Праздник перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари
(Изображение: базилика св. Николая в Бари, фото Википедии)
22 мая – память перенесения мощей святителя Николая из города Миры Ликийские в Бари. Этот город
расположен на юге итальянского полуострова у Адриатического моря в древней области Апулия.
А само событие произошло в 1087 г.
Но сначала немного истории. Около 1036 года провинция Ликия с Мирами подпала под власть турков сельджуков.
«Они прошли, - говорится в летописях, - по всем городам и селам, от Корсуня в Крыму до Антиохии и
Иерусалима, и при этом иссекали мужчин, а женщин и детей брали в плен и сжигали дома и имущество.
Церкви и монастыри опустели, и города перешли во власть неверных. Тогда были опустошены и Миры
Ликийские, в которых почивало тело святителя Николая».
Святителя Николая уже тогда почитали не только христиане, но и язычники и мусульмане, и потому понятно
желание жителей итальянских купеческих городов, торговавших с Малой Азией, приобрести мощи Николая
Чудотворца. Ведь он был один из самых известных святых и считался покровителем мореплавания.
Но особенно усердствовали власти Венеции и Бари. Они как бы состязались, кто кого опередит. Корабль из
Бар пришел в Миры первым. И тут произошла история, похожая на приключенческий роман.
Матросы сразу же двинулись в церковь св. Николая Чудотворца, благо, она была за стенами тогдашнего
города. А при церкви жило всего четыре монаха. Их запугали и заставили показать место, где находились
мощи. Найти их было непросто, потому что раку с мощами прятали под полом. Чтобы монахи не подняли шума,
баряне связали их, раскопали пол, нашли раку, быстро вынесли её из церкви и перенесли на корабль.
И только когда корабль отплыл, горожане узнали: иноземцы украли мощи. Люди стали сбегаться на
набережную, плакали и рыдали, но было уже поздно.
9 мая 1087 года после 19-дневного плавания мощи прибыли в Бари.
Жители города соорудили в честь святителя Николая великолепную церковь, и через три года после
перенесения мощей туда приехал Папа Римский Урбан Второй (+1099), который освятил её и поместил в
ней мощи. Предполагают, что именно он и установил праздник перенесения мощей святителя Николая, но как
местный, и только для Апулии. В других странах под юрисдикцией Папы его еще долго не знали.
Мы видим, все происходит на Западе. Способ «перенесения», а скорее похищения мощей далеко не самый
благовидный, хотя и ему есть объяснение. Величайшая христианская святыня была в опасности и могла
просто бесследно пропасть. А в Мирах, и в правду, её никто не мог защитить.
Но как этот праздник появился на Руси? Ведь у греков его нет? Из истории древней русской Церкви видно,
что он был установлен при митрополите Киевском Иоанне Втором (1077-1089) в 1089 году.
Почему русские посчитали это событие праздником, ответить трудно. Академик Е. Голубинский предполагает:
русским казалось, что перенесением мощей удалось уберечь их от иноверных, как тогда называли
мусульман, и сохранить в христианских руках.
Кроме того, православные греки из Италии, которых в Апулии жило много, и которые торговали с Киевом
вместе с итальянцами, могли уверять русских, будто перенесение совершилось по их желанию и при их
содействии, и будто святитель Николай пожелал лежать в неправославной Италии именно ради них православных.
Но если это так, то русские вполне резонно видели в перенесении мощей событие радостное, а не скорбное.
А множество чудес, которые по слухам тогда произошли в Бари, еще больше убеждали в правильности такого мнения.
Но есть и еще два важных момента.
Во-первых, этот праздник свидетельствует о том, что распад церковного единства между христианским
Востоком и Западом произошел не в 1054 году, а продолжался довольно долго. Известный богослов
протоиерей Иоанн Мейендорф (+1992) считает, что раскол по-настоящему начался с крестовыми походами,
и окончательно закрепился только после 4-го крестового похода (1204 г.), когда крестоносцы захватили
столицу Византии Константинополь и установили параллельную латинскую иерархию, так называемый
латинский патриархат.
А Н. М. Карамзин (+1826) вообще считает, что русские не чувствовали, что вводят праздник Западной
Церкви, который отвергают греки. «Мы, - говорит он, - имели тогда дружелюбные отношения с Римом».
И второй момент - нравственный. Перенесение мощей святителя Николая учит нас не привыкать к святыне.
Они были в Мирах с незапамятных времен, жители привыкли к ним, и потеряли ощущение, что это – дивное
чудо Божие, а не достопримечательность их города.
Так часто бывает и с нами. Я как-то был в Пскове, и долго спрашивал прохожих, где храм Одигитрии. Никто
не мог мне толком сказать, хотя многие всю жизнь прожили в Пскове и много раз проходили мимо него.
А церковь - шедевр древнерусской архитектуры, как оказалось, находится в центре города.
То же самое можно сказать и о нашей вере. Много ли мы знаем о ней. Привыкли и успокоились. Как-то
один уже пожилой человек на вопрос, как у него дела с верой, выпалил мне в ответ: «Я - крещеный с
детства!». И он абсолютно уверен, что этого вполне достаточно, чтобы считать себя не просто верующим,
а верующим хорошей пробы и со стажем.