Ислам - религия истины

  Все выпуски  

Ислам - религия истины


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 


ИСЛАМ - РЕЛИГИЯ ИСТИНЫ N78

10 Раджаба 1424 года хиджры (7.09.03)

 

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
МЕСЯЦ РАДЖАБ
(перевод Дамира Хайруддина)


Хвала Всеподчиняющему Аллаху ! Да благословит Он и приветствует избранного Пророка, его благое и пречистое семейство, а также его сподвижников !

Хвала Аллаху, Который говорит (перевод смысла) :
"И Господь твой творит, что хочет , и избирает" (сура ''Рассказ'', аят 68 ) . Атрибут избирания либо отбирания указывает на Его Господство и Единственность, а также на совершенство Его мудрости, знания и власти.

Один из аспектов Его избирания и предпочтения заключен в том, что Он избрал некоторые дни и месяцы, отдав им предпочтение перед другими. Среди всех месяцев Аллах выделил четыре, которые Он сделал священными, о чем говорится в следующем аяте Корана (перевод смысла):
"Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать по Книге Аллаха с того Дня, когда Он сотворил небеса и землю; из них четыре священны . Это прямая Религия , так не причиняйте же себе в них зла…" (сура ''Покаяние'', аят 36) .

Эти месяцы исчисляются согласно движению Луны, а не Солнца, как это делают неверные (куффар).

Указание на священные месяцы приводится в Коране, однако их названия в нем не упомянуты. Их названия упоминаются в Сунне :
Абу Бакра Нуфай' бин аль-Харис (да будет доволен им Аллах) передал, что (однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Время вернулось, (приняв) тот вид, который оно имело в тот День, когда Аллах создал небеса и землю. Год (состоит из) двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными. Три из них - зу-ль-ка'да, зу-ль-хиджжа и мухаррам - следуют друг за другом, а (четвёртым является) раджаб мудара, занимающий своё место между (месяцами) джумада (санийа) и ша'баном" (Аль-Бухари, Муслим).

Этот месяц был назван раджаб мудара потому, что (племя) мудар не искажало расчетное время данного месяца в отличие от остальных арабов, которые занимались фальсификацией месяцев и перестановкой порядка их очередности в зависимости от того, находились ли они в состоянии войны или нет. Именно на подобное перенесение (месяцев) указывает следующий аят (перевод смысла):
"Поистине, перенесение (священного месяца) - лишь увеличение неверия; заблуждаются в этом лишь неверные. Они делают дозволенным это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем сроком, который запретил Аллах, и этим сделать разрешенным то, что запретил Аллах" (сура ''Покаяние'', аят 37).

Также сообщается , что причина, по которой этот месяц относится к племени мудар, в том, что люди (этого племени) очень чтили и уважали его. Этим и объясняется то, почему этот месяц отнесен к ним.

Причина названия данного месяца

Ибн Фарис в "Му'джам макайис аль-Луга" (стр. 445) написал : "Буквы ''ра'', ''джим'' и ''ба''' образуют корень, который указывает на поддержание и подкрепление чего-либо одного чем-либо иным…Поэтому выражение ''раджабту-ль-шай''' означает : ''Я почтил это''…Этот месяц был назван раджаб потому, что они (т.е. доисламские арабы - прим. переводчика) чтили его, и он также почитается в Шариате".

Люди, жившие во времена джахилиййи (эпохи невежества до прихода Ислама - прим. переводчика), называли месяц раджаб ''мунассиль аль-асинна'' (тот, что заставляет снимать острые наконечники оружия), как об этом сообщается от Абу Раджа' аль-'Атариди, который передал (следующее) : "Мы (во времена джахилиййи) искали какую-нибудь каменную глыбу, а затем , если мы находили лучшую глыбу, то отбрасывали в сторону первую глыбу и останавливали свой выбор на другой. Если мы не могли найти какую-нибудь глыбу, то складывали кучу из грязи, затем приводили овцу и доили её на эту кучу грязи, а потом совершали вокруг неё обход (таваф). Когда наступал месяц раджаб, мы говорили ''мунассиль аль-асинна'' (тот, что заставляет снимать острые наконечники оружия) и не оставляли ни одного копья или стрелы, на которых были железные наконечники, не сняв их и не отложив в сторону во время месяца раджаб" (Это сообщение приводит аль-Бухари).

Аль-Байхаки сказал : "Люди, жившие во времена джахилиййи, почитали эти священные месяцы, особенно месяц раджаб, и они не воевали в течение этого месяца".

Раджаб - это священный месяц

Священные месяцы имеют особый статус, что также относится и к раджабу, ибо он является одним из этих священных месяцев. Аллах говорит (перевод смысла) :
"О вы, которые уверовали ! Не нарушайте святости обрядов Аллаха, ни священного месяца…" (сура ''Трапеза'', аят 2). Это значит : не нарушайте их святость, которую Аллах повелел вам чтить и запретил вам нарушать, ибо этот запрет включает в себя как порочные дела, так и порочные верования.

Аллах говорит (перевод смысла) : "…так не причиняйте же себе в них зла…" (сура ''Покаяние'', аят 36) , что значит : в эти священные месяцы. Слова "фи-хинна" (переведенные как "в них") относятся к этим четырем священным месяцам, как на то указал имам толкователей Корана Ибн Джарир ат-Табари (да помилует его Аллах).

Таким образом, нам следует внимательно относится к святости этих четырех месяцев, поскольку Аллах выделил их ввиду их особого статуса и запретил нам совершать грехи из уважения к их святости, ибо грехи, совершенные в это время, являются даже более тяжкими, исходя из святости времени, которое Аллах сделал священным. Поэтому в вышеприведенном аяте Аллах запретил нам проявлять несправедливость по отношению к самим себе, хотя это - т.е. причинение себе вреда, включающее и совершение грехов, - запрещено в течение всех месяцев года.

Ведение боевых действий во время священных месяцев

Аллах говорит (перевод смысла) :
"Они спрашивают тебя о священном месяце - сражении в нем. Скажи : ''Сражаться в нем - великий грех…''" (сура ''Корова'', аят 217) .

Большинство ученых-богословов заявляют, что (запрет на) сражение во время священных месяцев был отменен нижеследующим аятом (перевод смысла) :
"Когда ж священные месяцы пройдут, то убивайте многобожников везде, где б вы их не нашли…" (сура ''Покаяние'', аят 5) , а также другими аятами и хадисами, которые имеют общий смысл и включают в себя повеления сражаться с ними .

Другие же (ученые-богословы) говорят, что не разрешено первыми начинать боевые действия в течение священных месяцев, однако разрешено продолжать и завершать сражение, если оно началось в другое время. Подобным образом толкуется сражение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) против племен в ат-Таифе, поскольку боевые действия начались в Хунайне в месяце шавваль.

Вышеизложенное положение не относится к ведению боевых действий в качестве самообороны. Если враг нападет на мусульманские земли, то жители обязаны защищать себя, будь то в священный месяц или нет.

Аль-'Атира
(жертва, которая специально приносилась в месяце раджаб).

В эпоху джахилиййи арабы приносили в жертву животных во время раджаба в качестве поклонения своим идолам.

Когда пришел Ислам, то было предписано совершать жертвоприношения только Аллаху, и это деяние эпохи джахилиййи было отменено. Ученые-правоведы разошлись во мнениях относительно правомерности совершения жертвоприношений во время раджаба. Большинство ученых ханафитского, маликитского и ханбалитского мазхабов заявляли, что жертвоприношение ''аль-'атира'' было отменено. В качестве доказательства они приводят хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал : "Нет фара' (первый приплод, который многобожники приносили своим идолам) и нет 'атира" (Аль-Бухари и Муслим).

Представители шафиитского мазхаба говорили, что аль-'атира не была отменена, и они считали её рекомендуемым (мустахабб). Этого мнения также придерживался Ибн Сирин.

Ибн Хаджар сказал : "Это (мнение) подкрепляется хадисом от Нубайши, который приводят Абу Дауд, ан-Наса'и и Ибн Маджа , и на достоверность которого указали аль-Хаким и Ибн аль-Мунзир : "Один человек обратился к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) : ''Мы совершали жертвоприношения ''аль-'атира'' в месяце раджаб во времена джахилиййи. Что ты велишь нам делать?'' Он сказал : ''Совершайте жертвоприношения независимо от месяца…''".

Ибн Хаджар сказал : "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не отменил это по сути, однако он отменил саму идею совершения жертвоприношения специально в месяце раджаб".

В фетве Постоянного Комитета по Исламским Исследованиям и Фетвам сказано: "Что касается соблюдения поста специально в месяце раджаб, то нам неизвестно о каком-либо основании в Шариате поступать подобным образом".

Совершение малого паломничества ('умры) в месяце раджаб

Хадисы указывают на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал 'умру во время раджаба, поскольку сообщается , что Муджахид (да помилует его Аллах Всевышний) сказал : "(Однажды) мы вошли в мечеть вместе с 'Урвой бин аз-Зубайром и увидели там 'Абдуллаха ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который сидел, прислонившись к (стене) комнаты Айши. ('Урва) спросил его : "Сколько раз совершил 'умру Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ?" Он сказал : "Четырежды, и одну из них (он совершил) в (месяце) раджаб", а мы не захотели возражать ему. И тут мы услышали , что мать правоверных Айша чистит зубы (т.е. здесь имеется в виду звук, издаваемый зубочисткой-прим. переводчика) в своей комнате, и 'Урва сказал : "О матушка, о мать правоверных, слышишь ли ты , что говорит Абу Абд ар-Рахман (это была кунья 'Абдуллаха ибн 'Умара -прим. переводчика) ?" Она спросила : "Что же он говорит?" ('Урва) сказал : "Он говорит, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил 'умру четырежды (, в том числе) один раз в раджабе". (На это) она сказала : "Да помилует Аллах Абу Абд ар-Рахмана ! (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ) не совершил ни одной 'умры без него, но он никогда не совершал 'умру в раджабе !" (Текст хадиса согласован).

В "Сахихе" Муслима сообщается, что Ибн 'Умар, услышав это, не стал подтверждать либо опровергать (сказанное Айшой). Имам ан-Навави пишет : "Тот факт, что Ибн 'Умар промолчал, когда Айша отрицала то, что он сказал, указывает на то, что он запутался либо позабыл, либо был неуверен". Таким образом, специально выбирать месяц раджаб для совершения 'умры и верить, что совершение 'умры в раджабе имеет особые достоинства, является религиозным нововведением (бид'а). Ничто на этот счёт не передается, не говоря уже о том, что нигде не сообщается о совершении Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) 'умры во время раджаба.

Шейх 'Али ибн Ибрахим аль-'Аттар (ум. в 724 г.х.) сказал : "Одной из вещей, которую мне довелось слышать о жителях Мекки, да возвысит Аллах их положение, является то, что они часто совершают 'умру в раджабе. Это является таким (деянием), об обоснованности которого мне неизвестно. Всё , что мне (достоверно) известно, так это то, что передаётся в хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал : "(Совершение) 'умры в рамадане равнозначно (по награде совершению) хаджа" (Аль-Бухари, Муслим)".

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим (да помилует его Аллах) в своих фетвах заявил : "Что касается избирания некоторых дней раджаба для совершения любых видов благодеяний, зийарата (посещения Дома Аллаха - Каабы) или чего-либо иного, то подобное не имеет оснований (в Шариате), ибо имам Абу Шама в своей книге "Аль-Бида' ва-ль-Хавадис" указал : "Специально совершать акты поклонения в такое время, которое каким-либо особым образом не выделено в Шариате, неправильно. Ни к одному (периоду) времени не следует относится лучше, чем к другому, кроме тех случаев, когда Шариат отдал предпочтение определенному виду поклонения в определенное (для этого) время, либо же когда в Шариате указано, что любое благое дело, совершенное именно в это самое время выше (по награде) , чем благие дела, совершенные в любое другое время. Поэтому ученые-богословы осудили обычай выделять месяц раджаб для частого совершения 'умры".

Однако если человек совершает 'умру во время раджаба , не веря в то, что это имеет какое-либо особенное достоинство, ибо так уж совпало, что ему легче совершить её именно в данное время, то в этом нет ничего предосудительного.

Религиозные нововведения (бид'а) в месяце раджаб

Религиозное нововведение - это один из серьёзнейших вопросов, противоречащих Книге Аллаха и Сунне. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) скончался только после того, когда Религия была доведена до совершенства. Аллах говорит (перевод смысла) :
"Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу Религию, и довёл до конца Свою Милость вам, и одобрил для вас Ислам в качестве Религии" (сура ''Трапеза'', аят 3).

Передают со слов Айши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "(Дело того,) кто внесёт в наше дело (т.е. в Ислам) то, что не имеет к нему отношения, (будет) отвергнуто". (Аль-Бухари, Муслим) В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Любое дело того, кто совершит нечто несоответствующее нашему делу, (будет) отвергнуто".

Некоторые люди измыслили в месяце раджаб ряд религиозных нововведений, включая следующие :
1. Салят ар-Рага'иб. Эта молитва получила широкое распространение по прошествии первых и лучших веков, особенно в четвертом веке после хиджры. Некоторые люди выдумали эту молитву, совершаемую в первую ночь раджаба. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймиййа (да помилует его Аллах) сказал : "Молитва ар-рага'иб является религиозным нововведением согласно единодушному мнению ученых-богословов как, например, Малика, аш-Шафи'и, Абу Ханифы, ас-Саури, аль-'Ауза'и, аль-Ляйси и других. Все ученые-знатоки хадисов единодушны в том, что хадис, передаваемый на этот счёт, является вымышленным".

2. Передается о ряде важных событий, которые произошли в месяце раджаб, однако ни одно из этих сообщений не является достоверным. Передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) родился в первую ночь раджаба, и что на него была возложена пророческая миссия 27 либо 25 числа этого месяца. Ничто из вышеупомянутого не является истиной. Сообщается через цепочку передатчиков хадиса, которая не является достоверной, от Касима ибн Мухаммада , что Ночное Перенесение Пророка (аль-Исра') произошло 27 числа месяца раджаб. Это (число) было отвергнуто Ибрахимом аль-Харби и другими (знатоками хадисов). Религиозные нововведения, которые имеют место в этом месяце, включают в себя чтение рассказа о Вознесении Пророка (Ми'радж), празднование этого события 27 числа месяца раджаб либо же специальное выделение этой ночи для совершения дополнительных поклонений как, например, совершение добровольной ночной молитвы (кийам аль-ляйль) или соблюдение поста в течение этого дня, или проведение торжеств и празднеств. На некоторых празднествах к тому же происходят другие строго запретные (харам) вещи: смешение (незнакомых) мужчин и женщин, пение и музыка, что не разрешено и в Два Больших Праздника (Праздник Разговения и Праздник Жертвоприношения - прим. переводчика), предписанных Исламом, не говоря уже о вымышленных торжествах. Добавьте к этому ещё и то, что нет никаких доказательств в пользу того, что Ночное Перенесение и Вознесение (аль-Исра' ва-ль-Ми'радж) произошли именно в эту дату. Даже если бы это было доказано, то нет никакого повода отмечать это число проведением торжеств, поскольку ничто на данный счёт не сообщается ни от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , ни от его сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах), ни от кого-либо из первых праведных поколений этой уммы. Если бы в том заключалось благо, то они, конечно же, совершали бы это раньше нас. Да поможет нам Аллах !

3. Совершение молитвы, называемой ''Умм Дауд'', половину месяца раджаб.


4. Все мольбы (дю'а), которые специально читаются в месяце раджаб, являются подложными и вымышленными.

5. Посещение могил специально в месяце раджаб является религиозным нововведением (бид'а), поскольку могилы могут посещаться в любое время года.

Мы молим Аллаха ввести нас в число тех, кто почитает то, что Он сделал священным, и придерживается Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) явно и тайно, ибо только к Нему мы должны обращаться с мольбами, и Он способен нам даровать это. А в завершении нашей мольбы мы говорим: "Хвала Аллаху, Господу миров!"

[ПРИМЕЧАНИЕ ВЕДУЩЕГО РАССЫЛКИ: Для объективности, я хочу довести до сведения читателей, что молитва Рагаиб и другие события, которые произошли в месяц Раджаб являются предметом веры многих мусульман, которые имеют свои доводы в пользу всего этого. Говоря о них как о нововведениях, автор статьи привел свои данные. Эта точка зрения также существует в исламском мире, но не является единственной. Если среди читателей рассылки есть материалы, отрицающие утверждения о нововведениях, сделанные аль-Мунаджидом, то пусть пришлют их мне. Я их помещу в следующем номере рассылки.]

Краткая биография автора статьи

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид родился 30.12.1381 г. по хиджре. Он закончил школу в Эр-Рияде, а затем Университет в ад-Дахране (Саудовская Аравия).

Он посещал лекции шейха Абдул-Азиза ибн Абдуллы ибн Бааза, шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина и шейха Абдуллаха ибн Абдурахмана аль-Джибрина - все они являлись именно теми шейхами, у которых он обучался более всего. Он также проходил обучение у шейха Абдурахмана ибн Насира аль-Баррака и шейха Мухаммада, сына Сиди аль-Хабиба аль-Шанкити. Чтению Корана он обучился от шейха Са'ида Ааль Абдаллы.

Среди шейхов, которые обучали его, также были шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан, шейх Абдуллах ибн Мухаммад аль-Гунайман, шейх Абл аль-Мухсин аль-Замиль и шейх Абдурахман ибн Салих аль-Махмуд.

Что касается области правовых вопросов (фетв), то больше всего он здесь обучался у шейха Абдул-Азиза ибн Абдуллы ибн Бааза (рахимаху Ллах). Они поддерживали друг с другом отношения в течение 15 лет. Именно шейх ибн Бааз явился тем человеком, который сподвиг шейха аль-Мунаджида заняться преподавательской деятельностью и написал в Центр по Исламскому Призыву и Руководству (Марказ аль-Дава уаль-Иршад) в Даммаме, чтобы они сотрудничали с шейхом аль-Мунаджидом, организовывая лекции, проповеди и занятия. Благодаря шейху ибн Баазу (рахимаху Ллах) он стал проповедником (хатибом), имамом и преподавателем.

Шейх аль-Мунаджид преподает в соборной мечети Умар ибн Абдул-Азиз в г. аль-Хобар, где он является имамом. Эти занятия включают следующие предметы:

- Тафсир ибн Кясира ( толкование Корана ибн Кясира - рахимаху Ллах)
- Шарх Сахих аль-Бухари (комментарий к "Сахиху"аль-Бухари)
- Фетвы шейха ибн Теймийи
- Шарх Сунан ат-Тирмизи (комментарий к "Сунан"ат-Тирмизи)
- Шарх Китаб ат-Таухид (комментарий к "Книге Единобожия"шейха Мухаммада ибн Сулеймана ат-Тамими)
- Шарх 'Умдат аль-Ахкам филь-Фикх лиль Хафиз Абдаль-Гани аль-Макдиси

По средам он также дает серию уроков по образованию, а по субботам в 14:05 он ведет на радиостанции Священного Корана (Идхаат аль-Курануль Кярим) программу, которая называется "Байна набий (салла Ллаху алейхи уа саллям) уа асхабихи"(Между Пророком (салла Ллаху алейхи уа саллям) и его сподвижниками)

Он также принимает участие в некоторых телевизионных программах. Он также записал кассеты со своими различными уроками, среди которых, например, можно выделить следующие:
Ибн аль Каййим аль-Алим ар-Раббаани, Дурус уа ибар аль-Имам аш-Шафи, ан Набий (салла Ллаху алейхи уа саллям) кяаннакя тараху, Дурус уа ибар мин киссат аль-Хидр и т.д. ( более чем 275 тем).

Он также написал ряд книг, как, например, "Сотрудничайте в добре", "40 рекомендаций исламскому дому", "33 способа вырабатывания смирения в молитве", "Проблемы и их решения", "Я хочу покаяться, но …"и т.д.

Шейх аль-Мунаджид также организовал свой исламский сайт в Интернете "Ислам-Вопросы и Ответы" (http://www.islam-qa.com), который функционирует с 1997 года.

Статью прислал Дамир Хайруддин

Ведущий рассылки: Айдын Али-заде
Сайт рассылки: Ислам как он есть




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное