Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Слово Божие день за днем / Мудрость Иисуса Сираха, гл. 3:30 - 5:15: *** / 27.XI.06 пн


Продолжаем читать новый перевод сдревнегреческого библейской книги, которую обычно назвают "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (сегодня стихи 3:30 - 5:15).  
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Понедельник, 27 (14) ноября 2006 года

Продолжаем читать новый перевод с древнегреческого библейской книги ("второканонической" в католической традиции), которую обычно назвают "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (сегодня стихи 3:30 - 5:15).

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.   

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
Синодальный перевод  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комментарий к гл. 4 из  "Брюссельской" Библии
  Комментарий к гл. 5 из  "Брюссельской" Библии

30 Пламя огня вода угасит,
а грехи искупит милостыня.
31 Воздающий добром помнит о будущем,
в час паденья найдет он себе опору.

Не отнимай, сынок, у бедняка прожиток,
и не томи нуждающихся глаз его,
2 не огорчай того, кто голоден,
человеку в нужде не причиняй обиды.
3 В том, кто и так обижен, не увеличивай смуты,
и просящего милостыню не заставляй дожидаться.
4 Не отвергай молящего горемыку,
от бедняка не отворачивайся.
5 Не отводи глаза от того, кто просит,
не вынуждай его проклинать тебя:
6 если в обиде горькой он проклянет тебя,
его молитву Создатель его услышит.

3.30-4.6 Милосердие к бедным. 3.30 Милостыня, как и забота о родителях, искупает грехи (см. прим. к 3.3). Надо помнить, что греч. слово "элеэмосюнэ" и евр. "цедека" имеют гораздо больше значений, чем "подаяние", это скорее благотворительность: оказание безвозмездной помощи, кредит, поручительство, забота о вдовах и сиротах, о больных и пришельцах, погребение одиноких и т. д. Это также исполнение Закона (см. Втор 15.7-11). Ср. также Тов 12.9; Притч 10.12. 3.31 Богатые, к которым относится большинство учеников, должны помнить о бедных и творить добро. В Израиле милостыня считалась очень важным делом благочестия, недаром в еврейском языке добро и милостыня — одно и то же слово. 4.1-3 Ср. пословичное выражение: "Дважды дает тот, кто быстро дает". 4.1 сынок — см. прим. к 2.1.
4.4 Ср. Мф 5.42. 4.6 См. Числ 22.1-6;
ср. Исх 22.22-23; Втор 15.7-11; Притч 3.27-28. 4.8 В евр. тексте, вероятно: "Ответь ему "Мир!" вежливо". Беспристрастность и уважительное отношение не только к богачам, но и к бедным — обязательное качество человека, стремящегося к высоким постам. 4.9 Смысл стиха: "старайся добиться оправдания человека, которого обвинили несправедливо, никакие личные чувства не должны мешать правосудию". 4.10 Поступай так, как поступает Бог, который более всего заботится о сиротах и вдовах, потому что они самые обездоленные.

7 Старайся быть приятным в собрании,
перед вельможей склоняй голову.
8 И к бедняку наклони внимательное ухо,
ответь ему с кротостью, вежливо.
9 Спасай несчастного от рук обидчика.
Когда приговор выносишь, не малодушествуй.
10 Отца замени сиротам,
вместо мужа будь для их матери.
Тогда Всевышнему ты станешь сыном,
и больше, чем мать, Он тебя полюбит.

11 Мудрость сыновей своих возвысила,
всем ищущим ее она помощница,
12 ведь любящий ее жизнь любит.
Кто с раннего утра к ней устремляется,
того она всегда наполнит радостью.
13 кто ей владеет, тот получит славу,
и дом, куда она войдет, Господь благословит.
14 Кто чтит ее, Святого почитает,
кто ее любит, тот любим и Господом.
15 Послушный ей будет судить народы,
и кто внимает ей, тот защищен надежно.
16 Кто ей доверился, тот ее получит,
его потомкам она станет достоянием.
17 Сначала поведет его путем извилистым,
наполнит душу робостью и страхом,
измучит воспитанием, как пыткою,
ее уставы будут тяжким испытанием,
пока всего себя он ей не вверит.
18 И снова приведет его к пути прямому
обрадует его, свои откроет тайны.
19 Но если он заблудится, она его покинет,
в руках его судьбы оставит падшего.

4.11-19 Награды мудрости — это величие, почет, безопасность и жизнь. 4.11 сыновей своих — т. е. учеников мудрости. Ср. также Притч 4.8. 4.12 с раннего утра — встреча с мудростью важнее всего. Мудрость персонифицирована (ср. Притч 1.22-33; 8.12-36; 9.1-6), она сравнивается с прекрасной женщиной, встреча с которой желанна (ср. Притч 8-9; 3.18; 8.17, 35; Прем 8.2-18). 4.13 Занятие мудростью не отличается от поклонения Святому Богу. Она войдет — возможно иное понимание: "он войдет". 4.15-19 В евр. тексте это говорит сама мудрость. Ср. Притч 8.15-16 и 1.33. 4.16 Ср. 1.15; 44.10-13. 4.17 Постижение мудрости — тяжкий труд, требующий больших усилий ума и воли, мудрость подвергает испытаниям тех, кто ее добивается (см. 2.1-5; ср. 6.20-21; ср. также Мф 7.14). 4.18 У мудрости есть и свои тайны, которые она доверяет только немногим, тем, кто выдержал ее испытания. Тайны — это знание и понимание (ср. 39.7; Иов 11.6).

20 Всегда на страже будь и берегись дурного.
Не будь стыдлив излишне и стеснителен,
21 есть разный стыд: один к греху приводит,
другой направит к милости и славе.
22 Не будь пристрастен против своей совести,
и не робей, не то поплатишься.
23 И не молчи, когда твое решает слово,
24 ведь в слове познается мудрость
и в речи — твои знания и разум.
25 И с истиной не спорь, стыдись невежества.
26 Но не стыдись признать свои ошибки
и не плыви против реки течения.
27 Не будь подстилкой человеку глупому
и не заискивай перед властителем.
28 Будь умереть готов, борясь за истину —
тогда сразится за тебя Господь наш Бог.
29 Не будь чванливым на язык и скорым,
в делах же всех и слабым, и ленивым.
30 Не будь свирепым львом у себя в доме,
к рабам не придирайся понапрасну.
31 Пусть брать рука твоя не тянется
и не сжимается при отдавании.

 

4.20-31 Излишнее и ложное смирение. Автор придерживается золотой. середины: плохи как излишняя гордость, так и излишнее смирение и скромность, которые могут превратиться в самоунижение. 4.20 Эти слова могут иметь более узкий смысл: еврей, живущий в языческом окружении, должен быть особенно бдительным, чтобы не поддаться соблазнам языческой культуры и не сойти с пути следования Закону Моисея (ср. 1 Мак 1.12-15; 2 Мак 4.11-16). 4.21 Как и когда излишек скромности к греху приводит, иллюстрируют дальнейшие стихи. Это робость и страх твердо защищать правду (ст. 22), не осмеливаться высказать свое мнение, когда это необходимо (ст. 23-25), боязнь исповедать свои грехи (ст. 26).

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное