Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем чтение книги пророка Иезекииля. Сегодня-- глава 45.


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

 

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 17 (4) ноября 2009 года, вторник.

Продолжаем чтение книги пророка Иезекииля. Сегодня — глава 45.

Перевод и комментарии Л.В.Маневича.
// КНИГА ИЕЗЕКИИЛЯ / М.: Российское Библейское Общество, 2006. © Российское Библейское Общество.

[Данный перевод кн. пророка Иезекииля
можно приобрести, например, в интернет-магазине my-shop.ru

Книга Иезекииля / Пер. Л.В.Маневича .]

 

Ср. этот же текст по-церковнославянски.  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии
из "Толковой Библии" Лопухина
Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня
Из его же учебника "Исагогика":
ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ: НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ.
ПРОРОЧЕСТВО ИЕЗЕКИИЛЯ О НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ

46 Так говорит Господь:

– Восточные ворота внутреннего двора будут заперты в течение шести рабочих дней. А в день субботний пусть будут открыты и в день новолуния пусть будут открыты. И войдет правитель в притвор ворот, со стороны внешнего двора, и встанет у косяка ворот, а жрецы совершат от его имени всесожжение и принесут пиршественные жертвы. Пусть правитель совершит поклонение на пороге ворот и выйдет. А ворота до вечера будут не заперты. И народ пусть в субботы и в новолуния совершает возле этих ворот поклонение перед Господом.

В день субботний правитель должен принести Господу в жертву всесожжения: шесть ягнят без телесных изъянов и одного барана без телесных изъянов. Его хлебное приношение должно быть таким: вместе с бараном одна эфа муки, а с каждым ягненком — столько муки, сколько правитель пожелает; и на каждую эфу муки полагается один гин оливкового масла.

В праздник новолуния правитель должен принести в жертву всесожжения: одного быка без телесных изъянов, шесть ягнят и одного барана — и ягнята, и баран должны быть без телесных изъянов. Его хлебное приношение должно быть таким: одна эфа муки вместе с быком, одна эфа с бараном и с каждым ягненком — столько муки, сколько правитель пожелает; а на каждую эфу муки полагается один гин оливкового масла.

Входить в ворота правитель должен через притвор и так же выходить из них.

 

Комментарий к гл. 46:
из "Брюссельской" Библии;
из "Толковой Библии" Лопухина

46:1 А в день субботний пусть будут открыты... — Внешние восточные ворота закрыты всегда, см. Иез 44:2.

46:2 ...в притвор ворот, со стороны внешнего двора... — Притвор внутренних ворот выходил на внешний двор, см. Иез 40:28-37.

...совершат от его имени всесожжение... — Это подразумевает, что в жертву приносятся те животные, которых жертвует правитель, ср. Иез 45:17.

...совершит поклонение... — Перевод древнееврейского глагола , который буквально означает «простираться ниц, падать лицом на землю». Таким образом, во внутренних восточных воротах правитель совершает обряды поклонения ГОСПОДУ, а во внешних восточных воротах — ест священную трапезу (см. Иез 44:3). И в те, и в другие ворота правитель должен был входить через притвор (притворы тех и других ворот выходили на внешний двор) и через него же выходить.

...на пороге ворот и выйдет. — Таким образом, правитель не может ступить на внутренний двор и пересечь границу, отделяющую один двор от другого; он имеет право лишь наблюдать за жертвоприношениями, находясь внутри внутренних восточных ворот. В исторических книгах Ветхого Завета мы видим совершенно иную картину, см., например, 3 Цар 8:22; 14:28; 4 Цар 11 и др.

46:3 ...возле этих ворот... — Со стороны внешнего двора к внутренним воротам ведут восемь ступеней (Иез 40:31). По-видимому, народу не позволено подниматься по этим ступеням и сквозь проем ворот видеть часть ритуальных действий, происходящих на внутреннем дворе. Народ совершал поклонение внизу, у лестницы.

46:5 ...и на каждую эфу муки полагается один гин оливкового масла. — Об эфе и гине см. примечания к Иез 45:10,24. Предписания о субботних приношениях у Иезекииля аналогичны предписаниям в книге Чисел (Числ 28:9-10), однако имеется ряд расхождений: согласно Числ 28:9, в субботу необходимо было принести двух годовалых ягнят и две десятых части эфы пшеничной муки; ничего не говорится в книге Чисел о баране и о том, сколько нужно жертвовать оливкового масла. Таким образом, размер субботних приношений у Иезекииля заметно больше.

46:6 В праздник новолуния... — Древние евреи, как и их соседи, использовали лунный календарь. Началом месяца считался момент появления новой луны. Празднование новолуния предписывается жреческим законом. Этот праздник упоминается в ряде исторических текстов Ветхого Завета, см., например, 1 Цар 20:5; 4 Цар 4:23 (ср. также Пс 80:4; Ис 1:13; Ос 2:11; Ам 8:5).

...правитель должен принести в жертву всесожжения... — Эти слова добавлены в нашем переводе для ясности. Вновь размеры необходимых жертвоприношений в праздник новолуния, приводимые у Иезекииля, отличаются от того, что предписано в Числ 28:11-15. В книге Чисел говорится, что тельцов должно быть два, а ягнят — семь. Размеры хлебных приношений: три десятых части эфы пшеничной муки вместе с каждым тельцом, две десятых эфы пшеничной муки вместе с бараном и одна десятая часть эфы вместе с ягненком. Ничего не сказано в книге Чисел о точном количестве оливкового масла (мука должна быть смешана с маслом), но приводится предписание о возлиянии вина: с быком — половина гина вина, с бараном — треть гина и с ягненком — четверть гина. Наконец, согласно Числ 28:15, в начале нового месяца необходимо было приносить одного козла в качестве очистительной жертвы.

 

46:9 ...пусть всякий, кто вошел через северные ворота, выходит через южные. — Восточные внешние ворота во всякое время остаются запертыми, см. Иез 44:2.

Никто не должен поворачивать назад и выходить через те же ворота, через которые вошел, а только через противоположные. — Не совсем ясен смысл этого предписания; возможно, причина для него сугубо практическая — таким образом, можно было избежать излишней сутолоки в толпе народа. Поскольку народ (равно как и правитель) во внутренний двор Храма не допускался (см. Иез 42:14; 44:19; 46:20), речь здесь идет о внешних воротах.

46:10 Правитель пусть входит вместе с народом, когда входит народ, и выходит тогда, когда выходит народ. — Смысл этого предписания и в том, что во время религиозных празднеств правитель должен быть вместе со всей общиной, ср. Пс 67:25-28.

46:12 ...добровольных жертвоприношений... — Особый вид жертвоприношений (древнееврейское ), когда жертва приносится по инициативе жертвователя, а не в связи с исполнением какого либо культового предписания (в Синодальном переводе «жертва от усердия», «добровольные жертвы»). В жреческих текстах Ветхого Завета часто связана с жертвой по обету (), см. Лев 7:16; 22:18, 21; Числ 15:3; Втор 12:6 и др.

...и после того как он выйдет, ворота должны быть заперты. — В этом отличие ритуала жертвоприношений, которые устраивает правитель по собственному желанию, от еженедельных субботних и других обязательных приношений. В субботу и в первый день месяца правитель покидает ворота, однако после его ухода они остаются незапертыми до вечера.

Во время праздников, когда народ страны приходит к Господу, чтобы совершить поклонение, пусть всякий, кто вошел через северные ворота, выходит через южные. Кто вошел через южные ворота, пусть выходит через северные. Никто не должен поворачивать назад и выходить через те же ворота, через которые вошел, а только через противоположные.

10 Правитель пусть входит вместе с народом, когда входит народ, и выходит тогда, когда выходит народ. 11 В праздники и торжественные дни хлебные приношения правителя должны быть таковы: одна эфа муки вместе с каждым тельцом, одна эфа вместе с каждым бараном, а с ягнятами — столько муки, сколько он пожелает. На каждую эфу муки полагается один гин оливкового масла.

12 Если же правитель приносит всесожжения или пиршественные жертвы в качестве добровольных жертвоприношений Господу, то пусть откроют для него восточные ворота и совершат жертвоприношения так же, как в день субботний. Затем правитель должен покинуть ворота, и после того как он выйдет, ворота должны быть заперты.

 

13 Ежедневно ты должен приносить Господу в жертву всесожжения годовалого ягненка без телесных изъянов, каждое утро ты должен совершать эту жертву. 14 Каждое утро вместе с ягненком приноси хлебное приношение — одну шестую часть эфы муки и треть гина оливкового масла, чтобы добавить его в пшеничную муку. Таково предписание навеки о регулярном хлебном приношении Господу. 15 Пусть каждое утро приносят в жертву ягненка и совершают хлебное приношение с оливковым маслом — таков порядок регулярных всесожжений.

 

46:14 ...о регулярном... — Перевод древнееврейского слова . Этим термином в жреческих текстах Пятикнижия обозначается ряд ритуальных действий, проводимых в Храме с регулярными интервалами и в определенное время. К ним, например, относится воскурение благовоний на золотом жертвеннике (Исх 30:7-8), зажигание светильников (Исх 27:20-21; Лев 24:1-4), выставление двенадцати хлебов перед ГОСПОДОМ (Лев 24:5-9), наконец, утреннее и вечернее жертвоприношение (Исх 29:38-42; Числ 28:3-8). У Иезекииля, в отличие от жреческих текстов, регулярная жертва приносится только утром и не сопровождается возлиянием вина. Однако, как и в жреческом ритуале, приносится ягненок во всесожжение и пшеничная мука с оливковым маслом в качестве хлебного приношения. Правда, существует количественное расхождение между Иезекиилем и Пятикнижием: в жреческих текстах с ягненком требуется приносить одну десятую эфы пшеничной муки и четверть гина оливкового масла.

Из 4 Царs16:15 следует, что при царе Ахазе ежедневное жертвоприношение состояло из двух частей: утреннего всесожжения и вечернего хлебного приношения. В 4 Цар 3:20 говорится об утреннем хлебном приношении.

16 Так говорит Господь Бог:

– Если правитель выделяет землю кому-либо из своих сыновей, то это станет его наследственным наделом, владением, переходящим по наследству. 17 Если же правитель выделяет землю из своих владений своему рабу, то она будет принадлежать рабу до года освобождения, а затем вернется к правителю. Лишь сыновьям может переходить земля правителя. 18 И пусть правитель не присваивает себе землю народа, пусть никого не лишает надела. Сыновей он должен оделять землей из собственных владений, и никто из Моего народа не может быть изгнан из своего надела!

46:16 Если правитель выделяет землю... — В стихах 16-18 продолжаются предписания, изложенные в 45:1-9, о владениях правителя и о его обязанности уважать наследственную собственность (прежде всего — землю) членов общины.

46:17 ...до года освобождения... — Имеется в виду так называемый юбилейный год (каждый пятидесятый год), когда всё проданное или иным образом отчужденное имущество должно было вернуться к своим прежним владельцам (имелись, однако, определенные исключения), см. Лев 25:28, 32; 27:24, а многие рабы-израильтяне получали свободу, см. Лев 25:10, 39-41,54.

46:18 ...быть изгнан... — В оригинале употреблен тот же глагол , («рассеивать, сметать»), который неоднократно в Ветхом Завете употребляется по отношению к рассеянным средь народов израильтянам (Втор 4:27; Иер 9:16; 40:15; Иез 11:16 и др.).

19 Затем проводник повел меня через проход сбоку от ворот к священным жреческим помещениям, обращенным на север. В самом конце этих помещений, на западной стороне, было некое место. 20 Он сказал мне:

– Здесь жрецы должны варить жертвы повинности и очистительные жертвы и печь хлебные жертвы, не вынося их на внешний двор, дабы народ не соприкоснулся со священным.

21 Затем он вывел меня на внешний двор и подвел по очереди к каждому из четырех углов внешнего двора. И я увидел, что в каждом из углов двора есть огороженный участок. 22 Во всех четырех углах внешнего двора были крытые огороженные участки — по сорок локтей в длину и тридцать в ширину. У всех четырех угловых участков были одни и те же размеры. 23 Все четыре были обнесены стеной, внизу стены были устроены очаги.

24 Проводник сказал мне:

– Это поварни, здесь служители Храма будут варить жертвы, приносимые народом.

46:19 Затем проводник повел... — Последний раз проводник Иезекииля упоминался в 44:4, когда он провел пророка через северные внутренние ворота к Храму. Таким образом, Иезекииль находится на внутреннем дворе. Здесь он получил все предписания, изложенные в 44:6 — 46:18. С данного стиха начинается завершающий эпизод длительного путешествия по Храму (46:19 — 47:8).

...через проход сбоку от ворот к священным жреческим помещениям, обращенным на север. — Согласно Иез 40:44, на внутреннем дворе Храма находились жреческие помещения, которые примыкали к северной и южной границам внутреннего двора, сбоку от северных и южных ворот. Между зданием Храма и фасадом этих залов существовал открытый проход в двадцать локтей шириной (Иез 41:9-10). В ряде мест Иезекииль называет всё открытое пространство вокруг Храма словом (41:12-15; 42:1, 10, 13). По-видимому, мимо этих залов проводник и ведет Иезекииля по проходу между залами и Храмом. Согласно Иез 42:13, в этих залах жрецы едят самые священные жертвы, которые, как мы узнаем из 46:20, здесь же и приготовлялись для еды.

Согласно распространенному предположению, в данном стихе, а также в 42:13 речь идет о трехъярусных галереях, которые задней своей стеной частично примыкали к зданию позади Храма, частично — к открытому пространству внутреннего двора (), а входом были обращены на внешний двор. От внешнего двора эти трехъярусные залы отделял отгороженный коридор, по которому, предположительно, проводник и ведет Иезекииля в Иез 46:19. Однако это невозможно, поскольку Иезекииль находится на внутреннем дворе, перед Храмом, а в трехъярусные галереи можно попасть только из внешнего (см. комментарий к Иез 42:13). Кроме того, отгороженный коридор к трехъярусным залам не может находиться сбоку от ворот  — буквально: «возле плеча ворот»), поскольку его отделяют от северных ворот не менее ста локтей.

46:24 Это поварни... — В описаниях Скинии и Храма Соломона ничего не говорится о специальном месте для варки мяса жертвенных животных (ср. 1 Цар 2:13-14).

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
От этого напрямую зависит возможность дальнейшего выхода этой рассылки.

В следующем выпуске: от Марка, 14:1-52.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших святых молитв обо мне и о моей семье.

редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное