Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 43


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N43

Неделя о мытаре и фарисее

Расписание служб (5 февраля - 11 февраля)

Воскресенье 5 февраля

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Собор новомучеников и исповедников Российских.

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия. 16 00 Полиелейная служба. Служащий священник о. Александр.

Понедельник 6 февраля

Блаженной Ксении Петербургской (XIX).

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия. Служащий священник о. Александр.

Вторник 7 февраля

Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). 

 

Среда 8 февраля

 

16 00 Вечерня с акафистом свв. пр. Петру и Февронии. Служащий священник о. Иоанн.

Четверг 9 февраля

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (438).

16 00 Вечерня с акафистом иконе «Неупиваемая чаша». Служащий священник о. Иоанн.

Пятница 10 февраля

Преподобного Ефрема Сирина (373-379).

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия. 16 00 Вечерня с акафистом преподобномученице Елисавете. Служащий священник о. Иоанн.

Суббота 11 февраля

Перенесение мощей (438) священномученика Игнатия Богоносца (107).

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия. Служащий священник о. Иоанн. 16 00 Всенощное бдение. Служащий священник о. Николай.

Сплошная седмица, поста нет.

Объявление

В храме по воскресеньям сразу после вечерней службы проводятся лекции-беседы на тему «Современная медицина и православие», ведёт священник Александр Авдеев, кандидат медицинских наук.

За три недели до наступления Великого поста Церковь начинает готовить к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. Каждая неделя имеет особое название сообразно читаемому в воскресные дни Евангелию. Так, первая из них называется Неделей о мытаре и фарисее, потому, что в воскресенье читается притча о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14).

Началом греха и падения человека была и есть гордость. Она заслоняет человеку Бога и его собственную духовную нищету. Она не даёт искренне раскаяться в грехах. И евангельское чтение недели, готовящей к посту и покаянию, внушает нам, как опасна гордыня и какую огромную силу имеет покаяние. Гордыня сжигает заслуги, а покаяние смывает грехи. Такой «правильный» и «заслуженный» фарисей в своей гордыне ушёл менее оправданным, чем грешный, но покаявшийся мытарь.

Мы начинаем готовиться к посту, последуем же примеру этого мытаря, чтобы покаяться, очиститься и открыть себе дорогу к Богу.

И на этой седмице мы славим учителя покаяния и молитвенника преподобного Ефрема Сирина, покаянную молитву которого вскоре, Великим постом, мы будем читать каждый будний день (до Великой Среды). А также, славим вселенских отцов и учителей Церкви святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Каждый день звучат в Церкви молитвы Иоанна Златоуста. Бо́льшую часть дней в году совершается в Церкви литургия Иоанна Златоуста.

Только трёх человек удостоила Церковь высокого именования Богословами: апостола Иоанна Богослова, Григория Богослова и Симеона Нового Богослова.

Апостольское чтение (2Тим.3:10-15) наставляет нас на неуклонное пребывание в вере и благочестии, несмотря на гонения и преследования, на примере ап. Тимофея, которого мы славили на прошлой неделе.

Велика наша Церковь такими исповедниками и мучениками. Да будут они нам примером.

Так, мы славим на этой седмице Игнатия Богоносца, за веру брошенного на растерзание львам  на арене цирка на потеху толпе.

Так, на этой седмице мы поминаем всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, славим Собор новомучеников и исповедников Российских: святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925), священномучеников Петра (Полянского), митрополита Крутицкого (1937), Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого (1918), Вениамина (Казанского), митрополита Петроградкого и Гдовского, и с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) и мучеников Юрия (Новицкого) и Иоанна (Ковшарова) (1922), митрополита Серафима (Чичагова) (1937), архиепископа Фаддея (Успенского) (1937), протоиерея Иоанна (Кочурова) (1917), протопресвитера Александра (Хотовицкого) (1937), преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918). Святых царственных мучеников страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии (1918), и всех в годину лютых гонений за веру Христову пострадавших. Это переходящее празднование в ближайшее воскресение с 25 января.

В составе Собора мы поминаем и  преподобномученицу великую княгиню Елисавету, в честь которой освящён наш храм.

И ещё многих и многих. Вечная им память и слава!

Покаяния отверзи ми двери.

Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской, на утрене по 50-м псалме поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…». Это одно из самых ярких и в то же время самых важных песнопений периода пения Постной Триоди. Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост. Мы встречаемся с ним 9 раз в течение примерно двух месяцев. По положению на Богослужении и по важности «Покаяния отверзи...» можно было бы сравнить с торжественно поднимаемым знаменем, которое сопровождает войска не только во время самой брани, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя. Мы приводим ниже перевод этого песнопения на русский язык.

Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Иеромонах Мефодий. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»...

Дожили мы по милости Божией снова до тех дней, когда Церковь обращает мысли, чувства и желанья наши к дверям покаяния.

Поистине — спасительные двери... Как бы предстал человек пред Богом, если бы не было этих дверей? Какая бы человеческая правда могла равняться с Правдою Божией? («зане яко дуб поверженный всяка правда наша пред Тобою» - из чина Соборования).

Некоторые боятся Великого Поста. Слишком сумрачным, строгим, безрадостным представляется им это время. Это те, кто не знают сладости покаяния, радости освобожденной от греховного гнета души. Пост - «весна души». Как под животворными лучами весеннего солнца оживает природа, так теплота покаяния согревает и живит человеческую душу.

Пост - познание себя, своих немощей, своей ветхой природы - тела греха. И не только познание, но и воинствующее устремление на эти недуги духовные. Потому-то и связан он с телесным воздержанием, с известными правилами аскетической гигиены, с «томлением томящего».

Только путь духовного опыта в полной мере открывает нам смысл и значение поста. А над всеми сими венец сердечного покаяния, теплого обращения к Богу - Отцу милосердия, любви, новой благодатной жизни. И о, если бы и мы, братие, смогли бы обратиться с гноища своей омраченной «суетными привержениями» жизни к Господу Святому и Животворящему. Ведь Царствие Божие внутри нас. Надо только устранить главное препятствие - грех. Большого терпения и настойчивости требует борьба с ним. Но в ней, в этой борьбе, подается и радость победы, открываются иные дали, доступные только очищаемым от греховной скверны сердцам.

Итак, двери покаяния пред нами. Зовет нас в них Церковь. Откроем же наши сердца. Приближается время обновления духовного. Время, которым должен воспользоваться каждый из нас...

Митрополит Антоний (Храповицкий). Мытарь и фарисей. (Лк. 18:10-14).

Фарисей благодарит за сохранение в чистоте; фарисей не осужден - сказано только, что мытарь более оправдан.

Обыкновенно проповедники говорят, что фарисей был великим грешником и что он лгал, говоря о своих добродетелях. Мы так плохо о нем не думаем: он не лгал, и у него есть несомненные добродетели.

В притче высказана мысль о том, что покаяние имеет большую ценность, чем многие подвиги и что последние имеют ценность только будучи связаны с покаянием. Поэтому три четверти наших молитв - покаянные.

Но в чем, скажут, каяться фарисею, если он не сделал грехов?

Надо каяться в том, что мало сделал добра. Когда идешь далеко, надо считать не то, что прошел, а сколько еще остается. Надо каяться, что недостаточно угодил Богу, без умиления молился и не каялся. Подлинные христиане любят покаяние. Их любимая книга - триодь постная. Покаяние есть добродетель для всех доступная и для всех одинаково необходимая. Покаяние не зависит от подвигов: не мало людей жестоких сердцем, гордых и сладострастных, которые каялись. Покаяние — добродетель самая близкая людям: только немногие восходят до высоты славословия и благодарения.

Фарисей несет подвиги и благодарить за них Господа, но не приносит покаяния, а мытарь, не смевший поднять главы своей, был более оправдан, более очищен, чем фарисей.

Ты, христианин, осуждающий фарисея с его подвигами и присоединяющийся к восхвалению мытаря, - имеешь ли ты мытарево покаяние или у тебя холодное сердце и в нем нет вопля мытарева - «Боже, милостив буди мне, грешнику».

Изречения святых отцов о болезни.

.Св. Тихон Задонский:

Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-либо утешение от служащих тебе, то посмотри на тех, которые внутри терпят скорбь и печаль, снаружи ранами покрыты и не имеют, кто бы им послужил, накормил, напоил, поднял, омыл раны, — и они  терпят.

Преп. Никодим Святогорец:

Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою и переносит, враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если бы находился в другом положении, и старается убедить его, что если б был здоров, как добре поработал бы Богу, и сколько пользы принес бы и себе, и другим: ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближних и т. п. Заметив, что такие мысли принимаются, враг чаще приводит их на ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляет, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждает жаление, что связан по рукам и ногам болезнию. Мало-помалу, при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение, таким образом, расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого. Доведши до чего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления и, оставляя одно желание здоровья как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь, не как на препону к добру, а как на нечто, неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел расстроить. Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего кроме терпения Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового дела добрые идут промежутками. Почему, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?

Св. Филарет Московский:

Облегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному (Апостол, 69 правило).

Св. Игнатий Брянчанинов:

Один из приходских священников сделался болен, и, приближаясь уже к кончине, увидел одр свой окруженным демонами, которые готовились похитить его душу и низвести во ад. Тогда явились три Ангела. Один из них стал у одра и начал препираться о душе с отвратительнейшим демоном, державшим отверстую книгу, в которой были записаны все грехи священника. Между тем пришел другой священник, чтобы напутствовать собрата. Началась исповедь; больной, устремляя испуганные взоры в книгу, произносил с самоотвержением грехи свои, как бы извергая их из себя, — и что ж видит он? Видит ясно, что едва произносил какой грех, как этот грех исчезал в книге, в которой оставался пробел вместо записи. Таким образом, исповеданием он изгладил из бесовской книги все грехи свои, и, получив исцеление, остаток дней провел в глубоком покаянии, поведая ближним для назидания их видение, запечатленное чудесным исцелением.

Игумен Никон (Воробьев):

Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе. Кроме молитвы, должно вам иметь духовного собеседника, развлекающего вас от скорби и уныния.


В избранное