Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"БО"

"И сказал Всевышний Моше (пророку Моисею): Войди к фараону..." Пойди к нему. На иврите - бо, войди. От этого слова - название нашей недельной главы - Бо.

О чем она рассказывает? О драматическом финале противоборства между фараоном, египетским правителем, не желавшим отпустить евреев, и Моше, который требовал, чтобы евреям была дарована свобода. Моше победил. Евреи, вчерашние крепостные государства, обрели свободу. И как они этой свободой распорядились? Выйдя из Египта, взяли на себя обязательство соблюдать заповеди Всевышнего. Зависимость от людей поменяли на зависимость от Творца мира. И больше никогда ни у кого из смертных не ходили в рабах!

Вплоть до нашей главы (всю первую книгу Торы, Берешит, и первые две главы второй книги Торы, Шмот) мы учили историю. Историю первой еврейской семьи - семьи Авраама, затем Ицхака, потом Яакова, его двенадцати сыновей, переселив- шихся в Египет и там размножившихся. Теперь текст Хумаша, Пятикнижия, полученного Моше, вводит нас в новую область - не истории, а законов, по которым, выйдя из Египта, будут жить евреи... Пора становиться народом. Пора получать Тору.

Первая заповедь Торы приведена в нашей главе: "Этот месяц (месяц выхода из рабства) будет для вас началом месяцев..." В ней говорится о том, что отныне евреи будут сами устанавливать начало каждого месяца.

Все заповеди, о которых мы читали до сегодняшней главы, такие как обрезание, давались частным лицам - нашим праотцам. Например, Аврааму было сказано (об этом мы читали в книге Берешит), чтобы обрезался он и все мужчины его дома, а также все его потомки мужского рода. Но теперь начинается собственно Закон, данный всему народу. Раньше, до получения Торы на Синае, можно было выбирать - обрезаться или нет (Эсав, сын Ицхака, внук Авраама, решил остаться необрезанным). После получения Торы, после того как евреи добровольно взяли на себя обязательство выполнять ее заповеди, нельзя быть необрезанным - это нарушение Закона!

Первые "статьи и указы" еврейского Закона начинаются с недельной главы Бо. Но почему не с первых строк первой книги Берешит?

Где вы видели кодекс законоположений, начинающийся с исторической преамбулы? Какая конституция сначала повествует о том, как, кем и когда она была принята, а потом приступает к списку статей и параграфов?

Этот вопрос задает великий комментатор Раши (1040-1105, Восточная Франция), разъясняя смысл первого стиха Торы: "В начале создал Всевышний небо и землю". Приводим перевод его необычайно интересного замечания, которым начинается знаменитый "Комментарий Раши на Тору".

"Сказал раби Ицхак (отец самого Раши): надо было начать Тору не со слов "В начале создал...", а со стиха "Этот месяц будет для вас...", ибо (в этом стихе приводится) первая заповедь для еврейского народа. И какова причина того, что (Всевышний) начал со слова берешит (в начале)? Потому что сказано (в Теилим, Псалмах): "О могуществе Своих дел рассказал (Всевышний в Торе) Своему народу - чтобы дать ему то, чем владеют (другие) народы". (Это означает, что) если скажут народы мира евреям: "Захватчики вы, ибо силой присваиваете владения (живших в Эрец Исраэль до вас)!" - то евреи могут ответить: "Вся земля принадлежит Творцу. Он ее создал и дает тому, кому хочет. По Своему желанию дал им, по Своему желанию отобрал у них. И дал нам!"

Сам по себе комментарий требует объяснения. Из псалма следует, что причина присутствия в Торе "исторической" части - в том, чтобы знать, как отвечать другим народам, когда они захотят обвинить нас в захвате чужих земель. В Торе написано об Аврааме, о том как Всевышний обещал дать Святую землю его потомкам, о том, как то же обещание повторил всему народу, вышедшему из Египта. Это и есть наш документ!

Нам возразят: допустим, для евреев - документ. Но откуда следует, что и для остальных народов тоже? Тем более, для народов современных? Другими словами, вся проблема в том, чтобы другие народы, по крайней мере все "заинтересованные стороны", признали Тору документом.

Представьте, так и произошло - признали! Христиане - когда объявили нашу Тору святой книгой под именем Ветхий Завет. Мусульмане - когда провозгласили в Коране о святости Пятикнижия, полученного через пророка Мусу (Моше). Вроде, других претендентов на Землю Израиля пока нет.

Так написал Раши девять столетий назад, передав нам сведения, полученные им от своих учителей. Сегодня этот комментарий актуален как никогда: единственный документ на владение Эрец Исраэль - это Тора.

Составитель Реувен Пятигорский, Иерусалим


Предыдущие главы Торы были посвящены Исходу из Египта. Событие это положило начало истории народа Израиля. Чтобы заставить египетского фараона отпустить евреев, Б-г обрушил на страну Нила невиданные прежде сверхъестественные бедствия. Они приходили и уходили по слову пророка Моше в точно указанный день и час. Каждое из бедствий само по себе было чудом, т.е. происходило вопреки всем законам природы. Наконец цель была достигнута - фараон, не стерпев страданий, согласился отпустить евреев. Весной 1312 года до новой эры народ Израиля покинул берега Нила и вышел в просторы Синая.

Вот что мы читаем в сегодняшней главе Торы "Бо": "И сказал Г-сподь Моше: ...Вы выходите сегодня, в месяц весны. И будет, когда введет тебя Г-сподь в землю, о которой Он клялся отцам твоим дать тебе, землю, текущую молоком и медом, то совершай служение в этом месяце. Семь дней ешь мацу (пресный хлеб) и в седьмой день - праздник Г-споду... И да будет тебе знаком на твоей руке и памятником между глазами твоими, чтобы было ученье Г-спода в устах твоих, что рукою крепкою вывел тебя Г-сподь из Египта".

Что означают эти странные слова: "знак на твоей руке и памятник между глазами твоими"? Один из старейших комментаторов Торы раби Авраам ибн Эзра приводит два толкования. Первое из них - "пшат", простое значение, а второе - "драш", внутреннее и подчас завуалированное значение текста. Первое его толкование, "пшат", утверждает, что перед нами метафора. "Знак на руке" и "памятник между глазами" означают одно: память об Исходе из Египта всегда должна быть свежа в наших сердцах, те чудеса, что видели мы на берегах Нила, должны всегда быть у нас перед глазами.

Второе толкование, "драш", Ибн Эзра черпает из Талмуда. Талмуд понимает приведенный нами стих не метафорически, а буквально: необходимо навязать на руку и на голову конкретные ощутимые знаки, напоминающие нам об Исходе из Египта. Отсюда происходит заповедь тфилин, или филактерий. Тфилин представляют собой две коробочки; в каждой из них четыре пергамента с отрывками из Торы, напоминающими об Исходе из Египта. Их накладывают перед утренней молитвой на левую руку, ближе к сердцу, и на голову, в области лобных долей мозга - центра мышления.

Обратите внимание - Ибн Эзру вовсе не беспокоит, что первый его комментарий противоречит второму. В Торе существует несколько уровней понимания текста, один глубже другого.

С подобной ситуацией вы можете столкнуться при чтении какого-нибудь психологического романа: герой говорит одно, думает в то же время другое, а чувствует третье. Однако в романе автор полностью раскрывает противоречащие друг другу слова, мысли и чувства героя. В Торе же текст содержит лишь намеки на внутреннее содержание. Полностью оно раскрывается в устной Торе, комментирующей письменную. Встречая в трудах одного и того же комментатора разные толкования, мы видим, что они противоречат друг другу, но знаем, что они и сосуществуют друг с другом, как сосуществуют слова, мысли и чувства человека, хотя в то же самое время он говорит одно, думает другое, а чувствует третье.

Здесь же перед нами парадокс: простое поверхностное понимание текста - метафора: Тора требует от нас сохранить в сердцах память об Исходе из Египта. Более глубокое понимание текста - буквальное: сделай себе тфилин, конкретные предметные знаки, которые всегда напомнят тебе о великом событии.

Связь между заповедью тфилин и Исходом из Египта определяется средневековым комментатором Рамбаном так: все чудеса, сопровождавшие Исход, призваны были продемонстрировать всемогущество Б-га, укрепить веру евреев в то, что Он создал мир и управляет им по своему желанию. Однако человек склонен забывать, с течением времени ослабевает впечатление и от самого грандиозного события. Пройдут годы, и чудеса Исхода не смогут более пробудить восхищение и раздуть в сердцах пламя веры. Поэтому, - продолжает Рамбан, - Всевышний повелел, чтобы мы увековечили память о тех событиях в специальных знаках, чтобы записали то, что видели в Египте, на руке и между глазами.

По мнению Рамбана, тфилин напоминают нам об Исходе так же, как застывшие куски лавы напоминают об извержении вулкана. Надевая тфилин на голову и левую руку, еврей оживляет в мозгу и в сердце восхищение перед грандиозными чудесами и придает своей вере эмоциональный оттенок.

Совершенно другой подход находим мы в книге раввина Авраама Кука. Вот что он пишет: "Память о чудесах должна быть запечатлена в мозгу и в сердце, вместилищах мысли и чувства, для того, чтобы превратить человека из грубого материалиста в существо, способное на духовную жизнь. Вся суть Исхода из Египта - борьба с материальной основой жизни, погружающей человека в сферу узких интересов желудка. Основа эта необычайно сильна. Чтобы одолеть ее и озарить все существо человека дивным светом, скрытым в его душе, мы вынуждены прибегать к помощи тфилин".

Исход из Египта был не только освобождением из физического и государственного рабства, но и освобождение из рабства духовного. Египет был оплотом материальной культуры, мощнейшей "светской" державой того времени. Потребовалась крепкая рука Всевышнего, чудеса и знамения, чтобы освободить евреев от рабства. Однако Исход не завершился тогда, 3300 лет назад, он продолжается каждый день, в жизни каждого человека, борющегося со своей природой, со своим тупым эгоизмом. И здесь мы нуждаемся в крепкой руке, в помощи Всевышнего. Поэтому Он дал нам заповедь тфилин: на левой руке - в помощь сердцу и на голове - в помощь разуму.


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное