможно ответить с церковной канонической точки зрения, но для этого требуется определенная работа. Кроме того, многим из церковных деятелей представлялось, что этот вопрос должна решать высшая, существующая на сегодняшний момент и способная реально действовать инстанция церковной власти в России - Архиерейский Собор Российской Православной Церкви, а к собору подробные и взвешенные решения по данному вопросу могла бы подготовить специальная комиссия. Именно в этом духе и были приняты решения Синода по данному вопросу.

Обсуждение началось с зачтения мнений трех первоиерархов Русской Зарубежной Церкви - Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского) и Святителя Филарета (Вознесенского) из которых с очевидностью следует, что они не признавали благодати в «советской церкви» и считали ее находящейся под анафемой. Затем Преосвященные члены Синода высказали свои мнения по данному вопросу.

В своем заключительном слове, Митрополит Валентин отметил, что преклоняет голову перед суждениями Святых Новомучеников и Исповедников Российских, первоиерархов Русской Зарубежной Церкви и благодарит собратьев-архипастырей за их ценные мнения. Митрополит обрисовал духовный облик МП, сознательно предпочетшей служение «духу века сего» служению Церкви Божией и Велиара Христу. Уже 10 лет иерархи МП не вынуждаются стоять на ложном пути никакими внешними обстоятельствами, что усугубляет их вину. 

Митрополит Валентин отметил, что его, как Первоиерарха, заботит процедура и последствия принятия решения относительно МП. Может ли Архиерейский Синод заменить собой такой собор или же принять решение, относящееся к его компетенции. Не будет ли это похищением не принадлежащей Синоду власти? В то же время никаких перспектив Поместного Собора пока не видится, а значит необходимо какое-то решение принять сейчас, для чего, видимо, необходим Архиерейский Собор, который бы выразил соборный голос современной Российской Церкви. Также Митрополит Валентин выразил обеспокоенность относительно десятков пастырских трудностей, которые вытекают из решения о безблагодатности МП и призвал не игнорировать их, но проработать вопрос как можно тщательней.

Решения, которые были приняты Архиерейским Синодом после дискуссии, были исключительно взвешенными и основательными. Было констатировано отпадение МП от Православия, отвержение ею евангельских и церковных начал, укоренение в экуменизме и лже-«симфонии» с безбожными властями. Имея уже десять лет возможность без боязни за свою жизнь принести искреннее покаяние в антицерковных делах, иерархи МП не только не воспользовались ею, но и усугубили свои беззакония. Соответственно суждение о безблагодатности МП должно быть вынесено. Для этого была создана богословско-каноническая комиссия, которая должна подготовить материалы к предстоящему Архиерейскому Собору (как нам удалось узнать он предварительно намечен на вторую половину 2001 года, хотя окончательная дата еще будет согласована). В комиссию под председательством Еп. Антония, авторитетные клирики и миряне Российской Церкви. В программе занятий комиссии следующие вопросы: 1). Церковно-канонические понятия о ереси и расколе, условия отпадения от Церкви; 2). Практика чиноприема из ереси и раскола в Древней Церкви; 3). История МП в ХХ веке и свидетельства ее отпадения от Православия; 4). Свидетельства об МП Святых Новомучеников и Исповедников Российских, а также святителей и подвижников Зарубежной Церкви; 5). Канонические, пастырские и церковно-практические вопросы, которые возникают в связи с решением о безблагодатности МП. Члены комиссии должны представить свои обоснованные мнения по данному вопросу.

Такое решение Синода дает уникальный шанс - впервые за церковную историю ХХ века произвести авторитетное соборное рассмотрение вопроса об МП (как сергианской отступнической иерархии и как одной из юрисдикций экуменического «мирового православия») и вынести канонически и богословски продуманное, а также содержащее подробные церковно-практические выводы, решение. Судя по составу комиссии, появляются основания надеяться на то, что эта благоприятная возможность упущена не будет.

Второй вопрос, обсуждавшийся Синодом касался о возможности прославления в лике святых, наряду со Святителем Филаретом (Вознесенским), основателя Русской Зарубежной Церкви Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), его преемника Митрополита Анастасия (Грибановского), а также выдающегося проповедника Архиепископа Аверкия (Таушева) и принявшего в 1997 г. мученическую кончину хранителя Иверской Монреальской мироточивой иконы Божией Матери брата Иосифа Муньоса.

Этот вопрос являлся довольно спорным и, можно сказать, напряженным для части членов Российской Церкви - так, с одной стороны была выдвинута концепция «Трех Святителей Русского Зарубежья», как нерасторжимого единства, так что прославление одного Святителя Филарета было объявлено некоторыми чуть ли не кощунством. С другой - у значительной части членов Российской Церкви фигуры митрополитов Антония и Анастасия вызывают большие сомнения, доходящие, иной раз, не только до отрицания их святости, но и до выражения сомнений в спасении их души. Им «вменяется» слишком либеральное отношение к новостильничеству, экуменизму и вообще церквам «Мирового Православия», с которыми они сохраняли молитвенное и литургическое общение. Митрополиту Антонию ставится, кроме всего прочего, в упрек его богословская система, увенчанная «Догматом Искупления», в которой усматриваются серьезнейшие догматические ошибки. Противники концепции «Трех Святителей» рассматривают такое совместное прославление как «филетизм», подмену церковных начал чисто национальными. Столкнулись и более принципиальные позиции, касающиеся общей оценки святости тех или иных людей. Для одних таким свидетельством святости является уважение и почитание, доброе благочестивое жительство, великая польза, принесенная тем или иным человеком Церкви Божией, несмотря на те или иные ошибки. Для других «допуском» к прославлению является либо же абсолютно безупречное житие, либо же явные и обильные чудеса, и прочие божественные знамения святости. Другими словами вопрос о двух предшественниках Святителя Филарета является непростым и дискуссионным.

Как можно судить по решениям Синода возобладало более взвешенное мнение. Прославление Святителя Филарета - как того, кто создал Истинное Православие, как определенную целостную систему, противостоящую «Мировому Православию», а тем самым совершил особый подвиг, отличающий его от прочих святителей, - никем не было оспорено. Вместе с тем Синод воздержался и от попыток прославить двух прочих Митрополитов как бы «вдогонку» или же отказать им в прославлении. В определении Синода было отмечено, что в Русском Зарубежьи воссияло немало подвижников - святителей, преподобных и мучеников, заслуживающих прославления. Постановлением Синода создана была особая комиссия под председательством Архиеп. Серафима, которая должна была изучить их жития и творения, снять все спорные вопросы и подготовить надлежащее и приемлемое для всей Церкви прославление. Сколь долго продлится работа этой комиссии - сказать трудно, поскольку вопрос не простой, а ей предстоит большой объем работы. Уже сейчас имеется большой список тех лиц, материалы о которых возможно будут предложены на рассмотрение комиссии, причем относительно некоторых из этих лиц возможны жаркие споры. Поэтому, в качестве одного из вариантов решения, может рассматриваться и такой - установление дня памяти Собора Святых Русского Зарубежья, в который, наряду с удостоенными общецерковного прославления святыми, отдельные приходы смогут праздновать память почитаемым в них святым, воссиявшим в Русском Зарубежьи, как местночтимым.

Члены Синода на пастырском совещании в СуздалеТретий вопрос был наиболее острым как в повестке самого заседания, так и в общей ситуации в РПАЦ, прежде всего в Суздале. Связан он был с острым конфликтом вокруг «имябожничества» или «имяславия» в который пыталась втянуть РПАЦ группа, сложившаяся вокруг бывшего секретаря Синода прот. Андрея Осетрова (ныне запрещенного в священнослужении).

Поводом к конфликту стали богословские и патрологические изыскания одного из уважаемых клириков РПАЦ, который в некоторых своих научных публикациях указывал на канонические нарушения, допущенные при осуждении «имяславцев» в начале ХХ века, а также целый ряд неправославных догматических положений, выдвинутых противниками имяславия. При этом, указанный автор не стеснялся давать довольно резкую оценку каноническому положению и догматической чистоте исповедания Российского Святейшего Правительствующего Синода, осудившего имяславцев, что и вызвало значительное напряжение в церковных кругах, поскольку наряду с попыткой ввести сомнительное с православной точки зрения учение ему была поставлена в вину и своеобразная «церковная революция» - попытка лишить Российскую Церковь исторических оснований в дореволюционной «синодальной» Церкви. Все это стало поводом для того, чтобы обвинить указанного богослова и его единомышленников в ереси «имябожничества».

Главными обвинителями выступила указанная выше группа запрещенного прот. Андрея Осетрова, руководствовавшаяся прежде всего личными мотивами, причем для выставления обвинения были использованы, как впоследствии было установлено, нечестные приемы - фальсификация документов, провокационные вопросы и т.д. Не поставив в известность правящего архиерея - Митрополита Валентина, «посыльные» данной группы разъезжали по приходам в России и даже на Украине говоря о мнимой опасности «скорого захвата власти в Синоде имябожниками», смущая духовенство и верующих. Через какое-то время прот. Андреем Осетровым был распространен доклад, в котором для «опровержения имябожничества» было выдвинуто учение о том, что «энергия Божия не есть Бог», а также что Бог есть «личность» в противоположность некоторому безличному «Божеству» (т.с. «второму Богу»). Это учение находится под прямой анафемой Синодика в Неделю Православия, Константинопольского Поместного Собора 1351 г., а также прямо противоречит учению Св. Григория Паламы, многократно утверждавшего: «энергия Божия есть Бог». Кроме того, содержавшееся в докладе положение, отделявшее «действие» - энергию от приоды является осужденной VI Вселенским Собором ересью моноэнергизма. Также «борцами с ересью имябожия» было поставлено под сомнение и объявлено ересью святоотеческое учение об обожении. Другими словами против мнимой ереси была выставлена ересь очевидная и соборне осужденная. Накануне заседания Синода, увидев, что Превоиерарх Российской Церкви не поддается на требования устроить из этого спора личную «расправу» с неугодными данной группировки лицами, ими была предпринята атака на самого Митрополита, которого также обвиняли в ереси. «Матушкой» прот. Андрея Осетрова было отправлено дерзкое и оскорбительное по тону письмо, в котором она уведомила Митрополита о прерывании с ним церковного общения и отказе участвовать в таинствах Российской Церкви. Также она сообщила, что по бывшему ей видению, Святителю Филарету «неугодно» прославление его без двух остальных Первоиерархов РПЦЗ, а значит канонизация Святителя Филарета недействительна. 17/30 апреля, в день заседания Синода, прибывший в Суздаль прот. Андрей Осетров отказался сослужить с Митрополитом, епископатом и духовенством РПЦЗ на панихиде по Св. Филарету, несмотря на то, что лица, которые были обвинены им в ереси, на этой службе не присутствовали. Митрополитом Валенином было сообщено ему об отстранении его от должностей секретаря Синода и благочинного, за недозволительное поведение и попытку создать конфликта в Церкви 

Митрополит Валентин пытался смягчить конфликт, сохранив его на принципиальной, церковной почве и решительно отказавшись устраивать личные «расправы» в интересах той или иной внутрицерковной группы. Отражением именно такого подхода стали решения Архиерейского Синода. В них было разъяснено, что Синод не может принимать на себя функции судьи в том деле, последней инстанцией которого был Всероссийский Поместный Собор, так и не вынесший окончательного решения по вопросу об имяславцах, в предшествующие годы Святейший Правительствующий Синод также вынес несколько взаимопротиворечивых решений, а впоследствии св. Патриарх Тихон, сперва подтвердил запрещение имяславцам в священнослужении, а затем, однако, приглашал некоторых из них к сослужению с собою. Следует так же отметить, что Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г. были прославлены в лике Святых Новомучеников и Исповедников Российских и активные и убежденные сторонники имяславия (такие как архиеп. Феодор (Поздеевский) и еп. Марк (Мих. Ник. Новоселов)) и противники его (например - еп. Василий Прилукский (Зеленцов). Все это свидетельствует о том, что при принципиальном осуждении ереси «имябожничества» Российской Церковью, в вопросе о том, как различить еретиков имябожников и тех, кто почитал Имя Божие православно, а также в том, кто из исторических «имяславцев» был действительно виновен в имябожничестве, а кто только не принимал догматических ошибок в учении «имяборцев» - во всех этих вопросах полной ясности не было достигнуто, а Архиерейский Синод Российской Православной Церкви никак не может выступить окончательным судьей по этому вопросу.

Вместе с тем было отмечено, что Архиерейский Синод хранит традиционное святоотеческое православное исповедание, а потому не допустит введения в церковную догматику никаких новшеств, никаких изменений или искажений в угоду тем или иным лицам и их частным мнениям. При допустимости частных богословских дискуссий (ели они ведутся в духе любви и мира), никто не должен даже и помыслить о том, чтобы посягнуть на общецерковное исповедание веры и пытаться его изменять и дополнять. При этом с тех, против кого было выдвинуто обвинение в ереси «имябожничества» была взята подписка, в которой они подтверждали свою непричастность к этой ереси и анафематствовали всех имябожников и все гностические лжеучения.

Архиерейским Синодом было отмечено, что сам факт возникновения столь острых споров по этому вопросу, уже многие десятилетия не бывшему предметом дискуссий, можно приписать только вражде диавола на Российскую Церковь в связи с ее несомненными успехами и достижениями - прославлением Святителя Филарета, увеличением ее клира и паствы, превращением ее, после самоупразднения РПЦЗ в единственный центр истинного Православия на Русской Земле, связанный и преемственный с исторической Российской поместной Церковью. Все это не может не подвигнуть врага нашего спасения на попытки посеять смуту в церковных рядах, расколоть Церковь, смутив многие умы. В качестве меры к прекращению спора, Архиерейский Синод уведомил всех клириков Российской Православной Церкви о необходимости воздержаться от любых публикаций на данную тему, которые бы подогревали спор и вносили смуту в церковные ряды. Одновременно все заинтересованные лица были уведомлены о том, что Архиерейский Синод впредь не будет рассматривать доносов и обвинений в «ереси» по данному вопросу. Большое внимание осмыслению произошедшего спора было уделено в Послании к боголюбивой пастве, составленном Архиерейским Синодом.

Здесь в нашем отчете о заседании Архиерейского Синода необходимо сделать небольшое отступление, дабы указать на дальнейшее развитие событий. После окончания торжества прославления Святителя Филарета, Митр. Валентин выступил с амвона Цареконстантиновского кафедрального собора перед духовенством и многочисленной паствой, сообщив о том большом горе, которое произошло с глубоко уважаемым протоиереем, вставшим на путь раскола. Описав ситуацию, он отметил, что отступившие сами себя отделили от Церкви, удалившись от причащения и сослужения с архипастырями и призвал раздорников к покаянию. При этом Митр. Валентин отметил, что предает учинивших смуту суду их собственной совести. Более подробно Митр. Валентин осветил «психологическую» подоплеку конфликта на пастырском совещании, предупредив пастырей против дальнейших провокаций.

Однако, как вскоре стало известно, раздорники впали в ожесточение, перенеся всю свою ненависть на самого Митр. Валентина. Они решили выступить против него с затасканными и уже много раз опровергнутыми обвинениями морального характера, начав снимать некий «разоблачительный» фильм. Это стало ясно после того, как к Митр. Валентину потянулись с покаянными письмами иподиаконы, духовенство и другие лица, которые по неосторожности или из желания  «отомстить» Митрополиту за какие-то «обиды», дали интервью для этого фильма, а потом осознали чудовищность содеянного. Простив согрешивших Митр. Валентин, немедленно запретил в священнослужении всю раздорническую группировку, состоявшую из трех священников и протодиакона и возбудил вопрос о снятии с них сана, согласно правилам 31 апостольскому и 13 Двукратного собора (отделение пресвитера от епископа без вины или за мнимую вину) и 18 IV Вселенского и 34 VI Вселенского соборов (составление скопищ и заговор против епископа). Как стало известно, раскольники уже обратились за поддержкой к Московской Патриархии, а также, предложили одному из покинувших несколько лет назад юрисдикцию Архиерейского Синода епископов  «свергнуть Валентина и стать Митрополитом». 

Несмотря на крайне неприглядную ситуацию, созданную раскольниками, прямо в святые пасхальные дни торжеств, связанных с прославлением Святителя Филарета, само тожество омрачено не было. Ни в разговорах духовенства и верующих, ни в вопросах к самому Первоиерарху эта тема первостепенного внимания не занимала, духовенство более интересовалось вопросами о приходской жизни, гонениях от МП, повышении образовательного уровня, верующих восхищала прекрасная вышитая икона Святителя Филарета, относительно которой сразу же разгорелись споры вышивали ее три года или пять лет. О деятельности смутьянов отзывались скорее с удивлением, как о проявлении психической ненормальности. Среди столичных гостей, склонных уделять больше внимания такого рода темам, преобладало мнение, что возникновение этого конфликта именно в дни прославления Святителя - добрый знак, свидетельствующий о том, что дело это действительно богоугодное, зато неугодное диаволу, а сам конфликт говорит о том, что Российская Церковь вполне свободна от «детской болезни» многих «антиэкуменических» юрисдикций, сосредоточенных только на создании «единого фронта» борьбы и поддерживающих свое единство только за счет совместного выступления «против» чего-то. В то время как обычная, повседневная церковная жизнь в Истинной Церкви (представление о которой можно получить по священным канонам, заключенным в Книге Правил), никогда не обходится без конфликтов, смут, даже бунтов, - скорее отсутствие таковых есть дурной признак чисто внешнего, механического единства. Свойство подлинной церковной жизни не в безконфликтности и отсутствии искушений, а в умении по церковному разрешать конфликты и побеждать искушения.

Еще одним спорным вопросом, вынесенным на заседание Синода, стал вопрос о миссионерской деятельности в интернете. Интернет стал для Российской Церкви наиболее мощным информационным оружием, поскольку, по понятным причинам, доступ к другим средствам массовой информации у нее искусственно ограничен. Именно работа в интернете стала средством привлечения к Церкви взыскующих истинного Православия, информирования о церковной позиции РосПЦ, распространения церковной литературы. Понятно, что в связи с особенностями электронного информационного пространства появилось немало ресурсов, в которых позиция Российской Церкви и ее Синода подвергается, мягко говоря «субъективной» интерпретации. Выступления в Интернете от имени РосПЦ с самыми безответственными заявлениями, использование информационного пространства не для проповеди, а для публичных клеветнических выступлений в адрес «неугодных» собратьев стали для некоторых лиц делом вполне обычным. В этой связи, Митр. Валентином было разослано Извещение, уведомляющее о снятии грифа «по благословению Митрополита Валентина» со всех неофициальных ресурсов, претендующих на выступление от имени Российской Церкви в Интернете. Это решение было утверждено Архиерейским Синодом, которым Митрополиту Валентину было поручено проработать вопрос о создании официальной интернет-страницы Российской Православной Церкви. 

Заседание Архиерейского Синода проходило в дни торжеств, связанных с прославлением Святителя Филарета (Вознесенского), в связи с этим Синодом был утвержден текст «Акта» на прославление, состоящего из двух частей - Похвального Слова Святителю Филарету, в котором в ярких выражениях описывается его подвиг и Определения, содержавшего конкретные церковно-практические указания в связи с причислением Святителя к лику святых.

Определение, начинающееся словами «изволися Духу Святому и нам», постановляет прославить в лике святых Святителя Филарета, «как великого поборника Православия». Его нетленные останки надлежит считать святыми мощами и воздавать им соответствующее поклонение. Память Святителю Филарету установлена 8/21 ноября, в день его преставления. Поскольку этот день совпадает с празднованием Собора Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, то в Определении специально была подчеркнута необходимость не отлагать празднования Святителю даже ради сего большого праздника, но, руководствуясь Уставом, совершать совместно две службы. В этом можно увидеть своеобразный символический смысл, поскольку Архистратиг Михаил всегда почитался Катакомбной Церковью в качестве ее небесного покровителя. На отпустах в положенные уставом дни, Определением Синода предписано молитвенно призывать Святителя Филарета: «Иже во святых отца нашего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русския Православныя Церкве». Этот несколько неожиданный титул был предложен лично Митрополитом Валентином, указавшим на тот факт, что называть Святителя по граду Нью-Йорку, в котором было его пребывание, означало бы несколько сужать подвиг Святителя, не указав на его вселенский масштаб, таким же ограничением значения Святителя Филарета только Зарубежной Церковью было бы называть его первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Несомненно, что Святитель Филарет признавался Первоиерархом не только Церковью в изгнании, но истинной Церковью в России, катакомбной Церковью, поминавшей его как своего предстоятеля. Соответственно, он должен быть признан первоиерархом всей поместной Русской Церкви, которая (согласно духу и букве 362 указа Св. Патриарха Тихона) признала его своим старшим епископом. Служба святителю Филарету уже составлена прихожанкой храма Святой Преподобномученицы Елисаветы в Санкт-Петербурге Татьяной Сениной и отличается умилительностью и большими поэтическими достоинствами. Во исполнение Определения Синода Святителю Филарету уже написано несколько прекрасных икон, причем одна из них - бывшая главной на прославлении, выполнена в уникальной технике лицевого шитья. Сейчас ведется работа по составлению Жития и синаксаря Святителю. Заслуживает внимания также следующий пункт Определения: «Почитать творения сего Святителя творениями святоотеческими, заботиться о распространении их и рекомендовать пастырям Российской Церкви употреблять их для наставления паствы в вере Православной». Тем самым в лице Святителя Филарета было указано для истинно православных христиан в России и во всем мире надежное «правило веры», каковым являются учительные и проповеднические творения сего Святителя.

В завершение заседания Архиерейского Синода был принят текст Послания к боголюбивой пастве, уведомлявшего о решениях, принятых Синодом, главное внимание в послании было уделено прославлению Святителя Филарета (в послание было полностью включено «Похвальное Слово» из «Акта») и спорам вокруг имябожничества. Последняя часть послания и представляет исключительный интерес, поскольку в ней выражена была со всей ясностью богословская и церковная позиция Архиерейского Синода.

В Послании было разъяснено, что на сам спор следует смотреть не иначе как на действие «древнего клеветника», желающего ослабить укрепляющую и возрастающую Российскую Церковь. Спор этот не является для Российской Церкви чем-то важным и насущным, налицо явное «навязывание» его с целью создания смуты. Поэтому Архиерейский Синод со всей решительностью отказался присваивать себе власть Поместного Собора и выступать судьею в этом споре. При этом, однако, Архиерейский Собор отметил, что «не было и не будет» такого, чтобы кому-то удалось навязать Российской Церкви в качестве ее исповедания «гностическое лжеучение имябожников». «Не для того мы отвергли ереси экуменизма и обновленчества, не для того прервали всякое общение с отступниками от Православия и проповедниками “иного благовествования”, чтобы на место одних отвергнутых ересей ставить другие!» - отмечено в Послании. При этом, разумеется, имелось ввиду не только имябожничество, но и варлаамитское лжеучение, которое также пытались навязать Синоду в качестве «противоядия» от имябожников. Синод засвидетельствовал свою консервативную вероучительную позицию, основанную на вселенском Символе Веры, учение Святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов. Епископы Российской Церкви засвидетельствовали, что видят смысл своего служения в хранении Священного Предания Православной Церкви.

Весьма сурово охарактеризована была в Послании Синода весьма распространенная, к величайшему сожалению, в среде истинно православных тенденция «самодельного православия», когда некоторые лица, пользуясь малочисленностью истинно православных Церквей стремятся устроить их по собственному вкусу, по «слишком человеческим» планам, совершенно не считающимся с тем, что Церковь - Тело Христово строится не грешными людьми, но Святым Духом, который избирает себе человека как орудие и надежного сотрудника, а не самовольного фантазера. Во многом такой соблазн «самодельного православия» вызван чрезмерным парением ума, чрезмерной надеждой на собственные силы и познания, собственное головное разсуждение. Поэтому Архиерейский Синод справедливо напомнил о необходимости стяжать благодать «православия сердца», умения быть православным не только в интеллектуальных конструкциях, но и в жизненных решениях, в умении не только в теории, но и на практике различать грань между тем, что церковно и тем, что против Церкви, умении осуждать себя, а не только других и умении прощать других, а не только себя. Такое «православие сердца» проповедовал, в частности, приснопамятный о. Серафим (Роуз), мужественно выступивший против первых атак «неоправославного» рационализма в 1970-80-х годах. Было отмечено также, что иного богословия, кроме того, которое вытекает из глубины молитвенного опыта, Православная Церковь не знает, а потому Синод нашел своевременным напомнить пастве и пастырям Российской Церкви о важности молитвы, которая совершается не только в уме, но и в сердце, и о том, что только тот, «кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил., 2, 28; Деян., 2, 21).

Относительно углубленных богословских и патрологических изысканий Синод указал, что они насущны и необходимы, поскольку для православных христиан исключительно важно постигать бесчисленные благодатные смыслы заключенные в творениях Святых Отцов. В то же время, в Послании указано, что исследующим святоотеческие творения не следует со слишком большой поспешностью высказываться о том, о чем сами Святые Отцы говорили с величайшей осторожностью, тем более не следует приписывать Отцам собственных богословских измышлений. А совсем уж неприлично делать богословские изыскания предметом постоянных яростных препирательств и доносов о ереси, роняющих достоинство Церкви перед «внешними» и вносящих смуту в ограду церковную. Надлежит отметать ересь и неправду, но стараться служить Церкви, а не собственному самомнению.

Очень деликатно, но, в то же время ясно, Архиерейский Синод высказался о т.н. «синодальном периоде», уже около столетия служащем предметом «соблазна» для многих чад Российской Церкви и даже определенных спекуляций со стороны «модернистски» настроенных кругов. Архиерейский Синод указал на то, что Российская Церковь наследует тысячелетней благодатной традиции святости, никогда не прерывавшейся в Российской Церкви. Каково бы не было наше отношение к отдельным актам тех или иных управительных церковных структур «синодального периода», только слепцы могут не видеть того, что Священное Предание святости и ток живительной благодати, не только подаваемой, но и действующей и принимаемой людьми, ни на минуту не прерывался в Российской Церкви до революции и нашел свое святое продолжение и в Катакомбной Церкви в России и в Русской Зарубежной Церкви в лице великих Святителей Иоанна Шанхайского и Филарета (Вознесенского).

Архиерейский Синод призвал чад Российской Церкви подражать новопрославленному Святителю Филарету не только в твердом стоянии в Истине (такое стояние, у некоторых, как и всякое добродетель может действом вражьим обратиться и в прелесть), но и в кротости сердца, в его милующей и сострадательной любви, в умении не только обличать, но и утешать. Надо помнить как о том, что добродетель без правой веры не может соединить нас с Богом, так и о том, что правоверие без добродетели не может ни оправдать нас пред Богом, ни освятить нас.

Завершение Послания представляет собой скрытую цитату из духовного завещания Святителя Филарета: «Подлинное и чистое духовное богатство имеет только Святая Церковь, и оно принадлежит всем верным чадам Ее. Спаситель так сказал о нашем единстве в любви: «По тому узнают люди, что вы - Мои ученики, если будете иметь любовь между собою“. Именно это единство в любви и является той заповедью, которая содержит «весь закон и пророков» и которую мы обязаны неукоснительно исполнять, если хотим своего спасения, а не вечной погибели».

Заседание Архиерейского Синода Российской Православной Церкви от 17/30 апреля 2001 г. составляет собой важную историческую веху, как по важности принятых на нем решений (в частности - о созыве Архиерейского Собора), так и потому, что впервые Синоду пришлось решать сразу такое количество исключительно важных и требующих тонкого подхода вопросов. Нельзя не поразиться тому, с какой ответственностью и подлинно церковным подходом они были решены, как взвешенны букально в каждом слове синодальные решения, при всей своей осторожности не являющиеся, в то же время, набором «общих мест» и «благопожеланий», но выражением ясного церковного взгляда по всем основным вопросам церковной жизни.


ДОКУМЕНТЫ

П О С Л А Н И Е
АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА
РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
К БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ

Архиерейский Синод Российской Православной Церкви, собравшись в святые пасхальные дни в Богоспасаемом граде Суздале, желает Боголюбивой пастве нашей радоваться о Воскресшем Христе Иисусе!

Славу и благодарение воссылаем мы Господу нашему Иисусу Христу за Его неизреченные милости и со смиренным сердцем и радостью духовной сообщаем, что изволися Духу Святому и нам прославить иже во святых отца нашего Святителя Филарета (Вознесенского), Митрополита Нью-Йоркского, — Великого поборника Истины и защитника Святого Православия. Во многом благодаря его трудам и усилиям по обличению ветхих и новых ересей до нас дошел от самих Апостолов и Святых Отцов залог неповрежденной истинно-православной веры.

Каждое столетие истории Церкви являло в назидание грядущим поколениям — своих подвижников благочестия, поборников веры и истины. Немало святителей и преподобных, благоверных князей и блаженных юродивых явила миру Российская Церковь за тысячелетие своего существования.

В ХХ-м столетии, как говорится в церковном песнопении, "Русская Земля небо земное бысть", дивно украсившись сонмом Святых Новомучеников и Исповедников Российских, которые засвидетельствовали свою православную веру даже до крови, страданий и мученической смерти. Их благодатным примером и святыми молитвами жива наша Россия и Православная вера в ней.

В прошедшем столетии народы и цивилизации, традиционно называвшие себя христианскими, устремились к полнейшему отказу не только от духа учения, заповеданного нашим Спасителем и Господом Иисусом Христом, но и от самого имени христианского. Евангельские истины объявляются в лучшем случае «культурным наследием». Более того, предстоятели поместных церквей, называющих себя «православными», задаются пилатовым вопросом: «Что есть истина?» и пытаются ответить на него через так называемый «диалог» с «христианскими» конфессиями и даже с нехристианскими вероучениями.

Мы знаем, что кровь мучеников – семя Христианства. Благодаря подвигу первохристианских мучеников Христова Церковь утвердилась в древнем мире и стала господствующей Церковью. Первоначально сонм святых и состоял из одних только мучеников. Но очень скоро древо Церкви проросло сонмом святителей, которые под благодатным водительством Святаго Духа защищали православное учение перед лицом лжеучителей и еретиков. Недаром в торжественном чине Торжества Православия, празднуемом в первую неделю Великого Поста, Церковь величает и прославляет чин святителей.

Прошедшее столетие было переломным не только для Русской Церкви, но и для Вселенского Православия. Закончилась эпоха православных государей, «удерживающих» мир от последних времён. Русская Церковь в соборе Новомучеников и Исповедников получила сонм святых, больший того, который за два тысячелетия христианства дала Вселенская Церковь.

На рубеже нового столетия и третьего тысячелетия от Рождества Христова явлена была страждущим и болезнующим верным чадам Церкви Христовой великая милость Божия. Ярко засияла на духовном небосклоне Вселенского Православия звезда святителя Филарета, ревностного исповедника Святого Православия.

Святитель Филарет был носителем крепкой, никогда не колебавшейся, не знавшей сомнений Веры во Святую Единосущную и Животворящую Троицу, во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Святитель Филарет был пламенным проповедником Евангелия Христова, наставником в Православном вероучении и праведной жизни. Но не только учил Он свою Боголюбивую паству, но и Сам жил по Евангельским заповедям. Жил любовью, смирением, прощением, целомудрием и милостыней. Подражая своему небесному покровителю св. Филарету Милостивому, Он отдавал свой последний хлеб голодным и своё последнее одеяние нищим.

Святитель Филарет был Великим в своей любви к Родному Отечеству, разоренному лютым безбожием, к исстрадавшемуся русскому народу. Он обличал богоборцев и их слуг — лжепастырей Московской патриархии. Обличал, не страшась ненависти “сильных мира сего”, пытавшихся неоднократно расправиться с ним.

Твердым и любящим сердцем он вел церковный корабль, заботясь о его благоустроении, чистоте и стоянии в Истине.

Святитель Филарет был примером величайшего терпения в скорбных обстояниях, в изгнании и скитальческой жизни. Его попечением Православная Церковь дивно украсилась прославлениями святых угодников Божиих — св. прав. Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении Петербургской и Святых Новомучеников и Исповедников Российских, ставших великим утешением и укреплением веры для наших православных соотечественников.

Непрестанно и безбоязненно он свидетельствовал перед всем миром о том, что жива Катакомбная Церковь в России, что продолжается ее славный мученический подвиг. По его инициативе Соборы Русской Зарубежной Церкви неоднократно свидетельствовали о своем духовном единстве и каноническом общении с Катакомбной Церковью, обличали сергианскую подделку под Церковь. Святитель Филарет взял на себя труд по сохранению и укреплению Катакомбной Церкви, принял архипастырское попечение о её осиротевших клириках и мирянах. Он был подлинным печальником земли русской.

Когда дух отступничества от Истинного Православия и пагубная ересь экуменизма глубоко проникли в официальные поместные церкви, святитель Филарет в своих “Скорбных Посланиях” иерархам «мирового православия» обличил неправду еретиков, призвал предстоятелей поместных церквей возвратиться к исповеданию истинного вероучения.

Благодаря святителю Филарету, Русская Православная Церковь Заграницей прервала всякое общение с отступниками от Православия, а её Архиерейский Собор провозгласил в 1983 г. анафему ереси экуменизма, в результате чего Русская Зарубежная Церковь стала центром Истинного Православия во всем мире. Взыскующие Православного вероучения и полноты церковного бытия стремились установить с ней общение, влиться в ее ряды и вверить себя мудрому водительству Святителя.

Твердость Святителя Филарета в исповедании истины, его способность бескомпромиссно идти “против течения” вызвали ненависть тех, для кого суемудрые человеческие расчеты и приспособленчество к духу “века сего” заслонили свет Истины. Таковы были не только “внешние” клеветники – враги Христовы, но и иные из числа его собратьев-архипастырей, которые после его блаженной кончины постепенно свернули Зарубежную Церковь с того прямого пути, которым шла она при Святителе Филарете.

И ныне пытаются они скрыть зажженный светильник под спудом. Когда в 1998 году были обретены нетленные мощи сего Великого Светильника Православия и когда Богом была явно удостоверена его святость, они поспешили покрыть прахом земным это вместилище благодати Божией, они не допустили верующих прикоснуться к нетленным мощам, подающим Благодать исцеления и обилие чудес.

Велико и дивно чудо Божие, явленное через мощи Святителя, но еще более дивное чудо – сам Святитель Филарет, который является славой Церкви Божией, славой нашего Православия. И ныне сей Святитель Богомудрый собирает нас на духовный пир, дабы чистым сердцем и умиленною душою славили мы Бога, Дивного во святых Своих: Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!

Прославление Святителя Филарета, как и бывшее семь лет назад прославление Святителя Иоанна Шанхайского, призвано обратить наш мысленный взор ко многим иным подвижникам благочестия — святителям, преподобным и мученикам, просиявшим в Русской Православной Церкви в изгнании.

С глубокой скорбью мы наблюдаем, как нараставшее после кончины Святителя Филарета отступление нынешних зарубежных иерархов от завещанного им церковного курса привело поначалу к печальному разделению в Российской Церкви, а теперь, после Зарубежного Архиерейского Собора 2000 года, — к открытому исповеданию своего «вечного общения» с экуменическим официальным православием.

Блаженными отцами-основателями Русской Православной Церкви Заграницей ей было завещано вернуть залог неповрежденной веры Христовой и каноническую иерархию на родную землю, как это только станет возможно. И действительно, как только ослабло безбожное пленение нашей земли, ведомые Духом Святым русские зарубежные иерархи приняли под свой омофор православные общины в России и утвердили на русской земле каноническую иерархию. Вскоре отдельные иерархии, ныне занимающие в Зарубежной Церкви господствующее положение, стали сожалеть о создании канонических церковных структур в России и открыто встали на путь сближения и соединения с «церковью лукавнующих» — Московской патриархией. Ныне с их стороны раздаются в наш адрес кощунственные упреки в том, что будто бы мы «украли благодать», покинув юрисдикцию Зарубежного Архиерейского Синода. Подобные упреки большой болью отзываются в наших сердцах, потому что их авторы не только позволяют себе весьма «вольные» суждения о Благодати Святого Духа, но и оскорбляют русских истинно-православных христиан, приобщающихся к истинным Таинствам в ограде Российской Православной Церкви.

Сегодня мы можем определенно засвидетельствовать: бесчисленные протесты и призывы пастырей и паствы, находящихся не только на родной Руси, но и в рассеянии сущих, возвратиться на тот истинный путь, на который встал Митрополит Антоний и который продолжили Митрополит Анастасий и Святитель Филарет, не нашли никакого отклика у иерархов, бесславно завершивших путь Зарубежной Церкви. Страшно подумать, какое великое достояние, какую великую и освященную веками святости традицию они столь безрассудно загубили. Но нет! Не погибло до конца Истинное Православие! Нынешнее духовное торжество – убедительное свидетельство того, что врата адовы никогда не возмогут одолеть Церковь Христову.

Враг нашего спасения не прекращает своей вековечной вражды против нас и стремится посеять между нами распри, потому что он видит, как по милости Божией наша Церковь строится и укрепляется. Древний клеветник на сей раз избрал новый путь — путь споров об учении так называемых “имябожников”.

Ни в Зарубежной Церкви, ни в Церкви Катакомбной этот вопрос не превратился в источник смут и разделений, поскольку никто не дерзнул бы вынести окончательное богословское суждение по вопросу, решить который не успел даже Всероссийский Поместный Собор 1917-18 годов. Нам же искусственно стремятся навязать этот спор, пытаясь на место мирного и благодатного течения церковной жизни водрузить противоборство амбициозных лиц. Давно искавшие повода недоброжелатели нашего Синода уже возводят клевету, обвиняя нас в исповедании гностического лжеучения “имябожников”, чего не было и не будет.

Мы твердо исповедуем веру во Единого Бога — Отца, Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную; мы исповедуем Единое Божество, в Троице Поклоняемое и Славимое. Мы веруем в Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Воплощенного Сына Божия, Истинного Бога и Истинного Человека, Распятого за ны при Понтийстем Пилате и тридневно Воскресшего. Еще веруем во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, храним Её уставы и предания и правила Святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов. Со всею ответственностью заявляем: что Святые Отцы приняли, и мы принимаем и лобызаем, а что они отметали, то и мы отметаем и отвергаем.

Мы следуем слову Апостола — “Братия, стойте и держите предания”, — и свидетельствуем своей Боголюбивой пастве, что не допустим введения в Церкви новых, чуждых Ей догматов и учений. В этом мы видим основное содержание нашего служения как Епископов – блюстителей церковного Предания. Не для того мы отвергли ереси экуменизма и обновленчества, не для того прервали всякое общение с отступниками от Православия и проповедниками “иного благовествования”, чтобы на место одних отвергнутых ересей ставить другие!

К сожалению, некоторым из людей — более самолюбивых, чем боголюбивых, — кажется, что сейчас, когда наша Церковь невелика числом, ее удобно “развернуть”, построить по выдуманному в их мечтаниях образцу. Может быть, они были бы не прочь навязать всей Церкви поспешное решение таких вопросов, которые и большие нас Отцы и Великие Соборы церковные сочли за благо оставить открытыми. Призываем не в меру самонадеянных чад не забывать, что “Дух Святый строит Церковь Божию” не по человеческим измышлениям, а по Божественной Премудрости, сметающей все человеческие расчеты, все дипломатические ухищрения.

Мы возносим свои посильные молитвы ко Господу Богу о тех немощных братиях, которые сеют смуту: пусть вместо горделивого парения ума Господь откроет им смиренную благодать “православия сердца”, проповеданного как Святыми Отцами древности, так и нашими современниками — подвижниками и исповедниками Православной Церкви ХХ века. Одновременно напоминаем о важности молитвы, которая должна совершаться не только во уме, но и в сердце, и без постоянства в которой трудно достичь спасения, ибо только тот, «кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил., 2, 28; Деян., 2, 21), как открыл нам Господь.

Желающие преуспевать в Божественной мудрости и тайнах богословия могут и должны углублять свое понимание святоотеческих творений и постигать бесчисленные благодатные смыслы, заключенные в учении Святых Отцов. Все мы должны познавать глубинный смысл творений Святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы и многих других Богодухновенных Отцов и Учителей Церкви Божией.

Но мы не имеем права дерзать высказываться о тех предметах, о которых и сами Святые Отцы высказывались с превеликой острожностью, говоря: “Тайну сию должно почтить молчанием». Поэтому просим сослужителей наших не умножать споров, не соблазнять верующих дерзкими и постыдными взаимными обвинениями, которые роняют достоинство нашей Церкви перед «внешними» Призываем отметать всякую ересь и всякую неправду, стараться более служить Церкви Божией, нежели собственному самомнению.

Архиерейский Синод Российской Православной Церкви, сознавая всю полноту своей ответственности перед Богом и перед врученной нам паствою словесных Христовых овец, будет твердо стоять на камне православного исповедания веры, завещанного нам Отцами. Мы призывам Боголюбивую паству нашу хранить преемственность с тысячелетней традицией Русской Церкви, украсившейся дивными святыми: Равноапостольным Великим Князем Владимиром, Преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, Преподобным Нилом Сорским, Преподобным Серафимом Саровским, Святителем Тихоном Задонским, Старцами Оптинскими, Праведным Иоанном Кронштадтским, Царем-Мучеником Николаем и всеми Святыми Новомучениками и Исповедниками Российскими, Святителями Иоанном Шанхайским и Филаретом Нью-Йоркским. Жить и спасаться в этой святой, благодатной традиции мы вновь и вновь зовем всех верных чад Российской Церкви.

Враг нашего спасения ищет погибели души нашей, а тех, кого он не прельстил «примитивными» чувственными соблазнами, — прельщает утонченными соблазнами духовными; тех, кого не смог отлучить от веры в Бога, враг старается задушить ересями и расколами, посеяв вражду и взаимную подозрительность между верными православными христианами. Надлежит нам облечься во всеоружие Божие и в трезвении ума стоять на страже Святого Православия.

Нам надлежит подражать новопрославленному Святителю Христову Филарету не только в его стоянии в Истине, но и в чистоте сердца, в милующей и сострадающей любви, в умении охотнее прощать и утешать, нежели обличать. Без этих добродетелей наше Православное исповедание веры мало значит перед Богом. Добродетель же без правой веры не может соединить нас с Богом.

Подлинное и чистое духовное богатство имеет только Святая Церковь, и оно принадлежит всем верным чадам Ее. Спаситель так сказал о нашем единстве в любви: «По тому узнают люди, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь между собою“. Именно это единство в любви и является той заповедью, которая содержит «весь закон и пророков» и которую мы обязаны неукоснительно исполнять, если хотим своего спасения, а не вечной погибели.

Молитвенно желаем всем Православным Христианам стяжать в сердце своём спасительную веру, надежду на милость Божию, любовь друг ко другу, мудрость в деле своего спасения и исповедническую непоколебимость стояния в Истине Христовой.

17 апреля / 1 мая 2001 г.

Председатель:
Валентин, 

Митрополит Суздальский и Владимирский

Члены Синода:
Архиепископ Феодор,
Архиепископ Серафим,
Епископ Антоний,
Епископ Амвросий


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Узел "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное