Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ислам - религия истины

  Все выпуски  

Ислам - религия истины N 80


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 


ИСЛАМ - РЕЛИГИЯ ИСТИНЫ N80

28 Шабана 1424 года хиджры (14.10.03)

 

Внимание!

1 Рамадана 1424 года попадает на 27 октября 2003 года. Правила соблюдения поста мусульманами в этот месяц можно прочитать по этому адресу: http://subscribe.ru/archive/religion.islam/200211/02145124.html


Айдын Али-заде
МАЛИКИТСКИЙ МАСХАБ - ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКО-ПРАВОВЫХ ШКОЛ ОРТОДОКСАЛЬНОГО ИСЛАМА

Маликитский масхаб - один из четырех школ ортодоксального суннитского Ислама. Основателем масхаба является Малик ибн Анас.

Малик ибн Анас был выдающимся мыслителем и правоведом. Он родился в 93 году в Медине. Его предки были родом из Йемена и занимались торговлей. В его семье было много знатоков хадисов и коранических наук, у которых он обучался с раннего детства. Одним учителей Малика ибн Анаса был его родной дядя Абу Сухейль. Затем его учителем стал известный ученый Ибн Хурмуз, в кружке которого молодой Малик обучался на протяжении 13 лет. Ибн Хурмуз умер в 117 году.

Объектом особого интереса Малика ибн Анаса являлись хадисы пророка и фетвы его сподвижников. Но, в то же время, он не ограничивался лишь этим и изучал все аспекты различных мировоззренческих проблем. Это было насущной необходимостью для молодого Малика ибн Анаса, так как не обладая широким кругозором, не рассматривая различные проблемы с подлинно научных позиций, было бы невозможно объективно исследовать различные проблемы. Развитию кругозора Малика ибн Анаса способствовало знакомство с различными учениями, которые были в то время распространены как в Халифате, так и в Медине, где он жил. Различные доктрины, методологические подходы к различным мировоззренческим проблемам были присущи хариджитам, мутазилитам, зейдитам, имамитам и другим группам, с которыми он был знаком. Вся эта мировоззренческая палитра стала объектом интереса Малика ибн Анаса. Он тщательно изучал также учения различных философских школ. Многое он изучил посредством своего учителя Ибн Хурмуза.

Человеческие познания Малик ибн Анас подразделял на три категории:

1. Знания, которые доступны для всех людей и актуальны в их повседневной жизни. К этой категории относятся знания по хадисам Пророка, фетвам сподвижников;

2. Знания, которые доступны только ограниченному кругу людей. Для многих людей, от изучения этих наук может быть больше вреда, чем пользы. К этим знаниям от относил воззрения различных философских школ, различных сект. Не всякий в состоянии правильно понять их, и может впасть в заблуждение. Причем нежелательно изучать эти учения даже для их опровержения, так как при этом не подготовленный человек может неверно оценить все аспекты проблем и впасть в заблуждение. Для изучения этих учений необходимо пройти тщательную подготовку, иметь большие знания, чтобы объективно подойти к этим вопросам. Но это удел немногих.

3. Знания, которые могут стать доступными только после длительных самоотверженных занятий подлинной наукой. К этим знаниям относится правоведение (фикх), основанное на мнении и суждении (рай) правоведа (факиха). Причем Малик ибн Анас выдавал правовые предписания только для произошедших событий. Те события, которые еще не произошли он не комментировал.

Малик ибн Анас был выдающимся знатоком хадисов Пророка и фетв сподвижников, которые он изучал у многих известных людей своего времени. Большое значение в его становлении сыграло то обстоятельство, что он жил в Медине, где находились потомки многих сподвижников Пророка. Они были живыми носителями исламской традиции и Малик ибн Анас мог ознакомиться с этим наследием непосредственно, с первых рук. Причем он был не просто знатоком преданий, но и систематизатором этого наследия. Особое внимание он уделял подбору и классификации хадисов, установлению личности их передатчиков (равиев) и их надежности.

Большое значение Малик ибн Анас придавал своему знакомству с членами семьи Пророка Мухаммада (Ахль аль-Бейта), которых он безгранично уважал, почитал и любил. В частности, ему посчастливилось посещать собрания самого Джафара ас-Садика, великого ученого и прямого потомка Пророка Мухаммада, у которого он почерпнул большие познания. Этому знакомству он придавал исключительное значение.

В то же время, Малик ибн Анас не ограничился только наукой о хадисах и стремился к разработке правовых методов для вынесения фетв, основанных на независимом мнении правоведа (рай). Таким образом, ссылаясь на исламское наследие, он существенно развивал правоведческую науку и сочетал традиционные методы с новыми. Этим самым он шагал в ногу с реалиями своего времени. Его учителем в области райя и его методологии стал мединский правовед Рабия ибн Абу Абдурахман.

После многих десятилетий упорного и плодотворного труда Малик ибн Анас начал преподавательскую деятельность. Возможно, она началась, после смерти Рабии, когда ему было 43 года. Долгие годы он преподавал в мечети Пророка в Медине, но затем он страдал простатитом и продолжал занятия у себя дома. Основными предметами его преподавания стала наука о хадисах и правоведение. Помимо правовых вопросов он занимался и проблемами доктринального, мировоззренческого характера, которые он рассматривал с позиции ортодоксального суннитского Ислама.

Малик ибн Анас обладал высочайшими моральными качествами, праведностью, простотой в общении. Среди отличительных качеств этого человека была его почти феноменальная память, способность запоминать огромное количество информации, заключенной в хадисах и различных правовых предписаниях. Он также был очень скромным человеком. Даже находясь в пике своей популярности в качестве великого ученого он не стеснялся публично заявлять о том, что он чего-то не знает. Порой он это говорил в ответ на, казалось бы, самые простые вопросы обывателей. К примеру, Кади Ийаз в «Мадарике» описывал случай с одним жителем Магриба (Северной Африки), который приехал к Малику ибн Анасу специально для того, чтобы получить ответ на свой вопрос. Однако в ответ тот сказал ему: «Кто это послал теся сюда с вопросом, на который я не знаю ответа?». На это житель Магриба спросил: «А кто же может знать ответ на этот вопрос»? Малик ибн Анас ответил: «Тот, кому это открыл Аллах».

О Малике ибн Анасе много писали его ученики. Одним из наиболее известных произведений, в котором почти полностью раскрыт образ этого великого человека является «аль-Муджаселат» Абдуллы ибн Вахба (ум. в 197 г.), который длительное время был учеником Учителя. Там собраны хадисы, которые от слышал от Малика ибн Анаса, примеры его высоких моральных качеств, его работы.

Что же касается книг самого Малика ибн Анаса, то ему приписывается несколько сочинений по мировоззренческим и правовым проблемам. Однако его авторство оспаривается некоторыми критиками.

Самым монументальным произведением же Малика ибн Анаса несомненно является всемирно известная «аль-Муватта». В этой работе он впервые собрал и сделал первую попытку систематизации хадисов, которые до этого были известны лишь в устной традиции. Также там нашли отражение различные правовые аспекты проблем, на основании которых он выдавал фетвы. В частности, «деяния мединцев», мнения табиинов и т.д.

Ученики Малика ибн Анаса:

1. Абу Абдулла, Абдурахман ибн Касим (ум. в 191)
Обучался праву у Малика ибн Анаса. Был также учеником египетского правоведа Лейса ибн Саада. Очевидцы писали, что он был самым способным учеником этих авторитетных людей. Являлся корректором самой авторитетной книги Маликитского масхаба «аль-Мувадданы». Умер в Египте.

2. Абу Мухаммад, Абдулла ибн Вахб ибн Муслим (125-197)
В течение двадцати лет обучался у Малика ибн Анаса и распространял маликитское право в Египте. Он также обучался праву и правоведению у египетского правоведа Лейса ибн Саада. Известен и как хадисовед.

3. Ашхаб ибн Абдулазиз аль-Кайси (150-204)
Обучался фикху у Малика ибн Анаса и Лейса ибн Саада. Был самым известным правоведом в Египте. Он являлся автором книги о о правоведческих методах Малика ибн Анаса «Мувадданат аль-Ашхаб».

4. Абу Мухаммад, Абдулла ибн Абдулхаками (ум. в 214)
Один из учеников Малика ибн Анаса. Возглавлял маликитскую школу правоведения в Египте после смерти Ашхаба ибн Абдулазиза аль-Кайси.

5.Ашбаг ибн Фарадж (ум. в 225)
Большой знаток принципов маликитского права. Обучался у Абдурахмана ибн Касима, Абдуллы ибн Вахба и Ашхаба ибн Абдулазиза. Жил в Египте.

6. Мухаммад ибн Абдулла ибн Абдулхакам (ум. в 268)
Обучался у маликитских правоведов и Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии. Был одним из самых выдающихся правоведов в Египте. У него обучалось много учеников из Северной Африки и Испании, которые распространяли принципы маликитского права на своей родине.

7. Мухаммад ибн Ибрахим аль-Искандари ибн Зияд (ум. в 269)
Был известен также под именем Ибн Мавваз. Большой знаток маликитского фикха. Жил в Египте. Автор одной из самых авторитетных маликитских книг «аль-Маввазия».

8. Абу Хасан, Али ибн Зияд ат-Тунуси (ум. в 183)
Известный североафриканский маликитский правовед. Ученик Малика ибн Анаса.

9. Абу Абдулла, Зияд ибн Абдуррахман аль-Куртуби (ум. в 193).
Был известен под именем Шабтун. Слышал Муватту из уст самого Малика ибн Анаса, учеником которого он был. В дальнейшем распространял учение своего учителя в Испании.

10. Иса ибн Динар аль-Куртуби аль-Андалуси (ум. в 212)
Один из учеников Малика ибн Анаса. Был известным испанским маликитским правоведом.

11. Асад ибн аль-Фурат ибн Синан ат-Тунуси (146-213)
Правовед и военачальник. Один из учеников Малика ибн Анаса и знаток права от Мединской школы правоведения. В то же время, был знатоком и Иракской правовой школы, которую он изучал у Абу Йусуфа и Мухаммада ибн Хасана аш-Шейбани. Он был родом из Нишапура. Командовал армией, которая была отправлена для завоевания Сицилии. Погиб в Сиракузах.

12. Йахйа ибн Йахйа ибн Касир аль-Лейси (ум. в 234)
Один из учеников Малика ибн Анаса, который распространял маликитское право в Испании. Был родом из Кордовы.

13. Абдулмалик ибн Хабиб ибн Сулейман ас-Сулами (ум. в 238)
Воглавлял маликитскую школу правоведения в Испании после смерти Йахйи ибн Йахйи.

14. Шахнун, Абдуссалам ибн Саид ат-Танухи (ум. в 240).
Один из видных деятелей маликитской правовой школы, родом из Северной Африки. Был учеником Малика ибн Анаса. Ему принадлежит авторитетная маликитская книга «аль-Муваддана».

15. Абу Марван, Абдулмалик ибн Абу Салама аль-Маджишун (ум. в 212)
Известный последователь правовой школы Малика ибн Анаса. Муфтий Медины.

16. Ахмад ибн Муаззал ибн Гайлан аль-Абди
Последователь правовой школы Малика ибн Анаса, современник и друг Абдулмалика ибн Абу Саламы аль-Маджишуна (ум. в 212). Был представителем маликитского правоведения в Ираке. Точные даты рождения и смерти неизвестны.

17. Абу Исхак, Исмаил ибн Исхак аль-Кади (ум. в 282)
Известный деятель маликитской правовой школы. Обучался у Ахмада ибн Муаззала. Распространял маликитское право в Ираке.

Убеждения Малика ибн Анаса

Малик ибн Анас считал, что убеждения людей состоят из веры, и выражения этой веры в словах и поступках. Вера может усиливаться. Относительно же ее ослабления, Малик ибн Анас ничего определенного не говорил.

Относительно Божественного предопределения и свободы воли человека, он признавал веру в кадар (предопределение), но, в то же время, признавал и свободу воли человека. Он ограничивался по поводу всего этого общими формулировками и не допускал субъективизма в этих вопросах, ссылаясь исключительно на ясные смыслы Корана и Сунны (нассы).

По проблеме совершения больших грехов мусульманами, он считал, что совершивший их человек понесет наказание, адекватное совершенному греху. Но, если Аллах пожелает, то может простить грешника. Могут быть прощены все грехи, помимо язычества и признания бругих богов помимо единого Творца.

Малик ибн Анас считал возможным лицезрение праведниками Аллаха в раю.

В государственных и политических вопросах Малик ибн Анас считал идеальным правление первых Праведных халифов - Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Он решительно отвергал шиитскую концепцию о верховной власти, согласно которой власть и руководство мусульманской общиной должно осуществляться только потомками Али ибн Абу Талиба.

Выборы халифа должны осуществляться в соответствии с традицией Праведных халифов. Для признания законности того или иного халифа достаточно, если ему присягнули жители Медины и Мекки. В противном случае, выборы халифа считаются недействительными, даже если за него проголосовали другие регионы Халифата.

Период жизни Малика ибн Анаса пришелся на период Омейядов, а затем первых Аббасидов. Как известно это были монархические династии. Принцип государственной власти, который полностью соответствовал Шариату был предан забвению после периода правления Праведных халифов. Но трезвомыслящий Малик ибн Анас понимал, что ни в коем случае нельзя пытаться возрождать преданные забвению принципы путем бунтов против «нечестивых» властей, как это делали группы хариджитов или радикально настроенных шиитов. Ведь такие методы неизбежно приводили к анархии, при которой в одночасье совершались такие преступления, которые не совершались бы на протяжении целых десятилетий со стороны самых тиранических режимов.

Поэтому Малик ибн Анас был противником всяких бунтов и считал, что праведное правление может быть даже при монархах. Как пример этого, он приводил Омейядского халифа Омара II ибн Абдулазиза, который был образцом благочестия и праведности. Он был последовательным сторонником терпимости относительно «нечестивой» власти.

Несмотря на бурные политические события своей эпохи, Малик ибн Анас оставался в стороне от них. Он не принимал ни сторону бунтовщиков, ни сторону тиранов. Как и многие ортодоксальные мусульманские мыслители, он считал, что тиранов нужно стремиться отстранить от управления государством, однако не позволительно делать это путем революций, бунтов, общественными потрясениями. Гораздо лучше попробовать воздействовать на них словом. «Нечестивую» власть необходимо поддерживать в тех делах, которые они делают в соответствии с Божественному порядком и не поддерживать ее, если они не действуют по закону Аллаха.

Метод Малика ибн Анаса

Для вынесения правовых предписаний и суждений Малик ибн Анас опирался на следующие источники:

1. Коран. Вынося правовые предписания, Малик ибн Анас прежде всего опирался на очевидные и недвусмысленные аяты Корана (нассы).

2. Сунна. Малик ибн Анас считал, что Сунной являются поступки и речения Пророка Мухаммада, правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев». Малик ибн Анас прежде всего опирался на хадисы мутеватир и машхур, которые отражали общеизвестные факты, были переданы многочисленными цепями передатчиков. Эти хадисы невозможно было подвергнуть сомнениям.

Но, в то же время, Малик ибн Анас признавал и хадисы от единичных передатчиков - ахад. Однако предпочитал им «деяния мединцев». Некоторые источники утверждают, что он предпочитал больше метод киййаса, чем выдвижение суждения по хадису-ахад. В целом же, он отвергал сообщение хадиса-ахад, если он противоречил ясным смыслам (нассам) Корана и хадисов-мутеватир и машхур. Отсюда следует, что Малик ибн Анас наряду с устоявшейся традицией считал необходимым применение доводов разума в выдаче фетв и применял методы суждения (рай).

3. «Деяния мединцев». Еще одним источником для вынесения правовых предписаний Малик ибн Анас считал «деяния мединцев», т.е. устоявшуюся после Пророка в среде населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть их сомнению. Он считал что этот источник более надежнее, чем хадисы в единичной передаче (ахад). Также, как и свой учитель Рабиа ибн Абу Абдурахман, он считал, что «информация переданная тысячами людей тысячам своих потомков предпочтительнее, чем информация, переданная одним человеком лишь одному человеку».

4. Фетвы сподвижников. Малик ибн Анас считал крайне важным учитывать в суждении правовые предписания (фетвы) сподвижников Пророка. К примеру, он выдал фетву о некоторых обязательных аспектах хаджа на основании этих данных и отверг единичный хадис-ахад от Пророка. Тут Малик ибн Анас подходил к проблеме исходя из того, что обряды хаджа сподвижники наблюдали от Пророка неоднократно. Поэтому чисто логически из этого следовало, что принимать их рекомендации более предпочтительнее, чем данные одного хадиса. Это вызвало критические отзывы от других мусульманских правоведов, например Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии. Кроме того, есть некоторые данные о том, что Малик ибн Анас считал также источником для суждения фетвы некоторых выдающихся табиинов. Но он не приравнивал их хадисам Пророка и принимал их с оговоркой того, что они не должны противоречить «деяниям мединцев».

5. Киййас и истихсан. Эти категории иджтихада также признавались Маликом ибн Анасом. Но отношение к истихсану у него несколько отличалось от словарного. Он считал, что если по какой-то проблеме нет ясности (насс) в Откровении, то необходимо применить предпочтительное решение проблемы, независимо от того, имеется возможность киййаса или нет. Дело в том, что суждение по аналогии, в ряде случаев, могло привести к сомнительным заключениям. Поэтому Малик ибн Анас в большинстве случаев отдавал приоритет предпочтительному мнению (истихсану).

6. Садду аз-Зарайи. Это какое-либо действие или вещь, которое в принципе, с большой долей вероятности, может привести к греху или может нанести какой-либо вред. Согласно Малику ибн Анасу, то, что может привести к греху, то греховно и запретно, а то, что может привести к добру, то поощряемо.

Формирование Маликитского масхаба

Наследие Малика ибн Анаса было таким значительным, что оно не могло быть предано забвению. Его ученики продолжали его дело и положили начало формированию одной из самых авторитетных школ (масхабов) мусульманского права. Этот масхаб распространился во многих странах. Среди последователей маликизма был и такой величайший мусульманский философ-перипатетик как Ибн Рушд, который совмещал принципы исламского мировоззрения с наследием Аристотеля.

Но в самой Медине, а также Хиджазе, этот масхаб не обрел популярности. Зато он распространился в Египте, но позднее там усилились позиции шафиизма. В Северной Африке маликизм также нашел своих многочисленных последователей. Несмотря на то, что там некоторое время укрепились позиции ханифзма, тем не менее, маликитский масхаб вернул там себе утерянные позиции и сегодня является доминирующим в этом регионе. Маликизм распространился также и в мусульманской Испании.

Таким образом, маликизм стал популярен на западе мусульманского мира, в то время, как на востоке он не получил распространения. Это объясняется тем, что большинство учеников Малика ибн Анаса были родом из западных регионов. Вернувшись на свою родину, они там развили положения этой школы.

Терминология маликитского масхаба

Аль-Мазхаб - маликитский масхаб.

Аль-Машхур - самое предпочтительное решение, которое поддерживается большинством маликитских улемов. Этот термин указывает нато, что в маликитском масхабе имеются различные мнения по проблемам.

Кила каза, ухтулифа фи каза, фи каза кавлани фа аксар - эти словосочетания обозначают то, что по какой-то проблеме имеются разные предписания в пределах маликитского масхаба.

Риваятан - принятие предпочтительного решения проблемы маликитскими улемами, если оно исходит от Малика ибн Анаса.

В маликитском масхабе имеются различные предписания по правовым проблемам. Поэтому муфтии этого масхаба выдают фетвы на основании наиболее популярного мнения , которое поддерживается маликитскими улемами. Если муфтий затрудняется дать предпочтение какому-то одному решению из большого количества предписаний, то, по мнению Шейха Алиша (ум. в 1299), он должен выбрать наиболее тяжелый вариант (наиболее категоричный). Однако другие маликиты считают, что в этом случае муфтий, наоборот, должен выбрать наиболее легкий вариант, так как Пророк Мухаммад всегда предпочитал легкость в религии.

Правовые решения проблем и мнения Малика ибн Анаса - основателя масхаба - в книге «Мудаввана» более предпочтительны, чем мнения Ибн Касима, которые также там содержатся. Но мнение Ибн Касима более предпочтительно, чем мнение других маликитских классиков, помимо Малика ибн Анаса.


Ведущий рассылки: Айдын Али-заде
Сайт рассылки: Ислам как он есть


*

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное