Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Святитель Филарет Боголюбивый - главная икона торжества в Суздале (лицевое шитье)
Истинное Православие
Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 64.
25 апреля / 8 мая 2001 
(Прославление Святителя Филарета)

Содержание

Церковные новости
Интервью Архиепископа Феодора журналу "Вертоград"
Интервью Епископа Амвросия журналу "Вертоград"
Интервью Епископа Антония журналу "Вертоград"

Совещание духовенства Российской Православной Церкви в Суздале 18 апреля/1 мая 2001 г.

Документы
Извещение Архиерейского Синода Российской Православной Церкви о миссионерской деятельности в Интернете

Святитель Филарет
Слово Архимандрита Филарета (Вознесенского) при наречении во Епископа Бризбенского
Архиеп. Нафанаил (Львов). Святитель Филарет и Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий)

Наследие
Святитель Филарет (Вознесенский). Слово в неделю всех Святых


Христос Воскресе!
Сегодняшний выпуск нашей рассылки продолжает рассказ о Святителе Филарет, его жизни, учении и его прославлении. Сегодня Вашему вниманию предлагаются интервью архиереев Российской Церкви, данные ими православному журналу "Вертоград", в которых владыки делятся своими мыслями о прославлении Святителя Филарета, "автобиграфическое" слово Святителя при наречении его во епископа, небольшие воспоминания архиеп. Нафанаила о Святителе Филарете и Блаж. Митрополите Антонии, а также проповедь самого Святителя раскрывающая понятие святости. Ряд других материалов посвящен внутрицерковной жизни. 

25.04.2001
Ваш,
Егор Холмогоров


ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

ИНТЕРВЬЮ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ФЕОДОРА,
АРХИЕПИСКОПА БОРИСОВСКОГО И САНИНСКОГО,
ПРАВОСЛАВНОМУ ЖУРНАЛУ “ВЕРТОГРАДЪ”

Вдъ: Каково значение канонизации святителя Филарета (Вознесенского) для Российской Церкви?

Архиепископ Феодор: Канонизация святителя Филарета совершилась, конечно, не без Промысла Божия. Это не самовольное наше произволение. Это благое произволение всей Полноты нашей Церкви. Именно в сегодняшнее тяжелое время, когда мы обрели некоторую свободу выражать свои чувства, свои надежды, когда нам особенна нужна духовная поддержка, произошло это событие.

Когда мы находились в Московской патриархии, мы ей извиняли некоторые принципиальные отступления от канонов церковных, чтобы “спасти” церковь, храмы, верующих, какой-то найти компромисс, чтобы люди могли найти духовное утешение. Минувшие десять лет показали, что к прежним грехам Московской патриархии прилагаются все новые и новые. И не просто на бытовом уровне -- пресса освещает всякие скандалы, нравственные или духовные отступления. Нет -- именно христианство православное теряет дух Православия. Мы видим внешние проявления: внешнее благолепие православного богослужения, зажженные свечи, прекрасное церковное пение и, несмотря на это, большинство верующих, которые ходят в Московскую патриархию, чувствуют в своих храмах духовную пустоту.

И для нас, верующих, духовенства, для нашего Синода, естественно, нужно обрести в это тяжелое время такого святого, который смог бы вести корабль Церковный. Потому что каждая эпоха имела своих духовных покровителей. В эпоху гонений на христиан в первые века верующие обращались к великому святому великомученику Георгию Победоносцу. Его житие переписывалось, его подвигом восхищались, его подвигу стремились подражать другие мученики. Так и в нашем положении, когда совершается в мире отступление от Православия, большое значение имеет святитель Филарет, который против этого отступления боролся. Тем более, сейчас РПЦЗ, на которую мы возлагали большие надежды, наши чаяния, ищет компромисс. Проходит собрание духовенства РПЦЗ, которое говорит, что нужно приветствовать позитивные шаги Московской патриархии. Получается, что не Московская патриархия стремится к Истинной Церкви, а Истинная Церковь, сдав свои позиции, стремится обрести в лице Московской патриархии "Церковь-мать", то есть здесь такие смешаны понятия, которые четко разделял святитель Филарет.

Поэтому для верующих православных христиан, особенно в наше смутное время, духовная поддержка осуществлятся в лице прославляемого ныне святителя Филарета. Митрополита. Великого святого. Великого учителя Церкви последнего времени. В своих “Скорбных посланиях” он выражал такую боль, такую скорбь о происходящем отступлении, которое вылилось в то, что мы сейчас наблюдаем.

Соль, которая, по Евангелию, начинает терять свою силу, не нужна -- ее выбрасывают. Соль, с другой стороны, предохраняет продукты от гниения, а духовная соль должна предохранить наши души от разложения, которое готовит современный лжеправославный мир, где все сводится к внешнему. Получается, что внешний обряд православный сохраняется, но дух -- неправославный, стремления и идеалы жизни -- смещаются на материальные блага и ищется союз духовного с материальным, с внешним, причем забывается самое главное -- святость нашей веры.

Вдъ: Владыка, а Вы помните, когда Вы впервые узнали о Митрополите Филарете, как Вы о нем узнали?

Архиепископ Феодор: Конечно, я о Митрополите Филарете многого не знал, когда находился в МП. Нам в семинарии говорили, что есть такие “раскольники”, что есть часть Церкви, которая антисоветски настроена, что она стремится восстановить монархию. Исходя из этого, “раскольники” говорят, что советская власть не от Бога, и поэтому нарушают заповедь Нового Завета, где Апостол Павел говорит, что "всяка власть Бога". Вот, что нам говорили и что мы могли знать в то время.

Когда мы встали перед выбором, в начале 90-х годов, к нам стали поступать книги из-за границы, и на меня произвели сильнейшее впечатление “Скорбные послания” Митрополита Филарета, а затем двухтомник его проповедей. Надо заметить, что у нас немножко изменилась наша повседневная речь. Не могу сказать, что она советская, но она имеет расхожесть с тем языком, с теми оборотами слов, которые употреблял святитель Филарет. И поэтому я его проповеди в прямом смысле читал с амвона. Первые годы нашего пребывания в Зарубежной Церкви я все проповеди Митрополита Филарета прочитал верующим. В то время мы получали пожертвования от РПЦЗ в виде книг с его проповедями. Там была его биография изложена.

Большое впечатление на меня произвели воспоминания Владыки Григория (Граббе), с которым я имел счастье встречаться -- и не один раз, а несколько, воспоминания его дочери Анастасии Георгиевны и разговоры с людьми, которые долгое время соприкасались с жизнью святителя Филарета и сохранили о нем память.

Самое главное-то чудо, что его мощи -- нетленные. Это тоже знак милости Божией к угоднику Божию. Например, мы видим, что мощи, обретенные в последнее время в МП, не являются полностью нетленными. Впрочем, конечно, множество мощей святых и Апостолов сохранились в костях... Но здесь -- чудо полного нетления мощей святителя Филарета.

Уже имеются свидетельства о чудесах, которые происходят по молитвам и по заступничеству святителя Филарета. Это великое утешение для нашей Церкви и великое утешение для верующих, которые ревнуют о чистоте веры. Потому что в официальные храмы люди приходят по разным причинам: одни чтобы поставить свечку, другие чтобы послушать пение, некоторые считают, что в этом храме они “духовно отдыхают”.

А есть люди, которым небезразлично, в какой храм приходить. Они стремятся найти такой храм, где совершается истинное служение Истинной Церкви. Эти люди ищут, мечутся по своим бездуховным храмам, где внешнее все есть, а духовное отсутствует. И в этот момент, когда очень много таких ищущих, очень важно чувствовать духовную помощь из мира горнего. Такую руку помощи нам дает святитель Филарет.

Я думаю, что в последующие годы мы столкнемся с теми проблемами, которые сформулировал Апостол Павел: “Беды от внешних, от врагов, от лжебратий…". Будут всевозможные разделения, они неизменно сопутствуют доброму делу. Еще в Библии сказано, что “если ты хочешь делать дело Божие, то приготовь свою душу во искушение”. Поэтому всякое противление врагу рода человеческого будет тут же вызывать ответную реакцию этого злого духа.

Тем не менее, эта духовная брань еще раз напоминает нам, что Церковь Торжествующая на небесах -- она уже со Христом и во Христе, а Церковь земная -- она странствующая, воинствующая и должна до конца осуществлять свою миссию, которая ей определена Господом.

ИНТЕРВЬЮ ПРЕОСВЯЩЕННОГО АМВРОСИЯ
ЕПИСКОПА ХАБАРОВСКОГО, ПРАВОСЛАВНОМУ ЖУРНАЛУ “ВЕРТОГРАДЪ”

Вдъ: Скажите, Владыко, о значении для нашей Церкви прославления святителя Филарета.

Епископ Амвросий: Я считаю, что прославление святителя Филарета имеет для нашей Церкви очень большое значение. Хотя святой угодник Божий не нуждается в нашем прославлении, он уже прославлен Господом на небесах и его слава сияет на церковном небосводе, мы все же поклоняемся его великому подвигу, который он совершал на всем своем жизненном пути. Подвигу верности Православию, подвигу ревности о чистоте исповедания Святой Православной веры, подвигу, засвидетельствованному Самим Господом в нетлении его святых мощей.

Это прославление очень важно именно потому, что наша Российская Православная Церковь явилась преемницей той РПЦЗ, которая на протяжении многих десятилетий со времен кровавой большевицкой революции и вплоть до начала 90-х годов хранила чистоту Православия в Русской Церкви, неповрежденную никакими ересями, хранила неизменным учение Святых Отцов, была преемницей Российской Православной Церкви, которая существовала на русской земле до времени принятия печально знаменитой “декларации” митрополита Сергия (Страгородского). И теперь, когда архиереи РПЦЗ изменили идеалам ее Первосвятителей Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и всех святителей, которые на протяжении этих десятилетий хранили в чистоте Православие, наша Российская Православная Церковь стала действительно хранительницей Православия.

Теперь уже здесь, на русской земле, совершившееся прославление этого самого ревностного святителя, поборника Православия, чистоты православной веры во всем мире, является особо для нас важным. И мы нуждаемся в его небесном покровительстве и его святых молитвах. Мы духовно счастливы, духовно облагодатствованы тем, что именно в нашей Церкви впервые русский народ услышал слова: "Величаем тя, святителю Филарете…".

Вдъ: Владыко Святый, Вы помните когда и как Вы впервые узнали о Митрополите Филарете?

Епископ Амвросий: О Митрополите Филарете я впервые узнал из атеистической литературы в семидесятые годы, когда учился в школе. Там описывалось одно из заседаний Синода РПЦЗ, где святитель характеризовался как мракобес и черносотенец.

Церковной жизнью я тогда интересовался, посещал храмы МП. Доступной духовной литературы не было, поэтому читал всевозможную атеистическую литературу, в которой были очень негативные отзывы о Зарубежной Церкви, о Митрополите Антонии и, особенно, о Митрополите Анастасии. О Митрополите Филарете было сказано, в частности, как о черносотенце и враге русского народа. Это первое мое знакомство с Митрополитом Филаретом, тогда это еще не привело к правильному пониманию его личности.

Уже в восьмидесятые годы я получил небольшое представление о Зарубежной Церкви, у меня появилась симпатия к ней. И, естественно, для меня было уже понятно, что отрицательное отношение со стороны советской власти является клеветой, а значит, это святые люди -- раз эти имена являются порочными в атеистической литературе советского происхождения.

Вдъ: Когда Вы приняли окончательное решение присоединиться к Истинной Церкви и что для Вас стало последней каплей при принятии этого решения?

Епископ Амвросий: Мы приняли решение выйти из МП в 1995 году, но долго думали, куда присоединиться. Изучали литературу, изучали историю, изучали периодику, которая стала доступной, и все-таки к окончательному решению пришли лишь только в 2000 году. Мы были первой общиной нашей Церкви, которая появилась на Дальнем Востоке в 2000 году. Хотя, вообще-то, катакомбные общины там существовали, но мы еще не знали в то время об этом.

Вдъ: Несколько слов о церковной жизни на Дальнем Востоке, о росте церковных общин нашей Церкви там.

Епископ Амвросий: Церковная жизнь нашей Церкви на Дальнем Востоке началась лишь с той общины, которая у нас была: один Епископ и один священник. Сейчас прошло лишь только пять месяцев после моей хиротонии, и у нас сейчас имеется фактически действующих семь приходов. Пока еще не зарегестрированных, но готовых к регистрации. Пять священников. Двух священников готовим к хиротонии, одного диакона готовим. Затеплилась монашеская жизнь, увеличивается количество наших прихожан. Конечно, сказывается отдаленность от святого града Суздаля, который мы очень любим, недостаток духовной литературы.

Как можем трудимся, не ведем специальной миссионерской деятельности в недрах МП, но к нам приходят люди сами из МП, видя негативное отношение к нам со стороны духовенства МП, со стороны средств массовой информации. Видя это, люди делают выводы, что у нас истинное вероисповедание. Приходят к нам с просьбой принять в нашу Церковь, желают быть чадами нашей Церкви. Вновь пришедшие в нашу Церковь люди думают летом организовать паломническую поездку в Суздаль -- сюда, в Святую землю.

Вдъ: Вы считаете, что принципиально не следует вести миссионерскую работу в МП, или просто у Вас не хватает на это сил, есть более важные задачи?

Епископ Амвросий: Нет, принципиальным я это не считаю. Действительно, чистое исповедание свое нужно проповедывать, как его проповедывал святитель Филарет, как он призывал к покаянию в своих “Скорбных посланиях”. Но эту деятельность проводит за нас духовенство МП, которое ведет себя таким образом, что ее чада сами обращаются к нам для того, чтобы узнать о нас, узнать о нашем исповедании. Приходят к нам, получают литературу, ответы на вопросы и, как правило, становятся чадами нашей Церкви.

 

ИНТЕРВЬЮ ПРЕОСВЯЩЕННОГО АНТОНИЯ
ЕПИСКОПА ЯРАНСКОГО, ПРАВОСЛАВНОМУ ЖУРНАЛУ “ВЕРТОГРАДЪ”

Епископ Антоний: Меня принимал под свой омофор Владыка Митрополит Филарет. Он мне написал даже послание, в котором предупредил, как и что делать, причем к телевизорам он отнесся особенно строго…

Вдъ: Это в 1975 году было?

Епископ Антоний: Нет. В восьмидесятом примерно.

Вдъ: Каково было отношение к Митрополиту Филарету в Вашей “ветви” Катакомбной Церкви?

Епископ Антоний: Мы были рады, глядя на его жизнь и учение. Наша Церковь была вдовствующая, после того как своего Архиепископа схоронили. И когда мы попали, так сказать, в Корабль, то мы были вполне радостны. Удовлетворенные были тем, что мы теперь под омофором все же святителя. Тогда общение имели через телефон, а сейчас под рукой все.

Вдъ: А Вы с самим Владыкой Филаретом по телефону разговаривали?

Епископ Антоний: Нет. Он мне прислал вот это только послание. А с ним нет, не разговаривал.

Вдъ: Вы согласны, что после кончины Владыки Филарета изменился курс Зарубежной Церкви?

Епископ Антоний: Да. Владыка Григорий (Граббе) в опубликованных о. Михаилом Ардовым письмах на последних листках в известность поставил всех, как курс изменился...

Я доволен канонизацией. Митрополит Филарет достоин канонизации. Конечно, и остальные [Первоиерархи Зарубежной Церкви] достойны. Я не знаю, но мне думается, что Митрополит Антоний -- первый охранитель Православной Церкви.

Но Церковь Зарубежная нас не ведет правильно. Вот открыть бы мощи-то!…

Совещание духовенства Российской Православной Церкви прошло в Суздале 18 апреля / 1 мая 2001 г.

Духовенство Российской Православной Церкви после литургии в день прославления Святителя ФиларетаВ совещании, состоявшемся после торжеств прославления Святителя Филарета,  приняли участия члены Архиерейского Синода Российской Православной Церкви, представители духовенства, прибывшего на прославление Святителя Филарета (свыше 20 человек) и приглашенные клирики и миряне. Среди учатсников заседания были, в частности, несколько священнослужителей и монашествующих, присоединившихся к Российской Церкви прямо в дни торжеств (в частности - из Белоруссии). Проходило совещание в епархиальном доме Суздальской епархии.

Первоиерарх Российской Православной Церкви рассказал о состоявшихся решениях Архиерейского Синода, прошедшего накануне, сказав, в частности, следующее: 

"Каждому хочется, чтобы было так, как он предлагает, но не всегда это бывает правильно, и поэтому важные вопросы мы стараемся выносить на суд архиерейский. У кого есть какие-нибудь благие начинания, тот может написать, а мы рассмотрим их на следующем заседании Архиерейского Синода... Надо только, чтобы все было и по совести, и по закону, чтобы не было отсебятины.

У нас состоялось заседание Синода. Я зачитаю, какие вопросы решались, и вкратце расскажу о решениях Синода. Вкратце -- потому что у нас здесь [в протоколе] двадцать три страницы. Первым рассматривался вопрос о признании Московского патриархата безблагодатным. Почему этот вопрос возник? Все иерархи и Первосвятители РПЦЗ, в том числе и святитель Филарет, которого мы сегодня прославили, считали МП безблагодатной. Новомученики и Исповедники считали так же. Все наши святители тоже считают так и высказали свое мнение. Только я один внес предложение не торопиться с данным вопросом, потому что это вопрос архисложный. Мне многие говорили, что, конечно, есть основания считать МП безблагодатной, но возникает много практических последствий от решения этого вопроса. На первый взгляд, и декларация Сергия Страгородского, и сотрудничество с богоборческой властью, сотрудничество с органами, измена своему имени (которое поменяли на псевдонимы), участие в экуменизме, участие в криминальных структурах и много других вопросов, -- все это действительно побуждает нас признать безблагодатность МП. Но, тем не менее, чтобы это было действительно правильно, мы решили создать комиссию, которая могла бы собрать все данные -- кто и что по этому вопросу решал, все “за” и “против”. Когда мы соберем все эти данные, тогда можно уже поставить данный вопрос в повестку заседания Синода или -- лучше всего, конечно -- Собора.

Собор у нас должен быть по уставу в октябре, потому что в уставе говорится, что Собор должен собираться не реже одного раза в три года. Вот в октябре как раз будет три года, и мы планируем, что если будем живы-здоровы и ничто нам не помешает, то мы созовем Собор в день памяти преподобной Евфросинии Суздальской [25 сентября/8 октября]. Но надо еще посмотреть, смогут ли все приехать на Собор без урона для своего прихода, чтобы не срывать Богослужения ради поездки. Хотя вопрос, вынесенный на рассмотрение Собора, конечно, очень важный.

Полагаю, что Вы знаете разницу между Синодом и Собором. Могу лишь напомнить, что на заседания Синода приезжают только архиереи и решают все вопросы только архиереи. Нет возможности туда приглашать духовенство или мирян. Архиереи решают насущные вопросы, которые предложены духовенством и мирскими, но принимать участие в заседаниях Синода духовенство и миряне не могут. А вот на Собор, конечно, должны приехать все архиереи, а также и верующие от каждой епархии -- хотя бы по одному-два священника, и мирских человека два, да и от приходов хорошо бы вы привезли прихожан. Собор будет решать все вопросы с вашим участием -- все соборные документы подписывать будут не только архиереи, но и все присутствующие...

На Соборе будет решаться множество важных вопросов -- вопросы о канонизации, о безблагодатности МП. Может быть, за эти годы у вас накопились какие-то другие неразрешенные вопросы. Вы должны подать свои вопросы на Собор и приехать заблаговременно.

Архиерейский Синод определил создать комиссию, которая разработала бы следующие вопросы: святоотечекое определение понятий раскола, ереси, каноническое суждение о них; условия отпадения той или иной иерархии от Церкви Христовой; практика принятия еретиков и раскольников в древней Церкви, потому что если мы признаем иерархию МП безблагодатной, то мгновенно встанет вопрос: а как их нужно принимать -- через перерукоположение, покаяние, миропомазание или через дополнение хиротонии. Эти вопросы, безусловно, нужно решать. Некоторые могут согласиться на рукоположение, а другие скажут, что это хула на Духа Святого. Или вопрос крещения -- если мы признаем погружение бабушки какой-либо, то почему мы не можем признать крещение или обливание МП? Возможно такое решение: обливание условно признается, но его надо дополнить -- через миропомазание или через погружение. В общем, формы приема в Церковь могут быть разными. Нужно принять такое соборное решение, которое не было бы нарушением канонов, чтобы нас не мучила совесть, что это отсебятина и хула с нашей стороны на Духа Святаго. В общем, здесь есть вопросы, которые нужно взвесить, рассмотрев все "за" и "против".

Среди наиболее остро стоящих вопросов -- история МП в ХХ столетии и свидетельство о ее отступлении от церковной истины; суждения святых Новомучеников и Исповедников Российских, святителей Русского Зарубежья о МП; порядок принятия канонических определений относительно отпавших от Православной Церкви; церковно-практические вопросы, которые могут встать перед нами. Решая все эти вопросы, нужно бояться не погрешить против Духа Святого. Вопросов очень много, и Архиерейский Синод не может полностью взять на себя их решение без предварительной проработки специальной комиссии...

От комиссии мы ждем информацию объективного характера, чтобы она не дышала злобой, а чтобы соборные решения были приняты в духе любви, истинности и справедливости и в духе -- самое главное -- Православия...".

Также Митрополит Валентин разъяснил духовенству ситуацию вокруг раздорнической деятельности группы во главе с прот. Андреем Осетровым, разъяснив личные, властолюбивые мотивы этой деятельности.

Затем члены Архиерейского Синода ответили на вопросы духовенства, освещены были вопросы устройства жизни пастырей, их материального обеспечения, заочной образовательной подготовки действующих священников и кандидатов на священство, о местном почитании святых. Митрополит Валентин подробно остановился на финансовом положении ввереной ему епархии, заметив пастырям, что не взимал и не намерен взимать регулярных «епархиальных взносов», даже напротив - иногда выделяет приходам деньги на полезные для Церкви дела, хотя горячо благодарит и тех пастырей, которые иногда вспоминают о епархии и присылают свои пожертвования. По мнению Митрополита самое главное - чтобы приходы разумно расходовали имеющиеся у них средства на восстановление и благоукрашение храмов, на иную церковную и богоугодную деятельность.

Довольно много было задано вопросов и даже возникла легкая дискуссия относительно пресловутых «ИНН», причем архиереи высказались в том духе, что принимать или не принимать ИНН это дело совести каждого и конкретных обстоятельств церковной жизни. При этом было обращено внимание на то, что сама «затея» с ИНН, оказавшаяся в центре внимания верующих и заслонившая от них другие, более значимые вопросы церковной жизни, явно была задумана с недоброй целью перенаправить внимание верующих (особенно в МП) с действительно острейших вопросов церковной жизни.

Первоиерарх Российской Церкви остановился на необходимости становления церковных информационных изданий, которые позволяли бы налаживать связь между приходами. Эти функции он просил принять на себя бюллетень «Вертоградъ-информ», вся редакция которого теперь пребывает под его архипастырским омофором. Митрополит Валентин высказал мнение, что Епархиальный дом в Суздале «Вертоград» сохранит свою независимость, оставшись информационным, а не официозным, изданием, но будет больше уделять внимания церковной жизни Российской Церкви и способствует налаживанию связей между приходами. Одновременно Первоиерарх рекомендовал пастырям подписать свои приходы на «Вертоград» на регулярной основе.

По окончании совещания его участники совершили небольшую экскурсию по «Музею белого воина», расположенному в епархиальном доме.


ДОКУМЕНТЫ

ИЗВЕЩЕНИЕ
АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА
РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В СВЯЗИ С МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ИНТЕРНЕТЕ

Архиерейский Синод Российской Православной Церкви дал благословение на «миссионерскую деятельность во славу Церкви Божией» редакторам тех или иных узлов и страниц в Интернете. Однако в Интернете появились полемические материалы, затрагивающие вопросы, содержащие обвинения частного характера в адрес клириков и мирян Российской Православной Церкви, сеющие соблазн и разделение в ограде церковной.

В своем первом Извещении (от 15/28 марта с.г.) Архиерейский Синод призывал клириков и мирян, выступающих в Интернете, свидетельствовать об Истине, «сдерживая греховные эмоции, которые наносят вред миссионерской деятельности». К великому сожалению, у некоторых эмоции стали преобладать над здравым смыслом, что и явилось великим соблазном.

Архиерейский Синод вынужден с сожалением констатировать, что пожелания, содержавшиеся в нашем первом Извещении, не были приняты во внимание авторами отдельных публикаций, да к тому же имеется попытка исказить основный смысл Синодального Извещения с помощью разного рода произвольных толкований. Таким образом, Архиерейский Синод Российской Православной Церкви остался предметом спекуляций в разного рода спорах, подрывающих церковное единство и являющихся соблазном как для чад нашей Церкви, так и для «внешних».

В связи с этим, Архиерейский Синод пришёл к решению о необходимости незамедлительно отозвать своё благословение со всех узлов и страниц всемирной компьютерной сети Интернет, на которых таковые благословения имеются. Редакторам и авторам узлов и страниц в Интернете, являющимся клириками или мирянами Российской Православной Церкви, следует немедленно снять гриф «по благословению Митрополита Валентина» со своих узлов или страниц.

Впредь благословения Архиерейского Синода будут предоставляться, по мере их создания, только официальным интернет-ресурсам Российской Православной Церкви.

Архиерейский Синод призывает клириков и мирян Российской Православной Церкви, выступающих в Интернете, не ослаблять своего свидетельства об Истинном Православии и умножать свою миссионерскую активность, свидетельствуя о нашем уповании, по слову Апостола, с кротостью и благоговением. Памятуя, что Интернет - среда, наиболее доступная «внешним» по отношению к Церкви людям, мы должны проявлять особую осторожность и деликатность при обсуждении внутрицерковных проблем, не допуская дискредитации тех или иных служителей и работников Церкви Божией.


СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ

СЛОВО АРХИМАНДРИТА ФИЛАРЕТА
ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА БРИСБЕНСКОГО

Преосвященнейшие Архипастыри и отцы мои!

С трепетом предстою я пред вами в этот великий, ответственный и страшный момент моей жизни... Все мое минувшее проходит пред мысленным взором моим — и вижу я в нем, с одной стороны, цепь бесчисленных благодеяний Божиих, а с другой — несчетное множество грехопадений моих...

Не буду затруднять вас подробным рассказом о далеком прошлом — о моем детстве и отрочестве. Я знаю, что это как бы принято, и часто избранный и нарекаемый в епископа делится с собором архипастырей воспоминаниями о своем прошлом. Но в моей жизни, в ее детские и юные годы вряд ли есть что-либо особо заслуживающее внимания, кроме, быть может, того воспоминания из лет раннего детства, когда я малым ребенком шести-семи лет по-детски наивно любил «играть в службу» — делал себе подобие церковного облачения и «служил». А когда родители стали мне это запрещать, то Владыка Евгений, епископ Благовещенский, наблюдавший дома эту мою «службу», к их изумлению, твердо их остановил: «Оставьте, пусть мальчик «служит» по-своему. Хорошо, что он любит Божию службу».

Живя в семье священника, видя и наблюдая жизнь и труды отца, строгого и благоговейного пастыря и служителя Церкви, я, естественно, привык к Божьему храму и службе. Но это было по существу нечто только внешнее, только «самотеком» создававшаяся привычка к атмосфере церковности. Ничего, или почти ничего глубокого, внутренне осознанного и сознательно принятого, увы, еще не было в этом.

Но Господь умеет прикоснуться к человеческой душе! И такое прикосновение Его попечительной Отеческой десницы я с несомненностью вижу в том, как меня в студенческие годы еще в Харбине словно громовым ударом поразили слова святителя Игнатия Брянчанинова, прочитанные мною в его творениях: «Гроб мой! Отчего я забываю тебя? Ты ждешь меня, ждешь, и я наверно буду твоим жителем; отчего ж я тебя забываю, и веду себя так, как бы гроб был жребием только других человеков, отнюдь не моим?»

Только тот, кто сам пережил такой, если можно так выразиться, «духовный удар» — поймет меня сейчас! Словно ослепительный свет — свет истинного, настоящего, христианского понятия о жизни и смерти, о смысле жизни и о значении смерти, засиял перед молодым студентом — и началась новая внутренняя жизнь... Все светское, все «мирское» потеряло свой интерес в моих глазах, куда-то ушло, заменилось иным содержанием жизни. И окончательным результатом этой внутренней перемены явилось принятие монашества — тридцать один год с половиной тому назад.

Монашество... Первые годы его, обычные искушения для того, кто начинает этот особый жизненный путь — все это шло обычным порядком. Но мне хочется отметить сегодня, отметить благодарно то необыкновенное внимание и ту отеческую любовь и заботу, которые проявил в отношении молодого инока «авва всех авв» и духовный отец Православного Зарубежья Блаженнейший Митрополит Антоний. «Старец немощный и притрудный», обремененный заботой и «попечением всех церквей», он находил время для писем мне, и дрожащей, уже слабой старческой рукой писал письма, исполненные мудрости, назидания и громадного духовного опыта. Как святыню, как драгоценное сокровище, хранил я эти письма, но их уничтожил беспощадный пожар, случившийся в доме, где я жил в Харбине, всего лишь два с небольшим года тому назад, в котором я сам едва не погиб...

Обойду молчанием многие дальнейшие годы — годы владычества японцев в Китае. Они владели Маньчжурией около четырнадцати лет. После них пришли коммунисты — сначала советские, потом китайские — и для Православной Церкви в Китае началась пора испытаний и скорби.

Боюсь быть многословным и сделать свою речь утомительно длинной... Но не могу и совсем умолчать о том, что было мной тяжело пережито тогда.

Первые дни «красного переворота»... Исчезли японцы — всюду красные флаги и красная власть. Советское правительство предлагает эмигрантам взять паспорта. Агитация — умелая, тонкая, ловкая — на полном ходу, и обманутые русские люди, уставшие к тому же от совсем не легкой эпохи японской оккупации, подавлявшей все русское, и поверившие в то, что «в Союзе теперь все по-другому, и полная свобода религии» — стали массами брать паспорта...

В эти памятные дни я был настоятелем Харбинской Св.-Иверской церкви. Ко мне пришел сотрудник харбинской газеты и спросил мое мнение о «милости» советского правительства, предложившего эмигрантам взять советские паспорта. По всему было видно, что он предполагал и от меня услышать слова благодарности и восхищения. Но я ответил ему, что от взятия паспорта категорически отказываюсь, так как не знаю ни о каких «идейных» переменах в Советском Союзе и, в частности, не знаю, как протекает там церковная жизнь, зато много знаю о разрушении храмов и преследовании духовенства и верующих мирян. Вопрошавший поспешил прервать беседу и уйти...

Вслед за этим, когда я прочитал в «Журнале Московской Патриархии» о том, что Ленин был величайшим гением и благодетелем человечества, я не мог выдержать этого и с амвона указал верующим людям на всю неправду появления такого возмутительного утверждения в церковном органе, подчеркнув, что ответственность за это ложится на патриарха Алексия, ибо он указан в журнале, как его редактор. Я говорил по совести и убеждению, но мой голос оказался одиноким. Со стороны же епархиальной власти последовало запрещение мне проповедовать с церковного амвона. И под этим запрещением я находился довольно долгое время.

Одиноко звучал мой голос и тогда, когда была объявлена знаменитая «целина» и бывшим эмигрантам было предложено выехать в Советский Союз. Я не считал возможным молчать и не только в частных беседах, но и с амвона разъяснял, что добровольная поездка туда, где строится коммунизм и преследуется религия, есть измена Богу и Церкви. И я наотрез отказался служить кому бы то ни было из отъезжавших в СССР напутственные молебны, так как основою такого молебна является молитва о благословении благого намерения, а намерение ехать «туда» я не считаю благим и не могу лгать Богу и людям. Так я говорил и действовал до конца моего пребывания в Китае.

С течением времени все более и более явной становилась внутренняя неправда той линии, по которой шла иерархия патриархии, и та фальшь, которая вносилась этим в церковную службу и церковную жизнь. Но свидетельствую ныне пред вами, Святители Божии: где бы, в каком приходе ни приходилось мне служить — я никогда не допускал этой лжи и фальши в жизнь прихода и в Божию службу. Там, где я служил, никогда не поминалась безбожная антихристова власть и никогда не служились молебны и панихиды по указке или в угоду этой власти.

Но должен сказать, что и при таком настойчивом отгораживании от этой фальши и лжи, от этой лже-церковности, каноническая зависимость от Московской патриархии, проводившей в жизнь эту лже-церковность, мной ощущалась, как бремя тяжкое, как беда неизбывная. Избежать этого было нельзя, я состоял в клире Харбинской епархии, и через нее, как и все остальное духовенство, находился в юрисдикции Московской патриархии. Стараясь оберегать свою паству от советской фальши и лжи, сам я чувствовал себя иногда невыразимо тяжело — до того, что несколько раз подходил вплотную к решению вообще уйти — оставить служение. И останавливала меня только мысль о своей пастве: а как оставить малых сих? Уйду, оставлю служение — значит, им придется ходить на советскую «службу» и слышать молитвы о предтечах антихриста — «Господи, сохрани их на многая лета» и т. д. Это останавливало меня и заставляло нести свой долг до конца.

И когда, наконец, с Божьей помощью мне удалось вырваться из красного Китая, то первым моим делом было обращение к Первосвятителю Русской Зарубежной Церкви Митрополиту Анастасию с просьбой считать меня снова в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви. Владыка Митрополит ответил милостиво и с любовью, сразу благословив служить в Гонконге уже как пресвитеру Синодальной юрисдикции, и указал, что всякий священнослужитель, переходящий в эту юрисдикцию из юрисдикции Москвы, должен подать особое покаянное заявление о том, что он сожалеет о своем (хотя бы и подневольном) пребывании в московской юрисдикции. Это я сделал немедленно же. А так как по хлопотам моих друзей и, в первую очередь, по неоднократному ходатайству Владыки Архиепископа Саввы, я имел австралийскую визу, то через непродолжительное время я и вылетел в Австралию и благополучно прибыл в город Сидней.

И вот теперь, после всего этого, так пережитого, наступает, быть может, важнейший момент в моей жизни. Уже в первые недели моего пребывания в Австралии, правящий Владыка Архиепископ, радушной встречи и приема которого я никогда не забуду, стал мне говорить о возможности моей хиротонии. И сразу в душе появилась тревога и колебания... Вправе ли я, зная за собой много неисправностей в служении пресвитерском, принимать высшее и ответственнейшее служение епископское? Если пресвитерская епитрахиль бывает иногда так тяжела, каков же будет епископский омофор?

Святители Божии! Много передумал и перечувствовал я в эти последние дни, просмотрел, проверил свою жизнь — и как сказал в начале слова, так повторяю и теперь: вижу с одной стороны цепь бесчисленных благодеяний Божиих, а с другой — несчетное множество прегрешений моих... И сейчас я предстою пред вами с жгучим, болезненно жгучим чувством своего крайнего, совершенного недостоинства. А когда подумаю о высоте, трудности, ответственности того служения, на которое я призываюсь — то и с тревожным сознанием своей полной непригодности к нему. Опыт монашеского послушания не позволяет мне, однако, уклониться от пути, на который меня зовет высшая церковная власть. И поэтому, скажу не обинуясь — «страх и трепет прииде на мя»...

Знаю: вы скажете — «не унывай, не малодушествуй — сила Божия в немощи совершается». Вы скажете: Божественная благодать, немощных врачующая и оскудевающих восполняющая — она поддержит, укрепит, направит и управит тебя»... Так вознесите же о моем убожестве свои святительские молитвы в поистине страшный для меня час хиротонии, чтобы Господь Пастыреначальник, чрез вашу святыню призывающий меня на высоту этого служения, не лишил бы меня, грешного и убогого, жребия и части избранных Своих...

Один старец-святитель, вручая новопоставленному епископу архиерейский жезл, сказал ему: «не будь похож на верстовой столб на пути, который указывает другим дорогу вперед, а сам — остается на месте»... И об этом-то и помолитесь, Отцы и Архипастыри, дабы проповедуя другим, сам я не оказался бы неключимым рабом. Аминь.

Архиеп. Нафанаил (Львов)
Святитель Филарет и 
Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий)

(Из воспоминаний о Митр. Антонии)

Хочется мне отметить, думается, ценное для нашей Зарубежной Церкви, особое отношение митр. Антония к нашему нынешнему Первосвятителю, митрополиту Филарету, с которым мы, оба юные тогда иеромонахи, были дружны. Об о. иеромонахе Филарете митрополит Антоний знал и по переписке с его отцом, всеми почитаемым духовным наставником Дальнего Востока, протоиереем Н. Вознесенским, бывшим воспитанником митр. Антония по Московской Духовной Академии, и по сведениям от разных лиц из Харбина. И владыка Антоний полюбил иеромонаха Филарета.

Помню, что митр. Антония и рассмешил и умилил мой рассказ о том, как по принятии монашества, начав читать монашеское правило, мы на повечерии читали канон, на каноне акафист, и все хотели с о. Филаретом придумать: чего бы еще нам почитать. Однажды я стал просить у митрополита Антония на память и благословение его фотографию. Владыка взял одну и начал ее надписывать. И вдруг я вижу он пишет: "Дорогому отцу иеромонаху Филарету...". Между тем, даже вопроса не поднималось о том, чтобы подарить карточку о. Филарету. Но хотя я был тут, сидя против него через стол, а о. Филарет был за 12.000 километров, но первая мысль митрополита Антония была направлена к нему, первый порыв симпатии, выражающийся в подарке карточки, был посвящен о. Филарету. У меня вытянулось лицо: ведь карточку я все-таки хотел себе. Митрополит посмотрел на меня, видимо прочел огорчение на моем лице, перечеркнул слово "Филарету" и написал: "Нафанаилу".

Владыка Антоний всем нам писал дружественные отеческие письма, но к о. Филарету они были самыми теплыми.


НАСЛЕДИЕ

Прославление Святителя Филарета, воспевание его и созерцание его святости неизбежно ставит нас перед вопросом - что такое святость? Короткая проповедь Святителя Филарета, сказанная им в Неделю Всех Святых (1 Неделяпо Пятидесятнице), удивительно емко и ярко выражает православное учение о святости у самого Святителя Филарета.

Святитель Филарет (Вознесенский)
СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Православная Церковь как бы замыкает-заканчивает нынешним воскресным днем тот особый богослужебно-церковный период, который начался давно, более ста дней тому назад, когда читалось Евангелие о мытаре и фарисее, а Церковь впервые в этом году запела песнь покаяния - «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Заканчивая этот период, занимающий целую треть года, св. Церковь празднует память Всех Святых Угодников Божиих. Как указывали нам св. Отцы, она этим как бы отвечает Христу Спасителю на все, что Он сотворил для нас и нашего спасения: явился на земле воплотившись, учил, чудотворил, исцелял, пострадал, воскрес, вознесся со славою и ниспослал наконец Св. Духа. И вот - Церковь, основанная Им, и руководимая Духом Святым и приносить Ему, как бы в ответ этот неисчислимый сонм Божиих Угодников. Мы знаем их тысячи и десятки тысяч, но знаем далеко не всех. Было много великих угодников, которые не известны нам и даже их имен мы не знаем.

Вот один из таких примеров - то, что было в Саровской Пустыни. Вы сами знаете, каким украшением Саровской обители был великий угодник Русской земли о. Серафим Саровский. Кто его не знает на Русской земле! Убогого Серафима (как он любил себя называть) знали и за пределами России, как великого Божия угодника. И вот, когда один из благоговейных иноков (из Саровских монахов) молился Богу, то Господь открыл ему (это было как раз в то время когда преподобный Серафим жил и сиял в Саровской обители своими чудесами и святостью), что среди братии есть монах по имени Иоанн, равный преподобному Серафиму по благодатным дарам Св. Духа, по духовной высоте и по подвигам своим. Но это было открыто только этому иноку, а остальные и не знали об этом. Но и этот монах так и не узнал в точности, кто был этот подвижник, так как в обители были многие монахи с именем Иоанн. Так и неизвестным остался этот великий Божий угодник, о котором Сам Господь открыл, что он равен преподобному Серафиму по той духовной высоте, на которую поднялся его Богом просвещенный дух.

Из этого примера и других, ему подобных - мы видим, что многих, многих угодников Божиих мы не знаем, а они были, - но ведомы только одному Господу Богу. Известно, что у такого подвижника каким был великий старец Амвросий Оптинский, это украшение Оптиной пустыни, был духовный отец, подвижник сокровенный и неизвестный никому, но стоявший на такой духовной высоте, что сам великий старец, как духовный сын пользовался его наставлениями, а другие люди его не знали.

Велик и неисчислим тот сонм угодников Божиих, который предстоит пред Престолом Господа Славы и молится о нас, грешных. Как разнообразны были образы их жизни! Там все: и цари, и князья, и богатые, и бедные, и знатные, и незнатные, и иноки, и пастыри, и архипастыри, юродивые и мученики, и просто благочестивые миряне праведной жизни... Самыми разнообразными были их жизненные пути. Но есть у них то общее, что их соединило и ради чего все они вместе прославляются св. Церковию. Это общее, объединившее их начало точно указано в Евангелии, которое в память их читалось сегодня за литургией. В этом Евангельском чтении Господь говорит: «кто любит отца или матерь больше Меня, тот недостоин Меня; кто любит сына или дочь больше Меня, тот недостоин Меня, кто не берет креста своего и не идет за Мною. тот недостоин Меня». Все это было ими выполнено. Это совсем не значит, что они отказывались от добрых земных привязанностей, от личной любви к своим родителям, и к чадам. Эти слова Господни вовсе не означают. что нужно «разлюбить» всех своих земных близких, кто дорог нам на земле и только одного Его любить. Вовсе нет! Это значить только, что любовь к Нему должна господствовать над всем и как бы шатром покрывать все остальное, подобно тому, как большой шатер покрывает все то, что находится в безопасности, покрытое им. Вот так и любовь к Боту должна как бы таким шатром покрывать все земное.

Известен случай, бывший при царe Юлиане Отступнике, когда у одного отца, благочестивого христианина, который вел праведную жизнь, любимый его сын, надежда его старости, вдруг изменил христианству по уговорам Отступника Царя, перестал быть православным христианином и отрекся от Христа. Отец, для которого сын был утешением и надеждой его старости, вознегодовал на такого сына и в свою очередь, отрекся от него, ибо Христос и Правда Его Евангелия были дороже для отца, даже чем возлюбленный его сын Вскоре после этого был царский пир. Отец был в числе приближенных царя. Когда он сидел с царем на этом пиру, сын был тут же, неподалеку. Царь начал просить отца, чтобы он возвратил сыну свое благоволение, но отец ответил: «О ком ты, Государь, просишь? об этом отступнике? Не проси за него, он не сын мне теперь, он для меня теперь совершенно чужой. Я не знаю его. .. » Вот как духовная любовь препобеждает узы земной любви!

В другом месте св. Евангелия приводятся слова Спасителя: «кто хочет идти за Мною и не возненавидит отца своего и матерь свою - он не может быть Моим учеником». Это отнюдь не означает того, что Господь учит нас ненависти, да еще к тем, кто должен быть для нас на земле дороже всех. Нет, это значит то, что в том случае, если на пути человека к Богу станет как препятствие кто бы то ни был из людей, даже его родители, человек должен отстранить их - даже и родителей - со своего пути, обойтись с ними, как с врагами, которые мешают его спасению. Не ненавидя их конечно личной ненавистью, но безпощадно устраняя даже и их, если они вздумают ему препятствовать на его христианском пути.

И вот такая-то верность Господу и всецелая любовь к Нему и объединяла всех угодников Божиих, весь тот сонм их, который мы ныне прославляем. И эта их верность, эта любовь к Богу - они должны и нам послужить уроком и назиданием.

Если спросить многих теперешних христиан: каково собственно ваше личное отношена к Христу Спасителю, то человек придет в недоумение - какое такое «личное»?.. Я Богу молюсь, я в церковь хожу - что еще нужно? Но Господь говорит, что нужно возлюбить Господа Бога своего всем сердцем, всею душою, всей крепости, всем помышлением своим - чтобы мысль и сердце верующего человека постоянно была направлена к его Небесному Отцу. Помните, как поется в тропаре к преподобному Серафиму Саровскому: «От юности Христа возлюбил еси, Блаженне».... Вот эта любовь к Господу и должна в истинном христианине пламенеть постоянно. Сам Господь Иисус оказал приведенные выше слова: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей крепостию твоею и всем помышлением твоим. Преподобный Иоанн Лествичник, говоря о такой личной любви человека к Богу, не остановился перед тем, чтобы сказать: Ты знаешь, как иной любит возлюбленную свою; так вот - сумей возлюбить так Господа Бога твоего, чтобы Он был для тебя дороже всего в мире. Когда человек любит другого человека, тогда любимое лицо постоянно в памяти, мысли к нему постоянно обращаются, и когда он с ним встречается - ему не скучно с ним, он часы и дни готов проводить вместе с ним. С любимым скучно не будет. Этот пример - подобиe того, как должен человек соединиться с Господом Богом в связи любви - именно воедино.

Вдумаемся в первую заповедь Божия закона. «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози иные разве Мене». «Вот Я Господь Бог твой, пусть не будет у тебя иных богов, кроме Меня». Нужно ли это Самому Господу. Ясно, что заповедь дается для верующего человека, чтобы он любил Бога всей душою, всей мыслию, всем помышлением своим. «Аз есмь Господь Бог твой». Вы сами знаете, что когда человек пишет письмо, то. только тогда, когда он пишет к особо близкому и дорогому человеку, он в конце пишет: «Твой» или «Твоя», «Ваш» или «Ваша». Этим указывается на особую взаимную близость. Так и здесь, если Господь говорить «Аз есмь Господь Бог твой, то этим он, так сказать, Сам Себя человеку предлагает в предмет любви и почитания; и зная, какое в этом благо для человека, Господь и добавляет: да не будет у тебя других богов кроме Меня. В любви к Богу для человека безконечный источник радости и света духовного. Вот такой любовию и пламенели Святые Божие угодники, и эта любовь и верность объединила их в высокий и святой сонм прославлямый ныне Церковию.

Да послужит эта их любовь Божественная - уроком нам, грешным, как нужно Бога любить, как должно о Нем всегда мыслить и обращать к Нему душу и сердце. Любящий другого человека, о нем всегда помнит настолько, что хотелось бы всю свою жизнь, все поступки соотносить с любимым лицом, и быть всегда в его присутствии. Так и истинный христианин пребывает с Богом постоянно, к Богу прилепляется и не дeлает ничего без мысли о Господь Бог и обращения к Нему. И недаром одна из прекрасных поговорок простого русского народа говорит - «без Бога ни до порога», т. е. без Бога - ни одного шага. Аминь.


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Узел "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное