Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 79


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N79

Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Расписание служб (14 октября — 20 октября)

Воскресенье 14 октября

Покров Пресвятой Богородицы

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия. 16 00 Акафист Покрову Богородицы.

Среда 17 октября

Сщмч. Иерофея Афинского

16 00 Акафист св. Митрофанию Воронежскому. Служащий о. Александр.

Четверг 18 октября

Свв. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев.

16 00 Акафист св. Николаю Чудотворцу. Служащий о. Александр.

Пятница 19 октября

апостола Фомы

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия. 16 00 Акафист прмц. Елизавете. Служащий о. Александр.

Суббота 6 октября

мчч. Сергия и Вакха

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия. Служащий о. Александр. 16 00 Всенощное бдение.

Главная истина, раскрываемая нам апостольским чтением (2Кор.11:31-12:9), - смирение христианина в самовосхвалении. Христианин вообще не должен хвалиться никакими своими преимуществами, потому что самохваление - плод гордости. Но если того требуют долг и совесть, чтобы принести пользу ближнему и поддержать успех доброго дела, христианин может говорить о своих достоинствах. Самохваление в этом случае есть радение о деле и любовь к ближнему. Поэтому самохваление тогда только получает истинно-христианский характер, когда оно (1) не переступает пределов, указываемых долгом и пользой дела, (2) отличается глубоким смирением и искренним сознанием не столько своих достоинств, сколько своих немощей, в которых проявляется совершенство Божьей силы, (3) есть плод не самолюбия, а любви к ближнему.

Евангельское чтение недели (Лк.6:31-36) наставляет нас, как относиться к ближним. Наше отношение к ближним должно начинаться с наименьшего: «как хотите, чтобы поступали с вами другие, так и вы поступайте с ними», правила простого, естественного, понятного даже ребенку. Это правило напоминает нам строчку из нашей ежедневной молитвы: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И даже это правило мы часто не выполняем. У нас, если что и получается, то «как со мной поступают, так и я с ними». А Спаситель сразу же указывает на недостаточность даже первого правила, и наставляет: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Господь наставляет нас в такой любви Своим примером. Примером в такой любви нам являются Богородица, апостолы, перводиакон Стефан и многие другие. Некоторых мы вспоминаем на этой седмице.

В воскресенье мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы, праздник явления Её любви. Над всеми нами простирает Она Свой омофор, как простирала его над Царьградом, землёй русской и неисчислимым числом разных людей и мест. Об этом мы соборно молим Её в этот праздник: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрой нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

В этот же день мы славим преподобного Романа Сладкопевца, получившего свой дар от Божией Матери. Он первый ввёл в песнопения кондаки и икосы, им было составлено до тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Господа. И в тот же день мы славим апостола от 70 Ананию. Это он крестил обратившегося гонителя христиан Савла, будущего апостола Павла. В последствии он принял мученическую кончину в молитве за своих истязателей           и убийц, исполнив заповедь Господа «любите врагов ваших», которую мы слышим в евангельском чтении в этот день.

В понедельник мы славим св. Андрея, Христа ради юродивого. Это он увидел, как Богородица осенила Своим Покровом Константинополь. В этот же день мы славим славного защитника нашего Отечества св. воина Феодора (Ушакова) Санаксарского.

Во вторник мы славим священномученика Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла и первого епископа Афин. Он оставил богословско-философские работы о богопознании, которые изучаются до сих пор. Он сочетал глубокую веру со способностью раскрыть её в точном и глубоком философском рассуждении. Его жизнь служит нам примером того, как глубокая вера и глубокие знания сочетаются и помогают друг другу. А в пятницу славим св. Фому, апостола сомнения. Он безоговорочно верит Господу. Когда Иисус Христос перед воскрешением Лазаря решил идти в Иудею, именно он сказал другим апостолам: «Пойдем и мы. Умрем с Ним». Он хочет предельно точно и полно понять слова Иисуса: «Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?». Поэтому в важнейшей истине Православия Фоме необходимо было удостовериться самому и со всем тщанием. Таково «Доброе неверие Фомино», пример для нас. Именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье - Фомина неделя (или Антипасха). Давайте же возрастать к тому, чтобы все важнейшие истины Православия были нами усвоены со всем тщанием, а наша вера и наши знания помогали нам возрастать дальше к богопознанию. И сподоби нас, Боже, усвоить всем сердцем своим, и всем разумением, что путь в Царствие Небесное лежит через любовь к ближнему и дела милосердия.

В четверг мы славим Святителей Московских и всея России. И конечно, в течение седмицы и многих других. «Дивен Бог во святых Своих».

Воскресная школа для взрослых. С 22 сентября в нашем храме по благословению настоятеля храма протоиерея Николая Филёва начались занятия в бесплатной воскресной школе для взрослых. Занятия проходят по субботам с 14-00 до 16-00. Телефон длязаписи - 8 927 659 39 33 р.б. Ольга.

            Воскресная школа для детей. С октября в нашем храме по благословению настоятеля храма протоиерея Николая Филёва начались занятия в бесплатной воскресной школе для детей. Занятия проходят по воскресеньям с 12 до 14 часов. Приглашаем детей в возрасте от 7 до 12 лет. Первое занятие состоится 7 октября.

Феофан Затворник. Неделя 19-я по Пятидесятнице.(2Кор.11,31-12,9; Лк. 6, 31-36).

Коренная, источная заповедь — люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать — люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: «люби, как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т.е. в сердце нашем, ближний. Если же там по-старому будет стоять наше «я», то не жди добра.

Митр. Антоний Сурожский. Неделя 19-я по Пятидесятнице. О христианской любви.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит о христианской любви не общими словами, а конкретно и очень просто и доступно. Любовь делается христианской, Божественной, когда человек, любя, забывает себя. Забыть себя до конца дано святым, но любить, не ища награды, не прося, не требуя, не вымогая любви за любовь, не вымогая благодарности за ее проявление – начало христианской любви. Она расцветает в любовь Христову, когда свободный дар любви достигает не только до любимых (это умеют делать все), но до нелюбимых, до тех, которые нас ненавидят, которые нас считают врагами, которые для нас считаются чужими. Если мы не умеем нашей любви распространить на тех, которые нам враги, это значит, что мы еще помним только себя и что все наши действия, все наши чувства исходят от непреображенного еще человеческого сознания, которое находится вне тайны Христа. Мы призваны любить щедрым сердцем, а щедрость, даже природная, заключается в том, что человек жаждет давать, ликует, когда он может отдать не только ему ненужное, но самое ему драгоценное, в конечном итоге – свое сердце, свою мысль, свою жизнь. Мы не умеем любить, но вся жизнь – школа любви, или наоборот, страшное время темного, холодного отчуждения.

И вот Христос нам открывает путь, как научиться любви: каждый раз, как на пути любви я себя самому вспомнюсь, каждый раз, как я встану преградой между своим живым, истинным движением сердца и действием, я должен обернуться к себе и сказать: Отойди от меня, сатана (Мк. 8, 33): ты помышляешь о земном, а не о небесном... Каждый раз, как, проявляя любовь, я буду требовать ответной любви, благодарности за благодеяния, я должен обратиться к Богу и сказать: Прости, Господи, я осквернил тайну Божественной любви... Каждый раз, когда в ответ на чужую ненависть, на клевету, на отвержение, на отчуждение я замкнусь и скажу: Этот человек мне чужой, он мне враг, – я должен знать, что для меня – не только во мне, но для меня самого – закрылась тайна любви, я вне Бога, я вне тайны человеческого братства, я не ученик Христов.

Вот путь; Христос не напрасно говорит, что путь в Царство Небесное – узкий, что врата узкие: очень узок этот путь, очень требовательна заповедь Христова, беспощадно требовательна, потому что она относится к области любви, а не закона. Закон определяет нам правила жизни, но он всегда где-то кончается, и за этим пределом мы от него свободны. Любовь же предела не знает; она требует нас до конца, всецело. Мы не можем только какой-то частью души согреться; если мы это допустим, мы потухнем, охладеем. Мы должны запылать всем нашим сердцем, и волей, и телом, и превратиться в купину неопалимую, в тот куст, который видел Моисей в пустыне, – который горел всем своим существом и не сгорал. Человеческая любовь, когда она не освящена Божественной тайной, поедает вещество, которым питается. Божественная любовь горит, превращает все в живое пламя, но не питается тем, что горит; в этой Божественной любви сгорает все, что не может жить вечно; остается чистое и светлое пламенение, которое превращает человека в Бога, как Ветхий Завет говорит, как Христос повторяет. Будем учиться ценой ожога любви, ценой отвержения от себя, ценой жертвы – будем учиться этой любви. И только тогда сможем мы сказать, что мы стали учениками Христа. Аминь.

Покров Божьей Матери.  «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

14/1 октября мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы в память события, произошедшего в 911 г. в Константинополе, во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, Её головной покров (мафорий) и часть пояса. Тогда Константинополь был окружён неприятелем. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую Ангелами и сонмом святых. Её сопровождали Креститель Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростёрла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Её заступлению. «Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и его ученик Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Её, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Заступничеством Пречистой Девы враг был отогнан от стен Константинополя, а память о чудесном явлении Богородицы осталась в народе.

На Руси праздник Покрова был введён святым князем Андреем Боголюбским в 12 в. В русском Прологе 12 в. содержится запись о его установлении: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».

Иеромонах Мефодий. Покров Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова Божией Матери установлен по случаю чудесного Ее явления в Влахернском храме Константинополя. Во внутреннем своем значении это как бы праздник всех праздников, посвященных Богоматери после вспоминаемых событий земной Ее жизни.

В празднике Покрова — прославление Царицы Небесной за все Ее милости, явленные миру, за простертый над миром Ее омофор.

«Мы молимся Всеблагой и Всенепорочной Матери Божией — и Она молится о нас, — говорит устами пламенной веры своей пастырь и молитвенник русской земли, о. Иоанн Кронштадтский. - «Мы прославляем Ее — высшую всякой славы, и Она уготовляет нам самим вечную славу. Мы говорим Ей часто: «радуйся», и Она у Сына Своего и Бога просит: «Сын Мой возлюбленный, дай им вечную радость за приветствие Меня радостью.»

«Владычица Богородица! Ты, Коей любовь к христианам превосходит любовь всякой матери земной, всякой жены, внемли нам в молитвах наших и спаси нас! Да памятуем мы о Тебе постоянно».

«Да молимся Тебе всегда усердно! Да прибегаем всегда под кров Твой неленостно и без сомнения».

И еще: «Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое событие.»

Православные притчи

Один Монах очень хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад. На эту тему он размышлял днями и ночами. И вот в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут.

Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит:

-        Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.


В избранное