Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мудрость Иисуса Сираха, 50: похвала первосвященнику Симону / 14.II.08 чт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Четверг, 14 (1) февраля 2008 года

Продолжаем чтение нового перевода с древнегреческого библейской книги ("второканонической"), которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".
Сегодня глава 50.

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.   

(Меня спрашивали о "каноническом достоинстве" данной книи... Кроме указанной выше ссылки на статью свящ. Александра Меня о "неканонических/второканонических" книгах Библии, по этому вопросу можно посмотреть также вот этот довольно подробный очерк о каноне Библии.
Вот что пишет о 'неканонических книгах Библии' библеист профессор П.А.Юнгеров: "неканонические книги и добавления не исключаются не только из домашнего, но и из церковного чтения и пения для всех верующих православных христиан. Эти книги и отделы, входя в состав издаваемой Православной Церковью Библии, признаются Церковью отделами церковными, полезными не только для домашнего, но и для церковно-богослужебного чтения". ("Введение в Ветхий Завет"))

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
Синодальный перевод  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

 
  Комментарий к гл. 50
из  "Брюссельской" Библии

50 1 Симон, сын Онии, великий священник,
он Дом починил в свое время,
он храм укрепил в дни своей жизни:
двойную поставил высокую стену —
высокую ограду у окрестностей храма.
В дни жизни его для воды было вырыто
хранилище размером с целое море.
Хотел он народ уберечь от несчастья,
он город усилил на случай осады.
Как был величав он в окруженье народа,
когда выходил из-за завесы!
Как утренняя звезда меж облаками,
как луна в дни полнолуния,
как солнце, что храм озаряет Всевышнего,
как радуга, что сияет в блистающих тучах,
как розы цветок в день весенний,
как лилии у источника,
как зеленый побег летним днем на Ливане,
как ладан, горящий в курильнице,
как сосуд златокованый,
дорогими камнями украшенный,
10 как маслина, плодами отягощенная,
как кипарис, что вершиной касается тучи.
11 Когда принимал он одежду дивную,
в великолепный наряд облачался,
поднимался к святому жертвеннику,
озарял он дворы Храма сиянием.
12 Когда брал части жертвы из рук священников,
стоя рядом с пылающим жертвенником,
как в венце из окружавших собратий, —
был он как кедр молодой на Ливане
в окружении пальмовой рощи.
13 И все сыны Аарона во всем их блеске,
держа в руках приношение Господу,
стояли пред всем собраньем Израиля.
14 В завершенье обрядов у жертвенника,
чтоб украсить приношение Всевышнему Вседержителю,
15 он простирал свою руку к чаше
и возливал кровь винограда,
совершая возлияние к подножию жертвенника,
аромат благоухания Всецарю Всевышнему.
16 Тогда клич издавали сыны Аарона,
в трубы кованые трубили,
издавали могучие звуки
в напоминание перед Всевышним.
17 И тогда весь народ спешил простереться,
всем собранием пасть ниц на землю,
поклоняясь своему Господу,
Вседержителю, Богу Всевышнему.
18 И певцы восхваляли громким голосом,
мощным хором лился напев сладкозвучный,
19 и молился народ Всевышнему Господу
вознося прошения к Милосердному,
пока не заканчивалось богослужение
и завершались все обряды.
20 Он же, спустившись, простирал руки
над всем собранием сынов Израиля,
произнося благословение Господа,
во имя Его вознося славу.
21 А народ простирался вторично,
чтобы принять благословение от Всевышнего.

22 Так благословите ныне Бога вселенной,
деянья великие совершающего,
возвышающего нас со дня рождения,
поступающего с нами по милости.
23 Пусть Он даст нам веселье сердца,
пусть будет мир в дни нашей жизни
всему Израилю вовеки.
24 Пусть милость Его пребудет с нами,
пусть в наши дни Он нам даст свободу.

50.1-21 Похвала первосвященнику Симону. Он был, вероятно, первосвященником примерно с 225 по 190 г. До н. э. Иосиф Флавий называет его Симоном II, хотя неизвестно, существовал ли Симон I. Возможно, это Симон, называвшийся Праведным. Сирах очень коротко говорит о его делах по ремонту Храма, но посвящает гораздо больше времени описанию внешнего вида Симона во время богослужения в День Искупления (евр. Йом-Киппур).
50.1-4
Работы по укреплению Храма и города проводились примерно в 199/198 г. до н. э., после того как Палестина перешла из рук египетского царя Птолемея V под власть Антиоха III Великого из династии Селевкидов. Иосиф Флавий говорит, что они производились с согласия царя.
50.1
Ония — евр. Йоханан. Дом — иерусалимский Храм. В дни своей жизни — вероятно, к моменту написания книги Симон уже умер.
50.3
В некоторых рукописях другое чтение: "В дни его жизни уменьшено водохранилище, окружность медного моря".
50.5-21
Храмовое богослужение.
50.5
из-за завесы — дословно: "из выхода дома завесы", т. е. из внутреннего святилища, из Святого Святых,
куда первосвященник входил один раз в году во время этого праздника (см. Лев 16).
50.6-10
Ср. 24.13-17.
50.11
Описание первосвященнического облачения см. в 45.8-13; Исх 28.
50.12
части жертвы — жертвы, приносимой за себя и за народ (см. Лев 16.24-25; Исх 29.15-18). Его собратья — священники.
50.14-15
Жертвоприношение заканчивалось возлиянием вина (см. Числ 28.7; Втор 32.14).

50.20 В конце служения первосвященник произносил благословение (Числ 6.24-26). Во имя Его — во время благословения произносилось вслух имя Яхве.
50.22 Бога вселенной — в евр. тексте: "Яхве, Бога Израиля".

50.24 Евр. текст длиннее: "Пусть Его милость пребудет с Симоном, пусть Он сохранит его в завете с Финеесом, пусть никто не будет отнят ни у него, ни в его потомстве, пока существуют небеса".

25 Два народа претят душе моей,
а третий и не народ вовсе:
живущие на горе Сеир и филистимляне,
и бессмысленный народ, живущий в Сихеме.

50.25 Числовая притча. На горе Сеир — так в евр.; в греч. тексте: "на горе Самарии"; эта гора расположена на бывшей земле Эдома к юго-востоку от Мертвого моря. В дни Сираха там жили арабы-набатеяне, но он использует традиционную терминологию. Народ, живущий в Сихеме — самаритяне. Между евреями и самаритянами существовала вражда, имевшая политические и религиозные корни. Эти три народа были враждебно настроены к возвратившимся из плена евреям. Кроме того, самаритяне в союзе с соперничающей первосвященнической династией Товиадов выступали против политики, проводимой династией Ониадов, к которой принадлежал Симон II.

50.27-29 Подпись автора и благословение читателям. В евр. тексте имя отличается: "Мудрое наставление и притчи Симеона, сына Иешуа, сына Елеазара, сына Сира".

27 Наставления в здравомыслии и науке
запечатлел в этой книге
Иисус, сын Сираха Елеазара, иерусалимлянин,
чье сердце стало источником мудрости.
28 Счастлив тот, кто в них упражняется,
кто их сложит в сердце и станет мудрым!
29 Если последует им, всё ему будет по силам,
потому что Господа свет путь ему осияет.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное