Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Деяния 15-16 / 26-28.VI.23 (пн-ср)


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 26–28 июня 2023 года (понедельник–среду).

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/ac15-16.htm.

Продолжаем чтение книги Деяния Апостолов. Сегодня — главы 15 и 16.

Перевод и примечания В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть").  [Тж. на сайте "Библия-центр" / АУДИО (ред. 2004 г.)]

Добавлено сравнение с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

  
Этот текст:
"Современный русский перевод" (РБО,2011): Без абз., с примеч. /
на церковнославянском / Синодальный перевод / перевод п/ред. еп. Кассиана / перевод п/ред. М. Кулакова /
Перевод "Слово жизни"/"Новый перевод на русский язык": "Новый перевод"; "Восточный перевод" /
Греч. текст
Комментарии:
введе-
ние, комм. к книге:
архим. Ианнуарий (Ивлиев)
Андрей Десницкий
(видео)
свящ. Александр Мень в кн. "Первые апостолы"
 

Комментарии для скачивания:

к глл. 15–16
15; 16

##, ##, ##

 
 

Евангелист Лука

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ*

15 Из Иудеи пришли несколько человек и стали учить братьев: "Если не обрежетесь*, как заповедал Моисей, не будет вам спасения". (2) У Павла и Варнавы было с ними немало стычек и горячих споров по этому поводу, и наконец было решено, что Павел, Варнава и еще несколько человек из числа братьев отправятся в Иерусалим к апостолам и старейшинам, чтобы обсудить этот вопрос.

Посланцы антиохийской церкви отправились через Финикию и Самарию, рассказывая о том, что язычники обращаются к Богу, и все братья радовались.

Когда они прибыли в Иерусалим, они были приняты церковью, апостолами и старейшинами. Они рассказали им обо всём, что совершил Бог вместе с ними. (5) И тогда выступили несколько человек из поверивших фарисеев, которые сказали:

    – Язычники должны быть обрезаны, и их надо обязать исполнять Закон Моисея.

Апостолы и старейшины собрались все вместе, чтобы рассмотреть это дело. (7) После долгого спора встал Петр.

    – Братья! – сказал он. – Как вы знаете, прошло уже немало времени с тех пор, как Бог избрал меня среди вас для того, чтобы и язычники услышали из моих уст слова Радостной Вести и уверовали. (8) И Бог, знающий сердца́ людей, показал Свою милость к язычникам, даровав им Святой Дух*, как и нам. (9) Он не видит никакой разницы между нами и ими, потому что очистил верой их сердца́. (10) Так зачем же вы теперь испытываете Бога, раз хотите надеть на шею ученикам то ярмо, которое было непосильным и для наших предков, и для нас? (11) Ведь мы верим, что спасены одной только любовью* Господа Иисуса. И они спасены так же!

12 Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла, которые рассказали, какие дивные знаки и чудеса через них совершил Бог среди язычников. (13) Когда они умолкли, заговорил Иаков:

    – Братья, выслушайте меня! (14) Симеон поведал нам о том, как Бог впервые проявил Свою заботу о язычниках, избрав из них народ, который будет носить Его имя. (15) С этим созвучны и слова́ пророков, потому что в Писании сказано:

"И потом Я вернусь
   и отстрою рухнувший дом Давида,
Я воздвигну его из руин,
   Я отстрою его.
17 И тогда остальные все люди, и язычники все
   Господа будут искать,
ибо Я их призвал стать народом,
   носящим Имя Мое.
Так говорит Господь,
  18 возвестивший об этом издавна".

19 Поэтому я считаю: нам не следует обременять язычников, которые обращаются к Богу. (20) Мы должны послать им письмо и предписать им воздерживаться от пищи, принесенной в жертву языческим богам и ставшей нечистой, от разврата, от мяса удавленных животных, а также от крови. (21) Ведь Закон Моисея издавна возвещается в каждом городе и каждую субботу читается вслух в синагогах.

22 Тогда апостолы и старейшины вместе со всей церковью решили избрать из своего числа несколько человек и вместе с Павлом и Варнавой послать их в Антиохию. Они избрали Иуду, по прозванию Баршабба*, и Си́лу, людей, пользовавшихся у братьев авторитетом, (23) и написали письмо, которое те должны были передать:

"Апостолы и старейшины приветствуют всех своих братьев из язычников в Антиохии, Сирии и Киликии. (24) Как нам стало известно, кое-кто из наших смущает и расстраивает вас своими предписаниями, на что мы им полномочий не давали. (25) Поэтому мы все согласились избрать несколько человек и послать к вам вместе с любимыми нашими братьями Варнавой и Павлом, (26) людьми, посвятившими жизнь служению имени нашего Господа Иисуса Христа*. (27) Итак, мы послали к вам Иуду и Силу, они то же самое изложат вам на словах. (28) Святой Дух и мы решили не обременять вас ничем другим, кроме следующих обязательных предписаний: (29) воздерживаться от употребления в пищу того, что принесено в жертву языческим богам, от крови и мяса удавленных животных, а также от разврата. Поступайте так, и всё будет хорошо. Будьте здоровы!"

30 Прибыв в Антиохию, посланцы собрали всю общину и передали им письмо. (31) Прочитав его, все очень обрадовались словам ободрения. (32) Иуда и Сила сами были пророками и своими речами очень поддержали и укрепили братьев. (33) Они пробыли некоторое время в Антиохии, а затем распрощались, пожелав друг другу мира, и вернулись к тем, кто их послал. (34) (35) А Павел и Варнава остались в Антиохии; они и многие другие братья наставляли народ и возвещали Радостную Весть от Господа.

36 Спустя некоторое время Павел сказал Варнаве:

    – Давай вернемся и навестим братьев во всех тех городах, где мы возвестили Слово Господа, узна́ем, как у них идут дела.

37 Варнава хотел взять с собой и Иоанна Марка. (38) Но Павел не соглашался брать человека, бросившего* их в Памфилии и отказавшегося участвовать в их трудах. (39) Вспыхнула ссора, и они расстались. Варнава взял с собой Марка, и они отплыли на Кипр, (40) а Павел избрал себе в спутники Силу. Братья поручили его милости Господа. (41) И он отправился в путь по городам Сирии и Киликии, укрепляя церкви.

16 Павел пришел в Дербу, а оттуда в Листру. Там был ученик по имени Тимофей, сын еврейки*-христианки, у которого отец был язычник. (2) Братья в Листре и Иконии очень хорошо о нём отзывались, (3) и Павлу захотелось взять его с собой. Из-за местных евреев*, знавших, что отец Тимофея – язычник*, он сделал ему обрезание. (4) Обходя города, они убеждали братьев твердо держаться правил, предписанных апостолами и старейшинами в Иерусалиме. (5) Церкви укреплялись в вере, и число их с каждым днем росло.

6 Они обошли всю Фри́гию и земли Гала́тии. Но Святой Дух не допустил*, чтобы они возвестили Слово в провинции Азия. (7) Когда они подошли к границам Ми́сии, они намеревались отправиться в Вифи́нию, но Дух Иисуса воспрепятствовал* им. (8) Поэтому они пересекли Мисию и пришли в Троа́ду. (9) Ночью Павлу было видение: перед ним предстал македо́нянин, просивший: "Приди в Македонию и помоги нам".

10 Сразу же после этого видения мы собрались идти в Македонию. Мы были твердо убеждены, что Бог призвал нас возвестить там Радостную Весть.

11 В Троаде мы сели на корабль и взяли курс на Самофра́кию. На следующий день мы были в Неа́поле, а оттуда направились в Фили́ппы. (12) Это римская колония и главный город той части Македонии. Здесь мы пробыли несколько дней.

13 В субботу мы вышли за городские ворота и пошли вдоль реки, туда, где, как мы полагали, евреи* собирались на молитву. Мы там сели и заговорили с собравшимися женщинами. (14) Одна из них, почитавшая единого Бога, торговка пурпурными тканями по имени Лидия, из города Тиати́ры*, слушала нас, и Господь открыл ее сердце для слов Павла. (15) Она крестилась* вместе со всеми домочадцами, а потом пригласила нас к себе. "Если вы действительно считаете меня верной Господу, приходите и живите в моем доме", – говорила она и настояла на своем.

16 Однажды, когда мы направлялись к месту молитвенного собрания, нам повстречалась рабыня, одержимая бесом*, который предсказывал судьбу; этими предсказаниями она зарабатывала для хозяев большие деньги. (17) Она ходила следом за Павлом и за нами и кричала:

    – Эти люди – служители Всевышнего Бога! Они возвещают вам путь к спасению!

18  Она делала это много дней, пока Павел, потеряв терпение, не сказал, обернувшись, духу:

    – Именем Иисуса Христа приказываю тебе, выйди из нее!

Дух тотчас вышел. (19) Хозяева рабыни, увидев, что надежда на доходы пропала, схватили Павла и Силу и потащили их на городскую площадь к властям. (20) Приведя апостолов к преторам, они подали на них жалобу:

    – Эти люди вызывают беспорядки у нас в городе. Они евреи* (21) и насаждают у нас обычаи, которые мы, римские граждане, не можем принять и которым не можем следовать.

22 К ним присоединилась и враждебно настроенная толпа. Преторы приказали сорвать с апостолов одежду и бить их палками. (23) После жестокого избиения их бросили в тюрьму, и тюремщику был отдан приказ строго охранять их. (24) Получив такой приказ, тюремщик отвел их во внутреннюю тюрьму и забил им ноги в колодки.

25 В полночь Павел и Сила молились Богу и пели псалмы, а остальные заключенные слушали. (26) Вдруг началось сильное землетрясение, от толчка тюрьма сотряслась, в тот же миг все двери распахнулись и со всех заключенных спали цепи. (27) Тюремщик проснулся и, увидев распахнутые двери тюрьмы, выхватил меч и хотел покончить с собой: он думал, что заключенные разбежались.

28 – Ничего над собой не делай! – закричал громким голосом Павел. – Мы все здесь!

29 Тот, потребовав света, вбежал в тюрьму и припал к ногам Павла и Силы, весь дрожа*.

30 – Повелители мои, что мне делать, чтобы обрести спасение? – спросил он, выведя их наружу.

31 – Поверь в Господа Иисуса и будешь спасен и ты, и дом твой! – ответили они.

32 И они возвестили Слово Господа ему и всем его домашним. (33) И в этот поздний ночной час тюремщик вывел их из тюрьмы, омыл их раны и тут же принял крещение вместе со всеми близкими. (34) Он привел их к себе в дом и пригласил к столу. И они всем домом радовались тому, что поверили в Бога.

35 Наутро преторы прислали ликторов с приказом: "Отпусти тех людей". (36) Тюремщик передал эти слова Павлу:

    – Преторы прислали приказ отпустить вас. Можете теперь уходить. Ступайте с миром.

37 Но Павел сказал ликторам:

    – Нас, римских граждан, без суда публично наказали палками и бросили в тюрьму, а теперь тайком выпроваживают? Ну нет! Пусть явятся сюда и выведут нас сами!

38 Ликторы передали эти слова преторам, и те, узнав, что Павел и Сила – римские граждане, перепугались*. (39) Они явились сами, принесли извинения и вывели их из тюрьмы, умоляя покинуть город. (40) Павел и Сила, выйдя из тюрьмы, направились к Лидии и, повидавшись с братьями и ободрив их, ушли.

 


5.34 Фарисеи — члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников. В I в. их было около 5–6 тысяч.

10.2 Почитающие единого Бога — дословно: "боящиеся Бога". Так назывались язычники, уже уверовавшие в Бога Израиля, но еще не принявшие обрезания. Помощь бедным и молитва были важнейшими религиозными обязанностями верующего.

 

15.5 Фарисеи — см. прим. к 5.34.

15.13 Иаков — брат Господа Иисуса.

15.14 Симеон — другая форма имени Симон. Речь идет об апостоле Петре, еврейское имя которого было Шимо́н (в греческой транскрипции "Симон"). Проявил Свою заботу — возможен другой перевод: "посетил".

15.20 Пища, принесенная в жертву языческим богам — имеется в виду мясо, которое приносилось в жертву в храме; затем часть его съедалась там же жертвователем и его гостями, а часть продавалась на рынке. Под развратом понимались различные сексуальные грехи, а также, возможно, запрещенные браки, о которых говорится в Лев 18.6-18. Мясо удавленных животных — если кровь убитого животного не сцеживалась самым тщательным образом, такое мясо называлось удавлениной и запрещалось к употреблению в пищу. Запрещалась также и кровь, так как она считалась носительницей жизни и принадлежала одному только Богу. Некоторые рукописи добавляют в конце стиха: "и пусть не делают другим того, чего не хотят себе".

15.23 Апостолы и старейшины — некоторые рукописи добавляют: "и братья".

15.24 Некоторые рукописи в конце стиха добавляют слова: "говоря, что вы должны принять обрезание и соблюдать Закон".

15.26 посвятившими жизнь служению — возможен иной перевод: "рисковавшими своей жизнью ради служения". Служению Господу нашему — дословно: "служению имени нашего Господа".

15.29 от разврата  – некоторые рукописи добавляют: "и пусть не делают другим того, чего не хотят себе".

15.(34) В некоторых рукописях имеется ст. 34: "Но Сила решил остаться с ними, ушел один Иуда".

15.40 Господа — в ряде рукописей: "Бога".

16.3 С точки зрения язычников, Тимофей был евреем, а с точки зрения евреев, он, сын язычника и еврейки, хотя и был евреем, но "второсортным", возможно даже, он считался незаконным сыном, и с ним никто не захотел бы общаться. Павлу же нужен был помощник, к которому бы люди относились с уважением.

16.6 Часть Фригии входила в римскую провинцию Азия, а часть — в Галатию. Галатией называлась область, населенная кельтскими племенами галатов, а также римская провинция Галатия, включавшая в себя и другие территории. Нет единого мнения по поводу того, какая Галатия имеется в виду здесь и в Письме галатам ап. Павла.

16.7 Мисия — область на северо-востоке провинции Азия. Вифиния — с 74 г. до н.э. сенаторская провинция. Нам неизвестно, как и почему Дух Иисуса воспрепятствовал им, возможно, через пророчество, но Гал 4.13 наводит на мысль, что речь может идти о болезни Павла. Дух Иисуса — в некоторых рукописях: "Дух".

16.8 Александрия Троада — римская колония и порт на Эгейском море.

16.9 Македония — с 146 г. до н.э. римская провинция.

16.11 Самофракия — остров в Эгейском море. Неаполь — порт города Филиппы, отстоявший от него на 16 км. Филиппы — город в северо-восточной Греции.

16.12 Возможен другой перевод: "Это город в первой области Македонии и римская колония". Македония делилась на четыре административные области. Римская колония — город, заселенный римскими солдатами"ветеранами, наделенный большими правами и освобожденный от налогов.

16.13 где, как мы полагали... — в некоторых рукописях: "куда евреи обычно собирались на молитву".

16.14 почитавшая единого Бога — см. прим. к 10.2. Лидия — возможно, это не имя, а указание на то, что она родом из Лидии, области на востоке провинции Азия. Если это так, скорее всего, она вольноотпущенница. Так как она сама вела дела, это значит, что она была незамужней или вдовой. Тиатиры — город в Лидии, известный производством пурпура — драгоценной краски для тканей.

16.15 Под домочадцами скорее всего понимаются слуги.

16.17 вам — другое чтение: "нам".

16.20 Преторы — высшие должностные лица римской колонии Филиппы. Их было два человека.

16.22,35 Телесные наказания приводились в исполнение двумя помощниками преторов; они назывались ликторами и исполняли полицейские функции, в знак своей власти они носили связки прутьев или тонких палок (фасции, или фаски) с воткнутым в них топором. Наказываемых раздевали, привязывали к столбу и избивали ликторскими палками.

16.37 Римские граждане — только небольшое количество людей, живших в Римской империи, обладали римским гражданством, которое давало им целый ряд прав и привилегий. В частности, их нельзя было подвергать телесным наказаниям.

15.1 Лев 12.3   15.7 Деян 10.1-43   15.8 Деян 2.4; 10.44   15.16-18 Ам 9.11-12 (LXX)   15.20 Исх 34.15-17; Лев 17.10-16; 18.6-23  
15.38 Деян 13.13

*Заглавие В СРП: "Деяния святых апостолов" (это и нижеследующие примечания сделаны редактором рассылки).
*15:1 СРП: "не совершите обрезание".
*15:8 СРП: "Святого Духа".
*15:11 СРП: "добротой".
*15:22 СРП: "Бар-Сабба".
*15:26 СРП: "служению Господу нашему Иисусу Христу".
*15:38 СРП: "который бросил".
*16:1 СРП:
"иудейки".
*16:3,13,20 СРП: "иудеев", "иудеи".
*16:3b СРП: "отец Тимофея был язычником".
*16:6 СРП: "Но Святой Дух воспрепятствовал".
*16:7 СРП: "не разрешил".
*16:14 СРП: "Тиати́ра".
*16:15 СРП: "приняла крещение".
*16:16 СРП: "духом".
*16:29 СРП: "и, весь дрожа, припал к ногам Павла и Силы".
*16:38 СРП: "испугались".

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное