Иисус сказал: Адам произошел от большой силы и большого богатства, и он недостоин вас. Ибо... смерти.
Верил ли Иисус в достоверность персонажей и событий Ветхого завета? Верил ли он в буквальную версию истории творения? Верил ли он в первого человека Адама, которого Бог сотворил “из праха земного”, и который после известных событий был изгнан из Эдемского сада? Эти вопросы заслуживают серьезного внимания. Поставьте себя на место обитателей мира, где не существует ни современной физики, ни геологии, ни палеонтологии, ни биологии - тех наук, которые объясняют происхождение вселенной и человеческой
жизни. Картина мира древних людей складывалась исключительно на основании мифов и легенд, которые – если воспринимать их буквально – расходятся утверждениями современных ученых. Иисус оперировал теми данными, которые были доступны ему и окружающим его людям.
Но ссылки Иисуса на Ветхий завет никоим образом не подтверждают буквальную истинность Ветхого завета. Особенно если учесть, что Иисус обращался к ним для иллюстрации своих собственных мыслей – точно так же, как мы можем обращаться к образам из литературы или кинематографа.
Сторонники буквального понимания Библии убеждены, что вера в божественный акт творения человека - основа нравственного сознания. Утверждение спорное. Стоит как следует взглянуть на историю и на современность - и мы увидим насилие и геноцид, совершенные верующими, уверенными что они представляют собой “образ и подобие Бога”. С другой стороны, мы увидим множество нравственных людей, полностью чуждых библейской мифологии.
На мой взгляд, учения о творении и эволюции не противоречат друг другу. Если Бог действительно есть “все во всем”, божественная творческая энергия может проявляться через последовательные этапы усложнения жизни - в соответствии с законами мироздания. Это логичнее чем творение из ничего, которое противоречит известному нам о мире на данный момент.
Но в чем же символическое значение истории об Адаме?
Традиционное богословие утверждает, что Адам нарушил заповедь и совершил “грех в глазах Бога”, потеряв тем самым состояние первозданной невинности. Спасение мыслится как возвращение к этой невинности. Но теологи не могут дать убедительного объяснения на вопрос: куда смотрел Бог? Если проявление свободной воли со стороны человека вызвало у Господа гнев и скорбь, такого Бога сложно назвать премудрым. Бог либо не ведал что творил, либо намеренно “подставил” человека – либо так называемое
“грехопадение” в действительности не было случайностью или ошибкой.
Христиане-метафизики считают основной проблемой людей не нарушение каких-то заповедей, а состояние невежества и сознание отделенности от Бога. На индивидуальном уровне это невежество порождает боль. Однако, нам необходимо увидеть состояние невежества как часть пути восхождения, который должен пройти человек. Оно – необходимый элемент Божьего порядка. Более того, если душа человека существовала до рождения, из этого следует что мы сами дали согласие на то чтобы родиться в мире и пережить опыт земного воплощения.
В глазах Бога нет ни грехов, ни ошибок, ни случайностей – и даже боль оказывается незначительным эпизодом космической драмы.
Мистические прозрения апостола Павла достигали удивительной глубины (даже несмотря на то, что его учение далеко не во всем совпадало с учением Иисуса). Так например, он писал: “Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Римлянам 8:18). Божье присутствие помогло ему увидеть отблески грядущего величия людей. Когда сияющий внутри каждого человека свет будет полностью раскрыт, о боли можно будет забыть, как о дурном сне.
Наша цель – не возвращение к невинности Адама, а движение вперед. Точка пространства и времени, где мы находимся – это точка отсчета, начальный момент для бесконечного эволюционного движения. Наш путь лежит вперед и вверх. Нам нет необходимости смотреть в прошлое и искать там образцы для подражания. Все они, в конечном итоге, не могут сравниться с той судьбой, которая ожидает нас.