Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем читать главы изкниги пророка Иеремии. Сегодня главы 46? 48.


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Вторник, 11 сентября (29 августа) 2007 года

Продолжаем читать главы из книги пророка Иеремии. Сегодня главы 46 — 48.

(Перевод и комментарии: Л.В.Маневич. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2001.)

© Российское Библейское Общество

Ср. этот же текст по-церковнославянски Синодальный перевод

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
из его же книги "Исагогика"

46 Вот слово ГОСПОДНЕ о народах, которое было пророку Иеремии.

Комментарий к гл. 46:
из "Брюссельской" Библии

46:2 Нехо — Нехо II (609 — 594 гг. до н. э). Согласно Геродоту, этот фараон начал строить канал к Красному морю (II,158), а также организовал морскую экспедицию вокруг Африки (IV,42).

? Каркемиш — город в Сирии, на Евфрате. Здесь состоялась решающая битва Нехо II с Навуходоносором в 605 г. до н.э.

46:3 ... пики... — Перевод предположительный. Обычно считается, что здесь речь идет не о пиках, а о разновидности щита ("большой щит").

46:10 ... жертва ГОСПОДУ... — Уничтожение врагов часто трактуется в Ветхом Завете как жертвоприношение ГОСПОДУ (ср. Соф 1:7).

О Египте, о войске фараона Нехо, царя египетского, которое стояло возле реки Евфрат, у Каркем`иша, и было разбито Навуходоносором, царем Вавилона, в четвертый год правления царя Иудеи Иоакима, сына Иосии.

3 — Готовьте щиты и пики,
на битву спешите,
4 коней седлайте,
мчитесь, всадники!
Шлемы надев, становитесь,
копья свои заточите,
в броню оденьтесь!

5 Что же Я вижу?
Они трепещут,
обратились в бегство,
могучие воины их перебиты.
Бегут, бегут они без оглядки,
кругом — ужас!
                        — говорит ГОСПОДЬ. —
Не убежит быстрый,
не спасется сильный!
На севере, у реки Евфрат,
споткнулись они и пали.

7 Кто это, словно Нил, поднялся?
Словно бурный поток,
воды его бушуют.
8 Египет, словно Нил, поднялся,
словно поток, воды его бушуют!
Он сказал: "Поднимусь я, покрою землю,
погублю города и жителей!"
9 Скачите, кони,
колесницы, мчитесь!
Пусть могучие воины выходят:
эфиопы и ливийцы со щитами,
лидийцы с натянутым луком!
10 Этот день — день ГОСПОДА, Бога Воинств,
день отмщенья, когда Он врагам отплатит!
Меч насытится,
напьется их кровью —
это жертва ГОСПОДУ, Богу Воинств,
в северной стране, у реки Евфрат.

11 Ступай в Галаад,
принеси бальзам,
о дева, дочь Египта!
Но напрасно лекарства ты собираешь,
нет тебе исцеленья.
12 О позоре твоем услыхали народы,
крик твой по всей земле раздается!
Ибо воины один за другим споткнулись
и пали разом.

13 Вот слово, которое возвестил ГОСПОДЬ пророку Иеремии, — о том, что Навуходоносор, царь Вавилона, придет и разорит Египет.

14 Расскажите об этом в Египте,
в Мигдоле объявите,
объявите в Нофе и Тахпанхесе,
говорите так:
"Становитесь, готовьтесь,
ибо меч всё вокруг пожирает!"

15 — Почему же Бык ваш повержен,
почему не устоял он?
 — Это ГОСПОДЬ его низринул.

16 Поверг Он многих,
падают они один на другого
и говорят друг другу:
"Вставайте, к народу нашему вернемся,
на землю нашу родную,
спасемся от мечей жестоких!"

17 Фараону, царю Египта,
такое имя дайте:
Болтун-Упустивший-Время.

18 — Клянусь Собою,
               — говорит Царь, чье имя ГОСПОДЬ Воинств,
 — что придет к вам тот,
кто — как Фавор средь гор,
как Карм`ел над морем!

19 Собирай свои вещи,
готовься к изгнанью,
жительница Египта!
Ибо Ноф в пустыню превратится,
будет он разрушен,
жителей в нём не останется.

20 Египет — красивая корова,
с севера летит, летит к ней овод!
21 И наемники в Египте —
что быки тучные,
но они обратились в бегство,
бегут, устоять не могут,
ибо день погибели к ним пришел,
час расплаты.
22 Как змея, шипит Египет, уползает,
ведь идут враги на него войною,
с топорами к нему подходят,
словно лесорубы.
23 Его лес они срубили,
                           — говорит ГОСПОДЬ, —
лес непроходимый,
ведь их больше, чем саранчи,
числа им нет!
24 Опозорена дочь Египта,
народу северному отдана в руки.

25 Сказал ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля:

— Я покараю Ам`она в Но,
фараона и весь Египет,
богов и царей Египта,
фараона и всех, кто на него уповает!

26 Я отдам их в руки тех, кто жаждет их смерти, в руки Навуходоносора, царя вавилонского, и его слуг. Но после этого будет жить Египет, как в прежние дни, — говорит ГОСПОДЬ.

46:15 ... Бык ваш... — По-видимому, имеется в виду Апис, воплощение бога Птаха, покровителя Мемфиса. В Септуагинте: "...Апис, избранный бык твой..."

46:17 ... такое имя дайте... — Перевод по Септуагинте и Вульгате. В масоретском тексте: "... восклицали там..."

... Болтун-Упустивший-Время. — Распространено предположение, что употребленная в еврейском тексте глагольная форма хээв`ир ("он упустил") представляет собою обыгрывание имени фараона Хофра. Очевидно, намек на какие-то политические события тех дней.

46:19 ... будет он разрушен... — Или: "... будет он сожжен..."

46:23 Его лес... — Речь идет либо о зданиях, построенных из леса, либо о солдатах египетской армии.

... ведь их больше, чем саранчи... — Игра слов, основанная на созвучии рабб`у ("они многочисленны") и арб`э ("саранча").

46:25 Амон — египетский бог солнца.

Но — город Фивы (Верхний Египет), центр почитания Амона.

27 А ты, раб Мой Иаков, не бойся,
не страшись, Израиль!
Я спасу тебя, верну из страны далекой,
потомков твоих — из страны плена.
Вернется Иаков,
будет жить безмятежно и мирно,
и врагов у него не будет.

28 А ты, раб Мой Иаков, не бойся,
                         — говорит ГОСПОДЬ, —
ибо Я с тобою!
Я уничтожу все народы,
средь которых тебя рассеял.
Лишь тебя Я не уничтожу,
но покараю тебя по заслугам,
без наказанья тебя не оставлю!

 

47 Вот слово ГОСПОДНЕ о филистимлянах, которое было пророку Иеремии, прежде чем фараон разорил Газу.

Так говорит ГОСПОДЬ:
 — С севера надвигаются воды,
хлынут они рекою,
затопят землю
и всё, что на ней есть,
города и жителей!
Зарыдают люди,
жители страны заплачут
3 от стука копыт лошадиных,
от грохота колесниц,
от шума колес их!
И отцы на детей не взглянут,
ибо руки лишатся силы
4 в тот день, что настанет
филистимлянам всем на погибель,
на гибель последним союзникам
Сидона и Тира.
ГОСПОДЬ истребит филистимлян,
остаток народа с берегов Кафт`ора!
5 Газа голову свою обреет,
Ашкелон умолкнет.
Уцелевшие жители долины,
доколе будете наносить себе раны?

6 — О горе! Меч ГОСПОДЕНЬ,
когда же ты успокоишься?
В ножны вернись,
остановись, утихни!
7 — Но как же он успокоится?
Ведь ГОСПОДЬ ему дал повеленье,
на Ашкелон, на побережье морское
ГОСПОДЬ меч Свой направил!

Комментарий к гл. 47:
из "Брюссельской" Библии

47:1 ... прежде чем фараон разорил Тазу. — Возможно, имеется в виду поход фараона Нехо II на север в 609 г. до н.э. Город Газа находился на юго-западе Палестины, в 5 км от Средиземного моря. Через Газу проходил древний путь, соединявший Египет и Азию. Согласно Нав 13:3; 1Цар 6:17, Газа входила в число пяти важнейших филистимских городов.

47:4 Кафтор — Крит либо Кипр. В Ам 9:7 говорится, что ГОСПОДЬ привел филистимлян с Кафтора.

47:5 Газа голову свою обреет... доколе будете наносить себе раны? — В знак траура.

48 О Моаве.

Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля:
 — О Нев`о! Горе ему, он разграблен!
Опозорен, взят Кирьят`аим,
опозорена, разрушена крепость.
2 Погибла слава Моава,
против Хешбона враги замышляют злое:
"Пойдем, уничтожим это племя!"
И ты, Мадм`ен, погибнешь,
меч тебя настигнет.
3 Плач из Хорон`аима раздается:
"Грабеж, разгром великий!"
4 Опустошен Моав,
его дети малые рыдают.
5 На подъеме к Лух`иту
не смолкают рыданья,
на спуске к Хоронаиму
слышны горькие, скорбные стоны.
6 Бегите, жизни свои спасайте!
И будете вы подобны
колючему кустарнику в пустыне.
7 На дела свои, на сокровища вы уповали,
потому и попадете в неволю.
Отправится Кем`ош в изгнанье,
и жрецы его, и вельможи.
8 Грабитель придет в каждый город:
не спасется город,
погибнет долина,
опустеет равнина,
ибо так сказал ГОСПОДЬ.
9 Солью Моав посыпьте,
будет он уничтожен!
Города его станут пустыней,
жителей в них не останется.
10 Проклят, кто о деле ГОСПОДА не радеет,
проклят, кто меч не обагрит кровью!
11 С юных лет был Моав безмятежен,
как вино, что покоится над осадком.
Из сосуда в сосуд его не переливали,
в плен не угоняли —
и вкус его оставался прежним,
не менялось благоуханье.
12 Потому дни настанут,
                               — говорит ГОСПОДЬ, —
когда Я пошлю виночерпиев,
и они его выльют,
опустошат сосуды,
разобьют кувшины!
13 Посрамлен будет Моав из-за Кемоша,
как Израиль был посрамлен из-за Бет-Эла,
своей надежды.
14 Напрасно вы говорите:
"Мы сильны!
Мы воины, могучие в битве!"
15 Разорен Моав, города его взяты,
юноши лучшие пошли на закланье,
           — говорит Царь, чье имя ГОСПОДЬ Воинств. —
16 
Близка погибель Моава,
спешат к нему беды.
17 Плачьте о нём, соседи,
все, кто имя его знает!
Говорите: "О горе!
Сломан посох могучий,
жезл славы".
18 О почете забудь,
на иссохшую землю сядь,
жительница Див`она!
Идет к тебе опустошитель Моава,
он твердыни твои разрушит.
19 Стой и гляди на дорогу,
жительница Аро`эра,
окликай беглецов уцелевших,
спрашивай: "Что случилось?"
20 Опозорен Моав, уничтожен!
Рыдайте и плачьте,
при Арн`оне провозгласите,
что Моав разграблен,
21 что свершился суд над равниной,
над Хол`оном, Яхц`ой, Меф`аатом,
22 над Дивоном и над Нево,
над Бет-Дивлат`аимом,
23 над Кирьятаимом,
над Бет-Гам`улом и Бет-Ме`оном,
24 над Керий`отом, Боцр`ой,
над каждым городом моавитским,
и дальним и ближним.
25 Рог Моава обрублен,
рука его сломана,
                         — говорит ГОСПОДЬ. —
26 
Допьяна его напоите,
ибо против ГОСПОДА он возносился!
Пусть Моав изрыгает,
пусть валяется пьяным,
пусть он сам посмешищем станет.
27 Не ты ли над Израилем потешался,
будто в воровстве его уличили?
О нём говорил ты, головой качая!

28 Города свои оставьте,
средь скал ютитесь,
жители Моава!
Станьте как дикие голуби,
что гнезда вьют над пропастью.

29 — О гордости Моава мы слыхали,
о том, как он горд,
о высокомерии его, гордости, горделивости, о дерзком его сердце.

30 — Я знаю,
                  — говорит ГОСПОДЬ, —
его необузданность!
Хвастовство его — ложь пустая,
и дела его — ложь.

31 Потому о Моаве я плачу,
рыдаю обо всём Моаве,
о людях Кир-Х`ереса стенаю.
32 Горестней, чем о Яз`ере,
плачу я о тебе, виноградник Сивм`ы!
Лоза твоя тянулась за море,
Язера достигала.
Урожай твой летний,
твои грозди
срывает грабитель.

33 — Лишится радости и веселья
цветущий сад — земля Моава,
их давильни Я без вина оставлю!
И никто давить виноград не будет
с радостным криком —
закричат они, но не от радости!
34 От Хешбона до Элал`е раздаются рыданья,
слышны крики до самой Яхцы,
от Цо`ара до Хоронаима,
до Эгл`ат-Шелиши`и,
ибо и воды Нимр`има иссякнут.
35 Я истреблю в Моаве,
                                   — говорит ГОСПОДЬ, —
всех, кто в капищах приносит жертвы,
кто богам своим воскуряет!

36 Потому мое сердце,
как свирель, о Моаве плачет!
О людях Кир-Хереса мое сердце,
словно свирель, плачет,
ибо всё достоянье их погибло.
37 Головы их обриты,
бороды — срезаны,
у каждого на руках — порезы,
на бедрах — рубище.
38 На каждой крыше в Моаве,
на каждой улице слышны рыданья.

?  Ибо Я разбил Моав,
словно сосуд ненужный,
                              — говорит ГОСПОДЬ.

39 Плачут о нём:
"О горе! Он разбит!
О горе! Моав обратился в бегство,
покрыт позором!"
В посмешище Моав превратился,
стал для всех соседей
примером страшным.

40 Так говорит ГОСПОДЬ:
 —  Устремится орел на добычу,
над Моавом раскинет крылья!
41 Города Моава будут взяты,
крепости — захвачены.
И в тот день моавитские воины
затрепещут, словно роженицы!
42 Погибнет народ Моава,
ибо против ГОСПОДА он возносился.
43 Ужас, яма и сети —
вот удел ваш, моавитяне,
                             — говорит ГОСПОДЬ. —
44 Кто побежит от ужаса,
тот упадет в яму,
кто из ямы станет выбираться,
тот попадется в сети,
ибо Я пошлю Моаву
год кары,
               — говорит ГОСПОДЬ. —
45 Под сенью стен Хешбона
остановились беглецы, обессилев,
но огонь из Хешбона вырвался,
из недр Сигона — пламя,
чтобы сжечь виски Моава,
темя людей мятежных.
46 Горе тебе, Моав,
гибнет народ Кемоша!
Сыновья твои в плен попали,
дочери — в неволю.
47 Но переменю Я участь Моава
в дни грядущие,
                       — говорит ГОСПОДЬ.

Здесь кончается приговор Моаву.

Комментарий к гл. 48:
из "Брюссельской" Библии

48:1 О Моаве. — Согласно Числ 22, конфликты между Израилем и Моавом начались еще во времена Исхода. В 4Цар 24:2 сообщается, что моавитяне нападали на Иудею при царе Иоакиме (609 — 598 гг. до н.э.).

? Нево — город рядом с одноименной горой, с которой Моисей, согласно Втор 32:49?50 и 34:1, обозревал перед смертью землю обетованную. В Числ 32:37-38 сообщается, что город Нево принадлежал племени Рувима. В данном стихе и в Ис 15:2 Нево назван в числе городов Моава. Нево упоминается в надписи моавитского царя Меши (IX в. до н.э.). Согласно этой надписи, город был захвачен моавитянами (ср. 4Цар 3:4-5), а всё его население (7 тыс. человек) принесено в жертву богу Кемошу; этому же богу была отдана и захваченная в Нево "утварь Яхве".

? Кирьятаим — В Нав 13:19 сообщается, что этот город Моисей отдал племени Рувима. В данном стихе и в Иез 25:9 Кирьятаим упоминается в числе моавитских городов.

48:2 ... против Хешбона враги замышляют злое... — Игра слов, основанная на созвучии топонима Хешбон и глагола хаш`ав ("замышлять").

Хешбон — город в Заиорданье. В данном стихе, как и в Ис 15:4 и 16:8-9, он упоминается в числе моавитских городов, но в Иер 49:3 — в числе городов Аммона. Согласно Числ 21:26 и Втор 2:24, во времена Моисея Хешбон был резиденцией аморейского царя Сигона, разгромленного израильтянами.

И ты, Мадмен, погибнешь... — Игра слов, основанная на созвучии топонима Мадмен с глаголом тидд`омми ("погибнешь"). Город с таким названием нигде более не упоминается.

48:3 Хоронаим упоминается только в данной главе и в Ис 15:5.

48:5 Лухит упоминается здесь и в Ис 15:5.

48:7 Кемош — божество моавитян.

48:9 Солью Моав посыпьте... — Посыпание земли солью — ритуал, символизирующий, что страну ждет разорение и запустение (ср. Суд 9:45). Этот ритуал упоминается и в ассирийских источниках.

Масоретский текст не совсем ясен. Иногда это место интерпретируют иначе: "Дайте Моаву крылья, чтобы он улетел".

48:13 Бет-Эл — город к северу от Иерусалима. Согласно 3 Цар 12:26-29, в Бет-Эле находился один из двух золотых тельцов, сделанных Иеровоамом (второй находился в Дане). В то же время Бет-Эл — имя западносемитского божества, культ которого был распространен, в частности, среди иудеев Элефантины.

48:18 Дивон — город в 5 км к северу от реки Арнон. Согласно Числ 32:3 и Нав 13:9, этот город достался племенам Рувима и Гада. В Ис 15:2 Дивон упоминается в числе моавитских городов. Именно на территории древнего Дивона в 1868 г. была обнаружена надпись моавитского царя Меши, повествующая о восстании Меши и захвате им у израильтян многих городов за Иорданом.

48:19 Ароэр — город на реке Арнон. Во времена Моисея принадлежал племенам Рувима и Гада. Согласно 2Цар 24:5, этот город входил в государство Давида. В 4Цар 10:32-33 сообщается, что Ароэр вместе с другими владениями Израильского царства за Иорданом отошел к сирийцам. В числе сирийских городов Ароэр назван и в Ис 17:2.

48:20 Арнон — река на территории Моава.

48:21 Холон — В Нав 21:15 говорится, что этот город был отдан сыновьям Аарона. В1 Пар 6:58 он назван Хиленом.

?   Яхца — Согласно Числ 21:23, возле этого города состоялась битва между аморейским царем Сигоном и израильтянами.

?   Мефаат — Во времена Моисея и Иисуса Навина этот город принадлежал племени Рувима (Нав 13:18; 21:37). Находился, предположительно, в 10 км к югу от Аммана.

48:22 Бет-Дивлатаим — В Ветхом Завете этот топоним встречается только здесь. Однако он упоминается в надписи царя Меши. Возможно, что этот город следует идентифицировать с Алмон-Дивлатаимом (Числ 33:46-47).

48:23 Бет-Гамул — Этот топоним встречается только здесь.

Бет-Меон — то же, что Баал-Меон и Бет-Баал-Меон. В Числ 32:38; Нав 13:17 упомянут в числе городов, принадлежащих племени Рувима. В Иез 25:9, как и в данном стихе, отнесен к Моаву.

48:24 Боцра — В других местах Ветхого Завета этот город называется в числе городов Эдома (Быт 36:33; Ис 34:6; Иер 49:13; Ам 1:12).

48:25 Рог Моава обрублен... — В Ветхом Завете рог символизирует мощь и силу (ср. 1 Цар 2:1,10; Пс 74:5; Мих 4:13).

48:31 Кир-Херес — один из главных моавитских городов; был расположен в 18 км к востоку от Мертвого моря (современный Керак). Согласно 4 Цар 3:25-27, на стене этого города царь моавитян Меша, осажденный израильтянами, принес в жертву всесожжения своего первенца, после чего израильтяне отступили от города.

48:32 Сивма — здесь, как и в Ис 16:8-9, это один из городов Моава. Согласно Нав 13:19, во времена Моисея Сивма принадлежала племени Рувима.

... Язера достигала. — В большинстве еврейских рукописей: "... моря Язера достигала". Однако в некоторых рукописях слово "море" отсутствует (ср. Ис 16:8). В Ветхом Завете город Язер упоминается как владение амореев (Числ 21:32), племени Гада (Нав 13:24-25) и моавитян (Ис 16:8).

48:34 Элале — город близ Хешбона.

Цоар — Согласно Быт 19:18-23, в Цоар бежал Лот, когда Бог решил уничтожить Содом.

Эглат-Шелишия — Этот топоним встречается только здесь и в Ис 15:5.

Нимрим — Этот топоним встречается только здесь и в Ис 15:6.

48:43 Ужас, яма и сети... — В оригинале выразительная аллитерация: п`ахад ваф`ахад ваф`ах.

45:45 Сигон — Здесь город Хешбон назван именем древнего аморейского царя Сигона, резиденция которого находилась в Хешбоне (ср. Втор 2:26, 30).

Буду рад прочитать Ваши замечения и предолжения по содержанию рассылки  — со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.info
>Форум сайта<

Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах...


В избранное