Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем читать книгу Бытие (25:19 - 26:35).


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Среда, 2 апреля (20 марта) 2008 года

Продолжаем читать книгу Бытие (25:19 – 26:35).

Перевод М.Г.Селезнева. (Издательство ГРРУ, 1999)

Ср. этот же текст по-церковнославянски Синодальный перевод
К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
 Комментарий (введение) к книге в "Толковой Библии Лопухина".
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

к гл. 25 из  "Брюссельской" Библии
+ из  "Толковой Библии"
к гл. 26 из  "Брюссельской" Библии
+ из  "Толковой Библии"

19 ВОТ ПОВЕСТЬ ОБ ИСААКЕ — АВРААМОВОМ СЫНЕ — И О ЕГО ПОТОМКАХ.

У Авраама родился сын Исаак. 20 Сорок лет было Исааку, когда он взял в жёны Ревекку, дочь Бетуэла-арам`ея из Падд`анАр`ама; она была сестрой Лавана-арамея. 21 Исаак молился ГОСПОДУ о своей жене (она была бесплодна), и ГОСПОДЬ внял его мольбе: Ревекка забеременела. 22 Но сыновья у нее в животе начали драться друг с другом.

— Так, — промолвила Ревекка, — что же это меня ждет?

И пошла вопросить ГОСПОДА.

23 ГОСПОДЬ ей сказал:

 — Два народа в твоей утробе,
два племени выйдут из чрева твоего.
Один одолеет другого,
и старший младшему станет слугой.

24 Подошел срок — и родились два близнеца. 25 Первый вышел на свет рыжий и весь волосатый, как звериная шкура; его назвали Ис`авом. 26 Следом, уцепившись ручкой за пятку Исава, появился другой; его назвали И`аковом. Шестьдесят лет было Исааку, когда они родились.

25:22 ...драться друг с другом. — Буквально: "...сокрушать, ломать друг друга". Происходит нечто необычайное, и Ревекка идет вопросить Господа (надо полагать, в какое-то семейное святилище).
Так... что же это меня ждет?  — Другое возможное понимание: "Если так... зачем мне жить?"

25:25 ...рыжий... — Еврейские слова "рыжий" (адмон`и) и "волосы" (се`ар) намекают на имена той страны, где в будущем поселятся потомки Исава: "Эдом" и "Сеир".

27 Мальчики выросли. Исав стал ловким охотником, человеком полей, а Иаков — тихим домоседом. 28 Их отец Исаак любил есть дичь, а потому оказывал предпочтение Исаву, но мать, Ревекка, больше любила Иакова.

29 Однажды, когда Иаков варил похлебку, Исав, усталый, вернулся с охоты.

30 — Дай поесть вот этого, вот, красного! — сказал он Иакову.  — Я устал!

(Потому-то его и прозвали Эд`ом.)

31 — В обмен на право быть первенцем, — ответил Иаков.

32 — Что мне с того, что я первенец? — сказал Исав. — Я сейчас умру!

33 — Сперва поклянись! — сказал Иаков.

Исав поклялся, что отдает Иакову право быть первенцем, 34 а взамен получил хлеб и чечевичную похлебку. Поел он, попил, встал, пошел — и дела ему не было до права быть первенцем.

25:26 Имя Иаков (евр. Яак`ов) созвучно слову "пятка" (ак`ев).

25:30 Исав, согласно генеалогиям книги Бытия, был прародителем эдомитян, обитавших к югу от Мертвого моря. Таким образом, перед нами игра слов: Эдом (имя народа) — ад`ом ("красный").

25:31 Первенец, т.е. старший сын, продолжал род отца. По ветхозаветному законодательству он получал двойную долю наследства (Втор 21:17) и считался посвященным ГОСПОДУ (Числ 3:13). В данном случае право быть первенцем означает для повествователя еще и право на владение обетованной землей  — Палестиной.

26 В стране вновь случился голод (как прежде, во времена Авраама), и Исаак ушел в Герар, к филистимскому царю Авимелеху. ГОСПОДЬ явился Исааку и сказал:

— Не ходи в Египет, а живи в той стране, которую Я укажу тебе. Она приютит тебя, а Я буду с тобой и благословлю тебя. Я исполню клятву, которую дал отцу твоему Аврааму: отдам все эти земли тебе и твоим потомкам. Я сделаю твоих потомков многочисленными, как звёзды на небе, и отдам им все эти земли. Твое потомство будет благословением для всех народов земли — за то что Авраам слушался Меня и соблюдал все Мои веления: заповеди, законы и правила, данные Мною.

26:1-33 Эта глава имеет явные параллели с предшествующими историями про Авраама. Рассказ о Ревекке, которую Исаак называет своей сестрой (26:1-14), перекликается с аналогичными рассказами про Авраама (12:10-20 и 20:2-16). История о спорных колодцах (26:15-22) предвосхищена в 21:25-26. Договор Исаака с Авимелехом (26:26-33) напоминает договор Авраама с Авимелехом (21:22-33).

Исаак поселился в Гераре. Когда местные жители спросили его про Ревекку, он ответил:

— Это моя сестра.

А сказать "жена" побоялся: как бы они его не убили из-за Ревекки, которая была очень хороша собой.

Шло время. Как-то раз Авимелех, филистимский царь, увидел из окна, как Исаак забавляется с Ревеккой. Он позвал Исаака и сказал ему:

— Так она твоя жена?! Зачем же ты говорил, что она тебе сестра?

Исаак ответил:

— Я боялся, как бы меня не убили из-за нее.

10 — Что ты с нами делаешь? — сказал Авимелех. — Кто-нибудь из нас переспал бы с твоей женой — какой грех был бы на нас!

11 И Авимелех объявил своему народу:

— Всякий, кто тронет этого человека или его жену, будет предан смерти.

26:8 Имя Исаак (евр. Ицх`ак) созвучно слову "играет, забавляется" (мецах`ек).

12 Поселившись в той стране, Исаак стал сеять хлеб. ГОСПОДЬ благословил его: в тот год урожай у него был стократным. 13 Исаак делался всё богаче и богаче. Он стал настоящим богачом: 14 теперь у него были стада овец и коров и многочисленная челядь. Филистимляне стали завидовать ему. 15 Они засыпали и забили землей все колодцы, которые еще во времена Авраама были вырыты Авраамовыми рабами, 16 а сам Авимелех сказал Исааку:

— Уходи. Ты стал для нас слишком могущественным.

17 Исаак ушел в Герарскую долину 18 и принялся заново откапывать те колодцы, которые были вырыты еще при Аврааме, а после смерти Авраама засыпаны филистимлянами. Этим колодцам он возвращал те имена, которые им некогда дал Авраам.

19 Как-то раз его рабы откопали в долине источник, 20 но герарские пастухи стали спорить с пастухами Исаака, говоря им: "Это наша вода!" Поскольку из-за колодца вышла ссора, то его так и назвали: `Эсек. 21 Выкопали другой колодец; из-за него тоже возник спор, и его назвали Ситн`а. 22 Тогда Исаак ушел еще дальше, вырыл еще один колодец, и тут уже не было споров. Исаак дал этому колодцу имя Рехов`от, что означало: "ГОСПОДЬ наконец даровал нам простор, чтобы стало нас много на этой земле."

23 Потом Исаак вернулся в Беэр-Шеву, 24 и там, в первую же ночь, ему явился ГОСПОДЬ.

— Я Бог Авраама, твоего отца, — сказал Он.  — Не бойся: Я с тобою. Я благословлю тебя и сделаю твое потомство многочисленным  — Я сделаю это ради раба Моего Авраама.

25 Воздвигнув на этом месте жертвенник и призвав имя ГОСПОДНЕ, Исаак раскинул там свои шатры, а его рабы стали копать колодец. 26 Как раз в это время к Исааку из Герара пришел Авимелех со своим советником Ахуз`атом и военачальником Пих`олом.

27 — Зачем вы ко мне пришли? — спросил Исаак. — Ведь вы меня невзлюбили и прогнали прочь!

28 — Мы видим, что с тобою ГОСПОДЬ, — ответили они, — а потому хотим, чтобы нас связала клятва. Заключим договор! 29 Поклянись, что не причинишь нам зла: ведь и мы тебе ничего худого не делали, а только добро, дали тебе уйти от нас с миром, и теперь с тобой благословение ГОСПОДНЕ!

30 Исаак устроил для них пир. 31 Наутро они обменялись клятвами. Исаак простился с гостями, и те с миром пошли обратно. 32 И в тот же самый день рабы, рывшие колодец, оповестили Исаака, что они нашли воду.

33 Исаак дал этому колодцу имя Шив`а. (Отсюда и сегодняшнее название города — Бе`эр-Ш`ева.)

26:12 ...сеять хлеб. — Евр. текст не уточняет, какой именно вид злаков сеял Исаак (вероятнее всего — ячмень или пшеницу).

26:20-22 Эсек означает "Ссора", Ситна — "Вражда", Реховот — "Простор".

26:33 Шив`а означает "Клятва", Беэр-Шева — "Колодец Клятвы". Ср. прим. к 21:31. [Географическое название Беэр-Шева этимологизируется здесь двояким образом: с одной стороны, это Колодец Клятвы, с другой — Колодец Семерых (еврейское ш`ева может пониматься и как существительное "клятва", и как числительное "семь").]

34 Когда Исаву было сорок лет, он взял себе в жены Иехуд`ит, дочь Беэр`и-хетта, и Басем`ат, дочь Эл`она-хетта. 35 Исааку и Ревекке было тяжело с ними обеими.

 

В следующем выпуске: Бытие, 27 - 28.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  — со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Сайт "Христианское просвещение" —> www.prosv21.narod.ru
>Форум сайта<

Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах...


В избранное