Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационная рассылка Друзей (квакеров) Квакерское понимание Церкви


Информационный Канал Subscribe.Ru

Продолжаем знакомится с отрывками из готовящегося перевода книги Уилмера Купера "Живая вера".

Квакерское понимание Церкви

Из-за того огромного значения, которое Друзья придают достоинству и ценности личности, а также Внутреннему Свету и непосредственному религиозному опыту, иногда выражается мнение, что у квакеров не существует никакого коллективного отношения к вере, то есть церкви. Это ложное понимание квакерства — результат недоразумения, оно не учитывает, что квакеры издавна культивируют братство верующих на своих собраниях, что чрезвычайно существенно для правильного понимания духовной деятельности Друзей и их поведения в группе.

Исторически Друзья были склонны к антицерковности и сектантству; из-за их традиционного недоверия к институту церкви и к организованной религии нередко кажется, что у них не существует полноценной доктрины церкви, а насколько такая доктрина все же существует, она по своему складу явно тяготеет скорее к традиции «низкой церкви» , чем к литургической. На это некоторые могли бы возразить, что на самом деле квакерство представляет собой третью разновидность христианства (наряду с протестантизмом и католицизмом).

В семнадцатом веке Роберт Баркли считал религию Друзей особой разновидностью христианства. В двадцатом веке такие непохожие ученые, изучающие квакерство, как Говард Бринтон и Льюис Бенсон, пришли к тому же заключению. Что касается богослужения, Бринтон отмечает, что католическое богослужение строится вокруг алтаря и таинства Евхаристии; протестантское сконцентрировано на пастырских увещаниях и на проповедовании Слова с кафедры; а средоточие квакерского богослужения — это непосредственное переживание Бога в душе. Хотя исторически Друзья возникли из радикальных движений, близких английскому пуританству семнадцатого века (а стало быть и протестантизму), можно с уверенностью заявить, что с самого начала Общество Друзей отличалось некоторыми уникальными особенностями, отделявшими их от основных направлений христианства того времени. Друзья верили в то, что они воскрешают истинную новозаветную церковь или, по словам Уильяма Пенна, «возрождают изначальное христианство». Джордж Фокс утверждал, что церковь была отступнической и пребывала в запустении со времен Константина, если не раньше, и считал своей миссией возвратить к жизни утраченную церковь Иисуса Христа.

Кое в чем квакеры близки к анабаптистскому радикальному крылу Реформации и к традициям свободной церкви. Друзья имеют много общего с этими группами в том, что касается церковного устройства и порядков, и походят на них страстным стремлением к идеалу нравственной чистоты по заветам Нагорной проповеди. Наиболее полное выражение это нашло в квакерском Свидетельстве о мире, которое Друзья разделяют с менонитами и современной Церковью Братьев. Хотя все эти группы считают свое вероучение и практику единственно правильными и желали бы сделать их нормативными для всех христиан, факт в том, что господствующие церкви относятся к их радикальным свидетельствам, как к сектантским. Это означает, что они явно не образуют «церкви» по классификации Эрнста Трельча, и поэтому обычно рассматриваются как секты. (Трельч различает церковь, секты и мистицизм в качестве трех типов христианства.) Ближе к нашему времени, как показывает Джон Тимоти Террел, Друзья отошли от своих ранних, так называемых сектантских, порядков в церковной жизни, и многие из них перешли к укладу традиционных конфессий в церковной организации и практике. Он полагает, что в прошлом столетии эта тенденция выразилась в развитии института пасторства и переходе к программируемым богослужениям.

Друзья всегда понимали церковь как содружество верующих, так что в этом смысле вполне возможно выводить квакерское понимание церкви от самых истоков Общества. Место своих богослужений они называли «дом для собраний», а сообщество верующих, собравшихся для богослужения — «собрание». В двадцатом веке, однако, многие Друзья, придерживающиеся пасторской традиции программируемых богослужений и склонные к евангелическому толкованию доктрины и практики квакерства, называют место богослужения «церковь». Друзья-либералы, придерживающиеся традиции непрограммируемых богослужений, вообще возражают против использования слова «церковь», так как потеряли связь с новозаветным и раннеквакерским значением этого слова.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.friend
Отписаться

В избранное