Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 44


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N44

Неделя о блудном сыне

Расписание служб (12 февраля - 18 февраля)

Воскресенье 12 февраля

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия. Служащий священник о. Николай. 16 00 Вечерня с акафистом святителю Луке. Служащий священник о. Александр.

Вторник 14 февраля

 

16 00 Всенощное бдение.  Служащий священник о. Николай.

Среда 15 февраля

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия. Служащий священник о. Николай. 16 00 Вечерня с акафистом сретению Господню. Служащий священник о. Александр.

Четверг 16 февраля

 

16 00 Вечерня с акафистом святителю Николаю. Служащий священник о. Александр.

Пятница 17 февраля

 

16 00 Вечерня заупокойная. Служащий священник о. Николай.

Суббота 18 февраля

Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

8 15 Исповедь. 9 00 Литургия. Панихида. Служащий священник о. Николай. 16 00 Всенощное бдение. Служащий священник о. Николай.

В воскресный день этой недели читается из Евангелия притча о блудном сыне. Многие, подобно ему, в самомнении и гордыне порывают с Богом, Отечеством, семьёй, традицией и культурой. И расточают всё, что было им даровано. Но далеко не все находят силы вернуться, и остаются вдали от Бога и отчего дома - на чужбине, в плену своих страстей, грехов и метаний. Чтобы живее напомнить христианам об удалении их от Отечества Небесного и рабстве греху, Церковь после псалмов полиелейных поет 136 псалом о плену вавилонском: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали ...».

Так, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, теперь Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Поэтому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.

На этой неделе мы как раз славим трёх великих учителей Церкви, святителей, постников и учителей покаяния - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В среду мы празднуем Сретение Господа нашего Иисуса Христа. В этот день мы вспоминаем событие, когда Пречистая Богородица и Иосиф принесли Богомладенца в храм на сороковой день по Рождеству. Там в это время, по внушению свыше, был праведный Симеон, которому было откровение, что он не умрёт, пока не увидит Христа Спасителя. И вот, эта встреча (сретение) состоялась. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрёк пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29-32). В ожидании этой встречи праведный Симеон дожил до 360 лет... В храме Господа встретила также праведная пророчица Анна. Праведного Симеона и Анну мы славим на следующий после Сретения день.

Также и любой из нас может встретить Господа, если будет всем сердцем чаять этой встречи будет в праведности готовить сердце своё к этой встрече. Эта встреча — только начало пути спасения, но она же и твёрдая надежда, «...ибо видели очи мои».

Не о себе одном радуется праведный Симеон, но и о славе своей страны, и о спасении всех народов.

В субботу, в преддверии Недели о Страшном суде, мы поминаем «всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших», всех, с кем встретимся и соединимся в День Господень. И с нами о всём мире, и о нас, молятся наши усопшие отцы и братья, стяжавшие благодать Божию. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - собрании верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября). От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

Митрополит Антоний (Храповицкий). Неделя о Блудном Сыне. (Лк. 15:11-32).

Эта притча может быть наиболее известна и потому мы напомним лишь некоторые мысли, которая она в нас вызывала. Притча отмечает постепенность внедрения пороков. Им противостоит добро, виденное человеком в своей жизни, и если бы не это препятствие, то порок внедрялся бы в человека и в общество с быстротой брошенного камня и изуродовал бы его и окружающих. Блудный сын не погиб, «в себе пришел». Поводом к раскаянию послужил голод. Это - драма повторяющаяся всегда и в наши времена. Голод и нужда - это повод к покаянию, первый толчок; добрые воспоминания - указывают путь покаяния. Блудный сын едва ли бы покаялся, если бы не вспомнил добро, которое он прежде видел. Это надо помнить всегда и надо помогать друг другу, чтобы у людей были воспоминания добра; помогать и внутренне и внешне.

Путь покаяния и возвращения к добру - путь далекий. Его можно пройти лишь с искренним чувством. Но помните, что идущего видит издалека его Отец, и возвращающийся «мил ему был».

Слова блудного сына, обращенные к Отцу, - это обстановка спасения: порочное само приговаривает себя к наказанию, само осуждает себя и наказание признает заслуженным и справедливым. Неужели, скажут, он не понимал, что это было бы жестоко, со стороны Отца - взять сына в число наемников. Нет, он не считал Отца жестоким, но наказание почитал справедливым и заслуженным - таково всегда всецелое покаяние и в ответ на него Отец одевает его в первую, или прежнюю, одежду.

Покаяние есть надежное и прочное условие возрождения. В покаянии есть горечь, но есть и элемент радости, ибо за покаянием стучится в сердце и надежда. Но покаяние наступает постепенно и путь возвращения не близкий. Редко сразу прекращаются пороки. У отступивших от Бога есть голод духовный, но есть и грубость души, и избалованность сердца.

Страдания и голод, говорим, есть первое средство к возрождению. Но и помимо них могут наступить покаяние и умиление: вспомните Закхея, который, не нуждою гонимый, с такою искренностью и силой отдался покаянию и умилению, что стяжал спасение себе и дому своему.

… Старший сын не обрадовался возвращению брата и его примирению с отцом. Почему? По зависти. Это тяжкий грех и столь распространенный и какая сила этого греха. Из-за нее избивали Апостолов и убили Христа: «Пилат видел, что из зависти  предали Его». Зависть кипит в сердце как ненависть, но она еще связана с клеветой. Мы не свободны от зависти, она многих среди нас приводит к злодеяниям и если сравнить наше отношение к жертве наших злодеяний из зависти, с отношением иудеев ко Христу, то надо сказать, что последние лучше нас, потому что они верили, что поступают правильно, чего нет теперь, и теперешние враги Христа не лучше, а хуже той страшной толпы злодеев, которая добивалась распятия Его. Вся жизнь Европы есть борьба со Христом и все, говорящие со злобой или насмешкой о Евангелии, соучастники этой борьбы. Ужаснемся же глубине падения врагов Христовых и тому, что нет такой высоты, на которую бы не посягала клевета.

Свт. Феофан Затворник. Неделя блуднаго. (1Кор.6:12-20; Лк.15:11-32).

О чем ни говорит нам неделя блуднаго! Говорит и о нашем покое и довольстве в доме Отца Небесного, и о безумном нашем порыве из-под блюстительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия, присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем, вследствие того, обеднении нашем. Но говорит затем и о том, как кто опомнивается и в себя пришед, замышляет и решается возвратиться к Отцу многомилостивому, как возвращается, как любовно приемлется и восстановляется в первое состояние. И кто здесь ни найдет благопотребного для себя урока? В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться и возвратись. Там ждет тебя всякая снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя.

Иеромонах Мефодий. Сретение Господне: «Ныне отпускаеши...».

Молитва прав. Симеона Богоприимца, «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» непосредственно обращена к земному деланию каждого из нас.

Чему мы служим? Какова ценность нашего жизненного подвига? Да есть ли он вообще? Сможем ли и мы во «время свое» сказать, что Бог отпускает нас с миром?

Ветхий Завет жил верой в грядущего Избавителя. В нем спасались те, кто до конца сохранял верность этой вере. Новый Завет зовет на божественную трапезу Христа пришедшего, дает радость обретения Бога чрез борьбу с грехом, чрез очищение от «всякой нечистоты».

Жизнь Христианина — борьба. Борьба с миром, лежащим во зле, с диаволом, с самим собой. Многотрудна эта борьба. Но сладость и венец победы - жизнь, «скрытая со Христом в Боге, новая жизнь царствия Божия и Правды Его». А это Царствие Божие - «внутри нас».

Потому-то и надо ставить всю свою жизнь пред судом «ныне отпущаеши», чаще вспоминать, какие радости и горнее небесное счастье уготованы христианской душе. И если старец Симеон мог спокойно умереть, только узрев своими очами пришедшего Спасителя, то какое спокойствие раскрывается нам в истинной Христианской кончине человека, послужившего Спасителю в жизни своей. Ибо нет большей радости, как обрести Господа своего и послужить и поклониться Ему. «Посему и мы, по слову Апостола, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса». (Евр.12:1-2).

Вселенские панихиды (родительские субботы).

Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

    Суббота мясопустная.

    Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.

    Радоница, совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья).

    Суббота Троицкая.

Поминовение воинов, убиенных за отечество, совершается:

    29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

    В субботу Димитриевскую, пред 26 днем октября.

    С 1994 г. у нас установлено поминать 9го мая погибших в годы войны 1941-1945 гг.

Из Синаксаря на субботу мясопустную.

«Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, - когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, - не лишился молитв Церкви».

Свт. Феофан Затворник. Суббота (поминальная).

 Святая Церковь переводит ныне внимание наше за пределы настоящей жизни, к прешедшим отсюда отцам и братьям нашим, чая напоминанием о состоянии их, которого и нам не миновать, расположить нас к должному прохождению сырной седмицы и следующего за ней великого поста. Послушаем матери своей Церкви, и поминая отцев и братий наших, позаботимся себя приготовить к прехождению на тот свет. Приведем на память грехи свои и оплачем их, положив дальше чистыми себя блюсти от всякой скверны. Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на суде никто из нечистых не оправдится. После же смерти не жди очищения. Каков перейдешь, таким и останешься. Здесь надо заготовить свое очищение. Поспешим же —ибо кто может предсказывать себе долголетие? Жизнь сей час же может пресечься. Как явиться на тот свет нечистыми? Какими глазами взглянем на отцев и братий наших, имеющих встретить нас? Что ответим на их вопросы: это что у тебя нехорошее?  А это что? И это что? Какой срам и стыд покроет нас?! Поспешим же исправить все неисправное, чтоб явиться на тот свет, хоть сколько-нибудь сносными и терпимыми.

Старец Порфрий Кавсокаливит — Любовь душевная и духовная

Я вам скажу нечто необычное, как-то начал Старец. Часто мы своим беспокойством причиняем зло другим людям…

Часто мы своим беспокойством, своими страхами и плохим душевным состоянием, сами того не желая и не понимая этого, причиняем зло другим людям, даже если их сильно любим, как, например, мать любит своего ребенка. Мать передает ребенку весь свой страх за его жизнь, за его здоровье, за его успех, даже если и не говорит с ним, даже если не выражает того, что у нее внутри.

Эта душевная любовь, то есть естественная любовь (фисики агапи), может иногда приносить вред. Но такого не бывает с любовью Христовой, которая сочетается с молитвой и святостью жизни. Эта любовь делает человека святым, умиротворяет его, потому что Бог есть любовь.

Любовь да будет лишь во Христе!!!— закончил Старец.— Чтобы принести пользу другим, нужно жить в любви Божией, иначе ближнему не можешь помочь. Нельзя насиловать другого человека. Настанет его час, придет тот момент, нужно лишь молиться за него.

Молчанием, терпением и прежде всего молитвой мы таинственно приносим пользу другим людям. Благодать Божия очищает горизонт его ума и убеждает его в любви Божией. Здесь есть одна тонкость. Если человек согласится с тем, что Бог есть любовь, тогда ослепительный свет осенит его, такой свет, которого он не видел никогда в жизни. Так он обретет спасение.


В избранное