Православный Пост [58] - Пост как воздержание от пищи
Православный Пост
"Поститься христианину необходимо для того, - пишет святой праведный
Иоанн Кронштадтский, - чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство,
и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы
затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и заботами
житейскими (Лк. 21, 34), а чрез то отпадаем от Источника жизни - Бога и
ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий.
Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать,
у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и
воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом
и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились
Божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием,
объядением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу
Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и даже делается хуже его.
О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших! Они
препятствуют нам любить Бога и ближних и исполнять заповеди Божии; они
коренят в нас преступное плотское себялюбие, коего конец - погибель вечная.
Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божия
природа человеческая одуховлена, обожена, и мы поспешаем к Горнему
Царствию, которое не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом
Духе (Рим. 14, 17); Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то
и другое (1 Кор. 6, 13). Есть и пить, то есть иметь пристрастие к
чувственным удовольствиям, свойственно только язычеству, которое, не зная
духовных, небесных наслаждений, поставляет всю жизнь в удовольствии чрева,
в многоядении и многопитии. Оттого Господь часто обличает в Евангелии эту
пагубную страсть... Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло
грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и
искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок
дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от
Бога именно наичаще чрез невоздержание, как это и было с жителями Содома и
Гоморры и с современниками Ноя, - ибо от невоздержания происходит всякий
грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие
против многострастной к плоти своей и против диавола, сильных против нас
особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие
и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти;
тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями
дел".
Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно
воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый
должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.
Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником,
рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить
благословения на совершение поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст,
пост - это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится
бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.
Тут главное - правило, данное Самим Господом: да не... отягчают сердца
ваша объядением и пианством (Лк. 21, 34). Некоторые необдуманно и поспешно
берутся за подвиги поста и начинают noститься безмерно, строго. Вскоре они
или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и
раздражительны, - злятся на всех и на все, пост скоро делается для них
невыносимым и они бросают его. "От чрезмерного воздержания и происходящего
от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, -
пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Сколь вредно невоздержание, столь
вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от
недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной
силой".
Каждый, приступающий к подвигу поста, должен знать: "Кто постится по
тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно
и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то
значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два
и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится,
тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили,
как постника..." (преподобный авва Дорофей).
В качестве помощи в следовании заветам святых отцов, мы проводим на
нашем форуме курс, названный "Похудалки"! Будем
учиться избавляться от чревоугодия. Когда же подойдет время поста, все
желающие будут переходить на постное меню.