Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 10 октября


Святые 10 октября
Святой Франциск Борджа
(местная память)
Франциск Борджа, SJ (RM)

Также известен как Francis Borgia y Aragon, Francisco de Borja, Франсиско де Борха. Родился в Гандии (Gandia), Валенсия, Испания в 1510; умер вскоре после полуночи 30 сентября 1572 в Риме; канонизирован в 1671.

Фамилия Borgia (Borja) вызывает неприятные ассоциации; однако святой Франциск выделяется среди тех, кто принёс ей такую известность. Он был потомком семьи, в которой были Папа Каллист III (Callistus III, 1455-1458), и пра-правнуком человека, ставшего приснопамятным Папой Александром VI, имевшего четырёх детей к моменту своего восшествия. Александр VI приобрёл герцогство Гандиа для своего сына Петра, и после смерти Петра, отдал его другому сыну, Хуану, убитого вскоре после своей свадьбы.

Франциск был старшим из 14 детей Хуана, третьего герцога Гандиа, и Хуаны Арагонской, незаконнорождённой дочери короля Фердинанда Арагонского. Двое его братьев стали кардиналами, один аббатом, один архиепископом, а двое из её сестёр стали настоятельницами. Франциск обучался риторике и философии у своего дяди, архиепископа Сарагосского.

С 1528 года десять лет маркиз Ломбей (Lombay), святой Франциск, был советником у императора Карла V. В Алькала де Энарес (Alcalá de Henares) Франциска поразила внешность человека, заключённого в тюрьму инквизиторами: это был святой Игнатий Лойола. Франциск сопровождал императоре в походе на Прованс. В возрасте 19 лет (1529) Франциск взял в жёны Элеонору де Кастро (Eleanor de Castro), от которой у него было восемь детей.

В 1539 императрица Изабелла умерла, и Франциск со своей женой сопровождали траурную процессию от Толедо до Эльвира (Elvira). Когда они прибыли к могиле, гроб открыли, и вид разлагающегося тела императрицы, бывшей красавицей при жизни, глубоко поразил Франциска. С тех пор он посвятил себя горячей молитве, и часто принимал Причастие. Тогда же он установил первые контакты с объезжающими свой округ иезуитами.

В этот же год император Карл V назначил его своим наместником в Каталонии, чьей столицей была Барселона. Он оказался примерным губернатором; но стал неугоден всем из-за своих решительных действий в борьбе с продажным правосудием, угодному знати и правителям. Позднее он писал: «Это случилось, когда я был наместником короля в Каталонии, когда Бог готовил меня стать генералом Общества Иисуса.» Он молился так много, как мог, не забывая о своих обязанностях и о растущей семье. Причащался же он столь часто, что это порождало кривотолки.

В 1543 умер его отец, и Франциску по наследству перешли все его титулы, включая герцога Гандии, и поместья. Одно время он служил домоуправляющим у принца Филиппа. Хуан, король Португалии, отказался признать за ним эту должность в семье Филиппа, когда тот разорвал помолвку с дочерью Хуана, и тогда Франциск вернулся в своё герцогство, где хотел построить иезуитскую коллегию. Он использовал то время для того, чтобы основать доминиканский монастырь в своём поместье, восстановить больницу, укрепить Гандию для защиты от нападений мавров и варваров-пиратов. Его жена также хотела построить монастырь, но к большому горю Франциска, умерла в 1546, так и не успев воплотить свои планы, и оставив после себя восьмерых детей, самому младшему из которых было восемь лет.

Вскоре после смерти Доньи Элеоноры блаженный Пётр Фейвр (Peter Favre) заехал ненадолго к герцогу в гости. Пётр уехал в Рим с донесением святому Игнатию, что его хозяин твёрдо намерен стать иезуитом. Игнатий посоветовал ему подождать, пока он не устроит своих детей и не закончит свои начинания. Тем временем он для получения докторской степени по богословию учился в открытом им же университете Гандии. Франциск подчинился, пока на следующий год его не вызвали ко двору. Тогда он срочно написал святому Игнатию, который позволил ему тайно принять обет. 40-летний Франциск покинул Рим 31 августа 1550, принял обет, и спустя четыре месяца вернулся в Испанию.

Получив разрешение от императора, Франциск передал свои титулы и имения старшему сыну Карлу, и позаботился также и о остальных своих детях. Уединившись в затворничестве в Окате (Oсate) рядом с Лойолой, Франциск побрил голову и бороду, надел монашеское облачение, и был рукоположен в священники на Троицу 1551 года. Его поступок, который он по совету святого Игнатия до последнего момента держал в тайне, стал большой неожиданностью для всех, и его прозвали «святой герцог». На его первую Мессу, которую он отслужил в Вергара (Vergara), собралось столько народа, что её пришлось проводить вне храма, и длилась она несколько часов. Папа пожаловал полную индульгенцию за помощь в служении на Мессе.

Своим смирением и полным воздержанием он делал всё, чтобы все забыли о его благородном происхождении, но его дарования было скрыть невозможно. На его проповеди сбиралось огромное количество народа в Испании и Португалии. Он ходил по деревням с колокольчиком, собирая детей на воскресные школы, уча и проповедуя, в особенности в Гипузкоа (Guipuzcoa). Настоятель монастыря, в которомы был Франциск, обходился с ним сурово, чтобы преодолеть последствия его бывшего возвышенного положения.

Настоятелю, однако же, не следовало столь беспокоиться об этом. Франциск наложил на себя суровое умерщвление плоти. Когда Франциск только обратился, он был очень упитан, но вскоре физические ограничения привели его к нормальным пропорциям. Когда в послушании он был вынужден ослабить свои суровости, он стал задумываться о физических лишениях, чтобы напомнить себе о своём месте перед Богом. Уже позднее он признавался, что был неумерен в своих аскезах.

Во время своих поездок с проповедями по Испании он познакомился с святой Терезой Авильской. Он одним из первых понял, что это великая святая. Позднее, по возвращении в Испанию, он активно защищал её от преследователей, когда её исповедник стал утверждать, что её видения - это бесовские уловки. Франциску, самому получившему множество знамений милости Господней, понадобилось всего лишь раз переговорить с ней, чтобы убедиться в том, что её видения на самом деле божественные, и после этого святая Тереза предстала перед иезуитскими исповедниками.

В 1554 святой Игнатий Лойола назначил его главой отделения ордена в этих странах и Индиях. На этой должности Франциск добивался того, чтобы о малоизвестных в то время иезуитах больше узнавали, основывал многочисленные монастыри и коллегии, находил множество новых достойных братьев, был в услужении у отрёкшегося от престола Карла V и вдовствующей королевы Хуаны, потерявшей рассудок пятьдесят лет назад после смерти мужа. Королева Хуана испытывала некоторого рода отвращение к духовенству, однако позволила Франциску приносить ей успокоение на своём смертном одре.

Между святым Франциском и Инквизицией была вражда, а король Филипп II прислушивался к его клеветникам и завистникам. Тем не менее он продолжал работать в Португалии до 1561, когда его вызвал в Рим Папа Пий IV, побуждаемый генералом иезуитов, отцом Лейнезом (Laynez). Среди тех, кто регулярно слушал проповеди святого Франциска, были кардинал Карл Борромео и кардинал Гисльери (Ghislieri, Пий V).

Четыре года спустя Франциск был единогласно избран генералом иезуитов. Орден добился очень многого за время его семилетнего правления; его называют вторым настоятелем. Фактически Франциск положил крышу на то основание, выстроенное святым Игнатием. Он пересмотрел устав ордена в 1567 г.

Франциск уделял особое внимание улучшению Римской коллегии (сейчас Грегорианский университет), которую он в своё время обеспечил средствами. Он призывал иезуитов отправляться в заморские миссии. Он построил Sant'Andrea on the Quirinal, заложил знаменитую церковь Джезу в Риме, основал польскую провинцию, строил коллегии во Франции и открывал миссии в Америке. В 1566, когда Рим поразила чума, он собирал деньги для помощи бедным и отправлял своих священников в больницы ухаживать за больными.

Как генерал Общества Иисуса Франциск был одним из главных фигур контр-реформации. Франциск был образцом святого из испанской знати: он был отважным, скромным, утончённым, добрым, щедрым к другим и суровым к себе. Он подписывался «Франциск Греховодник», но святой Игнатий не приказал ему не делать этого. Как писал своему другу в письме епископ Картахены, он был «образцовым герцогом и совершенным христианским дворянином.»

В 1571 Папа святой Пий V выбрал святого Франциска сопровождать в поездке по европейским столицам миссию, возглавляемую кардиналом Бонелли, для поддержания крестового похода против турков; о нём уже были наслышаны, собиралось множество народа, кричавшие, «Мы хотим видеть святого», шумно требовавшие его проповеди. Но утомление подтачивало его слабое здоровье. Когда он приехал в дом своей двоюродного брата, герцога Альфонсо Феррарского, ему стало настолько плохо, что его повезли в Рим на носилках.

В последние минуты жизни Франциск вслед за своим братом Фомой, перечислявшим имена своих детей и внуков, произносил каждому из них своё благословение. Когда Франциск больше не мог говорить, послали за художником, чтобы тот зарисовал его внешний вид. Франциск увидел его, выразил неудовольствие своими умирающими руками и глазами и отвернул лицо так, чтобы ничего нельзя было запечатлеть. Святой умер спустя два дня по возвращении в Рим. Он был типичным аристократическим святым: скромным, решительным, деятельным, располагающим к себе людей всех сословий своей добротой и учтивостью (Attwater, Benedictines, Bentley, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Walsh, Yeo).

Изображается иезуитом, держащим череп, увенчанным имперской диадемой. Иногда череп находится на книге; на других изображениях он преклоняется перед Святым причастием (Roeder).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное