Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Предоставлено: © 1997 Швут Ами

рав Ицхак Вайс

МЕСТО ВРЕМЕНИ

Еврейское восприятие хода истории и концепция времени, представленная в Торе

Широко известен еврейский взгляд на мир как на упорядоченную систему событий, которая организуется под действием воли человека в некоторую конструкцию времени, имеющую цель. Конструкция называется историей. Целеобразование обусловлено Торой. Упорядоченность вносится выполнением заповедей, исходящих от Творца мира. Такой взгляд, в принципе, не чужд и не еврейским концепциям. По крайней мере на уровне упорядоченности. Например, по мнению французского мыслителя Мишеля Фуко ("Слова и вещи") порядок - это то, что задается в вещах как их внутренний закон. Все, что мы, евреи, сюда добавляем, так это только концепцию Б-га, ибо порядок предполагает Создателя.

Итак, если говорить о внутреннем законе, порядок истории задается моральной нормой, которая как бы встроена в каждого человека на уровне души. Получается, что внутреннее, личностное устройство каждого из нас обуславливает ход развития всего человечества.

История - это не что иное, как порядок событий. Год - порядок праздников Торы. Порядок одного праздника, например, Песаха - это Седер, являющий собой последовательность некоторых, специально оговоренных операций, призванных привести человека в определенное состояние (слово седер на иврите и есть порядок, последовательность).

Но есть в таком взгляде на событийность, переживаемую родом людей, нечто специфически еврейское, поскольку до ощущения Б-га может дойти любой человек; здесь же таится по-настоящему резкое отличие от любой другой точки зрения. Оказывается, время - непросто параметр нашего существования. Нет, время и есть место нашего существования. Мы живем не в точке пространства, не столько в пространстве, - сколько в текущем, непрерывно меняющемся и обновляющемся моменте времени. И началась эта история с Синая.

До Исхода из Египта мы, как и остальные народы, что называется, жили в обычном трехмерном мире. Выйдя на свободу, мы лишились пространственной координаты, но, став жить буквально везде, приобрели нечто большее - мы поселились в истории. И первым событием этой мировой глобальной истории стало Дарование Торы. Праздник Шавуот. Первый миг упорядоченной хронологии бытия. До этого все - подготовка. После этого все - реализация предначертания. Старт прозвучал тогда; теперь же - только передача эстафетной палочки от поколения к поколению. Передача в ожидании грядущего финала.

Самый маленький элемент такого построения - год. Он полностью повторяет год прошедший. Те же сезоны, тот же порядок природных явлений. Случаются погодные катаклизмы разного рода, но все они находятся в заданном диапазоне климатических вариаций. События надприродного, социального плана - их лучше назвать происшествиями - в принципе обладают индивидуальностью, но и они представимы скорее как эпизоды года, но не века, ибо ничего веконосного нет ни в одном происшествии, переживаемом человечеством. Для нееврея в таком повторении скрыто обоснование точки зрения, из которой мир смотрится как непрерывное кружение, лишенное новаций, - причем скорее по кругу, чем по гегелевской спирали. Ибо - ничто не ново под солнцем, как сказал царь Шломо, мудрейший из людей.

Под солнцем ничто не ново. Но ново над солнцем. На уровне Торы. Там земные события принимают провидческую окраску. Их можно выстраивать на уровне пророчества. Их можно переживать заранее, вернее, строить - как выстраивал пророк Моше вышедший из Египта народ в новую общность, которая обладала не известными ранее для других народов характеристиками, - народ Торы. Все это было настолько непривычно, что племена мира заявили: не народ вы! Ни земли у вас нет, одной на всех и на все времена, ни языка, ни культуры. С этой точки зрения мы действительно не народ. Но есть у нас нечто большее - Тора, она же время, в котором мы живем.

Все люди переходят из зимы в весну, из весны в лето. И мы вместе со всеми. Но для остальных новый сезон - еще одна весна, еще одно лето. А для нас - лето, которое добавляется к тому, что было год назад. Мы как бы возводим еще один этаж, еще одно кольцо на срезе ствола развития человечества.

Наш круг, по которому мы бежим. не стоит на месте. Надо лишь уметь посмотреть за обод колеса, выглянуть из мира, спрятанного под солнечным круговоротом. Мы тоже катимся по замкнутой на самой себе окружности, но только - обновляясь на каждом витке, приближаясь с каждым оборотом к цели общей истории. И началась эта история с событий, которые отмечаются нашим праздником Шавуот, - с Дарования евреям Торы.


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное