Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дороги Иакова Зеведеева

  Все выпуски  

Дороги Иакова Зеведеева: Вупперталь - Вермельскирхен. 1 часть.



Паломническая церковь в центре Леннепа. Свободное изображение Википедии, автор фотографии Hans Kadereit.
Паломническая церковь в центре Леннепа. Свободное изображение Википедии, автор фотографии Hans Kadereit.

1-й ЭТАП: СТАРЫЙ БАЙЕНБУРГ - ВЕРМЕЛЬСКИРХЕН
Первая часть


Протяжённость маршрута для пеших паломников - 20 км, для велопаломников - 17,5 км.

Общая характеристика маршрута

Этап начинается у монастырской церкви в Старом Байенбурге. К ней можно добраться рейсовым автобусом № 626 или 616 от станции Вупперталь-Обербармен. Из автобуса выходить на остановке Wuppertal Beyenburg Mitte. Далее подниматься от остановки автобуса вверх по дороге, всё время прямо, до самой церкви. Это примерно 250 метров, в случае сомнения направление покажут местные жители.

Если протяжённость этапа для вас велика, то его можно разбить на два подэтапа:

1а) Старый Байенбург - Леннеп (Lennep) (пешеходные 10,5 км);
1б) Леннеп - Вермельскирхен (Wermelskirchen) (пешеходные 9,5 км).

После посещения церкви и проставления печати паломника, дорога Иакова уводит в нижнюю часть посёлка и далее вдоль перегороженного плотиной Вуппера вверх по его течению. После крутого подъёма на южный лесной склон узкой долины реки, перелесками, полями и лугами мы выходим на холмистое водораздельное плато. Минуя небольшие, отдалённые от крупных поселений деревни, подходим ко второму по возрасту городу Берской страны Леннепу (Remscheid-Lennep), спускаясь к его историческому центру. За городом просёлочная дорога уводит в леса и луга, спускаясь к водохранилищу в долине ручья Эшбах (Eschbachtal). Перейдя плотину и поднявшись через лес наверх, попадаем в городок Вермельскирхен с видным издалека церковным куполом в центре.

По следам средневековых паломников

Байенбург считался одним из узловых пунктов на оживлённом старинном торговом пути из северной и средней Германии в Кёльн (через Зёст, Дортмунд, Хаген и Швельм). Эту дальнюю дорогу использовали также паломники, отправлявшиеся в Кёльн, пересекая в Байенбурге таможенный (пограничный) мост через Вуппер, построенный в 1335 году, и переходя по нему из Вестфалии в Рейнские земли. Здесь располагался пограничный пункт Порта Вестфалика (Porta Westfalica). Чуть дальше, примерно в 1 км от границы, на холме над рекой тогда располагалось зажиточное хозяйство Штайнхаус, служившее приютом и пунктом обслуживания паломников и путешественников. Ранее, в 1298 году, хозяин этой господской усадьбы "Штенхус" граф Бергский, пригласил сюда братьев фламандского католического монашеского ордена Святого Креста (Братья Креста, Kreuzbrueder) из города Юи (Huy) на реке Мааас в Бельгии, где располагался их уставной монастырь, для основания часовни на пути паломников.

Чудотворный образ Богородицы СНЕЖНОЙ в Байенбурге. Свободное изображение Википедии, автор фотографии Frank Vincentz.. Понятно, что для монахов условия жизни вблизи оживлённого торгового пути и совсем не аристократические манеры и обычаи посетителей были совершенно неподходящими для тихой молитвы и общения с Богом. Поэтому Братья Креста по благословению кёльнского архиепископа основывают в конце XV века свой новый монастырь на "Горе Байенбург ("Berg Beyenburg"). C этого времени паломники стали получать ночлег и останавливаться на отдых и для лечения в новом монастыре, а усадьба Штайнхаус потеряла для христианского люда всякое духовное значение. Свидетелем тех времён доныне остаётся земельная дорога № 411, полностью проложенная по старинному торговому и паломническому пути от Байенбурга в направлении Леннепа.

В Леннепе многочисленные признаки указывают на то, что этот городок был важным населённым пунктом, в котором отдыхали паломники, направлявшиеся в Сантьяго де Компостела. Например, современные паломники прямо на входе в историческую часть города проходят по "переулку Паломника" (Pilgergasse) у бывших городских Швельмских ворот (Schwelmer Tor). Далее можно встретить названия улиц "Кулинарный переулок" (Kuchengasse) и "переулок Осколка" (Splittergasse), которые могут быть связаны с размещением на них мест продовольственного снабжения и больницей. Вероятно, именно с массовым движением вестфальских паломников через Леннеп связано изменение собственника местной центральной церкви (католический приход становится протестантским).

Первоначально на этом месте располагалась приусадебная часовня, освящённая во имя святого Николая Чудотворца. Затем, в начале XIII веке, она была перестроена в церковь и переосвящена во имя апостола Иакова Зеведеева. C большой долей вероятности можно утверждать, что церковь святого Иакова служила местом ночлега для паломников дороги Иакова. Выйдя из Леннепа Кёльнскими вратами, паломники продолжали путь в направлении Рейна.

Из истории паломнических приютов дороги Иакова

В 813 году святой император Людвиг Благочестивый (народное почитание православными верующими Германии) призвал ко своему двору в Ахен святого Венедикта Анианского (750-821) (народное почитание православными верующими Германии и Франции) для более точной формилировки правил монашеской жизни, разработанных святым Венедиктом, игуменом Нурсийским (480-560) (святой русской православной церкви). На Ахенских Соборах 816 и 817 годов улучшенное "Правило святого Венедикта" признано к выполнению всеми монастырями тогдашней Франкской империи. Его положения усиливали аскетизм монашеской жизни и ограничивали некоторые недопустимые вольности. В главе 56 было сформулировано: Любой иностранец, стучащий в монастырские двери, должен быть встречен как Христос, ибо Он сказал: "Я ... был странником и вы принялм Меня" (Мф. 25, 35). "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал. 6, 10).

В настоящее время это правило безоговорочно выполняется всеми монастырями, от крупных до самых малых. Поныне совсем небольшой монастырь в Старом Байенбурге, в котором проживает всего несколько монахов (можно пересчитать на пальцах одной руки), радушно принимает на ночлег всех паломников дороги Иакова, которых здесь, кстати, не так уж и много. Кроме того, монастырское положение о предоставлении приюта дальним паломникам становится ныне действительным для церквей, образовательных учреждений и даже отдельных лиц, в особенности, если они сами ранее уже приобрели опыт трудностей паломнической жизни.

Cоответственно и паломники, по возвращении из паломничества, становятся такими же гостеприимными хозяевами. С другой стороны, в Германии всё чаще состоятельные люди, совершив дальнее паломничество, начинают безвозмездно финансировать паломническое движение и конкретные приюты для современных молодых паломников, в том числе финансируя строительство новых приютов, ясно понимая, что обществу крайне необходимо сохранение и приумножение христианской духовности в современном бушующем мире человеческих страстей.

Продолжение следует. Автор рассылки Алексей Потупин.

Сайт ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО.


В избранное